Чабаненко, андрей трофимович

Все «за» и «против» травмата Shark

В принципе, все положительные стороны этой модели травматического пистолета уже были рассмотрены выше. «За» говорят и малые габариты, и вес оружия, и его способность при коротком стволе стрелять зарядами большой мощности. В положительном аспекте рассматривается как само качество сборки, так и некоторые моменты в использовании оружия.

Однако, как и всякая модель травматического, да и вообще любого оружия, «Шарк» имеет и свои недостатки:

  • Первый выстрел из-за конструкции УСМ невозможно произвести самовзводом даже при наличии патрона в патроннике. Курок необходимо взвести предварительно, непосредственно перед выстрелом;
  • Магазин пистолета имеет один ряд патронов, что требует времени и сноровки для перезарядки;
  • Магазин вставляется в рукоятку под определённым углом, что требует также определённых навыков и времени;
  • Проблема с боевыми припасами. В комплект входит только один магазин, и пополнить быстро запас не получится, потому как защёлка расположена внизу рукоятки и неудобна в действии, особенно если стреляющий находится в перчатках;
  • При большой кучности стрельбы, точность стрельбы всё-таки придётся корректировать самому, отрегулировав целик и мушку. При стрельбе травматик отклоняется чуть выше и влево.

История[править | править код]

Проектирование корабля началось в 1970-е годы. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 28 февраля 1989 года. Спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания начались в 1995 году. Включён в состав ВМФ 28 января 1999 года. Первым командиром стал Игорь Александрович Быков.

БПК «Адмирал Чабаненко» принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. Флагман отряда — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

6 декабря 2008 года БПК «Адмирал Чабаненко» стал первым российским военным кораблём, который вошёл в Панамский канал со времён Второй мировой войны.

В ноябре 2009 — апреле 2010 года БПК «Адмирал Чабаненко» обеспечивал безопасность судоходства в районе Африканского Рога и Аденском заливе, сопроводив 17 конвоев из более чем 60 судов. Передав вахту кораблям Тихоокеанского флота, корабль с 11 по 13 апреля 2010 года находился с визитом в испанском порту Сеута . 29 апреля вернулся в Североморск .

В июне 2012 года лидер Демократической левой партии Турции Масум Тюркер (Masum Türker) заявил, что турецкий самолёт-разведчик RF-4E, пропавший 22 июня 2012 года во время полёта в территориальном пространстве Сирии, был сбит ракетой с БПК «Адмирал Чабаненко».

C апреля 2014 года находится в ремонте на СРЗ-35.

Ремонт продлится до 2022 года.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 КСФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 КСФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 КСФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 КСФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 КСФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 КСФ В резерве
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Синий —находится в ремонте или на модернизации Серый —выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный —списан, утилизирован или потерян

Характеристики корабля

  • Водоизмещение: 7740/8320 тонн. Размерения: 163,5 х 19 × 7,8 м.
  • 2 вертолёта в ангарах (Ка-27ПЛ и Ка-27РЦ)
  • 2 х 4 ПУ (ЛЕ-190) ракет 3М-80 «Москит»
  • 8 х 8 вертикальных ПУ (ЗС-95) ЗУР «Кинжал» (64 ракеты)
  • Арт: 1 х 2—130 мм (АК 130) 360 выстрелов; 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик»
  • 2 х 10 РКПТЗ «Удав», 2 х 4 — 533 ТА, 26 мин
  • РЛС МР-760 «Фрегат» — МА, РЛС МЗ 350 «Подкат» (обнаружения низколетящих целей), РЛС «Вайгач», БЗ — 212, ГАК «Звезда» — 2
  • Комплекс связи «Кристалл».
  • 4 газ. турб., 2 винта, 65 000 л.с. (2 маршевых ГТУ М-9 по 10 000 л.с. и 2 форсажных ГТУ М-21 по 22 500 л.с.)
  • 32 узла (полная), дальность 6000 миль (на 14 узлах) при 2000 тонн топлива в перегруз
  • Автономность — 30 суток.
  • Экипаж — 296 человек

Особенности классификации

К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».

Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн

Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.

В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.

В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

История создания БПК проектов 1155 и 1155.1

Развитие американского атомного подводного флота шло в 60-е годы чрезвычайно быстрыми темпами. Постоянное улучшение основных характеристик субмарин привело к устареванию советских БПК первых серий. Кроме того, к началу 70-х годов уже было известно о проектировании новых, еще более совершенных, подводных лодок.

БПК проекта 1134А «Маршал Тимошенко». Корабли этого типа предполагалось использовать в качестве прототипа при разработке проекта 1155

Чтобы не отстать от своего главного противника, командование советского военно-морского флота разработало техническое задание, предусматривающее создание больших противолодочных кораблей нового проекта, обозначенного как 1155. Документация была передана в ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро.

Исходная идея заключалась в максимальном использовании опыта, полученного при создании БПК проекта 1134А. Это позволяло, в частности, использовать при строительстве кораблей уже имеющиеся стапели. Несмотря на всю привлекательность такого решения, от него в итоге пришлось отказаться – размеры БПК проекта 1134А были слишком малы для того, чтобы разместить на его палубе два вертолета, не хватало их и для установки новейшего гидроакустического комплекса.

Таким образом, уже на самом начальном этапе конструкторам пришлось существенно увеличить водоизмещение корабля – с четырех до семи тысяч тонн. Изменились очертания носовых обводов корпуса, а затем и форма кормы. Это позволило «расчистить место» под вертолетные ангары.

Строительство головного корабля «Удалой», предназначенного для Северного флота, началось летом 1977 года, на специально сооруженном стапеле в Калининграде. Все необходимые работы проводились судостроительным . Спустя три года БПК «Удалой» спустили на воду, а всего было изготовлено 12 кораблей этой серии. Последний из них, «Адмирал Пантелеев», был введен в строй за несколько дней до распада СССР, 19 декабря 1991 года.

БПК «Адмирал Пантелеев», последний корабль проекта 1155, в порту Дананг

Следует отметить, что большие противолодочные корабли проекта 1155 являлись узкоспециализированными. Чтобы одинаково успешно бороться как с подводными, так и с надводными целями, они должны были взаимодействовать с эсминцами проекта 956, на борту у которых имелись противокорабельные крылатые ракеты. Теоретически это позволяло увеличить эффективность, но на практике привело к значительным сложностям.

Согласованные действия кораблей разных типов требуют значительных усилий и не всегда могут быть осуществлены. Поэтому в 80-е годы прошлого века было принято решение разработать более универсальный БПК для нанесения ударов по субмаринам, надводным кораблям, сухопутным и воздушным целям. Так появился проект 1155.1 (иногда используется «слитное» обозначение 11551).

В этом случае уже не потребовалось вносить существенные изменения в форму и размеры корпуса, что позволяло осуществлять строительство на уже имеющемся стапеле в Калининграде. Первый большой противолодочный корабль проекта 1155.1 получил название «Адмирал Чабаненко», вторым должен был стать «Адмирал Басистый». Всего планировалось изготовить не менее 10 этих БПК.

История создания

Предшественники

БПК «Вице-адмирал Кулаков» проекта 1155

Непосредственными предшественниками БПК проекта 11551 являлись БПК проекта , по водоизмещению и размерениям близкие к эсминцам проекта 956 и предназначенные для совместной с эсминцами работы. По существу, БПК проекта 1155 представляли собой газотурбинный вариант эсминцев с более мощной гидроакустикой, ПЛРК вместо ударных ракет и постоянным ангаром на два вертолёта вместо одного на эсминцах.

Предпосылки к созданию

Получив опыт океанской службы эсминцев типа «Современный» и БПК типа «Удалой», а также с учётом достигнутого прогресса в совершенствовании корабельных газотурбинных установок, в руководстве ВМФ СССР было решено совместить достоинства обоих проектов в одном универсальном корабле.

Проектирование

Проект 11551 (шифр «Фрегат») был разработан Северным ПКБ под руководством В. П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК проекта 1155: отсутствие ударных ракет, относительная слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Первые чертежи нового корабля появились в 1982 году, а завершён проект в 1983 – 1984 годах.

Где найти репу и семена репы в Valheim?

Общие сведения

В начале 1980-х годов советский ВМФ начал пополняться эсминцами и БПК нового поколения, несущими самые современные на тот момент образцы ударного и противолодочного вооружения. Эти корабли — БПК проекта 1155 и эсминцы проекта 956 — были спроектированы для работы в паре, взаимно дополняя боевые возможности друг друга. БПК обеспечивал поиск и уничтожение подводных лодок, а эсминец работал против надводных и, при необходимости — наземных целей; задачи ПВО корабли решали совместно. Расчётная эффективность такой пары при охранении корабельных соединений в океане превосходила возможности пары самых современных на то время американских эсминцев типа «Спрюэнс», что вполне естественно: при прочих равных условиях специализированный корабль свою узкую задачу будет решать заведомо лучше, чем универсальный. Недостаток подобного решения состоит в том, что разнотипные корабли пары осложняют комплектование отрядов и манёвр наличными силами. Кроме того, разнотипное вооружение, энергетические установки (на БПК — газотурбинные, на эсминцах — котлотурбинные) и ходовые качества кораблей затрудняют их снабжение и совместное маневрирование.

Исходя из этих соображений, было решено спроектировать более универсальный корабль, который за счёт отказа от части специализированного вооружения мог бы решать задачи как эсминцев, так и БПК. Новая конструкция базировалась на проекте газотурбинных БПК типа «Удалой», сохранив от предшественников мощную гидроакустическую станцию и размещение на борту сразу двух противолодочных вертолётов. От эсминцев новый проект получил главный ударный комплекс крылатых ракет (вместо ракето-торпед противолодочного комплекса) и 130-мм универсальную артиллерию. По своим боевым возможностям такой корабль уже являлся скорее эсминцем, но за ним сохранили официальную классификацию «большой противолодочный корабль». Проект получил обозначение 11551.

На стапелях калининградского судостроительного завода «Янтарь» новые корабли должны были сменить строившиеся там БПК типа «Удалой» и далее строиться крупной серией (не менее 10 единиц). Головной корабль проекта, «Адмирал Чабаненко», был заложен в 1988 году, второй — «Адмирал Басистый» — в 1990-м. Однако далее отделение от СССР прибалтийских республик в 1991 году и приход там к власти антироссийски настроенных правительств превратило Калининградскую область России в изолированный анклав, что существенно затруднило снабжение завода «Янтарь» необходимыми для строительства ресурсами; к тому же в условиях тяжёлого экономического кризиса на продолжение строительства просто не хватало средств. В итоге серия кораблей проекта 11551 так и не была построена, и в боевой состав флота с большой задержкой ввели только головной «Адмирал Чабаненко».

Общие сведения

При проектировании новых БПК в 1970-е годы конструкторы постарались максимально учесть опыт строительства и службы предшествующих серий кораблей этого класса, устранив присущие им недостатки и применив наиболее совершенные и перспективные образцы вооружений. Газотурбинная энергетическая установка нового поколения, отличаясь компактностью и экономичностью, должна была сбалансировать проект, позволив уложиться со всем необходимым вооружением и оборудованием в пределы ограниченного водоизмещения. БПК проекта 1155 «Фрегат» получились мощными и современными боевыми единицами, вполне эффективными для задач ПЛО. Задуманные для совместной работы с эсминцами проекта 956, они взаимно дополняли боевые возможности друг друга, обеспечивая широкий спектр задач от охранения океанских соединений и противолодочной борьбы до поддержки десантов.

После 1991 года, в условиях резкого сокращения оборонных расходов и списания большей части корабельного состава, именно БПК этого проекта остались в числе немногих активно продолжающих службу кораблей российского флота. Вплоть до настоящего времени БПК проекта 1155 образуют основу океанских соединений ВМФ России, при необходимости обеспечивая эскорт более крупных боевых единиц (авианосного или ракетных крейсеров) в дальних походах и демонстрируя отечественный Военно-Морской флаг в различных точках Мирового океана.

«Адмирал Спиридонов», однако, был не так удачлив, как другие корабли его типа, и прослужил недолго: уже в 1993 году его перевели в резерв 2 категории, а в 2002 году исключили из состава флота и утилизировали.

Кому корабль обязан своим именем

Большой противолодочный корабль своим именем обязан командующему Северным флотом А. Т. Чабаненко, занимавшему эту должность с 1952 по 1962 годы.

Андрей Трофимович родился на Украине 17 октября 1909 года. С молодости связал свою судьбу с военным флотом. После военно-морского училища служил офицером на подлодках (ПЛ) Черноморского флота.

В 24 года ему доверили командование субмариной на Тихоокеанском флоте. Через пять лет в его подчинении был уже дивизион ПЛ, а в 1940 году – бригада.

В 35 лет Чабаненко получил звание контр-адмирала.

После войны Андрей Трофимович проходит академические курсы при Военно-морской академии и назначается командиром Южно-Сахалинской военно-морской базы. В конце 1947 года офицер направляется в академию Генштаба. После ее окончания принял командование Северным флотом.

В период командования флотом Чабаненко провел большую работу по развертыванию военно-морских баз, разработал тактику действий ПЛ и отработал ее практически, готовил и проводил первые полярные походы атомных ПЛ.

Вооружение БПК проекта 1155.1

БПК имеет современное вооружение, отражающее его многоцелевую сущность.

Прежде всего это «Водопад-НК» с двумя ракетно-торпедными ПУ — противолодочный комплекс.

Ракеты комплекса управляются гидроакустическим комплексом ГАК. Имеют два типа боевой части: ракета 84Р/РН – глубинную бомбу с ядерной боеголовкой, 83Р/РН – малогабаритную универсальную торпеду.

Комплекс способен поразить цель на расстоянии 37-50 км.

Комплекс «Удав-1» защищает корабль от торпед и диверсантов противника. Представлен 10-ствольной ракетно-бомбовой установкой, имеющей устройство для автоматического заряжания и разряжения.

Наведение на цель выполняет ГАК. Цель нейтрализуется на дальности 3 км и глубине до 600 м снарядами 111СО, 111СЗ, 111СГ.

ПУ ЗРК «Кинжал», представляет многоканальный автономный комплекс. Способен защитить корабль от массированной атаки с воздуха. Восхищает его универсальность поражения любых воздушных целей, начиная с самолетов и заканчивая управляемыми и неуправляемыми бомбами.

В «Кинжале» используется многофункциональная РЛС ЗРК С-300Ф. При этом целеуказание принимается комплексом от любой РЛС корабля. Он способен поражать до четырех целей в секторе 60 градусов.

БПК «Адмирал Чабаненко» оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик». Комплекс защищает корабль от высокоточного оружия и авиации. Возможно его использование для поражения малоразмерных целей на море и суше.

Комплекс полностью автоматизирован. Радиус его действия зависит от вида цели и применяемого вооружения и составляет 4-8 км.

Вооружение корабля

  • Вооружение: 2 х 4 ПУ ПКР 3М-80 «Москит», 8 х 8 ВПУ ЗРК «Кинжал» — 64 ракеты; 2 ЗРАК «Кортик» — боекомплект 128 ЗУР 9М311 и 24 000 30 мм выстрелов, спаренная 130 мм АК-130 — 1000 выстрелов, 2 x 4 ПУ ПЛРК «Водопад» — 24 ракеты и торпеды («Водопад-НК» — 83РН, 84РН, торпеды СЭТ-65), 2 х 10 РБУ — 12000 комплекса ПТЗ «Удав-1» — 120 РГБ, ПУ пассивных помех — 2 ПК-2 и 10×12 ПК-10.
  • ГАК: гидроакустический комплекс «Звезда-2».
  • Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-55», система освещения надводной обстановки «Корвет-1155», РЛС обнаружения целей МР-760 «Фрегат-МА», МР-350 «Подкат», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф», комплекс РЭБ «Старт-2», комплекс связи «Кристалл».

Биография

А.Т. Чабаненко

Андрей Трофимович Чабаненко родился 30 октября 1909 года в семье рабочего в городе Верхнеднепровске. Украинец. В 1927 году он поступил в военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. С 1931 г. вахтенный начальник, штурман, минер подводной лодки на Черном море. В 1932 г. окончил учебный отряд подводного плавания им. С. М. Кирова, назначен старшим помощником командира подводной лодки Морских сил Черного моря. В 1933 году Чабаненко стал командиром подводной лодки на Тихоокеанском флоте. В 1938 году он был назначен командиром дивизиона подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны Чабаненко командовал бригадой подводных лодок Тихоокеанского флота, находившихся в состоянии постоянной боевой готовности. Участвовал в Сахалинской наступательной операции, высаживая десант у порта Маока.

В 1946 году Андрей Трофимович Чабаненко окончил академические курсы при Военно-морской академии, получив по завершению обучения должность командира Южно-Сахалинской военно-морской базы. В 1948-1950 гг. был слушателем военно-морского факультета Военной академии Генштаба. С 1950 г. на Балтике, командир военно-морской базы Порккала-Удд, начальник штаба 8-го ВМФ. С 1951 г. вице-адмирал. В апреле 1952 года был назначен командующим Северным флотом, позднее А.Т. Чабаненко писал:

Десять лет на Северном флоте были самыми напряженными и яркими… Удалось добиться создания мощной строительной организации, без которой нельзя было преодолеть отставание в устройстве базирования. Завершил разработку тактики действий подводных лодок в ударно-поисковых и разведывательных завесах и практически отработал на учениях

адмирал

Под его руководством были совершены первые полярные и дальние походы подводных лодок. 17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», совершив переход подо льдами Арктики, всплыла в районе Северного полюса. Задачи такого уровня сложности были решены впервые в истории мирового флота. А в сентябре 1960 года состоялся первый в мире пуск баллистической ракеты из подводного положения, с борта подлодки Б-67.

В июне 1962 года Андрея Трофимовича назначили помощником начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР по Военно-морскому флоту. В мае 1972-го был направлен профессором-консультантом в Академию Генерального штаба, а в ноябре 1976 года вышел в отставку. Андрей Трофимович Чабаненко скончался 19 декабря 1986 года.

Постройка и испытания

Корабли нового проекта предполагалось строить на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (город Калининград) — основном предприятии-строителе предшествующих БПК проекта 1155.

Головной «Адмирал Чабаненко» был заложен в Калининграде 15 сентября 1988 года, спуск на воду произведён 16 июня 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако из-за финансовых трудностей сдача заказа флоту растянулась на несколько лет. Государственные испытания БПК прошли только в январе 1999 года, а официальное вступление в строй — 20 февраля 2000 года.

Всего предполагалось построить 10 БПК (классифицируемых также как эсминцы) проекта 11551. Однако до декабря 1991 года успели заложить только два из них и выдать заказ еще на два корабля. «Адмирал Чабаненко» в конце концов достроили, но заказ на другие корабли аннулировали в 1993 году. Второй корабль серии, БПК «Адмирал Басистый», в том же 1993 году разобрали на стапеле.

Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.

Литература

Постройка и испытания

Командир «Стойкого» кап. 3 р. М. Ю. Волк впервые поднимает на эсминце Военно-Морской флаг 10 января 1987 года

Заложен в Ленинграде на заводе № 190 имени А. А. Жданова 28 сентября 1982 года, кораблю был присвоен строительный № 867. Название «Стойкий» эсминец получил в честь предшественника проекта 7У, воевавшего во время Великой Отечественной войны в составе Балтийского флота и заслужившего в боях звание гвардейского.

Спущен на воду 27 июля 1985 года. В августе 1986 года на базе Тихоокеанского флота сформирован экипаж нового эсминца. На период строительства эсминец был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 БрСтРемК) Ленинградской военно-морской базы. С началом испытаний перечислен в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й с базированием на военно-морскую базу Лиепая.

После успешного завершения испытаний принят флотом 31 декабря 1986 года. 10 января 1987 года был впервые поднят Военно-Морской флаг, 16 января «Стойкий» перешёл из Ленинграда в базу Балтийск, а 24 февраля эсминец был включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.

Боевое и учебное применение БПК проектов 1155 и 1155.1

К сожалению, судьба многих советских больших противолодочных кораблей типа «Удалой» оказалась довольно печальной. В качестве примера можно привести «биографию» БПК «Адмирал Харламов». Этот корабль вступил в состав ВМФ 25 февраля 1990 года. Поначалу его активно использовали в «визитном» качестве – он совершал походы в Норвегию, Швецию, Голландию, Соединенные Штаты и в Канаду. При этом, как потом выяснилось, необходимое техническое обслуживание не выполнялось.

БПК «Адмирал Харламов». Снимок предположительно сделан в 2014 году

Начиная с августа 2000-го года «Адмирал Харламов» находился на постоянном дежурстве в районе гибели подводной лодки «Курск». Возвращался в порт он только за топливом и продовольствием для экипажа. Видимо, эта непрерывная вахта, продлившаяся много месяцев, привела к сильному износу механизмов. После её окончания, начиная с июля 2001-го года, корабль «Адмирал Харламов» не совершил больше ни единого выхода в море.

В 2004-м году БПК был переведен в технический резерв второй категории. Поползли слухи о том, что вскоре он и вовсе будет списан. Официально же сообщалось, что «Адмирал Харламов» подвергнут капитальному ремонту, после которого он получит новое вооружение. Вот только начало работ отодвинули на 2014-й год.

Последние новости об этом корабле неутешительны – все сроки выполнения ремонта давно прошли, но ничего так и не было сделано. Более того, есть информация о том, что отдельные части «Харламова» демонтированы для последующего использования на других уцелевших БПК проекта 1155.

Биография «Адмирала Чабаненко» выглядит несколько лучше. Правда, этот корабль долгое время не мог войти в состав флота из-за того, что не было денег для проведения необходимых испытаний. Лишь в 2000-м году над единственным БПК проекта 1155.1 был поднят российский флаг. Тогда же он принимал участие в патрулировании места гибели подводной лодки «Курск», действуя совместно с «Адмиралом Харламовым».

Во второй половине «нулевых» этот корабль много раз участвовал в различных маневрах и учениях, в том числе и международных. «Адмирал Чабаненко», кроме того, совершил немало дальних походов, а в 2009-м году его привлекли к патрулированию Аденского залива и прилегающих вод, где тогда орудовали пираты.

«Адмирал Чабаненко» у причальной стенки, где ему предстоит провести еще несколько лет

Спустя несколько лет, когда БПК находился неподалеку от берегов Сирии, в которой начиналась гражданская война, турецкий политик Масум Тюркер выступил с заявлением о том, что «Адмирал Чабаненко» сбил разведывательный самолет RF-4E ВВС Турции, однако эта информация подтверждения не получила.

К сожалению, в 2014-м году с «Адмиралом Чабаненко» случилось то же, что и с «Харламовым» — его отправили на ремонт. Поначалу говорилось, что спустя три года корабль вернется в строй, но этого не случилось. Более того – теперь сообщается, что модернизация завершится лишь в конце 2024 года. В чем она заключается, неясно, поскольку никаких работ на борту не ведется.

Описание конструкции

По конструкции «Стойкий» — классический ракетно-артиллерийский корабль с полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с одной дымовой трубой и большей частью антенных постов. Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Несколько необычным было размещение вертолётной площадки и ангара: традиционное для них место на корме существенно ограничило бы сектор обстрела для кормовой башни универсального калибра, поэтому площадку подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, а укрытие для вертолёта выполнили раздвижным.

От предыдущих эсминцев своего типа «Стойкий» отличался новыми котлами модели КВГ-3, более производительными и надёжными относительно установленных на предшественниках котлов КВН-98/64, хотя и более требовательными к водоподготовке. Также «Стойкий» стал вторым, после «Боевого», эсминцем проекта 956, получившим обзорную РЛС нового типа — МР-750 «Фрегат-МА» с плоскими . На первых пяти кораблях серии для освещения воздушной и надводной обстановки устанавливались РЛС «Фрегат» и «Фрегат-М» с обычными параболическими антеннами.

История

Проектирование корабля началось в 1970-е годы. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 28 февраля 1989 года. Спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания начались в 1995 году. Включён в состав ВМФ 28 января 1999 года. Первым командиром стал Игорь Александрович Быков.

БПК «Адмирал Чабаненко» принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. Флагман отряда — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

6 декабря 2008 года БПК «Адмирал Чабаненко» стал первым российским военным кораблём, который вошёл в Панамский канал со времён Второй мировой войны.

В ноябре 2009 — апреле 2010 года БПК «Адмирал Чабаненко» обеспечивал безопасность судоходства в районе Африканского Рога и Аденском заливе, сопроводив 17 конвоев из более чем 60 судов. Передав вахту кораблям Тихоокеанского флота, корабль с 11 по 13 апреля 2010 года находился с визитом в испанском порту Сеута . 29 апреля вернулся в Североморск .

В июне 2012 года лидер Демократической левой партии Турции Масум Тюркер (Masum Türker) заявил, что турецкий самолёт-разведчик RF-4E, пропавший 22 июня 2012 года во время полёта в территориальном пространстве Сирии, был сбит ракетой с БПК «Адмирал Чабаненко».

C апреля 2014 года находится в ремонте на СРЗ-35.

Ремонт продлится до 2022 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector