Патрульный катер «раптор»

Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160

Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.

Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.

В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.

На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.

Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.

В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.

Технические характеристики катеров Раптор

Характеристики катера Раптор вкратце можно изложить в виде небольшого списка:

  • Длина: 17 м;
  • Метров в ширину: 4;
  • Водоизмещение: 23 т;
  • Осадка: 0,9 м;
  • Вместимость: 2 человека экипажа и 20 десантников;
  • Скорость хода судна: 50 узлов;
  • Дальность плавания: 300 миль.

Специально для удобства бойцов на борту катера расположен длинный отсек, оборудованный 20 местами, каждое из которых имеет по 3 ремня безопасности. Каждое кресло настраивается индивидуально под требования солдата, что обеспечивает комфорт в процессе плаванья, а также в условиях опасности или во время проведения боя.

Прямо за десантным отсеком располагается кормовой. Там находится специальное техническое отделение, в котором установлено несколько агрегатов:

  • Сцепление;
  • Мощные водометы;
  • Турбированные дизельные моторы в количестве 2 штук.

Наличие водометов привносит особую «фишку» в конструкцию катера, поскольку за счет них тяжелое судно может, буквально, произвести разворот, находясь в статичном положении. Штатный моторист следит сразу за одновременной работой водометов и дизельных двигателей.

Тактико технические ттх катера Раптор так же соответствуют всем современным требованиям. За ходовым постом оборудован боевой модуль, и его главной отличительной чертой является «Управа-корд», дистанционно управляемая боевая система. Она состоит из специального оптического модуля, а также пулемета КПВТ с калибром 14,5 мм. Даже в условиях различных помех (в том числе и радио) данный модель способен обнаруживать врага и вести прицельный огонь. Система в автоматическом режиме может производить корректировку, оценивать расстояние до врага, рассчитать траекторию движения и многое другое.

Корпус десантно-штурмового катера Раптор

Как уже было сказано, корпус катера изготовлен из алюминия, который совершенно не подвержен коррозии даже при нахождении в морской воде. Визуально судно соответствует всем требований, касаемо оформления военной техники. Маскировочная камуфляжная окраска смотрится внушительно, а также позволяет экипажу более незаметно передвигаться по водной глади.

Вооружение катеров Раптор

Боевая система работает в нескольких функциях, самой интересной из которых является ведение предупредительного огня. Аппарат отслеживает скорость цели и расстояние до нее, после чего производит очередь, ложащуюся поперек корпуса судна врага. Обнаружение цели производится на расстоянии до 3 км, а огонь на поражение ведется за 2 км. Убойная сила пули сохраняется на расстоянии до 8 км, а если враг приближается на 500 м, то один небольшой снаряд сможет пробить броню толщиной до 32 мм. При условиях недостаточно данной огневой мощи модуля управы корд калибром 14, на корпус катера можно установить портативный гранатомет.

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

Достоинства и недостатки

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» проекта 03160 выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения.
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта.
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы.
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров  есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную.
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

Проект 03160 «Раптор» представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти и уже стремится к десятку.

На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2020 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.

Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344. На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-415, П-413 и П-425.

В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.

Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.

Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.

Выбор гарпуна для подводного ружья

Выбирать гарпун для предстоящей охоты под водой нужно, ориентируясь на вид и размер рыбы, ловля которой ожидается.

Самым востребованным считается гарпун, имеющий диаметр 6, 5 мм. Если предстоит ловля рыбы некрупных размеров, то подойдет гарпун с диаметром 6 мм. Они более скорострельны.

Если будет ловля не особо мелкой рыбы, то необходимо наличие у гарпуна диаметра 7 мм, а еще лучше 8 мм, материалом для изготовления которого послужил титан. Такие гарпуны отличимы от других своей надежностью и особой прочностью.

Если охота производится в воде голубого цвета, то наиболее удобным будет ружье длиной 1, 5 – 2 метра, и величиной гарпуна от 8 до 10 мм.

Некоторые подводные охотники отдают предпочтение
не производственным приспособлениям, а тем, которые допускают возможность изготовления самому. Гарпун не является исключением.

Интерактивная модель стоимости общих работ

Вспомогательная швартовочная утка

Установка вспомогательной швартовочной утки (накладная/врезная) — 1000/2000 руб.

Носовая часть катера

1. Установка электрического мотора на носовую часть катера — 12000 руб.2. Установка врезной якорной лебедки на носовую часть катера (включая уст. роульса, якоря с фалом/цепью, джойстика Д.У.) — 16000 руб.3. Установка накладной якорной лебедки на носовую часть катера (включая уст. роульса, якоря, джойстика Д.У.) — 15000 руб.4. Дополнительное усиление носовой площадки/планшира- 5000 руб.5. Установка радиоуправляемого фароискателя- 7000 руб.

Кормовая лесенка

Установка кормовой лесенки для подъёма из воды- 5000 руб.

Модуль подзарядки / система отопления

1. Установка модуля подзарядки вспомогательных аккумуляторных батарей от береговой линии 12/24V — 220V — 8000 руб.2. Установка дизельной/бензиновой системы отопления — ‘Webasto’ — 30000 руб.

Рулевое оборудование

1. Замена рулевого редуктора на редуктор с регулировкой руля по высоте — 5000 руб.2. Замена тросового управления основного мотора на гидравлическую систему — 18000 руб.

Эхолот

1. Установка эхолота-картплоттера (1-н транцевый датчик с применением фторопластовой пластины) — 9000 руб.2. Установка эхолота-картплоттера с функцией структур-сканера (2-а транцевых датчика с применением фторопластовых пластин) — 16000 руб.3. Установка модуля эхолота или структур-сканера с подключением к навигатору — 3000 руб.

Машинка газ/реверс

Установка врезной машинки газ/реверс- 5000 руб.

Мотор стеклоочистителя

Установка мотора стеклоочистителя ветрового стекла — 7000 руб.

Электро ообрудование

1. Замена/установка аналогового измерительного прибора — 2500 руб.2. Замена/Установка электронного измерительного прибора- 2500 руб.3. Установка стереосистемы с 2-мя аудиодинамиками — 8000 руб.4. Установка стереоосистемы с 4-мя врезными аудиодинамиками — 10000 руб.5. Установка усилителя стереосистемы — 6000 руб.6. Установка врезной/накладной розетки автомобильного типа 12V — 15000 руб.7. Установка дополнительного выключателя на консоль капитана/пассажира — 5000 руб.

Крепления для кресла/стола

Установка крепления на палубу для мобильного кресла/стола- 4000 руб.

Держатель для удилища

1. Установка накладного держателя для удилища (планшир катера) — 2000 руб.2. Установка врезного держателя для удилища (планшир катера) — 2500 руб.

Дополнительное оборудование

1. Установка фильтра/сепаратора для 1-го мотора — 3500 руб.2. Установка системы очистки палубы катера забортной водой под давлением — 16000 руб.3. Установка выключателя массы- 3500 руб.

Дополнительное оборудование

1. Установка дополнительного выносного транца для вспомогательного мотора — 5500 руб.2. Установка электрического мотора на транец катера с эл. подготовкой — 5000 руб.

Мотор

1. Установка мотора (в стоимость установки мотора входит: установка машинки газ/реверс, подключение к рулевой системе, подключение к приборам катера, заправка маслом, тестирование мотора, подключение к общему топливному баку, стационарное крепление):- мощностью до 90л.с — 15000 руб.- мощностью от 90л.с до 175л.с. — 20000 руб.- мощностью от 175л.с до 250л.с. — 24000 руб.2. Демонтаж подвесного мотора — 10000 руб.3. Установка транцевого лифта для подвесного мотора — 16000 руб.4.Установка гидравлического усилителя SeaStar Power Assist — 12000 руб.

Номерные знаки

Изготовление и нанесение стандартных номерных знаков на борт катера — 4000 руб.

Покраска

Окрас лодки — от 50000 руб.

Нанесение изображения

Нанесение графического изображения на борт катера (на клеящейся основе) — от 5000 руб.

Смотреть все цены

Трехствольное оружие (тройники)

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Алгоритм покраски плавсредства

Качественное и долговечное покрытие можно получить только при соблюдении последовательности производства работ. Перечень действий будет различен для катеров, корпусы которых выполнены из различных материалов. Так, подготовка поверхности плавсредства из алюминия, дюрали выполняется следующим образом:

  1. с корпуса демонтируются все декоративные элементы;
  2. те детали, которые не планируется окрашивать, или будут окрашены в другой цвет, так же либо снимаются, либо тщательно заклеивается защитной пленкой.
  3. старое покрытие тщательно удаляется;
  4. при наличии очагов коррозии, от них необходимо избавиться;
  5. дефекты корпуса (сколы, вмятины, трещины) необходимо устранить до начала окрашивания;
  6. корпус шлифуется, при необходимости – локально или полностью – грунтуется;
  7. после высыхания загрунтованной поверхности она полностью обезжиривается при помощи антисиликона или другого подходящего растворителя.
  8. площади под покраску матируют – это способствует повышению адгезии;
  9. поверхность очищается от пыли, и снова обрабатывается подходящим средством для обезжиривания.

Наши специалисты

Павел Шаварин Технический директор

Вадим Гордеев Электрик, специалист по аргонно-дуговой сварке

Иван Уваров Маляр, специалист по полировке

Олег Гордеев Специалист по переоборудованию кокпитов лодки

  • По Вашей заявке мы можем обеспечить выезд мастера на указанный адрес.
  • Если же у Вас нет возможности привезти лодку к нам, мы сами организуем доставку своим транспортом.
№ п/п Наименование услуги Цена
1 Окрас плавсредства от 50000 руб.

Смотреть все цены

Корпус из стеклопластика

Покраска корпуса из пластика/стеклопластика Раптором требует иного подхода к подготовке поверхностей катера. Дело в том, что для придания гладкости последние обрабатываются производителем специальным воском

Удалять его следует очень осторожно, без применения абразива. Это весьма трудоемкий процесс, выполнить который самостоятельно весьма непросто

После удаления воскового слоя необходимо устранить все недостатки: зашпатлевать повреждения, обработать трещины. После застывания шпатлевки отремонтированные области аккуратно шлифуют для придания гладкости.

Затем на весь корпус наносится тонкий слой двухкомпонентной грунтовки, состоящей из смеси гелькоата и стеклопластиковых волокон.

По окончании подготовительных работ наступает этап нанесения краски.

Работа с Раптором подразумевает, что покраска предваряется приготовлением смеси для обработки поверхностей катера.

Пропорции обычно указываются на упаковке, однако собственно процесс приготовления краски лучше доверить квалифицированным специалистам. Они гарантируют, что смесь для покрытия вашего судна будет приготовлена в соответствии с требованиями технологии, а также определят время, которое потребуется для полного затвердевания покрытия.

Специалист может посоветовать, какие составляющие следует добавить в смесь, чтобы окрашенная поверхность получилась менее шероховатой.

Традиционно Раптор наносится распылением: так слой получается более тонким, но плотным. Без опыта подобных работ трудно сделать первый слой равномерным, а это чревато потерей материалом механической прочности. В зависимости от фирмы-производителя, через полчаса-час (при условии, что температура воздуха в помещении не ниже +20°С) происходит процесс полимеризации краски. По его завершении можно наносить финишный слой.

Покраска корпуса лодки своими руками Раптором невозможна на воде. Для осуществления процедуры необходимо поместить плавсредство в помещение с хорошей вентиляцией и нормальной температурой воздуха. При соблюдении этих условий покрытие на вашем судне просохнет равномерно, и, соответственно, прослужит гораздо дольше.

Наши услуги

изготовление аэратора

изготовление и монтаж стекол

изготовление консолей

изготовление рундуков

малярные работы

покрытие морским винилом

пошив тентов

ТО мотора

установка Motorguide

установка эхолота

Наши партнеры и поставщики

Конструкция

Рубка с двумя рабочими местами экипажа и органами управления смещена к носовой части катера, она имеет броневую защиту классов 5 и 5а, иллюминаторы выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм. Десантное отделение расположено за рубкой. Для высадки/посадки группы используются верхние и задние люки десантного отсека или проход от носовой аппарели через рубку. Также для высадки десанта на берег может использоваться носовая аппарель. При возможном затоплении одного из отсеков он блокируется водо-газонепроницаемой дверью, что позволяет предотвратить попадание воды в другие отсеки и последующее затопление катера. Экипаж — 2 человека, десантовместимость — 20 человек. Машинное отделение размещено в кормовой части судна, согласно информации производителя, оно укомплектовано двумя американскими турбодизелями CATERPILLAR C18 ACERT E-rating (1150 л. с. при 2300 об/мин, рабочим объемом 18,1 литра, конфигурация блока цилиндров — L6), далее идет механизм сцепления, так называемая муфта, за муфтой сцепления следует валолиния на водометные движители английского производства Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS, особенностью этих водометных движителей является возможность работы при частичном заполнении канала водовода, что дает возможность маневрирования при больших кренах корпуса судна, объем этого водовода составляет 170 литров, согласно спецификации производителя.

Тактико-технические характеристики:

П-280, 10 июня 2020 года

  • Длина: 16,9 м (наибольшая)
  • Ширина: 4,1 м (наибольшая)
  • Высота : 3,6 м
  • Осадка : 0,9 м
  • Вес: 8 т (пустого)
  • Водоизмещение: 23,0 т (полное)
  • Мореходность Катер способен двигаться на любых курсовых углах при волнении до 5 баллов включительно.
  • Дальность плавания: 300 миль (экономическим ходом)
  • Скорость хода: 48 узлов (полная)-88 км/ч 28 узлов при высоте волны 2,5 м
  • 20 узлов при высоте волны 4,5 м

Силовая установка: два дизельных двигателя CAT C18 ACERT мощностью по 1150 л. с. (847 кВт) при 2300 об/мин.

Суммарная мощность: 2300 л. с. (1694 кВт)

Движитель: два алюминиевых водометных движителя Rolls-Royce Kamewa 36A3 английского производства (диаметр импеллера 360 мм).

Вооружение

  • Один боевой модуль «Управа-Корд» состоящий из пулемёта «КПВТ» калибра 14,5 мм, гиростабилизируемого оптико-электронного модуля (ГОЭМ) и системы управления огнём. БДМ «Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учётом поправки на внешние факторы. Дальность обнаружения целей составляет 3 км, а прицельная дальность стрельбы — 2 км. Разработка ОАО «НПО «Карат».
  • Два пулемёта «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках побортно.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector