«цветочная» эволюция: как россия модернизирует свою артиллерию

Литература

Аз-Завахири Шрёдингера

Последнее послание Аймана аз-Завахири было опубликовано в годовщину терактов 11 сентября — да и оно было записано, скорее всего, сильно заранее.

Arab News ссылается на информаторов как в спецслужбах, так и самой «Аль-Каиде» — все сходятся на том, что аз-Завахири скончался, но точные дата и место смерти, равно как и причина кончины (кроме того, что она естественная) доподлинно не известны. «Естественная причина» в зависимости от источника варьируется от рака до острой астмы. Впрочем, исчезновение аз-Завахири можно объяснить иначе.

Ведение огня

Операции заряжания орудия осуществляются со специального пульта, подача снарядов производится при помощи штатной одноосной ручной тележки. При наведении пушки применяют механические и электрогидравлические приводы. Скорострельность артиллерийского комплекса «Пион» составляет полтора выстрела в минуту. В установке предусмотрены следующие режимы ведения огня: 8 выстрелов за 5 минут; 15 выстрелов за 10 минут; 24 выстрела за 20 минут; 30 выстрелов за 30 минут и 40 выстрелов в течение часа. На стволе в его верхней и нижней частях находятся гидропневматические противооткатные механизмы. Длина отката орудия составляет примерно 1400 мм. Учитывая огромную мощность установки, инженеры предусмотрели специальные направляющие, которые расположены в кормовой части кузова. Они устанавливаются непосредственно перед ведением огня на землю, играют роль вспомогательных опор. Кроме того, для погашения весьма ощутимой силы отдачи в кормовой части кузова установлен сошник бульдозерного типа. Он управляется при помощи гидропривода. Во время ведения огня сошник углубляется в почву на глубину до 700 мм, тем самым обеспечивая самоходной установке отличную устойчивость. Помимо этого, для поглощения силы отката конструкторы предусмотрели систему блокировки гидроамортизаторных узлов подвески главных катков гусеничного шасси, а также опускающиеся направляющие колеса.

Благодаря использованию весьма эффективных противооткатных механизмов ведение огня из орудия может осуществляться в широком диапазоне угла наводки. Так, угол горизонтального сведения составляет 30 градусов, а в вертикальной плоскости — в диапазоне от 0 до 60 градусов.

В том случае, когда ведение огня происходит с грунта, расчет может использовать двухколесную тележку, на которую заряды и снаряды укладываются на специальные съемные носилки. Боекомплект артиллерийской установки «Пион» составляет 40 снарядов раздельного заряжания. Четыре из них хранятся в кормовом отсеке и предоставляют собой неприкосновенный запас, а остальные транспортируются на специальном автотранспорте и выкладываются на грунт при подготовке САУ к стрельбе.

Снаряды

Большая дальность стрельбы делает рациональной систему раздельного заряжания. В этом случае не используется гильза. Сначала в ствол с помощью гидравлической системы загружается снаряд массой около 100 кг. Затем загружается пороховой заряд в полотняных мешках. Запал обеспечивается одноразовой капсюльной трубкой, которая выбрасывается после каждого выстрела при движении затвора на повторный заряд.

Основным типом является осколочно-фугасный заряд 3ВОФ34 массой 110 кг. Дальность стрельбы – 37 км. Он же есть в активно-реактивном варианте с увеличенной дальностью до 47 км, что является максимальным значением для данного орудия.

Создание орудия

В то же время инженеры завода «Баррикады» под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева разрабатывали артиллерийскую часть установки САУ «Пион». Волгоградцы спроектировали боевую часть по классической схеме, однако с рядом особенностей. Например, интересным решением стал разборной ствол (классической считается моноблочная конструкция). Он состоял из казенника, сводной трубы, муфты, втулки и кожуха. Автором данной конструкции является инженер Обуховского завода А. А. Колокольцев, который разработал ее в семидесятых годах позапрошлого века. Выбор именно такого решения объясняется тем, что артиллерийская боевая техника повышенной мощности (каковой и является «Пион») подвержена весьма быстрому износу нарезной части ствола при стрельбе. В результате моноблоки, которые пришли в негодность, следует направлять для замены на завод, что требует существенных затрат времени. Все это приводит к выводу из строя данной установки на длительное время. Разборные же стволы также подвержены быстрому износу, однако процесс замены вполне осуществим в условиях артиллерийской мастерской, находящейся в прифронтовой зоне, он не требует специфического оборудования и относительно прост.

Конструкция установки


Схема конструкции САУ «Пион»

Конструкция САУ «Пион» спроектирована по безбашенной схеме. Установка состоит из механизированного орудия в задней части машины и основного корпуса. Последний состоит из четырех отделений, в которых размещается экипаж во время марша.

Отделение управления находится спереди, в нем размещается командир, механик-водитель и еще один боец. Далее следует моторный отсек с двигателем, за ним отделение расчета с боекомплектом и местами на четырех человек, включая наводчика. В задней части расположено орудие и сошник.

Еще в процессе разработки предлагались различные варианты шасси на базе тягача МТ-Т и танка Т-10. Однако имевшиеся образцы не подошли для артиллерийской стрельбы, вследствие чего была разработана собственная установка. Ключевое условие ее конструкции — максимальная унификация с узлами и комплектующими, имевшихся на вооружении танков.

Броневой корпус

Корпус САУ «Пион» выполнен из внешней и внутренней брони толщиной в 13 мм и 8 мм соответственно. Благодаря такой защите, расчет внутри машины защищен от пуль и мелких осколков. Также учтена вероятность применения оружия массового поражения — корпус снижает действие проникающей радиации в три раза.

Вооружение самоходного миномета


Ведение огня из установки «Пион»

Вооружение артиллерийской установки имеет следующие особенности:

  • пушка калибром 203 мм имеет скорострельность 1,5 выстрела в минуту, у модифицированной версии — 2,5;
  • ствол орудия разборный, представляет собой свободную трубу, соединенную с казенной частью, в которой расположен поршневой затвор;
  • вместе с противооткатными устройствами ствол находится в люльке качающейся части, закрепленной на верхнем станке;
  • противооткатные устройства включают гидравлический тормоз и два симметрично расположенных пневматических накатника;
  • наведение обеспечивается как гидравлическими приводами от станции управления САУ, так и механизмами на ручном приводе;
  • для ускорения перезарядки предусмотрен механизм, подающий боеприпасы на уровень заряжания, и обеспечивающий их досылку в камору орудия;
  • имеется откидная экскаваторная плита, зарываемая в грунт и обеспечивающая устойчивость при стрельбе.

Длина отката при стрельбе составляет 1400 мм. Подъемно-поворотный механизм обеспечивает секторный обстрел в диапазоне 0-60 градусов по вертикали и от -15 до +15 градусов по горизонтали. Собственный перевозимый комплект — 4 боеприпаса, у 2С7М — 8. В транспортной машине перевозится до 40 боеприпасов. Помимо пушки, имеется пулемет калибром 12,7 мм с боезапасом в 300 патронов.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель САУ «Пион» В-46-1 V-образной формы, двенадцатицилиндровый четырехтактный, работает на дизельном топливе. Охлаждение жидкостное, мощность до 780 л. с. Разрабатывался на базе силовых установок Т-72 В-46, отличительная особенность — измененное положение вала отбора мощности.

В модернизированной артиллерийской установке двигатель был заменен на многотопливный В-84Б с мощностью 840 л. с. Он имеет механическую трансмиссию с семью передними и одной задней передачей, гидравлическое управление и планетарный механизм поворота.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью обеспечивается семью призменными перископическими приборами ТНПО-160. Еще два таких установлено в крышках люков отделения расчета. При необходимости часть из них заменяется на приборы ночного видения ТВНЕ-4Б.

Наведение орудия обеспечивается панорамным прицелом ПГ-1М, позволяющим вести артиллерийский огонь с закрытых позиций. Для стрельбы по наблюдаемым позициям, включая прямую наводку, используется ОП4М-99А.

Ходовая часть гаубицы

Ходовая часть САУ 2С7 «Пион» сконструирована на базе танка Т-80. Состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных катков, а также шести пар одинарных поддерживающих. Направляющие колеса находятся в задней части машины, ведущие — в передней. Подвеска индивидуальная торсионная, имеет гидравлические амортизаторы.

В боевом положении направляющие колеса опускаются на грунт, что обеспечивает лучшую устойчивость при стрельбе. Регулирование осуществляется двумя гидроцилиндрами, расположенными по осям.

Специальное оборудование

К специальному оборудованию САУ Пион относятся:

  • сошник в задней части, обеспечивающий устойчивость при стрельбе;
  • дизельный генератор 9Р4-6У2 мощностью 24 л. с.

Регулировка сошника обеспечивается двумя гидравлическими домкратами. Дизельный генератор предназначен для работы с гидравликой машины, когда она находится на стоянке.

Примечания

БС-3 – первая во многих смыслах

Ядерное вооружение и защита

Артиллерийская самоходка «Пион» способна принимать участие в вооруженных конфликтах с использованием ядерного оружия. Для этого САУ имеет фильтровентиляционную установку, автоматическую противопожарную систему, систему герметизации обитаемых отсеков, способную защитить экипаж и расчет от действия ядерного, бактериологического и химического оружия. Помимо этого, она оснащена аппаратурой для внутренней телефонной связи, радиостанцией и прибором ночного видения. Для нанесения атомного удара противнику САУ «Пион» может использовать специальный боеприпас с ядерным зарядом. Использование таких снарядов представляется возможным только при наличии соответствующего приказа вышестоящего командования. В таком случае боеприпасы к огневой позиции доставляются со специальных складских помещений в составе охраняемого конвоя. Ядерный снаряд предназначен для уничтожения особо крупных объектов инфраструктуры, промышленных объектов, скоплений неприятельских войск и др. Минимальная дальность стрельбы такими боеприпасами составляет 18 км, а максимальная — 30 км.

Силовой агрегат и шасси САУ

Самая мощная самоходная артиллерийская установка в мире оснащена двенадцатицилиндровым V-образным дизельным силовым агрегатом В-46-1, оснащенным системой турбонаддува. Мощность двигателя составляет 750 л. с. Использование данного силового агрегата позволило 46-тонной самоходке разгоняться до скорости 50 км/ч. Кроме того, для обеспечения автономной работы комплекса в моторно-трансмиссионном отсеке установлен дополнительный дизельный генератор мощностью 24 л. с. С целью повышения унификации механическая трансмиссия с коническим редуктором и бортовыми коробками передач была заимствована у Т-72. Так, самоходная установка имеет механическую планетарную силовую передачу с восемью скоростями и одноступенчатые бортовые с понижающими редукторами.

В ходовой части с обеих сторон кузова установлено по семь опорных катков с подвеской торсионного типа, оснащенной индивидуальными блокирующими гидроамортизаторами. Многие узлы шасси заимствованы у Т-80. По сути, ходовая часть САУ «Пион» являет собой модернизированный вариант шасси танка Т-80, даже ведущие колеса имеют переднее расположение.

Основные ТТХ

Какими авиакомпаниями эксплуатируется «Суперджет»?

Остались вопросы по отсрочке от армии?

История разработки самоходной артиллерийской установки «Пион»

Выставочная артиллерийская установка «Пион»

История создания самоходной артиллерии «Пион» связана с развитием ядерных вооружений. К 1960-м годам стало ясно, что глобальный конфликт с применением ядерных бомб маловероятен. Такая война практически гарантированно уничтожила бы всех ее участников.

С учетом данного аспекта акцент в вооружениях противоборствующих держав переместился в сторону тактического оружия. Такие ядерные заряды должны были поражать исключительно военные объекты и инфраструктуру противника, исключая потери среди мирного населения.

В данном контексте перед артиллерией созрела новая задача — поражение средств доставки тактических ядерных вооружений противника. Сохранялась также необходимость уничтожения укрепленных позиций и стационарного вооружения.

Основным требованием, выдвинутым военными к новым САУ, стало поражение целей на расстоянии от 25 км. В 1969 году конструкторы Кировского завода предложили для этого 203-миллиметровую пушку. Одновременно с этим от Волгоградского завода «Баррикады» поступило предложение по созданию самоходки.

Помимо них, было предложено еще несколько проектов. К примеру, Ленинградская артиллерийская академия предложила сделать калибр пушки в 210 мм, рассчитав, что он будет самым оптимальным для новой установки. Но Волгоградский завод настоял на 203 мм, чтобы обеспечить преемственность пушек от орудий Б-4 и Б-4М.

Официально проект по созданию САУ Пион был утвержден 8 июля 1970 года. Основные работы над установкой велись на Кировском заводе, а «Баррикады» работали над пушкой. К 1973 году были сформированы требования к орудию: безрикошетная стрельба до 35 км, возможность применения ядерных снарядов 3ВБ2 и скорость по шоссе — от 50 км/ч.

К 1974 году собраны два опытных образца. На испытаниях возникли проблемы с дальностью поражения, но они вскоре были устранены иным типом выстрела и новым составом порохового заряда. Уже в следующем году САУ «Пион» приняты на вооружение, а в 1977 для них были разработаны ядерные боеприпасы.

К середине 1980-х годов был поднят вопрос о модернизации артиллерийской установки. Новая машина получила более мощный двигатель В-84Б, способный работать на дизеле, бензине и керосине. Отдельные изменения коснулись ходовой части, что увеличило ресурс службы до 8-10 тыс. км.

Места командира и наводчика оснастили дополнительными индикаторами, что позволило сократить время развертывания. Экипаж был сокращен с 7 до 6 человек, боекомплект увеличился до восьми снарядов. Новая самоходная артиллерийская установка 2С7М начала выпускаться в 1986 и получила название «Малка». В документах может обозначаться и как «Пион-М».

Как заряжать

Штатный боеприпас этого орудия достаточно тяжелый, он может весить до 110 кг. Поэтому самоходная гаубица 2С7 «Пион» снабжена механическим устройством с манипулятором и дистанционным управлением. Снаряд можно поднимать с грунта или грузового автомобиля, угол наведения при этом менять не нужно. Наводка, таким образом, не сбивается. В экстренных случаях применяются также особые носилки или тележка штатного образца.

Следует особо отметить максимальную степень дублирования механизмов управления. В случае отказа или выхода из строя электросистемы, гидравлики или пневматики любую операцию можно произвести механическими средствами, просто вращая соответствующую рукоять. Это будет медленнее, но выполнение боевой задачи все равно возможно.

Заряд, снабженный запалом и предназначенный для сообщения снаряду начальной скорости, закладывается в казенную часть в тканевых мешках, хранящихся в особых гидроизолированных ящиках. Для таких мощных орудий применим только картузный способ заряжания.

Освещение

Другие командиры

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) – видео

https://youtube.com/watch?v=CZvtpvI98qk

https://youtube.com/watch?v=zQoCdtn1XiU

В 1975 г. новая САУ была принята на вооружение и уже со следующего года стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности. 2С7 «Пион» предназначена для подавления и ликвидации средств ядерного нападения (СЯН), артиллерии, минометов, техники, тылов, пунктов управления войсками, живой силы противника.

Ходовая часть самоходки представляет собой модернизированный вариант ходовой части танка Т-80. Она включает по 7 опорных катков на борт, ведущие колеса переднего расположения. Направляющие, расположенные сзади, устанавливаются перед открытием огня на землю, играя роль вспомогательных опор. С этой же целью у самоходки применяется сошник, по форме напоминающий бульдозерный отвал. Он закреплен на корме САУ и приводится в действие с помощью гидравлических приводов. Питание гидравлических и электрических систем осуществляется автономно посредством установки дополнительного дизеля-агрегата 9Р4-6У2. У машины индивидуальная торсионная подвеска.

Бронированный корпус «Пиона» необычной формы с вынесенной далеко вперед кабиной экипажа дополнительно служит в качестве противовеса тяжелой орудийной установке. За кабиной экипажа, в носовой части находится моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым, V-образным, четырехтактным дизелем В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом. У самоходки механическая планетарная силовая передача с 8 скоростями (одна задняя) и одноступенчатые бортовые передачи с планетарными понижающими редукторами.

В качестве основного вооружения самоходки используется 203-мм пушка 2А44 массой 14,6 т, открыто установленная в кормовой части машины. Орудие создано по классической схеме с некоторыми нововведениями. Разборный ствол пушки состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Это конструктивное решение позволило существенно упростить замену нарезной части орудия, сделав возможным эту процедуру в полевых артиллерийских мастерских. Пушка оснащена также затвором двухтактного действия, стреляющим механизмом, цепным механизмом заряжания с гидроприводом.

Если подача выстрелов осуществляется с грунта, то расчет использует двухколесную тележку, на которой снаряды и заряды укладываются на съемные носилки. Это позволило увеличить скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания со сгорающим картузом. Однако только 4 из них хранятся в кормовой части, представляя собой неприкосновенный запас. Остальные подвозятся посредством автомобильного транспорта и выкладываются на грунт. Ассортимент боекомплекта орудия довольно разнообразный: 203-мм выстрелы ЗВОФ43 и ЗВОФ42 с осколочно-фугасными снарядами 30Ф43; выстрелы ЗВОФЗ5 с активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами ЗОФ44; выстрелы ЗВОФ15 и ЗВОФ16 с осколочными снарядами с готовыми поражающими элементами 3-О-14.

При наведении пушки используются электрогидравлические и механические приводы. «Пион» оборудован также механическим прицелом Д-726, панорамой ПГ-1М, коллиматором К-1 и прицелом ОП-4М, необходимым для стрельбы прямой наводкой. В качестве дополнительного вооружения используется ПЗРК 9К32 «Стрела-2» и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. Боевой расчет самоходки включает 13—14 человек, семеро из которых составляют экипаж и постоянно находятся в машине. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя, наводчика и командира, оставшиеся четверо представителей экипажа располагаются в отделении для экипажа в центре машины. Остальные члены расчета следуют за самоходкой в транспортнозаряжающей машине.

«Пион» способен принимать участие в боевых действиях с использованием ядерного оружия. У него имеется фильтровентиляционная установка, автоматическая противопожарная система, система герметизации обитаемых отделений, защищающая людей от действия химического, бактериологического и ядерного оружия. Кроме того, самоходка оснащена аппаратурой внутренней телефонной связи ТПУ Р-120, радиостанцией Р-123 или Р-123М, прибором ночного видения ТВН-3.

История создания

Тогда Министерство оборонной промышленности издало новое постановление, которое предписывало начало работ по разработке и созданию совершенно новой артиллерийской системы на гусеничном шасси. Предполагалось, что САУ будет использоваться для разрушения глубоко эшелонированной обороны противника и вывода из строя средств для запуска межконтинентальных баллистических ракет. Конструкторам дали техническое задание, которое предусматривало, что установка будет вести огонь как минимум на дистанции в 25 километров. Таким образом, «Пион» — САУ исключительного боевого могущества.

Так как все прочее отдали «на откуп» самим инженерам, несколько КБ сразу предложили свои варианты:

  • Изначально предполагалось использовать пушку С-23 (калибра 180 мм) в совокупности с шасси танка Т-55. Дальность стрельбы из нее составляла 30 километров при условии применения обычного снаряда, реактивный же позволял вести огонь уже на 45 км. Этот прототип получил обозначение «Пион-1».
  • Также планировалось использовать пушку С-72, но уже на специальном гусеничном шасси, разработанном специально для новой установки. В этом случае обычным снарядом можно бы было вести огонь на 35 километров, реактивным – на 45 километров.
  • Кроме того, некоторые специалисты предлагали береговую пушку МУ-1 (калибра 180 мм), на роль шасси для которой опять-таки «сватали» шасси танка Т-55.
  • Инженеры Кировского завода (Ленинград) считали, что лучше всего взять пушку калибра 203 мм и установить ее в рубке на шасси танка Т-64 (новейшей на тот момент машины). Предполагалось оснастить пушку откидным сошником, который бы существенно снижал отдачу и повышал точность стрельбы.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector