Полевой лунь

Эффект экрана. Экранопланы и экранолеты. Проекты КМ, Лунь, Орленок, ВВА-14.

  1. Эффект экрана
  2. Экранопланы Алексеева и Бартини
  3. Алексеев Ростислав Евгеньевич
  4. Экраноплан Каспийский монстр
  5. Экраноплан лунь — проект 903
  6. Экраноплан Орленок
  7. Проекты экранопланов и разработки
  8. Экранопланы России сегодня

Реклама:



Видео архив

Фото архив

Ссылки по теме

Первый в мире экраноплан-ракетоносец был спроектирован и построен командой Р. Алексеева в 1987 году. Он получил название экраноплан Лунь проект 903. В том же году начались его испытания. Огромный ракетоносец весом в 243 тонны, который способен поднять в воздух половину своего груза, развивая при этом скорость 500 км в час, и находиться на расстоянии 5 м над уровнем поверхности, сейчас не используется и всеми забыт.

После испытаний в 1987 году была доказана эффективность использования этого экраноплана, на борту которого находилось 6 противокораблевых ракет. Огромный по размерам, но незаметный радарам «Лунь» (проект 903), должен был стать великой разработкой советских инженеров и обеспечить безоговорочное преимущество вооруженных сил СССР. Кроме того, вооружен он был весьма серьезно, ракеты 3М80 или же 80М «Москит» — довольно мощное оружие. К слову, ракеты этого типа – это 150 кг взрывчатки, классификация НАТО «солнечный ожог», поражение цели на расстоянии 120 км со скоростью 2800 километров в час. И то, что на данный момент экраноплан «Лунь» не используется по назначению, еще раз доказывает тот факт, что после распада Советского Союза некоторые гениальные вещи были несправедливо забыты или заброшены.

Очень высокая скорость полета и большая грузоподъемность привели к созданию второго экраноплана типа «Лунь». Однако после распада Советского союза возникли проблемы с финансированием, и было принято решение достроить экраноплан по типу спасательного судна с простым и понятным названием «Спасатель». Предполагалось, что на борту экраноплана, который внешне выглядел как самолет, а внутри был оборудован как корабль, будет располагаться госпиталь, работники которого смогут оказать помощь одновременно 150 людям. В экстренных ситуациях «Спасатель» должен был вместить в себя 500 человек. Но это гениальное устройство, которое можно было бы использовать во множестве спасательных операций, так и не было создано.

Сейчас великий ракетоносец «Лунь» находится в Дагестанской республике и совершенно не эксплуатируется. Некогда перспективный ракетоносец ждет своей смерти в городе Каспийск, что на Каспийском море. По некоторым данным, в скорое время он будет утилизирован.

Единственная о нем память останется в нескольких компьютерных играх и анимационном мультфильме («World in Conflict: Soviet Assault», «James Bond — Blood Stone», мультфильм — «Евангелион 1.0: Ты (не) один»).

Диадема, усыпанная 1333 бриллиантами

В живописи

История создания

В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?

Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.

В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.

На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.

В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.

В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.

В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». В 1986 году аппарат его спустили на воду, в том же году начались испытания.

«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.

В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.

Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.

После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.

Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.

В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.

В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.

Судьба «Орлёнка» и «Луня»

— К моменту, когда затонул «КМ», уже существовал «Орлёнок» — экраноплан, который не просто пошёл в серию, но и был принят на вооружение. Расскажите об этом проекте.

  • Экраноплан «Орлёнок»

— «Орлёнок» принципиально отличался по компоновке двигателей. Пилонов, как у «КМ», уже не было, и в целом тут уже были учтены многие вещи. К тому же он был значительно меньше, максимальная взлётная масса всего 140 тонн (у «КМ» было 544 тонны), так что он был попроще. На вооружение его приняли в 1979 году. 

— Бытует мнение, что полноценной реализации проекта помешала смерть в 1984 году маршала Устинова, который поддерживал направление боевых экранопланов.

— Да, и это, и перестройка вскоре началась… Военные расходы сократились, поэтому успели выпустить всего несколько экземпляров.

— А какова их судьба?

— Они перестали летать, если не ошибаюсь, в 1993 году. После развала СССР стояли бесхозные, как я понимаю, финансирования на их эксплуатацию у Каспийской флотилии не было. Сейчас остался лишь один экземпляр, он стоит на пьедестале в музее ВМФ в Тушине. 

— Последний реализованный проект экранопланов — «Лунь». Он был логическим продолжением «Орлёнка» или это совсем другой проект?

  • Экраноплан «Лунь»
  • vk.com

— Нам ВМФ заказывал экранопланы разных модификаций. «Орлёнок» — транспортно-десантная модификация, а «Лунь» — ракетная. То есть по назначению они принципиально разные. «Лунь» водоизмещением был значительно больше, а в зависимости от этого меняется и аэродинамическая компоновка. Тем более там наверху стояли ракеты «Москит». Это же огромное дополнительное сопротивление, и там были уже свои нюансы при проектировании.

Я когда пришла в ЦКБ (Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. — RT), то попала на первый этап проектирования «Орлёнка». Моя первая чертёжная работа — его поворотный нос. Это очень интересная, во многом уникальная конструкция. А у «Луня» единая конструкция, тоже пилоны, примерно как у «КМ». А крыло уже принципиально другое — и не как у «КМ», и не как у «Орлёнка». 

— С «Лунём», кажется, вышло обиднее всего: только-только построили, испытали — и всё, страна распалась, он стал не нужен.

— Опытный образец великолепно прошёл испытания. Когда он стрелял ракетами, даже отдачи не чувствовалось на ходу. Добиться такого устойчивого движения очень сложно.

  • Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь». Пуск ПКР «Москит» во время испытаний

— Его даже и на вооружение, кажется, успели принять в 1990 году?

— Нет, там до конца не всё понятно. Его как бы приняли, однако нужно было доработать, но как раз развалилась страна, время ушло. Финансирование прекратилось.

— В прошлом году тот самый экземпляр переправили из Каспийска в Дербент. Сообщалось, что он должен стать экспонатом местного филиала парка «Патриот», хотя пока остаётся лежать на пляже. Получается, все эти годы он стоял забытый?

— Да, он все эти годы стоял на территории завода «Дагдизель». Всё, что можно было снять, с него сняли. Когда там рядом была военная часть, лётчики его худо-бедно как-то поддерживали, подкрашивали, а потом уже он стоял просто бесхозный. Его и немцы собирались купить, кто только не собирался, и в Кронштадте хотели как памятник поставить. Хотя тащить из Каспийска туда — это сумасшедшие деньги, и непонятно, что дотащили бы.

То есть на вооружение его не приняли, но все эти годы он был как бы на балансе ВМФ, и это мешало его как-то пристроить. Я очень благодарна властям Дагестана за то, что они перетащили его в Дербент и там его поставят. Это большое дело.

— Был и второй «Лунь», который на момент приостановки программы почти целиком был готов. Его вроде бы даже переименовали в «Спасатель» и собирались достроить. Какова его судьба?

— Он был готов на 90%, сейчас стоит прямо у нас, у ЦКБ, бедненький.

Его же хотели превратить в спасательный экраноплан для ВМФ, тот же «Лунь», только без ракет. Внутри госпиталь, всё как положено.

  • Экраноплан «Лунь», лежащий на побережье Каспийского моря близ Дербента
  • РИА Новости

— Так почему же он стоит у ЦКБ?

— Опять деньги кончились. Мы всё думали, что если не получается сделать спасательным, то хотя бы испытательную лабораторию, как «КМ» в своё время. Опять кому-то это не надо. И так всё время. 

История проекта и его реализации

Основная статья: КМ (экраноплан)

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Конструкция

Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС.

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.

Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Образ жизни

Ссылки

  • Государственный научно-исследовательский институт автомобильного хозяйства НИИАТ. Краткий автомобильный справочник / Н. Н. Аникушин. — Москва: Транспорт, 1983. — С. 205. — 223 с.

Краткая историческая справка: чем так уникален экраноплан?

Экранопланы, как общая идея очень низко летающего воздушного аппарата, изначально не предназначались для использования в военных целях. Однако, как оказалось, этот тип корабля-самолета отлично подходил для установки вооружения, при этом по минимуму ограничивая массу, габариты и другие показатели исполина.

Помимо возможности нести ядерные заряды, экранопланы проекта 903 имели и ряд других преимуществ (впрочем, эти преимущества относились ко всем экранопланам).

Поскольку этот тип самолета не касается поверхности воды, активный гидролокатор не может их обнаружить; также они не взрывают морские мины, что обеспечивало практически 100% сохранность машины при выполнении боевых операций.

В то же время средства доставки военных «подарков» не поднимались достаточно высоко над водой, чтобы их можно было обнаружить при помощи радаров. В общем, этот ракетный корабль-экраноплан действительно был идеальной машиной для тайных перевозок.

фото: ru.wikipedia.org

Но произошло то, что произошло: в итоге проект был заброшен, как и оставшиеся в живых машины. 

21 ноября 2011 года даже появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы должны быть утилизированы в ближайшие месяцы. К счастью, этого не произошло. В итоге правительство решило, что у этих мощных кораблей все же есть цель. Экраноплан станет визитной карточкой парка «Патриот» — военного тематического парка, который в этом году планируется расширить в Дербенте. Экспонат подстать. Возможно, с его помощью удастся взрастить достойную смену военных летчиков будущих экранопланов.

«Каспийский монстр»

50 лет назад, в 1964 году, американскими разведывательными спутниками в Каспийском море был сфотографирован огромных размеров объект непонятного предназначения, который развивал скорость в 400 км/ч. Судно (или самолет?) тут же получило на Западе устрашающее прозвище — «Каспийский монстр».

«Орленок» с двумя пулеметами

Изобретателю судна на подводных крыльях талантливому инженеру Ростиславу Алексееву

давно не давала покоя идея использования так называемого экранного эффекта. Сам он, не только морской волк, но и прекрасный пилот, не раз замечал, что во время посадки самолета тому будто что-то мешает в самый последний момент коснуться колесами полосы. Оказалось, что в полутора-трех метрах над поверхностью крылья словно сжимают воздух, оказавшийся в этот момент между самолетом и землей. Получается пневматическая подушка, которая и удерживает летательный аппарат на лету до тех пор, пока скорость не упадет до критической. Именно этот эффект и решил использовать в своей новой разработке Ростислав Евгеньевич. Так в 1964 году началось строительство корабля-макета (КМ-1) — экраноплана.

Сразу же обнаружились преимущества этих «кораблей». Во-первых, их было трудно обнаружить радиолокационным оборудованием — это не позволяла минимальная высота полета. Во-вторых, они не могли наскочить на мину или быть сбитыми торпедой. В-третьих, могли лететь как над водной гладью, так и над землей, льдом и т. д. В-четвертых, обладали огромной скоростью по сравнению с кораблями — 400−500 км/ч. В-пятых, если у экраноплана заканчивалось топливо, он мог просто сесть на воду и ждать помощи.

Первый экраноплан был выпущен со стапелей горьковского и в самом деле напоминал монстра весом в 544 тонны, размахом крыла в 37 метров и длиной — в 92. К тому же, у него было десять реактивных авиационных двигателей. Летал КМ-1 до 1980 года, пока опытный, казалось бы, пилот по ошибке не потянул штурвал на себя (сработал условный рефлекс). Экраноплан задрал нос и рухнул на воду, потерпев аварию.

Однако, к тому моменту уже полным ходом строились серийные экранопланы проекта «Орленок». Они были полегче (140 тонн), поменьше (58 метров) и скорость у них была поскромней — всего 350 км/ч. Но они уже имели вооружение — турельно-башенную установку «УТЕС-М» с двумя крупнокалиберными пулеметами.

Ни рыба, ни птица

Планировали произвести на свет тридцать «Орлят», но на деле получилось всего пять. У Ростислава Алексеева уже в самом начале экраноплановой эпопеи возникали серьезные трудности со строительством машин. В «морских» министерствах, в том числе и военно-морском его детище считали самолетом и отфутболивали к «летунам». Авиаторы же с такой же уверенностью заявляли: какой же, дескать, это самолет — обыкновенный корабль. Плавает? Плавает! Да и сходит со стапелей судостроительной верфи. А когда на глазах у комиссии, в состав которой входили военные чины и министр судостроения, у экраноплана отвалилось хвостовое оперение с кормой (накануне он сел на мель и корпус дал трещину), ни о каком продолжении работ речи уже идти не могло. Более того, Алексеева тут же уволили с должности руководителя конструкторского бюро. Через год, правда, восстановили. Но перенесенная нервотрепка и временное забвение не прошли даром, и в 1980 году Ростислава Евгеньевича не стало. А дело было продолжено новым главным конструктором Соколовым

Вскоре полку экранопланов прибыло — в серийное производство пошли тяжелые боевые корабли проекта «Лунь», почти совпадающие по весу, длине и остальным параметрам с КМ-1, но летавшие со скоростью уже в 500 км/ч. И даже шторм до пяти баллов не мог помешать им во взлете и посадке на воду. И снова, по разным причинам, вместо десяти запланированных построили всего лишь два «Луня». А вскоре перестройка, а вместе с ней и бардак в армии и во флоте, усилились, что привело к полному закрытию экранопланной программы.

Конец был закономерен и печален. В 1992 году очередной «Орленок» потерпел аварию. Экипаж подобрали спасатели, а про экраноплан… забыли, оставив погибать в море. Потом, решив, видимо, что он представляет интерес для иностранных разведок, его просто затопили.

Снимок в открытие статьи: экраноплан «Каспийский монстр»/Фото: ТАСС

Виды

Существует много видов этой птицы, хотя 2 из них исчезли с лица Земли навсегда. Так, ныне существуют следующие:

  1. Болотный лунь. Этот вид более распространён среди остальных.
  2. Circus assimilis. Представители вида обитают на территориях Австралии и Индонезии. Их называют пятнистыми из-за небольших вкраплений белого цвета на перьях.
  3. Circus Approximas. Называют австралийскими болотными лунями. Особенностью является серое окончание перьев крыльев.
  4. Длиннокрылый лунь. Заселяет Южную Америку. Имеет длинные перья на крыльях помогают искать пищу более эффективно.
  5. Circus Cyaneus. Это полевой лунь, обитающий в Евразии. Их можно встретить и в Альпах, и на Камчатке.
  6. Circus Cinereus. Серый лунь из Южной Америки.
  7. Circus Macrosceles. Болотный лунь из Мадагаскара. Он также живет на Коморских островах.
  8. Circus Macrourus. Степной лунь. Его можно увидеть на территории Казахстана и Монголии.
  9. Circus Maurus. Чёрный лунь, живущий в Африке. Создает гнёзда в Южной Африке и Намибии.
  10. Circus Maillardi. Обитает на острове Реюньон. Считается эндемиком.
  11. Circus Melanoleucos. Обитает преимущественно в Азии, можно найти его в Забайкалье или на приамурских территориях.
  12. Circus Rygarus. Луговой лунь, который живет в Евразии. Гнездиться и ловит добычу во всех уголках Европы. Предпочитает зимовать в Индии.
  13. Circus Spilonotus. Это лунь, обитающий на Востоке. Создает гнёзда на местах, как и у Уральских гор, так и у Байкала.
  14. Circus Ranivorus. Он зимует на юге и в центре Африки.
  15. Circus Spilothorax. Живет в Новой Гвинее.

Размножение луня

Половой зрелости луни достигают в возрасте 1 года. Большинство птиц являются моногамными. Ухаживая за самкой, самец исполняет в небе настоящие акробатические трюки: вначале высоко взлетает и затем резко падает вниз, вращаясь.

Гнездятся луни небольшими колониями, от 15 до 20 пар. В брачный период лунь охраняет свою территорию очень тщательно, отгоняет от гнезда птиц и даже нападает на человека.

Гнезда луни часто строят прямо на земле, на полянах неподалеку от воды и обширного открытого пространства, например, поля, луга, болота, где птицы охотятся. Гнездо луня – это плоская постройка из сухих тонких веток, изнутри выстланная стеблями травы. Диаметр гнезда от 50 до 60 см, высота 25-30 см. Строит гнездо в основном самка, тогда как самец охотится.

У луня одна кладка, которая происходит в середине мая или начале июня. В кладке от 3 до 7 (обычно 3-5) белых с голубым оттенком яиц. Насиживанием занимается самочка. Лишь изредка она оставляет гнездо на самца. Высиживание продолжается около 32 дней. Птенцы появляются на свет в белом с серовато-охристым оттенком пухе. Добычей пищи занимается самец, а самка выкармливает потомство. Спустя две недели самец оставляет гнездо, а самка продолжает заботиться о потомстве. Птенцы покидают гнездо в возрасте 1 месяца.

Испытания на воде

22 июня 1966 года экраноплан «КМ» был спущен на воду в Горьком, а затем еще месяц буксировался по Волге на полигон в Каспийск. Из соображений секретности плыли только ночью, экраноплан был накрыт маскировочной сеткой, крылья сняты, корпус полупритоплен. Расчеты оказались верны, и экраноплан начал успешные испытания. Первый полет провели лично Алексеев и летчик-испытатель Владимир Логинов. Ради этого конструктор даже обучился пилотированию самолета. Власти запрещали испытывать новую технику на борту с главными инженерами из-за высокого риска гибели, однако Алексеев пару раз нарушал это правило.

За неординарность и непревзойденную квалификацию сотрудники ласково называли его Доктор. Однажды, когда экраноплан находился еще в плавучем доке, Алексеев неожиданно дал команду на запуск всех десяти двигателей еще не спущенного на воду монстра. При тяге в 40% он тронул с места целый док и начал вырывать якоря. Только после этого Алексеев отдал приказ заглушить двигатели.

Испытания Каспийского Монстра проводились еще 15 лет. В 1980 году Алексеев получил травмы при спуске на воду нового пассажирского экраноплана, и вскоре скончался. Его главное детище погибло в том же году из-за ошибки пилотирования. Еще неделю Каспийский Монстр был на плаву, но попыток его спасти не предпринимали. После ухода на дно тоже никаких операций по поднятию не производилось. Все из-за смены руководства министерства обороны. Министр Устинов, поддерживавший идею создания флота экранопланов, умер, а пришедший на его место Соколов решил больше не финансировать их разработку, а все деньги кинуть на развитие атомных подводных лодок.

Период размножения

Самки являются моногамными особями, чего нельзя сказать οсамцах. Последним нередко удается стать отцом семьи с более, чем тремя самками. В процессе брачных игр и заигрываний с возлюбленной, лунь рисует во время полеты разнообразные фигуры, выделывает пируэты, порой совместно с партнершей.

Строительством гнезда также занимается самка, подбирая для этого укромное и незаметное местечко в кустах или на кочке в болотах. Для возведения гнездовья обычно используются ветки и высохшая трава, за местом обитания лунь ухаживает, держит его в порядке и чистоте. В кладке обычно до 7-8 яиц, которые самке необходимо высиживать.

Кормлением вылупившихся птенцов занимается родитель. Те появляются на свет не одновременно, а жизнь сохраняют только самые сильные. Подлетая к месту гнездовья, отец, принесший добычу, издает громкий клич, и тогда самка взлетает к нему, чтобы забрать трофей. Как вариант, лунь также может сбросить жертву сразу к гнезду. Спустя месяц птенцы уже могут самостоятельно летать. Отправляясь из гнезда, детеныши не становятся к нему привязаны, меняя место обитания регулярно. Половой зрелости полевой лунь достигает к одному году жизни.

Появление ножей танто в Японии

Первые ножи танто появились в период Хэйан с 794 по 1185 год. Данные ножи не отличались качеством исполнения. В период Камакура для изготовления танто стали применять более качественные материалы, а сам нож стал неизменным атрибутом вооружения самурая.

См. также

Достоинства и недостатки

Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно, достоинства и недостатки и тех, и других.

Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию:

Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым.

С другой стороны:

… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости.

Конструкция экраноплана

Внешне «Лунь» напоминает большой транспортный самолёт – длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение. Но от самолётной компоновки тут довольно много отличий. «Лунь» имеет корпус длиной 73 м и высотой 19 м.

Низ корпуса подобно кораблям имеет лакокрасочное покрытие и электрохимическую защиту от коррозии. Ещё несколько «морских» особенностей «Луня» – нижняя часть корпуса закрыта обтекателями, также на днище присутствует гидролыжа, предназначенная для смягчения посадки на воду.

В передней части корпуса находится пилон, на котором расположены 8 тяговых двигателей. Их сопла установлены под углом к воде, благодаря чему нагнетаемый ими поток уходит в воду и экранирует от неё в крылья, расположенные чуть позади, за счёт чего в данном случае и достигается экранный эффект. Крылья имеют трапециевидную форму, их размах – 44 м, площадь – 550 м2, также на них имеются закрылки, разделённые на 12 частей. Стабилизатор цельнометаллический, его площадь – 227м2. Его законцовка выполнена из пенопласта, облицованного стеклопластиком.

На фюзеляже экраноплана установлено вооружение – три пары противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит». Под передней парой находится кабина стрелков-операторов, в которой имеются авиационные пушки ГШ-23. За установками находятся листы теплозащиты для предохранения корпуса от высокой температуры при пуске ракет. Ещё одна кабина стрелков с пушечной установкой находится в задней части корпуса.

Внутрь «Луня» можно попасть двумя путями – через двери в боках корпуса или через люк на крыше. Внутренние отсеки поделены на 4 группы: носовую, центральную, кормовую и отсеки киля. В носовой части находятся кабина пилотов и помещения со вспомогательными силовыми установками.

Кормовая секция занята различным оборудованием, в районе киля расположена установка для снабжения экраноплана электроэнергией, а также находится радиоаппаратура и средства навигации, в верхней части киля расположена кабина стрелка.

Войти на сайт

Военные летчики СССР:

Примечания

  1. ↑ , с. 28.
  2. ↑ .
  3. «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
  4. В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
  5. Горшков С. Г. Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
  6. .
  7. Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.

Наблюдение

История

Орбита

Принцип действия

Где обитает птица лунь

Лунь – это полевой крылатый, густо населяющая открытые ландшафтные пространства. Выбирая лесной массив, лунь поселится где-то на опушке. Нравится этим птичкам открытая степная зона.

Ареал распространенности этой птички очень широк. Лунь обитает в Европе, Америке. Африке, Австралии, Украине, России, Беларуси. Сложно встретить этого пернатого хищника только в далеких полярных областях.

Лунь свободолюбивый и гордый хищник! Какую птицу можно потревожить на лугу? Точно не луня. Дело в том, что это настоящий хищник, который в полную силу использует свои возможности! Птица предпочитает парить высоко в небе и оформляет крутое пике, завидев добычу.

Болотный лунь во всей красе

Луна и Земля образовались вместе

Это «гипотеза совместного формирования». Речь идёт о том, что Земля и Луна образовались вместе, из одного протопланетного облака. Ближе к центру туманность сжалась и получилась Земля, а на окраине из остального вещества получилась Луна.

Как ни странно, это очень старая гипотеза. Её предложил Иммануил Кант еще в 1755 году. Она прекрасно подтверждает совпадение содержания кислорода в образцах породы.

Но эта гипотеза тоже имеет много минусов. Так, непонятно различие в остальном химическом составе. Ведь, если Земля и Луна образовались из одного облака, их химический состав должен быть совершенно одинаковым. К тому же, у планеты огромное железное ядро, а спутнику досталось очень мало железа. К тому же, средняя плотность слишком разная. Наклон лунной орбиты тоже нельзя объяснить.

Так что эта теория, несмотря на кажущуюся правдоподобность, тоже имеет необъяснимые места.

4.2. Двигатель

Модель УМЗ-42160
(Евро-3)
УМЗ-42164
(Евро-4)
Тип 4-тактный, впрысковый
Количество цилиндров и их расположение 4, рядное
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм 100×92
Рабочий объем цилиндров, л 2,89
Степень сжатия 8,8 9,5
Номинальная мощность, нетто кВт (л.с.) 78,5 (106,8)
Максимальный крутящий момент, нетто, даНм (кгс·м) 22,5 (220,5)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин 2500
Порядок работы цилиндров 1–2–4–3
Частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, об/мин:
– минимальная (nmin. хх) 800±50
– повышенная (nпов. хх) 3000±50
Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны вентилятора) Правое

ГАЗ-71: технические характеристики

Search results for »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector