45-мм противотанковая пушка образца 1932 года (19-к)
Содержание:
- Характеристики и свойства боеприпасов
- Технические параметры
- Описание конструкции[ | ]
- Процесс сборки отреставрированной пушки-сорокапятки. Видео!
- Примечания[ | ]
- Мелкокалиберный патрон
- МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА
- Сохранившиеся экземпляры
- Версия №1
- Навеска дроби и пороха
- Боевое применение
- 4,5 cm противотанковые пушки 184 (r) и 184/1 (r)
- Калибры гладкоствольного оружия
- «Сосной» по антироссийским санкциям
- Версия №2
- История создания
- Производство и испытания
- Сколько их было?
- Читайте также
Характеристики и свойства боеприпасов
Боеприпасы к 45-мм пушкам 19-K и 53-K, которые использовались и в М-42
- Номенклатура боеприпасов :
- бронебойный 53-Б-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП (сплошной)
- бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
- осколочный 53-О-240 (стальной)
- осколочный 53-О-240А (сталистого чугуна)
- картечь 53-Щ-240
- дымовой 53-Д-240
- Дульная скорость снаряда, м/с : 870
- Масса снаряда, кг
- Подкалиберный бронебойный : 0.85
- Калиберный бронебойный : 1.43
- Осколочный : 2.14
- Дальность прямого выстрела, м : 950
- Бронепробиваемость гомогенной брони средней твёрдости, 75 % осколков в заброневом пространстве, мм
- Калиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 500 м : 61
- на дистанции 1000 м : 51
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Подкалиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 350 м : 82 (Сквозная пробоина, бортовая верхняя броня корпуса и башни. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- на дистанции 500 м : 62 (Сквозная пробоина, бортовая нижняя броня корпуса. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Калиберным бронебойным снарядом
Технические параметры
В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/
Сравнение 4 основных модификаций по размерам
Размеры | а340-200 | а340-300 | а340-500 | а340-600 |
Длина (м) | 59.4 | 63,7 | 67.93 | 75,36 |
Размах крыльев (м) | 60.3 | 60.3 | 63,45 | 63,45 |
Высота (м) | 16,8 | 16,91 | 17,28 | 17,22 |
Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам
Размеры | а340-200 | а340-300 | а340-500 | а340-600 |
Крейсерская скорость (км/час) | 871 | 881 | ||
Максимальная скорость (км/час) | 913 | |||
Дальность полёта (тыс. км) | 15 | 13,7 | 16,67 | 14,6 |
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км) | 12,5 | |||
Длина полосы для взлёта (м) | 3 000 | |||
Длина полосы для приземления (м) | 1 926 |
Описание конструкции[ | ]
canon de 25 mm S.A. Mle 1934 в музее canon de 25 mm S.A.-L Mle 1937 в музее Орудие отличалось малыми массой и размерами. Оно оснащалось небольшим щитом, который на значительной части площади был экранирован двумя дополнительными щитками, вынесенными вперёд. Верхняя часть щита имела волнообразную форму, облегчавшим маскировку орудия на местности. Кроме того, в последних целях, орудие оснащалось конусообразным пламегасителем. Лафет имел раздвижные станины и колеса на пневматиках. По полю боя пушку мог тягловым способом транспортировать расчёт из 6 человек, для чего оно оснащалось специальными лямками.
Орудие комплектовалось телескопическим прицелом L.711 с четырёхкратным увеличением и полем зрения в 10,13°. Градуировка прицельной сетки размечалась до дистанции в 3450 метров. В качестве резерва, использовался механический прицел, состоявший из мушки и целика, установленных на телескопическом прицеле. Регулируемая прицельная планка механического имела четыре положения на дальность в 400, 600, 800 и 1000 метров.
По принципу действия, пушка была полуавтоматической — затвор после выстрела открывался автоматически, выбрасывая гильзу, закрытие затвора, после заряжания, производилось вручную. Данный затвор обеспечивал пушке высокую скорострельность — от 15 до 25 выстрелов в минуту.
финская 25 PstK/34 финская 25 PstK/37 Боеприпасы
Орудие оснащалось снарядами всего двух типов: бронебойным (Cartouche de 25mm Mle1934 à balle perforante (AP)) и бронебойным трассирующим (Cartouche de 25mm Mle1934 à balle traçeuse perforante (APT)), отличающимися по сути, наличием трассера у последнего, что обеспечивало корректировку огня, но повышало демаскировку орудия. Захваченные немцами снаряды именовались соответственно Pzgr 114(f), Pzgr 115(f) и Pzgr 116(f) (двое последних отличались только цветом трассеров).
Снаряд представлял собой стальную болванку, не имеющего разрывного заряда, в связи с чем, орудие представляло собой фактически крупное противотанковое ружьё на лафете и было неэффективным против пехоты. Масса снаряда составляла 317 г. (в трассирующем — 320 г.), длина — 109 мм. Заряд пороха, массой 137 г., размещался в объёмистой гильзе длиной 145 мм, обеспечивал снаряду начальную скорость 918 м/с.
Бронепробиваемость при угле встречи 30° составляла 36 мм на дистанции 100 м, 32 мм — на 300 м, 29 мм — на 500 м и 22 мм — на 1000 м; При угле встречи 60° 35 — на 100 м, 29 — на 500 м, 20 — на 1000 м.
Основным недостатком орудия стала его механизированная буксировка. Практика использования последней показала, что конструкция пушки слишком хрупкая, из-за чего происходили частые поломки прицельных приспособлений и других узлов. В итоге скорость буксировки была ограничена 15 км/ч по пересечённой местности и 30 км/ч — по шоссе. В качестве решения данной проблемы, для орудия был разработан специальный прицеп с подрессоренным колёсным ходом, на который закатывалось орудие для буксировки за тягачом. Альтернативным способом являлась перевозка пушки в кузове тягача, благо небольшая масса позволяла осуществлять погрузку без применения специализированных средств.
В связи с задержкой поставок в войска более современных (и мощных) противотанковых систем canon 47 mm S.A. Mle 1937, в 1939 году была разработана модификация Canon 25 mm S.A. Mle 1934 modifie 1939, отличавшаяся более прочным лафетом, позволившим снять ограничения по скорости буксировки. Французская армия заказала 1200 таких пушек, поставки которых должны были начаться в июне 1940 года.
Процесс сборки отреставрированной пушки-сорокапятки. Видео!
Очень интересное видео, посвященное найденной пушке калибра 4,5 см, которую русские поисковики нашли на местах боев. Они тщательно собрали все детали, отреставрировали лафет и механизм наведения, покрасили все и заново собрали. Вот сам процесс сборки пушки после реставрации и показан на этом замечательно слайд-шоу. Именно такие пушки боролись с немецкими танками на первом этапе Великой Отечественной войны.
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года (сорокапятка, Индекс ГРАУ — 52-П-243-ПП-1) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Оно использовалось на первом этапе Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было заменено в 1942 году на более мощную пушку М-42 того же калибра. Окончательно пушка обр. 1937 года была снята с производства в 1943 году; за 1942-43 гг. промышленность СССР изготовила 37354 таких орудий.
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43 мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.
Здесь будет уместно заметить, что сейчас существует мнение о завышенности пробивной способности 45-мм пушки образца 1937 года (часто являющееся путаницей с ТТХ орудия М-42). Базой для такой точки зрения являются воспоминания участников войны. Тем не менее недостаточная пробивная способность по 50-мм лобовой броне танков Pz Kpfw III Ausf H и Pz Kpfw IV Ausf F1 не подлежит сомнению. Существует также вероятность наличия в начале войны некоторого числа некачественных 45-мм снарядов, ещё более снижавших характеристики орудия.
Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 г состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.
Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. В период войны именно за это пушку называли «Прощай, Родина», «Смерть врагу — п… расчёту» и т. д. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки обр. 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.
Примечания[ | ]
- Chapman, Guy (2013), Why France Collapsed , Bloomsbury Reader, ISBN 978-1-4482-0513-4 (Appendix A)
- Henry, Chris (2004), British Anti-Tank Artillery, 1939-45 Архивная копия от 6 января 2014 на Wayback Machine, Osprey Publishing, Ltd, ISBN 1-84176-638-0 (p. 11)
- Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941-45 , p 3.
- Bishop, Chris (1998), The Encyclopedia of Weapons of World War II , Metrobooks, ISBN 1-58663-762-2 (p. 190)
- Italian Divisional Organizations tipo Africa Settentrionale (A.S.) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2020. Архивировано 2 апреля 2012 года.
- JAEGER PLATOON: FINNISH ARMY 1918—1945 WEBSITE — ANTITANK GUNS PART 1: 20 mm — 37 mm Guns
- Jean-Yves Mary, La ligne Maginot, ce qu’elle était, ce qu’il en reste , SERCAP, 1985, p. 143.
- AMD Panhard 178
- WorldWar2.ro Forum -> Puteaux ATG?
- Site » La Guerre du Millénaire «l (недоступная ссылка)
Мелкокалиберный патрон
Итак, мы рассмотрели таблицу калибров оружия. Самым популярным для нарезного гражданского оружия среди начинающих охотников является .22 LR или 5,6 миллиметра. Его используют для отстрела мелкой живности, например, пушных диких зверей и грызунов. Широко применяются данные боеприпасы и в спорте.
Патроны и оружие калибра 5,6 миллиметров были впервые продемонстрированы компанией J. Stevens Arm & Tool Company в конце XIX века. Первоначально они предназначались для комнатной стрельбы по бумажным мишеням. Стоит отметить, что первый патрон калибра 5,6 мм представлял собой пистон, который был помещен в медный стаканчик. Туда же сыпалась мелкая дробь. В дальнейшем различные предприятия выпускали разные вариации патрона с пулей диаметром 5,6 миллиметра. Менялась длина гильзы, а также варианты начинки снаряда для метания. Сегодня осталось несколько видов данных боеприпасов:
- .22 Winchester Magnum Rimfire.
- .22 Short.
- .22 Long.
- .22 Long Rifle.
Последний вид наиболее популярен. Он оснащается пулей весом 2,6 грамма. Начальная скорость метаемого снаряда достигает 410 метров в секунда. Дульная энергия около 190 Дж. Максимальная дальность гарантированного поражения цели – 150 метров.
Популярность патрона .22 LR объясняется его высокой точностью, негромким хлопком во время произведения выстрела, минимальной отдачей и низкой стоимостью. Из недостатков можно выделить следующие факторы:
- отсутствие останавливающего действия;
- небольшая мощность снаряда.
МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА
Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).
Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.
В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.
С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.
Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.
За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.
Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.
Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.
В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.
В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.
Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.
Сохранившиеся экземпляры
До наших дней дошло немало 45-мм пушек, большей частью находящихся в музеях. Некоторые принимают участие в почётных мероприятиях.
Одно орудие установлено в сквере на площади Крестьянской заставы, в честь ознаменования 65-й годовщины Битвы под Москвой. Пушка была найдена в ходе поисковых работ на местах боевых действий Московского ополчения под Москвой, военно-патриотическим объединением «Столица», при содействии Военно-Мемориального управления МО РФ.
На самом деле данный экземпляр представляет собой останки 37-мм орудия, что легко проверить измерив калибр ствола. Вероятно это была пушка либо 37 мм образца 1930 года снятая со складов либо её аналоги германского или польского происхождения стоявшие на вооружении Красной Армии и Вермахта. Слово в точном определении за специалистами.
Экземпляр 45-мм противотанковой пушки 53-К можно увидеть в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области, где он представлен среди других советских артиллерийских орудий.
Несколько экземпляров орудия представлены в экспозиции Музея военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Версия №1
Версия № 1 гласит, что якобы на лафет 37-мм пушки нельзя было установить ствол от той же 47-мм пушки, потому его урезали до 45 мм.
Версию даже критиковать и разбирать не хочется.
2 (ДВА!) миллиметра. На лафете. Это что же за допуск такой, что нельзя было уместить? А, возможно, у 47-мм пушки был такой мощный снаряд, что не выдерживала конструкция лафета? Ну, более-менее подходит, однако я приведу табличку из статьи про противотанковые пушки Второй мировой. И там видно, что 45-мм пушка ничем особо не уступает в плане мощности 47-мм сестренкам. А некоторых еще и превосходит.
В любом случае, что размерные, что прочностные недостатки – ну это выглядит глупостью.
Пушка Гочкиса выдавала начальную скорость снаряда в 701 м/с против 760 м/с у пушки образца 1932/37гг.
Пушка Гочкиса 47-мм
Для бронебойного снаряда разница не сильно критичная, а для осколочно-фугасного столько и не надо даже. Об этом говорит такая величина, как масса порохового заряда: у пушки Гочкиса 350 г, бронебойные снаряды «сорокапятки» до 360 г. А осколочно-фугасный снаряд выбрасывался 100-115 г пороха.
Навеска дроби и пороха
Снаряжая патрон с целью охоты на утку, необходимо учитывать, что 12 калибр по объемам использованного пороха и дроби зависит от ряда показателей. Одним из основополагающих является вид применяемого пороха.
Баллистические показатели пороха
Порох «Барс»
Максимальный его вес для 12 калибра составляет 2,6 грамм. Дроби при этом необходимо 35 грамм. Опытные охотники учитывают, что разные партии пороха могут различаться, поэтому диапазон его навески может колебаться от 2,2 до 2,6 грамм. Пристрелку следует начинать с минимального значения. Достоинством пороха «Барс, является небольшой объем, занимаемый им в патроне. Это дает возможность изменять высоту укладываемых пыжей.
Порох «Сунар»
Снаряжая патрон этим видом пороха, необходимо иметь весы, позволяющие получать значения с высокой точностью, составляющей 0,05 г. Калибр 12 допускает его навеску в диапазоне 1,7 – 2,0 грамма. Масса дроби составляет 35 грамм.
Порох ВУСД
Поскольку эта разновидность пороха является одной из наиболее мощных, то точность взвешивания составляет 0,01 г. Калибр 12 допускает навеску пороха ВУСД в 1,7 грамма с использованием 32 граммов мелкой дроби.
Порох «Сокол»
Зависимость навески пороха и дроби для патрона 12 калибра
Если брать в расчет стандартное ружье, которое имеет 12 калибр весом 3,2 кг и длиной стволов в 710 мм, то для весенней охоты на селезня рекомендован заряд из 33 – 34 грамм дроби под номером 5 или 6 с применением войлочных (2,3 г) или пластмассовых (2,1 г) пыжей.
Дробь № 7 весом 31 – 32 грамма потребует навеску пороха «Сокол» от 2 до 2,1 г. Если принято решение применить дробь еще мельче (№ 8 – 9), то ее потребуется 29 – 30 грамм. Навеска пороха при этом составит 2,1 – 2,2 г.
При весе ружья менее 3,2 кг соответственно уменьшаются значения навески. Определяются оптимальные величины посредством пристрелки. Соответственно, при наличии более тяжелого ружья идет интерпретация весовых величин количества пороха и дроби в сторону увеличения. Например, ружье весит до 3,5 кг. Если взять дробь «девятку», то ее нужно отмерить 29 – 30 грамм. Пороха понадобится 2,3 г.
Диаметр осыпи и кучность боя в зависимости от способа снаряжения патрона
Не нужно пытаться увеличить убойную силу путем использования более сильных патронов, чем рекомендовано для стандартного ружья. Это может привести к снижению скорости за счет завышенной деформации дроби из-за чрезмерно высокой скорости.
Необходимо учитывать, что приведенные значения ориентированы на использование войлочных пыжей. В случае применения пластмассовых аналогов, количество пороха «Сокол» уменьшается на 0,2 грамма. Если берутся древесноволокнистые пыжи, то это приводит, наоборот, к увеличению количества пороха на 0,1 г. Порох должен быть бездымный и свежий. Капсюль используется «Жевело».
Боевое применение
Пушка в Пароле
Трофейная 53-К 15-го казачьего корпуса СС во время Варшавского восстания, 1944
По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 штук 45-мм орудий.
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй. Длина ствола орудия составляла 46 клб. Последующие, модернизированные, орудия калибра 45 мм имели большую длину.
Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена — в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы).
Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.
Экспонат из артиллерийского музея (Санкт-Петербург)
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5—7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.
Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.
4,5 cm противотанковые пушки 184 (r) и 184/1 (r)
Калибры гладкоствольного оружия
«Сосной» по антироссийским санкциям
Версия №2
Версия №2 выглядит серьезнее, и за нее выступает Широкорад и другие (весьма многочисленные) сторонники на форумах. Согласно этой версии, якобы после революции на военных складах скопилось большое количество бронебойных боеприпасов к вышеупомянутому 47-мм морскому орудию Гочкиса.
Хорошо, такая пушка была. Да, на тот момент она устарела напрочь, и да, снаряды от нее на море были теоретически совершенно бесполезны, поэтому их решили перевести на сушу и использовать в качестве противотанковых/орудий поддержки пехоты. Танков в то время не особо много было.
Вся проблема в том, что противоминная пушка Гочкиса изначально была заточена под борьбу с небронированными целями типа миноносцев, катеров и подводных лодок. И вот незадача, в спецификации к ней бронебойных снарядов я не обнаружил. Гранаты чугунные и стальные были. Так что тут не состыковка явная.
Сама идея переделки тоже выглядит странно.
Хорошо, решили подчистить склады, передать снаряды сухопутной артиллерии, пусть мучаются. Все так просто…
Обточить пояски на 2 мм. Это легко, или как? Это, я думаю, или как.
Надо разрядить снаряд. То есть вынуть его из гильзы. Потом убрать взрыватель. Так, на всякий случай. И вот тогда можно затягивать снаряд в патрон и обтачивать поясок. Без реальной перспективы попасть под взрыв этого снаряда.
Далее снова вставить снаряд в гильзу, снова восстановить герметичность, и да, можно стрелять.
У меня сразу вопрос: а не проще ли было сделать сразу 47-мм пушку и не заниматься извращениями?
Сейчас эксперты начнут говорить, что у пушки Гочкиса граната летела со скоростью 700 м/с, у 19-К скорость была уже 760 м/с, а у М1932 – 820 м/с. И злосчастные пояски могло и срывать.
Согласен, начальные скорости снарядов выросли. И пояски срывать вполне себе могло. Однако здесь есть нюанс, который все портит. А именно, полное отсутствие данных.
«Много снарядов на складах» – это сколько в штуках? Количество не называет никто. Да его и в принципе-то назвать нереально, потому что русско-японская, Первая мировая, Гражданская войны плюс вековечный российский бардак.
То, что 47-мм ни о чем, стало ясно еще в Русско-японскую. Не зря пушки Гочкиса сотнями снимали с кораблей, устанавливали хоть на какое-то подобие станков и отправляли на передовую, чтобы хоть как-то компенсировать нехватку батальонных и полковых пушек.
А так как для пехоты в те годы бронебойный снаряд был штукой совершенно бесполезной, неудивительно, что эти снаряды просто валялись на складах. Это логично, это бесспорно, это нормально.
Другой вопрос, сколько в граммах… С этим полная тайна, но думаю, что изрядно их там было. Если царских запасов на половину Великой Отечественной (76,2 мм) хватило, то и 47-мм «добра» могло лежать в избытке.
И вот тут возникает двойственное ощущение.
Ну если прямо горы снарядов лежат, бери и стреляй – возвращаюсь к вопросу о том, что не проще ли было под снаряды ствол сделать. Проще, на Обуховском и не такие калибры разворачивали.
Плюс (весьма существенный) можно было бы «в случае чего» перехватить снарядов у союзников. В годы Первой мировой и англичане, и американцы снабжали нас 76,2-мм снарядами не то чтобы по полной программе, но снабжали.
А вот если снарядов не так уж и много – вот тогда вполне можно и решиться на такую авантюру, как переточка снаряда.
А что они лежат? Ну пусть пользу приносят, такие снаряды запросто можно использовать в качестве учебно-боевых, почему нет? Пользы вагон, экономия огромная, затраты на обучение снижаются, пусть в учебных целях артиллеристы лупят этой древнятиной…
Но повторюсь, очень и очень сомнительно, что миллионы. Нашел цифру, что на 1 января 1901 года в Морском ведомстве имелось 963 47-мм орудий Гочкиса. Отсюда делаем вывод, сколько могло на складах быть снарядов для тысячи пушек.
И раз мы говорим о том, что пушек было откровенно немного, стало быть, и снарядов для них вряд ли лежали миллионы. Пара сотен тысяч от силы.
Речь ведь идет о телодвижениях 30-х годов прошлого века, когда и Первая мировая, и Гражданская, и интервенция уже отгремели. И сожрали свои снаряды.
Вот и получается, что не совсем складывается мозаика.
История создания
В конце 1931 года конструкторы завода № 8 установили в кожух 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года, построенной по купленной у немецкой фирмы «Рейнметалл» документации, новый ствол калибра 45 мм и слегка укрепили лафет.
Эта система была принята на вооружение в марте 1932 года под названием «45-мм противотанковая пушка образца 1932 года», на заводе орудие получило индекс 19-К. Затем конструкторы завода № 8 перепроектировали противотанковую пушку 19-К для установки её в танк, получившей название «45-мм танковая пушка образца 1932 года» и, соответственно, заводской индекс 20-К.
Специально для отладки 45-мм ПТП 19-К на заводе № 8 имени Калинина была создана «шарашка» — Специальное конструкторское бюро ОГПУ. В 1933 году на заводе № 8 по чертежам СКБ ОГПУ была изготовлена модернизированная пушка 19-К. Эта пушка получила название «45-мм ПТП образца 1933 года», но позже это название не прижилось. По сравнению с образцом 1932 года в модернизированной пушке утолщены щеки казённика, удлинён кожух, изменён клин затвора. Основным же изменением было введение полуавтоматики инерционного типа, работавшей за счёт инерции отката, взамен прежней полуавтоматики механического типа, работавшей за счёт энергии отката. Пушка образца 1932 года была фактически четвертьавтоматической — автоматически только закрывался затвор после заряжания патрона. Кроме того, изменено устройство компрессора. Вес пушки в боевом положении составил 414 килограмм.
После заводских испытаний опытный образец 45-мм ПТП образца 1933 года прибыл 26 декабря 1933 года на НИАП, где прошёл полигонные испытания в объёме 1046 выстрелов и 500 км пробега.
При стрельбе бронебойными снарядами полуавтоматика работала удовлетворительно, без учёта отказов из-за качества гильз. Но при стрельбе осколочным снарядом чертежа 2116 весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и давлением в канале 900—1000 кг/см² полуавтоматика не работала, так как было недостаточно энергии отката для взведения пружин полуавтоматики. Длина отката при этом снаряде — менее 690 мм. Таким образом, для осколочных снарядов 45-мм пушка образца 1933 года оставалась четвертьавтоматической.
Колеса пушки по прежнему оставались деревянными, что создавало большие сложности при эксплуатации. Так, максимальная скорость движения по булыжнику составляла 10—15 км/час, на полигонных испытаниях часто лопались спицы колёс. Тем не менее по заключению комиссии 45-мм пушка полигонные испытания выдержала и была запущена в производство, правда, под старым названием — образца 1932 года.
Она же, вид сзади
В 1934 году была проведена новая модернизация пушки, и пушка снова получила новое название «45-мм ПТП образца 1934 года», которое также не прижилось. Модернизация пушки заключалась в замене деревянных колёс фордовскими колёсами от автомобиля ГАЗ-А на пневматических шинах, и в изменении поворотного механизма. Вес системы в боевом положении составил 425 кг.
В январе — апреле 1936 года пушка образца 1934 года прошла полигонные испытания на НИАПе 170 выстрелами и 300 километрами пробега. По данным комиссии пушка испытания выдержала.
7 ноября 1936 года принято Постановление СТО о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колёса с губчатым каучуком от автомобиля ГАЗ-А. К началу 1937 года 45-мм ПТП образца 1932 года на металлических колёсах с ГК пошли в серийное производство.
22 апреля 1934 года в Артиллерийском управлении РККА было рассмотрено предложение Шпитального о переделке 45-мм пушки образца 1932 года в автоматическую. Согласно проекту ОКБ-15 вводился новый ствол, новый затвор и магазин на 6 патронов. АУ согласилось с предложением Шпитального, выдало заказ на изготовление опытного образца к осени 1934 года. Опытный образец 45-мм автоматической пушки был изготовлен и испытан, но на вооружение не принят. Введение полной автоматики для 45-мм ПТП было нецелесообразно из-за уменьшения надёжности пушки и увеличения её веса по сравнению с полуавтоматической пушкой.
Боеприпасы к 19-К: 1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П 2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП 3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240 4. УО-243 с осколочной гранатой О-243 5. УЩ-243 с картечью Щ-240
Производство и испытания
Производство орудий
Валовое производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе №8 в 1934 г., за этот год было сдано 213 орудий, из которых 137 — для ВМФ и 76 — для плавсредств НКВД. На 1935 г. заводу был дан план на 300 пушек для ВМФ и 82 — для НКВД, но завод сдал всего — 357.
К началу 1941 г. в ВМФ имелось 1617 пушек 21-К (из которых 322 — на Балтийском, 290 — на Тихоокеанском, 284 — на Черноморском, 194 — на Северном флотах, 25 — на Амурской, 83 — на Каспийской и 14 — на Пинской флотилиях. К 22 июня 1941 года насчитывалось уже 2156 пушек 21-К, из которых в 1941 году было потеряно 507. За второе полугодие 1941 г. флот получил 71 орудие, в 1942 г. — 388 и в 1943 — 345.
В 1944 г. вместо 21-К в производство была запущена ее модификация 21-КМ. В 1944 г. было поставлено 486, в 1945 г. — 373, в 1946 г. — 140, и в 1947 г. — 50 пушек 21-КМ, после чего их производство было прекращено.
Испытания
Заводские испытания орудия были проведены с 27 июня по 3 июля 1933 года. С 21 июля по 1 августа 1933 года на Морском артиллерийском полигоне под Ленинградом установка 21-К прошла полигонные испытания. Морские испытания были проведены с 21 по 26 марта 1934 года на черноморской подводной лодке типа «М» VI серии.