Эскадренный миноносец «быстрый» проекта 956 вмф россии
Содержание:
- Эсминцы России в Первой Мировой войне
- Вооружение эсминцев «Сарыч»
- Энергоустановка
- эсминец проекта 956 шифр «Сарыч»
- Оценка проекта
- История развития
- История строительства
- Представители
- Что такое эскадренный миноносец и зачем он нужен
- ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТА 956
- ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 956М ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 956
- Рождение проекта
- История создания
Эсминцы России в Первой Мировой войне
Весомый вклад в течение Первой Мировой войны для СССР внесли корабли особого назначения под названием «Новик». За их активное проектирование принялись в 1917 году. Но в ходе Первой Мировой войны стало понятно, что скорость наработки новых боевых машин необходимо увеличить.
Эсминцы типа «Новик» являлись главными кораблями ВМС СССР, их относили к миноносцам российского императорского флота. Вооружение кораблей представлено пятью пушками калибра 102 мм, зенитной артиллерией (зенитные пушки системы Лендера 76,2 калибром) и торпедными установками (калибра 450 мм, самодвижущиеся торпеды Уайтхеда). Примечательно, что новые эсминцы типа «Новик» работали от нефти с запасом топлива в 351 тонну.
Они отражали атаку противника и держали оборону. В 1915 году корабль «Новик» нанес сокрушительный удар немецкому эсминцу V-99. Что самое интересное, этот корабль был загружен устройствами, которые впоследствии должны были установить на эсминцев. Это действие значительно оттянуло процесс модернизации кораблей типа «Новик».
Эсминец Ташкент типа Лидер
Влияние на ход сражений
Эсминец «Новик» маневренно уничтожал вражеские корабли и наносил поражение боевых машинам. Дополнительно корабль занимался разведывательной деятельностью. Новику удалось ликвидировать немецких броненосцев «Карл Фридрих» и крейсера «Бремен».
В 1915 году Новику пришлось встретиться в бою с немецкими боевыми машинами. Корабли типа «Фау-99» и «Фау-100» были загнаны на минное поле и потерпели поражение. Новик доказал боевое мастерство, но без слаженной работы экипажа и мощного вооружения, достижение блестящего результата не представлялось возможным.
Эсминцам проекта «Новик» удалось пройти всю Первую мировую войну. В 1917 году корабль отправили на вынужденный ремонт в финской столице. В тот год началась великая октябрьская революция, которая стала настоящей катастрофой для Военно-Морского флота.
По приказу Ленина, эсминец «Новик» участвовал в уничтожении и затоплении основных кораблей ВМС. После выполнения своей прямой миссии, его отправили в порт. Там он простоял до 1926 года, после его был модернизирован и переименован «Яковом Свердловым».
Новик можно было назвать перспективным эсминцем России. Он внес весомый вклад в течение Первой Мировой Войны.
Вооружение эсминцев «Сарыч»
Артиллерийское и ракетное вооружение представлено ЗРК М-22 «Ураган». Установка является модернизированной версией Бука. Это один из самых лучших комплексов, которые участвовал во многих сражениях. Для повышения эффективности, конструкция неоднократно подвергалась модернизации.
Каждое судно оснащалось двумя системами пускового типа, общей массой 194 тонны. Полноценный боекомплект был представлен 48 ракетами управляемого типа. Оснащенные ракетным вооружением корабли поражали цели в радиусе 25 км. У модернизированной версии «Ураган-Торнадо» дальность обнаружения составляла целых 70 км.
Ураган
Эсминцы проекта 956 всегда отличались мощным артирелийским вооружением, основанным на многоканальной системе управления. Каждая установка осуществляла до 90 выстрелов в минуту, а дальность полета составляла 24 км. По мере усовершенствования, все процессы были автоматизированы, что позволило вести огонь до полного расходования боеприпасов.
Еще одной особенностью эсминцев являлась зенитная артиллерия. Каждое судно было оснащено автоматическими комплексами АК-630М. Дальность выстрела установки составляла 4 км, в минуту вылетало порядка 4 тыс. боеприпасов.
АК-630М
Минное вооружение
На особом счету было противокорабельное вооружение – ракеты типа «Москит». Они поражали цель на расстоянии до 140 км, а средняя масса одного боеприпаса составляла целых 300 кг.
Что касалось минного вооружения, то в его основе лежали два стандартных миномета реактивного типа. Они свободно вели огонь на дистанции до одного километра. Основная задача минометных установок заключалась в поражении подводных лодок противника.
Боевая эффективность
Отличительной чертой всех эсминцев считалась внушительная боевая эффективность. Каждая конструкция была оснащена адаптированной информационно-управляющей системой. Дополнительно использовались системы разведки, с применением средств активного и пассивного противодействия. Продуманная система значительно повышала боевую эффективность кораблей. Судна готовы были в любую минуту отразить атака и уничтожить противника.
Вспомогательное оборудование
Все корабли проекта оснащались специализированными цистернами для утилизации сточных и фановых вод. Наличие модернизированной системы являлось обязательным условием санитарного режима.
Для пополнения продовольственных и топлевных запасов было установлено специальное устройство передачи грузов. Оно осуществляло свою деятельность согласно традиционному кильватерному способу.
Экипаж корабля увеличивался с линейной прогрессией. На борту могли находиться 340 человек, включая 25 офицеров. По мере строительства новых единиц, экипаж постепенно увеличивался, что позволяло размещать на борту до 360 человек. Примерно с седьмой серии модернизации, на корабле появилась штатная группа ОСНАЗ, ведущая разведывательную деятельность.
Энергоустановка
К недостаткам кораблей этой серии специалисты относят заведомо устаревшую силовую установку. Для этого были причины. При выборе типа турбины С. Г. Горшков предпочтение отдал котловой схеме, отвергнув газовую. Сделано это было под влиянием министра судостроения СССР Б. Е. Бутомы, аргументировавшего свое мнение большой загрузкой Южного турбинного завода и тем, что поставки мазута наладить в особый период будет легче, чем дизельного топлива. В результате эсминец проекта 956 оснастили спаренной котлотурбинной установкой общей мощностью 100 тыс. л. с. Сегодня трудно давать всеобъемлющую оценку и высказываться сугубо в пользу этого решения или против него. Дело в том, что в начале 70-х годов существовал амбициозный проект создания революционных в технологическом аспекте прямоточных КТУ, в случае успеха обещавших стать уникальными, но он не увенчался успехом. В конечном счете, пришлось остановиться на обычных устаревших высоконапорных котлах, проверенных и, в общем-то, тоже неплохих. И еще один аргумент в их пользу состоял в относительной дешевизне мазута. Мировой энергетический кризис коснулся и СССР.
эсминец проекта 956 шифр «Сарыч»
В Кремле 21 января 1947 года под руководством Сталина состоялось важное совещание по вопросам судостроения. В зале царила тягостная атмосфера. Всего месяц назад глава страны отстранил от должности главкома ВМФ Николая Кузнецова, который предлагал строить авианосцы и противился вождю
Заветной же мечтой Сталина были эскадры линкоров способные противостоять ведущим морским державам получившим доступ к атомным секретам. За десять лет обескровленной войной стране предстояло построить около 600 боевых кораблей и судов. На их создание требовалось около 75 миллиардов рублей, что в полтора раза превышало довоенные ассигнования. Только острая необходимость от вероятных ударов США заставило участников совещания прийти к общему мнению – большим кораблям необходимо надежное боевое охранение. Уже через неделю совет министров утвердил технический проект нового эскадренного миноносца 30БИС, разработанный Ленинградским ЦКБ-3. Этот и последующие корабли унаследовали лучшие традиции русских корабелов, строящих миноносцы на протяжении 70 лет. Несмотря на сложное положение в стране нашлись средства на создание не только таких кораблей, но и подводных лодок, сторожевых кораблей и даже крейсеров
Всего месяц назад глава страны отстранил от должности главкома ВМФ Николая Кузнецова, который предлагал строить авианосцы и противился вождю. Заветной же мечтой Сталина были эскадры линкоров способные противостоять ведущим морским державам получившим доступ к атомным секретам. За десять лет обескровленной войной стране предстояло построить около 600 боевых кораблей и судов. На их создание требовалось около 75 миллиардов рублей, что в полтора раза превышало довоенные ассигнования. Только острая необходимость от вероятных ударов США заставило участников совещания прийти к общему мнению – большим кораблям необходимо надежное боевое охранение. Уже через неделю совет министров утвердил технический проект нового эскадренного миноносца 30БИС, разработанный Ленинградским ЦКБ-3. Этот и последующие корабли унаследовали лучшие традиции русских корабелов, строящих миноносцы на протяжении 70 лет. Несмотря на сложное положение в стране нашлись средства на создание не только таких кораблей, но и подводных лодок, сторожевых кораблей и даже крейсеров.
Эсминцы стали первыми на флоте носителями корабельных вертолетов и нового оружия – ракетного. Именно эти корабли попали в эпицентр холодной войны, разразившейся между странами НАТО и странами Варшавского договора. Благодаря эсминцам второго поколения советский военно-морской флот смог на равных противостоять флотам вероятного противника.
Оценка проекта
Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.
Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.
Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.
Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.
https://youtube.com/watch?v=ZYWvG6wRKmk
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
История развития
1969 год | Начата разработка перспективного корабля поддержки морских десантов |
Середина 1975 года | Заложен первый корпус |
1978 год | Спускают на воду головной эсминец серии «Современный» |
1982 год | Модернизация проекта: устанавливаются новые котлотурбинные установки |
2006 год | Спуск на воду последнего «Сарыча» |
Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован
К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза — артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.
Для их замены было решено разрабатывать современные российские эсминцы Сарыч для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты.
Проект получил код 956 «Сарыч».
Новый современный эсминец России должен был решать сразу множество задач:
- прикрытие ракетных подводных лодок;
- противодействие подлодкам противника;
- проекция силы на удалённые прибрежные территории;
- противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
- борьба против коммуникаций противника.
Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса, которыми обладали эсминцы ВМФ России, воевавшие на русско-японской войне.
«Безбоязненный» производит пуск ПКР «Москит»
Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.
Эсминцы типа Сарыч вооружены артиллерией, которая до сих пор остается лучшей в мире. Ни один эсминец ВМФ США не способен победить 956-го в артиллерийском бою. «Сарычи» демонстрировали силу советского оружия во время показательных учений и дальних походов по всему Мировому океану. Эсминцы 956 проекта — легендарные корабли России.
Английский самолет делает фото «Безбоязненного» в океанском походе
Всего было запланировано построить 32 «Сарыча», но развал Советского Союза не позволил этим планам сбыться. Для флота СССР/РФ было сдано всего 17 единиц. Еще 4 корабля были проданы Китаю. Один корпус был разобран. Сколько эсминцев в России останется через несколько лет, никто не знает.
3 эсминца
на данный момент в боевом составе российского флота
В боевом составе российского флота, на данный момент, состоят три эсминца, еще три могут быть возвращены из резерва. Остальные миноносцы России в количестве 12 единиц либо уже порезаны на металлолом, либо дожидаются такой же участи.
История строительства
В соответствии с утверждённой программой строительства эскадренных миноносцев проекта 956 для Военно-Морского Флота СССР и государственным оборонным заказом Главное управление кораблестроения ВМФ Министерства обороны СССР заключило с судостроительным заводом № 190 им. А. А. Жданова договоры от 13 февраля 1987 года (№ 215-А/288-87) и от 21 ноября 1988 года (№ 208-А/300-88) на строительство двух эскадренных миноносцев с заводскими № 878 и 879 соответственно.
После преобразования ССЗ № 190 в АООТ «Северная верфь» строительство обоих кораблей продолжалось (исключительно за счёт средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с государственным оборонным заказом). «В соответствии с заключёнными договорами, все выполненные технологические этапы принимались военным представительством № 320 Министерства обороны Российской Федерации,
передавались на ответственное хранение предприятию и оплачивались за счёт средств федерального бюджета по государственному оборонному заказу заказчиком — Управлением кораблестроения ВМФ Министерства обороны Российской Федерации».
28 февраля 1997 года во исполнение решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 1995 года о взыскании с АООТ «Северная верфь» в пользу АООТ «Брянский машиностроительный завод» долга за выполненные работы на сумму 7,118 млрд рублей судебным исполнителем Кировского федерального суда Санкт-Петербурга были оформлены акты описи и ареста незавершённого производства АООТ «Северная верфь» в виде двух эсминцев проекта 956, неоконченных строительством. При описи имущества «в актах не были указаны полные перечни комплектации незавершенного производства,
его техническое состояние, перечень выполненных работ по строительству этих кораблей, а также степень готовности описанных военных кораблей».
Балансовая стоимость корпуса № 878 составляла 31,247807 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального контроля — 2,072676 млрд рублей. Балансовая стоимость второго корабля составляла 9,780340 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального осмотра — 1,037634 млрд рублей.
Арестованное имущество должно было быть продано под контролем судебного исполнителя по договору купли-продажи. Денежные средства от продажи должны были быть перечислены на расчётный счет Кировского федерального суда г. Санкт-Петербурга. В актах описи и ареста, несмотря на тот факт, что недостроенные эскадренные миноносцы являлись предметом действовавшего государственного контракта на постройку боевых кораблей и строились исключительно за счет средств федерального бюджета, отмечалось, что арестованные корабли не обременены претензиями третьих лиц.
По результатам проведения проверки Счётной палатой арест был признан незаконным, так как согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» (п. 7) «арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограниченного в обороте), независимо от того, где и в чьём фактическом пользовании оно находится».
Представители
Название | Прежнее название | Заводской номер | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
«Современный» | 861 | 1976 | 1978 | 1980 | Списан в 1998 году | |
«Отчаянный» | 862 | 1977 | 1980 | 1982 | Списан в 2003 году | |
«Отличный» | 863 | 1978 | 1981 | 1983 | Списан в 1998 году | |
«Осмотрительный» | 864 | 1978 | 1982 | 1984 | Списан в 1997 году | |
«Безупречный» | 865 | 1980 | 1983 | 1985 | Списан в 2002 году | |
«Боевой» | 866 | 1982 | 1984 | 1986 | В консервации | |
«Стойкий» | 867 | 1982 | 1984 | 1986 | Списан в 2001 году | |
«Окрылённый» | 868 | 1983 | 1986 | 1987 | Списан в 1998 году | |
«Бурный» | 869 | 1984 | 1987 | 1988 | В составе КТОФ. Ремонт с 2005 года | |
«Гремящий» | «Ведущий» | 870 | 1984 | 1987 | 1988 | Списан в 2007 году |
«Быстрый» | 871 | 1985 | 1987 | 1989 | В составе КТОФ | |
«Расторопный» | 872 | 1986 | 1988 | 1989 | В составе КСФ. С 2000 года в отстое | |
«Безбоязненный» | 873 | 1987 | 1989 | 1990 | В составе КТОФ. Ремонт с 1999 года | |
«Безудержный» | 874 | 1987 | 1990 | 1991 | В составе КСФ. В резерве | |
«Беспокойный» | 875 | 1988 | 1990 | 1991 | В составе ДКБФ. В резерве | |
«Настойчивый» | «Московский комсомолец» | 876 | 1989 | 1991 | 1992 | В составе ДКБФ. |
«Адмирал Ушаков» | «Бесстрашный» | 877 | 1988 | 1991 | 1993 | В составе КСФ |
«Внушительный» | 2211 | 1983 | 1987 | – | служил плавучим складом, разделан на металл | |
«Ханчжоу» (杭州) | «Важный», «Екатеринбург» | 878 | 1988 | 1991 | 1999 | в составе Восточного флота ВМС Китая |
«Фучжоу» (福州) | «Вдумчивый», «Александр Невский» | 879 | 1988 | 1992 | 2000 | в составе Восточного флота ВМС Китая |
корпус № 20 | 880 | 1992 | — | — | постройка остановлена при готовности 20 % | |
«Тайчжоу» (泰州) | «Внушительный» | 138 | 15.11.2003 | 23.07.2004 | 28.12.2005 | в составе ВМС Китая |
«Нинбо» (宁波) | «Вечный» | 139 | 07.2006 | 27.04.2005 на строящемся корабле на второй палубе возник пожар, выгорели помещения общей площадью 600 м². В настоящий момент — в составе ВМС Китая. |
Что такое эскадренный миноносец и зачем он нужен
Эскадренный миноносец — понятие скорее традиционное, чем наполненное реальным смыслом. Разумеется, минами вооружение не ограничивается, а по своему назначению корабль скорее соответствует принятому во многих флотах мира классу фрегатов, которые, в свою очередь, также имеют мало общего со старинными парусниками. Эсминец проекта 956 «Сарыч» (таков был шифр) предназначался для выполнения широкого круга боевых задач, которые могли оказаться не по силам БПК (большим противолодочным кораблям), составлявшим основу ВМФ СССР в конце шестидесятых. Официально его главное предназначение формулировалось как огневая поддержка десанта, выраженная в подавления малоразмерных наземных целей, обеспечении ПВО и ПРО высаживающихся подразделений и уничтожении плавсредств вероятного противника. Также планировалось совместное использование с БПК (пр. 1155), что приближало эффективность такой пары к боевым возможностям самых современных на тот момент американских фрегатов «Спрюэнс». Исходя из поставленных задач и создавался эсминец проекта 956. Корабль обходится бюджету дорого, его строят исходя из конкретной оборонной доктрины, тем более, когда речь идет о крупной серии.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТА 956
На сегодня эсминцы проекта 956 можно отнести к устаревшим ракетно-артиллерийским кораблям первого ранга, боевая ценность которых в 2020 году сводится, преимущественно, к способности вести эффективный артиллерийский обстрел береговых целей и к противовоздушной обороне небольшой корабельной группы. Наличие всего восьми противокорабельных ракет для корабля такого водоизмещения представляется совершенно недостаточным.
При этом, на сегодня в строю ВМФ РФ находится только два современных ракетно-артиллерийских корабля первого ранга: это фрегаты проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Касатонов». Если известные общественности планы ввода новых кораблей в строй будут реализованы, то численность современных ракетно-артиллерийских кораблей первого ранга в ВМФ РФ ощутимо возрастёт к 2028..2029 году, достигнув, предположительно, десяти фрегатов проекта 22350.
В этой связи, в условиях острого дефицита кораблей первого ранга в строю, утилизация находящихся в строю двух эсминцев проекта 956 («Адмирал Ушаков» и «Быстрый») до 2030 года маловероятна, а вскоре после 2030 года — почти неминуема. Таким образом, жизненный цикл оставшихся эсминцев проекта 956 можно предположительно определить как «подлежащие утилизации в 2030 году».
Следовательно, с учётом нахождения эсминцев проекта 956 в строю в ближайшие 10 лет, представляет интерес их модернизация с перевооружением, выполненная под девизом «максимальный эффект как можно быстрее за самые маленькие деньги».
С учетом 10-летнего жизненного цикла эсминцев проекта 956, длительность реализации такого этапа жизненного цикла, как «модернизация и перевооружение», следует ограничить одним-двумя годами, для чего необходимо:
во-первых, ограничить модернизацию и перевооружение минимальным числом изменений;
во-вторых, сосредоточиться исключительно на ударном вооружении, которое способствует выполнению целевой функции корабля, оставив вспомогательные функции (противовоздушную и противолодочную оборону корабля) в состоянии «как есть»;
в-третьих, использовать исключительно серийные образцы вооружения и военной техники (избегая, например, применения гипотетически возможных наклонных пусковых установок УКСК «Калибр»).
ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 956М ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 956
Оригинальный проект эсминца проекта 956
Вооружение эсминца проекта 956 включает: две спаренные 130-мм универсальные корабельные артиллерийские установки АК-130, четыре шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса АК-630; две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет П-270 «Москит»; два зенитно-ракетных комплекса «Ураган» (суммарный боезапас 48 ракет); две шестиствольные реактивные бомбовые установки РБУ-1000; два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Корабельная авиационная группа может включать один вертолет типа Ка-27 в сдвижном ангаре.
Перевооружение, часть 1
Основой боевого могущества современных боевых кораблей являются ракетные комплексы. В этой связи почти безальтернативным видится необходимость вооружения эсминца проекта 956 некоторым числом вертикальных пусковых ячеек УКСК «Калибр», без существенного переустройства подпалубного пространства.
Анализ продольного разреза показывает возможность размещения трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек при условии демонтажа кормовой или носовой артиллерийской установки АК-130 с устройством новой кормовой или носовой надстройки высотой около 2 метров.
Однако, ограничения в ширине корпуса в районе 2 и 17 шпангоутов соответственно, определяют в качестве единственного места для монтажа трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» кормовую артиллерийскую установку АК-130:
Масса артиллерийской установки АК-130 совместно с механизированным погребом составляет около 130 тонн, что позволяет без роста массы вооружения разместить три ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 пусковых ячеек, боекомплект из 24 ракет (3х14 тонн + 24х2 тонны = 90 тонн) и стальную надстройку.
Таким образом, первая часть модернизации эсминца проекта 956 могла бы включать демонтаж кормовой артиллерийской установки АК-130 (9), кормовых погребов 130-мм выстрелов (11), агрегатной кормовой АК-130 (8) и монтаж трёх ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек с устройством новой кормовой стальной надстройки с конструкционной защитой. При этом высвобождается часть подпалубных объемов для прочих целей по предназначению:
Перевооружение, часть 2
Вторая часть модернизации могла бы включать размещение некоторого числа четырёхконтейнерных наклонных пусковых установок ПКР «Уран» на месте подлежащих демонтажу наклонных пусковых установок устаревших ПКР П-270 «Москит».
И в этом случае, сдерживающим фактором скорее является ограничение по доступному пространству, нежели ограничение по массе (масса ПКР «Уран» Х-35УЭ около 600 кг., а масса ПКР «Москит» — около 4000 кг.)
По образцу индийских фрегатов типа «Дели», представляется возможным монтаж на месте одной пусковой установки ПКР «Москит» двух пусковых установок ПКР «Уран»:
Таким образом, после модернизации и перевооружения по представленному эскизному проекту 956М, эсминец будет вооружён 40 ракетами, из них 16 ПКР «Уран» и 24 ракет семейств «Калибр», «Оникс» и «Циркон» (тактических, гиперзвуковых и противокорабельных). При этом число спаренных 130-мм артиллерийских установок АК-130 снижается с двух до одной. Целеуказание для крылатых ракет должен будет обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент-М», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал», как было предусмотрено проектом 956У:
Перевооружение эсминцев «Адмирал Ушаков» и «Быстрый» по проекту 956М существенно повысит ударные возможности эсминцев проекта 956, за счет роста числа ракет в пять раз с 8 до 40, многократного роста номенклатуры поражаемых целей, роста дальности поражения сухопутных целей до нескольких тысяч километров и роста вероятности поражения целей за счет использования гиперзвуковых ракет.
Дополнительно, перевооружение и модернизация эсминцев по предлагаемому проекту 956М позволит на новом техническом уровне реализовать формирование малых тактических ударных групп в составе «один эсминец проекта 956 + один БПК проекта 1155». Как известно, в таких группах противолодочная оборона ордера возлагается на БПК, а противовоздушная — на эсминец. После модернизации БПК проекта 1155 по варианту, реализованному на БПК «Маршал Шапошников», огневые возможности будут гармонично распределены между обоими кораблями малой тактической ударной группы, а однотипный состав ударного вооружения облегчит логистику.
Рождение проекта
Советский надводный Военно-Морской флот до определенного момента оставался военной силой с ограниченными тактическими возможностями. Артиллерийские корабли, составлявшие основу советской военно-морской мощи в 50-е и в 60-е годы, уже не отвечали современным условиям. Имеющиеся в составе советского флота крейсера и эсминцы морально устарели. Для державы, которая стремилась создать боеспособный флот открытого моря, требовались корабли с новыми видами вооружений. Вместо артиллерии главного калибра основное место должны были занять противокорабельные ракетные комплексы. На замену паровым турбинам приходят газотурбинные двигательные установки. Меняется концепция развития флота, где превалирует универсализация военных судов. Флоту необходимы были универсальные корабли, которые бы обладали широкими тактическими и техническими возможностями.
На эту роль прекрасно подходили эскадренные миноносцы – класс кораблей, который с успехом прошел горнило морских сражений Второй Мировой войны. Эсминцы превратились в универсальные боевые суда, участвующие практически во всех операциях, проводимых с участием военных флотов. В Советском Союзе имелся достаточно богатый опыт применения эскадренных миноносцев в боевых условиях. Оставалось только построить новые и современные боевые корабли, которыми в итоге стали эскадренные миноносцы проекта 956.
Эти корабли задумывались как боевые суда, способные оказать огневую поддержку десантным операциям и обеспечить фланги сухопутным войскам. При этом не упускалась возможность использовать новые корабли для действий в открытых и обширных акваториях, как самостоятельно, так и в составе оперативных соединений флота. Старт новой программе строительства судов дало Постановление Совмина СССР от 1 сентября 1969 года, в котором указывалась необходимость строительства в Советском Союзе новых кораблей огневой поддержки, способных действовать в тесной связке с Большими Противолодочными кораблями.
Разработкой эскиза и созданием проектной документации занялось Центральное Конструкторское Бюро №53, находящееся в Ленинграде. Перед конструкторами поставили задачу создать несколько вариантов проекта, которые бы в ходе последующего рассмотрения и реализации послужили проектной базой для начала строительства. Основной причиной разработки сразу нескольких вариантов проекта, стала неопределенность с целевым назначением корабля. В ходе проектирования шла борьба между сторонниками идеи создания многоцелевого корабля, оснащенного всеми видами морских вооружений и сторонниками строительства корабля с преобладанием ударных видов вооружения. В итоге победила партия сторонников создания многоцелевого, универсального корабля, в котором основным средством вооруженной борьбы стал ПКР. Зенитные средства ПВО, противолодочные средства борьбы и артиллерия выполняли вспомогательную функцию. Окончательно с технической точки зрения видение нового корабля сформировалось в 1971 году, которое вылилось в проект 956.
Предполагалось, что строительством новых советских боевых судов займется Ленинградский судостроительный завод им. Жданова. Эта верфь имела опыт постройки крупных океанских судов, к тому же для успешного и быстрого строительства могло сыграть свою роль близкое соседство конструкторского бюро. Изменение целевого назначения корабля привело к тому, что уже в проектной документации, начиная с 1971 года, начинает фигурировать класс судна — эскадренный эсминец, вместо «корабля огневой поддержки».
В процессе принятия решения о постройке, новые советские эсминцы должны были строиться самой массовой серией, до 50 единиц. Кораблями планировалось оснастить все четыре флота, создав на основных флангах мощные оперативные соединения. В течение четырех лет шла доработка проектной документации, результатом которой стал эсминец проекта 956, получивший шифр «Сарыч».
История создания
Создание эсминцев проекта 21956 началось в 1969 году. Первые указания о необходимости замены боевых машин упоминались в постановлении ЦК КПСС№715-250 от 1 сентября 1969 года. На заседании был утвержден план по дальнейшему проектированию и строительству кораблей и суден. Его действие распространялось на 1971-1980 годы.
Согласно документально описанию, история создания начинается с проекта. За его разработку принялись в 1971 году. Современные миноносцы предназначались для:
- подавления атаки со стороны противника;
- противодесантной обороны;
- огневой поддержки при обстреле с воздуха;
- уничтожения вражеских кораблей;
- ликвидации противника совместно с боевыми машинами наземного типа.
Эскадренные миноносцы нового проекта 21956 работали в унисон с кораблями противолодочного типа (проект 1155). Разработчики считали, что не смогут справляться с типовыми задачами в совместной работе.
Проектирование
Аванпроект эскадренного миноносца “Адмирал Ушаков” разрабатывался в Ленинграде. Эскизы постоянно видоизменялись, будущую конструкцию постоянно дополняли новыми деталями. Проект занимал длительный срок, ведь прототипов новому судну не должно быть.
Предполагалось создать крупносерийное строительство, с более чем 50 единицами боевых машин. Основные корабли проекта 956: Современный, Боевой и Адмирал Ушаков.
В 1971 году проектировщики приступили к созданию эскиза. Работа выполнялась под руководством А.К. Перькова, согласно договору о создании нового эсминца проекта 956 под названием Сарыч.
Кропотливая проектная работа предполагала глубокий анализ состава вооружения, всего было представлено более 30 вариантов. Выбор пал на №4. Этот вариант не отличался хорошими характеристиками в плане веса вооружения и боезапаса. Для ликвидации возможных недочетов, параллельно установленному проекту, разрабатывались и дополнительные. Эскиз несколько раз изменялся, вносились новые конструктивные элементы. Самым последним вариантом оказался №10. Он полностью удовлетворял потребности ВМФ СССР.
Выбор оптимальной конфигурации
Для эсминца Ушакова подобрали энергетический тип установки, вместо привычного газотурбинного варианта. Такое решение было принято не просто так. Основной поставщик газотурбин был переполнен заказами, а времени на ожидание у ВМФ не было. Несколько аргументов в сторону энергетического типа заставило руководством отдать предпочтение непосредственно ему.
Технический проект миноносца Сарыча была разработан в 1973 году. Договор был подписан, и команда разработчиков приступила к работе. Составление проекта обошлось в 204 000 рублей, а за весь период было затрачено порядка 9 447 000 рублей.
Окончательный вариант эсминца проекта 956 был завершен к 1973 году. Но некоторые изменения все же вносились по мере конструирования.
Испытания новых миноносцев
Строительство эсминцев началось в 1973 году. Все действия осуществлялись на судостроительном заводе №190. По мере завершения работы, проводились активные испытания. Первым миноносцем оказался «Современный. Его начали испытывать в 1980 году. Следом за ним отправился «Отличный».
Корабли удачно прошли испытания, но на совете было принято решение отстроить всего 30 суден, вместе 50 запланированных. Двадцать из них сразу отправились в состав Военно-Морского Флота, а остальные отданы в КНР.
Примечательно, что испытания новых эсминцев проходили на Феодосиевском полигоне. Балтийские полигоны не были готовы к работе с новыми комплексами оружия.