Колея 1520

Ширина железнодорожной колеи в России

Под шириной колеи подразумевают расстояние между внутренними сторонами-гребнями головок колёс.

С середины девятнадцатого века ширина колеи в Российской империи составляла пять английских футов или 1524 миллиметра. Такие же стандарты были приняты в Финляндии, а позднее и в Монголии. В двадцатом столетии потребовалось увеличить стабильность грузовых перевозок с увеличением их скорости и начиная с 1970 года за двадцать лет принятый размер был уменьшен на четыре миллиметра и в наше дни составляет 1520 миллиметров.

В нашей стране на некоторых трамвайных линиях и линиях метро остались пути с колеёй в 1524 миллиметра.

Это нововведение практически не мешает движению поездов по Финляндии. Вагонное колесо имеет два выступа, внутренний называется реборда и предохраняет колесо от выхода за пределы колеи. Изменение размера на 4 миллиметра принесло первоначально много хлопот из-за истирания колёс. Но проведённые исследования не подтвердили связь между изменением зазора и истиранием колёсной пары.

Как переобувают поезда

На всём пути следования по России вы без хлопот продолжаете свой путь. Но за рубежом приняты другие стандарты путей. Для дальнейшей поездки поезд приходится переобувать, меняя колёсные пары или пересаживать пассажиров в другие вагоны.

В поездах дальнего следования и грузовых, если перемещение груза нерентабельно или опасно, переустанавливают вагонные тележки для беспрепятственного прохождения дальнейшего пути.

Впервые смена вагонных тележек была проделана в Австралии. Вагон поднимается специальным подъёмником, вагонные тележки одной ширины выкатываются, на их место устанавливаются колёсные пары другой ширины. Весь процесс довольно трудоёмкий и требует материальных затрат при видимой экономии времени. В конце двадцатого века на этом далёком континенте существовало пять пунктов для замены колёсных тележек. В одном из них, самом крупном, в день переобували 66 вагонов. Эту работу выполняли восемнадцать человек.

Почему в России железнодорожная колея шире чем в Европе

В Российской империи первая построенная Царскосельская железная дорога имела колею 1829 миллиметров.

В 1843 году инженером Мельниковым была спроектирована железная дорога из Санкт-Петербурга в Москву, её назвали Николаевской дорогой. Ширина колеи составляла пять английских футов. Что было удобно для измерения. Преимущества по сравнению с проектом Джефферсона заключались:

  • в увеличении устойчивости и скорости подвижного состава;
  • в увеличении количества грузов;
  • в удобном размещении механизмов паровоза и котла.

Потопленные суда

Дата Тип Принадлежность Дата Тоннаж (БРТ) Груз Судьба Место
Ranja танкер Норвегия Норвегия 1941-03-1717 марта 063556 355 бензин потоплен
Oakmar грузовое судно США США 1941-03-2020 марта 057665 766 марганцевая руда, каучук, мешковина потоплен
Dixie Arrow танкер США США 1941-03-2626 марта 080468 046 2318 тонн сырой нефти потоплен
San Gerardo танкер Великобритания Великобритания 1941-03-3131 марта 01291512 915 17000 тонн нефти потоплен
Eastmoor грузовое судно Великобритания Великобритания 1941-04-11 апреля 058125 812 7500 тонн генерального груза потоплен

2.

Сегодня недалеко от неё располагается Музей железных дорог России.
До принятия метрической системы единиц в Российской империи использовались футы, аршины и другие внесистемные единицы измерения, а потому подобная ширина была просто удобнее в расчетах.

Любопытно, что когда строилась Николаевская железная дорога, то строители сделали её шириной в 5 футов – 1524 миллиметра. А вот Варшаво-Венская дорога имела колею 1435 мм, как в Англии. Получается, 3 первые железные дороги в России имели разные величины!

Впоследствии Россия стала делать колею именно по 5 футов. В советское время, для удобства, её уменьшили до 1520 мм.

Железнодорожная колея в Российской империи

Российская империя является одной из первых стран, где появилась железная дорога на паровой тяге. Она была построена на Урале отцом и сыном Черепановыми для перевозки руды из карьера к металлургическому заводу. Но этот почин не получил развития, в отличие от истории железных дорог в развитых западных странах, где очень быстро создавалась сеть железнодорожных путей для перевозки грузов и пассажиров.

В середине XIX в. в Российской империи существовали всего три железные дороги, все они имели разную ширину колеи. Самая новая из них — Николаевская (между Петербургом и Москвой) — строилась при участии американских консультантов и имела ширину колеи 1524 мм, что соответствует ровно 5 футам или 60 дюймам. Август Васильевич Петцольт, «Николаевский вокзал в Петербурге. Дебаркадер»Фото: ru.wikipedia.org

Такая колея в то время применялась на некоторых железных дорогах Англии и была популярна в южных американских штатах. Этот размер стал стандартным для России, но со временем перестал применяться в Англии и США в результате унификации под «колею Стефенсона».

С конца 1960-х годов в СССР стандарт ширины колеи был заменён на 1520 мм. Уменьшение на 4 мм произошло без замены ширины колёсных пар вагонов и локомотивов.

История

Ширина колеи в 1524 мм (то есть 5 ft) впервые стала использоваться в Российской империи в ходе постройки Николаевской железной дороги. Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, и прежде всего Дж. В. Уистлер (в то время такая колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Соединённые Штаты перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов, что равно 60 дюймам, использовавшимися в Российской империи до массового внедрения метрических единиц измерений. Не исключено, что при выборе ширины колеи сыграл важную роль военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затрудняет противнику снабжение войск при вторжении в Россию (именно так было во времена Первой мировой, а затем Великой Отечественной войны, когда немецким войскам пришлось осуществлять перегрузку составов, а позднее менять ширину колеи для своего подвижного состава на всей оккупированной территории). Существует версия, что такая ширина колеи выбрана лично императором Николаем I, при котором и строились первые в России железные дороги.

Впрочем, все три первые железные дороги Российской империи — Царскосельская, Варшавско-Венская и Николаевская имели разную ширину колеи, и к моменту строительства Николаевской железной дороги в граничащих с Россией странах единого стандарта колеи ещё не было. Часть железных дорог Царства Польского имели европейскую ширину колеи, что было вызвано необходимостью более тесной связи с железными дорогами Германии и Австро-Венгрии, граничившим с Царством Польским с севера, запада и юга.

См. также

Пересадка алоказии

Во многом успех пересадки растения зависит от правильно подобранной почвы. Если грунт полностью подойдет для алоказии, она быстро укоренится в новом вазоне и не будет болеть.

Оптимальный грунт для алоказии:

  • Со слабокислой реакцией (не более 5,5 рН);
  • Хорошо пропускающий воздух;
  • Легко отдающий влагу.

Состав земляной смеси следующий:

  • Листовая земля – одна часть;
  • Торф – одна часть;
  • Хвойная почка – одна часть;
  • Песок – половина части.

Также подходит земляная смесь, составленная из песка, земли из парника и открытого садового грунта в равных частях.

Пересадку растения проводят каждый год весной. Если Ваша алоказия уже достаточно взрослая, ее можно пересаживать один раз в два года. Особенно крупные кусты пересаживают методом перевалки, выбирая высокий вазон и укладывая на его дно слой дренажа.

Изменение ширины колеи

Железная дорога в Хабаровском крае.

Начиная с мая 1970 г., железные дороги СССР начали изменение ширины колеи с 1524 мм на 1520 мм. Но Правила Технической эксплуатации допускают эксплуатацию существующей колеи 1524 мм до её капитального ремонта или реконструкции.

В Финляндии Финскими Государственными железными дорогами ширина колеи не изменена — 1524 мм.

После распада СССР и получения независимости Эстония вернулась к старой ширине колеи в 1524 мм для гармонизации параметров и документации с Финляндскими железными дорогами. Старое полотно не перешивалось, так как этого и не требуется, однако при покупке нового подвижного состава требования могут выставляться именно под 1524 мм.

Интересен факт, что метрополитены РФ и СНГ использует именно новый стандарт 1520 мм, а трамваи, для которых стандарт не менялся, используют старый стандарт 1524 мм. Однако на совместимости это не сказывается, и трамваи могут использовать пути с колеёй 1520 мм, например при использовании железнодорожной рельсо-шпальной решётки на выделенных участках.

Что такое ширина колеи железной дороги

На самом деле, понятие ”ширина колеи” является просто упрощенным названием более сложного термина ”расстояние между внутренними гранями головок рельсов”. Так говорить как-то не принято и это даже попахивает каким-то технофильством, поэтому такой показатель принято просто называть шириной колеи.

Зато существование развернутого определения полезно для общего понимания того, что же это вообще такое. Это действительно расстояние между верхними частями рельса. То есть это то место, с которым контактирует боковой гребень колеса.

Проблема мирового железнодорожного сообщения заключается в том, что в очень большом количестве стран ширина колеи отличается. Поэтому инженерам приходится решать непростую задачу. Они должны понимать, как быстро и безопасно поменять тележки под вагонами или и вовсе, сменить ширину колеи, не прибегая к таким сложным решениям. Новые поезда так уже умеют, а со старыми приходится действовать дедовским методом.

Ширина ЖД колеи выглядит так и измеряется при помощи этого инструмента.

Факты

  • Хотя в Словакии используется стандартная европейская колея 1435 мм, для ускорения поставок железной руды из СССР на металлургические заводы в Кошице, в 1963 году была построена ширококолейная дорога 1520 мм из Ужгорода до станции Ганиска-при-Кошицах длиной 88 км. Дорога интенсивно используется до сих пор. Вторая подобная дорога — польская ширококолейная металлургическая линия — существует в Польше на PKP с 1979 года и ведёт от Хрубешува до силезского города Славкув. По ней перевозилась железная руда из СССР на катовицкие металлургические заводы и каменный уголь в обратном направлении.
  • Часто бывает, что из-за территориальных особенностей и пассажирских и грузовых потоков железнодорожные ветки «чужой» колеи не только заходят на приграничную станцию, но и проходят довольно значительное расстояние. Так, европейская колея, проходящая из Словакии в украинский город Чоп, идёт дальше через Батьево, Королёво и Дьяково в Румынию, для того чтобы европейские составы могли проследовать Украину транзитом без смены колёсных пар. Железная дорога от Тересвы через Сигет до Рахова идёт по территории Румынии, но использует колею 1520 мм, а от Сигета параллельно идёт и европейская колея. Построить прямую дорогу от Солотвино до Рахова было затруднительно из-за гористой местности Карпат. С 2000 года эта линия не эксплуатируется.
  • Также практикуется железнодорожное сообщение с возможностью пересадки на приграничных станциях. Пример тому — поезда Чоп — Будапешт, Чоп — Черна-над-Тисой и другие.
  • Железнодорожные пути шириной колеи 1435 мм проложены в России от границы с Польшей до Калининграда. Из Калининграда в европейские страны отправляются пассажирские и грузовые поезда по европейской колее. Например, поезд Калининград — Гдыня (курсировал до октября 2012 ежедневно, затем — через день, в настоящее время отменён) и прицепные вагоны до Берлина к нему. В настоящее время на станции Калининград-пассажирский (Южный вокзал) имеется единственный путь с шириной колеи 1435 мм.

Трёхниточная рельсошпальная решётка.

В международном пассажирском сообщении между городами Наньнин (КНР) и Ханой (Вьетнам) проблема стыковки была решена очень просто. Вьетнам использует узкую колею 1000 мм, Китай — европейскую (1435 мм), к вьетнамской узкоколейке добавлен третий рельс, чтобы могли ходить как вьетнамские узкоколейные поезда, так и китайские ширококолейные.

История российского Генерального штаба

Распространённые колеи

Распространённые колеи по странам

Колея, мм Название Протяжённость, км Используют
1676 Индийская колея (5½ ft) более 78 500 Индия (Проект «Unigauge» — 42 000 км), Пакистан (7500 км), Шри-Ланка (1508 км), Аргентина (24 000 км), Чили, Бангладеш (950 км). (5-е место по распространённости в мире — 6 % общей длины всех железных дорог.)
1668 Иберийская колея 15 394 Португалия, Испания
1600 Ирландская колея (5¼ ft) 9 800 Ирландия, частично Австралия — «Викторианская колея» (4017 км — пригородные и местные дороги штата Виктория), Бразилия (4057 км).
1524 Русская колея (5 ft) 7 000 Финляндия, частично Эстония (также используется 1520 мм).
1520 220 000 Страны СНГ, Грузия, Украина, Латвия, Литва, частично Эстония (также используется 1524 мм), Монголия, Финляндия, частично Афганистан. (2-е место по распространённости в мире занимает «русская колея» — 17 % общей длины всех железных дорог.)
1435 Европейская колея 720 000 Центральная и Западная Европа, частично Литва и Грузия, США, Канада, Китай, Корея Северная, Корея Южная, Австралия (кроме местных дорог колеи 1600 мм штата Виктория), Ближний Восток, Северная Африка, Мексика, Куба, Панама, Венесуэла, Перу, Уругвай. (1-е месте по распространённости в мире — до 60 % общей длины всех железных дорог.)
1067 Капская колея (3½ ft) 112 000 Южная и Центральная Африка, Индонезия, Япония, Тайвань, Филиппины, Новая Зеландия, частично Австралия. (3-е место по распространённости в мире — 9 % общей длины всех железных дорог.)
1000 Метровая колея 95 000 Юго-Восточная Азия, Индия (17 000 км), Бразилия (23 489 км), Боливия, север Чили, Кения, Уганда. (4-е место по распространённости в мире — 7 % общей длины всех железных дорог.)

Проблемы стыковки

Основные статьи: Перестановка вагонов, Железнодорожный пограничный перевалочный переход и Раздвижные колёсные пары

Поскольку наиболее распространёнными типами ширины колеи в современном мире являются европейская колея и русская колея, при стыковке железных дорог с этими типами колеи возникают наибольшие проблемы. В настоящее время наибольшее число стыковочных узлов сосредоточено на границе Украины (русская колея — 1520 мм) с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией (европейская колея 1435 мм) — около 15 стыковочных узлов. В этих местах на многие десятки километров в обе стороны от границ сопредельных государств имеются железнодорожные пути, как русской, так и европейской колеи. В части из этих стыковочных узлов осуществляется перегрузка груза и (или) пересадка пассажиров, а в некоторой части — перестановка вагонов (замена вагонных тележек).

Перестановка вагонов пассажирского поезда занимает около двух часов. Замена грузовых вагонных тележек может занимать несколько дней и даже недель с учётом очереди. Многие пункты перестановки способны обрабатывать лишь несколько десятков вагонов в день. Это существенно увеличивает время нахождения в пути в международном сообщении. Так, к примеру, современный поезд Санкт-Петербург — Хельсинки «Аллегро» не останавливается на границе России и Финляндии благодаря тому, что в этих странах используется очень близкая ширина колеи (1520 и 1524 мм соответственно — разница в ширине менее 0,3 %), а поезд рассчитан на среднюю величину. В то же время пассажирские поезда, следующие из России, Белоруссии, Украины в другие европейские страны теряют по времени не менее двух часов на перестановку вагонов.

Кроме замены колёсных пар переход между путями с различной шириной колеи возможен с помощью систем раздвижных колёсных пар. Используется несколько систем автоматической смены ширины колеи. Например испанская Talgo-RD (активно эксплуатируется с 1960-х годов; используется на маршруте Москва — Берлин, пункт смены ширины колеи — Брест) и польская SUW 2000 (используется на маршруте Краков — Львов, ранее на маршруте Варшава — Вильнюс и др.). Для работы систем необходимо использование оригинальных тележек или всего подвижного состава.

Что такое выслуга лет военнослужащего

Общая длительность службы в структурах Министерства Обороны России, а также других, равноценных этой деятельности периодов, регламентированных законодательной базой РФ, является выслугой лет военнослужащего.

Этот период заносится в общий трудовой стаж лица заключившего контрактное соглашение с ВС России и учитывается при расчете пенсионных и прочих страховых выплат в адрес военнослужащего.

Регентство

Согласно Актам о регентстве 1937 и 1953 гг., власть не достигшего 18 лет монарха, либо физически или душевно недееспособного, должна выполняться регентом. Недееспособность должны подтвердить минимум три лица из следующих: супруг Суверена, лорд-канцлер, спикер Палаты общин, лорд верховный юрист (Lord Chief Justice), и хранитель свитков. Для завершения регентства, необходима декларация также трёх из этих же лиц.

Когда регентство необходимо, следующий подходящий по линии наследования становится регентом; парламентское голосование или какая-то ещё процедура не нужна. Регент должен быть старше 21 года (18 в случае прямого наследника или иного), иметь британское подданство, и быть жителем Великобритании. По этим правилам единственным регентом был будущий Георг IV, который правил, когда его отец Георг III сошёл с ума (1811—1820).

Однако, Акт о регентстве 1953 говорит, что если преемник королевы нуждается в регентстве, принц Филипп, герцог Эдинбургский (муж королевы) будет регентом. Если в регентстве будет нуждаться сама королева, регентом будет следующий в линии правления (кроме детей и внуков королевы — тогда регентом будет принц Филипп).

Во время временной физической неспособности или отсутствия в королевстве, Суверен может делегировать свои функции Советнику Государства, супругу либо первым из четырёх подходящим по линии наследования. Требования к государственному советнику те же, что для регента. В настоящее время, государственных советников пятеро:

  • принц Филипп, герцог Эдинбургский,
  • Чарльз, принц Уэльский,
  • принц Уильям Уэльский,
  • принц Гарри Уэльский и
  • принц Эндрю, герцог Йоркский.

Может ли в стране быть два типа ЖД колеи

Может! Выше уже было сказано, что трамваи в некоторых городах используют более узкую колею. Это же относится к добывающей отрасли. Например, такие дороги (ширина колеи 750 мм) используются на дорогах, по которым возят торф и лес. Правда, сейчас их количество стремительно сокращается и их ”перешивают” на стандартную колею или забрасывают.

Зато такие дороги существенно проще строить и содержать. А еще они позволяют делать меньший радиус поворота. В этом есть свои преимущества, но в мире, где все стремится к унификации, им находится все меньше места.

Еще одной сферой использования дорог с шириной 750 мм являются детские железные дороги, которые можно встретить в разных городах нашей страны. На них школьники отрабатывают навыки управления поездами и тонкости движения, чтобы попробовать профессию и понять, хотят ли они связать свою жизнь с железной дорогой.

На детской ЖД всем заправляют дети. Под присмотром взрослых, конечно.

Европейская колея

Основная статья: Европейская колея

Совмещённый трёхрельсовый путь со стандартной и широкой колеёй в Англии

Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Фактически эта колея была самой узкой из всех многочисленных вариантов широкой колеи, выбранная для того, чтобы перешивка железных дорог не потребовала вложений для перестраивания мостов, насыпей и выемок [источник не указан 761 день]. Спустя 20 лет (в 1846 году) эта колея была признана стандартом английским парламентом и должна была использоваться при постройке новых железных дорог.

Следует отметить, что одна из первых британских железнодорожных компаний Great Western Railway использовала широкую колею 2140 мм. В 1866 году протяжённость дорог на широкой колее этой компании составляла 959 км. Борьба между разными стандартами колеи в 1844—1846 годах в Англии вылилась в так называемые «колейные войны» (Gauge Wars), однако в дальнейшем линии с широкой колеёй в 2140 мм были перешиты на стандартную колею.

На приграничных территориях, где используется различная колея, иногда используют пути с совмещённой колеёй, в частности, от Калининграда (Россия) до станции Бранево (Польша). Далее продолжается европейская колея. На этом участке ежедневно ходит состав Калининград — Берлин.

Проблемы стыковки

Основные статьи: Перестановка вагонов, Железнодорожный пограничный перевалочный переход, Раздвижные колёсные пары

Поскольку наиболее распространёнными типами ширины колеи в современном мире являются европейская колея и русская колея, при стыковке железных дорог с этими типами колеи возникают наибольшие проблемы. В настоящее время наибольшее число стыковочных узлов сосредоточено на границе Украины (русская колея — 1520 мм) с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией (европейская колея 1435 мм) — около 15 стыковочных узлов. В этих местах на многие десятки километров в обе стороны от границ сопредельных государств имеются железнодорожные пути, как русской, так и европейской колеи. В части из этих стыковочных узлов осуществляется перегрузка груза и (или) пересадка пассажиров, а в некоторой части — перестановка вагонов (замена вагонных тележек).

Перестановка вагонов пассажирского поезда занимает около двух часов. Замена грузовых вагонных тележек может занимать несколько дней и даже недель с учётом очереди. Многие пункты перестановки способны обрабатывать лишь несколько десятков вагонов в день. Это существенно увеличивает время нахождения в пути в международном сообщении. Так, к примеру, современный поезд Санкт-Петербург — Хельсинки «Аллегро» не останавливается на границе России и Финляндии благодаря тому, что в этих странах используется очень близкая ширина колеи (1520 и 1524 мм соответственно — разница в ширине менее 0,3 %), а поезд рассчитан на среднюю величину. В то же время пассажирские поезда, следующие из России, Белоруссии, Украины в другие европейские страны теряют по времени не менее двух часов на перестановку вагонов.

Кроме замены колёсных пар переход между путями с различной шириной колеи возможен с помощью специальных раздвижных колёсных пар. Используется несколько систем раздвижных колёсных пар, например испанская Talgo-RD (активно эксплуатируется с 1960-х годов; используется на маршруте Москва — Берлин, пункт смены ширины колеи — Брест) и польская SUW 2000 (используется на на маршруте Краков — Львов, ранее на маршруте Варшава — Вильнюс и др.).


На границе Швеции и Финляндии, слева направо: первый и третий рельсы: колея 1524 мм (Финляндия); второй и четвёртый рельсы: колея 1435 мм (Швеция).


Смена тележек на российско-китайской границе, станция Гродеково (пос. Пограничный).

Участок пути с системой изменения ширины колеи в Льейда, Испания.

Распространённые колеи[править]

мм
1676
1668
1600
1524
1520
1435
1372
1067
1050
1000
950
914
762
750
610
600


Распространённые колеи по странам

Колея Название Протяжённость Используют
1676 Индийская колея более 42 300 км Индия (Проект «Unigauge» — 42 000 км), Пакистан, Аргентина, Чили
1668 Иберийская колея 14 300 км Португалия, Испания
1600 Ирландская колея 9 800 км Ирландия, частично Австралия — «Викторианская колея» (4 017 км), Бразилия (4 057 км)
1524 Русская колея 7 000 км Финляндия, Эстония (также используется 1520 мм)
1520 220 000 км страны СНГ, Латвия, Литва, Эстония (также используется 1524 мм), Монголия (всего 17 % железных дорог)
1435 Стандартная, или европейская колея 720 000 км Центральная и Западная Европа, США, Канада, Китай, Корея, Австралия, Ближний Восток, Северная Африка, Мексика, Куба, Панама, Венесуэла, Перу, Уругвай (всего 60 % железных дорог).
1067 Капская колея 112 000 км Южная и Центральная Африка, Индонезия, Япония, Тайвань, Филиппины, Новая Зеландия, частично Австралия, Сахалинская железная дорога (Россия) (всего 9 % железных дорог)
1000 Метровая колея 95 000 км Юго-Восточная Азия, Индия (17,000 км), Бразилия (23,489 км), Боливия, север Чили, Кения, Уганда (всего 7 % железных дорог)

Распространённость

Колея с шириной 1520 или 1524 мм — вторая по суммарной длине проложенных путей в мире.

Колея с шириной 1520 мм используется на железной дороге также и в Афганистане, на линиях, идущих от Серхетабада (Туркменистан) до Торагунди (Гератский вилаят) и от Галаба (Узбекистан) до Хайратона (Балхский вилаят) и Мазари-Шарифа. Однако наряду с колеёй 1520 мм на территории Афганистана также проложена линия шириной 1435 мм из Ирана и две линии шириной 1676 мм из Пакистана, так что на текущий момент нельзя сказать, что в этой стране существует какой-то единый национальный стандарт ширины железнодорожной колеи.

Отдельные линии в других странах

Существует несколько отдельных линий шириной 1520/1524 мм, проложенных в странах, где этот стандарт не является основным, а именно:

  • Болгария. Короткий участок на паромном терминале в Варне, с которого осуществляются рейсы на Одессу и Поти. Оснащён оборудованием для смены тележек у вагонов.
  • Венгрия. Участок длиной около 46 км от станции Захонь до границы с Украиной.
  • Германия. Короткий участок на паромном терминале в порту Засниц (Мукран). После распада СССР паромное сообщение несколько раз прерывалось. С июня 2012 года действует регулярная линия между Засницем и (через Балтийск) Усть-Лугой.

На границе Швеции и Финляндии, слева направо:первый и третий рельсы: колея 1524 мм (Финляндия);второй и четвёртый рельсы: колея 1435 мм (Швеция).

На китайской станции Маньчжурия. Справа можно видеть российские вагоны, в центре фото — китайские.

  • Китай. На железнодорожных пограничных переходах:

    • Переход Забайкальск (РФ) — Маньчжурия (КНР).
    • Переход Гродеково (РФ) — Суйфэньхэ (КНР).
    • Переход «Золотое звено» Камышовая (РФ) — Хуньчунь (КНР).
    • Фуникулёр на пик Виктория в Гонконге.
  • КНДР. Пограничный переход Хасан (РФ) — Туманган (КНДР). В 2011 году был восстановлен 54 км участок железной дороги Туманган — Раджин (КНДР).
  • Польша. Польская ширококолейная металлургическая линия

    Переход Мамоново (РФ) — Бранево (Польша).

  • Румыния.

    • Однопутная линия, соединяющая Молдавию и металлургический комбинат в Галаце.
    • Линия Яссы — Унгены, соединяющая Молдавию и Яссы (станция Сокола). Осуществляются пассажирские перевозки (Поезд Кишинёв — Яссы едет без смены тележек).
  • Словакия. Ширококолейная линия Ужгород — Кошице и линия Чьерна-над-Тисоу — Чоп (Украина).
  • США. Фуникулёры Дюкейн и Мононгалела в Питтсбурге, Пенсильвания
  • Швеция. Короткий участок на сортировочной станции Хапаранда. Используется для перегрузки между финскими и шведскими поездами.
  • Сирия. Короткий участок Алеппо-Джибрин (Депо Алеппо), построенной для пригородного сообщения

Существуют также относительно короткие транзитные участки, идущие по территории Ирана, Польши, Румынии.

Планируемое развитие

Австрия, Словакия. В период с 2007 по 2010 год велась и широко анонсировалась проработка проекта продления линии Ужгород — Кошице до Братиславы и Вены (Австрия). Однако строительные работы по этому маршруту в настоящее время не ведутся.

Ранее существовавшие

Первая железнодорожная линия Ирана, Джульфа — Тегеран, также была построена с шириной 1520 мм, но позже перешита на 1435 мм по политическим причинам.

Перешивке на 1435 мм подверглись также:

  • линии железных дорог, построенные Российской империей на территории Китая, в частности, КВЖД (перешивалась дважды, сначала японцами в 1930-е годы, потом китайцами в 1950-е);
  • железные дороги с колеёй 1524 мм на территории Западной Белоруссии, Виленского края и Волыни, вошедших в начале 1920-х годов в состав Польши (потом были перешиты снова на 1524 мм);
  • железные дороги с колеёй 1524 мм на территории Литвы и Латвии (в Латвии процесс перехода на европейскую колею не был завершён к 1940 году);
  • Панамская железная дорога (до 2000 года);
  • железные дороги с колеёй 1524 мм, проложенные в XIX веке в США, главным образом в южных штатах.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector