Неродившийся немецкий «лев»

Об истории создания немецких танков

Другим неприятным моментом было появление на восточном фронте русских средних танков типа Т 34, а также тяжелых КВ, которые превосходили немецкие танки по скорости, маневренности, мощи вооружения, броневой защите, а также идеально были приспособлены к русскому бездорожью. Немецкий танк T 4 оказался неспособным включится в технологическую гонку по модернизации, и очень быстро исчерпал свой запас прочности. Броневые листы установленные перпендикулярно траектории движению снаряда, делали его идеальной мишенью для русских артсредств. От дополнительной брони и без того неторопливая машина становилась еще медленнее. В тоже время в русский танк Т 34 был заложен колоссальный запас для всех видов модернизаций, к тому же он имел дизельный двигатель и не было необходимости прятать баки с горючим под броней. Другими словами танк Т 34 являлся технологическим шедевром Второй Мировой войны.

Уже к августу 1941 года в Германии было принято решение на разработку нового среднего танка типа Пантера. Разработку осуществляли концерны Daimler-Benz и MAN (Mashinenfabrik Augsburg-Nurnberg AG). В конструкции корпуса использованы идеи Т 34, в особенности наклонная броня, большие катки и заднее расположение двигательной трансмиссионной части. Первые немецкие пантеры было трудно отличить от Т 34. Инженеры Германии сделали все, что бы их танк стал лучшим средним танком на этой войне, они вложили в него все самые передовые идеи того времени, дали танку мощное длинноствольное орудие, которое, способное противостоять русским тяжелым танкам, отличную дальнобойную оптику, широкие гусеницы, хорошую бортовую защиту, обеспечили экипажу удобства при ведении боя. Даже на командирской башенке предусмотрели крепление для зенитного пулемета (уже тогда немцы задумывались о том, что зря они уничтожили все фанерные русские самолеты). Но! Хотели как лучше, а получилось как обычно. По немецкой классификации Pz. Kpfw,V Panther — средний танк, по русской — тяжелый.

Первым изобретателем способа борьбы с «боевыми клиньями» на Руси был Александр Невский. Он заманил рыцарский клин типа свинья на свои позиции, поставив в центре слабую пехоту, затем сдавил рыцарей мощными ударами с флангов, наиболее подготовленными дружинами. Кстати, на Куликовом поле был жалкий плагиат этой идеи. Командирам Красной Армии потребовалось всего полгода, что бы вспомнить классиков. На фото немецкого танка Пантера четко виден большой промежуток между верней частью гусениц и бортовыми броневыми плитами, именно он являлся наиболее сладким местом для русских арт деятелей. Спасаясь от последователей Александра Невского, инженеры Вермахта стали устанавливать дополнительные бортовые экраны, то есть дополнительную броню, толщиной 5 мм. Опыт боевых действий по уничтожению немецких танков показал правильность мыслей Александра Невского, большинство немецких танков уничтожалось попаданием снарядов в боковую проекцию танков.

«Подбитый» немецкий танк Пантера (Pz. Kpfw,V Panther). Экипаж осматривает повреждения после боя для определения порядка ремонта машины. Очень интересен способ установки катков, которые устанавливались в три ряда специальным перекрывающим порядком с целью равномерного распределения веса танка на грунт.

Есть еще одна немаловажная причина — дополнительная бортовая броня. К 1942 году тактика немецких танковых книньев стала выдыхаться из-за все более удачных фланговых атак русских войск. Незабываем, что все немецкие танки имели бензиновые двигатели и баки с горючим внутри машины. Таким образом удачное попадание снаряда в область двигателя превращало немецкий танк в братскую могилу с крематорием «в одном флаконе». Бортовые экраны к тому же являлись хорошей защитой от кумулятивных снарядов, которые взрывались раньше чем достигали брони, защищавшую экипаж и основные агрегаты машины.

Примечания

https://ru.wikipedia.org/wiki/Panthera

Современные экспонаты

Уже после Второй мировой войны конструкторы проанализировали опыт боевых операций и стали разрабатывать ещё более мощные и крепкие машины. Первым из таких попыток стал Т-54. Он служил уже во второй половине XX века. И через несколько лет его модернизировали до версии 55. Эта гусеничная машина была настолько популярна, что служила до начала XXI столетия.

Названия танков России никогда не отличались особыми вариантами. Каждый из них имел лишь порядковый номер. Т-72 стал более поздним проектом. Танк проектировали в 1973 году и активно стали использовать через 10 лет. Он служил в Ливане и на Ближнем Востоке, а в 2008-м провёл успешную операцию в Цхинвале. В начале 90-х его усовершенствовали – был выпущен Т-90.

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Два варианта с оптимальным твистом

Пытаясь удовлетворить различные запросы покупателей, производители оружия предлагают одну модель с несколькими вариантами твиста, например, ремингтон 700 223 калибр. Отзывы владельцев этого оружия свидетельствуют, что модель Tactical более подходит для тяжёлых пуль 75-77 гран, из-за более короткого твиста 229 мм. (9 дюймов), а модель Varmint более пригодна для лёгких пуль 50-60 гран, поскольку твист у неё длиннее — 12 дюймов. Самые тяжёлые пули 80-90 гран требуют ещё более короткого твиста 6,5-7 дюймов. Для патронов 223 Rem большую роль при выборе оружия играет длина ствола. Чем короче ствол, тем короче должен быть твист. Баллистические возможности 223 калибра резко падают при длине ствола меньше 40 см.

Немецкий опыт

Названия немецких танков всегда отличались яркими и запоминающимися именами. Так, во времена Второй мировой войны на вооружении Германии были «Пантера» и «Тигр» – наиболее популярные гусеничные машины. Они появились в 1943 году, чуть позже к ним присоединился модифицированный танк «Королевский тигр». Вообще, изначально немцы давали очень длинные имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw. – это сокращённое слово Panzerkampfwagen, которое можно было перевести как «танк» или «бронированная боевая машина». Ausf – это Ausfuhrung, переводится с немецкого как «модификация». К таким длинным названиям обычно добавлялись ещё и буквенные обозначения прототипов. Помимо «Пантеры» и «Тигра» на немецком вооружении пребывали «Лев» и «Леопард-1».

Во время Второй мировой мир увидел и первые радиоуправляемые танки, которые назывались «Голиафами». Они были выпущены тиражом более 2500 штук. Их использовали с целью прохода по минному полю и разрушению защитных строений. Отдельного упоминания заслуживает легендарный «Маус», который должен был сносить всё на своём пути. Его бронезащита была максимальной, а по планам Гитлера это был проект «танка прорыва». В 1944 году было создано два опытных образца, которые могли бы послужить в боевых действиях. Но Гитлер приостановил производство из-за нехватки средств. Машине так и не суждено было поучаствовать в настоящем сражении.

«Маус»вовсе не походил на мышь. Это был 180-тонный монстр, который не мог пройти по мостам, но легко перемещался по дну реки. Когда Красная армия начала наступления, немцы не могли быстро эвакуировать два опытных образца и уничтожили их. Из частей разрушенных гусеничных машин собрали один, которые направили в Кубинку. Тут он остался навсегда – в Военно-историческом музее.

Состав

Перевёрнутый немецкий «Тигр-I» в дорожном кювете и проезжающий американский грузовик. 18 июня . Италия, к северу от Рима

Номерные танковые дивизии

  • 1-я танковая дивизия
  • 2-я танковая дивизия
  • 3-я танковая дивизия
  • 4-я танковая дивизия
  • 5-я танковая дивизия
  • 6-я танковая дивизия (прежняя 1-я лёгкая дивизия)
  • 7-я танковая дивизия (прежняя 2-я лёгкая дивизия)
  • 8-я танковая дивизия (прежняя 3-я лёгкая дивизия)
  • 9-я танковая дивизия (прежняя 4-я лёгкая дивизия)
  • 10-я танковая дивизия
  • 11-я танковая дивизия
  • 12-я танковая дивизия (прежняя 2-я моторизованная дивизия)
  • 13-я танковая дивизия (прежняя 13-я моторизованная дивизия; впоследствии танковая дивизия «Фельдхернхалле II»)
  • 14-я танковая дивизия (прежняя 4-я пехотная дивизия)
  • 15-я танковая дивизия (прежняя 33-я пехотная дивизия; впоследствии 15-я моторизованная дивизия)
  • 16-я танковая дивизия (прежняя 16-я моторизованная дивизия)
  • 17-я танковая дивизия (прежняя 27-я пехотная дивизия)
  • 18-я танковая дивизия (впоследствии 18-я артиллерийская дивизия)
  • 19-я танковая дивизия (прежняя 19-я пехотная дивизия)
  • 20-я танковая дивизия
  • 21-я танковая дивизия (прежняя 5-я лёгкая дивизия)
  • 22-я танковая дивизия
  • 23-я танковая дивизия
  • 24-я танковая дивизия (прежняя 1-я кавалерийская дивизия)
  • 25-я танковая дивизия
  • 26-я танковая дивизия (прежняя 23-я пехотная дивизия)
  • 27-я танковая дивизия
  • 116-я танковая дивизия «Виндхунд» (нем. «Windhund» — «Борзая») (прежние 16-я моторизованная дивизия и 179-я резервная танковая дивизия)
  • 130-я учебная танковая дивизия (часто упоминается как просто Учебная танковая дивизия)
  • 155-я резервная танковая дивизия (прежняя 155-я дивизия, 155-я дивизия (моторизованная), 155-я танковая дивизия)
  • 178-я запасная танковая дивизия
  • 179-я резервная танковая дивизия (прежняя 179-я дивизия, 179-я дивизия (моторизованная), 179-я танковая дивизия)
  • 232-я танковая дивизия (прежняя учебная танковая дивизия «Татры»)
  • 233-я танковая дивизия (прежняя 233-я дивизия (моторизованная), 233-я моторизованная дивизия, 233-я танковая дивизия, 233-я резервная танковая дивизия; впоследствии танковая дивизия «Клаузевиц»)
  • 273-я резервная танковая дивизия

Подготовкой всех экипажей «Тигров» занимался 500-й учебный танковый батальон.

Именные танковые дивизии

  • Танковая дивизия «Гольштейн» (нем. «Holstein») (не сформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
  • Танковая дивизия «Кемпф» (нем. «Kempf») (частично армия, частично Войска СС)
  • Танковая дивизия «Клаузевиц» (нем. «Clausewitz») (прежняя 233-я танковая дивизия)
  • Танковая дивизия «Курмарк» (нем. «Kurmark») (на самом деле была моторизованной дивизией «Курмарк»)
  • Танковая дивизия «Мюнхеберг» (нем. «Müncheberg»)
  • Танковая дивизия «Норвегия» (нем. «Norwegen») (несформирована полностью, вошла в состав 25-й танковой дивизии)
  • Танковая дивизия «Силезия» (нем. «Schlesien») (несформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
  • Танковая дивизия «Фельдхернхалле 1» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя моторизованная дивизия «Фельдхернхалле»)
  • Танковая дивизия «Фельдхернхалле 2» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя 13-я танковая дивизия)
  • Танковая дивизия «Ютербог» (нем. «Jüterbog»)
  • Танковая учебная дивизия (нем. «Lehr»)
  • Танковая дивизия «Татры» (нем. «Tatra») (впоследствии учебная танковая дивизия «Татры»; впоследствии 232-я танковая дивизия)

Войска СС

  • I танковый корпус СС («Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»)
  • II танковый корпус СС
  • III танковый корпус СС
  • IV танковый корпус СС
  • VII танковый корпус СС («Корпус ландскнехтов»)
  • 6-я танковая армия СС (1944—1945)
  • 11-я танковая армия СС (1945)

в состав которых, в разное время, входили:

  • 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»
  • 2-я танковая дивизия СС «Райх»
  • 3-я танковая дивизия СС «Мёртвая голова»
  • 5-я танковая дивизия СС «Викинг»
  • 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен»
  • 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг»
  • 11-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Нордланд»
  • 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд»
  • 17-я моторизованная дивизия СС «Гёц фон Берлихинген»
  • 19-я танковая дивизия
  • 23-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Недерланд» (1-я голландская)

а также

  • 40-я добровольческая танковая дивизия СС «Фельдхернхалле» (бывшая моторизованная дивизия «Фельдхеррнхалле» и бывшая 13-я танковая дивизия вермахта);
  • 103-й танково-истребительный полк СС (1-й румынский)

Устройство ГАЗ-3307

Водительское кресло в четвёртом поколении было доработано. Его можно было настраивать под водителя по углу наклона и в горизонтальной плоскости. Панель приборов сделали из пластика. Она поместила на себя все необходимые датчики, давая водителю всю необходимую информацию о техническом состоянии самосвала.

Дизайн кабины был разработан в соответствии с последними стилевыми тенденциями того времени. В его основу легли прямоугольные формы, которые позволили увеличить объём свободного пространства внутри. В дверях появились дополнительные места хранения небольших вещей (инструменты, тряпки и т.п.). Отопительную систему дополняла термоизоляция — она не давала теплу выходить из салона.

В целом, дизайн кабины был взят у Газ-4301, который в производство запущен не был, оставшись пробным образцом. В ней могло находиться два человека. Водитель мог свободно дотянуться до необходимых органов управления. Голая отделка металлом была заменена на мягкую обивку, были добавлены ремни безопасности.

Инженеры завода ориентировались на российский автомобильный рынок. Это обеспечило наличие в конструкции предпускового обогревателя, который позволял запускать автомобиль даже после нескольких дней простоя на морозе. Вдоль капота размещена труба-воздухозаборник.

Изначально конструкция рулевого управления была представлена в виде глобоидального червяка, дополненного трёхгребневым роликом. Через несколько лет после старта производства система была доработана: в основу лёг винт с шариковой гайкой. Такой подходит упростил управление грузовиком. Для комфортного руления был добавлен ГУР.

Тормоза Газ-3307 представлены тремя механизмами:

  • Рабочий. Воздействует на все колёсные механизмы. На каждом контуре есть гидровакуумный усилитель. Механизм приходит в действие после выжимания педали торможения. Барабанные механизмы срабатывают под воздействием избыточного давления;
  • Запасной. Представлен отдельным контуром первого механизма;
  • Стояночный. Оказывает воздействие на задние колёса. Используется для удержания транспорта на месте на подъёме или во время стоянки.

Panzerkampfwagen IV

Производством этой машины занималась компания Krupp, которой была поручена разработка и создание мощного танка массой 24 тонны с 75-миллиметровой пушкой. Как и многие другие немецкие танки Второй мировой войны, PzKpfw IV был оснащен ходовой частью, в состав которой входило 8 опорных катков, что улучшало маневренность и проходимость машины.

У танка было множество модификаций. После испытаний первой модели А было решено установить более мощный двигатель, что и было осуществлено в последующих двух комплектациях В и С, которые принимали участие в польской кампании. Хотя они проявили себя на поле неплохо, было решено создать новую модель с улучшенной броней. Все последующие модели значительно модифицировались, учитывая опыт, полученный после испытаний первых версий.

С 1937 до 1945 года было произведено 8525 экземпляров различных модификаций, которые принимали участие практически во всех сражениях и хорошо зарекомендовали себя на протяжении всей войны. Именно поэтому на базе PzKpfw IV было создано еще несколько других машин.

Оригинальные имена

Названия танков во времена Второй мировой войны и после неё были интересными. Обычно они популяризовали военачальников и других известных личностей. Американский М4 «Шерман» стал самым популярным в США и у их союзников. Он прославлял знаменитого генерала Уильяма Шермана. А вот в Англии знаменитым считался танк «Комета», который эффективно сражался с немецкими машинами и имел много родственных черт с «Шерманом» и «Файрфлаем».

Послевоенный период познакомил нас с усовершенствованными американцами: М26 «Першингом», названным так по имени генерала Джона Першинга, и М46 «Паттоном», его называли ещё «Генералом Паттоном». Британцы представили средний танк с оригинальным названием «Центурион». Эта гусеничная машина в 1960 года заменена на «Чифтена» (с английского переводится как «вождь»).

Со временем конструкторы начали стараться сделать каждый танк специализированным. Поэтому одной из разведывательных машин стал «М41 «Уокер Бульдог», названный также в честь генерала. Его спроектировали уже после войны на смену знаменитому «Чаффику» или «Генералу Чаффи». Как показывает практика, в большинстве случаев танки во времена Второй мировой войны и после неё называли в честь великих генералов и тех, кто внёс огромный вклад в боевые действия. Особенно эта тенденция была популярна у британцев.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя – танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А

О двигателе

Автомобиль ГАЗ-3307 за время выпуска комплектовали различными моделями силовых агрегатов. Такой подход позволил подобрать соответствующий двигатель к каждой модификации транспортного средства.

Производители выпускают следующие виды моторов:

  • инжекторные;
  • карбюраторные;
  • дизельные.

Примечательно, что тип двигателей менялся в зависимости от года выпуска транспортного средства. Каждый агрегат стоит рассмотреть подробнее.

Карбюраторные

Наиболее востребованным двигателем, используемым на данном транспортном средстве, является ЗМЗ-5231.10. В конструкции мотора предусмотрено 8 цилиндров и система жидкого охлаждения, предотвращающая перегрев устройства при возникновении больших нагрузок.

Основные характеристики мотора:

  • вес – 2,75 т;
  • объем – 4,67 л;
  • топливо – А-76, АИ-80.

Ключевая особенность силового агрегата – возможность совершенствования системы зажигания, которой стремятся воспользоваться многие водители. Данный тип двигателей – востребованный на грузовых автомобилях.

Инжекторные

Впервые подобные моторы были использованы в 2021 году. Устройства относят к V-образному типу. Объем совпадает с тем, который был указан в карбюраторных версиях двигателей. Максимальный вес достигает 3,275 т.

Дизельные двигатели

В первую очередь. необходимо отметить, что дизельные разновидности агрегатов многочисленны. Существует три модификации моторов на ГАЗ-3307, и у каждого свои плюсы и минусы.

Первым выпущенным двигателем стал турбированный дизельный агрегат ММЗ Д-245.7Е4. Преимущество устройства в наличии системы охлаждения. Объем составляет 4,75 л, а мощность достигает показателя в 125 л.с. Максимальный вес агрегата – 430 кг.

Вторым мотором стал ЯМЗ-5344, конструкция которого также включает 4 цилиндра. Показатель мощности лежит в пределах 134 л.с., а общий объем составляет 4,4 л. Впервые двигатель стали использовать в 2013 году. Сейчас его можно встретить на многих грузовых автомобилях.

Современная модель силовых устройств – ЯМЗ-53443. Его выпустили в 2021 году. Особенность мотора – улучшенная мощность, показатель которой достигает 146 л.с. При этом объем агрегата не изменился.

Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон

Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.

Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона

Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.

«Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.

В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.

Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов.

По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector