Быстроходный и многозадачный: в вмф россии поступили новые патрульные катера «раптор»
Содержание:
- В массовой культуре
- История
- Конструкция
- Основание черноморского флота
- См. также
- Примечания
- Объединения Военно-Морского Флота России
- Ссылки
- Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны
- Стоимость метеоритов
- Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль»
- Оборудование противодиверсионного катера
- Сколько стоит Сайга 20К: цена за карабин
- На других языках
- Структура ВМФ
- Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»
- Малые боевые надводные корабли и катера
- Второе поколение «крылатых кораблей» Алексеева
- Теория. Как работают подводные крылья
- Рождение ракетного катера нового проекта 1241
- Наиболее известные типы катеров
- Характеристики оружия:
- Новая Гвинея: неолит не сгладил генетический ландшафт
В массовой культуре
История
Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще — маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили для боевого применения. Уже в античных источниках (Диодор Сицилийский, Гомер) есть упоминания о боевом применении катеров. Причём античные авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.
В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра неустойчивы, часто были решающим фактором в контроле над морской акваторией. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании — гг, Британский Королевский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике несмотря на разгром датского флота при Копенгагене.
Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под командованием С. О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.
Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох
Причём переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах
Конструкция
Катер пр. 205У (1982). Хорошо видны контейнеры ракет. Первоначально ракетные катера представляли собой переоборудованные торпедные катера. Способ «снять торпеды — поставить ракеты» был общим при строительстве всех типов. Однако по мере эксплуатации оформились новые требования:
- Основное вооружение — ракета — стало чувствительнее к условиям содержания и применения. Поэтому пришлось создавать пусковые установки (ПУ) специально для корабельных условий. Например, катер проекта 183Р нес ракеты в ангарах. Проект 205/205У в ходе модификации сменил ангары на контейнеры, обеспечивающие ракетам приемлемый климат. Понадобились и системы контроля за климатом. Соответственно, пусковые установки становились тяжелее и больше.
- При старте ракеты образуются реактивные газы. Потребовались их отвод и защита экипажа и основных систем. Изменилась конструкция надстройки и участков палубы.
- Дальность действия ракет означает, что пуски производятся в основном за пределами визуального обнаружения. Обязательной стала установка радаров обнаружения и управления оружием.
Новые проекты ракетных катеров стали использовать системный подход, рассматривая катер и оружие как взаимосвязанные части одного целого. Возросло водоизмещение и удельный вес вспомогательных механизмов, обеспечивающих электронику. Дальнейшим развитием класса стали ракетные корветы (например, израильский «Саар 5»), а в СССР/России — малые ракетные корабли (МРК, проекты 1234, 1240, 1241 и пр.).
Основание черноморского флота
ВМФ Российской Федерации является одним из гарантов безопасности нашей страны. Его первостепенная задача – охрана интересов государства в любой точке земного шара.
Занимая второе место в мире по числу кораблей и личного состава, ВМФ России является одним из самых могучих флотов планеты. Обладая ядерным и современным высокотехнологичным оружием, флот считается грозным аргументом в деле отстаивания суверенных интересов России. Черноморский флот входящий в состав ВМФ в связи с последними политическими событиями приковывает наиболее внимательные взгляды.
Обладая не основной стратегической ролью, этот флот является самым старшим. Русь уже в IX веке строила в акватории Чёрного моря суда способные совершать успешные походы против Византии. Однако, регулярный флот начал создаваться намного позже, по своевременной инициативе императора Петра Великого. Русский флот рождался в тяжёлых трудах и лишениях. В 1699 году первые корабли Российской Империи вышли в Азовское море. Однако после 1711 года Азов был отдан Турции, в соответствии с договором. Произошло основание черноморского флота, намного позже. Об этом в 1783 году был издан указ Екатерины Великой, а уже 13 мая в Чёрное море вошли русские корабли. Эта дата отмечается как день Черноморского флота ВМФ России. В последующем в Севастопольской бухте была построена крымская военно-морская база.
Постоянно развиваясь Черноморский флот имеет много страниц полных героизма и трагедии. История Черноморского флота содержит множество войн, неоднократную оборону Севастополя, жестокую расправу над царскими офицерами и другие факты. В новейший период история Черноморского флота и Крыма где расположена морская база, связана с глобальными политическими изменениями конца XX века. Наиболее современные проблемы связаны с развалом СССР после которого произошёл раздел черноморского флота, между Россией и Украиной. В Крыму были созданы условия для разгула преступности. Военный прокурор неоднократно указывал на нарушения законности. Одним из объектов пострадавших в это время, стал запасной командный пункт Черноморского флота. Находящееся внутри горы Мишень, это сооружение планировалось использовать для того чтобы осуществлять управление Черноморского флота. Во время ведения полномасштабных боевых действий здесь должен был находиться начальник штаба черноморского флота. Строительство объекта № 221 начали в 1977 году, а после развала Советского Союза, практически завершённый командный пункт стал не нужен. Во время нахождения под юрисдикцией Украины, сооружение было подвергнуто разграблению. Крымская военно-морская база также стала рассадником всякого рода хищений. Военная прокуратура Черноморского флота после вхождения Крыма в состав России была вынуждена разбираться в многочисленных нарушениях.
См. также
Примечания
- Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
- Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
- Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
- Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
- Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4
Объединения Военно-Морского Флота России
Действовать в одиночку корабли не будут, так как это нерационально. Гораздо проще выполнять операции большой группой в строго определенной территории. В российском флоте таких групп 5.
Тихоокеанский флот
Основные военно-морские базы расположены в Туапсе и Севастополе. Основу этого флота составляют 25 тысяч человек и несколько десятков кораблей самого различного класса и предназначения:
- Крейсер ракетного типа, созданный по проекту 1164 “Атлант”;
- 1 Эсминец, созданный по проекту “Сарыч”;
- 3 противолодочных корабля, среди них “Адмирал Виноградов”;
- 1 корвет УРО — “Совершенный”;
- 8 маленьких противолодочных кораблей;
- 4 малых ракетных корабля, типа “Овод”;
- Ракетные катера типа “Молния” в количестве 11 единиц;
- 8 катеров, предназначенных про проведения противодиверсионных действий;
- 8 тральщиков;
- 4 корабля типа “Пересвет”, которые считаются десантными большими;
- 6 катеров, предназначенных для перевозки десантных подразделений;
- 3 крейсера стратегического назначения подводного класса;
- 2 подводных крейсера атомного типа, оснащенные баллистическими ракетами, такими как “Тверь”, “Томск”;
- 1 подводная лодка;
- 6 торпедных подлодок электро-дизельного типа.
Рис. 8. Фрегаты проекта 1135 «Буревестник»
Северный флот
Базируется в Североморске. Основную часть корабельного состава устанавливают:
- Тяжелый крейсер авианесущего типа “Кречет”;
- Атомный ракетный крейсер, созданный по проекту “Орлан”;
- Ракетный крейсер типа “Атлант”;
- Большой, носящий характер противолодочного, корабль;
- Миноносец- эскадрон “Сарыч”;
- Фрегат, созданный по разработке 22350;
- “Альбатрос”- малый корабль противолодочного типа;
- “Орлан” — маленький корабль ракетного типа;
- Артиллерийский катер;
- Морские и базовые тральщики;
- Большие десантные корабли;
- Атомные подводные крейсеры, носящие статус стратегического назначения — “Борей” и “Дельфин”;
- “Ясень” — лодка атомного типа, оснащенная ракетами крылатого характера;
- 4 атомные подводные лодки, предназначенные для многих целей;
- 4 глубоководные станции;
- Лодка торпедного типа, оснащенная дизельный мотором.
Рис. 9. Малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод»
Черноморский флот
Имеет три основных пункта базирования:
- Севастополь
- Новороссийск
- Крым
В свою очередь, Черноморский флот состоит из:
- 30-той дивизии кораблей надводного типа. Среди них такие, как “Сметливый”, “Адмирал Эссен”, “Адмирал Григорович”.
- 197-я бригады, состоящей из десантных кораблей: “Ямал”, “Азов” и других.
-
41-й бригады катеров ракетного класса. В ней находятся:
- 166 дивизион, состоящий из ракетных катеров малого класса, таких как: “Мираж”, “Штиль”;
- 295 Сулинская дивизия катеров ракетного класса. Среди них “Р-109 Бриз”.
- 4-я бригада подводных лодок, основной базой которых является город Новочеркасск.
-
68 бригада корабельной охраны, которая состоит из:
- Одного дивизиона противолодочных кораблей, среди них “Ейск”;
- Одного дивизиона тральщиков, например ”Даурия”.
-
183-й дивизии, базирующейся в Новороссийске. В ее числе находятся:
- 2 водолазных судна;
- 1 противопожарный корабль;
- 3 буксира спасательного назначения;
- 1 катер пассажирского класса.
- 519-го дивизиона кораблей-разведчиков. Он находится в Севастополе. Примером таких кораблей является “Лиман”.
Балтийский флот
Главный штаб этого флота находится в Калининграде. Состоит из:
- 123-й бригады, оснащенной подводными лодками, базирующейся в Кронштадте;
- Балтийской 71- дивизии кораблей десантного типа;
- 128-й бригады кораблей надводного типа, находятся они в Калиниградской области;
- 1 дивизиона кораблей ракетного типа;
- 1 дивизиона ракетных кораблей малого типа;
- Бригады кораблей охранения — тральщики и противолодочные суда;
- Береговые подразделения;
- СПЕЦНАЗа.
Рис. 10. Ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант»
Каспийская флотилия
Базируется в Махачкале, Каспийске и Астрахани. Включает в себя:
- Ракетные корабли сторожевого назначения;
- Ракетные катера, построенные по серии 12411Т;
- Корабли артиллерийского типа “Буян”;
- Корабли противодиверсионного типа;
- Десантные катера;
- Тральщики рейдового характера;
- Тральщики базового предназначения.
ВМФ Российской Федерации — это уникальный набор боевых кораблей, оснащенных самым современным оборудованием и готовых приступить к выполнению боевых задач в любой момент.Предлагаем также ознакомиться с видео, в котором представлен обзор состояния боевых кораблей ВМФ России.
Ссылки
Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны
В связи с задержками с постройкой фрегатов проекта 22350 российское руководство решило построить несколько фрегатов проекта 11356Р на калининградской верфи «Янтарь». ВМФ России заказал шесть кораблей этого типа. В настоящий момент проект 11356Р является самой массовой серией крупных боевых кораблей, быстро вводимых в строй.
Первый серийный военный фрегат «Адмирал Эссен» поступил в Черноморский флот в 2014 году. Затем наступит очередь фрегатов «Адмирал Макаров», Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин». Новейшие корабли будут укомплектованы исключительно моряками контрактной службы.
Серия кораблей, заложенных в производство:
- «Адмирал Григорович» — заложен 18.12.2010
- «Адмирал Эссен» — заложен 08.07.2011
- «Адмирал Макаров» — заложен 29.02.2012
- «Адмирал Бутаков» — заложен 12.07.2013
- «Адмирал Истомин» — заложен 15.11.2013.
Стоимость метеоритов
На самом деле, сейчас поиск метеоритов уже не просто увлечение или случайные находки. Для многих это становится уже не идеей, основанной на интересе, а заработком. Речь идёт о настоящем бизнесе, который активно развивается. То есть поиск метеоритов нацелен на их будущую продажу
А вот желающих иметь чужеродное для нашей планеты тело, к удивлению, очень много.Стоит отметить, что в последнее время растёт внимание к космическим объектам. Кроме того, увеличивается их ценность, точнее рыночная стоимость
Уилламетт -самый большой из когда-либо найденных на территории США
Что интересно, найти метеорит реально и не очень сложно. Правда, это действительно для маленьких частиц и песчинок. Поскольку ежедневно в земную атмосферу попадает множество небесных пришельцев, то они разбросаны по всей планете. Как следствие, отыскать их можно где угодно, они вокруг нас везде и повсюду.
Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль»
Универсальный десантный корабль-вертолетоносец разрабатывался во Франции с 1997 года. Назначение корабля — обеспечение полетов вертолетов, десантирование воинских частей, корабль-госпиталь, командный центр операции различных сил. В 2010 году российский флот и французская компания DCNS заключили соглашение, согласно которому Франция с продажей кораблей передаст России все интересовавшие ее использованные в проекте технологии. Подписание окончательного контракта было осуществлено в июне 2011 года.
Согласно контракту, должны быть построены два вертолетоносца в России и два во Франции. «Балтийскому заводу» было заказано строительство некоторых частей корпусов двух кораблей для французской стороны. Проектом предусматривалась модификация вертолетоносцев под размещение авиационной техники, адаптация полетной палубы и всего корабля для зимней эксплуатации, русификация пользовательских интерфейсов.
Первые два вертолетоносца, построенные в 2014 году во Франции, должны были быть переданы России до 2020 года. Однако этого не случилось вследствие тяжелой международной обстановки и введения санкций. Однако в 2020 году ситуация с вертолетоносцами разрешилась.
https://youtube.com/watch?v=NectZIwpKSk
Оборудование противодиверсионного катера
В настоящее время на катера проекта 21980 устанавливается следующее оборудование:
- Навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал». Станция дает возможность осуществлять круговой радиолокационный обзор, обнаружить, распознать (станция умеет определить государственную принадлежность цели) и сопроводить надводную цель и дает рекомендации по тактическому маневрированию для безопасного судовождения. Обнаружение цели происходит с отражающей поверхности площадью до 300 кв. м. на расстоянии до 16 миль. При условии расположения объектов не менее 20 м друг от друга в автоматическом режиме «Пал» имеет возможность сопровождать до 50 целей на продолжении целых суток непрерывной работы.
- Автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9. Предназначен для связи в оперативно-тактическом звене управления кораблями, что проявляется в значительном увеличении дальности связи в звене управления.
- Многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3. Комплекс предназначен для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в ближней зоне (до 18 – 20 метров, в зависимости от дислокации цели и погодных условий). В его задачи входит поиск, обнаружение, распознавание, идентификация, сопровождение надводных, воздушных и береговых целей в любое время суток. Комплекс вычисляет дальность, параметры движения цели, передает координаты в системы управления огнем. Так же контролирует траекторию и положение при взлете и посадке у палубного вертолета. Кроме всего прочего ведет наблюдение за ситуацией на своем корабле.
- Гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа». Большие корабли приспособлены к распознаванию шума подводных лодок, а «Грачонок» должен услышать шум ласт водолаза. «Анапа» способна распознать цель в радиусе 300 метров на все 360 градусов. Одновременно станция может обнаруживать все имеющиеся цели в этом диапазоне, при этом ошибка может составляет всего 2%. В автоматическом режиме она классифицирует цель и сопровождает ее. «Анапа» работает в комплексе с противодиверсионным гранатометом, станция передает текущие координаты цели в систему управления гранатометом, который в автоматическом режиме постоянно наведен на точку стрельбы.
- Интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980». Она предназначена для объединения систем управления судном, навигации, радиолокационных систем и картографических в один единый комплекс управления катером, что способствует повышению безопасности плавания судна, снижает численность экипажа, а так же уменьшает общее количество аппаратуры.
- Поисково-обследовательский комплекс «Кальмар». Входящие в состав комплекса навигационная гидроакустическая станция, многолучевые гидро- и эхолокаторы, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат осуществляют поиск и обнаружение различных подводных объектов и пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла на расстоянии до 500 метров при сложном рельефе дна и наличии течения. А при шторме в 3 балла и скорости движения катера до 8 узлов, способен обследовать дно на глубине до 200 метров. Все данные о подводном объекте передаются в режиме реального времени, а так же обрабатываются и сохраняются.
- Телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон». Этот подводный аппарат нового поколения для выполнения поисковых и обследовательских работ в прибрежных зонах на глубине до 300 метров высоко зарекомендовал себя в плане надежности и многофункционала. Работая в составе комплекса «Кальмар» обеспечивает визуальное и гидролокационное обследование обнаруженного объекта.
- Судовой водолазный комплекс с барокамерой. СВК был специально разработан для «Грачонка» в 2011 году. Используется для водолазных спусков с целью проведения спасательных и технических подводных работ, а так же для лечения у водолазов в барокамере их профессиональных заболеваний.
Сколько стоит Сайга 20К: цена за карабин
На других языках
Структура ВМФ
Как и любое военное подразделение, Военно-Морской Флот Российской Федерации имеет уникальную структуру, позволяющую ему действовать не только слаженно, но и быстро. Сегодня ВМФ составляют такие корабли.
Тяжелые атомные крейсеры
Тяжелые атомные крейсеры, принадлежащие к проекту 1144 “Орлан”. Корабли этой серии были выпущены еще в советское время, в период с 1973 по 1989 годы в численности 4 боевых единиц. На сегодняшний день только 3 из них находятся в строю — “Петр Великий”, “Адмирал Нахимов” и модернизированный в 2016 году “Адмирал Лазарев”. Это единственные в российском ВМФ крейсеры, которые имеют на вооружении энергетические установки ядерного типа.
Крейсеры ракетного типа
Крейсеры ракетного типа, созданные по проекту 1164 “Атлант”. Эти крейсеры еще стояли на вооружении СССР. Сегодня они являются промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами, о которых было сказано выше, и миноносцами-экскадронами, созданными по типу “Современный” в ряду проекта 956, носящего кодовое название “Сарыч”.
Рис. 2. Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан»Главное положение в морском флоте РФ занимают крейсеры с ракетным вооружением типа “поверхность-земля”:
- Из 10 запланированных кораблей было построено только 4;
- В боевой готовности находится только 3;
- В законсервированном состоянии — 1.
Суда такого типа имеют водоизмещение 11380 тонн. Длина составляет 186 метров, ширина — 20,8 м.
Эсминцы
Эсминцы, созданные в рамках проекта “956 Сарыч” были выпущены в двух модификациях:
- Первая — суда принадлежащие корпусу с номерами от 1 до 12, обладающие водоизмещением в 7904 тонн при полной комплектации и 6500 при стандартной.
- Вторая — корабли, относящиеся ко второму корпусу с номерами от 12 до 19. С водоизмещением 8000 тонн при полной загруженности и около 6600 при стандартной.
Максимальная длина составляет 156,5 метра, ширина — 17,2 м. По конструктивной ватерлинии (КВЛ) 145 м в длину и 16,8 м в ширину.
Рис. 3. Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый»Максимальная скорость составляет 33,4 узла. При скорости в 33 узла такой эсминец может пройти около 1345 миль без дозаправки. Автономность плавания составляет около месяца. Управляют таким гигантом 296 человек, 25 из которых имеют звание не ниже офицерского в мирное время. Во время ведения боевых действий численность экипажа увеличивается до 358 человек, в составе которых 31 офицер.
Большие противолодочные корабли
Большие противолодочные корабли, построенные по проекту “61 Комсомолец Украины”. Производство таких кораблей было начато еще в советское время. Сегодня из 20 построенных в строю находятся лишь один “Сметливый”. Его водоизмещение составляет 4510 тонн, длина — 143, 95 м, ширина — 15,78 м. Оснащен он силовым агрегатом мощностью в 72 000 л.с. Кораблем управляют 266 человек, среди которых 22 офицера. Автономность плавания 10 дней без дозаправки.
Малые ракетные корабли
Малые ракетные корабли 21631 “Буян-М”. На 2018 год активно ведут свою деятельность 7 судов, еще небольшая часть, а именно 5 кораблей, находятся на стадии строения. Обладая водоизмещением в 949 тонн, шириной — 11 м, длиной — 74,1 м, бронированными рубками и иллюминаторами, мощным мотором, способным выдавать 4 x 3,2 МВт, корабль является маневренным и быстрым. Максимальная скорость равняется 25 узлам, а запас хода — 2500 миль при скорости в 12 узлов. Экипаж составляют 52 человека.
Рис. 4. Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»
Малые ракетные корабли
Малые ракетные корабли, созданные в проекте 1234 “Овод”, выпускались в трех модификациях:
- 1234
- 1234Э
- 1234.1
Рассмотрим подробные характеристики на примере модели 1234. Длина — 59,3 м, ширина — 11,8 м. Мощный мотор на 30000 лошадиных сил позволяет развить скорость в 35 узлов. Управляется корабль при помощи трех винтов с фиксированным шагом. Дальность плавания при максимальной скорости составляет 415 миль. Экипаж состоит из 60 человек, среди них 9 офицеров.
Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»
Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.
Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.
Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.
Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:
- Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
- Механизм сцепления;
- Мощные водомёты.
Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.
Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.
Малые боевые надводные корабли и катера
Малые ракетные корабли
Малый ракетный корабль «Мираж»Малый ракетный корабль «Штиль»Малый ракетный корабль «Гейзер»Малый ракетный корабль «Зыбь»Малый ракетный корабль «Ливень»Малый ракетный корабль «Иней»Малый ракетный корабль «Мороз»Малый ракетный корабль «Разлив»Малый ракетный корабль «Рассвет»Малый ракетный корабль «Смерч»Малый ракетный корабль «Пассат»
Проект 21631
Малый ракетный корабль «Град Свияжск»Малый ракетный корабль «Углич»Малый ракетный корабль «Великий Устюг»Малый ракетный корабль «Зеленый Дол»Малый ракетный корабль «Серпухов»Малый ракетный корабль «Вышний Волочек»Малый ракетный корабль «Орехово-Зуево»Малый ракетный корабль «Ингушетия»Малый ракетный корабль «Грайворон»
Проект 22800
Малый ракетный корабль «Мытищи» (ранее – «Ураган»)Малый ракетный корабль «Советск»Малый ракетный корабль «Одинцово»Малый ракетный корабль «Козельск»
Ракетные катера
Проект 12411
«Заречный»»Моршанск»Р-47″Димитровград»Р-2 «Чувашия»Р-60Р-109Р-239 «Набережные Челны»Р-160Р-261Р-297Р-298Р-11Р-14Р-18Р-19Р-20Р-24Р-29″Ивановец»
«Карачаево-Черкесия»»Боровск»»Будённовск»
Малые противолодочные корабли
Малый противолодочный корабль МПК-134 «Муромец»Малый противолодочный корабль МПК-118 «Суздалец»Малый противолодочный корабль МПК-199 «Касимов»Малый противолодочный корабль МПК-207 «Поворино»Малый противолодочный корабль МПК-217 «Ейск»Малый противолодочный корабль МПК «Усть-Илимск»Малый противолодочный корабль МПК-64 «Метель»Малый противолодочный корабль МПК-221Малый противолодочный корабль МПК-222 «Кореец»Малый противолодочный корабль МПК-125 «Советская Гавань»Малый противолодочный корабль МПК-82Малый противолодочный корабль МПК-107Малый противолодочный корабль МПК-14 «Мончегорск»Малый противолодочный корабль МПК-59 «Снежногорск»Малый противолодочный корабль МПК-194 «Брест»Малый противолодочный корабль МПК-203 «Юнга»Малый противолодочный корабль МПК-7 «Онега»Малый противолодочный корабль МПК-130 «Нарьян-Мар»
Проект 1331М
Малый противолодочный корабль МПК-105 Малый противолодочный корабль МПК-224 «Алексин»Малый противолодочный корабль «Кабардино-Балкария» (ранее МПК-227)Малый противолодочный корабль МПК-228 «Башкортостан»Малый противолодочный корабль МПК-229 «Калмыкия»Малый противолодочный корабль МПК-99 «Зеленодольск»Малый противолодочный корабль МПК-192 «Уренгой»Малый противолодочный корабль МПК-205 «Казанец»
Малый противолодочный корабль МПК-220 «Владимирец»
Малые артиллерийские корабли
Проект 21630
Малый артиллерийский корабль «Астрахань»Малый артиллерийский корабль «Волгодонск»Малый артиллерийский корабль «Махачкала»
Проект 1204
АК-223АК-248АК-201АК-209
Патрульные катера типа «Раптор»
Второе поколение «крылатых кораблей» Алексеева
В 1964 году ЦКБ Алексеева разработало газотурбоход «Буревестник»: при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч, перевозя до 150 человек.
Единственный экземпляр, несмотря на статус, эксплуатировался по маршруту Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький, а после — Ярославль — Горький. Более быстрого способа перемещаться по стране тогда ещё не придумали.
История судна завершилась только в 1993 году, когда его сдали на металлолом. И это вопреки более сложному управлению, чем у большинства СПК.
Более крупным был только «Спутник», который спустили на воду в 1961: длина составляла 47 метров, а пассажировместимость — 300 человек! Увы, авария заставила снять его с эксплуатации.
Между тем, его морской вариант под названием «Вихрь» должен был уметь «летать» при шторме в 8 баллов. Но корпус из авиационного алюминия, а так же невероятная прожорливость двигателей поставили точку.
Наработки по этим типам легли в основу проекта «Восход», сменившего к началу 70-х годов устаревшие «Ракеты» и «Метеоры».
Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и другие).
Основным заказчиком в двухтысячных стала нидерландская фирма-оператор общественного транспорта Connexxion. Нидерланды вывели из эксплуатации последний «Метеор» в 2004 году, а «Восходы» — в 2014.
Венгрия, Болгария, Китай, Египет, Чехия, Греция, Вьетнам, Марокко и Румыния ещё эксплуатируют оставшиеся суда.
Теория. Как работают подводные крылья
Принцип работы подводных крыльев
Суда на подводных крыльях стали продолжением так называемых глиссирующих кораблей или глиссеров: малогабаритных лодок, катеров и даже в досках для сёрфинга.
Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.
Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.
Схема судна на подводных крыльях
На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.
Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.
Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.
При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.
Рождение ракетного катера нового проекта 1241
Боевое применение ракетных катеров наглядно показало насколько может быть эффективным такой тип военно-морских вооружений. Ракетное оружие, ставшее со временем основным видом вооружения на флоте, кардинально изменило тактику ведения морского боя. В современных боевых условиях терял смысл непосредственный контакт между противоборствующими сторонами. Удары можно было наносить не только неожиданно и на больших расстояниях, но и гораздо меньшими силами. Крупный военный корабль стал уязвимым на море перед слабейшим противником. Практически ракетные катера уравняли шансы военно-морских флотов, пошатнув принципы овладения морским театром посредством крупных соединений боевых кораблей.
Ракетный катер проекта 1241 представляет собой самый современный тип кораблей этого класса, который продолжает оставаться на боевой службе в составе ВМФ России. Несмотря на то, что первый корабль был спущен на воду в 1978 году, более 40 лет назад, эффективность этого вида морских вооружений по-прежнему остается на высоком уровне. О высоких боевых возможностях советского корабля лестно высказывались представители ВМС США, которые сумели на практике проверить тактико-технические характеристики судна.
Головной корабль этого проекта был спущен на воду в Ленинграде в 1978 году. Местом постройки катера стал судостроительный завод им. Петровского, ныне Приморский судостроительный завод. Новый большой ракетный катер получил шифр «Тарантул» и классифицировался в западных странах как корвет.
Проектную документацию на боевой корабль разработали конструкторы Центрального Морского Конструкторского Бюро «Алмаз» — вотчины советских ракетных катеров и кораблей других основных классов. Первоначально техническое задание на создание более совершенного корабля было получено еще в 1973 году. Проектная документация на новый ракетный катер с четырьмя противокорабельными ракетами была готова в течение 2-х лет, однако реализацию проекта пришлось на время отложить. Задержка со строительством кораблей была связана с ведущимися работами по созданию нового противокорабельного комплекса «Москит», которым планировалось вооружить новые суда.
Новый корабль должен был иметь в сравнении с предыдущими судами этого класса большее водоизмещение, лучшие мореходные характеристики и увеличенную автономность. Стоящие на вооружении военно-морского флота противокорабельные ракеты 3М80 имели значительные габариты и вес, поэтому требовалось создать высокоподвижную платформу большего водоизмещения. Ориентиром стали 400-500 тонн, в которые должны были уместиться новая мощная двигательная установка, более совершенное радиолокационное оборудование и четыре ПКР 3М80.
Назначение кораблей проекта 1241 — нанесение ракетного удара по кораблям вероятного противника в ближней морской зоне. Благодаря высокой скорости хода ракетные катера могли быстро выйти на перехват корабля противника, осуществить пуск боевых ракет и выйти на большой скорости из под ответного удара.
Следом за головным кораблем было начато серийное строительство судов. Для нужд Советского ВМФ было построено 13 катеров этого проекта. На экспорт было поставлено 20 кораблей этого типа. В ВМС Вьетнама советские ракетные катера составили основную ударную мощь флота. Пополнили ракетные катера «Тарантул» боевые ряды флотов стран Варшавского договора, Египетского флота, ВМС Йемена, Индии и Туркмении. Всего было спущено на воду до 80 ракетных катеров всех модификаций, базовой основой для которых стал проект 1241.
Наиболее известные типы катеров
Катера пограничной охраны
сторожевые катера
Корабли Береговой охраны (ранее Морские части пограничных войск) Российской Федерации имеют собственную классификацию, в соответствии с которой пограничные корабли однотипные с кораблями ВМФ классифицируются на ранг выше. Так проект 205П «Тарантул» (классификация НАТО «Stenka»), по всем признакам соответствующий катеру, относился к пограничным сторожевым кораблям 3 ранга (ПСКР).