Бисмарк

Содержание

Бой

Адмирал Холланд решил атаковать противника имеющимися силами и отдал приказ на сближение с немецкой эскадрой. Бой между противниками начался в 5:52 с первым залпом носовых орудий ГК Hood с дистанции в 13 миль. Bismarck и Prinz Eugen ответили пристрелочными залпами по британским кораблям. После пристрелочных залпов огонь вёлся на поражение. Один из снарядов крейсера Prinz Eugen калибром 203-мм достиг прямого попадания в кормовую надстройку у башен УК. Возникший пожар и детонация боезапаса снарядов и ракет нанесли крейсеру значительные, но не критичные повреждения. Через несколько минут боя в 6:00 380-мм снаряд Bismarck попал в средину корпуса крейсера и взорвался внутри корабля. Возникшее возгорание погребов с последующей детонацией разорвала крейсер на пополам. Буквально через три минуты останки крейсера, носовая и кормовая части быстро затонули. Позднее на месте крушения эсминец Electra подобрал троих выживших из экипажа крейсера, остальной экипаж погиб вместе с кораблём.

Крейсер Suffolk преследующий Bismarck.

В результате скоротечного боя был потоплен крейсер Hood в точке с координатами  (). Погибли 1415 членов экипажа, флагман соединения вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд и командир крейсера капитан 1-го ранга Ральф Керр. Линкор Prince of Wales в перестрелке с кораблями кринсмарине получил многочисленные серьёзные повреждения в результате которых линкору пришлось выйти из боя.

Защита от химического оружия массового поражения

С момента первого применения химического оружия непрерывно шла работа над способами защиты от него. И надо сказать, что в этой области достигнуты заметные результаты. Наиболее известным и распространенным способом защиты от ОВ является применение противогазов. Первые образцы подобных устройств появились еще в XIX веке, их использовали на вредных производствах и при тушении пожаров. Однако по-настоящему широкое распространение противогазы получили уже в годы Первой мировой войны. Путем многочисленных проб и ошибок была разработана оптимальная конструкция этого защитного средства, которая принципиально не изменилась и по сей день. В настоящее время существует десятки моделей противогазов, разработанных для военнослужащих, гражданских лиц, детей и др.

С появлением отравляющих веществ, способных проникать в организм человека через кожу, в дополнение к противогазу стали применяться различные защитные костюмы.

Современные индивидуальные средства защиты от химического оружия — противогаз и ОЗК

В комплекс защитных средств также входят разнообразные системы определения ОВ в окружающей среде, а также антидоты, которые вводят в организм пострадавших от химической атаки. Причем эти элементы защиты не менее важны, чем надежность противогаза – многие из современных газов практически не имеют цвета и запаха, поэтому без специальных приборов обнаружить смертельную опасность очень сложно. Не менее важны и противоядия: если ввести антидот при первых признаках отравления, то человеку вполне можно спасти жизнь.

Они же в действии…

В целом же, можно сказать, что в наше время химическое оружие постепенно теряет свою актуальность. И причин этому несколько:

  • Неизбирательность. Химическое оружие очень непредсказуемо, его применение крайне трудно контролировать. На этот процесс сильно влияют метеорологические факторы: направление и скорость ветра, температура, влажность, наличие осадков. Применив химическое оружие, нельзя быть уверенным в том, что не пострадает мирное население – газ не «переходит на личности» и убивает всех подряд. Недавние сирийские события – наглядное тому подтверждение;
  • Низкая эффективность. Генералы более половины столетия готовились к химической войне, поэтому армия защищена от отравляющих веществ достаточно надежно. Каждый военнослужащий имеет комплект химзащиты, боевая техника оснащена фильтровентиляционными установками. В состав любых вооруженных сил входят войска химической защиты. Так что военных особо газом не потравишь. Для чего действительно ОВ подходят практически идеально, так это для геноцида мирного населения, но подобные действия в современном мире обычно имеют очень серьезные последствия для их организаторов;
  • Проблемы с производством и хранением. Взрывы на складах с обычными боеприпасами – это серьезная техногенная катастрофа, чреватая многочисленными жертвами и большими разрушениями. Страшно даже представить, что будет, если взрываться начнут снаряды, начиненные, например, зарином. Хранение химического оружия очень дорого, то же самое можно сказать и о его производстве.

Тем не менее, списывать химическое оружие в музей, к сожалению, пока еще рано. Разработками в этой области занимаются многие страны третьего мира, которые не могут себе позволить ядерное оружие. Еще большей опасностью является возможность попадания ОВ в руки террористов. Изготовить этот вид ОМП в наш век интернета достаточно просто, а вот последствия теракта с его использованием в мирном городе могут быть ужасными.

Рейдеры Гитлера

Спуск на воду линкора «Бисмарк». Фото: U.S. Naval Historical Center Photograph / wikimedia.org

На воду корабль спустили до войны, в феврале 1939 года. На оборудование, установку вооружения и испытания ушло еще два года — Германия успела провести ряд победоносных «блицкригов», разгромить Францию и проиграть битву за Британию. В СССР вермахт на тот момент еще не вторгся — до поры до времени главная битва Рейха проходила в Атлантике.

Задача была проста: потопить столько торговых судов, везущих в Британию все необходимое, чтобы Лондон понял, каково это — голодать. И, соответственно, запросил мира.

Говоря о блокаде Британии, обычно вспоминают германские подлодки, наводившие ужас на союзных моряков. Однако и надводные корабли кригсмарине тоже помогали: так, зимой 1941 года упомянутые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сумели незамеченными выскочить на коммуникации в Атлантике. Флот Британии их прозевал, и линкоры потопили 22 судна.

«Бисмарк» планировалось использовать так же. То, что против трех линкоров кригсмарине у Британской империи имелось 15 линкоров и линейных крейсеров, не было настолько важным, как может показаться на первый взгляд. Часть Гранд флита находилась у берегов метрополии, часть — в Средиземном море, часть — на ремонте. Так что маленькая эскадра рейдеров (так назывались любые корабли, направленные на уничтожение торговли врага) могла встретиться лишь с некоторой частью вражеской армады — и, например, потопить ее. Из этой логики и исходило германское морское командование, снаряжая «Бисмарк» в его первый поход.

Видео

Надо ли платить штраф за просроченную лицензию?

III

«Худ» взорвался, ибо взорвался порох в его погребах от проникновения туда снаряда или снарядов, т. е. произошло нечто подобное тому, что произошло с «Ройял Ок». Между тем в бою 31 мая 1916 года на «Зейдлице» снаряд проник в пороховой погреб, немецкий порох сгорел без взрыва, сгорел так быстро, что из 180 человек, бывших в двух смежных башнях, все сгорели, но корабль остался на воде и дошел до порта.


Схема палубной бронировки

Как мог снаряд проникнуть в пороховой погреб, несмотря на его добавочную защиту после боя 31 мая 1916 г.? Обратим внимание на палубное бронирование «Худа». В носу оно таково

При дистанции 20 000 м угол падения снаряда составляет около 60°; очевидно, что 15-дюймовый снаряд все эти палубы пробьет как картон, и при такой дальности палубное бронирование «Худа» не соответствует его бортовому бронированию, особенно при косвенных курсовых углах.

Отсюда ясно, что для «Худа» бой на дальней дистанции не выгоден. Ему следовало пустить дымовую завесу и подойти до дистанции 10 000-8 000 м, где угол падения около 10° и снаряды отскакивали бы от 2-дюймовой палубы.

Имея таблицы стрельбы, командиру следовало заранее изучить, с какой дистанции 15-дюймовый снаряд пробивает броневые палубы его корабля, и вести бой на меньшей дистанции. Приняв же бой на большой дистанции, он обрек свой корабль на поражение.

(1) Об отважном нападении советской подводной лодки под командой Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Лунина см. в книге адмирала флота И

С. Исакова «Военно-морской флот СССР в Отечественной войне» (М.;Л., 1944, с. 59; там же и дальше — о последующей судьбе «Тирпица»).

(2) В феврале 1940 г. А. Н. Крылов сделал в Академии наук СССР и в Военно-морской академии доклад на тему «Теория непотопляемости и некоторые выводы из гибели линкора «Ройял-Ок»; напечатан в газете «Правда» от 6 и 7 марта 1940 г.; включен в книгу «Некоторые случаи аварий и гибели судов» (М.;Л., 1942).

ВпередНазад

Командующие

Флагманы, командующие соединением кораблей, командиры кораблей.

Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
Флагман, командующий флотом англ. Home fleet в составе: линкоры King George V, Rodney, авианосцы Victorious, Ark Royal крейсера Dorsetshire и Renown.
1940 год. — 1942 год. Командующий флотомЛинкорыKing George VRodneyPrince of WalesАвианосцыVictoriousArk RoyalКрейсераHoodNorfolkSuffolkDorsetshireRenown англ. Admiralрус. Адмирал англ. John Cronyn Toveyрус. Джон Кронин Тови
06 мая 1942 года.15 февраля 1943 года. КомандирЛинкораKing George V англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Philip John Mackрус. Филип Джон Мак
21 ноября 1939 года.22 июля 1941 года. КомандирЛинкораRodney англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Frederick Hew George Dalrymple-Hamiltonрус. Фредерик Хью Джордж Далримпл-Гамильтон
15 Октября 1940 года.26 Ноября 1942 года. КомандирАвианосцаVictorious англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Henry Cecil Bovellрус. Генри Сесил Бовелл
31 июля 1939 года.08 августа 1941 года. КомандирКрейсераDorsetshire англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Benjamin Charles Stanley Martinрус. Бенджамин Чарльз Стэнли Мартин
Флагман, командующий соединением H: крейсера Renown, Sheffield и авианосец Ark Royal, командиры кораблей.
Июль 1940 года.19 марта 1949 года. Командующийсоединение H англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. James Fownes Somervilleрус. Джеймс Фаунс Сомервилл
19 апреля 1941 года.13 ноября 1941 года. КомандирАвианосцаArk Royal англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Loben Edward Harold Maundlрус. Лобен Эдвард Гарольд Мандрелл
23 декабря 1940 года.26 августа 1941 года. КомандирКрейсераRenown англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Rhoderick Robert McGrigorрус. Родерик Роберт Мак Грегор
14 декабря 1939 года.01 августа 1941 года. КомандирКрейсераSheffield англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Charles Arthur Aiskew Larcomрус. Чарльз Артур Эскью Ларком
Флагман, командующий соединением Северный патруль: крейсера Norfolk и Suffolk, командиры крейсеров.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
КомандующийСеверного патруля:КрейсераNorfolkSuffolk. англ. Rear-Admiralрус. Контр-Адмирал англ. Frederic Wake-Walkerрус. Фредерик Уэйк-Уокер
12 февраля 1940 года.20 января 1942 года. КомандирКрейсераNorfolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Alfred Jerome Lucian Phillipsрус. Альфред Джером Люциан Филлипс
22 февраля 1941 года.29 марта 1942 года. КомандирКрейсераSuffolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Robert Meyrick Ellisрус. Роберт Мейрик Эллис
Флагман, командующий соединением кораблей в составе: крейсер Hood и Prince of Wales, командир крейсера Hood.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
май 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандующийЛинкорPrince of WalesКрейсер:Hood. англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. Lancelot Ernest Hollandрус. Ланселот Эрнест Холланд
15 февраля 1941 года.08 июля 1941 года. КомандирЛинкораPrince of Wales англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. John Catterall Leachрус. Лич, Джон Каттерол
15 февраля 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандирКрейсераHood. англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Ralph Kerrрус. Керр, Ральф
Флагман, командующий соединением, командиры кораблей Bismarck и Prinz Eugen.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
апрель 1941 г.27 мая 1941 г.  50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западуот побережья Франции. КомандующийЛинкор:BismarckКрейсер:Prinz Eugen нем. Admiralрус. Адмирал нем. Günther Lütjensрус. Гюнтер Лютьенс
— 27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западу отпобережья Франции. КомандирЛинкора:Bismarck нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Ernst Lindemannрус. Отто Эрнст Линдеманн
— 26 сентября 1983 г. КомандирКрейсера:Prinz Eugen нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Helmuth Brinkmannрус. Гельмут Бринкманн

Примечание.
Указаны основные боевые единицы: линкоры, крейсера, авианосцы и их командиры.
Флагманы, командующие соединениями кораблей, флота.

Подготовка перехвата Бисмарка

Для перехвата соединения немецких кораблей Британские ВМС контролировали патрулированием два возможных прохода в Атлантику с севера. Первый это пролив между Великобританией, Фарерскими островами и Исландией. Второй вариант по Датскому проливу, то есть между Исландией и Гренландией. Британский флот (англ. Home fleet) под командованием адмирала Тови Джон вышли на перехват крейсера Prinz Eugen и линкора Bismarck. Британские силы флота состояли из нескольких соединений кораблей.

Соединение Northern patrol (рус. Северный патруль) в составе крейсеров Suffolk и Norfolk под командованием контр-адмирала Фредерика Уэйк-Уокера.
Соединение кораблей в составе линкора King George V и авианосца Victorious под командованием адмирала Джона Кронин Тови, командующего флотом.
Соединение кораблей под командованием вице-адмирала Ланселота Эрнеста Холланда в составе линкора Prince of Wales и крейсера Hood с эскортом эсминцев Electra, Achates, Antelope, Anthony, Echo и Icarus.
Соединение кораблей на основе крейсеров Arethusa, Birmingham и Manchester контролировало пролив между Фарерскими островами и Исландией.
Соединение кораблей в составе крейсера Rodney и трёх эсминцев до 24 мая состоящих в эскорте конвоя под командованием адмирала Фредерика Далримпла-Хэмильтона, транспортного лайнера рус. Британник (англ. Britannic).
Так же соединение в составе крейсеров Renown, Sheffield и авианосца Ark Royal в Гибралтаре было приведено в боевую готовность на случай если Bismarck пойдёт юго-восточным кусром.

Строительство

Спуск на воду линкора «Бисмарк»

Бисмарк в 1940 году

Тип «Бисмарк» (позднее был построен ещё один корабль этого типа — линкор «Тирпиц») первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей.
После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. «Бисмарк» был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. «Бисмарк» во время своей службы был крупнейшим линкором в мире.
Киль «Бисмарка» был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года.
Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали фюрер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.
24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Так себе тайна

Строго говоря, в поход должна была пойти вообще вся линейная мощь кригсмарине — и «Бисмарк», и «Шарнхорст», и «Гнейзенау», и даже спешно доделываемый «Тирпиц». Четыре быстроходных современных линкора, пусть даже два из них с недостаточно мощной артиллерией — такое соединение могло создать Гранд флиту очень много проблем.

Но «Тирпиц» к весне 1941 года был явно не готов, на «Шарнхорсте» чинили котлы, а «Гнейзенау» не вовремя получил торпеду под ватерлинию и чинился — ввода всех троих в строй нужно было ждать. Поэтому взамен германское командование отправило «Бисмарка». Вместе с ним пошел и тяжелый крейсер «Принц Ойген» — но он был далеко не ровня линкору.

Выход двух кораблей в море в Готенхафене (сегодня Гдыня в Польше) состоялся 18 мая 1941 года и был окутан глубокой тайной. Секрет продержался пару дней, по дороге «Бисмарк» заметили наблюдатели норвежского Сопротивления, и к 22 мая британское Адмиралтейство точно знало, что главный линкор Гитлера вышел на охоту.

Британскому флоту предстояло быстро найти и потопить гиганта. Однако адмирал Гюнтер Лютьенс на борту «Бисмарка» собирался этому помешать — и нанести англичанам побольше урона. Насколько страшным будет этот урон, он явно не рассчитывал.

Ловить «Бисмарк» командующий британским флотом метрополии адмирал Джон Тови отправил уйму кораблей — около Исландии патрулировали флагман флота линейный крейсер «Худ» и новейший линкор «Принц Уэльский», в районе Шотландии оказался однотипный «Принцу» корабль «Король Георг V» и авианосец «Викториес», поддержку собирался оказать линейный крейсер «Рипалс».

Фото: wikipedia.org

Два линкора, два линейных крейсера и авианосец — этого, по идее, хватало, чтобы потопить любой одиночный линейный корабль. Оставалось лишь его засечь, и для этого пять крейсеров с радарами отправились патрулировать акваторию в самых вероятных районах — включая Датский пролив между Гренландией и Исландией.

Двум из них — «Норфолку» и «Суффолку» — повезло. 23 мая корабли локаторами обнаружили «Бисмарк» и «Принц Ойген», и завязался первый бой.

Ничего серьезного не произошло, у британцев не было шансов на победу, и после первых залпов крейсеры просто ушли. Но теперь благодаря радиосвязи британцы знали, где «Бисмарк».

Возможно, имело смысл собрать силы — но за это время германский линкор мог уйти. Поблизости были «Худ» и «Принц Уэльский» с несколькими эсминцами. Адмирал Ланселот Холланд на борту «Худа» рассудил, что два первоклассных корабля имеют больше шансов победить один, чем наоборот, после чего соединение отправилось топить врага.

ГАЗ-51

Массовый советский грузовой автомобиль грузоподъемностью до 2,5 тонн, который выпускался на Горьковском автозаводе в период с 1946 по 1975 год. Он был создан по переднемоторной заднеприводной схеме компоновки. Конструкторам удалось создать простой и надёжный универсальный грузовик, скомпонованный из лучших проверенных мировой практикой агрегатов, к тому же унифицированный (до 80%) с полноприводным вариантом грузовика ГАЗ-63, а по двигателю — с 4-цилинндровым мотором «Победы».

ГАЗ-51 при достаточно высокой прочности, выносливости и экономичности обладал приличной быстроходностью — свыше 70 км/ч, удобством и легкостью управления, которые были обеспечены мягкой подвеской с эффективными амортизаторами. По производительности (из расчета расхода топлива на тонно-километр) ГАЗ-51 был эффективнее ГАЗ-АА на 28-36%.

Двигатель ГАЗ-51 представлял собой дальнейшее развитие силового агрегата ГАЗ-11, но с некоторыми изменениями. Например, износостойкие из гильзы цилиндров, сделанные из специального чугуна, хромированные поршневые кольца, алюминиевая головка блока, вставные сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера.

Основными модификациями ГАЗ-51 считают: ГАЗ-63 — полноприводный двухосный грузовик, ГАЗ-93 — строительный самосвал, ГЗА-651 — капотный автобус малого класса с трёхдверным деревометаллическим кузовом на 19 сидячих мест, а также санитарный автомобиль на его базе. Выпускалось также более 10 экспортных версий, седельный тягач и грузовик с газобалонным оборудованием на сжиженном нефтяном газе и серия пожарных машин.

На берегу Средиземного моря женщины гуляют с открытыми спинами, загорают со своими мужьями, семьями. Будто ты в фантастический мир попала

Целеуказание

Крейсер Hood.

Крейсера Северного патруля держались от противника на расстоянии до 24 километров. Координаты, курс движения кораблей как своих так и противника постоянно фиксировались. Флагман патруля контр-адмирал Уэйк-Уокер передавал разведданные командующему соединением кораблей вице-адмиралу Холланду. рус. Ланселот Эрнест Холланд (англ. Lancelot Ernest Holland) был флагманом соединения кораблей — линкора Prince of Wales и крейсера Hood шедших на перехват немецких кораблей. Под командованием капитанов 1-го ранга рус. Лич Джона Каттерола (англ. John Catterall Leach) и рус. Ральфа Керра (англ. Ralph Kerr)соответственно. Вступив в бой с Prinz Eugen и Bismarck утром 24 мая британские корабли не воспользовались стратегическим положением. Превосходя противника количественно (три крейсера, линкор и несколько эсминцев) против крейсера и линкора не организовали согласованную атаку. В результате в бой с кораблями кригсмарине вступили только крейсер Hood, линкор Prince of Wales.

См. также

Бой в Датском проливе

И «Худ», и «Принц Уэльский» поодиночке, пожалуй, уступали «Бисмарку». «Худ», вступивший в строй 20 с лишним лет назад, происходил из тех времен, когда еще приходилось делать выбор «или броня — или скорость». Строители поставили на скорость, и потому грандиозный корабль, флагман британского флота, не являлся даже линкором — это был линейный крейсер, пусть и модернизированный.

«Принц Уэльский» представлял собой уже последнее поколение линейных кораблей — современный линкор типа «Король Георг V» уступал «Бисмарку» только калибром орудий и скоростью, но превосходил в бронировании и количестве стволов. Против восьми 380-мм пушек немца британцы могли выставить 10 орудий калибром 356 мм и восемь — 381 мм. Превосходство вроде бы подавляющее — но «в честном бою». А бой получился немного иным.

Противники обнаружили друг друга в полшестого утра 24 мая. По приказу Холланда «Худ» рванул навстречу «Бисмарку» и «Принцу Ойгену». План был простым и эффективным — сблизиться с противником и забросать его тяжелыми снарядами.

Первый залп линейный крейсер дал в 5.52 и тут же получил ответ. 203-миллиметровый снаряд с «Принца Ойгена» удачно накрыл «Худ», попав в среднюю часть корабля. Уничтожить эту громадину сравнительно малокалиберный боеприпас не мог, но от взрыва загорелся один из складов боеприпасов. После этого, в 5.55, Холланд велел немного развернуть крейсер, чтобы все орудия могли сосредоточить огонь на «Бисмарке».

А дальше все решил слепой случай. Никакой длительной перестрелки, выхода из строя орудий, долгих пожаров — в 6 утра, едва «Худ» развернулся, с расстояния около 15 километров его накрыл всего один залп с «Бисмарка».

800-килограммовый снаряд угодил сверху в тонкую бронепалубу «Худа» и пробил ее как картон. Внизу же были главные артиллерийские погреба с сотнями тяжелых снарядов.

Гибель линейного крейсера «Худ». Фото: wikipedia.org

За экипажем «Худа» пришла смерть. Гигантский фонтан огня поднялся возле грот-мачты. Корабль длиной 267 метров порвало надвое, корма сразу же ушла под воду. Нос продержался чуть дольше, моряки даже успели сделать последний залп, героический и бесполезный.

Всего несколько минут — и флагман сильнейшего в мире флота исчез под водой. Из 1415 человек экипажа выжили трое. Адмирала Ланселота Холланда среди них не было.

Шокированным офицерам «Принца Уэльского» открылась жуткая картина: «Худа» больше нет, теперь драться предстоит в одиночку против двоих — 203-мм орудия «Принца Ойгена» сбрасывать со счетов никак не стоило.

Накрытие, накрытие, накрытие — в линкор попали семь снарядов. А собственные новенькие башни главного калибра в самый подходящий момент отказались работать как надо.

Так изобразил гибель «Худа» очевидец с «Принца Уэльского». Фото: wikipedia.org

К счастью, попаданий в силовую установку линкор не получил — прикрывшись дымовой завесой, «Принц Уэльский» попробовал удрать. В «Бисмарк» он попал ровно один раз.

Возможно, этот выстрел спас британский линкор. Снаряд попал не куда-нибудь, а в топливные баки — из «Бисмарка» начало медленно, но верно вытекать горючее, оставляя на воде отчетливый след, а скорость корабля упала. Потому преследовать и добивать «Принца Уэльского» немцы не стали. Победа над «Худом» была невероятной, сказочной удачей, но теперь пора было удирать — после потери флагмана у британцев оставалось еще полно линкоров.

Командующие

Флагманы, командующие соединением кораблей, командиры кораблей.

Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
Флагман, командующий флотом англ. Home fleet в составе: линкоры King George V, Rodney, авианосцы Victorious, Ark Royal крейсера Dorsetshire и Renown.
1940 год. — 1942 год. Командующий флотомЛинкорыKing George VRodneyPrince of WalesАвианосцыVictoriousArk RoyalКрейсераHoodNorfolkSuffolkDorsetshireRenown англ. Admiralрус. Адмирал англ. John Cronyn Toveyрус. Джон Кронин Тови
Флагман, командующий соединением H: крейсера Renown, Sheffield и авианосец Ark Royal, командиры кораблей.
Флагман, командующий соединением Северный патруль: крейсера Norfolk и Suffolk, командиры крейсеров.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
КомандующийСеверного патруля:КрейсераNorfolkSuffolk. англ. Rear-Admiralрус. Контр-Адмирал англ. Frederic Wake-Walkerрус. Фредерик Уэйк-Уокер
12 февраля 1940 года.20 января 1942 года. КомандирКрейсераNorfolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Alfred Jerome Lucian Phillipsрус. Альфред Джером Люциан Филлипс
22 февраля 1941 года.29 марта 1942 года. КомандирКрейсераSuffolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Robert Meyrick Ellisрус. Роберт Мейрик Эллис
Флагман, командующий соединением кораблей в составе: крейсер Hood и Prince of Wales, командир крейсера Hood.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
май 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандующийЛинкорPrince of WalesКрейсер:Hood. англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. Lancelot Ernest Hollandрус. Ланселот Эрнест Холланд
15 февраля 1941 года.08 июля 1941 года. КомандирЛинкораPrince of Wales англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. John Catterall Leachрус. Лич, Джон Каттерол
15 февраля 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандирКрейсераHood. англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Ralph Kerrрус. Керр, Ральф
Флагман, командующий соединением, командиры кораблей Bismarck и Prinz Eugen.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
апрель 1941 г.27 мая 1941 г.  50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западуот побережья Франции. КомандующийЛинкор:BismarckКрейсер:Prinz Eugen нем. Admiralрус. Адмирал нем. Günther Lütjensрус. Гюнтер Лютьенс
— 27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западу отпобережья Франции. КомандирЛинкора:Bismarck нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Ernst Lindemannрус. Отто Эрнст Линдеманн
— 26 сентября 1983 г. КомандирКрейсера:Prinz Eugen нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Helmuth Brinkmannрус. Гельмут Бринкманн

Примечание.
Указаны основные боевые единицы: линкоры, крейсера, авианосцы и их командиры.
Флагманы, командующие соединениями кораблей, флота.

Последний бой Бисмарка

Авианосец Victorious.

Fairey Swordfish на палубе Victorious.

Авианосец Ark Royal.

Fairey Swordfish на фоне авианосца Ark Royal.

На рассвете 24 мая часть соединения H из Гибралтара под командованием адмирала Соммервилла вышла в море. Соединение кораблей в составе крейсеров Renown, Sheffield и авианосца Ark Royal вышло в Атлантический океан курсом на северо-запад. В качестве эскорта их сопровождали эсминцы Faulknor, Foresight, Forester, Fortune, Foxhound и Fury. Но штормовые погодные условия Атлантики вынудили эсминцы вернуться в порт, а крейсерам и авианосцу пришлось снизить скорость до 17 узлов.

Bismarck потерянный британцами более чем на сутки мог ускользнуть от своих преследователей. Все предпосылки для этого были, британские корабли не успевали перехватить линкор. Уйдя от преследователей Bismarck мог войти в зону действия береговой авиации люфтваффе и подводных лодок кригсмарине. Что гарантировало практически безопасный переход в Сент-Назер. Остановить или притормозить его могли только самолёты с авианосца Victorious.

Вечером 24 мая после 22:10 авианосец Victorious атаковал немецкий линкор силами девяти торпедоносцев Fairey Swordfish. Плохие погодные условия, отсутствие точного целеуказания в темноте не стали серьёзной помехой самолётам. Британские лётчики добились одного попадания торпедой. В течении 24 мая линкор получил ряд повреждений: вышел из строя один из генераторов, поступала забортная вода в одно из котельных отделений и были пробиты две топливные цистерны. Повреждения вызвали появление дифферента на нос и крен на правый борт. В конечном итоге поражение снарядами и торпедой привели к полному затоплению котельного отделения №2. Что привело к значительному снижению скорости хода линкора и его способности маневрировать.

26 мая в 10:10 Bismarck был обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста гидросамолётом Catalina. С этого момента все силы британского флота начали стягиваться к немецкому линкору. После атаки пятнадцати торпедоносцев Fairey Swordfish с авианосца Ark Royal Bismarck получивший несколько попаданий потерял ход и манёвренность. Низкая скорость в семь узлов сделали линкор лёгкой мишенью. Одновременно крен корабля не позволял вести прицельный огонь по противнику. Norfolk и Dorsetshire настигнув Bismarck 27 мая в 09:02 открыли огонь по противнику. Один из снарядов Norfolk разрушил главный дальномерный пост линкора.

Выстрелы линкора Rodney вывели из строя обе носовые башни фактически обезоружив линкор на половину. Другие попадания снарядов с британских кораблей разрушили передовой КП Bismarck. Norfolk выпустил по немецкому линкору 527 снаряда и все свои торпеды. После получаса боя крейсер Rodney сблизился настолько что вёл огонь по линкору прямой наводкой, а King George V продолжал стрельбу с большой дистанции. Добивали агонизирующий линкор крейсер Dorsetshire и авиация с Ark Royal. В 10.15 британские корабли получили приказ покинуть поле боя и следовать возвращаться к местам постоянной дислокации.

Линкор затонул в 960 км к западу от Франции и в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк. В точке с координатами  48.96° с. ш. 16.19° з. д.   на глубине 4790 метров.

Ход сражения[править | править код]

В 05:35 24 мая дозорные с «Принца Уэльского» заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль (28 км). Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение «Бисмарка», ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови, или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником. в 05:52 «Худ» открыл огонь с дистанции примерно 13 миль (24 км). «Худ» полным ходом продолжал сближение с противником, стремясь сократить время нахождения под навесным огнём. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по линейному крейсеру: первый 203-мм снаряд с «Принца Ойгена» попал в среднюю часть «Худа» рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар боезапаса снарядов и ракет. В 05:55 Холланд приказал выполнить поворот на 20 градусов влево, чтобы кормовые башни также могли вести огонь по «Бисмарку».

Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, крейсер был накрыт залпом «Бисмарка» с дистанции от 8 до 9,5 миль (15 — 18 км). Практически немедленно в районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня и произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма «Худа» быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она. В последний момент обречённый экипаж носовой башни сделал ещё один залп. «Принц Уэльский», находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками «Худа».

Линейный крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец HMS «Электра». После гибели «Худа» «Принц Уэльский» оказался под огнём сразу двух кораблей, и отступил после получения нескольких попаданий и отказа своих ещё не доведённых башен ГК. При этом он успел нанести попадание в «Бисмарк», определившее дальнейший ход боя — один из снарядов вскрыл на «Бисмарке» одно из нефтехранилищ, и отчётливо видимый нефтяной след не позволял «Бисмарку» оторваться от преследовавших его британских кораблей.

Похожие статьи

Покупки[править]

Как пришить погоны на рубашку

Людям, которые никогда не сталкивались с вопросом, как пришить погоны к кителю полиции , достаточно трудно привести свою форму в надлежащий внешний вид. Поэтому необходимо разобраться с особенностями и возможными методами крепления погон к верхней одежде. Для работы понадобиться терпение, усидчивость и хорошее освещение, а также следующие инструменты:. Плоскогубцы и пинцет нужны, чтобы протаскивать нить через полученную дырку.

Там представлены все модели новой формы РФ в большом разрешении с пояснениями, можно увидеть размещение шевронов на форме любого типа.

Маленькая пуговичка металлической скобкой вставляется в погон, куда она должна вставляться. Обычно вставляется туго. С обратной стороны погона скобочка немного выступает. Хлястик погона пропускаете сначала под контрпогончик на рубашке, потом под контрпогончик на изнанке погона. И застегиваете хлястик на пуговичку.

Две катаны (Dual Katana Swords) и Катана (Katana Sword)

Потери и итоги

Ударное соединение союзников не смогло прорваться к японским транспортам и помешать высадке десанта.

В ходе ночного боя получил тяжелые повреждения HMS Exeter, и командующий Ударным соединением контр-адмирал Доорман решил выйти из боя, для чего был произведен правый разворот от противника. Именно в этот момент получили попадания японскими торпедами и потоплены крейсера HNLMS De Ruyter и HNLMS Java. Достоверно установлено, что торпедный залп произвели японские крейсера. При этом IJN Haguro потопил HNLMS Java .Кроме того, союзники потеряли эсминцы HNLMS Kortenaer, HMS Jupiter и HMS Electra. Командующий Ударным соединением контр-адмирал Доорман погиб.

Японский флот при этом не понес значительных потерь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector