Оружие второй мировой. торпедные катера
Содержание:
Примечания
- ↑ Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 136 с. Глава V. Торпедные катеры в империалистической войне 1914—1918 гг.
- The Trafalgar Campaign: 1803—1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, pp. 82-84.
- Высказывание адмирала К. П. Пилкина в отношении типичной для своего времени миноноски Торникрофта, приведено по: Н. Н. Афонин, В. В. Яровой, Миноноски российского флота.
- British Motor Torpedo Boats 1939-45. Osprey, 2002-…
- Jane’s War at Sea: 1897—1997. By Bernard Ireland and Eric Grove, Harper Collins, 1997, p. 123.
- ↑
- Дважды Краснознамённый Балтийский флот. 3-е издание исправленное и дополненное. — М.: Воениздат. 1990. С. 142—143 ISBN 5-203-00245-2
- ↑
- Другие источники приводят следующие данные: А. С. Пухов указывает 6 катеров (Пухов А. С. Балтийский флот на защите Петрограда. (1919 г.). М. 1957. С. 119), но это явное преувеличение. Мичман А. Гефтер, сотрудничавший с англичанами, указывает 7 потопленных «моторов» из якобы участвовавших в операции 11-ти. Он пишет, что три другие — повреждённые — затоплены самими англичанамит. (Гефтер А. Воспоминания курьера // Архив русской революции. Берлин 1923. Т. 10. — Репринт: М.: Терра: Политиздат, 1991 («Русский архив»). С. 114—168 ISBN 5-250-02083-6 т. 9—10
- ↑ Agar F. Baltic Episode. A Classic of Secret Service in Russia Waters. London, 1961 P. 152, 178
- Bennet S. Cowan’s war: The Story of British Naval Operations in the Baltic, 1918—1929. London, 1964. P. 157
- ↑ Гефтер А. Воспоминания курьера // Архив русской революции. Берлин 1923. Т. 10. — Репринт: М.: Терра: Политиздат, 1991 («Русский архив»). С. 114—168 ISBN 5-250-02083-6 (т. 9—10)
- Военный министр У. Черчилль, последовательный сторонник активного противодействия большевизму, к рейду на Кронштадт отнёсся крайне неодобрительно. Оценивая результаты этой операции он указал Ллойд Джоржу на то, что этот рейд повлёк непоправимые потери.(Gilbert M. Winston S. Churchill. Vol. IV. 1916—1922. Boston, 1978. P. 871 приводится по: «Новый часовой» № 4. 1996. С. 88-90.). Вообще в названных боестолкновениях на Балтике англичане потеряли: один лёгкий крейсер, 2 эсминца, подлодку, 2 тральщика и названные торпедные катера. — «Новый часовой» № 4. 1996. С. 88-90
- Jane’s War at Sea…
- Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, pp. 18-29.
- «Моделист-Конструктор» 1988, № 1
- Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999.
История
Начало разработки
Отправка 80-футовых катеров фирмы Элко (англ.)русск. (тип А-3) из Нью-Йорка в СССР
В послевоенные годы в Военно-морском флоте СССР появился первый основной тип торпедного катера — большой ТКА проекта 183. Разработка этого судна была поручена коллектву Особого конструкторского бюро НКВД (ОКБ-5), штаб которого располагался первоначально на территории судостроительного завода № 5. Главным конструктором был назначен Павел Густавович Гойнкис. В разработке были учтены опыт создания и использования поставленных по ленд-лизу американских катеров типов «Воспер», «Элько» и «Хиггинс».
Физические размеры и скоростные качества
В соответствии с проектом эти катера должны были являться «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Корпус изготавливался из древесины, сами катера оснащались бронированной рубкой и мостиком (толщина брони 7 мм). Полное водоизмещение составляло 66,5 т. Четырёхвальная дизельная энергетическая установка из отечественных двигателей типа М-50Ф (возможна была замена на модификации М-50Ф-1 и М-50ФТК) обеспечивала мощность 4800 л. с. и позволяла развивать скорость до 43-44 узлов (крейсерская скорость 33 узла). Дальность плавания зависела от скорости: при 33 узлах составляла 600 миль, при 14 узлах — 1000 миль. Запас топлива составлял 10,3 т. Для облегчения прохождения по внутренним водным путям мачта катера была сделана заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту.
Вооружение
Вооружение катера включало два 533-мм однотрубных палубных торпедных аппарата класса ТТКА-53М. Оба располагались побортно под углом 3° к диаметральной плоскости. Также были установлены две спаренные 25-мм автоматические зенитные установки типа 2М-3 с боезапасом в 2000 выстрелов. Помимо этого, вперегруз на катер могли браться до 8 глубинных бомб ББ-1, до 6 морских мин КБ-3 и от 8 до 18 мин (вместо торпед) АМД-500. В состав радиовооружения входили РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М» и две радиостанции. Для отвлечения противника устанавливалась дымовая аппаратура ДА-7 и 4 дымовые шашки МДШ. В навигационное вооружение входили приборы «Гиря», КГМК-4 (или ДКГМК-3), «Рейс-55» и авторулевой «Зубатка».
Строительство и модификации
В ходе государственных испытаний было выявлено много замечаний, но катера строились большой серией с 1952 по 1960 год. По оценкам моряков, катера были удачными и даже стали базовыми при разработке ракетного катера проекта 183-Р. Головной катер был сдан ВМФ в 1949 году, с этого года и вплоть до 1960 строились катера на заводах: № 5 в Ленинграде, № 460 в Сосновке и № 602 во Владивостоке. Итого было выпущено более 420 экземпляров.
На базе проекта «Большевик» были построены несколько модифицированных кораблей.
- На катере проекта 183-Т был испытан дополнительный газотурбинный форсажный двигатель мощностью 4000 л. с., который позволял развивать скорость до 50 узлов. В 1955—1957 годах в Ленинграде по откорректированному проекту построили 25 таких катеров.
- В 1958 году был построен опытный катер проекта 183-У, вооружённый четырьмя торпедными аппаратами, а в составе его энергоустановки использовались новые быстроходные дизельные двигатели. Полное водоизмещение катера достигало 92 тонн. Проект, однако, был закрыт, хотя и разрабатывались два его дальнейших варианта развития: 183-ТУ (с форсажной газовой турбиной) и 183-Т2 (с маршевой ГТУ и дополнительным 25-мм зенитным автоматом).
- Был подготовлен также штабной проект катера 183-Ш.
- Катер проекта 183-А был оснащён усиленной арктилитовой обшивкой (арктилит — это аналог бакелизированной фанеры с запрессованной металлической проволокой).
- Катер проекта 199 был классифицирован как «охотник за подлодками» и вошёл в состав пограничных войск. Всего было построено 52 экземпляра.
- Для обучения войск выпускался катер 183-Ц — радиоуправляемая учебная мишень.
- В число нереализованных проектов вошли проект 183-Я2 и 183-Я3 с более лёгкими дизельными двигателями М503 (цифра в конце наименования катера класса 183-Я указывает количество таких дизелей). Водоизмещение первого судна составляло бы 88 тонн, а второго — 110 тонн. Вооружение было бы аналогично катеру 183-У.
Наши дни
К концу 1980-х годов все катера, кроме некоторых модификаций, были списаны. В течение всего срока службы они принимали активное участие в боевой подготовке и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.
Дизайн и описание
Торпедный катер Type 24 был немного больше предыдущего Type 23 и имел некоторые дополнительные улучшения, основанные на опыте с Type 23. Лодки имели много погодных штурвалов, так что им было «почти невозможно держать курс при ветре и на небольшой скорости». Конструкцию критиковали за то, что она была оснащена слишком большим количеством торпед для той роли, которую они фактически использовали во время Второй мировой войны.
Лодки имели общую длину 92,6 метра (303 фута 10 дюймов) и 89 метров (292 фута 0 дюймов) по ватерлинии . Они имели ширину 8,65 метра (28 футов 5 дюймов), среднюю осадку 3,52 метра (11 футов 7 дюймов) и смещали 932 длинных тонны (947 т) при и 1319 длинных тонн (1340 т) при глубокой нагрузке . Их корпус был разделен на 13 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно, которое занимало 96% их длины. Их экипаж насчитывал 129 офицеров и матросов.
Тип 24 имел два комплекта турбин, каждая из которых приводила в движение один трехлопастный винт высотой 2,35 метра (7 футов 9 дюймов) , использующий пар, обеспечиваемый тремя водотрубными котлами, которые работали при давлении 18,5 кг / см 2 (1814 кПа). ; 263 фунтов на кв . Дюйм ). Турбины были разработаны для производства 23000 лошадиных сил (17000 кВт ; 23000 ) при скорости 34 узла (63 км / ч ; 39 миль в час ). Суда несли максимум 338 метрических тонн (333 длинных тонны) мазута, который должен был обеспечить дальность действия 3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час). Эффективная дальность полета на этой скорости составила всего 1,997 миль (3698 км).
Вооружение и сенсоры
В собранном виде на Type 24 были установлены три пушки SK C / 28 калибра 52 10,5 см (4,1 дюйма) , одна в носовой части и две в корме надстройки , пронумерованные от одного до трех от носа до кормы. Установки имели диапазон возвышения от -10 ° до + 30 °, и пушки стреляли 14,7-килограммовыми (32 фунтами) снарядами с начальной скоростью 925 м / с (3030 футов / с). У них была дальность полета 17 250 метров (18 860 ярдов) на максимальной высоте. Некоторые из этих орудий были изменены, чтобы использовать боеприпасы орудия SK C / 32, который весил 15,1 кг (33 фунта) и увеличивал начальную скорость до 785 м / с (2580 футов / с). Новый боеприпас имел максимальную дальность 15 175 метров (16 596 ярдов) при угле возвышения 44,4 °. Последняя уцелевшая лодка, Jaguar , сохранила свое первоначальное орудие до потери в 1944 году. Каждое орудие было снабжено 100 снарядами. В 1932 году « Леопард» и « Луч» расточили свои орудия, чтобы они служили прототипами 12,7-сантиметровых орудий SK C / 34 перед их использованием на эсминцах типа 1934 .
Суда этого класса несли шесть надводных торпедных аппаратов диаметром 50 см (19,6 дюйма) в двух тройных установках, а также могли нести до 30 мин . После 1931 года торпедные аппараты были заменены на 533-миллиметровые (21,0 дюйма) аппараты, в которых, вероятно, использовалась торпеда G7a . Эта торпеда имела боеголовку массой 300 кг (660 фунтов) и три настройки скорости / дальности: 14 000 метров (15 000 ярдов) при 30 узлах (56 км / ч; 35 миль в час); 8000 метров (8700 ярдов) на скорости 40 узлов (74 км / ч; 46 миль / ч) и 6000 метров (6600 ярдов) при 44 узлах (81 км / ч; 51 миль / ч).
Пара 2-сантиметровых (0,8 дюйма) зенитных орудий C / 30 также была добавлена после 1931 года. Орудие имело эффективную скорострельность около 120 выстрелов в минуту. Снаряды весом 0,12 кг (0,26 фунта) стреляли с начальной скоростью 875 м / с (2870 футов / с), что давало ему потолок 3700 метров (12100 футов) и максимальную горизонтальную дальность 4800 метров (5200 ярдов). . Каждая лодка несла по 2000 патронов на орудие. Военные дополнения включали дополнительную пару 2-сантиметровых орудий в одиночных установках прямо перед орудием № 2. В конце 1942 года на смену им пришла 4-х сантиметровая монтировка. Другие орудия, которые были добавлены, включали три 2-см орудия, расположенные вокруг кормовой воронки , еще одну пару, установленную на крыльях мостика , и орудие, добавленное перед мостом , все в одиночных установках. Примерно в 1944 году был установлен радар-детектор FuMB 4 Sumatra и радар .
Торпедные катера Второй мировой войны
В период между двумя мировыми войнами торпедные катера разрабатывались и серийно выпускались только в Италии, СССР и Германии. Увлечение итальянских моряков подобными судами вполне понятно: с их помощью они добились в Первой мировой войне значительных успехов. Поэтому в 1920-х гг., учитывая опыт минувшей войны, итальянские фирмы разработали несколько усовершенствованных проектов торпедных катеров.
Германский катер «Шнельбот» атакуют
Фирма «Баглиетто» сконструировала 22-т катер MAS 500, который развивал наибольшую скорость хода 42 узла и был вооружен одним 13,2-мм пулеметом и двумя 450-мм торпедами. Этот катер стал основой флотилий торпедных катеров итальянского флота. С 1936 по 1937 г. была изготовлена первая серия таких катеров в количестве 24 единиц. Три последующие серии включали в общей сложности 48 подобных кораблей.
Производство торпедных катеров в Германии отчасти можно объяснить стремлением компенсировать нехватку крупных боевых кораблей, которая была обусловлена Версальским договором.
Торпедные катера типа Г-5 у причала советского порта
Первые германские торпедные катера типа S1 и S2 (S — сокр. от «Schnellboot» — «быстроходный катер») имели сравнительно большое водоизмещение (51,6 и 58,0 т соответственно). Кроме двух 500-мм торпед они были вооружены 20-мм автоматической пушкой. Благодаря исключительно удачной форме корпуса и мощным двигателям (900 и 1100 л. с.) они могли развивать в штормовом море скорость до 34 узлов. Всего в годы войны в Германии было построено 210 торпедных катеров.
Первые советские торпедные катера разрабатывались в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством авиаконструктора А. Туполева.
В 1928 г. ЦАГИ начал работу над созданием нового катера Г-5. При водоизмещении 17 т он имел на вооружении две 533-мм торпеды, 2 пулемета и мог нести 4 мины. Два двигателя суммарной мощностью 2000 л. с. обеспечивали скорость до 56 узлов. Именно эти катера в предвоенные годы составили основу соединений малых кораблей нашего флота и широко применялись в Великую Отечественную войну.
Итальянский катер MAS 505 с торпедой на борту
В общей сложности в составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны насчитывалось 269 торпедных катеров — больше, чем у флотов всех остальных стран вместе взятых.
Наибольших успехов в период Второй мировой войны добились германские катера. Они потопили 101 грузовое судно общим тоннажем 214 728 т, что почти в пять (!) раз превышало тоннаж флота СССР (42 200 т).
Пулемет «Бреда» калибра 13,2 мм устанавливался на итальянские катера
Поделиться ссылкой
Список катеров проектов 123 и 123бис в годы Великой Отечественной войны
Номер | Название | Заложен | Спущен | Введен в строй | В составе флота | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
ТК-351 | 30.07. | 16.05. | 25.10.1940 | ЧФ | Головной катер серии проекта 123 | |
ТК-7 | «Одесский патриот» | Начало 1944 | Осень 1944 | 4.02. | ТОФ | |
ТК-100 | «Одесский колхозник» | ТОФ | ||||
ТК-110 | ТОФ | |||||
ТК-111 | ТОФ | |||||
ТК-112 | ТОФ | |||||
ТК-120 | ТОФ | |||||
ТК-122 | ТОФ | |||||
ТК-123 | ТОФ | |||||
ТК-130 | ТОФ | |||||
ТК-131 | «Речник Ангары» | 15.05.1944 | окт. 1944 | 19.11.1944 | КБФ | Заложен на Тюменской судоверфи (с октября 1941 г. — завод № 639), 30.09.1944 г. отправлен по железной дороге в Ленинград для достройки. Вошел в состав БФ 30.01.1945 г. 15.04. в Гданьском заливе совместно с ТК-141 тяжело повредил германский эсминец Z-34. В 1995 году на заводе Алмаз был построен по подлинным чертежам полноразмерный макет катера проекта М-123бис. Бортовой номер присвоен в честь ТК-131. |
ТК-132 | «Артёмовец» | КБФ | 11.04. был повреждён береговой артиллерией противника в Гданьском заливе, выбросился на берег, уничтожен советской штурмовой авиацией. | |||
ТК-133 | «Трудящийся Артёма» | КБФ | Предположительно потопил 28.04. транспорт (2 475 брт) | |||
ТК-140 | ТОФ | |||||
ТК-141 | «Одесский комсомолец» | КБФ | 15.04. в Гданьском заливе совместно с ТК-131 тяжело повредил германский эсминец Z-34. По ошибке потоплен советской авиацией 9.05.1945 в районе Либавы. | |||
ТК-142 | ТОФ | |||||
ТК-143 | ТОФ | |||||
ТК-146 | ТОФ | |||||
ТК-148 | ТОФ | |||||
ТК-350 | «Черноморец» | ЧФ | ||||
ТК-472 | «Моряк Дальстроя» | ТОФ | ||||
ТК-473 | «Ливадия» | ТОФ | ||||
ТК-474 | ТОФ | |||||
ТК-475 | ТОФ | |||||
ТК-476 | ТОФ | |||||
ТК-477 | ТОФ | |||||
ТК-478 | ТОФ | |||||
ТК-479 | ТОФ | |||||
ТК-480 | ТОФ | |||||
ТК-481 | ТОФ | |||||
ТК-607 | «Комсомол Казахстана» | ТОФ | ||||
ТК-608 | ТОФ |
Все по
Торпедные катера СССР
Из торпедных катеров наиболее массовыми сериями строились катера ближнего действия типа Г-5. Они поступали в состав флота с 1933 по 1944 год. При водоизмещении порядка 18 тонн катер имел две 53-см торпеды в аппаратах желобного типа и мог развивать скорость хода свыше 50 узлов. Первые катера типа Г-5 создавались авиационными специалистами (главный конструктор А. Н. Туполев), и это наложило отпечаток на их конструкцию. Они снабжались авиационными моторами, имели дюралевые профили, сложную форму корпуса, в том числе в надводной части, и другие особенности.
Торпедный катер «Воспер»
Всего было построено 329 катеров типа Г-5, из них 76 — в годы войны. На замену этому катеру, но в его габаритах, следовала серия катеров типа «Комсомолец» с улучшенной мореходностью и повышенной дальностью плавания. Новые катера имели оружие — два трубных 45-см торпедных аппарата, четыре крупнокалиберных пулемета и были более технологичны для судостроительных заводов. Первоначально на них стояли американские моторы «Паккард», а после войны стали устанавливать высокооборотные отечественные дизели М-50. Так называемые катера волнового управления (без экипажа), управляемые по радио с гидросамолета МБР-2, в войну оказались слабо защищенными от авиации противника. Поэтому они использовались как обычные торпедные катера, то есть плавали с личным составом.
Первые торпедные катера СССР — корабли Второй мировой войны, дальнего действия типа Д-3 поступили на флоты в 1941 г. Их строили в деревянном корпусе с безреданными обводами и развитой килеватостью. Вооружались катера 53-см торпедными аппаратами бортового сбрасывания открытого типа. По водоизмещению катера Д-3 в два раза превосходили дюралевые Г-5, что обеспечивало лучшую мореходность и увеличенную дальность плавания. Все же, по стандартам мирового кораблестроения, торпедные катера Д-3 больше относились к промежуточному типу, чем к дальноходным катерам. Но и таких катеров в советском флоте к началу войны были единицы, а Северный флот насчитывал в своем составе всего два торпедных катера. Только с началом военных действий на этот флот были переброшены десятки катеров. На долю отечественных торпедных катеров пришлось примерно 11 % всех израсходованных торпед. В прибрежной зоне не было достаточных объектов атаки для торпедных катеров ближнего действия. Вместе с тем эти катера плавали сравнительно много, но использовались часто не по прямому назначению (высадка десантов и т.д.).
Если в составе флотов было больше катеров дальнего действия, то торпедное оружие могло использоваться у берегов противника. Получение в 1944 году Северным флотом 47 импортных катеров типа «Воспер» и «Хигинс» существенно увеличило боевые возможности бригады торпедных катеров. Их боевая деятельность стала более результативной.
В книге «Война на море в восточно-европейских водах в 1941-1945 гг.» (Мюнхен, 1958) немецкий историк Ю. Мейстер пишет: «Русские катера нападали днем так же, как и ночью. Часто они поджидали немецкие караваны, укрываясь за скалами в маленьких бухтах. Русские торпедные катера были постоянно растущей угрозой для немецких конвоев».
С 1943 года применялись катера типа Г-5 с реактивными установками М-8-М. В состав Черноморского флота вошли б таких катеров. Отряд катеров под командованием И. П. Шенгура систематически наносил удары по вражеским аэродромам, портам, укреплениям, а в сентябре 1943 г. участвовал в высадке десантов в районе Анапы, в районе станции Благовещенская и у озера Соленое.
Немного о действиях в Ла-Манше
О немецких торпедных катерах мировая пресса впервые заговорила в конце мая 1940 года во время девятидневной эвакуации английских экспедиционных войск из Дюнкерка. Газеты и телеграфные агентства всего мира наперебой публиковали тогда сведения, передаваемые из Германии. 22 мая 1940 года: «Германские торпедные катера потопили в Ла-Манше неприятельский вспомогательный крейсер». 26 мая 1940 года: «У Остенде германские торпедные катера потопили английский эскадренный миноносец. У Гельдера германские торпедные катера потопили подводную лодку противника».
3 июня 1940 года. «Английское морское министерство сообщает, что в операции у Дюнкерка участвовало 222 английских военных корабля и 665 мелких судов. Несмотря на действия подводных лодок и торпедных катеров противника, потери союзного флота были сравнительно незначительными. Кроме погибших в мае трех эскадренных миноносцев «Графтон», «Гренейд» и «Уэйкфул», были потоплены также эскадренные миноносцы «Базиликс», «Кейт» и «Хэвант». Из общего числа 170 небольших военных судов потеряно 24″.
Через 20 лет после этих событий английский историк Д. Дивайн, проанализировав военную обстановку на основании документов противостоявших в Дюнкерке сил, установил, что потери союзников оказались очень большими. При эвакуации 338 226 человек один только английский флот потерял 226 из 693 кораблей и среди них 6 эсминцев, сторожевой корабль, 5 тральщиков и около 200 малых судов и катеров. Примерно такое же количество кораблей и судов получили серьезные повреждения. Выяснилось, однако, что участие немецких торпедных катеров, да и вообще всех германских военно-морских сил, в боях против англо-французского флота у Дюнкерка было гораздо менее значительным, чем можно было представить, опираясь на сообщения печати.
И действительно, в мае 1940 года события на сухопутном фронте в Северной Франции, Голландии и Бельгии развивались так стремительно, что выход немецких войск к Ла-Маншу и окружение английских экспедиционных войск в Дюнкерке застало немецких адмиралов врасплох. В военно-морских базах Германии в этот момент не оказалось кораблей, способных серьезно помешать снабжению окруженных английских войск, а затем их успешной эвакуации.
Немецкий торпедный катер S-204
Главная нагрузка в дюнкеркской операции легла на немецкую авиацию, которая не только бомбардировала и торпедировала корабли и суда союзников у причалов и в море, но даже взяла на себя постановку минных заграждений. Лишь 21 мая в южной части Северного моря появились две флотилии немецких торпедных катеров, переведенные из Норвегии…
Для эвакуации войск из Дюнкерка англичане разработали три маршрута через Ла-Манш – центральный, западный и восточный. С 28 мая английские и французские суда стали пользоваться последним маршрутом, крайняя точка которого – Куинтвисльский буй – находилась всего в часе хода от Остенде, где базировались переведенные из Норвегии немецкие торпедные катера. 29 мая в 00.45, когда эсминец «Уэйкфул» с войсками на борту огибал буй, наблюдатели заметили следы двух торпед. Одна из них прошла мимо, зато другая угодила прямо в середину корпуса. Эсминец переломился пополам, обе половины, став вертикально, ушли на дно в течение каких-нибудь 15 минут. Шедшие вместе с «Уэйкфулом» эсминец «Графтон» и тральщик «Лидд» спустили на воду шлюпки, которые начали подбирать тонущих. Через полчаса к ним присоединились дрифтер «Наутилус» и лоцмейстерское судно «Комфорт». В это время не замеченный в темноте немецкий катер выпустил торпеды в «Графтон», и когда эсминец начал тонуть, «Комфорт» и «Наутилус», вспугнутые взрывами, стали на полном ходу удаляться с места событий. Приняв их за уходящие после атаки вражеские катера, «Лидд» и тонущий «Графтон» открыли по «Комфорту» огонь. Конец этой канонаде положила очередная вражеская торпеда, разнесшая «Комфорт» буквально на куски вместе с экипажем и людьми, спасенными с «Уэйкфула»
История создания торпедного корабля
В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения — метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж — 8,91 т, быстроходность — целых 54 узла.
Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.
Послесловие
Таким образом, несмотря на определенные недостатки, в целом германские торпедные катера не только соответствовали предъявляемым требованиям, но и по праву считались одними из лучших представителей своего класса времен Второй мировой войны. В войне торпедные катера потопили корабли противника общим водоизмещением почти 1 000 000 тонн. Их оружием были мины и торпеды. Шнелльботы потопили 109 транспортов (общим водоизмещением 232 809 т), а также 11 эсминцев, 22 траулера, подводную лодку, 12 десантных кораблей и ряд судов других классов. (Прим. В разных источниках цифры разнятся.) В боевых действиях участвовало 220 катеров, составляющие семь флотилий. 149 (Др. источник 112) торпедных катеров были затоплены противником или экипажами. «Морские ассы» – так называли немецкие торпедные катера за изображения тузов на тактических символах. Они действовали храбро, не безрассудно и не принося бессмысленных жертв. Британский историк Питер Смит, известный своими исследованиями боевых действий в Ла-Манше и южной части Северного моря, написал о шнелльботах, что
Последние недели войны торпедные катера принимали участие в организованной эвакуации, которая была главной задачей флота на тот период. Она заключалась в доставке домой беженцев. За один рейс торпедный катер мог перевезти до 110 пассажиров. В последние дни войны катера спасли около 15 000 человек на Балтийском море. Их последним заданием стало не уничтожение, а спасение человеческих жизней.
Сдача британским войскам, Портсмут 1945
Послевоенная жизнь «шнелльботов» была весьма непродолжительной. Их примерно поровну поделили между державами-победительницами. Подавляющее большинство из 32 «шнелльботов», доставшихся Великобритании, было сдано на слом либо затоплено в Северном море в течение двух лет после окончания войны. Расчетливые американцы выставили 26 своих катеров на продажу и даже сумели извлечь из этого выгоду, «сплавив» их флотам Норвегии и Дании. Полученные СССР по репарациям «шнелльботы» (29 единиц) совсем недолго находились в боевом составе ВМФ — сказалось отсутствие запасных частей, да и сами корпуса были сильно изношены; 12 из них попали в КБФ, где прослужили до февраля 1948 года. Остальные перешли на Север, где 8 катеров были списаны, не пробыв в строю и года. Продлить жизнь остальных до июня 1952 года удалось, использовав механизмы с исключенных «шнелльботов». Экономные датчане дотянули эксплуатацию своих трофеев до 1966 года. Часть катеров они перекупили у Норвегии; всего их в датском флоте насчитывалось 19 единиц. Во флоте ФРГ осталось лишь два «шнелльбота» — бывшие S-116 и S-130. Они использовались в качестве опытовых судов и к 1965 году были сданы на слом. До наших дней не дожило ни одного немецкого торпедного катера периода Второй мировой войны. Единственными экспонатами, связанными со «шнелльботами», были два дизеля МВ-501, снятые с S-116 и находившиеся в Техническом музее в Мюнхене. Но и они погибли во время пожара в апреле 1983 года.
* * *
Небольшое волнение на море то скрывает, то показывает небольшой объект вдали. Морось липкими каплями оседает на окулярах, а тёмные волны шумно бьются о корпус. Пасмурная погода портит видимость и так мрачного вечера.
«Кит», – подумал он, даже скорее надеялся.
Это была последняя мысль юного моряка, взрыв оглушил мрачную тишину. Эсминец разорвало пополам, обе половины, накренившись вертикально к небу, пошли ко дну, словно протягивая руки к небу и моля о помощи. Наконец судно скрылось под водой, обретя вечный покой.
Опустив бинокль, капитан отдаёт приказ возвращаться. И небольшое, приземистое судно быстро покидает место уже былой трагедии…
Торпедный катер ранних серий
Ночная атака «шнелльботов»
Торпедный катер «Шнелльбот». Видны следы попаданий от пуль
Торпедный аппарат «шнелльбота»
Служба
Живучесть катеров была довольно высокой. В ходе десантной операции в Лиинахамари, в которой участвовали две группы катеров Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А. О. Шабалина и капитана 2 ранга С. Г. Коршуновича, катера попали под плотный артиллерийский обстрел с немецкой и финской стороны. При этом катер ТК-114 получил повреждение тяги руля, однако при помощи одних только моторов экипаж вывел корабль из-под обстрела. Как оказалось, в корпусе было насчитано 200 пробоин. Однако самую большу́ю живучесть проявил катер ТК-209 под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова: в мае 1944 года близ Кийских островов его атаковала немецкая авиация. От выстрелов из пулемётов, пушек и бомб в корпусе образовалось 320 пробоин, однако экипаж не только спас катер от гибели, но и сумел сбить один из самолётов.
Десантная операция в Лиинахамари
В сентябре 1944 года Карельский фронт начал операцию по очистке от врага района Петсамо, Северному же флоту предстояло сорвать эвакуацию войск противника морем, а также десантировать морскую пехоту во вражеский тыл.
Фашисты всеми силами пытались удержать Петсамо для эвакуации через него в Северную Норвегию остатков своих разгромленных соединений. Поэтому командующий Северным флотом принял решение сначала силами десанта овладеть портом Линахамари и затем начать наступление на Петсамо с севера. Для доставки десантников было выделено 8 торпедных и 6 сторожевых катеров.
12 октября в 21 час катера вышли в море. Однако недалеко от входа в Печенгскую губу противник обнаружил первую группу, которой командовал Герой Советского Союза капитан-лейтенант А. О. Шабалин. Враг начал интенсивный артиллерийский обстрел, но катера, увеличив скорость, ворвались в порт. Точно так же под сильным огнем врага, маневрируя курсом и скоростью, используя «мертвые» пространства у западного берега залива, доставляли десантников в порт и остальные группы катеров. Шабалин встречал подходившие группы и сопровождал их к пунктам высадки.
Стремительное наступление десантников позволило уже к вечеру 13 октября полностью овладеть портом Линахамари. А 15 октября войска 14-й армии очистили от врага Петсамо и 25 октября — Киркинес. Таким образом, в результате действий Северного флота было освобождено все побережье от Печенгской губы до Бек-фиорда. Петсамо-Киркинесская операция завершилась разгромом группировки немецко-фашистских войск в Заполярье, положив начало изгнанию гитлеровцев из Норвегии.
В жестоких схватках с врагом советские катерники проявили себя мужественными защитниками Родины, показав высокие образцы воинского мастерства, невиданную стойкость и героизм. Они расстраивали морские коммуникации врага, высаживали десанты и разведывательные группы, участвовали в сопровождении крупных кораблей и транспортов, в постановке минных заграждений. Наиболее значительных успехов добились дважды Герой Советского Союза А. О. Шабалин и Герой Советского Союза А. Г. Свердлов, потопившие по семь судов и кораблей каждый. В. М. Лозовскому, В. М. Старостину и А. И. Афанасьеву, воевавшим на Д-3, были также присвоены звания Героя Советского Союза.