Всеобщая история
Содержание:
- Культура, наука и искусство Древней Индии
- Зарождение индийской государственности в древности
- Ссылки
- Контур
- Колонизация Индии Европой и борьба европейцев за власть в регионе
- История изменений:
- Предыстория
- Примечания
- Индия под властью английских колонизаторов
- Наследник Бабура
- Средневековая Индия: период раздоров и междоусобиц
- Как ему удалось так разбогатеть
- 1976 год
- Титулы правящей династии
- Разделение индийского общества на касты
- Основатель Бабур
- Правление Акбара
Культура, наука и искусство Древней Индии
Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).
Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.
Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.
Немалыми были достижения индийцев и в научной области:
- Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
- Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
- Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
- Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).
Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.
Зарождение индийской государственности в древности
Древнеиндийская медицина достигла небывалых высот для своего времени
Индия считается одной из древнейших стран, в которой впервые на Земле возникла цивилизация. Хотя современное состояние государства не отличается высокими показателями экономики, многие индийцы до сих пор гордятся своими предками, которые были хорошо развиты еще до начала нашей эры. Археологи отслеживают развитие местной цивилизации с III тысячелетия до н. э., когда возникла культура Хараппа и Мохенджо-Даро. В середине II тысячелетия до н. э. на эти территории пришли арийские племена. До сих пор многие учёные не могут прийти к единому мнению, принесли ли арии свою высокую культуру на территорию Индии, или эти племена смогли развиться благодаря знаниям древних индийцев.
С I тысячелетия н. э. возникают различные источники, которые свидетельствуют о том, что страна имела высокий уровень развития:
- Священные тексты, такие как Веды, упанишады, араньяки;
- Эпосы Рамаяна и Махабхарата;
- Своды законов Ману и Артхашастра.
Уже в то время территория Индии была разделена на многочисленные княжества, имеющие в своей основе традиции вождества (популярные у ариев). В I тысячелетии до н. э. оформилась уникальная индийская кастовая система, главной целью которой было поделить людей на классы. Вероятнее всего, это было придумано завоевателями-ариями (не путать с арийцами), которые таким образом хотели выделить себя. Индийское общество разделилось на 4 варны, каждая из которых делилась на множество каст:
- Высшая каста – Брахманы. Это сословие жрецов (считается самым высоким). Возможно, что это предки жрецов-ариев, хотя, скорее всего, это элита древних индийцев, которая являлась носителем знаний, необходимых завоевателям;
- Вторая по значимости каста – кшатрии-воины. Это точно потомки ариев, так как именно из их среды были все правители и воины княжеств;
- Третья каста – вайшьи или свободные торговцы и крестьяне-общинники. Их главной задачей является торговля и накопление материальных благ;
- Шудры – самая низшая из каст или слуги. Это простые рабочие и безземельные (или малоземельные) крестьяне. Их задача – служить высшим кастам, чаще всего бесплатно.
В V-IV веках до н. э. в Индии начал распространяться буддизм, причем в государстве Ашоки (273-236 годы до н. э.) он смог стать государственной религией. Дальнейшее развитие княжеств происходило следующим образом:
- Долина реки Инд была захвачена Ираном, который управлял этими землями в V – начале IV века;
- В IV веке до н. э. всю долину реки Ганг захватило царство Махадха;
- В IV веке до н. э. часть Индии была захвачена войсками Александра Македонского, но он не сумел преодолеть сопротивление северных индийских княжеств.
В начале IV века н. э. появляется империя Гуптов, которая сформировалась в результате слияния нескольких сильнейших кланов и их завоеваний. До VI века это государство считалось одним из самых могущественных в мире. К этому времени завершено формирование каст – сословных групп и профессий, которые передаются по наследству. Они отличались следующими признаками:
- Районом проживания;
- Видом деятельности;
- Верой в одного пращура, который часто представлял собой мифическое существо.
Ссылки
Контур
Заседание Княжеской палаты 1941 г.
В принципе, княжеские государства обладали внутренней автономией, в то время как по договору британская корона имела сюзеренитет и отвечала за внешние дела государств. На практике, в то время как государства были действительно правили царьком с различными названиями, такими как Махараджа , Радж , Низы , Raje , Deshmukh , наваб , Мирза , Baig , Чхатрапатьте , Хан , Тхакур Sahab, Darbar Сахеб или специально Jam для Jadeja / Самма, британцы по-прежнему имели значительное влияние.
К моменту отъезда британцев в 1947 году только четыре из крупнейших штатов все еще имели своих британских резидентов , дипломатический титул для советников, присутствующих в столицах штатов , в то время как большинство остальных было сгруппировано в агентства, такие как Центральная Индия Агентство , в Агентстве Декана государств , а также агентства Rajputana .
С 1920 года государства были представлены в Княжеской палате , заседавшей в Нью-Дели .
Самые важные государства были причислены к штатам салюта , правители которых имели право на определенное количество салютных орудий.
В соответствии с Актом о независимости Индии 1947 года британцы отказались от своего сюзеренитета над государствами и предоставили каждому из них свободу выбора, присоединяться ли к одной из новых независимых стран Индии и Пакистана или оставаться за их пределами. В течение короткого времени некоторые из правителей изучали возможность создания федерации штатов отдельно от того и другого, но это ни к чему не привело. Затем большинство штатов решили присоединиться к Индии или Пакистану, такие как Джунагад (1947–1948), Хайдарабад 18 сентября 1948 года, Биласпур 12 октября 1948 года и Бхопал 1 мая 1949 года. Траванкоре также решил остаться независимой страной. .
В Джамму и Кашмире , штате с мусульманским большинством, но индуистским правителем, Махараджа надеялся остаться независимым, но 27 октября 1947 года присоединился к Индии в начале вторжения Пакистана в Джамму и Кашмир, что привело к индо-пакистанской войне. 1947 .
31 марта 1948 года Калат присоединился к Пакистану, хотя брат хана возглавил восстание против этого решения.
Колонизация Индии Европой и борьба европейцев за власть в регионе
Англичане посодействовали развалу империи Великих Моголов
Первыми европейцами, которые проникли в Индию для установления серьёзных торговых отношений, были португальцы. Это случилось в 1498 году во время плавания Васко да Гамы. Тогда он установил торговые и дипломатические отношения с правителем города Каликута. В 1502 году было совершено повторное плавание великого мореплавателя, во время которого его роль изменилась – он стал завоевателем:
- Был разорён и захвачен Каликут;
- На Малабарском берегу построили несколько военно-торговых баз;
- В 1524 году Васко да Гама стал вице-королём Индии.
В 1600 году купцы из Лондона основали Ост-Индскую компанию, которая получила от короны эксклюзивные права на торговлю с Индией. В 1602 году была основана голландская Ост-Индская компания, а в 1664 – французская. После этого Англия и Франция начали борьбу за Индию. С 1740 по 1763 годы англичане и французы сражались в Индии за своё господство. Каждая сторона старалась привлечь на свою сторону как можно больше союзников из местных князей. Англия смогла победить в этом противостоянии, хотя вплоть до XIX века французы поддерживали индийских правителей, которые пытались бороться против английских колонизаторов.
К концу XVIII века Ост-Индская компания превратилась из торгового предприятия в политико-управленческую организацию. Этому способствовал захват Бенгалии. В 1858 году компания, которая с 1833 года действовала в качестве управляющего агента правительства, была окончательно ликвидирована.
История изменений:
Предыстория
В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 года гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI века распалось.
В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.
В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане во главе с правителем Газневидского государства — Махмудом Газневи. В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети.
Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в — гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 году остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами.
Примечания
- The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
- , с. 216.
- ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
- , с. 213.
- ↑ Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
- История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.
Индия под властью английских колонизаторов
Англичане жёстко подавляли все индийские восстания
Англичане пришли к власти в Индии и провели некоторые реформы, затормозившие развитие экономики:
- Колониальная администрация ввела систему поборов;
- Система заминдари была адаптирована под потребности англичан и в дальнейшем стала одним из основных источников их доходов;
- Европейцы строили свой управленческий аппарат, совершенно не считаясь с традиционной функцией правителей Индии;
- Захватчики не смогли наладить нормальную работу систем ирригации;
- Местный рынок был заполнен некачественными европейскими товарами, которые местное население было вынуждено покупать.
Новая власть пришлась не по нраву и богатым феодалам, так как продолжилась политика объединения индийских земель. Это значило, что земли умершего феодала, не имеющего наследников, переходят Ост-Индской компании. Все эти причины спровоцировали восстание сипаев в 1857-1859 годах, в котором участвовали солдаты, горожане, знать и крестьяне.
Наследник Бабура
Историки считают, что первого Великого Могола нельзя считать полноценным основателем империи. Он, заложивший ее основы, не успел создать государство, о котором мечтал. К сожалению, и его наследнику это не удалось.
В истории империи существовало более пятнадцати правителей. Многие из них вошли в историю как блистательные руководители и военные стратеги, однако существовали и те, которые лишь по праву крови, а не по деяниям носили титул Великого Могола. К таким некоторые историки относят и сына Бабура – Хумаюна.
Он пришел к власти сразу после смерти отца и правил страной около двадцати шести лет. Однако ему не удалось укрепить государство, хотя у Хумаюна был немалый опыт управления землями. Ведь во время правления отца он уже был назначен наместником Великих Моголов в провинциях.
Отличаясь добрым нравом и милосердием, он отдал часть своих полномочий своим братьями, тем самым решив судьбу своей империи. Дело в том, что видя слабость власти, афганские правители сеяли раздор среди провинций и активно вмешивались в политические дела государства.
В итоге это привело к военным конфликтам, которые продолжались на протяжении всей жизни Хумаюна. Ему то удавалось одержать победу, то вновь терпеть поражения. Однако при всем своем стремлении удержать власть ему это не удалось. В Индию вторглись афганские захватчики и оттеснили Хумаюна. Долгие пятнадцать лет империей правили Суриды.
Средневековая Индия: период раздоров и междоусобиц
В Средние века Индия не имела на своей территории сильного государства, объединяющего большую часть территории. Под властью того или иного правителя собирались народы, образуя небольшие многочисленные государства. Однако их вражда не позволяла создать мощную империю. Раджи и махараджи, управляющие своими государствами, стремились к захвату новых территорий и не были готовы к диалогу.
В пятом веке на территорию современной Индии стали вторгаться иноземные захватчики. Несмотря на слабость большинства правителей иностранцам так и не удалось закрепиться на индийских землях. Хотя данные попытки продолжались на протяжении столетия.
В шестом и седьмом веках делались попытки объединить несколько народов под властью одного правителя. Однако подобные государства существовали только до смерти своего создателя, затем они распадались в результате борьбы наследников за власть.
В одиннадцатом веке ситуацией междоусобиц воспользовались мусульмане. Они смогли проникнуть на территорию Индии и захватить большое количество земель. Через два столетия большая часть полуострова была захвачена мусульманскими войсками. Таким образом образовался Делийский султанат со столицей в городе Дели.
Новое государство практически полностью уничтожило все памятники культуры индийской цивилизации. Храмы и святыни были разрушены, а на их месте строились мечети и другие религиозные сооружения.
Власть мусульман была настолько сильна, что их армия сумела оказать достойное сопротивление монголам в тринадцатом веке. Однако через столетие устои государства смог поколебать Тамерлан, это привело к ослаблению султаната. Он потерял часть своих территорий и к первой четверти шестнадцатого века стал основой для появления новой сильной империи, созданной Великими Моголами в Индии.
Как ему удалось так разбогатеть
Осман Али Хан, титулованный британцами как Его Высочайшее Величество, был единственным индийским принцем, удостоенным подобного звания. Он правил туземным княжеством Хайдарабад, на тот момент занимавшим территорию площадью 223 000 квадратный километров (нынешняя площадь Великобритании). Его владения простирались до сегодняшних штатов Андхра Прадеш, Карнатака и Махараштра. Личные земли низама составляли примерно треть этой территории.
В 1936 году британский резидент Дункан Макензи (резидентами тогда называли дипломатических агентов, находившихся в постоянной миссии при иностранном дворе) провел оценку состояния низама. По его заключению годовой доход правителя составлял 19,5 % от валового дохода и 27,3 % чистого дохода княжества.
Помимо этих источников, низам получал таможенный налог города Хайдарабад и прилегающих к нему торговых путей, а также мог пользоваться деньгами из фонда княжества. С точки зрения тогдашнего правительства Дели, ни один правитель в истории не владел таким обширным состоянием, а его личные богатства вообще не поддавались подсчетам.
1976 год
Титулы правящей династии
Известно, что империя Великих Моголов обладала несметными богатствами. Ее правители строили необычайные по красоте сооружения, а внутреннее убранство дворцов не имело в мире равных себе по роскоши. Вполне закономерно, что и титулов у представителей правящей династии было несколько. Все они создавали некий витиеватый образ, придающий правителю величавость и символизирующий его особый статус.
Самый первый и значимый титул, принятый еще Бабуром, звучит как падишах Великих Моголов (в сканвордах на эту темучасто задаются вопросы). Именно так европейцы говорят о правителях империи, однако оригинальный вариант титула звучит немного иначе – Падшах-и-Гази. Если сделать перевод, то можно сказать, что представители правящей династии именовали себя следующим образом – государь, повелитель царей и воин ислама. Однако это далеко не полный титул Великих Моголов.
К уже известному Падшах-и-Гази добавлялся витиеватый набор слов «Шаханшах-и-Султанат-уль-Хиндия-ва-л-Мугхалия». На Западе существовало несколько вариантов его перевода. Но чаще всего данный титул звучал как «царь царей Монгольской Индии».
Кроме уже перечисленных титулований каждый правитель добавлял и свои, характеризующие его с лучшей стороны. Среди них наиболее известны следующие:
- ас-Султан аль-Азам – великий султан;
- аль-Хакан аль-Мукаррам – почитаемый каган;
- Амир аль-муминин – повелитель правоверных;
- Зиллуллах – тень Аллаха;
- Абуль-Фатх – отец побед;
- Джалал ад-дин – величие веры;
- Абуль Музаффар – победоносный;
- Малик-уль-Султанат – король королей.
Это далеко не полный список титулов правителей империи. Падишах Великих Моголов (сканворды нередко ставят в тупик подобными вопросами даже признанных знатоков истории) носил несколько титулов одновременно. Порой они занимали две, а то и три строки в документе.
Разделение индийского общества на касты
Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:
Первая каста — брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником
Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников
Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.
Третья каста — вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положение между высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.
Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.
Это интересно!
Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.
Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.
Словарь
1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.
2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.
3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.
Основатель Бабур
Основная статья: Бабур
Бабур
Основатель государства Бабуридов (1526) в Индии — Захиреддин Мухаммед Бабур (14 февраля 1483 г. — 26 декабря 1530 г.). Бабур был потомком Тамерлана из рода Барлас. Правил в городе Андижане (совр. Узбекистан), и был вынужден бежать от враждующих кочевых дешти-кипчакских узбеков вначале в Афганистан (Герат), а затем пошёл с походом в Северную Индию. Сын Бабура, Хумаюн (правил в 1530—1556 гг.), унаследовал от отца государство в Индии, простиравшееся от Ганга до Амударьи, но не удержал его, и более 15 лет власть над Индией принадлежала афганской династии Суридов.
Правление Акбара
Основная статья: Акбар
Акбар
Собственно основателем империи Великих Моголов является сын Хумаюна — Акбар (1556—1605). Правление Акбара (49 лет) было посвящено объединению и умиротворению государства. Независимые мусульманские государства он превратил в провинции своей империи, индусских раджей сделал своими вассалами, частью путём союзов, частью силой.
Назначение министров, наместников и других чиновников из индусов снискало расположение и преданность индусского населения новому монарху. Был уничтожен ненавистный налог на немусульман.
Акбар перевел на персидский язык священные книги и эпические поэмы индусов, интересовался их религией и уважал их законы, хотя запретил некоторые бесчеловечные обычаи. Последние годы его жизни были омрачены семейными неурядицами и поведением старшего его сына, Селима, мстительного и жестокого, восставшего против отца.
Акбар был одним из самых видных мусульманских правителей Индии. Отличаясь большим военным талантом (не проиграл ни одного сражения), он не любил войны и предпочитал мирные занятия.
Проникнутый широкой веротерпимостью, Акбар не только допускал свободное обсуждение догматов ислама, но и ввёл в качестве государственной новую синкретичную религиозную доктрину Дин-и илахи («божественную веру») — смесь верований и обрядов ислама, индуизма, парсизма, джайнизма и христианства. Главой новой религии признавался сам Акбар, в руках которого сосредоточилась светская и религиозная власть. Акбар надеялся, что созданная им религия установит согласие между подданными в сфере религии.