Высадка человека на луну: интересные факты

Содержание:

Румыния

Принятие решения

20 сентября 1967 года руководство НАСА приняло план, в котором все полёты (миссии) по программе «Аполлон» расписывались по семи шагам от А до G (в порядке букв английского алфавита), где G означала достижение цели — полёт с посадкой астронавтов на Луну.

Миссия Номер полёта Цели Ракета-носитель Траектория Продолжительность
A 4 и 6 Доводка РН и космического корабля; вхождение в атмосферу Земли со скоростью возвращения от Луны Сатурн-5 Апогей 16 600 км Около 8,5 часа
B 5 Доводка лунного модуля (ЛМ), двигательной системы и технологии разделения ступеней Сатурн-1Б Низкая околоземная эллиптическая орбита Около 6 часов
C n Оценка работы систем командно-служебного модуля (КСМ) и действий экипажа Сатурн-1Б Низкая околоземная орбита До 11 суток
D n+1 Оценка работы систем ЛМ, КСМ и действий экипажа; совместное маневрирование КСМ и ЛМ Сатурн-5 или два Сатурна-1Б Низкая околоземная орбита До 11 суток
E n+2 Совместное маневрирование КСМ и ЛМ Сатурн-5 Высокая околоземная орбита До 11 суток
F n+3 Оценка работы лунной миссии в условиях глубокого космоса Сатурн-5 Окололунная орбита До 11 суток
G n+4 Посадка на Луну
n — номер зависит от успехов миссий А и В

В период между февралём 1966 года и апрелем 1968 года были осуществлены пять беспилотных полётов. Программу миссии А выполнили «Аполлон-4» и «Аполлон-6». В ходе их полётов были проведены беспилотные испытания командно-служебного модуля и подтверждена надёжность ракеты-носителя «Сатурн 5», которой можно было доверить отправку людей в космос. «Аполлон-5» с беспилотным лунным модулем в январе 1968 года выполнил программу В-миссии. В результате полёта «Аполлона-7» 11—22 октября 1968 года была успешно выполнена программа С-миссии. Следующими должны были стать миссии D (первые пилотируемые испытания лунного модуля) и E (испытания лунного модуля на очень высокой околоземной орбите). Однако из-за серьёзных проблем производство лунного модуля задерживалось. К концу лета 1968 года стало ясно, что он не будет готов в запланированные сроки. Грумман Корпорейшн, производитель лунного модуля, выбился из графика, работая над уменьшением его массы и повышением надёжности электропроводки. К тому же в начале августа 1968 года НАСА получило от ЦРУ информацию, что СССР планирует предпринять в конце года пилотируемый облёт Луны. Было высказано предложение запустить следующий корабль без лунного модуля на действительно высокую орбиту, простирающуюся на 380 000 км до Луны. Серьёзных возражений никто не высказал. Миссию было решено переквалифицировать в C’ (англ. C-prime, Си-прайм). 19 августа было объявлено о решении — «Аполлон-8» полетит к Луне. Вместо лунного модуля он возьмёт цилиндрическую болванку аналогичной массы. А первые пилотируемые испытания лунного посадочного корабля проведёт экипаж «Аполлона-9». Окончательное решение было обнародовано 12 ноября 1968 года.

«Орион» и все, все, все

С кораблем для совершения лунной миссии у NASA ситуация получше. В настоящее время «Локхид Мартин» собирает первый образец многоразового корабля «Орион». По сравнению с опаздывающей уже на несколько лет ракетой можно сказать, что тут ситуация практически нормальная. По крайней мере разработчики уверяют, что успеют к первому непилотируемому старту SLS, запланированному на 2020 год.

Остается посадочный модуль, и вот тут совсем беда. К настоящему времени его разработка еще не начиналась. В предыдущей космической программе, опубликованной в сентябре 2018 года, NASA планировало определиться с концепцией миссий на лунную поверхность и выбором корабля для них лишь в 2024 году.

Космос

Космический корабль «Орион»

Фото: NASA

Что еще хуже, модуль придется делать практически с нуля, и потребуется на это лет пять минимум, согласно современным срокам разработок. И то это лишь в идеальном случае, надеяться на который было бы совсем неразумно. Хуже всего, что не получится взять разработки от проекта лунного модуля по закрытой программе «Созвездие». Тот модуль разрабатывался для ракеты «Арес-5», имевшей отсек для полезной нагрузки диаметром 10 м, а у нынешней SLS лишь 8,4 м.

Есть вопросы и к отсутствию нормальных лунных скафандров: требуется разработка нового, поскольку сделать их из используемых в настоящее время для внешнекорабельной деятельности EMU (Extravehicular Mobility Unit) просто не получится. А это тоже очень серьезные денежные вливания и время на разработку.

Космос

Фото: NASA

Может, если NASA не справляется самостоятельно, стоит попросить помощи у коммерческих компаний? Вполне возможно, что в итоге агентство так и поступит, попробовав отдать контракты на самые проблемные вопросы SpaceX или Blue Origin. К слову, надеяться на то, что SpaceX сможет справиться с заданием «вместо» NASA, не стоит. Falcon Heavy для пилотируемой лунной миссии с высадкой просто не хватит, а надеяться на полную готовность Big Falcon Rocket не стоит. Эта ракета в настоящее время на начальном этапе создания, а учитывая ее новаторский подход к архитектуре носителя, времени на полную доработку и все необходимые испытания потребуется очень много.

ЗиС-3 в послевоенное время

Реализованные полёты ППА кораблей «Аполлон» после 1972 года

Оставшиеся неиспользованными три ракеты-носителя «Сатурн-5» применили в полётах ППА следующим образом: одна вывела на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», оставшиеся две стали экспонатами музеев. Три корабля «Аполлон» полетели в космос как «Скайлэб-2», «Скайлэб-3» и «Скайлэб-4». Ещё один построенный «Аполлон» (отменённый полёт «Скайлэб-5») отправился в космос в рамках проекта «Союз — Аполлон». Эти 4 «Аполлона» выводились на орбиту ракетой-носителем «Сатурн-1Б».

Пилотируемые полёты «Аполлонов» после 1972 года.
Астронавты Дата запуска и возвращения на Землю Время в полёте, ДД:ЧЧ:ММ Задачи и результаты полёта Дата и время стыковки Дата и время расстыковки Время совместного полёта
№ 18«Скайлэб-2» Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джозеф Кервин 25 мая  — 22 июня 1973 28 д. 00 ч. 49 мин. 1-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» 25 мая 1973 года 22 июня 1973 года
№ 19«Скайлэб-3» Алан Бин, Джек Лаусма, Оуэн Гэрриотт 28 июля  — 25 сентября 1973 59 д. 11 ч. 09 мин. 2-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» 28 июля 1973 года 25 сентября 1973 года
№ 20«Скайлэб-4» Джеральд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг 16 ноября  — 8 февраля 1974 84 д. 01 ч. 15 мин. 3-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» 16 ноября 1973 года 8 февраля 1974 года
№ 21«Аполлон» Томас Стаффорд, Дональд Слейтон, Вэнс Бранд 15 июля  — 25 июля 1975 09 д. 01 ч. 28 мин. Проект «Союз — Аполлон»:стыковка «Аполлон» с «Союзом-19» 17 июля 1975 года 19 июля 1975 года 46 часов 36 минут 44 сек

Примечания

Виды саперных лопаток

На сегодняшний день популярны три вида «сапёрок»: МСЛ-50, БСЛ-110 и лопата бундесвера (немецкая сапёрная лопата).

Фото Вид Характеристики
Лопата МСЛ-50 (МПЛ-50)
  • размер малой саперной лопатки (длина 50 см);
  • лёгкая (вес 800 гр);
  • удобна для работы в тесном пространстве из положения лёжа или сидя;
  • компактна;
  • многофункциональна
БСЛ-50
  • большой, стандартный размер (длина 110 см);
  • удобна для земляных работ различной сложности;
  • универсальна (можно использовать как в качестве совковой, так и в качестве штыковой благодаря плоской грани лезвия без заострения);
  • долговечна благодаря использованию заклёпочного соединения штыка, а не сварного
Саперная лопата Бундесвера
  • складной механизм;
  • размер саперной лопатки разложенном состоянии — 60 см;
  • компактна (длина в сложенном состоянии 23 см, удобна для ношения в рюкзаке);
  • лёгкая (вес 1,25 кг);
  • две грани лезвия зазубрены, что позволяет использовать её в качестве пилы

Торпеда «Шквал»

Вы здесь

Сопротивление традиционалистов

По утверждениям немецких историков, как Х.Гудериан, так и Л.Бек при реализации своих планов столкнулись с сопротивлением традиционалистов, в частности, Главного управления сухопутных сил (Allgemeinen Heeresamt), которое возглавлял генерал-майор Фридрих ФРОММ (Friedrich FROMM).

На предложения Л.Бека 22 января 1936 г. управление ответило, что основная задача танков заключается в поддержке атак пехоты и поражении живой силы противника. Бой танков против танков считался маловероятным, а в бою танковые подразделения следует подчинять командованию пехотной дивизии.

Генерал Людвиг БЕК

Уже через неделю Л.Бек возражал Главному управлению, настаивая на том, что главной задачей танковых войск вермахта является борьба с вражескими танками. Кроме того, Л.Бек активно выступал за самостоятельные танковые дивизии, которые пригодны для выполнения оперативных задач. Соответственно, они не должны подчиняться пехоте.

Точку в этом споре поставил Вернер фон ФРИЧ к тому времени уже генерал-полковник. 11 февраля 1936 г. В.Фрич поддержал концепцию оперативного использования танков Л.Бека и назвал её «поворотом, ориентированном в будущее». Тем самым, для Л.Бека дорога по строительству танковых войск вермахта в его понимании вопроса оказалась открыта.

Однако, генерал не мог реализовать все свои замыслы, поскольку теперь тотальному оснащению всех танков пушками противилось управление сухопутными вооружениями (Heereswaffenamt). Согласно меморандуму ведомства от 23 марта 1936 г. все имевшиеся типы немецкой бронетехники (Panzerkampfwagen I — IV) признавались достаточными для выполнения стоящих задач, а оснащение всех танков пушками не имело необходимости.

Откликнувшись на предложения генерала О.Лутца, в 1937 г

Х.Гудериан опубликовал свою книгу «Внимание – танки!» («Achtung – Panzer!»). Эта работа и последующие публикации сделали его бесспорным лидером среди немецких танковых теоретиков

Вместе с тем, как показано выше, основы доктрины применения танковых войск вермахта закладывались многими военными специалистами Германии.


Х.Гудериан (слева) изучает обстановку. 1944 г.

Вы воевали сами с собой!

Официально СССР заявлял, что никогда не участвовал в лунной гонке. И не имел никакой программы по высадке людей на Луну. Советское руководство утверждало, что не хочет рисковать жизнями советских граждан. Ведь роботы вполне могут выполнять ту же работу. Очевидно, что американские спецслужбы знали об истинном состоянии дел. Однако по каким-то причинам не сделали эту информацию достоянием общественности. И поэтому тот факт, что американцы соревновались сами с собой, был серьезно воспринят западными СМИ. А американский тележурналист Уолтер Кронкайт однажды заявил, что деньги, потраченные на программу «Аполлон», были израсходованы зря. Поскольку «русские никогда не участвовали в гонке».

Не хочу ничего утверждать, лишь хочу отметить интересный факт — огромная секретная советская программа высадки людей на Луну действительно существовала. И была успешно засекречена на многие десятилетия. И никто из десятков тысяч ее участников не проболтался. Лишь только с распадом Советского Союза часть настоящей правды наконец стала достоянием общественности.

Представляете, какие космические тайны могут открыться людям, если прекратят свое существование США?

Боеприпасы

Космический корабль

Корабль «Аполлон» состоял из двух основных частей — соединённых командного и служебного отсеков, в которых команда проводила большую часть полёта, и лунного модуля, предназначенного для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.

Командный и служебный отсеки

Командный и служебный отсеки «Аполлона» на лунной орбите.

Командный отсек разработан американской компанией North American Rockwell и имеет форму конуса со сферическим основанием. Диаметр основания — 3920 мм, высота конуса — 3430 мм, угол при вершине — 60°, номинальный вес — 5500 кг.

Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа из трёх человек в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек, в котором экипаж возвращается на Землю — всё, что остаётся от системы «Сатурн-5» — «Аполлон» после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, компьютер для расчета траектории полета с оперативной памятью 4 килобайта, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.

Лунный модуль

Лунный модуль «Аполлона» на поверхности Луны.

Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан американской компанией «Grumman» и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и посадочными опорами, используется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной экипажа и собственной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств. Для тренировки астронавтов по управлению лунным модулем был создан тренажёр, позволяющий имитировать на Земле пребывание в поле тяготения Луны.

Видео: Цена на военный билет / купить военный билет

История создания самого большого вертолёта в мире Ми 26

В конце 1971 в авиапроме СССР одобрили задание на разработку вертолёта Ми-26, а к декабрю 1972 года КБ Миля подготовило эскизный проект. Для того чтобы технически грамотно разместить оборудование и силовые установки, в Москве, на заводе изготовили макет будущего вертолёта. После окончательного завершения проектирования конструкции и систем машины в 1974 году сложился целостный вид вертолёта. В этом же году приступили к сборке первого прототипа для лётных испытаний.

Морозным декабрьским днём 1977 года, ведущий лётчик-испытатель КБ Г.Р. Карапетян с экипажем, оторвал от земли огромную машину и провёл в режиме висения несколько минут. Вскоре начались госиспытания, которые продлились до конца лета 1980 года, после чего правительственная комиссия выдала разрешение на выпуск первой серии.

Головную машину серии построили в Ростове на лётном производственном объединении и 25 октября 1980 года этот гигантский Ми-26 совершил висение и полёт по кругу. В 1983 году новые вертолёты начали поступать на вооружение ВВС Советского Союза, а через три года приступили к эксплуатации новой машины в подразделениях «Аэрофлота».

Ми 26 схема вертолёта

Подразделения

На основании поставленных задач и компетенции ОВД строится и структура отрасли. В настоящий момент в состав системы входят такие главные подразделения и управления, как:

  • Центральный аппарат МВД РФ.
  • Полиция.
  • Главный командный аппарат внутренних войск.
  • Следственный департамент.
  • Главное управление обеспечения охраны общественного правопорядка и координации взаимодействий с исполнительными органами власти в субъектах.
  • ГИБДД.
  • Главный аппарат структуры вневедомственной охраны.
  • Центральное управление по противодействию экстремизму.
  • Главный аппарат собственной безопасности.
  • Центральное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции.

Вертолеты Игоря Сикорского. Краткая история.

Скандал вокруг миссии «Аполлон-15»

Экипаж миссии вскоре после прибытия на Землю оказался в центре скандала. Выяснилось, что они без разрешения руководства миссией взяли с собой в полет на Луну и привезли обратно 398 конвертов с марками. Оказалось, что астронавты еще до полета договорились с частным лицом о продаже этих конвертов. По условиям сделки, 298 конвертов оставались у астронавтов, а оставшуюся сотню они должны были передать за вознаграждение покупателю. За услуги каждый астронавт получил по 7000 долларов. Вскоре это об этом узнали в NASA.

Конверты и марки, которые пытались продать астронавты

Поднялась большая шумиха. Дошло даже до Конгресса США. В результате, все 298 конвертов были конфискованы, а астронавты подвергнуты дисциплинарной ответственности и отстранены от подготовки к дальнейшим полетам, а позже вообще уволены из NASA.

Личный кабинет кандидата

Ручной пулемет Шоша: худшее оружие Первой мировой войны

Отзывы владельцев

Пулемет НСВ-12,7 Утёс — видео

Сохранившиеся экземпляры

Кому выгодно?

Но кому может быть выгодно такое рыскание из стороны в сторону с постоянной сменой приоритетов и целей? Явно не американской космонавтике. Если бы работа над «Созвездием» продолжилась при Обаме, люди на Луне могли бы стать реальностью еще несколько лет назад. Сейчас же может получиться ситуация, когда американская космонавтика в области межпланетных пилотируемых миссий вновь окажется отброшена на несколько лет назад. И потом, когда вектор опять поменяется, придется вновь собирать команды, создавать проекты и реализовывать их.

Бери скафандр, пошли домой

Фото: ТАСС/Сергей Коньков

Четко видно, что подобная ситуация на руку лишь нескольким крупным корпорациям. Boeing, создающий SLS, дорабатывает ракету вот уже несколько лет и постоянно переносит сроки. Можно было бы говорить, что задача слишком сложна, однако, когда Boeing соревновался в создании пилотируемого космического корабля со SpaceX, выяснилось, что огромная корпорация не может выиграть гонку у «дерзкого новичка». Пока же ситуация для Boeing более чем удобна — президенты приходят и уходят, цели меняются, а ракета SLS продолжает дорабатываться.

Первый полет на Луну

Подробности
Категория: Встреча с космосом
Опубликовано 30.11.2012 10:43
Просмотров: 28935

Если в космической гонке СССР шел впереди США, то лунную гонку возглавляли они.

Но первоначально и в лунной гонке лидировал СССР. Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1», это произошло 2 января 1959 г., а первым аппаратом, достигшим Луны, стала станция «Луна-2» 13 сентября 1959 года.

После многочисленных успехов СССР в освоении космоса США решили вернуть себе статус самой технологически развитой державы и сосредоточились на Луне. В 1961 г. они объявили о лунной пилотируемой программе «Сатурн»-«Аполлон», нацеленной на достижение Луны человеком до конца десятилетия 1960-х гг.

Президент Кеннеди даже сделал предложение о совместной программе высадки на Луну (а также запуске более совершенных метеорологических спутников), но в СССР от него отказались, так как подозревали подвох, желание выведать новейшие советские технологии. Однако лунную пилотируемую программу в СССР утвердили только в 1964 г., когда США полным ходом этим занимались. В СССР развернулись масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон»-«Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н1-Л3) к 1968 году. Предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд (7К-Л1)» были полностью или частично неудачными из-за недоработок корабля и носителя.

В декабре 1968 г. Америка вырвалась вперёд и выиграла первый (облётный) этап лунной гонки, когда Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс в полёте 21-27 декабря на корабле «Аполлон-8» сделали 10 витков вокруг Луны. Менее чем через год, с осуществлением второго (посадочного) этапа, США выиграли и всю лунную гонку.

Габариты и основные показатели

Флаг СССР

Маленький флаг СССР, побывавший на Луне, и чуть выше него — ёмкость с лунным грунтом в экспозиции Мемориального музея космонавтики на ВДНХ в Москве

В ходе высадки «Аполлона-11» на Луну на борт были взяты небольшие флаги более чем 130 государств. Среди них был и флаг СССР.

2 июня 1970 года Нил Армстронг, прибывший с визитом в СССР в составе делегации из 32 руководящих сотрудников и научных специалистов НАСА и принимавший участие в XIII-й ежегодной конференции КОСПАР, встретился с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. При встрече Армстронг подарил ему маленькую ёмкость с образцами лунного грунта и флаг СССР, который вместе с астронавтами 20—21 июля 1969 года побывал на поверхности Луны. Косыгин сказал, что всегда будет беречь этот подарок как символ великого достижения.

Король Таиланда, или каким должен быть настоящий король?

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Jagdtiger
В сети Интернет
  • Ягдтигр // Википедия
  • Jagdtiger. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор от jmr // YouTube

Техника Германии

Лёгкие танки I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Средние танки III Großtraktor — Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Kunze Panzer  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Тяжёлые танки IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
ПТ-САУ II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
САУ II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100

Противотанковые САУ

Техника СССР II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ  • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
Техника Германии II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
Техника США II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
Техника Франции II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
Техника Великобритании II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur  • VII Challenger • VII AT 15A  • VII AT 7 • VIII GSOR 1008  • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I  • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183)  • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger
Техника Китая II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT  • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT
Техника Швеции II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

Кто же первым изобрел самолет

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector