Смертоносный «град»: история легендарного оружия

Устройство РСЗО «Град»

В состав РСЗО «Град» входит несколько компонентов:

  • боевая машина БМ-21, созданная на базе «Урал- 375Д»;
  • система управления огнем (СУО);
  • реактивный снаряд калибра 122-мм;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т254.

Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля «Урал- 375Д». Стрелять можно как одиночными выстрелами, так и залпами. Время полного залпа составляет 20 секунд. Управлять стрельбой можно из кабины автомобиля и дистанционно, с помощью выносного пульта.

Артиллерийская часть БМ состоит из трубчатых направляющих, рамы, подъемного и поворотного механизма, основы и погона, люльки, электрооборудования, пневмооборудования и прицельных приспособлений. Число трубчатых направляющих — сорок единиц, они служат для транспортировки реактивных снарядов, для направления их полета, а также для придания им вращательного движения. Для этого в каждой направляющей сделан П-образный паз.

Направляющие образуют пакет, состоящий из четырех рядов по десять труб в каждом. Пакет крепится к люльке и направляется с помощью подъемного и поворотного механизмов. Для горизонтального и вертикального наведения направляющих используется электропривод, наводку можно осуществлять и в ручном режиме. Угол вертикальной наводки составляет от 0° до +55°. Диапазон горизонтального наведения — 172° (от продольной оси автомобиля 102° влево и 70° вправо). Артиллерийская часть машины оснащена уравновешивающим механизмом, который уменьшает раскачку пакета направляющих во время стрельбы.

Прицельные приспособления состоят из панорамы, механического прицела и коллиматора.

Транспортная машина. Это автомобиль, на котором установлен комплект специальных стеллажей для хранения, транспортировки и подачи реактивных снарядов на боевую машину. Перевозить ракеты в ящиках можно в любом подходящем грузовом автомобиле.

Реактивный снаряд. Неуправляемый РС – самая «революционная» составляющая РСЗО «Град».

Головная часть боеприпаса предназначается для поражения противника. Она состоит из корпуса с двумя металлическими втулками, на которые нанесена насечка. Они служат для образования осколков после детонации. На головную часть могут надеваться два вида тормозных колец, которые повышают кучность стрельбы на большие дистанции.

В ракетной части реактивного снаряда есть две пороховые шашки, которые придают боеприпасу поступательное движение. Ракета имеет семь сопел: одно центральное и шесть периферийных. Воспламенение пороховых зарядов производится с помощью пирозапалов, срабатывающих от токораспределителя.

Взрыватель взводится на расстоянии 150-200 метров от боевой машины, он имеет три вида установки, от которых зависит фугасное или осколочное действие боеприпаса.

Особенностью снаряда является форма и конструкция стабилизаторов, которые не выходят за его калибр. В обычном состоянии оперение ракеты фиксируется специальными кольцами, после выстрела стабилизаторы раскрываются. Каждый стабилизатор имеет форму сектора цилиндра, он повернут к продольной оси ракеты на 1°, что обеспечивает ее раскрутку и стабилизацию полета.

Для РСЗО «Град» разработана широкая номенклатура боеприпасов, которые отличаются дальностью стрельбы, типом боевой части и взрывателя.

Исторические сведения

Идея разработки комплекса залпового огня с дальностью полета более 20 км принадлежит советским инженерам и свое начало берет с середины 50-х годов прошлого века. Военная установка «Град» разрабатывалась для замены системы БМ-14. Идея заключалась в том, чтобы на шасси грузового автомобиля, способного с легкостью преодолевать труднопроходимую местность, разместить маневренную артиллерийскую часть, начиненную реактивными снарядами.

В 1957 году Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) дало техническое задание свердловскому конструкторскому бюро разработать боевую машину. Необходимо было спроектировать машину, способную разместить 30 направляющих для реактивных глубинных снарядов. Цель была достигнута путем доработки ракеты – созданием изогнутых по цилиндрической поверхности складных хвостовых стабилизаторов.

Разработчиком снаряда был выбран НИИ-147, который предложил такую технологию изготовления корпуса, как метод горячей вытяжки. Под шефством А. Н. Ганичева и при поддержке Госкомитета по оборонной технике были начаты работы по созданию реактивного снаряда. Разработку боевой части снаряда поручили ГСКБ-47, а порохового заряда двигателя – НИИ-6. НИИ-147 спроектировал снаряд со смешанной стабилизацией: хвостовое оперение и вращение.

Часовой в дореволюционной прессе

Историческая справка

Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.

Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:

  • Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
  • Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
  • Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
  • Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.

Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.

Боеприпасы для «Града»

В «Граде» применяются боеприпасы, которые состоят из трех основных частей:

  • Боевая составляющая – активная взрывающая часть, которая предназначена для поражения сил противника.
  • Двигатель – построен по реактивному принципу (так же, как и любой космический корабль). В свою очередь, состоит из емкости с горючим и устройств для «зажигания» и отвода горящих газов.
  • Стабилизатор – для лучшего качества и дальности полета.

В середине 50-х дальность боеприпаса весом чуть более 60 кг не превышала пары десятков километров. Для нанесения удара на близкий объект снаряды обвешивали специальными кольцами: чем ближе находился враг, тем больше колец требовалось.

Конвейерное производство боеприпасов было налажено в 1960-е. С тех пор советские инженеры создавали их многочисленные разновидности с различными полезными качествами:

  • Поражение химическими веществами;
  • Создание массивной дымовой завесы, фактически «ослепляющей» противника;
  • Нарушение радиосвязи;
  • Уничтожение противотанковых бомб.

Летающие лодки: пять самых интересных гидросамолётов всех времён

История Ил 114

Основным самолётом на внутренних линиях до конца 90-х годов был Ан 24, но по комфортабельности и экономичности он значительно отставал от возросших требований к этому классу машин. Новый опытный образец в ОКБ Ильюшина построили в 1990 и в марте этого же года он совершил свой первый полёт. Экипаж самолёта с командиром В.С. Белоусовым выполнил два прохода над аэродромом и благополучно посадил машину.

Ил 114

Предсерийный Ил 114 поднялся в воздух 7 августа 1992 года. Испытания проходили успешно и был заказ на постройку первых пяти машин. Но катастрофа второго опытного образца в августе 1992 года послужила поводом для правительства, чтобы закрыть финансирование проекта. Сертификацию Ил 114 провели только в конце апреля 1997 года.

Одновременно с вариантом пассажирской машины велась разработка других модификаций. Но всего лишь две получили путёвку в небо. Это была версия грузового Ил 114Т с люком в хвосте фюзеляжа и пассажирский Ил 114-100. Грузовой вариант поднялся в воздух в 1996 году 14 сентября.

Ил 114 кабина

Новый пассажирский Ил 114-100 изготавливался как экспортная версия и оснащён был соответственно – силовые установки Prat & Whiney Canada PW127H с винтами Hamilton Standard, авионика выполнена фирмой Sextant. Этот вариант вкупе с хорошими показателями по дальности обладал лучшими техническими и лётными данными, но стоимость была такова, что отечественным перевозчикам на внутренних линиях он был не по карману. Всего построили десять Ил 114-100 и семь из них эксплуатируются авиакомпанией из Узбекистана Uzbekistan Airways до сих пор.

После поддержки президентом РФ В. Путиным версии отечественного Ил-114, решили возобновить выпуск авиалайнеров в Нижнем Новгороде на заводе «Сокол», взяв за основу наработки по планеру авиапредприятия в Ташкенте.

«Катюша»

Во времена Великой Отечественной войны полевые артиллеристы обзаводились бесствольными системами, неофициально именуемыми «Катюшами». Первоначально их изготавливали как БМ-13, а далее как БМ-8, БМ-31 и так далее.

Вооружённые силы СССР весьма активно использовали эти установки в годы Второй мировой войны. Прозвище «Катюша» было довольно-таки популярным, поэтому в разговорной речи так стали называть и БМ-21 «Град», и послевоенные РСЗО на автошасси, и БМ-14.

Позднее, подобными прозвищами («Ванюша», «Андрюша») советские артиллеристы окрестили и другие установки: БМ-31 и остальные. Конечно, эти названия не столь знамениты.

Производственные новшества

ТТХ установки «Град» напрямую связаны с характеристиками ракет, которыми она стреляет.

В качестве основного боеприпаса для БМ-21 планировался осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М22. Его производство было поручено заводу № 176, который в 1964 году должен был изготовить 10 тысяч штук. С заданием, однако, предприятие не справилось, возникли неожиданные трудности и непредвиденные сложности. За первый квартал завод успел выпустить 650 ракет и 350 боевых частей к ним. Оправданием нарушению графика могло служить новшество, требующее времени для внедрения, но улучшающее технологию в дальнейшем. По настоянию Генерального конструктора Александра Ганичева был внедрен способ изготовления корпусов методом шаблонной вытяжки из листовой стали, подобный тому, что применялся при производстве артиллерийских гильз. Ранее ракеты резали на радиальных станках из цельных заготовок, что приводило к высокому расходу металла и излишним трудозатратам. Еще один новаторский подход был применен в способе крепления складных стабилизаторов снаряда, которым стреляет установка «Град». Радиус поражения 9М22 несколько превышает 20 км. Предельные дистанции не являются оптимальными в плане точности. Разлет в крайних точках максимальный. Собственно, минимальная дальность стрельбы установки «Град», установленная в 5 км, является условной, вести огонь можно и в радиусе полутора километров, но с большим риском угодить не туда, куда нужно, что при огромной разрушительной силе боеприпасов может вызвать очень неприятные последствия.

«Вытяжная» технология себя оправдала. Корпус ракеты действительно стал легче. Производство удешевилось, но не в этом состояло главное достижение. Существенно возросла дальность стрельбы установки «Град». При той же массе снаряда она могла поражать загоризонтные цели.

Вы здесь

Конструкция

Уникальные боевые технические характеристики установки «Град» были достигнуты и за счет конструкции комплекса, в который входят:

  • пусковая установка;
  • транспортно-заряжающая машина на базе ЗИЛ-131;
  • система управления огнем.

Реактивные неуправляемые снаряды (диаметром 122 мм) загружаются в артиллерийскую часть, которая представлена 40 направляющими по 3 метра каждая на подвижном основании. Наведение может быть выполнено в горизонтальной и вертикальной плоскости с помощью электропривода или вручную. Диапазон углов при горизонтальном обстреле — 102о влево от автомобиля и 70о вправо; при вертикальном – от 0 до 55о.

Ствольный канал оборудован винтовым пазом, который при вылете снаряда придает последнему вращательное движение.

Скорость передвижения машины – 75 км/ч, причем возможно перемещение с заряженными снарядами. Автомобиль имеет систему отключения подвески, что исключает применение опорных домкратов при стрельбе. После залпа можно сразу покидать позицию, дабы не попасть под ответный удар. Корректировка стрельбы осуществляется в отдельной машине управления, входящей в состав батареи.

Разобрав конструкцию реактивной боевой машины, можно понять, как работает установка «Град».

Точное наведение оружия на цель достигается за счет наличия прицельных устройств: панорамы Герца, механического визира и коллиматора К-1, что повышает степень поражения в условиях недостаточной видимости.

Стас Намин

Павел НН

Модернизация

Технический прогресс требует постоянной работы над модернизацией оружия. В противном случае даже самые сильные позиции на рынке могут быть потеряны.

Реактивная установка «Град» в 1986 году была усовершенствована. Была выпущена модель БМ-21-1. Теперь база боевой машины располагалась на шасси автомобиля «Урал». Пакет направляющих труб предохранял от солнечного воздействия теплозащитный экран. Также появилась возможность оперативного ведения огня.

На базе автомобиля ГАЗ-66Б за счет уменьшения количества выпускающих снаряды стволов до 12 была создана облегченная установка для воздушно-десантных войск – БМ-21 В.

На базе БМ-21-1 в начале 2000-х гг. были проделаны работы для выпуска автоматизированной боевой машины – 2Б17-1. Преимущество усовершенствованной установки – стрельба с наведением без прицельных приспособлений и выхода расчета. То есть определение координат противника проводилось навигационной системой.

Боевая машина «Дамба» (БМ-21ПД) предназначалась для разгрома подводных лодок с целью обеспечения охраны морской границы. Система могла работать совместно с гидроакустической станцией или самостоятельно.

Комплекс «Прима», создаваемый в 80-е годы, имел 50 направляющих, но из-за недостаточного финансирования не получил права на дальнейшее серийное производство.

Выпускались РСЗО «Град» в Чехословакии, Белоруссии и Италии. Украинский вариант БМ-21 разместили на шасси КрАЭ. Белорусский «Град-1А» способен разместить единовременно 2 боекомплекта вместо одного. Итальянская система реактивной установки (сокращенно FIROS) отлична тем, что снаряды оснащены разными реактивными двигателями, отчего дальность стрельбы неодинаковая.

Технические характеристики

Боинг 747 гораздо вместительней своих собратьев из-за видоизмененной палубы. Эти нововведения позволяют вмещать 1075 пассажиров, при этом комфортабельность на высоком уровне как в бизнес-классе, так и в эконом-классе. На сегодняшний день кабина пилотов также полностью изменилась: все приборы были заменены новыми цифровыми элементами, благодаря чему количество пилотов сократилось до двух человек, а управление самолетом стало упрощенным. Вся важная информация отображалась на жидкокристаллическом экране.

На борту самолета для удобства перемещений были сконструированы прямые лестницы, а не винтовые, что максимально облегчило передвижение.

Салон боинга 747

Видоизменился и салон самолета. Теперь у пассажиров было больше свободного места, что сделало полеты более комфортными. Полки для багажа и личных вещей были увеличены в объеме. Помимо этого на борту самолета установили специальные транслирующие системы для просмотра фильмов и видеороликов.

В связи с тем, что верхняя палуба была удлинена, на ней установили несколько дополнительных выходов. Деталями нового Боинга стали обновленные двигателя известных производителей, отличающиеся хорошим качеством и выносливостью. Благодаря чему получили Боинг с максимальностью скоростью – 940 км/ч и массой – 350 тонн.

Технические данные Боинга 747:

  • Общая длина самолета – 70,7 метров.
  • Высота самолета – 19,5 метра.
  • Размах крыльев – 120 метра.
  • Ширина салона для пассажиров – 6 метров.
  • Площадь крыльев – 1022 кв.м.
  • Скорость – 940 км/ч.
  • Дальность полета – 12500 км.
  • Вес без пассажиров – 175000 кг.
  • Высота внутри самолета – 13755 м.

Для эконом-класса предусмотрено 580 посадочных мест. В состав экипажа самолета входили два пилота и один инженер. В связи с популярностью модели был изобретен боинг для грузоперевозок и боинг пассажирский, но с меньшей длительностью полета.

Задачи и смежники

Ничего революционного в новой конструкции сначала применять не планировали. Общие принципы уже в целом сформировались. Предполагалось, что снаряд будет твердотопливным, это диктовалось массовостью применения в войсках и особенностями условий хранения на складах и в прифронтовой полосе в случае военного конфликта. Точность стрельбы установки «Град» можно было повысить, применив трубчатые направляющие, более жестко задававшие вектор движения во время пуска и на начальном этапе полета. Вращательный момент, придаваемый снаряду с той же целью уменьшения рассеивания, возникал не только благодаря стабилизаторам, расположенным под углом к линии полета, но и за счет специальных бороздок-направляющих, нарезанных внутри ствола, подобно тому, как это реализовано в артиллерийских орудиях. С другими факторами, ухудшавшими параметры стрельбы, также следовало бороться, причем не только силами головной проектной организации, но и смежников. ПУ создавало СКБ-203, за топливные элементы отвечало НИИ № 6, а боевые заряды разрабатывало ГСКБ-47. Название «почтовых ящиков» и сегодня мало кому о чем-то говорит, а тогда, в 1960-м, и подавно. В обстановке секретности создавались все образцы вооружений, в том числе и установка «Град». Фото опытных экземпляров хранились в особых папках со строгими грифами. Весь персонал, имеющий отношение к созданию новой СЗО, давал соответствующие подписки о неразглашении. В течение многих лет никто из работников оборонных предприятий не мог ездить за границу, даже в социалистические страны.

4.5. Ходовая часть

Зарубежные аналоги системы «Град»

Официальное разрешение на производство артиллерийской базы БМ-21 получило только оборонное министерство Чехии. Несмотря на это, известно немало случаев и попыток скопировать технические характеристики системы «Град» и внедрить их в собственную военную технику. Лидерами откровенного плагиата являются реактивные установки:

  1. РСЗО «FIROS» производства Италии. На вооружении с 1981 года. Но основной целью было оснащение подразделений ОАЭ, Ливии. Боевая часть размещена классически – на задней части трёхосной автомобильной платформы, на поворотном механизме. Тактико-технические характеристики представлены — двумя группами по 20.0 направляющих каждая, калибр 122.0 мм, угол прицеливания ниже показателей отечественного «Града». Отдельные образцы комплектовались лёгкой броневой защитой. Общая масса снаряженной установки составляет не менее 17.3 тонн. Отмечались факты самопроизвольной детонации боеприпасов. Официальная причина — несоблюдение температурного режима хранения. В 1996 году снят с производства заводом изготовителем.

РСЗО «FIROS»

  1. РСЗО Т-122 «Sakarya» градобойный вариант турецких разработчиков. До настоящего времени применяется как основное тактическое оружие страны. С течением времени постоянно модернизируется. В последнее время изменены система наведения, открытия огня и управления. Сокращено время приведение в боевое положение после стрельбы (перезагрузка), за счёт применения полипропиленовых контейнеров, используемых одновременно для транспортировки и выстрелов.

РСЗО Т-122 «Sakarya»

  1. БМ Т-122 немецких разработчиков. В качестве автомобильной платформы используется база авто «MAN» (6/6). Боевая часть состоит из двух пакетов по 20 направляющих. Аппаратная часть осуществляет контроль прицеливания с применением электронных систем управления. Последняя модернизация позволила использовать контейнеры ракет из композитных материалов. Углы прицеливания меньше, чем у «Града». Наведение производится из кабины экипажа, которая может противостоять воздействию оружия массового поражения и оборудоваться лёгким бронированием. Дополнительное вооружение — пулемёт 7.62 мм на крыше экипажа — артиллерист может его использовать, не выходя из защищенной части кабины.

БМ Т-122

Вместе с тем, по мнению иностранных специалистов, современные ТТХ РСЗО «Град», имеют значительные преимущества перед иностранными образцами аналогичного вооружения.

Дополнительные статьи

Родина современных «Градов» – Тула

Однако творческий коллектив инженеров НИИ-642 и его руководитель А.Надирадзе не стали заниматься осколочно-фугасным снарядом, так как в то время они получили стратегический заказ от советского правительства – в наикратчайшие сроки разработать баллистические ракеты. А конверсию «Стрижа» из зенитного снаряда в артиллерийский поручили тульскому НИИ-147.

Такой выбор был довольно необычен, так как «почтовый ящик» в Туле занимался артиллерийскими гильзами, а не системой залпового огня. Надо сказать, что коллектив КБ во главе с главным конструктором Александром Ганичевым с честью вышел из этого испытания: за считанные годы они освоили абсолютно новый для себя вид деятельности – мало того, сумели предложить родной оборонке новый способ массового изготовления корпусов камер для реактивных двигателей РСЗО методом глубокой вытяжки. Необычная технология позволила удешевить производство боеприпасов в десятки раз, поставив его на поток.

tula.bezformata.com
В АО «НПО «СПЛАВ» имени А.Н. Ганичева», начиная с конца 50-х годов, создаются новые поколения РСЗО

НИИ-147 принадлежит также честь окончательной разработки компоновки двигателя. Методом проб и ошибок выбор был сделан в пользу двухкамерного реактивного твердотопливного варианта, а корпус снаряда был снабжён складывающимися стабилизаторами из четырёх изогнутых лопастей. Последнее вызвало едва ли не отторжение у профессионального сообщества, но, в конечном счёте, коллективу удалось доказать правильность своего смелого решения. Дело в том, что только такое решение позволяло уместить на одной установке 30 направляющих. При жёстких стабилизаторах подобное было бы невозможно. С другой стороны, ни один параметр при стрельбах у ракет со складывающимися стабилизаторами не был хуже, чем у конструкций с неподвижными частями.

Так, тяжкий труд завершился полным успехом. Получается, что произошедшее в районе Даманского было уже задано за 9 лет до драматических событий, когда строевые дивизионы начали осваивать страшное по убойной силе строго засекреченное вооружение.

«Град» и его семейство

Сегодня, пожалуй, «Град» не менее известен в мире, чем автомат Калашникова. По эффективности и поражающему эффекту вкупе с неприхотливостью ему нет равных на нашей планете. Правда, в настоящее время базовая установка прежних лет уже уходит в прошлое. В войсках осталось не более 500 действующих единиц боевой техники, которую постепенно вытесняют РСЗО следующего поколения производства того же Тульского завода «Смерч» и «Торнадо»

У профессионалов на международном рынке всё семейство неизменно пользуется повышенным вниманием и спросом. После Афганистана не было ни одного конфликта хотя бы средней интенсивности, в которой «Град» не принял бы участие

Любопытно, что недавно агентство «Оружие России» провело сравнительный анализ лучших систем РСЗО мира

Принимались во внимание многочисленные критерии: мощь оружейной системы, простота и скорость обслуживания, мобильность, боекомплект, количество персонала и проч. Рассматривались любые системы от южно-африканской до украинской, турецкой и чешской

Вполне ожидаемо лучшей установкой была признана 122-мм РСЗО «Торнадо», наследник «Града». Второе место занял собственно модернизированный 9К51 «Град». И только на третьем оказалась американская система HIMARS, снабжённая всего 6 направляющими (для сравнения, у «Торнадо» и «Града» их 40).

Комментарии излишни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector