Крейсера проекта 1134
Содержание:
Оценка проекта
Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов | |||||||
Характеристики | «Белкнап» | «Тракстан» | «Калифорния» | «Вирджиния» | «Витторио Венето» | «Каунти» | «Бристоль» |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Число кораблей в серии | 9 | 1 | 2 | 4 | 1 | 8 | 1 |
Водоизмещение, стандартное/полное, т | 6570/7 890 или 7930 | 8200/8 927 или 9200 | — /10 150 | — /11 000 | 7500 или 8000/8 850 | 5200/6200 или 6 800 | 5650/6750 или 7700 |
Главные размерения, м (наибольшие) | 166,7×16,7×8,7 | 171,9×17,7×9,4 | 181,7×18,6×6,3 | 178,3×19,2×6,4 | 179,6×19,4×5,2 | 158,7×16,5×6,1 | 154,5×16,8×6,9 |
Энергетическая установка | Паротурбинная,85 000 л. с. | Ядерная,60 000 л. с. | Ядерная,60 000 л. с. | Ядерная,60 000 л. с. | Паротурбинная,73 000 л. с. | Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. | Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с. |
Максимальная скорость, узлов | 34 | 30 | 30 | 30 | 32 | 30 | 30-32 |
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов | 8000/20 | 400 000/20 | Практически не ограничена | Практически не ограничена | 6000/20 | 3500/28 | 5000/18 |
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) | ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) | ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) | ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) | ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) | ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) | ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) | ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32) |
Артиллерийское вооружение | 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 | 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 | 2х1 — 127-мм/54 | 2х1 — 127-мм/54 | 8х1 — 76-мм/62 | 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм | 1х1 — 114-мм/55 |
Торпедное вооружение | 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА | 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА | 2х3 — 324-мм ТА | 2х3 — 324-мм ТА | 2х3 — 324-мм ТА | Нет | Нет, имеется бомбомёт Limbo |
Авиационное вооружение | Нет | Нет | Только ВПП | 1 вертолёт | 6-9 вертолётов | 1 вертолёт | Нет |
Экипаж | 388 — 395 | 479 — 490) | 533 — 550 | 519 | 550 | 440 — 471 | 407 — 433 |
История создания
К середине шестидесятых годов обозначилось новoе направление развития флота — поиск и уничтожение атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Именно стремительное нарастание угрозы ракетно-ядерных ударов с морских направлений требовало скорейшего количественного и качественного увеличения мощи сил противолодочной обороны ВМФ СССР. Создание дальней зоны ПЛО стало важнейшей задачей для флота. 10 августа 1964 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным вооружением. В январе 1965 года было принято решение о строительстве кораблей по новому проекту и за его основу Северным ПКБ был взят «Беркут» с модификацией в сторону увеличения его противолодочных возможностей. Соответствующим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была поставлена точка в строительстве «Беркутов» и определена постройка кораблей нового проекта, получившего название пр.1134А шифр «Беркут-А». Тактико-техническое задание определяло следующее предназначение кораблей данного проекта:
- поиск, обнаружение, слежение и уничтожение АПЛ противника в удаленных районах Мирового океана;
- придание боевой устойчивости тактическим группам флота;
- обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны кораблей и судов на переходе морем.
Технический проект 1134-А разрабатывался в северном ПКБ в 1964—1965 годах. Главным конструктором был назначен В. Ф. Аникиев, заместителями главного конструктора: Ю. А. Бабич, М. С. Натус и В. Д. Рубцов. Главными наблюдающими от ВМФ по проекту 1134-А были капитан 2 ранга О. Т. Сафронов, затем — капитан 2 ранга М. А. Янчевский и с 1970 года — инженер-капитан 2 ранга М. А. Котлер.
В номере проекта, его шифре явно просматривается связь с предшественником, хотя, по своему боевому предназначению, это был уже совершенно другой корабль, с существенными изменениями не только в составе вооружения, но и конструкции. При этом следует отметить: по проекту размерения корабля изменялись незначительно (ширина оставалась прежней), что обуславливалось размерами построечных мест. Также необходимо было в максимальной степени унифицировать комплектующее оборудование нового и старого проектов. Разработка чертежей происходила с указанием детальных установочных размеров, что исключило переделки и подгонки на корабле при монтаже оборудования и корабельных систем, также учитывалось внедрение прогрессивных технологий сборки корпуса.
Литература[править | править код]
- Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
- Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
- Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
- Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
- Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.
История[править | править код]
Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 2 февраля 1968 года. Закладка корабля состоялась 29 февраля 1969 года на судостроительном заводе имени Жданова в Ленинграде. 22 января 1970 года корабль был спущен на воду, 25 октября 1972 года вступил в строй.
22 января 1973 года был включён в состав ВМФ. В апреле совершил переход на Северный флот, 25 апреля того же года приказом главнокомандующего СФ был переведён в состав Краснознамённого Северного флота.
В июне-декабре 1974 года проходил свою первую боевую службу в Атлантике, совершил заходы на Кубу и в Марокко. Также во время турецкого вторжения на Кипр участвовал в эвакуации советских граждан с острова. 3 июля 1992 года разоружен и исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 31 декабря 1992 года расформирован и в 1994 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.
История строительства
Строительство
Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.
Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.
Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..
История постройки и службы крейсеров проекта 1134 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | заводской номер | Зачислен в списки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Исключён |
«Адмирал Зозуля» | С-791 | 26.07.1964 | 17.10.1965 | 05.10.1967 | 08.10.1967 | 05.07.1994 |
«Владивосток» | С-792 | 24.12.1964 | 1.08.1966 | 1.08.1968 | 01.08.1969 | 01.01.1991 |
«Вице-адмирал Дрозд» | С-793 | 16.06.1965 | 26.10.1965 | 18.11.1966 | 27.12.1968 | 01.07.1990 |
«Севастополь» | С-794 | 8.06.1966 | 28.04.1967 | 25.09.1969 | 25.09.1969 | 15.12.1989 |
Испытания
Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.
Литература
Литература
Примечания
- По техническому проекту 1134А предполагалась численность экипажа в 343 человека, из них 33 офицера; реальный штат экипажей построенных кораблей включал в себя 385 человек, в том числе 42 офицера.
- Ранее имя К. Е. Ворошилова в советском флоте присваивалось лёгкому крейсеру проекта 26.
- Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б.
- В дальнейшем, к весне 1980 года, американцы подготовили военную операцию по освобождению заложников из Тегерана, в которой задействовались и авианосцы «Нимиц» с «Корал Си» — их палубной авиации отводилась роль поддержки с воздуха. Операция под кодовым названием «Орлиный коготь» в апреле 1980 года окончилась полным провалом, поэтому с Ираном пришлось договариваться об освобождении заложников в обмен на разморозку иранских счетов за рубежом.
Литература
- Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
- Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
- Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
- Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
- Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.
Виды
История строительства
Строительство
Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.
Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.
Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..
История постройки и службы крейсеров проекта 1134 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | заводской номер | Зачислен в списки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Исключён |
«Адмирал Зозуля» | С-791 | 26.07.1964 | 17.10.1965 | 05.10.1967 | 08.10.1967 | 05.07.1994 |
«Владивосток» | С-792 | 24.12.1964 | 1.08.1966 | 1.08.1968 | 01.08.1969 | 01.01.1991 |
«Вице-адмирал Дрозд» | С-793 | 16.06.1965 | 26.10.1965 | 18.11.1966 | 27.12.1968 | 01.07.1990 |
«Севастополь» | С-794 | 8.06.1966 | 28.04.1967 | 25.09.1969 | 25.09.1969 | 15.12.1989 |
Испытания
Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.
История строительства
Строительство
Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.
Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.
Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..
История постройки и службы крейсеров проекта 1134 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | заводской номер | Зачислен в списки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Флот | Исключён |
«Адмирал Зозуля» | С-791 | 26.07.1964 | 17.10.1965 | 05.10.1967 | 08.10.1967 | СФ, с 9.10.1986 БФ | 05.07.1994 |
«Владивосток» | С-792 | 24.12.1964 | 1.08.1966 | 1.08.1968 | 01.08.1969 | СФ, с 10.02.1970 ТОФ | 01.01.1991 |
«Вице-адмирал Дрозд» | С-793 | 16.06.1965 | 26.10.1965 | 18.11.1966 | 27.12.1968 | БФ, с 8.04.1975 СФ | 01.07.1990 |
«Севастополь» | С-794 | 8.06.1966 | 28.04.1967 | 25.09.1969 | 25.09.1969 | БФ,с 11.02.1980 ТОФ | 15.12.1989 |
Испытания
Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.
История строительства[править | править код]
Строительствоправить | править код
Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.
Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.
Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..
История постройки и службы крейсеров проекта 1134 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | заводской номер | Зачислен в списки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Флот | Исключён |
«Адмирал Зозуля» | С-791 | 26.07.1964 | 17.10.1965 | 05.10.1967 | 08.10.1967 | СФ, с 9.10.1986 БФ | 05.07.1994 |
«Владивосток» | С-792 | 24.12.1964 | 1.08.1966 | 1.08.1968 | 01.08.1969 | СФ, с 10.02.1970 ТОФ | 01.01.1991 |
«Вице-адмирал Дрозд» | С-793 | 16.06.1965 | 26.10.1965 | 18.11.1966 | 27.12.1968 | БФ, с 8.04.1975 СФ | 01.07.1990 |
«Севастополь» | С-794 | 8.06.1966 | 28.04.1967 | 25.09.1969 | 25.09.1969 | БФ,с 11.02.1980 ТОФ | 15.12.1989 |
Испытанияправить | править код
Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.
История службы
Учения на крейсере во время похода 2010 года
На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.
За 16 лет прошёл 140 000 миль.
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.
По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.
Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.
По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».
Литература
История строительства
Строительство
Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.
Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.
Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..
История постройки и службы крейсеров проекта 1134 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | заводской номер | Зачислен в списки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Исключён |
«Адмирал Зозуля» | С-791 | 26.07.1964 | 17.10.1965 | 05.10.1967 | 08.10.1967 | 05.07.1994 |
«Владивосток» | С-792 | 24.12.1964 | 1.08.1966 | 1.08.1968 | 01.08.1969 | 01.01.1991 |
«Вице-адмирал Дрозд» | С-793 | 16.06.1965 | 26.10.1965 | 18.11.1966 | 27.12.1968 | 01.07.1990 |
«Севастополь» | С-794 | 8.06.1966 | 28.04.1967 | 25.09.1969 | 25.09.1969 | 15.12.1989 |
Испытания
Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.