Пара слов о f-22

External links[edit | edit source]

  • F-22 official team web site
  • F-22 page on NASA Langley site
  • F-22 page on GlobalSecurity.org
  • F-22 Raptor site f22fighter.com
  • F-22 Raptor site f-22raptor.com
  • F-22 Raptor page on fighter-planes.com includes comparison between the YF-22 and F-22
  • F-22 Raptor on ausairpower.net
  • History of the F-22 program
  • Stealth fighter crashes December 2004 article from the Las Vegas Review-Journal
  • Interview — F-22 Chief Test Pilot, Paul Metz, 1998
  • Unique Flight Demonstration video — 2007 Capital Airshow in Sacramento — with narrative by F-22 pilot Paul «Max» Moga
  • Lockheed Martin F-22 Raptor on Wikipedia

F-22 weapons

A variant of the M61A2 Vulcan cannon is installed internally above the right air intake. The General Dynamics linkless ammunition handling system holds 480 rounds of 20mm ammunition and feeds the gun at a rate of 100 rounds a second.

The F-22 Raptor has four hardpoints on the wings, each rated to carry 2,270kg, which can carry AIM-120A AMRAAM or external fuel tanks. The Raptor has three internal weapon bays. The main weapons bay can carry six AMRAAM AIM-120C missiles or two AMRAAM and two 1,000lb GBU-32 joint direct attack munition (JDAM).

The bay is fitted with the EDO Corp. LAU-142/A AVEL AMRAAM vertical ejection launcher which is a pneumatic-ejection system controlled by the stores management system. Raytheon AMRAAM air-to-air missile is an all-weather short- to medium-range radar-guided fire-and-forget missile, with a range of 50nm. The side bays can each be loaded with one Lockheed Martin / Raytheon AIM-9M or AIM-9X Sidewinder all-aspect short-range air-to-air missile.

The GPS-guided, Boeing small diameter bomb (SDB) was integrated on the F/A-22 in February 2007. Eight SDBs can be carried with two AMRAAM missiles.

9.

2. М26 «Першинг» (США)
США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

Истребитель пятого поколения F-22 Раптор

F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире. 13 апреля 2011 года совершил тестовый полет 181-й самолёт F-22, считая предсерийные. Всего будет произведено 195 самолетов, из них 187 серийных будет передано ВВС США.

Некоторые даты

  • Первая предсерийый самолет поднялся в воздух 7 сентября 1997 года.
  • Серийное производство истребителя началось в 2001 году.
  • 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», в пустыне Невада.
  • В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены.
  • В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.

Потери истребителей F-22 Raptor

По состоянию на ноябрь 2010 года, в лётных происшествиях было потеряно четыре истребителя F-22 Raptor:

1992 год

25 апреля 1992 года
Прототип YF-22A (сер. номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан.

2009 год

25 марта 2009 года
F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.

2010 год

16 ноября 2010 года
F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб.
На вооружении:
В разработке:
  • F-35
  • Т-50 ПАК ФА
  • Mitsubishi ATD-X

Характеристики самолетов

ПАК ФА

Страна
Самолёт ПАК ФА (Т-50)
Фото
Максимальная взлётная масса, кг 35 480
Максимальная скорость, км/ч 2 600
Боевой радиус, км н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км 2 700
Максимальная дальность, км 5 500
Рабочий потолок, м 20 000
Совместная тяга двигателей, кгс 2*17 600
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено 4

F22 Raptor

Страна
Самолёт F-22 Raptor
Фото
Максимальная взлётная масса, кг 38 000
Максимальная скорость, км/ч 2 500
Боевой радиус, км 760 — 1 100
Дальность с боевой нагрузкой, км 1 900
Максимальная дальность, км 3330
Рабочий потолок, м 19 800
Совместная тяга двигателей, кгс 2*15 876
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено 181

Chengdu J20

Страна
Самолёт Chengdu J-20
Фото
Максимальная взлётная масса, кг 34 000 — 36 000
Максимальная скорость, км/ч н/д
Боевой радиус, км н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км н/д
Максимальная дальность, км н/д
Рабочий потолок, м н/д
Совместная тяга двигателей, кгс н/д
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено н/д
Страна
Самолёт Mitsubishi ATD-X
Фото
Максимальная взлётная масса, кг н/д
Максимальная скорость, км/ч н/д
Боевой радиус, км н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км н/д
Максимальная дальность, км н/д
Рабочий потолок, м н/д
Совместная тяга двигателей, кгс н/д
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено н/д

Описание конструкции

Самолет выполнен по интегральной схеме, он имеет высокорасположенное крыло трапециевидной формы. Стреловидность передней кромки крыла – 42 градуса. В конструкции планера широко использованы титановые сплавы, алюминиевые сплавы, композитные и радиопоглощающие материалы. Композитные материалы не только позволили уменьшить уровень радиолокационной заметности самолета, но и значительно снизили его массу.

Вертикальное оперение – двухкилевое. Кили широко расставлены и имеют наклон наружу (28 градусов). Горизонтальное оперение – цельноповоротное.

Все стыки, образованные на месте соединения различных деталей и частей самолета, имеют пилообразную форму, которая уменьшает отражение электромагнитных волн.

Большое внимание уделено живучести машины, учитывалась живучесть самолета после попадания осколочно-фугасных боеприпасов, аналогичных тем, что стоят на вооружении российских ВВС. Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната

Он имеет особое покрытие, которое рассеивает радиоволны

Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната. Он имеет особое покрытие, которое рассеивает радиоволны.

Шасси самолета трехопорное.

Силовая установка F-22 Raptor состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, они позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований для самолетов пятого поколения.

Кроме того, эти двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что значительно повышает маневренность истребителя. Сопла имеют неподвижные боковые стенки и отклоняющиеся нижние и верхние грани, что позволяют машине менять отклонения вектора тяги и регулировать сечение сопла. Кроме того, плоские сопла уменьшают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Воздухозаборники нерегулируемые, ромбовидные, имеют S-образный канал для экранирования компрессоров двигателя от облучения.

Самолет оснащен бортовой системой БРЭО, разработанной компанией TRW, в нее входит система обработки данных, система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, включающий: систему РЭБ «Сандерс/Дженерал Электрик» AN/ALR-944 и БРЛС AN/APG-77.

О радаре, установленном на истребителе, стоит сказать отдельно. Это антенна с активной фазированной решеткой, которая состоит из 2 тысяч элементов, излучающих и принимающих сигнал. Данная РЛС может обнаруживать цели с ЭПР 1 м² на расстоянии 225 км в обычном режиме и на 193 км в режиме LPI, крылатые ракеты с ЭПР 0,1 м² — на дистанции 125 км.

Режим низкой вероятности перехвата (LPI) позволяет F-22 Raptor обнаруживать цели, но при этом самому оставаться незамеченным.

«Раптор» вооружен пушкой 20-мм M61A2 Vulcan, а также ракетами «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-9M Sidewinder.

Корабли ВМФ

Штурмовая немощь

Примечательно, что универсальный Ф-22 «Раптор», характеристики которого мы разбираем, вообще не имеет специального оборудования для обнаружения и сопровождения наземных целей, что опять-таки снижает его штурмовые возможности до минимума. В общем-то, и в этом виноваты не конструкторы: изначально подобная аппаратура у самолета была, но ее вывели из конструкции по требованию Пентагона, когда стоимость программы совсем уж зашкалила. К чести инженеров из «Локхид-Мартин» нужно сказать, что хотя бы базовые средства для прицельного бомбометания они все же смогли сохранить. Так, в ПО самолетов имеются все необходимые опции, которые позволяют быстро и без особых потерь все же подключить нужное бортовое оборудование, если на это даст добро вышестоящее руководство.

Впрочем, пока что основным средством поражения целей на земле являются как раз-таки упомянутые выше бомбы с GPS, эффективность которых велика, но только лишь при работе по стационарным объектам. В общем и целом это именно та причина, по которой «Рапторы» не принимали никакого участия в боевых операциях США в том же Афганистане. Кого там отлавливать по GPS? Так что еще и по этой причине на вооружении американцев до сих пор стоят старые F-16, адекватной замены которым пока что нет.

Variants[edit | edit source]

Under the Navalized Advanced Tactical Fighter (NATF) program, a carrier-borne variant of the F-22 with swing-wings was proposed for the U.S. Navy to replace the Grumman F-14 Tomcat, though the program was subsequently cancelled in 1993. A two-seat F-22B trainer variant was planned, but was cut in 1996 to save development costs.

Another more recent proposal is the FB-22 Strike Raptor, which would be used as a deep strike bomber for the USAF, but there has yet to be any word on whether the USAF plans further development of the program. Also, the X-44 MANTA, short for Multi-Axis, No-Tail Aircraft, is an experimental aircraft which itself is an F-22 with enhanced thrust vectoring controls and no aerodynamic backup (i.e. the aircraft is controlled solely by thrust vectoring, without rudders, ailerons, or elevators), is another example.

Внешний вид Гроза-031

Хочется сказать, что внешне Гроза-03 и 031 никак не отличаются. Разница заключается лишь в маркировке, нанесённой на корпусе орудия.

Корпус такого пистолета сделан полностью из высокопрочной стали. Единственные пластиковые элементы — щётки на рукоятке, которые сделаны для удобства стрелка, чтобы во время использования этого пистолета он не выскальзывал из руки. Большинство производителей травматики для корпуса использует пластик, чтобы снизить общий вес оружия. Было бы логично сделать пластиковым пистолет при использовании мощных патронов, но пистолет Гроза-031 идёт против всех устоев. Такое оружие, сделанное из металла, выглядит очень солидно в глазах противника, устрашает.

Несмотря на все плюсы внешнего вида, здесь есть и минусы. Относятся они к угловатости дизайна, что негативно сказывается на эргономике рукояти пистолета. Как правило, данный недостаток решается простой заменой вставок на рукояти на более качественные и удобные. Конечно, идеально удобным это его не сделает, но подобрать вставки именно под свою руку можно, а дальше нужно будет просто привыкнуть со временем.

Несмотря на угловатость, никакие элементы корпуса не цепляются за одежду при извлечении пистолета. Кроме этого, кобура Гроза-03 упрощает перенос и извлечение пистолета, сделана под все особенности дизайна орудия. За внешний вид и удобство данное оружие получается четвёрку, хоть и с минусом.

Перестройка не заканчивается никогда

К приборной начинке предъявлялись просто немыслимые по тем временам требования. Так, бортовой компьютер должен был иметь производительность не менее 10 Гфлопс и оперативную память в один гигабайт. Нужно сказать, что разработчикам все же удалось решить столь нетривиальную задачу, используя простенький процессор i486. Но тут военных ждал удар: в 1996 году, всего за год до первого полета, корпорация «Интел» сообщила о свертывании производства устаревшей модели. Между тем изначально Пентагон рассчитывал получить не менее 1200 самолетов, каждому из которых требовалось 80 (!) процессоров. Откуда же их брать-то? Lockheed Martin неоднократно пыталась «прижать» разработчиков, но «Интел» оказался крепким орешком и не захотел выпускать крайне устаревшее оборудование малыми партиями.

А потому пришлось срочно переписывать все ПО под новый процессор. Только на переделки, по официальным сведениям, пришлось потратить не менее миллиарда долларов. В общем, «неограниченные лимиты времени» оказались чертовски затратным делом. И это было только начало. Действительно, истребитель пятого поколения…

Су-35С — универсальный охотник за хищниками

Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания — от двигателя до комплексов вооружения — была разработана для решения главной задачи: это  агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.

Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.

Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.

mil.ru
Су-35С.

Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».

Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват — на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.

mil.ru
Су-35С.

Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны — РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.

mil.ru
Су-35С.

В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.

В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.

mil.ru
Су-35С.

В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» — истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.

Тропой компромиссов

Так, приходилось постоянно идти на ухудшение технических характеристик. К примеру, «Раптор» Ф-22 вообще не имеет наружной подвески для ракетно-бомбового вооружения, что сводит его штурмовую ценность к нулю. На это пошли оттого, что при условии наличия этой подвески самолет становился прекрасно видим для радаров. Насколько заметна машина для современных систем радиолокационного обнаружения, доподлинно неизвестно, так как «боевое» применение «Раптора» на сегодняшний день ограничивается компьютерным моделированием.

А потому вся «начинка» находится во внутренних отсеках. Всего их четыре. В двух – одна ракета, в двух других – по две. Причем, согласно требованию заказчика, они должны были стартовать как в штурмовом, так и в истребительном варианте. В результате потребовалось создавать сложнейшее устройство, которое бы могло «выпихнуть» ракету на сверхзвуковой скорости. Причем делается это сразу в два этапа. Сперва мощный пневматический привод буквально выбивает оружие из внешнего уплотненного слоя воздуха, а затем гидравлика отбрасывает снаряд на его траекторию.

Необходимо заметить, что столь мудрено запускаются далеко не все ракеты и не во всех полетных режимах: при штурмовке задействуется более простое устройство. Если не вдаваться в подробности, то при необходимости запуска снаряда открывается бомболюк, ракета укладывается на направляющие, с них же и стартует.

Набор противоречий

Чисто гипотетически, так как «Раптор» Ф-22 еще не был в реальном бою, в небе самолет чрезвычайно хорош. С точки зрения радиолокационной заметности он уже не столь сильно отличается от «стандартных» машин. Со штурмовой же точки зрения самолет — просто нонсенс, так как за эти деньги можно приобрести по меньшей мере с десяток обычных штурмовиков, стоимость обслуживания которых в сотни (!) раз дешевле.

И все это отнюдь не следствие непрофессионализма конструкторов. Американцы всегда делали хорошие самолеты, опыта на этом поприще у них не отнять. Просто разработчикам к моменту первого полета пришлось делать из машины целый набор компромиссов. А это, как может понять любой технически подкованный человек, никогда ни к чему хорошему не приводило.

Примечания

  1. , с. 174.
  2. , с. 173.
  3. The Military Balance 2013. — P. 370.
  4. The Military Balance 2013. — P. 141.
  5. The Military Balance 2007. — P. 181.
  6. The Military Balance 2013. — P. 386.
  7. The Military Balance 2013. — P. 503.
  8. The Military Balance 2013. — P. 466.
  9. The Military Balance 2013. — P. 404.
  10. The Military Balance 2013. — P. 183.
  11. The Military Balance 2009. — P. 200.
  12. ↑ The Military Balance 2007. — P. 211.
  13. Хлюстов Михаил Владимирович. Южный Ливан // Применение танков в конце 20-го начале 21-го веков. Аналитический доклад. — М.: АНО «ЦСОиП» // Журнал «Самиздат», 2013.

Сопоставление с МР-78-9ТМ

Этот пистолет можно ассоциировать ещё с одним российским продуктом такого же класса и похожего по габаритам — МР-78-9ТМ. Но сходу охото сказать, что такое сопоставление не совершенно корректное, потому что разница в возрасте для травматического орудия у этих 2-ух экземпляров очень большая. Но мы для себя такое позволим, потому что оба орудия российского производства.

Сначала, стоит упомянуть об общем качестве, где Гроза-01 является абсолютным победителем. Отбрасывая все аспекты свойства и надёжности конструкция, охото сказать, что 01 лучше собственного противника просто по материалу, из которого делается. Хотя, если ассоциировать с МР-78-9ТМ, произведённого на базе боевого ПСМ, то эти два пистолета ещё могут соперничать в графе «качество».

Далее стоит сказать о том, что ствол Грозы-01 опережает собственного соперника по всем показателям. Во-1-х, у него более совершенная конструкция самого ствола, а во-2-х, его крепкость и надёжность просто лучше, так как изготовлен он из более высококачественного материала. Как минимум, ствол Грозы-01 не нуждается в установке укрепляющий втулке для роста прочности. Что касается габаритов, то тут выигрывает МР-78-9ТМ, но только за счёт очень узкой и неловкой рукояти.

По мощности Гроза-01, который комфортно переносить в кобуре, опять выигрывает, не оставляя никаких шансов собственному противнику. Естественно, можно испытать выстрелить из МР-78-9ТМ сильными патронами, но через несколько выстрелов его ствол просто развалится на части. Естественно, 01 можно ассоциировать и с травматикой забугорных производителей, и там он будет выигрывать в почти всех показателях, но об этом проще написать отдельную, огромную статью.

Из всего этого можно сделать маленький вывод о том, что Гроза-01 в своём классе является наилучшим травматическим пистолетом русского производства. Но не следует забывать, что в его базе лежит украинский Форт-9Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector