Кто такие варяги?

Кий

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий.
Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

Примечания

Историческая справка[править]

Адам Бременский (нем. Adam von Bremen), в произведении «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» (лат. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum), пишет о ваграх и русах — причисляя их к славянским народам: ваграми, — в немецких источниках, — называли именно варягов; это были прекрасные мореходы, которые любили дальние плавания и совершали набеги на Англию в VIII‒IX столетиях. Средневековые авторы говорили, что они «свирепее всякой свирепости». Адам размещал варягов-вагров в Гольштейне (нем. Holstein), который входил в состав области, населённой вандалами. На востоке к ним примыкали ободриты (ререги). Вполне возможно, что имя «ререги» (соколы) и было их племеннным самоназванием, в отличие от немецко-язычного обозначения ободриты (Ab-Oder). Следовательно, к северо-западу от Вагрии размещались вандалы Гольштейна, занимая юг Ютландии и гранича на севере с Данией.

На русской службе

«После всего этого сказали варяги Владимиру: «Это наш город, мы его захватили, — хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека». И сказал им Владимир: «Подождите с месяц, пока соберут вам куны». И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: «Обманул нас, так отпусти в Греческую землю». Он же ответил им: «Идите». И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же ещё прежде них отправил послов к царю с такими словами: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного».»

«Заморские гости», Николай Рерих, 1901, Третьяковская галерея.

Сколько варягов удавалось привлечь князьям из-за моря, можно оценить по дружине Ярослава Мудрого, который в 1016 году в поход на Киев собрал 1000 варягов и 3000 новгородцев. Сага «Прядь об Эймунде» сохранила условия наёма варягов в войско Ярослава. Предводитель отряда в 600 воинов Эймунд выдвинул такие требования за год службы:

«Ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны Ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра Мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги, а если мы будем сидеть спокойно, то наша доля станет меньше.»
Таким образом ежегодная фиксированная плата рядового варяга на Руси составляла около 27 г (1 эйрир) серебра или немногим больше ½ древнерусской гривны того периода, причём воины могли получить оговоренную сумму только в результате успешной войны и в виде товаров. Наём варягов не выглядит обременительным для князя Ярослава, так как после захвата великокняжеского престола в Киеве он выплатил новгородским воинам по 10 гривен. После года службы Эймунд поднял плату до 1 эйрира золота на воина. Ярослав отказался платить, и варяги отправились наниматься к другому князю.

Варяги и немцы

В синхронных документах X века (русско-византийские договоры и византийские документы) название «варяги» не используется, так что все упоминания о них до XI века носят ретроспективный характер. В русских летописях варяги предстают прежде всего как наёмные профессиональные воины в IX — XI вв. С XII века — как купцы с Балтики, а понятие «варяжский» смещается в сторону обобщающего этнического признака. В житие Св. княгини Ольги о её родителях сообщалось: «Отца имела язычника, также и мать некрещённую от языка Варяжска.»

В договоре конца XII века новгородцев с ганзейской торговой лигой варяги выступают как выходящее из употребления общее наименование «немцев» и жителей Готланда.

В «Повести временных лет» «Сказании о призвании варягов» содержится такой текст:
«И сказали себе : „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти.»

Историческая реконструкция Варяжской дружины

Новгородская летопись старшего (и младшего) изводов отмечают в 1201 году заключение новгородцами мира с варягами, завершившего крупную ссору на Готланде, видимо по торговым делам, несколькими годами ранее. Но локализация летописных варягов от 1201 года (относительно Старой Руссы и обратной сухопутной дороги в Новгород горою через село Коростынь) требует дальнейших исследований — » А Варягы пустиша без мира за море. Того же лъта срубиша в РусЂ город. А на осень приидоша Варязи горою на миръ. и да имъ миръ на всеи воли своеи». В летописях для озера Ильмень в направлении к Старой Руссе сохранилось и другое название — «Руское море». В русских источниках слово «варяжская» по отношению к церквям означало фактически «католическая».

Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый

А вот при Ярославе Мудром в XI веке в варяжских дружинах в большом числе появляются шведы-скандинавы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. И не случайно вставка в летопись, в которой «варягами» названы и шведы, появилась только в конце XI в.

Кстати, и скандинавские саги свидетельствуют — сами шведы ничего не знали о Киевской Руси до конца X в. Во всяком случае, первый русский князь, ставший героем скандинавского эпоса, — это Владимир Святославич. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. В результате, само имя «варяги» переосмысливается и постепенно распространяется на всех выходцев с католического Запада.

Интересные факты о варягах и викингах от Правмира:

  • Легендарные варяги были настолько хорошими воинами, что часто становились наемными дружинами у разборчивых византийских императоров.
  • Согласно летописям, корабли варяжского отряда делались только из дуба. Поэтому они долго служили и славились своей прочностью.
  • Для англичан того времени варяги неразрывно были связано с чистоплотностью и аккуратностью: они мылись целый один раз в неделю!
  • Несмотря на то, что походы норманнов славились воинственностью и жестким напором, многие из них торговали. О торговле норманнов существует много летописных свидетельств. Были и те, кто занимается сельским хозяйством.
  • Многие историки отождествляют варягов с… Изобретением лыж! Ведь они традиционно жили в местности с холодным и снежным климатом, поэтому искали подходящее средство передвижения.
  • Теория происхождения Гренландии основана на открытии этого острова викингами. Они занимались не только завоеваниями.
  • Исландия до появления на ней викингов считалась необитаемой.
  • Поселения викингов встречаются даже в Америке, хотя долгое время ученые не могли поверить, что это возможно. Неужели корабли из дуба на это способны?
  • Загадочные варяги соблюдали обычаи и законы Руси, когда работали наемниками на русских землях. И это, несмотря на их воинственный нрав!
  • Во многих исторических источниках указано, что варяги могли жениться (и женились) на славянских, когда находились на русской земле.
  • Слово «викинг» скандинавского происхождения переводится как «пират».
  • Потомки легендарного Рюрика происходили от варягов.
  • Ярослав побдил Святополка при Любече, благодаря Великому Новгороду, где он нанял варягов своими воинами.
  • Тем не менее, произведение 1072 года «Правда Ярославичей» ничего не говорит об особом отряде варяжских наемников.
  • Ряд историков считает, что роль варягов в становлении Древней Руси преимущественно имеет летописную версию и относится скорее к легендам, чем к реальным историческим фактам.
  • Западноевропейские летописи не имеют ни единого упоминаниях о варягов на территории Руси.
  • Все достоверные источники о загадочном народе на территории Руси, Скандинавии и Византии написаны не ранее, чем в XI веке.
  • В летописи Нестора русские варяги названы славянскими разбойниками. Эту теорию, конечно же, не разделяют норманисты.
  • Восточные славяне именовали Балтийское море «варяжским морем». А путь известный, как «путь из варяг в греки» проходил по славянским рекам.
  • Викинги подчинялись «конунгу». Так называли вождя клана. Конунг был первым, кто шел в бой во время сражения и, если он погибал, бой шел дальше, рядом с его останками.
  • Споры норманистов и антинорманистов продолжаются до сих пор, поэтому мы не знаем наверняка, были ли норманны, варяги и викинги разными народами или относились к одному.

Варяги на Руси

Варяги-русь

Повседневная одежда варяг.

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названном так по имени варяжского племени русь. Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века, но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Во вступительной части ПВЛ летописец даёт перечень известных ему народов по происхождению от библейских патриархов:

В западноевропейских источниках X века имеются не всегда ясные упоминания о Рутении, находящейся на балтийском поморье. В Житиях Оттона Бамбергского, написанных спутниками епископа Эбоном и Гербордом, имеется много сведений о языческой «Рутении», граничащей на востоке с Польшей, и о «Рутении», примыкающей к Дании и Поморью. Говорится, что эта вторая Рутения должна находиться во власти архиепископа датского. В тексте Герборда описывается смешение восточных и балтийских рутенов:

Считается что под «рутенами» имеются ввиду язычники, которые опирались на племена Прибалтики. Однако не исключается, что это род рутенов (латинское «рыжие»)

Варяги в качестве наёмной военной силы участвуют во всех военных экспедициях первых русских князей, в завоевании новых земель, в походах на Византию. Во времена Вещего Олега под варягами летописец подразумевал русь, при Игоре Рюриковиче русь начала ассимилироваться со славянами, а варягами называли наёмников с Балтики («послал за море к варягам, приглашая их на греков»). Уже во времена Игоря в Киеве находилась соборная церковь, так как среди варягов по сообщению летописца было много христиан.

Крупнейшим «городищем и могильником варягов» в Киевской Руси IX — XII веков, по всей видимости, является «Шестовицкий археологический комплекс» под Черниговым.

Основные аргументы норманистов:

— Князья носят скандинавские имена, во всяком случае, неславянские: Игорь, Олег, Свенельд, Фарлаф, Аскольд, Дир – явно германские имена;

— Варяги пришли из-за моря, Балтийского моря, т.е. из Скандинавии;

— Тактика варягов вполне соответствовала тактике норманнов, разорявших и утверждавшихся в Западной Европе;

— В скандинавских сагах много сказаний о походах на земли восточных славян;

— Имя Рёрик в разных вариация относилось к реальным норманнским вождям;

— Термин «варяг» относилось именно к норманнским воинам, служившим в качестве наёмников в византийском войске, гвардии. Распространённая версия «варангос» готское слово «союзник»;

— Маршрут «из варяг в греки» соответствовал продвижению именно скандинавов вглубь славянских земель;

— Варягами в период уже появления летописания в XI в. точно называли скандинавов, прежде всего шведов, норвежцев – Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, Гаральд Норвежский.

— Характер варяжских погребений соответствовал скандинавскому типу: захоронения в ладьях, сломанные как у норманнов мечи, высокие курганы, в отличие от приземистых славянских;

— В захоронениях множество вещей скандинавского происхождения: фибулы, молоточки Тора, скандинавские мечи, орнамент.

Секрет происхождения варягов и Руси

Древнерусские варяги, скорее всего, не являлись славянами. Это было какое-то родственное скандинавам племя. Если опять обратиться к Повести временных лет, то там под варягами понимаются все германские народы, такие как:

  • Нореги;
  • Даны;
  • Готы;
  • Англы и так далее.

Скорее всего, варягами назывались племена, которые жили на южных и северных побережьях Варяжского (Балтийского) моря. В 11 веке византийцы называли варягами наёмников, которые служили в качестве личной гвардии императора.

По другой версии, которая тоже не подтверждена, первые варяги были названы так от того, что они почитали волка своим покровителем. Причём это название было дано им другими народами. Варг – это чудовищный волк Фенрир из скандинавской мифологии. Варгами также назывались и его сыновья – Сколь и Хати. Получается, что варяги – это дети варгов. В отличие от славянских народов, которые относились к лесному волку, как к вору, скандинавы почитали полярных волков, которые были значительно крупнее лесных.

О неславянском происхождении варягов говорят и немецкие источники 11 века, повествующие о польском походе на русские земли. Немецкие воины рассказывали летописцам, что на Руси множество людей, которые являются данами. Можно быть уверенными, что немцы точно не перепутали бы своих соплеменников данов с другими народами. Кроме того, в Швеции часто находят древние могильные камни, на которых имеется информация о военных морских путешествиях на славянские земли.

https://youtube.com/watch?v=H4OfEOk9kxo

Наиболее распространённые древние скандинавские источники и саги, которые можно сравнивать с русскими летописями о варягах, прямо указывают на то, что скандинавы часто ходили на Гардарику. Интересно то, что Гардарикой, то есть «царством городов» саги называют древнюю Русь. Это косвенно указывает на то, что большие торговые славянские города закладывались именно варягами.

Кроме того, все легенды о призвании варягов на Русь утверждают, что именно они основали государство, именуемое Русью. Первый варяг, призванный на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором, известен всем под именем Рюрика. Если сравнить это имя со скандинавскими источниками, то становится ясно, что это никто иной, как Хрёрек. Другие русские князья тоже имеют искажённые скандинавские имена:

  • Трувор – это Thorvardr;
  • Олег – Helgi;
  • Ольга – Helga;
  • Оскольд – Hoskuldr;
  • Дир – Dyri.

Государство Словена и Руса

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.

В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как пишется в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». В источниках также упоминается о тесных связях государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что правили здесь потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Варяги и Византия

В конце X — начале XI века, в связи с формированием в Византии императорской гвардии из скандинавских наёмников, наименование «варяги» проникает в Византию в форме βαραγγοι (впервые упомянуты в 1034 году); ранее, с 911 года, войсковой контингент, прибывающий с северной и восточной Европы и участвовавший в военных действиях Византии, назывался «росы». Византийские авторы различают «дворцовых» (то есть императорскую гвардию в Константинополе) и «внешних» (в составе полевой армии) «барангив». Наверное, вместе с воинами-варягами, которые возвращались на родину, наименование βαραγγοι попало в Скандинавию, где приняло форму vaeringi, использовавшеея исключительно для обозначения скандинавов, побывавших в Византии.

Поставщики компонентов

В 2014 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что предполагаемая доля российских комплектующих в МС-21 порядка 50 %. К моменту серийного производства самолёта локализация (включая отечественных двигателей ПД-14) достигнет 80 %.

Крылья и фюзеляж

Крыло и некоторые другие элементы планера выполнены из полимерных композитных материалов. Разработчиком и поставщиком углепластиковых (композитных) крыльев является концерн Аэрокомпозит и ОНПП «Технология». Фюзеляж разработан и производится корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева.

Двигатели

На самолёт устанавливаются двигатели Pratt & Whitney PW1000G, которые были выбраны корпорацией Иркут для установки на самолёт в декабре 2009 года. Предполагается, что в будущем на самолёт может устанавливаться двигатель ПД-14. Этот двигатель должен закончить сертификационные испытания в 2018 году.

Шасси

Поставщиком шасси стала компания «Гидромаш» из Нижнего Новгорода.

Вспомогательная силовая установка

Возможно применение как импортной ВСУ так и российской, разработанной и производимой НПП «Аэросила».

Электрика и электроника

Кабина пилотов, а также часть авионики самолёта разработана и поставляется концерном «Радиоэлектронные технологии» и компанией Rockwell Collins (англ.)русск. при участии российской компании «Авионика».

Компании Honeywell, Thales и Elbit Systems поставляют многофукциональные экраны 9 X 12 для авионики, электронные планшеты лётчика, системы улучшенного/синтетического видения (EVS/SVS). Компания UTC Aerospace Systems (англ.)русск. поставляет системы side-stick (боковых ручек управления по типу джойстиков), индикаторы на лобовое стекло и системы «стеклянной кабины».

Компании Goodrich Corporation (англ.)русск. при участии российской компании «Авиаприбор» поставляют систему управления полётом.

В августе 2009 компания Hamilton Sundstrand (англ.)русск. анонсировала поставки электрогенераторов и вспомогательного электрооборудования.

Комплексная система кондиционирования воздуха (КСКВ)

Разработчик КСКВ российская компания АО ПКО Теплообменник

Салон

Техническим оснащением пассажирского салона занимается НПО «Наука» и Hamilton Sundstrand (англ.)русск.. Интерьер салона создан фирмой Zodiac Aerospace (англ.)русск..

Другие системы самолёта

Некоторые другие компоненты для самолёта поставляют компании Meggitt (англ.)русск.,CTT System (швед.)русск..

  • Гидравлику разрабатывает Eaton.
  • Ряд силовых электроприводов холдинг «Технодинамика».
  • Системы пожаротушения Hamilton Sundstrand (англ.)русск..
  • Узлы мотогондолы, агрегаты из полимерно-композиционных материалов (ПКМ) на основе углепластика, пилоны поставляет ВАСО
Тренажёры

Для подготовки персонала научно-производственной фирмой «Системы комплексных тренажёров» разработан и изготовлен ряд тренажёров. В том числе ряд пилотажных тренажёров разной степени реализма, тренажёр аварийно-спасательных процедур, тренажёр пожаротушения, тренажёр сервиса, инженерный тренажёр для подготовки техников и т. п..

Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов

Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.

Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».

Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.

В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.

«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».

Варяжский вопрос[править]

Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии («призвания варягов»). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.

Следует также отметить, что в рассказе о призвании варягов в «Повести временных лет» существует перечисление варяжских народов, в числе которых наряду с русью (предполагаемым племенем Рюрика) оказываются свеи (шведы), норманны (норвежцы), англы (датчане) и готы (готландцы): Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.

Обращает на себя внимание и перечисление тех же народов вместе с варягами в списке потомков Иафета: Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ,русь, аглянѣ…

В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских «викингов», то есть варяги — славянское наименование викингов. Существуют иные версии этнической принадлежности варягов — как финнов, немцев-пруссов, балтийских славян и варяги «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья.

Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:

  • этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
  • роль варягов в развитии государственности у восточных славян;
  • значение варягов для формирования древнерусского этноса;
  • этимология этнонима «русь».

Попытки разрешения сугубо исторической проблемы часто политизировались и привязывались к национально-патриотическому вопросу. С ответом на вопрос, какой народ принёс восточным славянам правящую династию и передал своё название — славянский, балтийский или германский — оппоненты могли связывать ту или иную политическую заинтересованность исследователя. В XVIII — XIX веках «германская» версия («норманизм») полемически увязывалась с превосходством германской расы. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если не подтверждали образования Руси без участия скандинавов.

Данные по варягам довольно скупы, несмотря на частое их упоминание в источниках, что позволяет исследователям строить различные гипотезы с упором на доказательство своей точки зрения. Данная статья полно излагает известные исторические факты, связанные с варягами, без углубления в решение варяжского вопроса.

Значение слова Варяги по словарю Брокгауза и Ефрона:

Варяги (поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги (v&agrave.eringjar), арабск.-грузинск. варанг, латинск. varingi). — Этим именем обозначались первоначально выходцы из Скандинавии, отчасти дружинники, поступавшие в русскую и византийскую военную службу, отчасти купеческие гости. Мало-помалу это название стало служить для обозначение католической веры (варяжская вера, варяжский поп) и скандинавов вообще. В России под этим именем по преимуществу разумелись шведы (еще в XVII в.). Вопрос о варягах тесно связан с вопросом о происхождении Русского государства. — См. Варяжский вопрос. Ф. Браун.

Действительное имя народа варяги[править]

Сегодня мы имеем даже вещественное доказательство существования русской социальной группы по имени варяги. Ныне найден оберег, присваиваемый князю Святославу Игоревичу, где изображен знак вроде камертона, несколько похожий на букву Y, а по краю оберега вокруг символа написано: ONTEC AЛHN~. Прорисовку данного оберега и его фотографии можно найти в любой, видимо, литературе по сфрагистике, скажем в работах В. Л. Янина. В «современной науке» данная надпись «не читается» (увы, в исторических трудах она по данной причине не публикуется), и спорить невозможно: да, прочесть ее совершенно немыслимо, потому что сказано тут не по-русски, а по-гречески. Окончание греческого инфинитива αληναι опущено, скрыто за чертой, но это как раз и указывает на русского автора: равная внешне форма у нас может сокращаться подобным образом: вольнай — вольн (это то же самое слово, но в несколько ином значении). Несколько смущает в надписи столь же русская крючковатая С (‹), которая, возможно, призвана изображать малую концевую сигму вместо заглавной Σ, но тем не менее прочесть несложно: «СТАВШИЕ ГОНИМЫ» (буквально здесь инфинитив, ‘ставшие гнаться’ в страдательном смысле, то есть гонимы).— Это прекрасно соотносится с летописным «изгнанием варягов», причем речь идет именно о русской группе: Святослав не был ни тюрком, ни германцем. Странно, может быть, что написано на греческом, но это свои причуды — «язык образованных людей»…

Если имя русской социальной группы, к которой принадлежал Святослав, связано с именем народа варяги, а иное при буквальном совпадении имен вообразить трудно, то для прояснения недоумений, в частности — возможного перевода действительного имени этого народа на русский язык словом варяги, требуется просто найти в Европе народ, исчезнувший уже в историческое наше время и чрезвычайно близкий историческим славянам, с которыми наши летописцы и связывали исток русских. Такой народ только один — авары, как называли их по-гречески (у греков не было буквы Б), или обры наших летописей. Что любопытно, имя авары созвучно с именем варяги, но это, конечно, может быть случайностью. Также любопытно, что авары жили на Дунае, а в наших былинах воспоминания о Дунае отражены.

Самый вероятный исчезнувший народ, который ближе отождествляется с варягами это вагры или варины, входившие в ободритский союз западных (полабских) славян, подвергшийся атакам саксов. http://pereformat.ru/2012/04/starigard/

Русы, это вероятнее всего ререги стоявшие во главе ободритского союза полабских славян. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2

«И отъ техъ варягъ прозвася Русская земля новугородци, ти суть людье новогородьци отъ рода варяжьска, преже бо беша словени»

«В Афетовѣ же части сѣдять русь, чудь и все языци: меря, мурома, моръдва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимѣгола, корсь, лѣтьегола, любь. Ляхове же, и пруси, чудь пресѣдять к морю Варяжьскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски»

Гардарики

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода, там упоминаются Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитывал у славян до 4000 городов!

Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец утверждавший, что на могильном столбе русы всегда писали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector