Беспилотный летательный аппарат

1.1 Концепция современных боевых действий

Конфликты на Ближнем Востоке, на Балканах и в Ираке продемонстрировали новые технологии ведения боевых действий и обозначили основные направления их развития и совершенствования с учетом современных достижений в создании интеллектуального оружия различного назначения.

Эти технологии базируются на ряде основных принципов:

  1. создание единой информационной, управляющей и ударной среды, простирающейся от поверхности земли (воды) до космоса и доступной различным военным потребителям от стратегического уровня (армия) до тактического уровня – взвод, группа солдат или даже отдельный солдат. Всеобъемлющая и своевременная информация, а также управление рассматриваются в качестве ведущего компонента достижения успеха ;
  2. возрастание глубины огневого поражения, требующее увеличения дальностей действия проектируемых средств поражения;
  3. одновременное преодоление повышающейся защищенности большинства целей, например, систем объектовой ПВО противника;
  4. активное применение относительно дешевых боеприпасов классов “воздух -поверхность” и “ поверхность – поверхность”.

Единая информационная среда обеспечивается непрерывной разведкой, планированием и управлением выполнения запланированных действий с привлечением минимально необходимых ударных средств.

Одним из типов современного интеллектуального оружия, вызывающего особый интерес в последнее время, стали беспилотные летательные аппараты (unmanned aerial vehicle (UAV)). Известные проекты БЛА разработаны или разрабатываются в большинстве для решения следующих задач:

  1. разведка или целеуказание оружию,
  2. в качестве ударных средств .

Параллельно несоответствие боевых возможностей классических: артиллерии ВМФ и Сухопутных войск, неуправляемых авиабомб в РФ и во всем мире (включая США) современным тактическим требованиям стимулировало появление большого количество работ в направлении обеспечения выполнения требований к точности наведения.

Важнейшим направлением повышения точности стрельбы является создание комплексов управляемого вооружения на базе высокоточных артиллерийских боеприпасов (ВТАБ) и управляемых авиационных бомб (УАБ), обеспечивающих многократное сокращение расхода снарядов и времени решения огневых задач. Создание ВТАБ и УАБ, характеризующихся повышенной боевой эффективностью, рассматривается зарубежными военными специалистами в качестве одного из основных направлений совершенствования артиллерии и авиации в ближайшие 10-15 лет .

Три по три

Специалисты Пентагона ставят три стратегические задачи: первая — укрепить защиту личного состава, учреждений и вооружений как на территории США, так и за рубежом; вторая — разработать материальные и нематериальные решения (то есть системы вооружений, приемы и процедуры), которые обеспечат безопасное выполнение задач министерства обороны, и третья — выстроить и расширить взаимоотношения с партнерами с целью защитить интересы США на своей территории и за рубежом.

При этом авторы документа считают, что одними материальными средствами, такими как артиллерия и ракеты, тут не обойтись. Ряд систем, принятых на вооружение ранее, позволил закрыть самые опасные «дыры» в системе безопасности. Однако, как признают авторы «Стратегии», это временные решения, часто не интегрированные в общую систему.

Военнослужащие США демонстрируют систему Dronebuster на базе Аль Дхафра в ОАЭ

Масштабы задач предполагают не менее всеобъемлющий подход, который они зашифровали сложной аббревиатурой DOTMLPF-P — Доктрина, Организация, Обучение, Материальная часть, Командование и Образование, Личный состав, Учреждения. Таким образом, менять хотят всё и на всех уровнях.

Солдат и офицеров будут учить новым методикам, одновременно создавая новые вооружения и постоянно обмениваясь информацией и опытом с партнерами по альянсу. Последнее едва ли не важнее, чем первое, — американские эксперты отмечают, что управление по противодействию БЛА должно постоянно идентифицировать, анализировать и оценивать риски, чтобы армия получала необходимые вооружения, оставаясь в приемлемых бюджетных рамках. Лишних средств на ненужные эксперименты нет.

Примечательно, что, как и во многих других американских программах, просматривается целостный подход. Конечно, для выставления оценки эффективности придется подождать реализации хотя бы основных положений «Стратегии», но сам по себе подход «от доктрины» уже не раз доказал большую эффективность, чем «затыкание дыр» множеством временных решений.

Основными угрозами американцы считают использование коммерческих дронов для наблюдения, разведки, целеуказания, нанесения ударов с воздуха и кибератак. Не исключается, что малые дроны будут применяться и как платформы-носители для электромагнитных вооружений и систем радиоэлектронной борьбы.

Главных драйверов роста и распространения технологий БЛА также три — меняющийся характер боевых действий, новые вызовы превосходству США в военной области и растущее стратегическое соперничество между странами.

Трое набралось и «стран-угроз», со стороны которых США ожидают неприятностей: Иран, Россия и Китай. Первый известен использованием беспилотных вооружений в комбинации с прокси-группировками. Американцы приводят в пример атаки на нефтеперерабатывающие заводы Абкайк и Хурайс в Саудовской Аравии в 2019 году. Россия упоминается в связи с активным насыщением армии малыми беспилотниками, применяемыми для разведки и целеуказания многочисленной ствольной и ракетной артиллерии. Китай, как нетрудно догадаться, в этой тройке однозначный лидер, угрожающий сразу на двух фронтах — военном и экономическом.

Китайская пусковая установка барражирующих боеприпасов на шасси бронемашины Dongfeng Warrior

На мировом рынке доля китайских коммерческих БЛА и комплектующих к ним составляет 70%. Кроме того, мощные инвестиции КНР в передовые технологии, электронику и робототехнику позволяют им достаточно быстро разрабатывать новые образцы оружия этого типа и насыщать ими собственные вооруженные силы.

По мнению Пентагона, даже если прямая конфронтация с любой из перечисленных выше стран маловероятна, скорее всего, американским военным рано или поздно придется столкнуться с противником, использующим их вооружения, тактику или элементы доктрины.

Вооружение

Беспилотный летательный аппарат MQ-9 Reaper обладает семью точками подвески. Одна из них находится в центре, непосредственно под фюзеляжем, а остальные шесть – под крыльями, по три с каждой стороны. На последних модификациях «Жнеца» появились количество точек подвески доведено до девяти.

БПЛА MQ-9 с «типичным» комплектом вооружения под крыльями.

Центральный подфюзеляжный узел используется для крепления различных видов целевого оборудования (например, блока постановки помех). Остальные точки предназначены для размещения различных видов оружия:

  1. AGM-114 Hellfire. По существу, это «главный калибр» MQ-9. В варианте стандартной загрузки «Жнец» вооружается четырьмя такими ракетами, закрепленными на средних точках подвески. Максимальная загрузка составляет (на последних модификациях) 12 или даже 14 ракет. Использоваться могут все варианты AGM-114.
  2. Brimstone. Двухрежимная малогабаритная управляемая ракета, созданная в Британии на базе AGM-114. Беспилотник способен взять на борт до восемнадцати таких боеприпасов.
  3. Корректируемые авиабомбы весом до 230 кг. Крепятся только на внутренние точки подвески. Использоваться могут все варианты бомб JDAM соответствующей массы, а также, например, GBU-12 Paveway II.
  4. Управляемые ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder и AIM-92 Stinger. Могут устанавливаться на внешних точках подвески.

Стандартный набор вооружения – это две корректируемые авиабомбы и четыре AGM-114 Hellfire. Бортовое оборудование позволяет отслеживать до 12 целей одновременно, выпуская по ним ракеты в режиме «пульсации» — через каждые 0,32 секунды.

1.2 Управляемые авиационные бомбы

В ряде локальных конфликтов, в том числе в Югославии, в Ираке широкое применение получили управляемые авиационные бомбы.

Определение:  УАБ – бомбы, снабженные системой управления, которая позволяет сделать ее промах относительно цели минимальным .

Работы в этом направлении ведутся в Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиле, Японии, лидером же в разработке УАБ являются США. Производство этого класса ЛА ведется в двух направлениях:

1. массовое,

2. специальное, создаваемое для выполнения особых заданий, характеризующееся, например, высокой точностью, специальной боевой частью и т.п.

Важной характеристикой каждого боеприпаса считается отношение массы БЧ к его общей массе. У неуправляемых АБ это отношение близко к 1, у авиационных управляемых ракет класса «воздух-поверхность» оно составляет 0.2…0.5, а для УАБ это отношение примерно равно 0.7…0.9. Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км

Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км.

По оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами являются:

  1. повышение точности попадания в цель в 4…10 раз,
  2. сокращение расхода боеприпасов в 5…25 раз в зависимости от типа цели,
  3. уменьшение числа самолето-вылетов в 2…20 раз и числа заходов на цель,
  4. повышение живучести самолетов-носителей,
  5. сокращение затрат на выполнение боевой операции в 2…30 раз,
  6. возможность избирательного поражения цели .

В последних локальных конфликтах роль УАБ постоянно увеличивается, так как они сочетают:

  • высокую точность попадания в цель,
  • достаточно мощную БЧ,
  • относительно низкую стоимость.

В настоящее время сформировались два подвида УАБ: корректируемые (КАБ) и планирующие.

Определение:  КАБ – это УАБ, траектория движения которой формируется таким образом, чтобы минимизировать величину ее отклонения от баллистической траектории (неуправляемой), проходящей через цель и лежащей в пределах «трубки» рассеивания бомбы.

Определение:  Управляемая планирующая авиационная бомба – это УАБ, в траектории движения которой содержится четко выраженный планирующий участок и дальность действия которой превышает баллистический относ УАБ. Как правило, эти АБ используется в составе ударного авиационного комплекса для выполнения наиболее сложных боевых задач, причем без вхождения самолетов в зону действия объектов противовоздушной обороны, а КАБ применяются для поражения широкого класса малоразмерных прочных целей при частично или полностью подавленной ПВО .

24 часа наблюдения без посадки

MQ-4C Triton имеет размах крыльев 39,9 м и приводится в движение одним реактивным двигателем массой 3855 кг. Производитель заявляет, что срок службы самолета 23 млн часов, проведенных в воздухе. В течение одной миссии беспилотник способен летать без перерыва по крайней мере 24 часа.

Таким образом, может вылететь с базы в США или союзной им страны пройти патрульную миссию и вернуться на базу. Во время одной миссии находится в состоянии “поиска” зона, которая общей площадью до 3,43 млн кв км. (то есть, размером с Индию).

Ограничивает его, конечно, дальность, хотя и эта – даже для беспилотника – очень велика. На одной заправке самолет пролетит до 18,5 тысяч. км (это примерно полет из Амстердама в Веллингтон в Новой Зеландии). Кроме того, он способен взлетать и приземляться в тяжелых погодных условиях, благодаря специальной защите на входе двигателя от замерзания.

Беспилотник управляется удаленно практически с любого места на Земле. Для его обслуживания потребуется четыре оператора, однако беспилотник является на половину автономным, благодаря чему после установки маршрута может долететь до цели сам.

MQ–4C “Тритон” производится компанией Northrop Grumman. Первый полет был в 2013 году, а на службу в United States Navy вошел почти год назад – в мае 2018 года. США таких беспилотников заказали 68 экземпляров и получили на данный момент только часть из них.

Мультироторные (вертолетные) системы¶

Одним из наиболее массовых БПЛА является мультикоптер. К этой группе
относятся БПЛА, имеющие больше двух несущих винтов. Реактивные моменты
уравновешиваются за счет вращения несущих винтов попарно в разные
стороны или наклона вектора тяги каждого винта в нужном направлении.
Беспилотные мультикоптеры, как правило, относятся к классам мини- и
микро-БПЛА.

Основное назначение мультикоптеров – это фото- и видеосъемка различных
объектов, поэтому они, как правило, оснащаются управляемыми подвесами
для камер. Мультикоптеры также используются в качестве устройств для
оперативного мониторинга ситуации, проведения сельскохозяйственных работ
(например, опрыскивание), для доставки грузов небольшого веса.

Рисунок 8 –“Tricopter” Рисунок 9 –
“+Copter Рисунок 10 – “XCopter”

Рисунок — “Y4Copter” Рисунок — “HexaCopter” Рисунок — “H6Copter”

Рисунок 14 — “Y6Copter” Рисунок 15 — “OctoCopter” Рисунок 16 —
“ButterflyCopter”

Трикоптер – самая простая схема построения мультикоптеров (рисунок —
17). Обычно трикоптер движется двумя винтами вперед, а третий является
хвостовым. Первые два винта имеют противоположные направления вращения и
взаимно компенсируют реактивные закручивающие моменты, у хвостового же
винта пары нет, поэтому для компенсации его реактивного момента ось
вращения этого винта немного наклоняют в сторону, противоположную
направлению закручивания. Это делают с помощью специального сервопривода
и тяги, которые используются для стабилизации или управления положением
аппарата по курсу.

Рисунок — Пример Трикоптера

Квадрокоптер – самая распространенная схема построения мультикоптеров.
Наличие четырех жестко зафиксированных роторов дает возможность
организовать довольно простую схему организации движения. Существуют две
таких схемы движения: схема «+» и схема «х». В первом случае один из
роторов является передним, противоположный ему – задним, и два ротора
являются боковыми. В схеме «х» передними являются одновременно два
ротора, два других являются задними, а смещения в боковом направлении
также реализуются одновременно парой соответствующих роторов (рисунок
18) Алгоритм управления частотами вращения винтов для схемы «+»
несколько проще и понятнее, чем для схемы «х», однако последняя
используется все же чаще из-за конструктивных преимуществ: при такой
схеме проще разместить фюзеляж, который может иметь вытянутую форму,
бортовая видеокамера имеет более свободный обзор.

Рисунок — Геоскан 401

Гексакоптеры и октокоптеры, имеющие соответственно по 6 (рисунок — 19) и
8 (рисунок — 20) моторов обладают гораздо большей грузоподъемностью по
сравнению с квадрокоптерами. Они также способны сохранять устойчивый
полет при выходе из строя одного двигателя

Такие аппараты отличаются
также гораздо меньшим уровнем вибраций, что особенно важно для
видеосъемки

Безаварийность «Эйтана» решает всё

За плечами американских «Жнецов» — богатейший «послужной список». Первые боевые миссии они провели летом 2007 года в Ираке и Афганистане. С 2009-го база на Сейшельских островах, под завязку набитая MQ-9 Reaper, регулярно сокращает численность пиратов в Индийском океане. Но серьёзную «косьбу» «Жнецы» устроили в рядах запрещённой в России «Аль-Каиды». Один за одним они ликвидировали верхушку этой террористической организации: Мустафа Абу Язид, Фахд аль-Куса, и наконец список «жатвы» пополнил глава экстремистов в Йемене Абдаллах аль-Санаани.

af.mil
Список «жатвы» MQ-9 Reaper пополнил глава экстремистов в Йемене Абдаллах аль-Санаани.

Совершенно противоположная ситуация с израильским БЛА «Эйтаном». Единственная авария приключилась в январе 2012-го, когда «Эйтан» во время учебного полёта в окрестностях базы Тель-Ноф вдруг свалился в штопор и рухнул. С тех пор ни одной потери! А с 2008-го, когда «Эйтан» прошёл «крещение» огнём в операции «Литой Свинец» в Секторе Газа в 2008 году, он совершил больше сотни боевых вылетов.

iai.co.il
 12 ноября 2011-го один из IAI Eitan атаковал базу «Корпуса стражей исламской революции».

Особо шумную победу беспилотному «израильтянину» приписывают в Иране.

Правда, нашлись те, кто оспаривает в этом участие именно «Эйтанов», Израиль не подтвердил, но и не опровёрг победу своих дронов.

Красноречивый факт: сегодня в израильских ВВС именно беспилотники марки «Эйтан» поднимаются в небо чаще своих больших пилотируемых собратьев. Операторам БЛА в США такое пока может только сниться.

Вывод: боевые показатели MQ-9 Reaper и IAI Eitan примерно равны. Однако фактор надёжности израильскому беспилотному «собрату» даёт небольшое преимущество.

[править] СССР/Россия

В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д». В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности.

На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер, воздушного наблюдения и разведки, морского наблюдения, ударного назначения, бесшумного наблюдения, дистанционного зондирования, ложные мишени. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно.

Третья волна

Литература

На руководящих должностях

В 1931 году был принят в ВКП(б). В 1938 году был избран секретарем райкома РКП(б) в Днепропетровске. В 1939-1941 годах – возглавлял горисполком этого же города. В эти годы судьба свела его с Брежневым, который возглавлял Днепропетровский райком компартии Украины.

Во время войны на правах главы города организовал эвакуацию предприятий, мирного населения и городских ценностей на восток.

С 1941 года до окончания войны – служба в рядах Красной армии. Участвовал в боях за Кавказ, воевал за освобождение Украины, Польши и Чехословакии.

В 1946—47 годах получил назначение заместителя министра местной промышленности Украины.

В 1947-1951 года работал в составе ЦК компартии Украины по промышленности.

1951- 1965 годы – руководящие должности сначала в Совете Министров Молдавии, а потом 2-й Секретарь ЦК КП Молдавской ССР.

Приземленный «Коршун»

Удивительно другое. Работу над БЛА начали еще в СССР. В 1960 году КБ Туполева занималось созданием тяжелого дрона-разведчика. Можно вспомнить БЛА «Ястреб», «Ворон», «Стриж» и другие интересные модели. Но они не были ударными.

Позже в ОКБ Сухого взялись за создание беспилотника Ту-300 «Коршун-У». Однако уже через год разработки передают в ММЗ «Опыт» ОКБ им. Туполева, накопившему к тому времени немалый опыт в создании БЛА. То был уже ударный дрон, работы над ним начались в 1982 году и активно шли до середины 90-х. Однако затем из-за недостатка финансирования были заморожены. В 2007 году опять возобновились, но ненадолго. Ту-300 – беспилотный самолет с одним двигателем с аэродинамической схемой «утка». Подъемную силу обеспечивает треугольное крыло небольшого удлинения. В носовой части фюзеляжа устроена разведывательная и вспомогательная аппаратура, средства связи и вычислительный комплекс. Целевая нагрузка (радиоэлектроника или ракетно-бомбовое вооружение) размещается в фюзеляжном отсеке и на внешних точках подвески. При взлетной массе четыре тонны аппарат брал на борт до тонны вооружения. Одним из ударных средств могли стать малогабаритные осколочно-фугасные и кумулятивно-осколочные авиабомбы. Держатель БД3-У позволял размещать на самолете широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых авиабоеприпасов.

Конечно, его можно доработать. И все же этот БЛА – уже вчерашний день. Хотя бы потому, что шасси у него нет. Стартует он из транспортно-пускового контейнера с использованием твердотопливных ускорителей. Посадка осуществляется с помощью парашютной системы, размещенной в хвостовом отсеке.

Морпехи США и БЛА

Взводы морских БЛА

VMU-1 Сторожевые псы, 12 RQ-7B Shadow

VMU-2 Ночные совы, 12 RQ-7B Shadow и 10 RQ-21A Blackjack 

RQ-21A Blackjack  — малая тактическая беспилотная система (самолетная схема). . Используется, в частности, морпехами США. 

VMU-3 Фантомы, 12 RQ-7B Shadow

VMU-4 Глаза дьявола, 12 RQ-7B Shadow

За кадром остались вроде бы поступавшие в морскую пехоту США PD-100 Black Hornet, Prox Dynamics. Не сказано о RQ-11 Raven от Aerovironment. 

Зато можно посчитать общее число по моделям, например:

RQ-4B Global Hawk — 33 штуки 

MQ-1B Predator — 150 штук

MQ-1C Grey Eagle — 68 штук

MQ-9A Reaper — 174 штуки

RQ-170A Sentinel — 20 штук 

RQ-7 Shadow — 508 штук

RQ-5A/B Hunter — 8 штук 

MQ-8B Firescout — 5 штук

RQ-21A Blackjack — 10 штук

Получается порядка 976 БЛА. Не слишком много, если учитывать, что их общее число в вооруженных силах США на порядок больше — около 11 тысяч или более. В основном это, вероятно, тактические беспилотники. Тем не менее, даже эти подробные сведения оставляют немало вопросов о том, какие еще военные БЛА есть у США. Ведь в списке практически нет новых разработок, которые несомненно активно идут в интересах военных. 

Россия пока что не может похвастаться сравнимыми по технологическому уровню разработками, а, тем более, их количеством, если сравнивать «одноклассников». Решений, подобных Reaper или Sentinel у нас попросту нет. Устарели разработки советского времени типа Ту-141, Ту-143 и т.п. Техника, выпущенная по лицензии Израиля, уже далеко не новая, ее количество в войсках РФ не слишком велико (Застава, Дозоры, Форпост). Из удачных отечественных моделей можно вспомнить, например, Орлан-10, но он совсем не одноклассник аппаратам Reaper или Gray Eagle. Собственные ударные БЛА нам обещают не ранее 2020 года, как например Охотник-У. 

Что дальше

В завершение: посадочных платформ для БПЛА много, они используются и будут использоваться ещё больше. Хочется попытаться выделить, что нового можно ждать в будущем. 

Про постаматы я уже написал выше, хорошая история. Ещё из интересного: комнатные посадочные станции по типу зарядной станции робота-пылесоса: не посадочная платформа, а док-станция. Недавно такую представил «Амазон». Только ли игрушка это или прототип, чтоб о нем написали Engadget (как сказал Тема), покажет практика, но идея комнатных дронов со станциями зарядки подобно пылесосам мне нравится.

В предыдущей статье я упоминал VTOL-самолет как способ увеличения времени функционирования БПЛА, посадочные платформы нацелены туда же. А что если совместить, сделать посадочную платформу для самолета вертикального взлёта и посадки? Оказывается, уже есть образцы:

И ещё. А если такое да ещё и с постаматом? 🙂

Что ещё важно: необслуживаемые (самообслуживаемые) станции, функционирующие автономно (скажем, полгода или больше). А ещё можно упомянуть посадочные платформы (аэропорты) для беспилотных летающих такси

Uber предлагает концепции, например, называется Air Skyports. Volocopter тоже на эту тему думает.

Uber Air Skyport

А вот универсальная роботизированная платформа ТГУ им Г. Р. Державина. То же самое что выше, только в большем масштабе.

Универсальная роботизированная платформа ТГУ им Г. Р. Державина

Финляндия

Финляндия получила окончательные предложения от производителей истребителей

Департамент материально-технического обеспечения Минобороны Финляндии получил окончательные комплексные предложения от пяти производителей истребителей в рамках программы HX.

Оценка предложений завершится осенью 2021 года. Правительство Финляндии примет решение на основе рекомендаций минобороны.

Выбор истребителя будет производиться на базе четырех критериев: характеристик многоцелевого самолета, надежности поставок, промышленного сотрудничества и стоимости.

Последствия закупок для политики безопасности и обороны будут оцениваться вне тендера. Претенденты на замену финских Hornet — Boeing F/A-18 Super Hornet (США), Lockheed Martin F-35 (США), Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Великобритания) и Saab (Швеция).

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator . На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

НАТО подтвердила начало вывода сил из Афганистана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector