3
Содержание:
- «Великое посольство»
- Основное вооружение крейсера
- Служба[править | править код]
- Особенности конструкции
- В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды
- История службы
- Почему в армию не берут с недобором веса?
- Средиземноморский вояж «Петра Великого»
- Оценка проекта
- Галиоты
- ПВО на борту
- Тактико-технические характеристики линейного корабля «Петр Великий»
- Проект 20380 на боевом дежурстве — корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие
- Комментарии к законам
- Четырнадцатый век
- Служба и модернизация броненосца
- Фото крейсера “Петр Великий”
«Великое посольство»
Успехи России в военных действиях против Турции развязали Петру I руки для борьбы за выгодный торговый путь в Европу — через Балтийское море. Для защиты Балтийских земель нужен был флот. Еще во время путешествия с Великим Посольством Царь Петр изучил, усвоил и переработал методы строительства кораблей. В Амстердаме специально для него — чтобы Петр мог увидеть весь цикл судостроения — был заложен, построен и спущен на воду фрегат, названный «Петр и Павел». Грамота, выданная «Петру Михайлову» корабельным мастером, говорила, что Петр «изучил искусство сплачивания, сколачивания, пиления и строгания… как и мы сами искусство сие разумеем». Но удовлетворения от полученных знаний у Петра не было.
Дело в том, что голландская школа кораблестроения, в отличие от английской, апеллировала в большей степени к практическому опыту, чем к теоретическим расчетам и обоснованиям. Форма корпуса, поперечные сечения шпангоутов, стрингеров, досок обшивки в Голландии в основном определялись «по традиции», на основании передаваемых от отца к сыну «секретов» профессии. Перенести такую технологию в Россию, где не было ещё потомственных плотников, такелажников и резчиков, знающих дедовские секреты мастерства, было задачей невозможной. Нужен был структурированный, более научный подход.
Поэтому после Голландии Петр собрался в Англию, страну, известную своим научным, формализованным и зафиксированным подходом ко всему, в том числе и к проектированию и строительству кораблей.
Итак, после 5 месяцев в Голландии «Петр Михайлов» провёл ещё 4 месяца в Англии — путешествуя, общаясь с мастерами и адмиралами. Что вынес Петр из той поездки? Помимо 500 специалистов, нанятых по его приказу на русскую службу, Петр «подсмотрел» самые важные достижения и новейшие технологические решения в производстве и, особенно, в любимой им отрасли — в кораблестроении.
Основное вооружение крейсера
20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»
Высокоточные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит» на «Петре Великом» размещены в 20 пусковых установках СМ-233 под верхней палубой. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 тонн. Боеголовка представляет собой моноблок в ядерном (500 килотонн) или обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении, а также может нести топливно-воздушный боезаряд объёмного взрыва. Дальность стрельбы — до 625 км, скорость полёта — до 2,5 М (на высоте) и до 1,5 М у поверхности воды.
Эти ракеты имеют интегрированно-автономную систему управления: их полёт координируется «вожаком», в случае поражения которого средствами ПРО происходит автоматическая передача его функций новому лидеру. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами полномасштабный залп «Гранитов» с «Петра Великого» становится почти неотразимым с как минимум серьёзными поражениями главной цели.
Противовоздушные системы
Характеристики | С-300 «Форт» | С-300 «Форт-М» | ЗРК «Кинжал» | ЗРАК «Кортик» |
Число ПУ | 6 | 6 | 16 | 6х8 |
Запас ракет | 48 | 48 | 128 | 144 |
Дальность действия, км | До 150 | До 200 | 1,5-12 | 1,5-8 |
Высота поражения цели, км | 0,025-25 | 0,01-25 | 0,01-6 | 0,005-3,5 |
Масса БЧ, кг | 145 | 180 | 15 | 9 |
Зенитное вооружение
Артиллерийская составляющая зенитного вооружения включает в себя 30-миллиметровые автоматические шестиствольные установки АК-630 в составе ЗРАК «Кортик» (по две в каждой ПУ) с общим боезапасом на 48 тысяч снарядов. Суммарный темп стрельбы этих установок составляет около 10 тысяч выстрелов в минуту, параметры эффективной стрельбы по воздушным целям — 500-4000 м по дальности и 5-3000 м по высоте. На блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект первой очереди размещается в двух барабанах по 500 патронов рядом с блоками стволов, питание автоматов при этом не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).
Артиллерийская часть вооружения
Основу артиллерийского вооружения «Петра Великого» составляет спаренная 130-миллиметровая многоцелевая артустановка АК-130, способная поражать береговые, морские и воздушные цели. Стволы имеют длину 70 калибров и максимальный угол подъёма в 85 градусов, что обеспечивает дальнобойность орудий до 25 км. Скорострельность — от 20 до 90 выстрелов в минуту. Масса взрывчатого вещества в составе осколочно-фугасных снарядов с различными типами взрывателей — 3.56 кг. Подготовленный к стрельбе боекомплект насчитывает 180 снарядов, а их общий боезапас на корабле составляет 840 снарядов.
Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления и прицеливания, а также в ручном режиме. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.
«Пётр Великий» обладает надёжной защитой от внезапного нападения с воздуха и из-под воды
Противолодочное вооружение
Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой «Водопад-НК», противоторпедным комплексом «Удав-1», ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.
Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) «Водопад-НК» имеет 20 противолодочных ракет, способных действовать на дальности до 50 км и нести либо ядерный заряд, либо малогабаритную самонаводящуюся торпеду УГМТ-1, обладающую скоростью до 41 узла. Стрельба ведётся с 10 пусковых установок (ПУ) — ракетно-торпедных аппаратов калибра 533 мм. После этого ракета с водной поверхности стартует в воздух и доставляет свою боевую часть к району цели.
Противоторпедный комплекс «Удав-1» оснащён 40 ракетами для стрельбы из 10 ПУ РБУ (реактивно-бомбомётных установок) калибром 300 мм, способными поражать торпеды и подводные лодки противника на дистанции до 3 км. Аналогичную систему имеет крейсер «Адмирал Кузнецов».
В систему противоторпедной защиты «Смерч-3», в состав которой входит:
- две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты с дальность действия до 1 км и массой заряда в 55 кг);
- заряжающее устройство;
- глубинные бомбы РГБ-10;
- система «Буря», управляющая огнём до четырёх РБУ.
Для противолодочной защиты также предназначены два вертолёта Ка-27ПЛ, оснащённых противолодочными средствами: поисковой РЛС, гидроакустическими буями, акустической системой и детекторами магнитных аномалий. Третий из имеющихся на крейсере Ка-27 оснащён как поисково-спасательный вертолёт. Но все три летательных аппарата могут быть вооружены противолодочными торпедами, бомбами, минами, а также противокорабельными ракетами.
Крейсер «Пётр Великий»
Служба[править | править код]
Корабль «Пётр Первый и Второй» участвовал в манёврах флота у Красной Горки в мае-июне 1729 года.
С мая по август 1732 года и с мая по август 1736 года находился на Кронштадтском рейде в обучающих экипаж плаваниях.
Принимал участие в боевых действиях Русского Балтийского флота под Данцигом в 1734 году. Был флагманским кораблём русской эскадры, когда 15 мая под флагом адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта и направился к Данцигу.
26 мая вместе с эскадрой у Пиллау прикрывал выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем в составе эскадры крейсировал у Пиллау, блокируя Данциг с моря.
После капитуляции крепости (13 июня) «Пётр Первый и Второй» с эскадрой ушел в Ревель, а 2 июля прибыл в Кронштадт.
Был повреждён во время грозы 23 сентября 1736 года (молния ударила в грот-мачту, в результате чего возник пожар). Больше в моря не выходил.
По решению Адмиралтейств-коллегии после 19 августа 1744 года введён в плавучий док для сохранения памяти о Петре Великом.
Разобран по ветхости в 1752 году.
Особенности конструкции
Петровские чертежи «Штандарта» не сохранились. Но на основании документов Олонецкой верфи, других архивных материалов в результате более чем трехлетнего труда историка Виктора Крайнюкова облик корабля был реконструирован.
На примере «Штандарта» интересно наблюдать смешение двух кораблестроительных школ — голландской и английской. Характерным для голландских кораблей была способность плавать по мелкой воде — в связи с тем, что в Голландии многие корабли строились в районах с неглубокими каналами. Отсюда широкая, почти прямоугольная форма шпангоутов, плоское днище, большая относительная ширина. По сравнению с английскими кораблями с тем же вооружением осадка у «голландцев» была значительно меньше. В открытом море, при больших глубинах, где якорь не достанет до дна, необычайно важна способность парусного корабля выходить «на ветер», лавировать. Эта способность всегда отличала английские корабли. Чтобы достичь хороших лавировочных качеств, англичане делали шпангоуты более заостренными, с увеличенной килеватостью, и оснащали корабли развитым парусным вооружением.
Петр проектировал «Штандарт», совмещая лучшие стороны двух кораблестроительных школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку, и высокий стройный такелаж английского образца.
К примеру, длина мачты, рассчитанная по английским методикам, оказывается на 4 — 6 % больше голландской. Реи же при расчете на английский манер оказываются короче.
На теоретическом чертеже можно увидеть очень полные обводы миделя и стройную, «подтянутую» на английский манер корму.
В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды
Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.
Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D
Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.
Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.
Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей: — британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON) — франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR) — японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием). Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?
История службы
Учения на крейсере во время похода 2010 года
На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.
За 16 лет прошёл 140 000 миль.
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.
По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.
Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.
По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».
Почему в армию не берут с недобором веса?
Средиземноморский вояж «Петра Великого»
К 23 января 1882 все работы были выполнены, и броненосец вышел на ходовые испытания, продемонстрировав скорость 14,4 узла при мощности 8300 лошадиных сил. Месяц спустя был получен приказ о следовании в Средиземное море, где кораблю предстояло стать флагманом Средиземноморской эскадры, базировавшейся на Пирей. В порт назначения он прибыл 11 апреля.
Посетив ряд итальянских портов, эскадра перешла в Тулон, затем вернулась в Неаполь, где «Петра» настиг приказ о возвращении в Кронштадт, куда он прибыл 31 августа 1882 года
Хочу обратить ваше внимание на то, что, по сути, его средиземноморский вояж был ни чем иным как демонстрацией силы
Оценка проекта
«Пётр Великий» вошёл в историю как один из самых мощных линкоров своего времени, хотя и надо отметить, что концептуально он представлял собой не «классический» броненосец, а выросший до соответствующих размеров монитор.
Тем не менее, он стал важнейшей вехой в отечественном кораблестроении – с него началось строительство тяжёлых боевых кораблей исключительно на машинном ходу и с достаточно современной по меркам «железного века» артиллерией.
Кроме того, хочу отметить, что создание экспериментального корабля с использованием лучших материалов определило и его долговечность – он оставался в строю более восьмидесяти лет, став одним из самых известных кораблей-долгожителей. И, пожалуй, лишь наплевательское отношение советской власти к дореволюционному периоду отечественной истории не позволило ему достичь заветного столетнего юбилея.
Галиоты
Галиотами в Европе изначально называли небольшие парусно-гребные суда, родственные галерам. Использовались галиоты как для военных, так и для мирных целей, получив особенное распространение в качестве рыболовных судов. В XVIII веке они пережили перерождение в чисто парусный, плоскодонный корабль со скругленными оконечностями и одной-двумя мачтами, предназначенные для каботажного плавания. Военные галиоты несли легкие пушки и имели некоторое количество гребцов. В России галиоты изначально пошли по схожему пути развития. Признаки галиотов официально сформулировал Петр I: округлые оконечности, килеватый корпус, более развитое парусное вооружение в сравнении с галерами, вооружение из фальконетов и легких пушек. Такие суда должны были стать мореходным вариантом скампавей, хотя и были тяжелее, но также и гораздо мореходнее. Первые образцы галиотов появились в 1703 году, и не без оговорок, но в целом положительно зарекомендовали себя в ходе военных действий. Постепенно галиоты стали ценным дополнением гребных флотилий, будучи более массовыми, чем гребные фрегаты, но более крепкими и мореходными, чем галеры. Популярность галиоты приобрели и для второстепенных флотилий вроде Беломорской или Сибирской, для которых обычные галеры и скампавеи не годились, а вот галиоты быстро заняли нишу легких, дешевых и универсальных парусно-гребных судов. Из-за широкого строительства галиотов в самых разных условиях и концах большой империи стандарты единой их конструкции соблюдались редко, потому систематизировать их строительство и выделить все отдельные типы оказалось попросту невозможно. Использование галиотов там продолжалось до середины XIX века, в то время как на Балтике и Черном море они вышли из употребления в начале того же столетия.
Галиоты типа «Первый», 1703 год
Водоизмещение – 100 тонн
Длина – 18,3м
Ширина – 4,5м
Осадка – 2,3м
Орудий на судне – 8 фальконетов
Пар весел — 8
Экипаж – 60 человек
Средняя стоимость постройки – 5 000 рублей
Экспериментальный проект легкого одномачтового парусно-гребного судна для Балтики. Автор неизвестен. Необходимость в подобных кораблях возникла из-за плохой по меркам региона мореходности скампавей, в результате чего флоту понадобились небольшие гребные суда, способные выходить в открытое море. Планировалось, что галиоты полностью заменят скампавеи, но на деле они оказались достаточно слабо вооружены, и имели маленький экипаж в сравнении с полугалерами той же стоимости и водоизмещения, в результате чего стали лишь мореходной частью больших гребных флотилий.
Галиоты типа «Балтика», 1718
Водоизмещение – 170 тонн
Длина – 21,4м
Ширина – 5,5м
Осадка – 2м
Орудий на судне – 10 фальконетов
Пар весел — 10
Экипаж – 80 человек
Средняя стоимость постройки – 8 500 рублей
Развитие проекта русских галиотов. При увеличенном водоизмещении корпус был значительно изменен, что благоприятно сказалось на скоростных характеристиках. Кроме того, галиоты этого типа получили более совершенное парусное вооружение, и дополнительную пару фальконетов. Достаточно удачный тип малого мореходного парусно-гребного судна, который активно строился и использовался Беломорской и Сибирской флотилиями. Также начиная с этой серии галиоты стали активно использоваться в качестве речных кораблей, особенно в исследовании Сибири и укреплении там русского военного присутствия.
Галиоты типа «Чайка», 1751
Водоизмещение – 270 тонн
Длина – 24,4м
Ширина – 6,5м
Осадка – 2,1м
Орудий на судне – 2 12-фнт единорога, 10 фальконетов
Пар весел — 12
Экипаж – 100 человек
Средняя стоимость постройки – 27 000 рублей
Самый совершенный проект русских галиотов, разработанный офицером гребного флота, Г. И. Остафьевым. Представлял собой небольшое двухмачтовое парусно-гребное судно, значительно увеличенное в сравнении с предшественниками. Весла играли роль лишь вспомогательного движителя, в то время как парусное вооружение было значительно усовершенствовано. Артиллерийское вооружение состояло из бортовых фальконетов, и 12-фнт единорогов на легких лафетах, благодаря чему те могли легко перетаскиваться с одного борта на другой, и вести огонь в том числе по-гаубичному со специальных платформ в середине корпуса. Галиоты этого типа оказались весьма удачны, и активно использовались Беломорской и Сибирской флотилиями. В то же время, в качестве гребных судов оказались не самыми удобными, потому практически вышли из употребления в гребных флотилиях Черноморского и Балтийского флотов.
ПВО на борту
Главную опасность для подобного корабля, конечно, несут самолеты. И для борьбы с ними на ракетном крейсере выстроена серьезная, глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны, включающая сразу три зенитно-ракетных комплекса.
Первый эшелон: зенитно-ракетный комплекс «Форт-М», корабельная модификация легендарного ЗРК среднего радиуса действия С-300. В отличие от исходной ЗРК, «Форт-М» обладает расширенной дальностью (до 75 км) и сниженной высотой (от 25 м до 25 км) действия. В составе носовой батареи крейсера установлена обновленная версия системы с кодировкой С300-ФМ, использующая новые ракеты 48Н6, способные поражать цели, движущиеся на скорости до 1800 м/с (6,5 тыс. км/ч), и на расстоянии до 90 км. Это позволяет ЗРК быть эффективным средством защиты не только от самолетов, но и от баллистических ракет малого радиуса действия, одновременно каждый комплекс отслеживает до 6 целей. Ими «Петр Великий» может отбиваться довольно долго: на борту имеется 12 пусковых установок по 8 ракет в каждой.
Второй эшелон: корабельный ЗРК ближнего радиуса действия «Клинок», поражающий цели на расстоянии от 1,5 до 12 км. Автоматически перезаряжаясь, каждая такая установка способна выпускать по ракете каждые 3 секунды, причем выстрел производится катапультой, и твердотопливные ракетные двигатели включаются уже в воздухе. Обнаружив цель на расстоянии до 45 км (система способна одновременно работать с 4 независимыми целями), «Клинок» реагирует на ее приближение за считанные секунды, и вскоре ракета устремляется к противнику на скорости почти 3,3 тыс. км/ч. Высота полета цели может быть от 10 м до 6 км, а скорость — до 700 м/с (2,5 тыс. км/ч). Все происходит автоматически, на скорости, на которую люди-операторы были бы неспособны. На борту «Петра Великого» размещается 2 восьмитрубных пусковых установки и 128 ракет.
Тех же счастливчиков (или — несчастных, это еще как посмотреть), кому удастся прорваться за эту линию обороны, ждет «Каштан». Этот зенитный ракетно-артиллерийский комплекс тоже полностью автоматизирован и способен работать самостоятельно начиная от обнаружения цели и до ее уничтожения. Он создан специально для противодействия современному высокоточному оружию — противокорабельным ракетам, управляемым авиабомбам и так далее. Разумеется, и его работа полностью автоматизирована; при необходимости, «Каштан» способен выпустить по цели двухступенчатую твердотопливную ракету (на расстоянии 1,5−8 км), или обстрелять ее из пары шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630 (на дистанции 0,5−4 км), буквально осыпающих противника пулями на скорости 10 тыс. выстрелов в минуту. О таких автоматах мы рассказывали в заметке «”Палашом» по «Томагавку»». На «Петре Великом» ЗАРК «Каштан» — целых шесть штук, и у каждой есть и пара автоматов АК-630, и по 2 блока с 4-мя ракетами каждый (а в подбашенном отделении приготовлены еще по 8 штук). Мало не покажется.
Тактико-технические характеристики линейного корабля «Петр Великий»
«Петр Великий» в экспериментальной камуфляжной окраске, Тихоокеанский флот, 1928 год. Именно в такой окраске линкор отправится на Балтику, где примет участие в подавлении Мартовского путча. Позднее элементы этой окраски станут стандартным корабельным камуфляжем военного времени Российского Императорского флота на всех ТВД.
Водоизмещение: | 43 950/48 450 тонн |
Размерения: | 254,1×35,5×х9,1 м |
Механизмы: | 4 вала, 4 ТЗА Эриксона, 20 котлов Шухова, 120 000 л.с. = 28 узлов |
Запас топлива: | 1485/3900 тонн нефти |
Дальность: | 6900 миль (18 узлов) |
Броня: | пояс 100–350 мм, траверзы 100–375 мм, башни 350–400 мм, крыши башен 200–250 мм, барбеты 250–350 мм, средняя палуба 25–50 мм, нижняя палуба 100 мм, ПТП 40+10 мм, рубки 250–400 мм, коммуникационные трубы 70 мм |
Вооружение: | 12 406/45-мм, 24 130/55-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушки, 2 гидросамолета |
Экипаж: | 46/1296 человек |
Еще один экспериментальный камуфляж, Тихоокеанский флот, 1926 год. Был попыткой «реанимировать» стандартную оливковую окраску, которая подвергалась резкой критике после ухода флота из Порт-Артура. Позднее станет основой для «тропической» окраски кораблей Тихоокеанского флота.
Проект 20380 на боевом дежурстве — корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие
Комментарии к законам
Четырнадцатый век
В 1314 году отошел в мир иной Филипп Красивый – король Франции из династии Капетингов. У него было три сына и одна дочь. Изабелле удалось выйти замуж за Эдуарда Второго – английского правителя. К сожалению, у всех сыновей Филиппа рождались только девочки, вследствие чего Франция столкнулась с династическим кризисом, когда все прямые наследники мужского пола обрели вечный покой.
Знати пришлось избирать нового правителя. Им оказался Филипп Валуа. Эдуард Третий – сын Изабеллы – пытался опротестовать это решение, однако по салическому закону передача трона по женской линии строго запрещалась. Результатом его недовольства стала Столетняя война. Успех сопутствовал то Франции, то Англии. Однако неопределенность исчезла, когда бразды правления армией принял талантливый военачальник Генрих V. В это же время на трон во Франции взошел Карл IV, известный своей неуравновешенностью. Военное преимущество окончательно закрепилось за англичанами.
1415 год ознаменовался разгромом французских войск под Азенкуром. Генрих V с триумфом вошел в Париж. Короля заставили признать наследником сына Генриха Пятого.
В 1429 году был коронован Карл VII. Ему принадлежит заслуга объединения Франции. Это произошло благодаря мировой, заключенной с Карлом Бургундским. В 1437 г. был возвращен Париж, в 1450 – Нормандия, в 1453 – Гиень, в 1477 – Бургундия, а затем и Бретань. Только Кале остался под властью Англии.
Франциск – король Франции, взошедший на трон в 1515 году. Его отец был графом Ангуленским, двоюродным братом Людовика Двенадцатого. Правитель выступил за возобновление договоров, заключенных с Генрихом Восьмым. Король намеревался отвоевать Наварру у Кастильского королевства и отнять Миланское герцогство при поддержке Венеции. Под его руководством был совершен грандиозный переход через Аргентийское ущелье в Италию. Воины переносили артиллерийские орудия на руках и взрывали скалы, чтобы проложить себе путь. Франциску удалось завоевать Савойское и Миланское герцогства. Благодаря этому походу король прослыл настоящим героем. Его даже стали сравнивать с Цезарем.
Генрих 2 – король Франции, правление которого началось в марте 1547 года. Он всяческими способами пытался изжить протестантизм.
Карла Пятого.
Король Франции Генрих имел наследника. Однако на момент смерти отца ему было всего десять лет. Тем не менее взошел на престол Карл 9. Король Франции был последним представителем рода Валуа. До 1563 года его мать – Екатерина Медичи – выступала в роли регента. Правление Карла Девятого ознаменовалось многими печальными событиями, среди которых гражданские войны и Варфоломеевская ночь (массовое истребление гугенотов).
После прихода Габсбургов к власти в стране начался кризис. В процессе Реформации число протестантов возросло. Все чаще происходили стычки между представителями разных социальных слоев. Для восстановления мира было решено издать «Эдикт о веротерпимости». В то время правил Генрих Третий. Его убили в 1589 г. У него не было наследников, поэтому на трон взошел Генрих Наваррский (Четвертый). Он перешел из протестантской веры в католическую, чтобы избежать кровопролития. Однако быстро остановить противостояние все равно не получилось.
Служба и модернизация броненосца
В течение десяти лет корабль являлся основной боевой единицей Балтийского флота, так как реализация программы строительства броненосного флота 1881 года затянулась. Зимой 1892-го на нём были заменены котлы, в 1895-м он был снабжён противоминными 87-миллиметровыми орудиями и сетями.
Тогда же был разработан вариант перевооружения, предполагавший установку новых башен ГК и среднекалиберной артиллерии в удлинённой центральной надстройке-каземате. В 1898-м старые башни были демонтированы, но установка новых затянулась в связи с тем, что все доступные ресурсы были задействованы для реализации программы строительства броненосцев Тихоокеанской эскадры.
Дело «зависло» на добрых пять лет, за которые корабль окончательно устарел, и его модернизация была признана нецелесообразной.
Фото крейсера “Петр Великий”
Крейсер «Петр Великий» в Суэцком канале
Похожее
Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5
Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире
Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота
Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота
Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны
Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны
Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки
Джеральд Р. Форд – авианосец США
Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота
Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России
Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)
Подводные лодки проекта 677 «Лада»
Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли
Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность
Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск
Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России
Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры
Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Затонувшие корабли
ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»
Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота
Фото американских авианосцев. Подборка
Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”
Акаги – японский авианосец Второй мировой войны
Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка
Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли
«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке
БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль
«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны
Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год
Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)
Россия – броненосный крейсер российского императорского флота
«Дельфин» – первая российская подводная лодка
Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли
«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны
Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны
«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны
Рональд Рейган – авианосец США
АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер
Джордж Буш – авианосец США
Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы
КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1
Пересвет – броненосец российского императорского флота
Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции
Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны
«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Дизель-электрические подлодки проекта 633
Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно
Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год
Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль
АК-726 – корабельная 76-мм артустановка
Подводные лодки типа «Касатка»
«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании
Адмирал Ушаков – русский броненосец
Кета – подводная лодка
Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов
Форель – подводная лодка
Тип «Осётр» – подводные лодки
Подводные лодки тип «Карп»
You have no rights to post comments