215,древние славянские племена: взгляд со всех сторон

Содержание

Содержание

Уклад жизни и быта у древних славян

Одна община – это несколько семей, которые все были соединены родственными связями, причем самыми тесными и близкими. У каждой общины были свои обычаи и традиции.

На базе общин формируется еще один слой славянского общества – это воины-профессионалы или воины, которые осуществляли набеги на Византию в теплую пору года, чтобы грабить и захватывать рабов, которые потом занимались домашним хозяйством, ремеслом у своих славянских хозяев.

Древние славянские племена больше всего занимались земледелием, возделывали культуры – пшеницу, просо, ячмень, овес и рожь. Также среди народов было популярно скотоводство, в частности в хозяйствах разводились свиньи, овцы, куры, утки, коровы.

Земледелие как основной вид деятельности славян

Славянские воины-профессионалы

Примечания

Быт и культура Древней Руси: между язычеством и христианством

Христианская этика и мораль проникла практически во все сферы жизни Киевской Руси, но особенно важными стали изменения в культуре и быту. Некоторые аспекты духовной жизни наших предков мы можем наблюдать и сейчас: Масленица и некоторые обряды, связанные с празднованием Нового Года, перекочевали в наше время из глубокой древности.

Тем не менее, христианство вносило коррективы в повседневную жизнь жителей Древней Руси. В результате возник феномен так называемого «двоеверия» (некоторые учёные даже говорили о «троеверии»): языческие традиции сосуществовали с привнесёнными миссионерами и переселенцами православными мотивами. Этому способствовало, например, календарное совпадение праздников: колядование, появившееся ещё в языческие времена, теперь связывалось с рождественскими святками.

Налоговые ведомства России

Славянские племена, список

Все племена принято разделять на 3 большие группы.

  • Восточные славяне или племенные союзы восточных славян:

    • Прарусские

      • -Вятичи — проживали в верхней и средней Оке и Москве-реке
      • -Радимичи (частично прабелорусы) —находились между Днепром и Десной по течению Сожа и его притоков
      • -Северяне (частично праукраинцы) — современная Черниговская, Сумская, Курская и Белгородская области
      • -Ильменские словене — возле озера Ильмень и в верхнем течении реки Мологи
    • Праукраинцы

      • -Белые хорваты — жили вокруг города Перемышль на реке Сан
      • -Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
      • -Древляне
      • -Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
      • -Северяне (частично прарусские) — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
      • -Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
      • -Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря
    • Прабелорусы

      • -Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
      • -Кривичи (частично прановгородцы) — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
      • -Радимичи (частично прарусские) — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
  • Западные славяне:

    • Польские племена

      • -Гопляне
      • -Лендзяне
      • -Любушане
      • -Мазовшане
      • -Западные поляне
      • -Серадзане
      • -Висляне
      • -Куявы
    • Поморяне

      • -Кашубы
      • -Пыжичане
      • -Волиняне
      • -Словинцы
    • Полабские славяне
    • Лютичи

      • -Брежане
      • -Черезпеняне
      • -Хижане
      • -Доленчане
      • -Дошане
      • -Моричане
      • -Нелетичи
      • -Руяне
      • -Ратари
      • -Речане
      • -Спревяне
      • -Гавеляне
      • -Укране
      • -Замчичи
      • -Земчичи
    • Силезские племена

      • -Бежунчане
      • -Бобряне
      • -Силезские хорваты
      • -Дедошане
      • -Голенжицы
      • -Ополяне
      • -Слупяне
      • -Слензане
    • Ободриты

      • -Бутинцы
      • -Древане
      • -Глиняне
      • -Бодричи
      • -Смолинцы
      • -Вагры
      • -Варны
      • -Полабы
    • Лужичане

      • -Худичи
      • -Далеминцы
      • -Коледичи
      • -Лужичане
      • -Мильчане
      • -Сусельцы
      • -Жирмунты
      • -Житичи
      • -Нелетичи
      • -Нижичи
      • -Нишане
      • -Сербы
    • Чешские племена

      • -Дечане
      • -Дулебы
      • -Ганаки
      • -Зличане
      • -Литомеричи
      • -Лучане
      • -Моравы
      • -Ходы
  • Южные славяне:

    • Болгарские племена

      • -Союз семи славянских племён
      • -Северцы
      • -Смоляне
      • -Струмяне
      • -Верзиты
      • -Драговиты
    • Греко-македонские племена

      • -Эзериты
      • -Милинги
      • -Сагудаты
      • -Ваюниты
      • -Велегезиты
      • -Ринхины
    • Далматинские племена

      • -Хорутане
      • -Гачане
      • -Браничевцы
      • -Мораване
      • -Ободриты
    • Сербские племена

      • -Белые сербы
      • -Неретвляне
      • -Захумляне
      • -Тревуняне
      • -Конавляне
      • -Дукляне
      • -Тимочане

Где приобрести знамена и гербы

Флагами на разных флагштоках продают различные заведения военторга. Приобрести можно точные реплики большого знамени, а также уменьшенные копии флага военно-космических сил для настольного украшения, крепления на крыше машины. Для празднований правильно брать флаги размером 40 на 60 см и 70 на 105 см. Более крупные варианты приобретаются для показательных выступлений и строевых занятий. Крупные стяги крепятся на пластиковые флагштоки длиной 75 см и диаметром 16 мм или длиной 1,5 метра и диаметром 20 мм. Однако более традиционный вариант – флагшток из березы длиной 1,5 метра с диаметров 25 мм. Он более тяжелый и приобретается в основном для маршей, а не фестивалей, используется знаменосцами, идущими в начале колонны.

Флагштоки также могут быть в виде автомобильных присосок, откидных кронштейнов, настольных подставок (белых пластмассовых, черных, золоченых металлических). Если приобретается вариант для автомобиля, предпочтение следует отдать варианту флага размером 30 на 40 см.

Атрибутику воздушно-космических войск начинают активно приобретать перед специальным праздником подразделения, который отмечают 12 августа – это День Воздушно-космических сил. Ношение с собой символов ВКС в этот день символизирует принадлежность к подразделению в качестве гражданского или военного служащего. Однако и все те, кто прямого отношения к подразделению не имеют, могут купить точные копии геральдики, формы и даже наград для проведения тематических выступлений.

В связи с тем, что реформа войск и редизайн геральдики прошел совсем недавно, в ближайшее время никакие изменения в визуальной части формы и значков не ожидаются. Можно заранее приобретать геральдику для фестивалей, намеченных на следующий год.

https://www.youtube.com/embed

Письменность у славян

Появление в IX веке письменности у славян напрямую связано с тогдашними политическими процессами в больших европейских державах – Византии и Империи франков. Идея о создании специального алфавита, который поможет перевести на славянские языки основные христианские тексты, впервые появилась у Ростислава, князя Великой Моравии (современная Чехия).

Чехи отчаянно боролись с религиозной экспансией франков, и в 862 году Ростислав обратился за помощью к византийскому императору Михаилу III, чтобы в его стране появилась своя письменность, позволявшая обучать собственных священников. Михаил поручил это задание братьям Кириллу (он же Константин) и Мефодию, которые отправились в Моравию и создали глаголицу – первый славянский алфавит, в котором было 46 букв. С помощью нового алфавита они перевели церковные книги с греческого на славянский язык и заложили основы славянской письменности.

https://img.anews.com/media/gallery/127357248/90951296.jpg

Чуть позже первоначальный алфавит был усовершенствован учеником Кирилла и Мефодия по имени Климент Охридский, который работал над переводом священных текстов в Болгарском царстве. Там он создал новый алфавит, который сегодня называется кириллицей и до сих пор используется во многих славянских языках.

Вопреки распространенному заблуждению, Кирилл и Мефодий никогда не посещали Древнюю Русь, где письменность распространилась более чем через 100 лет – во времена правления великого князя Владимира Красно Солнышко.

Славяне практически ровесники нынешней эры.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V-VI векам. Однако, археологические данные последнего времени указывают, по мнению некоторых исследователей, на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры ещё во II—IV вв. Весь процесс формирования древнеславянского этноса на базе преемственности сменяющих друг друга археологических культур продолжался от 1-го тысячелетия до н. э. до VI века, когда древние славяне были зафиксированы в эпиграфических памятниках как уже сформировавшаяся культурно-языковая общность.

Ремесла

Ни одно сообщество не могло выжить без ремесел. Особенно почитались кузнецы. Они ковали оружие, а также предметы повседневного быта: топоры, ножи, плуги, косы, серпы. Женщины пряли нити из хлопка, льна, конопли, овечьей шерсти, а затем ткали из них одежду. Типично мужским ремеслом считалось гончарное. И сейчас на глубине около метра в европейской части России можно обнаружить обломки глиняной посуды. Специалисты по особенностям нанесенного рисунка и пористости глины способны определить местность, где был найден осколок, а также эпоху, когда был изготовлен сосуд.

Менее распространенными, но достаточно важными считали ювелирное ремесло и кожевенное ремесло. Ювелиры крошечными инструментами ковали украшения, наносили на них филигранные рисунки. Кожевенники выделывали кожу, шили из нее обувь и сумки, колчаны и конскую сбрую. Славяне плели лапти из коры и подкорья, а также корзины из лозы. 

Друзья (4):

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене,  дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Религия

Религией этого народа считается язычество, суть которого заключалась в поклонении природе, вере в животных и в приношении жертв богам.

Религиозные обряды изначально проводились не в храмах, а в священных местах на природе около деревянных идолов, капищ (где поклонялись идолам) или требищ (где приносили жертву). 

Язычники поклонялись:

  • Дажьбогу – солнечному божеству, богу плодородия;

  • Сварогу – богу неба;

  • Стрибогу – божеству ветра;

  • Яриле – солнечному божеству;

  • Мокоше– богине женщин;

  • Перуну – богу войн;

  • Велесу – земному божеству.

Известно, что в разные времена в отдельных племенах были и другие божества.

Так, главенствующего бога Рода, защищающего человечество, со временем заменил Перун, обладающий безграничной силой. Женской покровительницей считалась богиня Лада, но со временем стали поклоняться только Мокоше.

С древних времён славяне считали естественным существование различных существ в виде домовиков, кикимор, леших и прочих.

В религии отражена жизнь славян, её зарождение произошло за 30000 лет до нашей эры. К религиозным обрядам относятся обращения к богам, жертвоприношения и проведение культовых событий, которые осуществлялись жрецами. Религиозная культура этих племён мало изучена, сохранились лишь амулеты и заклинательные символы. 

Несмотря на малоизученность жизни древних восточных славян, все источники характеризовали их как свободолюбивый народ, обладающий сплочённостью, отвагой, выносливостью и сильным характером.

Температурный режим

Соседи

На рисунке показана карта VII – VIII вв.

Ещё до нашей эры, проживая на Северном Причерноморье, славяне соседствовали с киммерийцами, которые были вытеснены скифами, впоследствии – сарматами.

При великом переселении славянские племена отошли на более северные земли. Причиной этого было захватническое поведение восточногерманских племён — готов и гуннов.

Беспокойным соседом был и образованный на южных землях Тюркский каганат, вынудивший славян отойти к лесостепям и болотам. Но и там грозила опасность от набегов кочевников, которые сжигали дома, захватывали в рабство людей и грабили. Славяне отстаивали независимость своих племён, постоянно были готовы к отражению вооружённых кочевников.

Религия и боги древних славян


https://img.anews.com/media/gallery/127357248/532424823.jpg

Религия славян сложилась на фоне их веры в одушевленность природы и существование магии, что было характерно для всех индоевропейских народов.

Для поклонения каждому божеству изготовлялась деревянная (реже каменная) скульптура – идол. Специальных храмовых помещений не существовало, храмом богов считался лес.

Наиболее хорошо известные нам славянские боги – это Перун (бог грома, верховный бог) и Мать-сыра земля (женский образ кормящей земли); другие боги, значение которых не изучено достоверно, это Стрибог, Хорс, Сварог, Симаргл, Велес.

Языки в славянских странах

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый

Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Как использовать опору для кустов

Словене — предки новгородцев

Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.

От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.

Антропологический облик ильменских словен. (balto-slavica.org)

Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовало и поддержка словенами сначала Владимира, а затем и Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10 — 11 веков.

Верования восточнославянских племен

Религия восточных славян была основана на тотемизме и фетишизме. Люди верили, что являются потомками животных и при определенных условиях могут в них превращаться. На этом основаны многие русские сказки, которые читают детям и по сей день, достаточно упомянуть «Царевну-Лебедь» и «Царевну-Лягушку».

Существовал также культ предков. Людей, умерших естественной смертью, поминали и устраивали праздники в их честь (Масленица, Радуница, Семик). «Нечистых» мертвецов, то есть умерших насильственной смертью, боялись и придумывали многие суеверья. Именно отсюда возникает образ русалок, навок и другой нечистой силы. Славяне поклонялись природе: деревьям, лесам, рекам, болотам. Позднее это трансформировалось в поклонение духам предков. В мифологии появились кикиморы, водяные, лешие, домовые.

Восточные славяне были язычниками и веровали во многих богов, каждый из которых олицетворял явление природы или отвечал за земные стихии. Наиболее значимыми богами славянского пантеона были:

  • Перун – бог грома и молнии, покровитель князя и его дружины;
  • Дажьбог – олицетворение солнца, покровитель свадеб;
  • Хорс – бог солнечного диска;
  • Стрибог – бог ветра;
  • Велес (Волос) – бог богатства, покровитель домашнего скота, поэтов и сказителей;
  • Мокошь (Макошь) – богиня судьбы, покровительница ткачих и прях;
  • Семаргл – посланник между миром людей и миром духов;
  • Сварог – бог кузнечного дела;
  • Сварожич – олицетворение огня;
  • Ярило – бог оживающей природы, весеннего солнца;
  • Лада – богиня любви и согласия;
  • Жива – богиня жизни и весны;
  • Род – бог-творец, стоящий над всеми мирами, богами, духами, людьми и животными;
  • Морена – богиня смерти и зимы.

К IX веку древнерусские племена стали объединяться в единое государство с центром в Киеве. Этому способствовала тяжелая политическая обстановка с Византией, частые набеги кочевников, развитие ремесел и торговли. Киевская Русь стала закономерным историческим этапом развития славянского общества.

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Структура

Требования

Одним из первых серийных образцов был ПМ 1949 года выпуска. Он обладал некоторыми отличительными особенностями, например, фигурные рамы, выступ справа от спусковой скобы, а также магазин с косым выступом, который был нужен для выключения затворной задержки. Это был неокончательный образец.

Требования к пистолету сводились к следующему:

  • Новое оружие должно иметь маленькие габариты, чтобы его было удобнее использовать на маленьких расстояниях. Массу также стоит сделать небольшой по той же причине.
  • Ударно-спусковой механизм должен работать без взведения курка, на которое тратится большое количество времени.
  • Большая убойная сила пули, которая необходима для боя. А также наибольшая безопасность при использовании и надёжность работы при различных боевых и погодных условиях.

Сведения античных авторов

В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.

В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:

Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых

Список восточнославянских племен

К восточнославянским племенам относят:

  1. Вятичей, получивших название от имени Вятко, так звали родоначальника племени. Они были присоединены к Киевской Руси князем Святославом в 10 в.

  2. Бужан или волынян, как их стали называть с 11 в. Они считаются потомками дулебов. Князь Владимир подчинил и ввёл их в состав Киевской Руси.

  3. Древлян или русских славян, проживающих в лесах, за что и получили своё название.

  4. Дреговичей, получивших название от слова «дрегва» — «болото».

  5. Дулебов (не дулёбов), известных своим участием в походе на Царьград под командованием киевского князя Олега.

  6. Кривичей, к ним иногда причисляют ильменских славян, имевших политические центры ещё во времена образования Киевской Руси как государства. В древности первыми двинувшие на северо-восток.

  7. Полочан, живущих у Полотна – притока Западной Двины.

  8. Радимичей, названных по имени родоначальника Радима, вошедших в состав государства в 1 в.

  9. Северян, названных, возможно, по имени племени «савиров» или древнеславянского слова – «родственники».

  10. Словен, основного населения Новгородской земли.

  11. Тиверцев, ставших частью государства в середине 10 в.

  12. Уличей, столицей которых был город Пересечень.

  13. Хорватов, занимавшихся скотоводством, называвшихся пастухами или стражами скота (в переводе с древнеиранского языка).

  14. Полян, имевших более позднюю ступень политического развития. Их центром был Киев, и постепенно они подчиняли другие племена.

Поляне, объединив вокруг себя остальные восточные племена, стали называться русичами. 

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Сколько калорий в белках, жирах, углеводах

Древляне

Территории расселения восточнославянского племени древлян – преимущественно современные Житомирская область и западная часть Киевской области. На востоке их владения ограничивал Днепр, на севере – река Припять. В частности, припятские болота, по мнению историков, создавали естественный барьер, отделявший древлян от их соседей дреговичей.

Не сложно догадаться, что среда обитания древлян – леса. Там они чувствовали себя полноправными хозяевами. По словам летописца Нестора, древляне заметно отличались от обитавших восточнее кротких полян: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».

Возможно, какое-то время поляне даже были данниками древлян, которые имели свое княжение. В конце IX века древлян подчинил Олег. По свидетельству Нестора, они входили в состав войска, с которым киевский князь «ходил на греков». После смерти Олега попытки древлян освободиться из-под власти Киева участились, но в итоге они получили лишь увеличенный размер дани, наложенной на них Игорем Рюриковичем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector