Функции, полномочия и организационная структура фнс россии
Содержание:
- Система органов налогового контроля в России
- Межрегиональные инспекции
- Налоговые органы: их законные права
- Сущность налогового администрирования
- ФНС России: структура, функции
- Подпишись на рассылку налогового адвоката Павла Тылика и получай актуальные материалы, связанные с проверками бизнеса как со стороны налоговиков и полиции, так и других госорганов.
- Какие госорганы входят
- ?? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
- Обязанности должностных лиц налоговых органов
- Органы, осуществляющие налоговый контроль
- Как взаимодействуют ФНС и Минфин?
- Методы налогового администрирования
- Функции налогового администрирования
- Контакты
- Полномочия, функции
- Налоги: федеральные, региональные, местные
Система органов налогового контроля в России
Органы, которые осуществляют налоговый контроль, обязаны:
- Действовать исключительно в рамках законодательства Российской Федерации
- Соблюдать налоговую тайну, а также тайну хранения информации о каждом налогоплательщике
- Информировать налогоплательщика по его персональному вопросу (касается налогов, сроках и порядке их уплаты и т.д.)
- Требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений в рамках законодательства
- Внимательно относиться к налогоплательщикам и другим участникам соответствующих отношений
- Передавать лицу, которое нарушило налоговое законодательства, постановления и письменные требования об устранении нарушений
- Вести полный учет налогоплательщиков и объектов, которые облагаются пошлинами
- Обращаться в суд при обнаружении соответствующих случаев неуплаты налогов
- Возвращать излишне оплаченные денежные средства плательщику
- Составлять отчетность поступающих средств для их дальнейшего распределения
- Публиковать обновленный Налоговый кодекс Российской Федерации каждый год на доступном каждому плательщику ресурсе
- Осуществлять контрольно-розыскные мероприятия
- Исследовать и пресекать факты коррупции
- Совместно с иными ведомствами проводить налоговые проверки
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования
Совершенствование системы органов, осуществляющих контроль над налогами, происходит поэтапно путем внедрения новых технологий и иных форм налоговых отношений. Основным аспектом всех появляющихся в данных целях документов является повышение эффективности работы налоговых органов.
Межрегиональные инспекции
Данного рода структуры призваны решать следующие основные задачи:
- контролировать соблюдение законов, регулирующих налоги и сборы на терриитории определенного федерального округа;
- эффективное взаимодействие с полпредами Президента РФ (касательно вопросов, находящихся в общей с ним компетенции);
- контроль над работой региональных структур ФНС посредством проверок.
Налоговые органы РФ данного типа классифицируются, как мы уже сказали выше, в зависимости от отрасли, которую они регулируют. Так, в сегодняшней структуре есть следующие основные типы межрегиональных налоговых инспекций:
ведущие контроль над субъектами сферы добычи и переработки нефти;
обеспечивающие корректное выполнение налоговых законов фирмами, занятыми в газовой промышленности;
контролирующие дисциплину в аспекте выплат сборов в казну предприятий, занимающихся выпуском алкогольной и табачной продукции;
взаимодействующие по вопросам перечисления налогов с компаниями энергетической сферы;
обеспечивающие соответствие деятельности металлургических предприятий налоговому законодательству;
взаимодействующие по вопросам уплаты сборов в казну с компаниями, которые оказывают услуги связи;
осуществляющие контроль за корректным выполнением налогового законодательства со стороны транспортных предприятий.
Налоговые органы: их законные права
Каковы основные права налоговых органов? НК РФ определяет их следующую совокупность:
выносить требования в адрес плательщиков налогов в отношении предоставления документов, в которых могут содержаться основания для законного исчисления и уплаты сборов;
запрашивать у граждан пояснения (в том числе зафиксированные документально), позволяющие определить, насколько правильно подсчитана сумма налога, а также то, в какие сроки он был уплачен;
проводить проверки на предмет следования плательщиками нормам законодательства, регулирующего сборы;
приостанавливать финансовые операции на расчетных и персональных счетах плательщиков в кредитно-финансовых учреждениях по основаниям, содержащимся в НК РФ;
налагать арест на располагаемое плательщиками имущество в качестве возможной меры, обеспечивающей перечисление требуемой суммы налога в бюджет федерального, регионального или муниципального уровня;
производить процедуру выемки документов с целью выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;
исследовать принадлежащие плательщикам объекты (ресурсы), пригодные для извлечения дохода (производственные помещения, склады, торговые площади), производить осмотр инвентаризацию их имущества (которое также может задействоваться как инструмент извлечения прибыли, подлежащей законному налогообложению);
исчислять корректные суммы сборов, которые плательщики обязаны вносить во внебюджетные государственные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) на основании сведений о гражданах (а также субъектах, ведущих аналогичную деятельность);
определять размер налога расчетным способом в том случае, если плательщик не допускает специалистов ФНС к обследованию производственных объектов, складов, торговых площадок и иных ресурсов, которые могут быть использованы как инструмент извлечения прибыли (как правило, это происходит, если предприниматель не предоставляет в ведомство необходимые документы — отчеты, декларации и т. п. в течение продолжительного срока);
взыскивать недоимки по налогам с бизнесов, начислять пени, штрафы (последние — в судебном порядке) в соответствии с законодательными нормами (которые в ряде случаев регулируют взаимоотношения ФНС с ИП и юрлицами по-разному);
запрашивать в банках, которые управляют расчетными счетами предпринимателей информацию об исполнении различного рода платежных документов по распоряжению налогоплательщиков (эта мера, как правило, носит контрольный характер);
приглашать к сотрудничеству в случаях, когда это необходимо, экспертов и специалистов сторонних организаций (например, это могут быть переводчики);
обращаться к гражданам, которые могут засвидетельствовать те или иные факты, касающиеся деятельности предпринимателей, которые могут быть полезны для ФНС с точки зрения налогового контроля;
ходатайствовать о лишении предпринимателей лицензий (либо приостановлении их действия) если бизнес сопровождается нарушениями законодательства, регулирующего налоги и сборы;
взаимодействовать с различного уровня судами на предмет решения споров и нарушений, касающихся процессов исчисления и сбора платежей.
Таковы основные права налоговых органов, гарантированные законами РФ. Полезно будет также ознакомиться с перечнем обязанностей ведомств, ответственных за сборы в государственную казну.
Сущность налогового администрирования
Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.
Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций
Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.
ФНС России: структура, функции
ФНС — структура, подведомственная Минфину. Основные функции, возложенные на ФНС России, следующие:
- соблюдение национального законодательства, регулирующего налоги и сборы;
- контроль над корректностью исчисления и сроками внесения сборов в казну;
- обеспечение законности оборота валюты в пределах своей компетенции;
- информирование граждан по вопросам, связанным с правовым регулированием сферы сбора налогов.
Важнейшая функция ФНС — регистрация юридических лиц и ИП. Гражданин РФ, запланировавший заняться бизнесом, почти на всех этапах своей деятельности будет так или иначе взаимодействовать с ФНС. Сюда относится не только регистрация в налоговом органе, но также и сверка финансовых документов, различного рода отчетность и т.д.
Основные источники права, регулирующие деятельность ФНС — это Конституция России, федеральные законы, акты главы государства и правительства, международные соглашения РФ. ФНС и Министерство Финансов — это налоговые органы, которые ведут свою деятельность в тесном взаимодействии с многими другими структурами исполнительной власти (как на федеральном уровне, так и соотносительно полномочиям субъектов и муниципалитетов).
Организация, с которой, по мнению многих экспертов, ФНС взаимодействует наиболее интенсивно и регулярно — это Пенсионный Фонд. Очень активно сотрудничают налоговики также и с Министерством Связи, «Ростелекомом» в части повышения уровня технологизации работы.
Структура и организация налоговых органов утверждается посредством приказа, издаваемого федеральным руководством ФНС России. Каждый региональный субъект системы является, с одной стороны, отдельным юрлицом, с другой — подотчетен вышестоящим структурам ФНС.
Существуют также особого вида налоговые органы РФ, в компетенции которых — контроль над выполнением законных обязательств со стороны плательщиков сборов, исходя из их отраслевой принадлежности и иных классифицирующих признаков. Речь идет от так называемых межрегиональных (а также межрайонных) инспекциях.
Подпишись на рассылку налогового адвоката Павла Тылика и получай актуальные материалы, связанные с проверками бизнеса как со стороны налоговиков и полиции, так и других госорганов.
Какие госорганы входят
Система налоговых органов РФ включает в себя, согласно ст. 30 НК РФ:
- федеральный госорган исполнительной власти, уполномоченный, в соответствии с законодательством, осуществлять контроль в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов;
- территориальные подразделения и отделы.
Систему фискальных органов Российской Федерации в настоящий момент возглавляет Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Минфина РФ. Деятельность ее урегулирована в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением РФ 30.09.2004 № 506.
На основании этого Положения и практики его применения можно выделить следующие уровни иерархии в структуре налоговых органов:
- федеральный — непосредственно ФНС РФ;
- региональный — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, федеральным округам, централизованной обработке данных, ценообразованию для целей налогообложения, камеральному контролю;
- местный — инспекции по районам в городах, районам, городам без районного деления, ИФНС межрайонного уровня.
В самой ФНС выделяют руководство, центральный аппарат и его структурные подразделения. Как на местах, так и в центральном аппарате также существует деление на отделы. Персонал состоит из:
- должностных лиц (начальники, инспекторы, специалисты);
- оперативного состава (сотрудники бухгалтерии, юридического отдела, кадровой службы и т. д.);
- вспомогательного состава (делопроизводители, водители, секретари и т. д.).
?? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:
- контроль за налогоплательщиками;
- проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
- расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.
Проверка юридических лиц
Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:
- вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
- контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
- изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
- получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
- изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
- проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
- приостанавливать действие выданной лицензии.
Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.
Проверка физических лиц
Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.
При проверках физических лиц инспекторы вправе:
- проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
- уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
- проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
- запрашивать необходимые разъяснения и документы;
- изымать свидетельства сокрытия доходов;
- вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
- осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
- начислять штрафы и пени;
- требовать предоставить подтверждающие документы.
В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:
- выдвигают требования об уплате налогов;
- взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
- выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
- предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
- накладывают арест на имущество неплательщиков;
- приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
- реализуют принудительное исполнение обязательств.
Налоговая необоснованно списала деньги. Как вернуть средства на счет
Читать
Как налоговая выявляет тех, кто работает неофициально
Подробнее
Какие доходы физлиц учитывает налоговая и почему их стоит задекларировать
Смотреть
Ответственность за превышение полномочий
Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.
За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по , а также , если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.
Обязанности должностных лиц налоговых органов
Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.
В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:
- взыскивать недоимки по налогам и пени;
- возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
- предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
- налагать административные штрафы;
- создавать налоговые посты.
Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные звания и занимают должности не ниже должности налогового инспектора.
Реализация некоторых полномочий должностных лиц налоговых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процедуры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа должностных лиц является постановление (решение) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в постановлении о проведении налоговой проверки.
Обязанности налоговых органов, так же как и права, конкретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:
- действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:
- корреспонденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и налоговых агентов;
- обеспечение фискальных интересов государства.
Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных служащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц налоговых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налогового органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:
- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так и индивидуального содержания) налоговых органов, вытекающая из положения о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Органы, осуществляющие налоговый контроль
Все налоговые системы контролируются Министерством финансов Российской Федерации. Указанные выше службы имеют право проводить общие проверки (для этого требуется письменное уведомление, отправленное не менее чем за 5 дней до проведения «операции»).
Функции объединенных органов налогового контроля:
- Обеспечение администрирования налогов
- Контроль деятельности любых систем, которые находятся в структурах
- Разработка и внедрение элементов автоматизированной информационной системы страны
- Обеспечение одного стандарта обслуживания клиентов и плательщиков
- Разработка дополнений к рекомендациям по улучшению работы органов, входящих в систему Министерства финансов
Как взаимодействуют ФНС и Минфин?
Как мы уже сказали выше, налоговая система РФ функционирует посредством институтов на базе двух ведомств — Министерства финансов и ФНС. Каким образом эти две государственные структуры взаимодействуют между собой? Юристы выделяют следующие основные направления совместной работы двух указанных ведомств:
- формирование консолидированной точки зрения относительно того, как должны применяться различные акты налоговых органов (включая те, что регулируют деятельность ведомств);
- подготовительная работа в направлении совершенствования законотворческой политики в сфере налогообложения;
- деятельность, связанная с вынесением актуальных решений, касающихся внутри- и межведомственных вопросов.
Ключевая структура, призванная обеспечивать корректность взаимодействия Минфина и ФНС — межведомственная комиссия. Она осуществляет работу, связанную с принятием решений, призванных оптимизировать работу по улучшению норм законов, регулирующих налоги и сборы, а также формировать корректный подход в области правоприменительной практики.
Задачи, возложенные конкретно на ФНС в рамках взаимодействия с Минфином, таковы:
- работа в направлении создания алгоритмов, в соответствии с которыми налогоплательщики вносят сборы (главным образом это разработка документальных форм, шаблонов, а также разъяснений к ним);
- предоставление структурам Минфина необходимых материалов информационного и справочного характера (чаще всего их запрашивают высшие руководящие структуры ведомства);
- разработка планов, моделирование прогнозов, касающихся деятельности, написание отчетов по факту решения задач.
Важнейшая функция ФНС во взаимодействии с Минфином — аналитическая работа. В конце каждого года руководящий аппарат ведомства направляет в Министерство финансов отчет, в котором анализируются данные об обращениях плательщиков. Как правило, это статистическая информация, отражающая количество (а также характер) запросов физлиц и юрлиц, а также сведения о судебных решениях по делам, касающимся сферы сбора налогов.
Методы налогового администрирования
Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:
- учету налогоплательщиков;
- исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
- контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
- проверке правильности исчисления налогов;
- применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
- проверке действий самих налоговых органов.
Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:
- предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
- налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;
О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».
- отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
- организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
- повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.
Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:
- наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
- предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
- постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
- налоговое консультирование.
Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.
На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.
Функции налогового администрирования
Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:
- исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
- Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
- ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.
Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:
- по определению направлений налоговой политики;
- установлению значений показателей по расчету налогов;
- организации учета налогоплательщиков;
- разработке форм отчетности;
- организации работы по сбору налогов;
- контролю за исполнением налогового законодательства;
- обработке информации по собираемым налогам;
- прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
- выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
- выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
- установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.
По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.
Контакты
Полномочия, функции
Основная функция всей службы — контроль за соблюдением закона в сфере налогообложения. Если конкретнее, то контроль за:
- правильностью подсчета обязательных сборов и налогов, в том числе, в настоящий момент, страховых взносов;
- полнотой и своевременностью их внесения в бюджет соответствующего уровня.
Расширенный перечень можно найти в разделе 2 указанного Положения.
В целях выполнения этих функций данные госорганы наделены определенными правами. Полномочия налоговых органов в общем виде (полностью указаны в ст. 31 НК РФ) таковы:
- проверка и истребование от налогоплательщиков документов по предусмотренным законом формам отчетности и предоставления информации;
- проведение проверок с привлечением специалистов, истребованием и выемкой необходимых документов и т. д.;
- вызов налогоплательщиков для дачи пояснений;
- приостановление операций в банках и наложение ареста на имущество в установленном порядке;
- осмотр объектов, используемых для извлечения доходов;
- выставление требований об устранении нарушений законодательства;
- взыскание недоимок;
- заявление ходатайства об аннулировании лицензий.
В соответствии со ст. 34 НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают также таможенные госорганы при перемещении товаров через границу Таможенного союза в части взимания налогов в соответствии с законодательством Таможенного союза и действующим законодательством РФ.
Налоги: федеральные, региональные, местные
В России есть три вида налогов в зависимости от уровня власти: федеральные, региональные, а также местные. Сборы первого типа установлены НК РФ, они обязательны к уплате во всех населенных пунктах, расположенных на территории страны (если законом не допускаются те или иные исключения).
К федеральным относятся следующие налоги: НДФЛ, НДС, на прибыль, на добычу полезных ископаемых, на воду, а также различного рода государственные пошлины, акцизы, сборы.
Региональные налоги, в свою очередь, устанавливаются не только НК, но также и правовыми актами, принимаемыми органами власти в субъектах РФ. Уплата таких сборов обязательна только в тех республиках, краях и областях, где соответствующие нормы приняты. Компетенции, которыми обладают органы налогового контроля одного субъекта, не распространяются на другие регионы.
При установлении сборов такого типа органы власти имеют право регулировать величину ставок, процедуры исчисления и внесения сумм долга плательщиков перед казной (в случае если в НК РФ не содержится необходимых норм). Также на уровне субъектов федерации могут определяться правила, по которым оформляются льготы и определяется величина баз для исчисления платежей.
К региональным относятся следующие налоги: транспортный, на имущество организаций, а также на игорный бизнес.
Компетенциями по работе с местными сборами, в свою очередь, обладают налоговые органы, функционирующие на уровне отдельных муниципальных образований. Сборы такого типа обязательны к уплате физлицами и юрлицами, зарегистрированных в конкретном городе, районе, поселении и т. д. Налоговые органы, работающие в отдельном населенном пункте (или МО) не имеют полномочий контролировать процесс исчисления и уплаты сборов в других муниципалитетах. Ввод в действие отдельных видов отчислений в казну может осуществляться как на уровне НК РФ, так и в ходе законодательных процессов, осуществляемых локально.
Местных налогов в России сравнительно немного. Их всего два. Это налог на имущество физлиц, а также на землю.
Стоит отменить важнейшую особенность российской налоговой системы. Многие юристы называют ее основным признаком жесткую централизацию. Все дело в том, что вне зависимости от уровня, на котором функционируют налоговые органы, все типы сборов устанавливаются (равно как и отменяются) исключительно посредством внесения поправок в НК РФ. Ни один субъект федерации, равно как и муниципалитет, не наделен правом устанавливать свои, не имеющие соответствия в НК, налоги.