В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Содержание:
Литература
- Дашьян А. В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании. Часть 1. — М.: Моделист-Конструктор, 2003. — (Морская Коллекция № 4).
- С. В. Патянин. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879—1945 гг.. — СПб., 1998. — 140 с.
- Дашьян А. В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании. Часть 2. — М.: Моделист-Конструктор, 2003. — (Морская Коллекция № 5).
- Грановский Е., Дашьян А., Морозов М. Британские эсминцы в бою. Часть 2 / под ред. М. Э. Морозова. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 18. — 48 с. — (Ретроспектива войны на море). — 1000 экз. — ISBN 5-88711-052-X.
- English, John. Amazon to Ivanhoe: British Standard Destroyers of the 1930s. — Kendal: World Ship Society, 1993. — 144 p. — ISBN 0-905617-64-9.
- Conway’s All The World’s Fighting Ships 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 978-0870219139.
- Jane’s Fighting Ships. — Sampson low, 1940.
- О. А. Рубанов. часть I // Эскадренные миноносцы Англии во второй мировой войне. — СПб., 2004. — 72 с. — (БОЕВЫЕ КОРАБЛИ МИРА).
- Дашьян А. В., Патянин С. В., и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — 608 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-33872-6.
- Р. Ф. Темиргалеев. Эскадренные миноносцы типа «J»,«K» и «N». — Москва: Моделист -Конструктор, 2012. — 32 с. — 1250 экз.
- N. Friedman. U.S. Destroyers. — Annapolis, MD: Naval Institute Press, 2004. — 489 p. — ISBN 978-1-55750-442-5.
- Norman Friedman. British Destroyers From Earliest Days to the Second World War. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. — ISBN 978-1-59114-081-8.
- Jordan J., Dumas R. French Destroyers. Torpilleurs d’Escadre & Contre-Torpilleurs. 1922—1956. — Barnsley: Seaforth Publishing, 2015. — ISBN 978-1-84832-198-4.
Боевое применение
Гражданская война в Чили 1891 года
Ночью 22 апреля 1891 года два миноносца Almirante Lynch и Almirante Condell подошли к северной части бухты Кальдера. Имея на борту по пять торпед они вошли в бухту, где находились три броненосца чилийского флота, выступившего против президента Бальмаседы. Подойдя к неприятельским кораблям на расстояние около ста метров миноносцы начали атаку, причем Almirante Condell шел вдоль их правого борта, а Almirante Lynch — вдоль левого. Оба миноносца атаковали броненосец Blanco Encalada, произведя шесть пусков торпед. После ужасного взрыва на броненосце погасло освещение и он начал крениться на правый борт. Пока Blanco Encalada тонул миноносцы вели по нему огонь из орудий. После того как броненосец затонул, оба миноносца полным ходом вышли из бухты. Это событие является первым случаем успешного применения торпед Уайтхеда против броненосца, о котором имеются подробные сведения.
Японо-китайская война 1894-1895 годов
В ночь на 4 февраля 1895 года во время Битвы за Вэйхайвэй двум миноносцам японского флота удалось прорваться к флагману Бэйянской эскадры — броненосцу Dingyuan. Из-за обледенения торпедных аппаратов миноносцы смогли выпустить в него только половину своих торпед. Одна из них поразила китайский флагман в борт около кормы и корабль стал оседать в воду. Dingyuan отвели к берегу, где он через несколько часов сел на дно. На следующую ночь японцы повторили атаку, в которой теперь участвовало четыре миноносца. Два миноносца атаковали и торпедировали броненосный крейсер Lai Yuen, который через десять минут после взрыва торпеды перевернулся и затонул. Два других миноносца торпедировали учебный корабль, затонувший на мелководье.
Русско-японская война
В ночь на 9 февраля 1904 года, до официального объявления войны, восемь японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей русского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. В результате атаки на несколько месяцев были выведены из строя два лучших русских броненосца «Цесаревич» и «Ретвизан» и бронепалубный крейсер «Паллада».
Во время Цусимского сражения 4-й и 2-й отряды японских миноносцев атаковали поврежденный эскадренный броненосец «Князь Суворов». В результате чего русский флагман был потоплен. В течении ночи с 27 на 28 мая в результате атак японских миноносцев были торпедированы броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин» крейсера «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах».
Появление минного оружия
Основная статья: Минный катер
Минное оружие военные моряки впервые попытались применить при помощи подводной лодки «Черепаха» во время войны США за независимость, но в ходе атаки, признанной впоследствии неудачной, закрепить мину под днищем цели не удалось.
Первым опытным образцом парового катера с минным вооружением был построенный в России на верфи Николаевского Адмиралтейства во время Крымской войны катер генерала Тизенгаузена, но из-за невысокой мореходности он затонул во время испытаний.
Активное развитие минные катера — носители шестовых мин получили в ходе Гражданской войны в США —, именно тогда было доказано, что «минное оружие — реальная и, пожалуй, единственная угроза большим надводным кораблям, чья мощная броня была в то время практически неуязвима для судовой артиллерии самого крупного калибра». Концепция минного катера — истребителя броненосцев нашла всеобщее признание только через несколько лет после окончания Гражданской войны в США; вплоть до начала 1870-х годов европейские флоты предпочитали заказывать строительство пароходов большого водоизмещения, вооружённых шестовыми минами, а с 1874 года и торпедами. Минные катера активно применялись в ходе Русско-Турецкой войны 1877—1878 и строились вплоть до начала XX века.
Пулеметы
FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)
FN Minimi — ручной пулемет калибра 5,56×45 мм.
Пулемет FN Minimi был создан бельгийской компанией Fabrique Nationale в 1974 году. Создал пулемет Эрнест Вервье, который к сожалению мало известен публике (хотя он также участвовал в создани такой оружейной легенды как FN FAL и FN MAG). Minimi сразу занял свою нишу в пехотном вооружении. Пулемет с ленточным питанием, под патрон промежуточного калибра существенно увеличивал огневую мощь отделений.
Интересно отметить, что прототип Minimi был создан под патрон 7,62х51, но потом калибр был изменен в пользу 5,56х45.
Принцип работы автоматики пулемета основан на отводе газов из ствола, которые толкают газовый поршень, воздействующий на затворную раму. Затворная рама начинает движение назад, однако затвор остается до времени неподвижен. Через некоторое время затвор отпирается. Это сделано для гарантии того, что давление в стволе упало до приемлимых величин к моменту отпирания затвора. Затвор запирается проворотом личинки и имеет 2 боевых упора. Стрельба ведется с открытого затвора, что обеспечивает лучшую вентиляцию патронника и ствола.
FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)
Пулемет имеет двухпозиционный газовый регулятор. Как и обычно в пулеметах, второе положение газового регулятора используется только в тяжелых условиях стрельбы и не рассчитано на длительную эксплуатацию в нормальных условиях. Также второе положение поднимает скорострельность более чем до 1000 выстрелов в минуту. Оружие имеет механический кнопочный предохранитель над пистолетной рукояткой. В положении «предохранено» шептало разъединяется с остальными элементами УСМ. Пулемет имеет только автоматический режим огня.
Mimini снабжен быстросъемным стволом, что позволяет при перегреве продолжать вести огонь. Также из-за этого можно часто наблюдать модификации пулемета с иным стволом, нежели это предусмотрено.
Ресивер пулемета выполнен из штампованной стали, пистолетная рукоятка и цевье — полимерные или металлические (зависит от модификации). Оружие оснащено складными сошками. Изначальная версия FN Minimi обладала полимерным цевьем и рамочным металлическим прикладом. Созданная на ее базе модель Para комплектовалась укороченным стволом и телескопическим рамочным прикладом.
FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)
Характеристики:
- Масса, кг: 6,85 (стандартная модель); 6,56 (Minimi Para); 5,32 (для боевых машин); 8,17 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 8,4 телескопический,складной приклад (Minimi 7,62);
- Длина, мм: 1040 (стандартная модель); 914/766 с откинутым/ сложенным прикладом (Minimi Para); 793 без приклада; 1015 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 1000/865 с откинутым/
- сложенным прикладом (Minimi 7,62);
- Длина ствола, мм: 465 (стандартная модель); 349 (Minimi Para); 406 (Minimi SPW); 502 (Minimi 7,62);
- Ширина, мм: 110; 128 (Minimi 7,62);
- Патрон: 5,56×45 мм (SS109); 7,62×51 мм (вариант Minimi 7,62);
- Калибр, мм: 5,56; 7,62 (Minimi 7,62);
- Принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор;
- Скорострельность, выстрелов/мин: 700—1150; 680—800 (Minimi 7,62);
- Начальная скорость пули, м/с: 925 (стандартный Minimi); 866 (Minimi Para);
- Прицельная дальность, м: 600 (сошки-одиночные цели), 800 (тренога-одиночные цели), 800 (сошки-групповые цели), 1000 (тренога-групповые цели); 200 Minimi (Minimi Para, Minimi SPW, Mk. 46 mod. 0);
- Максимальная дальность, м: 3600;
- Вид боепитания: 100- или 200-зарядная разъемно-звеньевая лента M27, 30-зарядный магазин типа STANAG;
- Прицел: диоптрический.
FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)
Тактика использования
Японские миноносцы готовятся к атаке
Тактика боевого использования базировалась на характерных свойствах торпеды и заключалась в нападении и уничтожении кораблей противника при помощи большого количества миноносцев с большой скоростью, затруднявшей уничтожение их огнём корабельной артиллерии.
Миноносцы выдвигались к месту атаки несколькими плотными группами по два-три корабля в каждой. Наиболее благоприятным временем проведения атак считалось темное время суток и условия плохой видимости. Лидер каждой группы должен был поддерживать постоянную устойчивую скорость. Атака корабля противника производится двумя линиями с носовых углов в пределах 60° по курсу атакуемого на полном ходу. Пуск торпеды должен производиться с наиболее возможно близкого расстояния. При выстреле из неподвижных штевневых аппаратов миноносец должен двигаться целясь на нос атакуемого, а после пуска должен выполнить маневр уклонения чтобы не столкнутся с целью. Если миноносец оснащен центральными поворотными торпедными аппаратами то он должен после атаки с носа произвести выстрел проходя встречным курсом рядом с целью на угле близком к траверзному. После выполнения атаки следует на максимальной скорости выйти из зоны досягаемости снарядов противника.
В дневное время рекомендовалось применять миноносцы для атаки крупных кораблей противника после получения этими кораблями значительных повреждений от огня артиллерии. Миноносцы должны были выходить в атаку только при отвлечении внимания артиллеристов с крупных кораблей противника боем с другими кораблями.
Следствия появления миноносцев
Влияние миноносцев на постройку крупных военных кораблей
Строительство миноносцев ставило совсем иные конструктивные требования, чем тяжёлые и медленные большие боевые корабли. Для придания миноносцам высоких скоростей хода требовалось максимальное уменьшение веса их конструкций и установка, в качестве двигателя, мощных поршневых машин и лёгких котлов с высокой нагрузкой. Приобретённый в ходе проектирования и постройки миноносцев опыт оказал положительное влияние на развитие судостроения и был перенесён на большие корабли.
Появление противоминной артиллерии
47-мм пушка Гочкиса
Появление миноносцев способствовало появлению в начале 1880-х годов на крупных кораблях противоминной артиллерии: 37-мм револьверных пушек «Гочкиса» с системой из пяти стволов (позднее — 47-мм пушек Гочкиса)) и 25-мм четырёхствольных пушек-митральез Норденфельда. Совершенствование миноносцев и торпед способствовало и увеличению скорострельности корабельных орудий среднего калибра (102-мм).
Список эсминцев типа[2][4][5]
Лидер флотилии
Номер вымпела | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота | Дата вывода из состава флота/гибели | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
D02 | HMS Inglefield | Cammell Laird | 29 апреля | 15 октября | 25 июня | 25 февраля | Потоплен германской планирующей бомбой Hs 293 в районе Анцио |
Серийные корабли
Номер вымпела | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота | Дата вывода из состава флота/гибели | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
D03 | HMS Icarus | John Brown & Company | март 1936 | 26 ноября | 3 мая | Исключён из состава флота, разобран на металл | |
D61 | HMS Ilex | John Brown & Company | март 1936 | 28 января | 7 июля | Исключён из состава флота, разобран на металл | |
D44 | HMS Imogen | Hawthorn Leslie and Company | январь 1936 | 30 октября | июнь | 16 июля | Столкнулся с лёгким крейсером HMS Glasgow в районе Оркнейских островов и затонул |
D09 | HMS Imperial | Hawthorn Leslie and Company | январь 1936 | 11 декабря | 30 июня | 29 мая | В ходе эвакуации Крита потерял управляемость в результате близкого разрыва авиабомбы, оставлен экипажем, добит торпедой эсминца HMS Hotspur |
D11 | HMS Impulsive | J. Samuel White | март 1936 | 1 марта | 29 января | Исключён из состава флота, разобран на металл | |
D10 | HMS Intrepid | J. Samuel White | январь 1936 | 17 декабря | 29 июля | 27 сентября | 26 сентября тяжело поврежден германской авиацией у острова Лерос в Эгейском море, затонул на следующий день. |
D87 | HMS Isis | Yarrow | февраль 1936 | 12 ноября | 2 июня | 20 июля | Потоплен германской человеко-торпедой в заливе Сены |
D16 | HMS Ivanhoe | Yarrow | февраль 1936 | 11 февраля | август | 1 сентября | После подрыва на мине у побережья Нидерландов оставлен экипажем и добит эсминцем HMS Kelvin |
Серийные корабли, строившиеся по заказу Турции
Номер вымпела | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота | Дата вывода из состава флота/гибели | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H49 | HMS Inconstant (ex- Muavenet) | Vickers-Armstrongs | 24 мая | 24 февраля | 24 января | Приобретён британским правительством 14 ноября , возвращён Турции под прежним названием 9 марта 1946, продан на слом в 1960. | |
H05 | HMS Ithuriel (ex- Gayret) | Vickers-Armstrongs | 24 мая | 15 декабря | 3 марта | 27 февраля | —28 ноября повреждён германскими бомбардировщиками у мыса Бон, выбросился на мель, официально списан 27 февраля , продан на слом 25 августа . |
H87 | Sultanhisar | William Denny and Brothers | поставлен Турции в 1942 году | ||||
H80 | Demirhisar | William Denny and Brothers | поставлен Турции в 1942 году |
Оружие первобытных людей
Модернизации и переоборудования
В 1931 году на HMS Codrington была проведена первая модернизация в ходе которой в турбинах высокого давления была удалена одна ступень, а незадолго до начала Второй мировой войны устаревшие торпеды модели Mk.V заменили на Mk.IX.
Первые модернизации военного времени на эсминцах типа A были незначительными и, главным образом, имели отношение к обеспечению жизнеспособности команды, кроме увеличения боекомплекта каждого из 120-мм орудий на 50 снарядов и запаса глубинных бомб до 42 (на канадских кораблях — до 33).
С мая по октябрь 1940 года на лидере HMS Codrington и большинстве эсминцев (кроме HMS Acasta и HMS Ardent) кормовые торпедные аппараты были заменены 76-мм зенитным орудием 12-pdr 20cwt QF HA Mark I. Оно разместилось после мачты и трубы, которая была укорочена для улучшения возможности ведения зенитного огня.
В 1941 году на эсминцах была смонтирована радиолокационная станция поверхностного поиска малой дальности типа Type 286F. Она по сути являлась адаптированным для ВМС радаром ASV, стоявшим на вооружении Королевских ВВС. Первые модификации РЛС имели узкий направленный вперёд сектор поиска, поэтому для её работы кораблю приходилось постоянно маневрировать. В целях повышения возможностей противовоздушной обороны на крыльях мостика были установлены две 20-мм установки Oerlikon.
- На HMS Active, HMS Antelope, HMS Anthony и HMS Arrow — вместо 120-мм орудие Y и трального вооружения TSDS было добавлено ещё два бомбомёта, а запас глубинных бомб был увеличен до 70.
- На HMS Acheron — вместо 120-мм орудия добавлено 4 бомбомета.
- На HMS Achates, во время ремонта 1941-42 годов, 120-мм носовое орудие А заменили 177,8-мм многоствольной бомбомётной установкой Mk.Х Hedgehog (рус. Хеджхог). Он стал одним из кораблей, переоборудованным в так называемый эскортный эсминец.
- На HMCS Skeena и HMCS Saguenay — два 40-мм орудия 2-pdr QF Mark II были заменены счетверёнными установками 12,7-мм пулемётов 0.50″/62 MG Mark III.
В 1943 году 76-мм зенитные орудия 12-pdr 20cwt QF HA Mark I были демонтированы. Благодаря этому, на короткую основную мачту установили высокочастотный радиопеленгатор (обычно известного под аббревиатурой HF/DF или псевдонимом huff-duff). Высокая частота (HF) относится к радиодиапазону, который может эффективно связываться на большие расстояния, например: между подводными лодками и их наземным штабом. Радиопеленгатор HF/DF в основном использовался для ловли вражеских радиостанций во время их передачи, хотя он также использовался для поиска дружественных самолетов в качестве навигационной помощи.Система управления артиллерийских огнем после успешной апробации на эсминцах типа С (механический вычислитель Destroyer Director Sight (DDS) и оптический дальномер MQ I) была заменена на Admiralty Fire Control Clock Mk.II с радаром указания цели Type 271.
На выживших эсминцах к концу войны одиночные 20-мм установки Oerlikon на мостике были заменены спаренными палубными установками, а 40-мм орудия 2-pdr QF Mark II — ещё одной парой 20-мм установок Oerlikon между торпедными аппаратами.
Эсминец
Эсминец «Сарыч»
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Вооружение
Главный калибр
Матросы ведут стрельбу из 120-мм орудия 4.7″/45 QF Мk.IX.
Артиллерия главного калибра (ГК) эсминцев типа A была представлена четырьмя новейшими, для того времени, 120-мм орудиями 4.7″/45 QF Mark IX с повышенным углом возвышения и улучшенной баллистикой. Они заменили орудия того же калибра 4.7″/45 BL Mark I с поршневым затвором, использовавшиеся на HMS Amazon.
Орудие повторяло успешно зарекомендовавшее себя 120-мм орудие 4.7″/45 BL Mark I времен Первой мировой войны, но было оснащено новым полуавтоматическим затвором раздвижного типа, а пороховой заряд перемещён из шёлковые оболочек в латунные гильзы. Это позволило довести темп стрельбы до 12 выстрелов в минуту.Орудия размещались в палубных установках Mk. XIV, которые обеспечивали угол возвышения орудий до 30°. Огонь вёлся боеприпасами двух типов: и . Боекомплект каждого орудия составлял 190 снарядов.
Впоследствии 120-мм орудия 4.7″/45 QF Mark IX широко использовались в Королевском флоте вплоть до 1942 года и устанавливались на эсминцы Великобритании до типов Q и R включительно, после чего были заменены на полностью идентичные орудия 4.7″/45 QF Mark XII, но в спаренных палубных установках Mk.IX, приобретших свойства универсальных.
Лидер HMS Codrington имел на одно орудие ГК больше, оно было установлено между дымовыми трубами.
Характеристики 120-мм орудий 4.7″/45 QF Mark IX | Значение |
---|---|
Вес | 3, 011 кг |
Длина орудия | 5,60 м |
Длина ствола | 45 калибров |
Принцип заряжания | Раздельно-гильзовое |
Вес снаряда | 22,7 кг |
Начальная скорость снаряда | 810 м/с |
Дальность стрельбы при угле возвышения в 30° | 15 520 м |
Система управления артиллерийских огнем мало изменилась со времён Первой мировой войны и представляла собой установленный на опору механический вычислитель Destroyer Director Sight (DDS) и оптический дальномер MQ I с базой в 2,7 метра, помещенный в его заднюю часть. DDS позволял вычислять углы упреждения для стрельбы по движущейся цели только для орудий ГК, а зенитные орудия по-прежнему наводились «на глаз».
Вспомогательная/зенитная артиллерия
40-мм орудия 2-pdr QF Mark II.
В роли собственно зенитной артиллерии на эсминцах типа A выступали два 40-мм орудия 2-pdr QF Mark II времен Первой мировой войны (так называемые «пом-пом», из-за характерного звука, издаваемого при стрельбе). Орудия разместились между дымовыми трубами, боекомплект составлял 500 снарядов на каждое орудие.
Характеристики 40-мм орудий 2-pdr QF Mark II | Значение |
---|---|
Длина орудия | 2,606 м |
Длина ствола | 39 калибров |
Принцип заряжания | унитарный снаряд, автомат заряжания |
Объём каморы | 0,165 дм3 |
Типы снарядов | , , |
Масса снаряда | 0,82-091 кг |
Начальная скорость снаряда | 585-701 м/с |
Скорострельность | 96-115 выстрелов/мин (на один ствол) |
Максимальная дальность стрельбы | 4500 м |
Минно-торпедное вооружение
-
Основная статья: Торпеды Великобритании.
Пуск корабельной торпеды.
Бомбомёт Mark II Thornycroft, установленный на HMCS Saguenay(30 октября 1941 г.)
Минно-торпедное вооружение на эсминцах типа A было представлено двумя четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами QR.III. Всего эсминец нёс восемь торпед, запасные торпеды не предусматривались. Эти торпедные аппараты были установлены вместо трёхтрубных впервые, с целью повышения вероятности поражения целей при торпедной атаке. Однако, основной недостаток торпед — невысокая скорость хода, составлявшая 40 узлов (при стрельбе на короткие дистанции) и 25-30 узлов (при стрельбе на дальние) — не была разрешена, а скорости целей для торпедных атак в 1930-х годах достигали уже 35 узлов. В боевом положении торпедные аппараты загромождали палубное пространство. Поэтому лишь при переходе на более крупные миноносцы серий J, K и L четырехтрубные торпедные аппараты, были заменены на пятитрубные, которые представлялись британцам более перспективными.
Сравнительные характеристики торпед эсминцев типов А | ||
---|---|---|
Характеристика | 533-мм торпеда Mk. V | 533-мм торпеда Mk. IX |
Длина торпеды, м | 7,1 | 7,28 |
Скорость хода, узл | 35 | 30-36 |
Дальность хода, км | 5,2 | 9,6 — 12,4 |
Масса торпеды, кг | 1735 | 1693 |
Масса взрывчатого вещества, кг | 336 | 340 |
Первые миноносцы
Основные статьи: HMS Lightning (1877), Взрыв (миноносец), Миноноска
После Русско-Турецкой войны буксируемые и шестовые мины отошли на второй план, активное развитие получили «самодвижущие мины» (торпеды), а в качестве корабля-носителя торпедного вооружения выступил корабль нового класса — малый миноносец или миноноска.
На появление нового класса кораблей серьёзное влияние оказало изобретение Робертом Уайтхедом нового вида оружия — торпеды. Несмотря на ограниченную скорость, дальность хода, ненадёжность попадания и действия взрыва торпеда к середине 1870-х годов стала сильным тактическим фактором. Первая в мире успешная атака двумя торпедами была осуществлена 14 января 1878 года во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов минными катерами «Чесма» и «Наварин»; в ходе неё был потоплен сторожевой турецкий пароход «Интибах».
Доктрина «молодой школы» быстро приобрела много сторонников, как во Франции, так и за её пределами, так как она позволяла отказаться от дорогостоящего строительства броненосного флота в пользу гораздо более дешёвого «москитного флота».
Первый мореходный миноносец русского флота «Взрыв» вступил в строй в 1877 году, имел водоизмещение 160 тонн, скорость 14,5 узла (около 27 км/ч), 1 торпедный аппарат. Одновременно со «Взрывом» в состав британского флота в 1877 году вошёл миноносец «Лайтнинг», построенный фирмой Торникрофта по заказу британского Адмиралтейства. «Лайтнинг» развивал на четыре узла бо́льшую скорость, имел в пять раз меньшее водоизмещение, чем «Взрыв», и вооружался двумя бортовыми торпедными аппаратами (в 1879 году заменены на один носовой).
Успешные испытания «Лайтнинга» послужили толчком к серийному строительству миноносцев: уже в 1879 году фирмой Торникрофта по заказу британского Адмиралтейства было построено 11 номерных миноносцев (№ 2—12), имевших в качестве прототипа «Лайтнинг» (но от последнего их отличал чуть больший тоннаж, более мощная силовая установка, бо́льшая длина корпуса, меньшая осадка, выпуклая (карапасная) палуба и отсутствие кормовой надстройки. В 1878—1879 годах фирма Торникрофта построила 12 номерных миноносцев для Франции (№ 8—19) и по одному миноносцу для Дании и Австро-Венгрии.
Десятилетие 1880-х годов было отмечено своеобразным «миноносным» бумом: флоты Великобритании, Франции, России, Австро-Венгрии, Италии, Германии и США, а также флоты малых стран Европы (Дании, Швеции и др.) начали активно пополняться сериями кораблей нового класса. К 1 января 1886 года в тройку лидеров по числу миноносцев, находящихся в составе их флотов, входили Великобритания (129 миноносцев, в том числе 26 мореходных), Россия (119 миноносцев, в том числе 6 мореходных) и Франция (77 миноносцев, в том числе 23 мореходных).
Дата | ||||||
Страна | 1886 | 1892 | 1900 | 1904 | 1914 | 1918 |
Великобритания | 129 | 186 | 95 | 159 | н/д | 94 |
Франция | 77 | 220 | 219 | 282 | н/д | н/д |
Германия | 8 | 152 | 113 | 90 | н/д | н/д |
Россия | 119 | 143 | 174 | 156 | н/д | н/д |
Италия | 58 | 129 | 144 | 143 | н/д | н/д |
Австро-Венгрия | 42 | |||||
Япония | 29 | 82 | н/д | н/д | ||
США | н/д | н/д | 34 | н/д | н/д |