Противодиверсионный катер «п-417» получил название «юнармеец камчатки»
Содержание:
Противодиверсионный катер «П-417» получил название «Юнармеец Камчатки»
Юнармейцы Вилючинска (Камчатский край), представляющие отделение плавания СШОР ЦСКА/Хабаровск, приняли участие в торжественной церемонии переименования противодиверсионного катера «П-417»: согласно приказу Главнокомандующего Военно-Морским Флотом России адмирала Владимира Королева он получил название «Юнармеец Камчатки».
Торжественная церемония, прошедшая в Петропавловске-Камчатском, была приурочена к 75-летию со дня образования бригады кораблей охраны водного района, в состав которой и входит противодиверсионный катер «П-417».
Началась церемония с торжественного построения личного состава соединения, обхода и праздничного поздравления моряков. Заместитель командира бригады по работе с личным составом капитан второго ранга Максим Савченко напомнил, что соединение ведет свою историю с 24 октября 1941 года, когда приказом командующего Тихоокеанским флотом № 0622 была образована бригада кораблей охраны водного района и в состав охраны рейда были зачислены рыболовецкие суда: дрифтер «Стахановец»; сейнеры «Авача» и «Вилюй»; базовые тральщики «Веха» и «Капсюль», рыб-разведчики «Сатурн», «Нептун» и «Юпитер»; буксиры «Норд-Ост», «Сильный», «Шторм»; а также шесть катеров типа «Кавасаки» и три катера-буксира.
С 75-летием соединения личный состав поздравили командир бригады капитан первого рангаСергей Синько, представители вышестоящего командования, аппарата Губернатора, Законодательного собрания, Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края, Русской православной церкви.
Затем капитан второго ранга Максим Савченко зачитал приказ Главкома ВМФ России №667 от 22 августа 2020 года о переименовании противодиверсионного катера «П-417» в «Юнармеец Камчатки». В честь события мемориальную табличку и флаг Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения «Юнармия» экипажу боевого катера вручил начальник спортивно-оздоровительного комплекса «Океан» Центрального спортивного клуба Армии (г. Вилючинск) Александр Надибаидзе.
В рамках ритуала переименования противодиверсионного катера представители экипажа и юнармейцы города Вилючинска открыли обвес с надписью «Юнармеец Камчатки», командир отряда произвел соответствующую запись в исторический журнал, а экипаж катера после троекратного «Ура!» произвел стрельбу холостыми патронами из крупнокалиберного пулемета.
В заключение мероприятия почетные гости сфотографировались на обвесе с новым названием боевого судна, а юнармейцы осмотрели противодиверсионный катер «П-417», морские тральщики «МТ-265» и «МТ-264».
Катера проекта 21980 (шифр «Грачонок»), к которым относится и «П-417» «Юнармеец Камчатки», были разработаны для перевооружения ВМФ России и начали производиться всего восемь лет назад. Они предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования российских кораблей и ближних подходах к ним, а также решения задач охраны и защиты государственной границы России.
Подводный поисковый комплекс Кальмар
Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами компании «ТетисПро» специально для противодиверсионных катеров.
Конструкция
Пулемёт системы Шоша использует редко встречающуюся схему работы автоматики –длинный ход ствола, сцепленного с затвором. Ствол двигается назад вместе с затвором, пока тот не остановится, и только после этого возвращается вперёд, расцепляясь с затвором и освобождая гильзу. Обычно считается, что эту схему полковник Шоша заимствовал у австро-венгерского конструктора Фроммера, но это мнение ошибочно.
Ствол запирается поворотом личинки затвора. Для лучшего охлаждения ствол оснащён радиатором из алюминиевых рёбер, по всей длине закрыт кожухом. Похожая схема использовалась на пулемёте Льюиса, но там алюминиевый радиатор был гораздо массивнее. Ударно-спусковой механизм позволяет вести огонь одиночными выстрелами и непрерывно, но при этом выбранная схема автоматики позволяет развить темп стрельбы не выше 240 выстрелов в минуту – несколько больше того, что можно получить, энергично нажимая спуск самозарядной винтовки.
Боеприпасом стал патрон калибра 8х50мм – первый в истории патрон, разработанный для использования с бездымным порохом. Масса бронзовой пули составляла 12.8 грамм, дульная энергия – порядка 3300 джоулей.
Для питания использовались коробчатые магазины. Из-за того, что патроны в них размещались в один ряд, при скромной емкости в 20 патронов они имели значительные габариты. А из-за формы гильзы французского винтовочного патрона магазины получили не просто характерный изгиб – им пришлось придать форму полумесяца.
Поскольку конструкция была упрощена, то для производства использовали стандартные стволы (укороченные) от винтовок Лебеля, а большинство деталей выполнялось штамповкой из стали невысокого качества и соединялось винтами.
Технические характеристики
Пулемёт Шоша можно сопоставить с таким известным оружием, как «Льюис», а так же с автоматической винтовкой Браунинга, которая сменила его в США.
CSRG Model 1915 | Lewis Mk.I | M1918 | |
---|---|---|---|
Калибр, мм | 8х50 | .303 (7,7х56) | .30-06 (7,62х63) |
Масса, кг | 9 | 13 | 7,2 |
Длина ствола, мм | 470 | 670 | 610 |
Темп стрельбы, в/м | 240 | 600 | 650 |
Ёмкость магазина, патронов | 20 | 47-97 | 20 |
«Льюис», превосходя французское оружие по массе и габаритам, оказался лучше приспособленным к роли лёгкого пулемёта, обладая вместительным магазином, надёжной системой охлаждения и достаточно высоким темпом стрельбы. Неплохо зарекомендовал себя «Льюис» и в авиации.
Винтовка системы Браунинга была лучшим, чем система Шоша, индивидуальным автоматическим оружием, отличаясь более продуманной конструкцией, надёжностью и компактными двухрядными магазинами.
Если бы его пришлось применять только в атаках, он бы мог остаться в истории, как неплохое, но сырое по конструкции оружие. Действительно, схема автоматики, подходящая для лёгкого охотничьего карабина, была непригодна для пулемёта, однорядные магазины были неудачны.
Но позиционная война выявила и вытащила на передний план все его недостатки. Пулемет Шоша мог оказаться «временной мерой» на пути к более совершенным образцам – но стал символом конструкторских неудач и небоеспособного оружия.
Боевое применение
К тому времени, как пулемёт Шоша попал на фронт, манёвренная фаза войны уже закончилась. А в условиях войны позиционной он зарекомендовал себя отвратительно. Самым слабым местом оказались магазины. Помимо того, что их характерная форма затрудняла переноску достаточного количества – в окно на боковой поверхности (с помощью которого следили за расходом боеприпасов) постоянно забивалась грязь. Первый патрон при полностью наполненном магазине имел свойство переворачиваться, заклинивая оружие. Справлялись с этим, наполняя магазины не полностью.
Большая масса движущихся внутри корпуса деталей ствола и затвора делали стрельбу некомфортной, а точность стрельбы очередями (даже при столь низком темпе) – незначительной. Лёгкий ствол, несмотря на наличие радиатора, быстро перегревался, заклиниваясь вместе с затвором в заднем положении. Из-за некачественной сборки винты, которыми соединялись детали оружия, из-за сильных вибраций разбалтывались и могли просто вывалиться. Наконец, все пулемёты, собранные на фирме «Гладиатор» имели неправильно выверенный прицел.
С недостатками пытались бороться. На магазин для защиты от грязи надевали чехол, но полностью закрытые, усиленные магазины, поступили в войска только в 1918 году. Изначально пулемёт Шоша создавался, как индивидуальное оружие, но на фронте к пулемётчику вскоре стали придавать ассистента, а к 1917 году к «мобильному» оружию прилагался расчёт из четырёх человек.
Американский экспедиционный корпус, прибывший во Францию в 1917 году, автоматического оружия не имел, и его пришлось приобретать «на местах», то есть закупать прямо во Франции. Так появилась модификация М1918, использующая патрон .30-06. Магазину удалось придать более удобную прямоугольную форму, но ёмкость при этом упала до 16 патронов.
А более мощный боеприпас приводил к тому, что перегревался американский пулемет ещё охотнее. Наконец, из-за ошибок при изготовлении патронника почти 40 процентов пулемётов признали негодными. По свидетельству будущего генерала Лемюэля Шеперда, если бы американцы получили автоматические винтовки Браунинга чуть раньше – это могло бы спасти много жизней.
После окончания войны от пулемётов Шоша старались избавиться при первой возможности, сбагривая их всем, кто нуждался. Так это оружие впоследствии можно было встретить в ряде локальных войн – от гражданской войны в Испании до первых арабо-израильских, а единицы были замечены даже во Вьетнаме. В 20-е годы некоторое количество было модернизировано в Бельгии – они считаются самыми надёжными модификациями, но тоже были сняты с вооружения как можно быстрее.
Проект 21980 и его применение
8 февраля 2008 года на «Зеленодольском заводе имени А. М. Горького» в Татарстане по разработке «Вымпела» был заложен первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Серия таких катеров разработана для ВМФ России с целью борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях расположения баз Военно-Морского Флота, охраняемых объектов и на подступах к ним, а так же как вспомогательные средства для оказания помощи Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ РФ) при выполнении охранных и защитных мер на государственной границе России и для охраны важных государственных объектов со стороны морской акватории, находящихся под охраной войск национальной гвардии России.
Катер способен на выполнение широкого спектра задач. В его конструкции применены новейшие тактико-технические разработки. Например, установлены новейшие образцы вооружения, в том числе радиоэлектронного, использовано новейшее навигационное оборудование, средства связи.
При своих небольших размерах, этот катер имеет достаточно серьезное вооружение, дающее ему все возможности для выполнения целого ряда боевых задач, которые раньше приходилось выполнять судам с большим водоизмещением, а так же уверенность в надежной защите вверенных ему объектов от диверсий и террора.
По заказу ВМФ России запланировано построить 26 единиц ПРДК «Грачонок», в настоящее время заказ почти выполнен, 24 судна уже в строю. На подходе еще два. Кроме собственного заказа «Вымпел» готов и к предложениям выпускать такие катера для экспорта. Строительство катеров идет на трех российских судостроительных верфях. Катера проекта 21980 уже прижились и хорошо себя зарекомендовали на всех российских флотах. «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» обеспечил ими Черноморский, Балтийский и Каспийский флоты. Во Владивостоке строят суда для Тихоокеанского флота. Рыбинск Ярославской области, обеспечивает ПРДК «Грачонок» Северный флот.
Каждый катер после спуска на воду и достройки на плаву проходит заводские, а затем государственные ходовые испытания. В ходе заводских испытаний проводят проверку работы всех систем во всех рабочих режимах, проводят пуско-наладочные работы, устраняют дефекты и готовятся к государственным испытаниям, где в действии так же проверяют работу всех систем и боевой техники, проверяют соответствие утвержденному проекту, устраняются выявленные недочеты и лишь, затем комиссия осуществляет приемку судна.
Каждое судно получает свой бортовой номер. Первый ПРДК «Грачонок» с бортовым номером П-104 был спущен на воду 25 апреля 2009 года и зачислен в состав 105-й бригады кораблей для охраны Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота в Кронштадте
В 2011 году был выставлен на международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011», где привлек к себе внимание многих специалистов. В 2015 году ПРДК проекта 21980 П-104 принял участие в военно – морском параде, посвященном 70-летию Победы, который проходил в Санкт- Петербурге, а годом ранее этому катеру было присвоено название «Нахимовец»
В июне 2019 года на воду был спущен первый из четырех катеров специального назначения ПРДК «Грачонок», согласно контракту Федеральной службы войск Росгвардии. На сегодняшний день все четыре катера специального назначения несут службу в особой бригаде по охране Крымского моста в Керчи.
Тактико-технические характеристики
Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.
В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.
Катер проекта 21980 | Патрульное судно класса “Island” | |
Водоизмещение, т | 139 | 168 |
Длина, м | 31 | 34 |
Скорость, уз | 23 | 29 |
Автономность, сут. | 5 | 5 |
Экипаж, чел. | 8 | 16 |
Вооружение | 14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем | 25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта |
Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».
Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.
Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах. Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.
Вооружение
- ПЗРК-Игла;
- Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
- Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
- Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.
ПЗРК-Игла
На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.
Многоствольный гранатомет ДП-65
Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.
Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.
Морская пулеметная установка МТПУ
Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.
Ручной гранатомет ДП-64
Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.
Конструкция и оборудование
Катер «Грачонок» – небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.
После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» – дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.
Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.
Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.
С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.