Мина тм-62
Содержание:
- Чем отличается белый билет от военного билета?
- Противотанковые мины вермахта
- Противотанковые мины на сухопутном фронте
- Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР
- Противопехотные мины Российской армии
- Технические данные
- Противотанковая мина ТМ и Великая Отечественная война
- “Чи-Ну” – танк, опоздавший на войну
- Мины разные нужны
- После войны
- Фрегат «Адмирал Григорович» впервые вышел в море
- Тактико-технические характеристики мины
- Какой должна быть противопехотная мина
- История создания и конструкция
- Стрелковое оружие, боеприпасы, приспособления и аксессуары XIX-XXI вв
- Усложнение задачи
- Мины ручной установки
- Современная эпоха противотанковых мин
Чем отличается белый билет от военного билета?
Внешне белый билет ничем не отличается от обычного, получаемого после прохождения службы. Несмотря на название, он имеет такую же темно-красную обложку, на его страницах проставляются традиционные отметки:
- Личная информация владельца: ФИО, дата рождения, образование, гражданская специальность, спортивные разряды, семейное положение.
- Сведения о подготовке и прохождении военной и альтернативной службы, участии в боевых действиях, воинских званиях и наградах, полученных травмах.
- Отметки о пребывании в запасе.
- Сведения о медицинском освидетельствовании и прививках, антропометрические данные.
- Данные о воинском учете: постановке и снятии.
Несмотря на то, что все записи и графы одинаковые, белый военник можно легко отличить от обычного. В нем обязательно будет указана одна из двух непризывных категорий годности: «В» или «Д». Однако само заболевание или статья Расписания болезней, по которой молодой человек освобожден от армии, в удостоверении не указывается. Никто без ознакомления с личным делом, которое находится в военкомате, не сможет узнать, по какой причине призывника не взяли на службу: из-за простого плоскостопия, шизофрении или любой иной непризывной патологии.
Совет от Службы Помощи Призывникам
Если в военном билете указана статья Расписания болезней, по которой проводилось медицинское освидетельствование, призывник вправе обратиться в военкомат и заменить документ на новый.
Документ выдают всем призывникам, которые пройдут медицинское освидетельствование и подтвердят свой диагноз на дополнительном обследовании и КМО . Мужчины, которые избегали явки в военкомат до 27 лет, даже при наличии непризывного диагноза вместо военного билета могут получить справку уклониста.
C уважением к Вам, Николаева Анна, юрист Службы Помощи Призывникам.
Помогаем призывникам получать военный билет на законных основаниях: 8 (800) 333-53-63.
Противотанковые мины вермахта
Во времена Первой мировой войны использование полевых мин играло
подчиненную роль, несмотря на то, что статичная позиционная война создавала
идеальные условия для применения этого вида оружия. Вместе с тем, массированный
артиллерийский огнь делал любое минное заграждение в основном не эффективным.
По этой причине мины оставались далеко на втором плане.
Во времена рейхсвера проект первой немецкой противотанковой
мины (Tank-Minen, T-Mine) оказался не
практичным. Мина имела обозначение «T-Mine 29» и весила шесть
килограмм. Решением военного министерства рейха весной 1935 г. ее заменили новым боеприпасом, «T-Mine 35».
В дальнейшем «T-Mine 35» стала основным
противотанковым средством инженерно-саперных частей, а также саперных взводов в
других родах войск. Эта стандартная противотанковая мина весила почти 10 кг и
имела 5,45-килограммовый заряд взрывчатого вещества (ВВ), способный пробить до
10 см стальной брони.
Промышленность Третьего рейха к 1943 г. изготовила около 4,2
млн. экземпляров «T-Mine 35». Укомплектованный согласно штату
инженерный батальон вермахта перед войной располагал арсеналом в 1500 таких
мин.
Предвоенные учения. Солдаты саперной роты, имея по две противотанковые мины «T-Mine 35», разворачиваются для установки минного поля.
Варианты применения
Мины этой модели могли применяться несколькими способами. В
случае развертывания минных полей, в соответствии с предусмотренными
нормативами, они устанавливались в землю с интервалами от четырех до восьми
метров. При этом, использовался взрыватель нажимного действия.
Для борьбы с танками на ближней дистанции солдаты вермахта
использовали «T-Mine 35» с детонатором с замедлением от 10 до 15
секунд. В этом случае мина либо забрасывалась на корму движущегося вражеского
танка, либо подкладывалась под его гусеницу или корпус. Учитывая значительный
общий вес мины и её диаметр в 32 см, подобные действия требовали особой
сноровки и волевых качеств.
Из пропагандистского журнала «Сигнал». Обер-ефрейтор в окопе на передовой с двумя противотанковыми минами «T-Mine 42».
Как отмечают немецкие историки, к началу Второй мировой
войны инженерные войска вермахта в штатном оснащении испытывали огромный
недостаток мин. Большое количество противотанковых мин находились в
непосредственной близости от бункерных укреплений Западного вала и должны были
там оставаться. Там же складировались и начавшие поступать примерно с 1938 г.
противопехотные мины «S-Mine 35» (Schützenminen,
S-Mine). Поэтому свой первый «блицкриг» в Польше, Скандинавии,
Франции и на Балканах гитлеровские войска вытягивали с их минимальными запасами.
Противотанковые мины на сухопутном фронте
Сражения Первой Мировой войны на суше наглядно показали необходимость в инженерном усилении обороняющейся позиции. В комплекте к сотням километров пехотных окопов шли тысячи километров проволочных заграждений. Обороняющаяся пехота глубже зарывалась в землю, позиции войск усиливались на наиболее уязвимых участках долговременными огневыми точками, другими инженерными сооружениями. Преодолеть такую оборону было очень непросто, особенно для кавалерии, являвшейся на тот момент единственным ударным инструментом сухопутной армии. Пулемет и колючая проволока стали главными составными элементам оборонительных порядок противоборствующих сторон. На фоне этой картины вполне естественно выглядит появление на поле боя бронированных подвижных средств, которые могли таранным ударом пробить брешь в оборонительных позициях.
На Западном фронте сначала англичане и французы, чуть позже и немцы, для прорыва обороны противника стали успешно применять танки. Массированная танковая атака могла опрокинуть целый участок фронта. Первые бронированные левиафаны были далеки от совершенства, двигались с черепашьей скоростью и не имели достаточного бронирования. Несмотря на это, в воюющих армиях остро встал вопрос о том, как и какими средствами можно остановить вражеские танки. Вовремя пришла идея использовать минное оружие. Благодаря заложенному фугасному заряду можно было перекрыть направления наиболее вероятного применения танков. Идея пришла из военно-морского флота, где минное оружие доказало на практике свою эффективность в борьбе с превосходящим противником.
Противотанковая мина Первой мировой войны
Первые фугасы имели примитивную конструкцию, которая состояла из набора тротиловых шашек. Такая мина напоминала скорее взрывное устройство, приводимое в действие дистанционно при помощи человека через электрический провод. Ввиду того, что бронетехника на поле боя применялась в ограниченном порядке, первые противотанковые мины ставились в единичном порядке. Промышленность еще не освоила производство этих боеприпасов, потому о массовом применении минного оружия на полях Первой Мировой войны не могло быть и речи. Однако полученный урок не прошел даром. Стремительное развитие бронетанковой техники, изменившаяся в виду этого тактика ведения боя, заставили многие армии мира взять минное оружие на вооружение.
https://youtube.com/watch?v=avqHf5YU11E
Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР
Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.
Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.
Т-4
В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.
В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.
ТМ35
С этими образцами минного оружия Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну
Недостаточное внимание со стороны Высшего Военного руководства страны привело к тому, что в самый тяжелый период, осенью и зимой 1941 года, Красная Армия оказалась не готова к эффективной противотанковой обороне. Немецкие танковые колоны стремительно прорывались через оборонительные порядки на открытой местности, успешно взламывали фланги обороняющихся советских частей
Отсутствие противотанковых мин в необходимом количестве не позволяло создать прочную и устойчивую оборону на самых танкоопасных направлениях.
Противопехотные мины Российской армии
ПОМ-2
Противопехотная осколочная мина кассетной установки, также используемая для ручной установки. Устройство аналогично ОЗМ, также в наличии вышибной заряд. Постановка осуществляется из кассет, стабилизация в полете производится за счёт перфорированных щитков стабилизаторов.
Ручная установка только ПОМ-2Р. Вес мины – 1,5 кг, масса взрывчатки 140 грамм, поражение осколками металлического корпуса и готовыми поражающими элементами двух типов. Подобно МОН-50.
ПОБ, замена «Ведьме»
Для замены ОЗМ-72 был разработан новый противопехотный осколочный боеприпас, аналог американского М86, вроде как бы и не мина.
Вышибной заряд перенесли, этим добились вертикального положения корпуса при подъёме над землёй. Высота подъёма значительно уменьшилась 0,4-0,6 метра. Вес ПОБ – 2,3 кг, масса взрывчатки 510 гр.
Мины-сюрпризы типа МС и МЛ
Мины, предназначенные специально для отлова сапёров и любопытствующих. Используют взрыватели всех типов. Контактные, неконтактные, вибрационные и электроиндукционные срабатывающих на работу миноискателя.
Мина МЛ-7
Используется для установки боеприпасов сапёрного назначения в положение «неизвлекаемость». Вес всего 100 грамм, при массе заряда в 40. Тип датчика цели разгрузочный, иначе говоря, для срабатывания достаточно снять с датчика груз массой не менее 300 гр.
Использовать таки сюрпризы достаточно просто, под корпус ОЗМ или ТМ-57 достаточно положить взведенную МЛ-7, после истечения времени дальнего взвода взрыватель встает на боевой взвод и при снятии с датчика цели груза будет взрыв, от которого, скорее всего, сдетонирует и снимаемая мина.
МС-5, мина портсигар
Одна из редких мин-ловушек имитирующая конкретный предмет. Масса 660 гр, вес ВВ – 110 гр. Датчик цели разгрузочного типа, реакция на вскрытие портсигара или открывание его крышки.
МЛ-2 или МС-6М, ловушка для сапёра
Мины этого типа имеют взрыватель, реагирующий на работу электромагнитного индуктора металлоискателя, не далее чем 30 см. Второй вариант МС-6Щ, с контактным датчиком цели. Вес 4,4 кг, с электроиндукционным взрывателем 8,4 кг. Масса ВВ – 1,2 кг.
Используется для организации минной защиты опорных пунктов и для минирования противотанковых минных заграждений имеющих особую важность. Единственный вариант борьбы с минами этого типа один
Не подбирать ничего с земли, будь это даже коробок спичек или пустой магазин.
При разминировании считать, что все мины, включая ОЗМ, по умолчанию установлены на «неизвлекаемость». Танковые минные поля вскрывать тралом или использованием систем разминирования, хотя последнее зависит уже не от нас.
Технические данные
Boeing B-29 Superfortress
Приведенные характеристики соответствуют модификации B-29.
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985.
- Технические характеристики
- Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка)
- Длина: 30,18 м
- Размах крыла: 43,04 м
- Высота: 8,47 м
- Площадь крыла: 159,79 м²
- Стреловидность по передней кромке: 7° 1′ 26
- Коэффициент удлинения крыла: 11,5
- Средняя аэродинамическая хорда: 3,92 м
- Профиль крыла: Boeing 117
- Колея шасси: 8,69 м
- Масса пустого: 32 432 кг
- Масса снаряжённого: 36 652 кг
- Максимальная взлётная масса: 63 503 кг
- Максимальная посадочная масса: 61 235 кг
- Масса в бою: 45 926 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 25 482 кг (с баками в бомбоотсеках)
- Объём топливных баков: 35 443 л (с баками в бомбоотсеках)
- Силовая установка: 4 × воздушного охлаждения Wright R-3350-79
- Мощность двигателей: 4 × 2200 л. с. (4 × 1640 кВт)
- Воздушный винт: четырёхлопастной изменяемого шага Hamilton Std 6526A-6
- Диаметр винта: 5,05 м
- Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0241
- Эквивалентная площадь сопротивления: 3,82 м²
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 604 км/ч (на высоте 9144 м)
- Крейсерская скорость: 547 км/ч
- Скорость сваливания: 191 км/ч (при максимальной взлётной массе)
- Боевой радиус: 3413 км
- Практическая дальность: 6380 км
- Перегоночная дальность: 8321 км (с максимальным запасом топлива, без бомб)
- Практический потолок: 12 070 м (при боевой массе)
- Скороподъёмность: 8,26 м/с
-
Время набора высоты:
- 3048 м за 23,5 мин
- 6096 м за 61,5 м
- Нагрузка на крыло: 397,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Длина разбега: 1594 м (при максимальной взлётной массе)
- Длина пробега: 680 м
- Аэродинамическое качество: 16,8
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 12 × 12,7 мм пулемётов с 500 патр. каждый
- 4 сверху фюзеляжа спереди
- 2 сверху фюзеляжа сзади
- 2 под фюзеляжем спереди
- 2 под фюзеляжем сзади
- 2 в корме
- Боевая нагрузка:
- нормальная: 4536 кг
- максимальная: 9072 кг
-
Бомбы: свободнопадающие:
- 40 × 227 кг
- 12 × 454 кг
- 8 × 907 кг
- 4 × 1814 кг
Противотанковая мина ТМ и Великая Отечественная война
Активное применение минного оружия в ВОВ началось еще в конце 1941 года, когда Красная Армия пыталась создать вокруг Москвы мощную эшелонированную оборону. Войск, способных полностью прикрыть все направления в то время катастрофически не хватало. Отсутствовала в должном количестве противотанковая артиллерия. Было решено укрепить основные направления главного удара немецких войск в полосе Западного фронта и фланги, которые держали войска Калининского и Юго-Западных фронтов. В течение двух недель, которые предшествовали началу операции «Тайфун» советские инженерные части выставили в подмосковных полях до 200 тыс. мин. В основном использовались модели ТМ35, ТМ39, ТМ41 и ТМД40. На некоторых участках устанавливались новые мины ЯМ-5, рассчитанные на многоразовое использование.
ТМ41
Советские фугасы, расставленные на обширных площадях, существенно ограничили маневр немецких ударных танковых соединений, заставив их прорывать оборону на узких участках. Однако наиболее массово противотанковые мины ТМ41 использовались на полях сражений под Курском, где советской армии удалось оборудовать глубокоэшелонированную оборону против немецких ударных частей. Большая часть потерь немецких танков и САУ, участвующих в сражении на северном и южном фасе Курской дуги пришлось именно на действие минного оружия. ТТХ советских противотанковых мин, которые выпускались уже в последующие годы, существенно увеличили не только мощность заряда, но и обеспечивали лучшие эксплуатационные качества. При освобождении территории мины, которые ставились в начальный период войны, приходилось подрывать с помощью танковых тралов. Более поздние минные постановки обезвреживались саперами в режиме разминирования. В конце войны основным минным боеприпасом стала противотанковая мина ТМ-44, отличающаяся большим зарядом. Эту модель можно было установить даже под водой.
Подорванная техника под Курском
Немецкие мины на Восточном фронте начали появляться на поле боя, начиная с 1942 года. Стратегия постоянных ударов не была рассчитана на создание пассивной обороны. Первые минные поля, выставленные немцами, появились в полосе обороны 16 и 18 армий вермахта под Ленинградом и на Ржевском выступе, где необходимо было создать прочную оборону. Основными боеприпасами в немецкой армии стали T.Mine35 и T.Mine42. По принципу действия и ТТХ они были идентичным поздним советским образцам этого оружия. Немецкие боеприпасы отличались надежной конструкцией взрывателя, к тому же они были изначально рассчитаны на последующее разминирование.
Минные поля
“Чи-Ну” – танк, опоздавший на войну
Мины разные нужны
Противопехотные мины причиняли ущерб не только солдатам, но и лошадям, составлявшим основную тягловую силу армий в начале XX века. Появившиеся механические транспортные средства, в том числе и бронированные, также страдали от зарытых в землю зарядов, но особой конструкции, предназначенной для уничтожения тогдашних танков, неповоротливых и уязвимых, еще не изобретали. Ситуация изменилась к тридцатым годам, когда стратегам, мыслящим перспективно, стало ясно, что будущая война станет мобильной, и главенствующую роль в ней будут играть авиация и бронетанковые войска. Об авиации разговор особый, как показала история современности, есть и против нее средства, срабатывающие автоматически… Но об этом позже. А пока возник новый вид инженерного вооружения — мина противотанковая. При всем принципиальном сходстве со своей противопехотной «сестрой» она существенно от нее отличается. Задача, которую решали конструкторы, проектируя этот заряд со взрывателем, была другой.
После войны
Война окончилась, а танки остались. И состояли они на вооружении стран, совсем недавно бывших союзниками, а теперь ставших потенциальными противниками. Опыт, накопленный в сражениях, привел к совершенствованию противотанковых средств, в том числе и мин. К тому же и инженеры с учеными не сидели, сложа руки. Накопленный боевой опыт выявил наиболее уязвимые участки бронетехники, по ним и должны были наносить удары новые усовершенствованные образцы. Для того чтобы усложнить обнаружение, корпуса начали изготавливать из пластика, однако это привело к другой проблеме. При утере карт минных полей работа саперов значительно затруднялась. Зато расширилось многообразие взрывателей и способов огневого воздействия на бронетехнику.
Фрегат «Адмирал Григорович» впервые вышел в море
Тактико-технические характеристики мины
- Тип мины……………………………………….противогусеничная
- Корпус…………………………………………..металл.
- Масса……………………………………….…..9.5-10 кг.
- Масса взр.вещества (тротил, ТГА, МС)………7-7.5 кг.
- Диаметр…………………………………………32 см.
- Высота с МВ-62………………………….…….12.8 см.
- Высота с МВШ-62……………………….……..100.2 см.
- Диаметр датчика цели……………………….…9см.
- Чувствительность……………………………….200-500 кг.
- Температурный диапазон применения……….-60 –+60 град.
Мина по взрыво- весовым данным является самой мощной из всех советских противогусеничных мин. Взрыв ТМ-62 разрушает 3-6 траков, каток, повреждает балансир. На снимке показан результат взрыва под правым задним катком заряда ВВ аналогичного мине ТМ-62М. Танк шведский типа STRV. Разрушены 6 траков гусеницы, полностью разрушен один каток и значительно поврежден второй каток, разрушен балансир, сорваны листы противокумулятивного экрана, разрушена правая .полка. Оказался пробитым и борт танка. Животные (две собаки и овца), изображавшие экипаж, погибли. Танк восстановлению не подлежит. Впрочем, танки типа Т-62 гораздо прочнее. Днище и борт наших танков выдерживают и гораздо более мощные взрывы (мина типа ТМ-62 + 10-15 кг. ВВ). Обычно их в силах пробить только кумулятивная струя.
На рисунке слева красным цветом показана площадь датчика цели. Взрыв мины происходит при наезде гусеницы на взрыватель. Нажимной крышки, как в ТМ-46 или ТМ-57 мина ТМ62М не имеет, что в целом снижает несколько верятность подрыва танка на минном поле из мин ТМ-62, но в то же время повышает стойкость мины к воздействию на нее ударной волны взрывов зарядов разминирования. tm-57-3.gif (2537 bytes)Взрыватель МВШ-62 аналогичен взрывателю МВШ-46. Разница только в размере резьбовой части взрывателя (У МВШ-62 размер знаительно больше). Кроме того, высоту штыря МВШ-62 можно изменять наращиванием. Это позволяет успешно использовать мину при значительном снежном покрове.
Мина ТМ-62М оказалась достаточно удачной, сильной, ее взрыватели простыми и надежными; хотя в полной мере заменить мину ТМ-57 она не смогла из-за большего веса, малой площади датчика цели, а, значит и меньшей вероятности поражения танка. Кроме того, у мины ТМ-62М отстутствует очко для установки взрывателя неизвлекаемости. Хотя в качестве элемента неизвлекаемости используется мина-сюрприз МС-3.
Мины ТМ-62М укладываются в деревянные ящики по 4 шт. Вес ящика 60 кг. Взрыватели перевозятся в собственной укупорке. Однако мины могут перевозиться в своей штатной укупорке окончательно снаряженными, т.е. с ввинченными взрывателями.
Какой должна быть противопехотная мина
Устройство, создаваемое для эффективного поражения живой силы, должно отвечать ряду требований тактического характера. При взрыве следует создавать большое количество осколков, летящих с достаточной скоростью, чтобы причинить максимальный ущерб. При этом мина должна быть легкой, иначе саперам будет тяжело ее носить и устанавливать. Примером могут служить так называемые «Лепестки». Мины типа ПФМ-1 и ПФМ-1С скопированы с американских образцов под названием «Зуб дракона» (Dragontooth) — BLU-43. Они имеют очень скромные размеры, но причиняют значительный ущерб живой силе, выполняя сразу две задачи. Во-первых «Лепестки», как правило, не наносят летальных травм, а лишь калечат вражеских солдат, что создает дополнительную нагрузку на экономику неприятельской державы
Во-вторых, они могут самоликвидироваться (в модификации «С»), что очень важно при подготовке наступления
История создания и конструкция
В середине 50-х годов в Советском Союзе начали разрабатывать новые мины, предназначенные для борьбы с современной техникой вероятного противника. Первый боеприпас нового поколения – ТМ-56, оказался не очень удачным. А вот ТМ-57, имевшая несколько меньшую мощность заряда, но пригодная для установки с вертолётов и механизированных минных заградителей – получила широкое распространение.
Однако, конструкторы не собирались останавливаться и начали работы над миной, которая была бы мощнее ТМ-57, но при этом подходила бы для механизированной установки. Результатом работ стало семейство боеприпасов, получивших общее название ТМ-62.
Базовая модификация семейства ТМ-62 – ТМ-62М – представляет собой стальной корпус в виде плоской круглой коробки. Эта коробка заполняется взрывчатым веществом – обычно применяется тротил, но возможно использование «морской смеси» МС или ТГА.
Снаружи крепится тканевая ручка для переноски. Корпус окрашивается в оливковый цвет, на боку чёрным наносятся данные о модификации, дает и месте изготовления, а также о типе снаряжения.
По своему действию мина фугасная – то есть поражающая силой взрыва. Как правило, подрыв происходит при наезде танка на боеприпас, при этом разрушаются звенья гусеницы, повреждаются каток и элементы подвески. Возможно также проламывание днища и корпуса. Иначе говоря: танк либо теряет подвижность и требует восстановительного ремонта, либо полностью выходит из боя вследствие гибели экипажа.
Хотя мина может устанавливаться вручную, основным способом установки считался механизированный. Специально для этого, например, на базе самоходки СУ-100П был сконструирован гусеничный минный заградитель ГМЗ. ТМ-62М хорошо обнаруживается, но это не считается недостатком, так как конструкторами закладывалась возможность быстрого поиска и обезвреживания минных полей в случае необходимости.
Также она не может устанавливаться на неизвлекаемость, хотя для аналогичного эффекта под неё подкладывали дополнительную мину-сюрприз. Недостатком считается отсутствие у ТМ-62 нажимной крышки, из-за чего датчик цели имеет сравнительно небольшую площадь.
Некоторые из них позволяют подрывать мины дистанционно, по команде. Другие срабатывают после нескольких нажатий, обеспечивая свободны проход минного трала и подрыв под танком. Магнитные взрыватели не требуют наезда гусеницей, а специальные – срабатывают, когда к мине подносят миноискатель.
Стрелковое оружие, боеприпасы, приспособления и аксессуары XIX-XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «огнестрельное оружие и боеприпасы» и представляет собой любительский информационно-образовательный оружейный портал. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов – все права принадлежат их собственникам. Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.
- Аккаунт
- Разделы
- Оружие
- Боеприпасы
- Литература
- Галерея
- Статьи
- Видео
- Новости
- Глоссарий
- Сайт
- Главная
- О проекте
- Информеры
- Отзывы
- Ссылки
- Поиск
- RSS
- Информация
- Правила
- Соглашение
- Ответственность
- Конфиденциальность
- О файлах cookies
- Хостинг от uCoz
- Развлечение
- Поддержка
Усложнение задачи
Наиболее уязвимым местом любого танка считается его днище. Тоньше броня и по бокам, и в районе моторного отсека, но для успешного поражения любой единицы бронетехники достаточно взорвать заряд под ней. При всех своих достоинствах мина ТМ-62М срабатывает не под днищем, а при наезде на нее гусеницы, и большая часть удара воздушной волны приходится в сторону от боковой части корпуса, что снижает вероятность детонации боекомплекта. К тому же в данном случае важную роль играет фактор скрытности. Диверсант может установить заряд на пути следования вражеской техники, но вес его должен быть относительно небольшим. Противотанковая мина ТМ-72 устроена сложнее. Она по своей природе кумулятивная. Это означает, что при ее активизации возникает мощная направленная струя раскаленного газа, способного пробить толстую броню. Но и это еще не все, взрыватель мины обеспечивает некоторую задержку, что гарантирует подрыв в средней части движущегося танка, как раз там, где находятся самые важные и уязвимые узлы – боезапас и трансмиссия. Устройство реагирует на изменение магнитного поля, что объясняет его некоторую «капризность» и вероятность случайного срабатывания. Это недостаток всех подобных боеприпасов. К тому же ТМ-72 достаточно просто обезвредить тралением. Если, конечно, у противника есть информация об опасности минирования.
Мины ручной установки
Такая форма противотан-ковых мин стала уже классической.
На протяжении первого послевоенного десятилетия о современных темпах перемещения воинских подразделений никто и не помышлял
Именно поэтому значительное внимание разработчиков отводилось минам ручной установки
Одним из ключевых прототипов противотанковых мин стала немецкая Tellermine 42. Ее конструкция оказалась настолько удачной, что в разное время ту же конструкцию использовали СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.
Не менее перспективной была и противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения SMI-35/44, разработанная также в Третьем рейхе. Ее конструкция стала основой советских противопехотных мин ОЗМ и американских М16. Среди производителей подобных мин числятся также Италия, Болгария, Югославия, Вьетнам и Китай.
Это интересно: советские выпрыгивающие мины, в отличие от зарубежных аналогов, подрывались после отстрела при помощи стальной проволоки, связывающей предохранительную чеку взрывателя и дно стакана-контейнера. Если мина по каким-либо причинам не выпрыгивала на нужную высоту, она не взрывалась.
Франция приступила к разработке противопехотной мины направленного действия еще в 1947 году, однако до ума ее довели инженеры США. В 1953 году она получила название M18 Claymore и широко применялась во вьетнамской войне, а затем и во множестве локальных конфликтов. Впоследствии мины аналогичной конструкции появились и в СССР — сначала МОН-50, имеющая сектор поражения около 60 градусов, а затем более мощная МОН-90. Кроме того, на вооружении Советской Армии состояла МОН-100, создающая весьма узкий поток поражающих элементов, убойных на расстоянии свыше ста метров.
Знаменитый «Клеймор», который можно встретить во множестве боевиков. Установка «Клеймора». Какие бы мужественные лица не делали минеры, синий цвет мины выдает с головой ее учебное происхождение. А вот МОН-50 не повезло, она так и осталась безвестной в игровом мире. |
К противопехотным минам фугасного действия в этот период интереса не проявляли, хотя во время войны немецкие Schu-mine 42 очень неплохо себя зарекомендовали. Из примечательных образцов можно, пожалуй, вспомнить разве что советскую ПМН с нажимным датчиком, появившуюся в 1949 году, и такого же типа американскую М14, поступившую на вооружение армии США в 1955 году. Примечательно то, что именно эти мины стали первенцами нового направления «мин индивидуального поражения». Мина ПМН впоследствии дала начало целому семейству советских фугасных мин, а М14 широко использовалась во Вьетнаме, где осколочные мины кругового поражения показывали невысокую эффективность при значительной стоимости.
Это интересно: мины М14 сняты с вооружения армии США в 1974 году, однако Индия, Вьетнам и Бирма производят их и сегодня.
В послевоенные годы интенсивно развивались и различные специальные мины (объектные, противотранспортные, противодесантные). Вырабатывались эффективные методики их использования, создавались отказоустойчивые взрыватели замедленного действия (как часовые, так и химические). Серия советских взрывателей ЧМВ обеспечивала сроки замедления от 16 до 120 суток, а химические замедлители применялись при задержках от нескольких минут до нескольких суток. Активно велись исследования сейсмических и магнитных датчиков для противотранспортных мин.
Внутреннее устройство мины М14. Как видите, ничего сложного.
К началу 1960-х годов стало ясно, что мины ручной установки оказались тупиковой ветвью развития — тактика общевойсковых подразделений все больше опиралась на высокую мобильность. В первую очередь это касалось танковых войск, способных за сутки совершить рывок на тысячу километров.
Вторая мировая война убедительно показала, что минные заграждения, оперативно установленные в ходе боя, гораздо более эффективны, чем подготовленные заблаговременно. В первом случае враг несет ощутимые потери, а во втором он имеет возможность подготовиться к противоминным мероприятиям или определить пути обхода минных полей. Кроме того, оперативное минирование позволяло использовать мины экономнее, размещая их не на всех опасных направлениях, а в соответствии с конкретной обстановкой. Ручная установка мин при любом уровне организации не могла обеспечить выполнение задач по оперативному минированию.
Современная эпоха противотанковых мин
Противотанковая мина ТМ поздних модификаций продолжала оставаться на вооружении Советской Армии и после войны. Большая часть боеприпасов, оставшихся на складах после войны, были переданы ряду «братски стран в качестве оборонительного средства. В Советской Армии вплоть до середины 60-х годов на вооружении были противотанковые мины, созданные еще во время Великой Отечественной войны.
ТМ62М
В 1962 году на оснащение инженерных войск Советской Армии поступила новая модель противотанковой мины, тип ТМ-62. Конструкция и устройство этого боеприпаса стали базовыми для целого семейства мин, которые стали основным типом инженерно-оборонительных средств в Советской Армии, а после и в вооруженных силах РФ. Противотанковая мина модификации ТМ-62М является базовой моделью и представляет собой универсальный боеприпас противогусеничного действия. Основным взрывчатым веществом является 7-8 кг тротила, взрывчатка ТГА или МС. Мину можно установить в грунте, в снежном покрове и даже в воде. Срок действия боеприпаса не ограничен. Даже при условии разрушения металлического корпуса мина сохраняет свои боевые характеристики.
Автор статьи:
Метальников Александр
Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.