Гоплиты
Содержание:
- Пистолет Форт-9
- Причёски
- Копис, ксифос и махайра .
- [править] Осадное оружие
- «Грач» против «Бородавочника»: чем российские штурмовики превосходят американские
- Мужская одежда
- Средневековые рыцари в разных странах Европы
- Кольчуги
- Женская одежда
- 7 МЕСТО: Гиперболоид инженера Уицилопочтли
- Еда
- Украшения
- Внешность
- Обувь
- Копис
- Щит
- Физическая подготовка и обучение
- Фракийский тип (Thracian)
- «Зеркало Архимеда»
Пистолет Форт-9
Причёски
Вазопись, 5 в. до н. э.
Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию.
Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.
В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета, для разных случаев.
Мужские причёски
Герма, 5 в. до н. э.
Согласно Фукидиду, писавшему в 420-х годах до н. э., афиняне из числа богатых «только недавно перестали носить льняные хитоны и укреплять себе волосы на голове в кробил с помощью золотых цикад» (I, 6, 3). Далее сообщается, что ионийцы использовали эту причёску дольше, чем афиняне.
Точное устройство упомянутой Фукидидом мужской причёски «кробил» неизвестно. По мнению исследователей XIX века, это мог быть «высокий шиньон, собранный повязками на затылке или темени, или такая прическа, при которой волосы собирались на шее и стягивались повязкой либо металлическим обручем, или такая прическа, при которой две длинные косы заматывались в виде венка вокруг головы и завязывались на лбу в узел».
Некоторые современные исследователи определённо утверждают, что до персидских войн греческие мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.
В V—IV вв.до н. э. вместо длинных волос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада», возможно, из-за сходства с крылышками этого насекомого).
Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам.
Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.
У спартанцев в классический период сохранялся запрет на стрижку волос и бороды даже в период войны, поэтому на надгробных стелах афинян времен Пелопоннесской войны поверженного спартанца всегда можно отличить по длинным волосам и бороде.
Женские причёски
Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912
Свободные женщины всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела.
Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.
Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.
Рабыни, в отличие от свободных женщин, должны были коротко стричь волосы. Их подрезали примерно на уровне середины шеи, на лоб спускали чёлку.
Копис, ксифос и махайра .
Особенностью коротких, удобных в тесном строю мечей греческих воинов было то, что они не имели заостренного конца и удары были только рубящие. Колющие удары наносились копьём. Удары оружия врага парировались щитом и лишь в редких случаях мечом: оружие было слишком коротко и плохо закалено, а руки, как правило, не защищены. Тактика спартанцев была очень простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.
С VI в. до н. э. у гоплитов встречаются кописы — изогнутые мечи с длиной клинка от 50 до 70 см. Достаточно распространён у греков в те времена был меч называемый «ксифос». Это прямой короткий (около 60 см.) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием с клинком листообразной формы. Воины умели им и рубить и колоть. Считается, что ксифос происходит от бронзовых мечей позднемикенского периода.
Бронзовые мечи этого периода имели тонкий обоюдоострый клинок, длиной около 80 см, но примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче. Рукоять изготовлялась из бронзы. Ножны деревянные с накладками из меди. Как правило, ксифос использовался, когда у гоплита ломалось копье. Был распространён в основном у греков и спартанцев. Настоящие спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче, как кинжалы. В летописях отмечается, что у спартанцев мечи были настолько короткие, что стали у греков предметом для насмешек. Ксифос использовался в основном гоплитами, намного реже — македонскими фалангитами.
Позже меч ксифос распространился среди различных племен варваров на Апеннинах. Также существовал меч, который назывался «махайра». Махайра — меч изогнутой формы, заточен с внутренней стороны. Изначально махайра — меч фракийцев, возникший примерно в VII в. до н.э. и вскоре перекочевавший на юг, в Грецию, где утвердился весьма прочно в качестве одного из предпочитаемых образцов оружия, а уже от греков этот тип меча перешел к финикийцам и кельтиберам.
В отличие от греков, римские воины с успехом пользовались не только рубящим ударом, но и уколом. Они были более грамотными стратегами и понимали, что преимущество укола перед ударом несомненно очевидное. Как минимум не нужно открывать вооруженную руку и правый бок, подставляясь под удар.
Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу. Подобная тактика не могла не сказаться на оружии: короткий меч исчез, уступив длинному мечу германцев, а потом превратился в шпагу. На сегодняшний день полюбоваться изящноизогнутыми кописами, махайрами и фалькатами можно в любом достаточно уважаемом музее мировой истории.
Настоящие древнегреческие ксифосы встречаются реже. Страсть к оружию была неистребима в мужских сердцах жителей Спарты, поэтому оружие всегда уважали и хорошо к нему относились.
При написании материала были использованы различные исторические очерки и литературные произведения, предназначенные для открытого чтения. Копирование и другое использование данного материала без указания источника запрещается. Имейте совесть.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Следующие статьи:
- 13/01/2013 07:47 — Путь самурая. Интуиция – главное оружие самурая. С…
- 12/01/2013 20:52 — Бой самураев
- 12/01/2013 19:18 —
- 12/01/2013 18:17 — Сеппуку — ритуальное самоубивство. Дзюнси
- 03/01/2013 18:49 — Кинжал СС — холодное оружия фашистской Германии. К…
Предыдущие статьи:
- 18/11/2012 21:17 — Fallkniven F1 – лучший нож охотника и коллекционер…
- 30/05/2012 05:04 — бусидо кодекс чести бусидо путь самурая
- 11/05/2012 04:42 — боевой нож особенности боевого ножа боевые ножи со…
- 04/01/2012 15:46 — Дамасская сталь ножи. Дамасские ножи
- 24/02/2011 11:41 — Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурай…
Следующая страница >>
[править] Осадное оружие
- Метательное — предназначенное для метания грузов значительной массы Катапульта — любая метательная машина либо торсионный стреломёт
- Баллиста — торсионный метатель
- Онагр — чашечный торсионный метатель
- Скорпион
- Палинтон — камнемёт
- Эвтитон — стреломёт
- Оксибелес
- Хиробаллистра
- Полибол
Гелепола — греческая осадная башня
Таран-черепаха
Бурав Диада — Диад — механик Александра Македонского
Таран — для выбивания крепостных ворот
Осадная лестница — лестница, чтобы взобраться на крепостную стену
Осадная башня — башня, подкатываемая к стене
Осадный щит — большой щит для прикрытия лучников во время осад
«Грач» против «Бородавочника»: чем российские штурмовики превосходят американские
Су-25 — легендарный самолет, по ряду позиций не имеющий аналогов в мире. Несмотря на свой почтенный возраст (в прошлом году исполнилось 40 лет с момента начала летных испытаний этой машины) она не только по сию пору остается в строю, но и принимает активное участие в боевых операциях. В частности, 12 таких штурмовиков в модификации «СМ» входили в состав авиационной группы российских ВКС в Сирии. На их счету — уничтожение укрепленных пунктов боевиков в провинциях Хама, Хомс и других районах страны, нанесение точечных ударов в поддержку действий сирийских правительственных войск, ликвидация живой силы и боевой техники формирований ИГИЛ.
Мужская одежда
Дельфийский возничий в хитоне
Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.
Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его
Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.
Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.
Средневековые рыцари в разных странах Европы
В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:
- В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
- Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
- Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
- Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.
Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.
Кольчуги
Этот вид боевого снаряжения был самым популярным на протяжении многих веков в Европе. Появившись впервые у кельтских народов, кольчуга с короткими рукавами быстро распространилась по соседним странам. Уже к началу XIII века она приобрела длинные рукава, что повысило и её массу. Затем кроме нательной части добавились капюшон для защиты головы и чулки из кольчуги. Мастера изготавливали такую броню из железной проволоки, которая сгибалась в кольца. Эти кольца прочно сваривали между собой.
Самые богатые люди могли позволить себе подобное обмундирование не из железа, а из меди. Этот вид защиты прекрасно уберегал от рубящих ударов, но не был эффективен против колющего оружия, поэтому в отношении арбалетов и стрел воин был беззащитен. Но взамен этого в кольчуге присутствовали и явные преимущества: за счёт того, что металл не был сплошным, её вес был значительно меньше, чем у других типов металлического обмундирования. Металлическая кольчуга без рукавов весила всего 5 кг, а полный комплект с капюшоном и чулками – пару десятков килограммов.
Женская одежда
«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869
Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.
Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.
Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.
В дорийский хитон одевались главным образом спартанские женщины (из-за приверженности к полностью раскрытым на боках хитонам спартанок даже называли «файномерис» — «показывающими бёдра»). Афинянки же отдавали предпочтение более широкому и длинному ионийскому хитону, состоявшему из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали (носить хитоны без пояса позволялось лишь танцовщицам).
Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом. Орнамент располагали в виде каймы по нижнему краю хитона и диплодиона, а иногда покрывали им всю ткань.
Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной.
Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на 1/3, пропускали под левой рукой и завязывали или застёгивали на правом плече. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок — диплакс.
7 МЕСТО: Гиперболоид инженера Уицилопочтли
ТИП ВООРУЖЕНИЯ: Шиуакоатль
ВЕРОЯТНЫЙ
ПРОТИВНИК: Уицилопочтли
ИСТОЧНИК
РАЗВЕДДАННЫХ: Мифология ацтеков
ДАННЫЕ О ЖЕРТВАХ: Койольшауки и 400 её
братьев
АНАЛОГИ: Праща
Давида, праща Луга,
булава Шарур
ДОСЬЕ: Неведомый враг на порядок опаснее знакомого, поэтому
ацтеки уже не первую сотню лет вызывают серьёзные опасения
у генштаба. Наши войска обучены бою против врага, вооружённого
мечом, луком или ядерной боеголовкой, но что прикажете делать,
если противник орудует непонятной штуковиной под названием
«копьеметалка»?
Вот из этой |
А вот это самая |
По данным разведки, это экзотическое оружие отлично показало себя в боевой операции. Ещё до того, как родился Уицилопочтли,
коварная колдунья Койольшауки повела против его матери четыре
сотни воинов. Находчивый бог принял единственно верное решение:
родиться сразу в боевом облачении. Отсюда делаем вывод: тактикой
засад и фактором внезапности ацтекские боги владеют отлично.
Успешно обезглавив Койольшауки копьеметалкой, Уицилопочтли сделал из её головы Луну, а сам принялся следить
за тем,
чтобы не наступил конец света. Здесь кроется
главная опасность: если Уицилопочтли не будет получать человеческих жертв, Солнце продержится
на небе всего пятьдесят два года. Какой простор
для боевого шантажа!
Впрочем, сюрпризы хитроумных индейцев
на этом не заканчиваются. Треть наших разведчиков сдалась на попытке выговорить имя
копьеметалки — Шиуакоатль. Вторая треть
сошла с ума при попытке понять её принцип
действия. Но даже оставшиеся герои дружно
подали в отставку, узнав, что Шиуакоатль — это ещё
и божественный огненный змей с пастью и хвостом,
а
заодно — луч Солнца. Паникёров можно понять:
если ацтеки используют живое лазерное оружие,
шансы на победу стремительно тают.
ПОЧЕМУ 7 МЕСТО: Метательный луч, который и сам
представляет собой отдельное божество, — это
серьёзная заявка на победу. К счастью, умеет
он
не слишком много, а нападение ацтеков штаб
считает маловероятным.
Еда
Традиционная кухня Греции типична для Средиземноморья. В рационе греков много мяса, овощей, зелени, разнообразных приправ. Мясные и рыбные блюда готовят с добавлением орегано, базилика, чабреца, лука, укропа, мяты. Широко применяется гвоздика, мускатный орех, корица. Оливки являются визитной карточкой Греции. Их кладут практически во все блюда. Также любимым продуктов считается сыр. Существует множество сортов сыра, его могут подавать даже вместо десерта на свадьбах. Популярные блюда Греции:
- Греческий салат. Эта блюдо известно на весь мир. Его делают из крупно порезанных томатов, огурцов, с добавлением маслин, феты, лука.
- Тарамасалата. Распространенная закуска, по внешнему виду напоминающая паштет. Готовится из копченой икры трески, смеси оливкового масла, чеснока, лимонного сока.
- Дзадзики. Всемирно известный соус ко вторым блюдам из йогурта, тертых огурцов, чеснока.
- Фасолада. Традиционный суп на основе фасоли с добавлением томатов, сладкого перца, сельдерея, моркови.
- Метакса. Знаменитый греческий крепкий алкогольный напиток. Представляет собой смесь из виноградного вина и бренди.
Украшения
Золотые украшения в Афинском музее
Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).
Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.
Популярным украшением были также серьги. Известно было не менее 17 различных типов серег, и мода на них довольно часто менялась, но самыми распространёнными обычно были серьги, состоявшие из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.
Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.
Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.
В моде были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.
Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.
Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные
маски, закрывавшие лицо покойного.
Мужчины в классический период не носили никаких украшений, кроме колец на пальцах. У Ксенофонта шпиона-лидийца опознали по проколотым мочкам ушей (Анабасис).
Внешность
Греки очень привлекательная нация, но, как ни странно, внешность у представителей мужской и женской половины населения немного отличается. На взгляд многих европейцев, природа более щедро наградила мужчин. Они обладают высоким ростом, спортивной фигурой. Лицо европеоидного типа, с высоким лбом, четко очерченными скулами. Глаза у большинства греков светлые: серые, голубые, зеленые. Встречается ярко-синий цвет радужной оболочки, что в сочетании с темными волосами смотрится просто потрясающе. Матовая кожа оливкового цвета делает из них неотразимых мачо. У многих нос с горбинкой, что является следствием примеси арабской крови. Многие греческие мужчины в возрасте сохраняют подтянутый вид и выглядят очень презентабельно.
Что касается представительниц прекрасной половины, то их внешность описывают немного по-другому. Девушки невысокого роста, приземистые, коренастые. Многие страдают лишним весом. Они имеют темные густые волосы и светлые глаза, но при этом проблемную кожу. Гречанки используют максимум косметики, чтобы замаскировать недостатки на лице. Еще одна особенность — любовь к бижутерии, разнообразным ожерельям, браслетам и т.п. Греческие женщины не комплексуют из-за своей недостаточно хрупкой фигуры, как европейки или россиянки. Они всегда пребывают в хорошем настроении и много улыбаются.
Обувь
В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.
Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.
Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас
Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле
Копис
Древняя Греция греч. κοπίς,-ίδος; лат. kopis Изогнутый вперед меч с односторонней заточкой лезвия. Клинок однолезвийный, вытянутый в сторону острия, с клинком узким около эфеса и расширяющимся около острия с односторонней заточкой на вогнутой стороне. Ширина клинка кописа расширяется по направлению к острию. Рукоятка оканчивается загнутым к клинку крючком, который предотвращает выпадение оружия из руки при сильном ударе. Гарда практически отсутствует. Но от пятки клинка может отходить крючок, подобный тому, которым оканчивается рукоятка, для защиты пальцев и предохранения руки от соскальзывание на лезвие. Эти два крючка могут быть соединены цепочкой или пластиной. Ранние экземпляры имели клинок длиной до 65 см, более поздние македонские экземпляры были короче и имели клинки около 48 см. Хотя κόπτω по-гречески и означает «рубить, отсекать». Есть альтернативная версия происхождения от древнеегипетского термина «khopesh» для обозначения рубяще-режущего меча Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, забоя животных, либо для принесения их в жертву, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян со схожей формой, с односторонней заточкой, рассчитанный на рубяще-колющие удары, и рекомендовал использовать его (не отличая его от махайры) для кавалерии. Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии. Копис как меч заимствован греками, видимо, от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает о таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.). Некоторые ученые заявляли об этрусском происхождении кописа, ввиду того что подобные мечи появились уже в VII в. до н.э. в Этрурии. Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. Иногда тыльная часть клинка прямая. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии, куда его, вероятно, занесли купцы и наемники в примерно VI—V в. до н. э. Римские солдаты заимствовали иберийский копис после войны с Ганнибалом, и приняли его на вооружение под названием махейра испана — «machaera Hispana», то есть испанской саблей, и только в XIX в. «испанский меч» получил название фальката (falcata) с легкой руки одного из переводчиков с латинского, который неправильно применил слово falcatus, то есть в переводе с латинского «изогнутый как серп».
Категории: Клинковое оружие, Метки: Древняя Греция, клинковое оружие, копис, меч, фальката
Щит
Доспехи древнерусского воина были легкими, это обеспечивало высокую маневренность, но при этом снижало степень защиты. Большие, в рост человека использовались славянскими народами издревле. Они прикрывали голову воина, поэтому в верхней части имели отверстие для глаз. С X века щиты изготавливают круглой формы, их обивают железом, обтягивают кожей и украшают различной родовой символикой. По свидетельствам византийских историков русские создавали стену из щитов, которые плотно смыкали друг с другом, и выставляли вперед копья. Такая тактика не давала возможности передовым частям врага прорваться в тыл русских войск. Через 100 лет форма адаптируется под новый род войск – конница. Щиты становятся миндалевидной формы, имеют два крепления, предназначенные для удерживания в бою и на марше. С данным видом снаряжения древнерусские воины ходили в походы и вставали на защиту собственных земель до изобретения огнестрельного оружия. Множество традиций и легенд связано со щитами. Некоторые из них до сегодняшнего дня являются «крылатыми». Павших и раненых воинов привозили домой на щитах, при бегстве отступающие полки бросали их под ноги коней преследователей. На ворота побежденного Царьграда князь Олег вешает именно щит.
Физическая подготовка и обучение
Как известно, греческие гоплиты – это ополченцы, которые с трудом могли держать строй во время движения, а уж о навыках рукопашного боя не было и речи. Конечно, можно предположить, что свободные граждане занимались какими-то физическими упражнениями, однако работать постоянно над усовершенствованием своего тела, особенно по достижении более зрелого возраста, да еще и крестьянам, не было ни возможности, ни сил.
Другое дело спартанцы. С самого детства каждого их них обучали искусству войны. Они знали, как правильно воевать, и справедливо гордились этим. Спартанские гоплиты не только умели безукоризненно держать строй, в чем им помогали флейтисты, но и грамотно вели рукопашный бой. Они были чуть ли не самыми лучшими воинами Древнего мира.
Фракийский тип (Thracian)
Шлем фракийского типа
Фракийский шлем имеет вытянутый вверх кумпол. Наносник обычно отсутствует, плоские нащечники имеют фигурные очертания или отсутствуют. Характерный металлический гребень, наложенный поверх сферы.
Во II в. до н. э., ко времени римского завоевания Древней Греции, фракийский шлем стал самым распространенным в греческих армиях. Гребень становится совсем небольшим по высоте, зато появляется козырек. Был сделан выбор в пользу удобства, хороший обзор и маневренность защищали лучше сплошной брони, особенно от тяжелых мечей и железных пик. В таких шлемах в римское время сражались гладиаторы из фракийцев, что дало название шлему.
Переход на железные доспехи заставил отказаться от универсальных фракийских шлемов.
«Зеркало Архимеда»
Снова Архимед, и снова супероружие от гениального учёного. На этот раз он предложил использовать одно большое либо несколько небольших зеркал, объединённых в одну систему, которые могли фокусировать солнечный свет на кораблях и поджигать их.
В наше время историки скептически относятся к существованию этого супероружия. В 2005 году из Массачусетского технологического института смогли поджечь трёхметровую копию римской лодки из дуба. Но в эксперименте использовали современные стеклянные зеркала, тогда как самым лучшим материалом для отражения света во времена Архимеда была только полированная бронза.
Недостатком было то, что для поджигания судна требовалась безоблачная погода. Но даже при этом одного лишь использования в бою «Зеркала Архимеда» с возгоранием пары лодок было бы достаточно, чтобы нагнать ужас на римских воинов.