Зрк «тор»
Содержание:
- История создания ЗРК «Тор-М2У»
- Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ
- Современное оружие ПВО
- Модификации
- Кратное описание конструкции.
- Описание конструкции
- Примечания
- Литература
- Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»
- Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»
- Сроки посадки клубней георгинов весной
- Яблони
- Отстрел нарезного «Манлихера»
- Технические характеристики[править | править код]
- Обзор пассажирского самолета Boeing 717
- Модификации
- Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»
- Устройство ЗРК «Тор-М2У»
- Оценка проекта
- Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ
- Современное оружие ПВО
- Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1
- Состав
- Место в организационно-штатной структуре
- РЛС П-15 и П-19
- История
История создания ЗРК «Тор-М2У»
Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».
Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.
От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.
Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.
Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.
В 2020 году на Ижевском электромеханическом начали серийно выпускать два новых комплекса — ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» — гусеничное.
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2020 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.
Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.
Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ
«Тор-М2У» стал дальнейшим витком развития ЗРК систем «Тор». Данные боевые машины выпускаются на двух типах шасси:
- 9А331МУ на гусеничном шасси;
- 9А331МК на колёсном шасси.
В системе обнаружения целей теперь используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет. Хотя ракеты, которые применяются на новом комплексе «Тор-М2» остались такими же, как и на «Тор-М1», за счет использования новейшей электроники, удалось повысить дальность поражения целей.
В настоящее время идёт активная замена зенитных систем «Тор» старого поколения новыми «Тор-М2». Кроме того, эти системы активно покупаются зарубежными государствами. Так как зенитно-ракетные комплексы «Тор» нового поколения являются новейшими разработками в своём классе, их производство будет вестись на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Современное оружие ПВО
Тор-М2У, созданный, как и его предшественники для безопасности военных и промышленных объектов от воздушных угроз, показал свою эффективность в противостоянии самым высокоточным образцам современного оружия, крылатым ракетам, современным средствам военной авиации.
Многозадачный ракетный комплекс Тор-М2У способен определять сразу больше 40 целевых объектов, распознавать наиболее опасные и вести огонь одновременно по четырем из них. Комплекс эффективен при массированных воздушных атаках. Специфика конструкции позволяет М2У противостоять высокоманевренным и малоразмерным целям. Комплекс применяется в качестве компоненты общей системы ПВО, но также может выполнять боевые задачи в автономном режиме.
Модификации
- ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
- 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
- На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
- «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
- «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
- «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
- «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
- ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
- «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
- «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.
Кратное описание конструкции.
Ствол – свободный, примерно до середины закрыт кожухом. Казенник – навитной.Поршневой затвор открывался поворотом рукояти вправо. Секторный подъемный механизм закреплен на люльке слева, справа – поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм ствола из двух колонок. Тормоз отката гидравлического типа. При стрельбе противооткатные устройства неподвижны. Верхний станок вывешен относительно нижнего и соединен с ним штырем с пружинным амортизатором.
Боевой ход гаубицы М-30 подрессорен, снабжен тормозами. При разведении станин, автоматически выключается подрессривание. В исключительных случаях допустима стрельба при неразведенных станинах.
Для снижения веса в орудийном передке боекомплект не перевозился. Его перевозили при конной тяге в пере зарядных ящиков, по шестнадцать выстрелов в каждом. В случае механизированной тяги боекомплект размещался либо в повозках, либо автомобилях.
В ходе производства в конструкцию внесли множество изменений, хотя официально, существовала только одна версия гаубицы. Иногда такие изменения не отражались в Руководстве службы, а если и отражались, то без конкретики.
Изменения и улучшения связаны в основном с технологией производства либо упрочнением конструкции. Таких как замена кованых деталей сварными – станины, кожух ствола, рукоять затвора.
При организации производства гаубицы Д-1 , лафет М-30 который использовался в этом орудии, несколько усилили, что сказалась на его весе.
В процессе производства независимы прицел заменили полузависимым. Если в первом прицеле ось панорамы угла места цели оптическая ось оставалась неподвижной при вертикальной наводке, то во втором случае при установке угла места цели оптическая ось двигалась с прицелом.
Описание конструкции
Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.
Примечания
- Источники
- ↑ , с. 220.
- Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
- , с. 135.
- , с. 131.
- , с. 256.
- , с. 68.
- , с. 257.
- , с. 11.
- , с. 307.
- , с. 448.
- , с. 160.
- , с. 143.
- , с. 264.
- , с. 198.
- , с. 198-199.
- , с. 199-200.
- , с. 200.
- , с. 200-201.
- , с. 201-203.
- , с. 204-205.
- , с. 204-207, 210.
- , с. 206-208.
- ↑ , с. 211.
- The Military Balance 2016. — P. 190.
- Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
- The Military Balance 2016. — P. 104.
- The Military Balance 2016. — P. 106.
- The Military Balance 2016. — P. 326.
- The Military Balance 2016. — P. 242.
- The Military Balance 2016. — P. 85.
- The Military Balance 2016. — P. 330.
Литература
Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»
Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.
Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:
- После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
- Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.
Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.
Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:
- От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
- От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
- Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.
Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»
В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».
Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:
- Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
- Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
- Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
- Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
- Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.
Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.
Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:
- Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
- Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).
Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:
- «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
- «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
- «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.
Сроки посадки клубней георгинов весной
Обработав и прорастив клубни георгинов, можно приступать к посадке в открытый грунт. Подходящие для этого сроки зависят от климатических особенностей региона. Желательно также согласовывать дату высадки с Лунным календарем.
В регионах
Высадку георгинов на клумбу проводят тогда, когда исчезает угроза ночных заморозков, способных повредить молодые ростки. Теплая погода в разных широтах устанавливается в различное время:
на юге России георгины можно высаживать на клумбу уже в апреле;
- в средней полосе посадку проводят в середине мая;
- в Ленинградской области сажать пророщенные клубнелуковицы можно в третьей декаде мая;
- на Урале высадку георгинов откладывают до последних чисел мая;
- в Сибири заморозки случаются даже в первые июльские дни, поэтому сажать георгины в открытый грунт лучше после 5 июня.
Обязательно учитывают погодные условия текущего сезона. Весна может приходить рано или наоборот задерживаться. На момент посадки почва должна прогреться до +10-15° C. Замерять температуру термометром нужно на глубине 10-15 см.
Когда сажать клубни георгинов по Лунному календарю в 2021 году, благоприятные дни
Поскольку давно доказано влияние фаз Луны на посадку растений, многие садоводы придерживаются рекомендаций Лунного календаря, в котором указаны благоприятные и неблагоприятные дни.
В 2021 году для высадки георгинов в грунт благоприятными будут следующие даты:
- в мае – 1, 2, 5, 6, с 22 по 25, 27, 28, 29;
- в июне – 2, 3, с 6 по 8, с 18 по 22, 25, 26, 29, 30.
Существуют также числа, в которые лучше не производить посадочных работ. Неблагоприятные дни для высадки георгинов на клумбу:
- в мае – 11, 26;
- в июне – 10, 24.
Особенно строгий запрет на посадку, а также пересадку растений накладывается во время Новолуния и Полнолуния. Посадив георгины с учетом фаз лунного цикла, можно будет получить более крепкие и обильно цветущие растения.
Яблони
Отстрел нарезного «Манлихера»
Русскими экспертами был проведен отстрел. Тестирование проводилось не только на стрельбище, но и непосредственно на охоте. В осенне-зимний период нарезная винтовка SBS 96 Classic показала себя с хорошей стороны. Отмечаются высокая мощность и точность карабина. На охоте был добыт кабан (с дистанции 90 метров) и лось. Использовались 13-граммовые пули «Кон Поинт».
Что же касается недостатков, то он всего один и тот несущественный. Заключается минус в резиновом затыльнике, который гасит отдачу с недостаточной эффективностью. Профессиональные охотники и эксперты говорят о «всеядности» винтовки. Результаты с используемыми патронами разных типов оказались более чем хорошие. В целом можно говорить о том, что «Манлихер» — винтовка охотничья, которая идеально подходит для русской охоты. Карабин легкий, прочный и удобный, правда, с весьма чувствительной отдачей. Но данный недостаток вы перестанете замечать уже после нескольких выстрелов.
Технические характеристики[править | править код]
Проекции L-39 «Альбатрос»
Данные соответствуют модификации L-39C.
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Длина: 12,13 м
- Размах крыла: 9,46 м
- Высота: 4,47 м
- Площадь: 18,8 м2
- Масса пустого: 3395 кг
- Нормальная взлётная масса: 4337 кг
- Макс. взлётная масса: 4700 кг с бетонной ВПП (4600 кг с грунта)
- Максимальное время перевёрнутого полёта: 20 с
- Максимальная заправка топливом: 1014 кг (при удельной плотности 0,78 г/см3)
-
Количество двигателей: 2 (основной и вспомогательный)
- Тип основного двигателя: двухконтурный ТРД АИ-25ТЛ
- Тяга двигателя максимальная: 1720 кгс (16,87 кН)
- Тяга двигателя на режиме «малый газ»: не более 135 кгс
- Тип вспомогательного двигателя-турбостартера: «Сапфир-5»
- Максимальная скорость горизонтального полёта: 760 км/ч (на высоте 6500 м)
- Максимально допустимая скорость по прочности: 900 км/ч (М = 0,8)
- Максимальная перегрузка: +8 / −4
- Крейсерская скорость (по прибору): 390 км/ч
- Скорость сваливания: 160 км/ч (при выпущенных закрылках и шасси)
- Эволютивная скорость: 200 км/ч
- Максимальная дальность полёта: 1015 км (с заправкой консольных баков)
- Практический потолок: 11 500 м
- Скороподъёмность (у земли): 22 м/с (1320 м/мин)
-
Минимальное время набора высоты:
- 6000 м: 6,4 мин
- 10 000 м: 16,9 мин
- Тяговооружённость: 0,4
- Длина разбега: 480—530 м
- Длина пробега: 650—690 м
Вооружениеправить | править код
(Приведены данные по самолёту L-39С из РЛЭ за 1988 год)
- 2 крыльевых балочных держателя (34 кг)
- Бомбы: 2 х ОФАБ-100 (246 кг)
- Управляемые ракеты: 2 имитатора И-318 (106 кг) + 2 АПУ-13М1 (42 кг)
- Неуправляемые ракеты: 2 УБ-16-57У (104 кг) + 32 ракеты С-5 (124 кг)
Обзор пассажирского самолета Boeing 717
Модификации
Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»
Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.
Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:
- После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
- Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.
Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.
Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:
- От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
- От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
- Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.
Устройство ЗРК «Тор-М2У»
«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.
«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.
На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.
Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.
РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.
Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».
9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.
Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.
Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.
В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.
Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».
Оценка проекта
Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ
«Тор-М2У» стал дальнейшим витком развития ЗРК систем «Тор». Данные боевые машины выпускаются на двух типах шасси:
- 9А331МУ на гусеничном шасси;
- 9А331МК на колёсном шасси.
В системе обнаружения целей теперь используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет. Хотя ракеты, которые применяются на новом комплексе «Тор-М2» остались такими же, как и на «Тор-М1», за счет использования новейшей электроники, удалось повысить дальность поражения целей.
В настоящее время идёт активная замена зенитных систем «Тор» старого поколения новыми «Тор-М2». Кроме того, эти системы активно покупаются зарубежными государствами. Так как зенитно-ракетные комплексы «Тор» нового поколения являются новейшими разработками в своём классе, их производство будет вестись на протяжении нескольких последующих десятилетий.
Современное оружие ПВО
Тор-М2У, созданный, как и его предшественники для безопасности военных и промышленных объектов от воздушных угроз, показал свою эффективность в противостоянии самым высокоточным образцам современного оружия, крылатым ракетам, современным средствам военной авиации.
Многозадачный ракетный комплекс Тор-М2У способен определять сразу больше 40 целевых объектов, распознавать наиболее опасные и вести огонь одновременно по четырем из них. Комплекс эффективен при массированных воздушных атаках. Специфика конструкции позволяет М2У противостоять высокоманевренным и малоразмерным целям. Комплекс применяется в качестве компоненты общей системы ПВО, но также может выполнять боевые задачи в автономном режиме.
Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1
— Разработчик: Алмаз-Антей- Годы разработки: с 1972 по 1983- Годы производства: с 1983- Годы эксплуатации: с 1986
— Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)
Вес ЗРК 9К331 Тор-М1
— Боевая масса, т: 32
Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1
— База, мм: 5055- Клиренс, мм: 450
Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1
— 8 х ЗУР 9М330
Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1
— Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)- Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)- Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700- Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)
Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1
— а) истребителя — до 0,8;- б) вертолета-0,5-0,88;- в) беспилотного аппарата — 0,89-0,9
Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1
— Мощность двигателя, л. с.: 840
Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1
— Скорость по шоссе, км/ч: 65- Запас хода по шоссе, км: 500
— Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8- Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: 1,0
Состав
- Боевая машина 9А330. Основа ЗПРК – это боевая машина. Она оборудована станциями наведения и обнаружения целей, пусковой установкой, электронно-вычислительной машиной, системой навигации и топопривязки, стартовой автоматики, системой жизнеобеспечения и газотурбинным агрегатом. Все эти составляющие монтируются на гусеничное шасси «Объект 355». Ракеты 9М330 запускаются вертикально в целях безопасности от попадания осколков бомб и снарядов и неблагоприятной погоды.
- Станция обнаружения целей. Когерентно-импульсная РЛС панорамного обзора ищет воздушные цели, а затем определяет их координаты. Присутствует система «свой-чужой». Функционирует в сантиметровом диапазоне с частным управлением по углу места лучом. Его обзор может производиться тремя лучами одновременно, их очередь определяется по ЭВМ.
- Вся необходимая информация о цели появляется на индикаторе командира БМ. Если есть значительные помехи, то проблемный участок обзора может бланкироваться, и затем с применением ручных съема координат и наложения маркера в компьютер вводятся координаты. Набольшие ошибки в процессе идентификации координат не могут быть больше половины разрешающей способности станции обнаружения целей. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25-27 км и высоте от 30 до 6000 метров равняется 80%. В целях оперативного нахождения целей действует защита от противорадиолокационных ракет.
- Станция наведения. Когерентно-импульсная РЛС применяется в обнаружении и последующем автосопровождении цели по трем координатам посредством моноимпульсного метода, и наведения до двух ракет на цель после запуска. Функционирует в сантиметровом диапазоне. Ее конструкция – это фазированная малоэлементная антенная решетка. С помощью передатчика антенной решетки команды наведения приходят на борт и в то же время определяются координаты цели и нацеленных на нее ракет.
- ЗУР 9М330. Зенитные управляемые ракеты 9М330 находятся в пусковом контейнере. Пусковое и антенное устройства представляют собой единую конструкцию, вращение ее происходит по вертикали. Данная модификация изготовлена по схеме «утка». Когда происходит старт, ракеты вылетают с помощью катапульты, после чего раскрываются складные крылья. С той целью, чтобы ракета была направлена на заданный угол, в машине имеется газогенератор. На дальности 250 метров срабатывает режим командного наведения. Пропорционально скорости сближения для оптимального уничтожения на ракеты передается информация о задержке взрывателя. На малой высоте возможно срабатывание взрывателя при прикосновении с целью и селекция поверхности. Ракеты оборудованы твердотопливным двигателем.
Место в организационно-штатной структуре
РЛС П-15 и П-19
С помощью этих систем ПВО РФ выявляются низколетящие цели. Они состоят на вооружении с 1955 года. Этими РЛС комплектуют артиллерийские, радиотехнические и зенитные формирования, пункты управленческих и оперативных звеньев ПВО. Станция транспортируется с помощью одного автомобиля с прицепом. РЛС производят развертывания в течение десяти минут. Станция работает в когерентно-импульсном и амплитудном режимах.
РЛС П-15
Посредством РЛС П-19 осуществляют разведку на средних и малой высотах. Затем полученная информация передается в командный пункт. Эта РЛС представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, для перевозки которой используют два автомобиля. Первый используется для перевозки индикаторной, приемопередающей аппаратуры, средств для защиты от помех, тогда как второй – антенно-поворотного устройства и агрегатов, обеспечивающих электропитание системы.
История
Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, успешно применяемому в вооружённых конфликтах последних лет. Разработка самолёта велась на фоне существования у вероятного противника большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15 и F-16 и, соответственно, возникающей необходимости для разрабатываемого самолёта способности ведения оборонительного воздушного боя с равными возможностями для самолётов 4 поколения.
В качестве основы для разработки самолёта был положен опыт боевого применения всех типов самолётов, состоящих на вооружении Военно-воздушных сил СССР (России), а также зарубежный опыт применения авиации в локальных конфликтах. При разработке самолёта конструкторами была применена аэродинамическая схема «Продольный триплан», позволяющая увеличить манёвренные возможности летательного аппарата по сравнению с обычной схемой, также по сравнению с самолётом Су-27 была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива. Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.
Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»). В качестве основы для разработки самолёта была взята база проекта успешного истребителя Су-27. Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34, состоялся 13 апреля 1990 года. Первый публичный показ самолёта под обозначением Су-32ФН состоялся весной 1995 года во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже.
Затем были произведены опытные самолёты в количестве 2 лётных и одного образца для стенда статических испытаний. После них последовали предсерийные самолёты в количестве 6 лётных и ещё одного образца для стенда статических испытаний. В последующем, шестой предсерийный самолёт доработан до серийного образца, который теперь базируется в 929-й ГЛИЦ г. Ахтубинск.
Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома OAO «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин.
Государственная программа испытаний проходила с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года в несколько этапов одновременно с производством самолёта.
Су-34 принят на вооружение ВВС РФ 20 марта 2014 года.