A-10 thunderbolt ii: основной штурмовик армии сша

Некоторые технические характеристики Super Tucano

Аэродинамическая схема EMB 314 Super Tucano представляет собой планер с фюзеляжем типа полумонокок с низким расположением крыла и классическим хвостовым оперением. Три стойки шасси с одним колесом на каждой, убираются в полёте. Машина оснащена мощным турбовинтовым двигателем американского производства.

Крейсерская скорость лёгкого штурмовика 520 км/час и при максимальном взлётном весе 5200 кг он способен нести боевую нагрузку в 1.5 тонны и работать в боевом радиусе 550 км. Максимальная высота, на которую поднимается самолёт Super Tucano находится в пределах 10700 метров, а наибольшее расстояние, преодолеваемое этой турбовинтовой машиной равно 1300 км.

Из вооружения штатно устанавливаемого на штурмовик – это два крыльевых 12.7-мм пулемёта, в некоторых вариантах 20-мм подфюзеляжная пушка и дополнительные контейнеры с четырьмя 7.62-мм или двумя 12.7-мм пулемётами.

На вооружении лёгкого штурмовика A-29 Super Tucano имеются УР класса «воздух-воздух».

Ракетно-бомбовое вооружение располагается на пяти точках подвески и состоит из управляемых ракет класса «воздух – воздух» или бомб либо неуправляемых 70-мм авиационных ракет. Строевые части бразильских ВВС имеют на вооружении 99 лёгких штурмовиков, из них 33 – это одноместные машины, а 66 – вариант с двумя пилотами.

Тактико-технические характеристики штурмовика Тандерболт

Характеристики

Экипаж 1
Стоимость 8,8 млн долларов
Двигатель Турбовентиляторный, 2 штуки, Дженерал Электрик TF34-GE-100
Тяга 4100 кгс

Масса

Пустого 9 т
Максимальная 22 т
Топлива 4,8 т
Брони 1,3 т

Габариты

Длина 16 м
высота 4,5 м
размах крыла 17,5 м

Скорость

максимальная 722 км/ч
Максимально возможная 834 км/ч
крейсерская 555 км/ч
Время полёта 1 час 40 минут

Дальность

Боевая 463 км
Разведки 803 км
Практическая 740 км
Перегоночная 4600 км
Практический потолок 13,4 км
Длина ВПП 1,2 км

Воздушная дозаправка А-10 «Тандерболт»А-10 «Тандерболт» — это 11 узлов внешней подвески и 7 тонн разнообразных бомб и ракет

Пушка 30 мм, семи-барабанная, GAU-8/A Gatling
Масса 281 кг (сама пушка) + 1830 кг (установка)
Скорострельность 3900 в минуту, но во избежание перегрева лучше стрелять 1-2-секундными залпами и охлаждаться через каждые 10 залпов
Перерыв для охлаждения 1 минута
Ресурс 21 000 выстрелов
Патроны
  • 1350 штук 30×173 мм
  • с пластиковыми ведущими поясками, что увеличивает ресурс стволов
  • алюминиевые гильзы, что увеличивает долю массы снарядов до 32%
Типы боеприпасов
  • осколочно-фугасные и
  • подкалиберные с урановым сердечником
  • (обычно в пропорции 1:3).
Узлы подвески 11 штук (3 под фюзеляжем, 8 под крылом)

Бомбы

Фугасные 5,5 т Mk 82 или Mk 84
Управляемые (Guided Bomb Units) 4 GBU-8 (или GBU-10)

или 6 GBU-12

Кассетные (Cluster Bomb Units) 20 Mk-20 «Rockeye II»,

7 т CBU-52,

7,4 т CBU-71

Зажигательные (bomb live units) 2,7 т BLU-1 или 1х 340 кг BLU-27/B с напалмом

Ракеты

Управляемые «воздух-воздух» 2 AIM-9 «Sidewinder» с инфракрасным самонаведением
Управляемые «воздух-поверхность» 6 «Maverick» (AGM-65A, AGM-65B) c телевизионным самонаведением по принципу «выстрелил и забыл», дальность обнаружения — 6-13 км
Неуправляемые 10 блоков с ракетами Hydra 70 и Zuni
Инфракрасные сигнальные противоракеты

Другие варианты подвески:

  • две 20-мм пушки GAU-4/A («Вулкан»);
  • 3 подвесных топливных бака по 2271 л каждый: пара под крылом, один под фюзеляжем;
  • контейнеры с ИК-ловушками или дипольными отражателями Трэкор ALE-40 (480 патронов);
  • контейнеры с аппаратурой радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-119.

Варианты размещения вооружения на А-10

Варианты размещения вооружения на А-10:

  • подвесные контейнеры с аппаратурой радиоэлектронной борьбы;
  • топливные баки;
  • свободнопадающие бомбы;
  • ракеты «воздух-земля»;
  • кассетные боеприпасы.

Максимальный вес на внешних подвесках А-10

  • центральный подфюзеляжный — 2268 кг;
  • 2 боковых подфюзеляжных — по 1587 кг;
  • 2 внутренних крыльевых — по 1587 кг;
  • 2 средних крыльевых — по 1134 кг;
  • 4 крайних — по 453 кг.

Львиная доля (2001)

Сабля

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Реплика самолета L-39 Albatros с двигателем BMW S 1000 RR

Этот самолет, наверное, единственный в нашем списке, на котором бы не отказался полетать любой летчик. Реплика UL-39 Albi – это уменьшенная версия самолета L-39 Albatros. Этот чехословацкий самолет разработан в 1960-е годы.

В строительстве же уменьшенной копии приняли участие Технический университет Праги, чешский производитель самолетов Jihlavan и специализированная компания по производству углерода под названием LA Composite.

В качестве силового агрегата было решено использовать двигатель BMW S 1000 R. Агрегат представляет собой четырехцилиндровый мотор объемом 1000 куб. см. мощностью 199 л. с. По словам эксперта, этот мотор идеально подходит легкомоторному самолету благодаря возможности работы на 12 000 об/мин.

Описание A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.

К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.

«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.

Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.

А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.

Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.

А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.

«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.

Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.

Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.

Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.

Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.

Внешние ссылки

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК

ТТХ берегового ракетного комплекса «Бастион»

Береговой ракетный комплекс «Бастион» отличается следующими техническими характеристиками:

  • предельным количеством ракет в боекомплекте — 24;
  • минимальным временным промежутком между выстрелами — 2,5 с;
  • временем возврата в боеготовное состояние из транспортного — до 5 минут;
  • периодом автономности — в течение суток;
  • продолжительностью автономности при поддержке машиной обеспечения — до 30-ти суток;
  • защищаемой длиной береговой линии — до 600 км;
  • предельным удалением от побережья — до 200 км;
  • продолжительностью эксплуатации — 10 лет;
  • скоростью транспортировки — до 80 км/ч;
  • предельной дальностью марша — до 1000 км.

Продолжительность автономности установки зависит от наличного запаса топлива. При использовании передвижной дозаправки, время боевого дежурства системы существенно возрастает.

Подвижная пусковая установка, снаряженная двумя ракетными контейнерами, включая заправленные топливные баки и экипаж, весит сорок одну тонну.

Экипаж системы ПРК «Бастион» включает командира установки, пускового оператора и водителя. Перед запуском контейнеры приводятся в вертикальное положение. Залповая стрельба с одной установки предполагает максимальную продолжительность интервала от двух до пяти секунд.

Характеристики приведены для подвижного варианта системы «Бастион». Параметры стационарного исполнения аналогичны, за исключением отсутствия времени на развертывание в состояние боеготовности, поскольку данная техника, находящаяся на дежурстве может быть задействована в любой момент.

На многочисленных фото и видео в интернете представлены комплексы «Бастион» во время проведения парадов и в процессе ведения огня.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Боевое применение

Дата, событие Расклад сил до… …и после Ущерб противнику
1983

Войны в Гренаде — Первое использование

Простая поддержка сухопутных войск
1991

Войны в Персидском заливе —

Первое боевое использование

144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%,

7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено

Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!)

Танков — более 1000, другой техники — более 2000,

стволов артиллерии — более 1200.

Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64)

«Буря в пустыне» 2 штурмовика, 1 вылет Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено
Охота за пусковыми установками «Скад» 1 ночь Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105)
1999

«Союзническая сила» — военная операция НАТО против  Югославии.

С авиабаз на территории Италии

Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово
2001

  • Войны НАТО в Афганистане;
  • операции «Несгибаемая свобода»;
  • аэродром Баграм под Кабулом
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов
март-апрель 2003

Операция «Свобода Ираку»

60 штурмовиков 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась

24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники

Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.

Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.

В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.

Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:

Дата Атакованная цель Результат
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) 6 погибших американцев
Британские боевые машины пехоты 5 раненых и 1 погибший британец
2001, сражения за Насирию Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) 1-10 погибших
28 марта 2001 Четыре боевые британских машины 1 погибший
2003, возле Газни Дом предполагаемого террориста 9 детей, игравших неподалёку

Комплектация ВСС

Происшествия

  • 10 мая 2010 года — A-10 «Тандерболт» II (сер. номер 79-0141 75-й эскадрильи, 23-го авиакрыла ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в 16:58 при взлёте с авиабазы Муддис. Пилот катапультировался.
  • 1 апреля 2011 года в нескольких сотнях метров от западногерманской коммуны Лауфельд потерпел крушение штурмовик ВВС США A-10 Thunderbolt. Пилот успел катапультироваться, погибших нет.
  • 26 сентября 2011 года — A-10С «Тандерболт» II (26-е истребительное авиакрыло армии ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в окрестностях города Кук Кантри при выполнении тренировочного полёта после взлёта с базы ВВС Муди (Джоржия). Пилот катапультировался и был госпитализирован в госпиталь Адель.

Происшествия

  • 10 мая 2010 года — A-10 «Тандерболт» II (сер. номер 79-0141 75-й эскадрильи, 23-го авиакрыла ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в 16:58 при взлёте с авиабазы Муддис. Пилот катапультировался.
  • 1 апреля 2011 года в нескольких сотнях метров от западногерманской коммуны Лауфельд потерпел крушение штурмовик ВВС США A-10 Thunderbolt. Пилот успел катапультироваться, погибших нет.
  • 26 сентября 2011 года — A-10С «Тандерболт» II (26-е истребительное авиакрыло армии ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в окрестностях города Кук Кантри при выполнении тренировочного полёта после взлёта с базы ВВС Муди (Джоржия). Пилот катапультировался и был госпитализирован в госпиталь Адель.

Применение в кулинарии

В азиатских странах из муки на основе дробленого ореха делают выпечку и традиционные десерты. Популярной сладостью в Корее считается желе тотхоримука. Довольно распространенным блюдом является питательная каша из ореховой крупы, томленная в горшочке с солью и топленым маслом.

Необычный компонент используется для изготовления крошки, напоминающей по вкусовым свойствам обжаренный арахис.

Гурманы во всем мире по достоинству оценили модернизированный рецепт лепешек времен американских индейцев. Готовится кушанье из сухой перетертой сердцевины с добавлением сметаны, яйца, сыра. Массу выпекают на сковороде в виде аккуратных небольших блинчиков.

A-10C – precision engagement upgrade programme

The precision engagement upgrade programme for the A-10 includes enhanced precision target engagement capabilities, which will allow the deployment of precision weapons such as JDAM (joint direct attack munition) and wind-corrected munitions dispenser (WCMD), as well as enabling an extension of the aircraft’s service life to 2028.

Improvements include: hands-on throttle and stick control, two new Raytheon Technical Services 5in×5in multifunction cockpit displays, situational awareness datalinks (SADL), digital stores management system, integrated flight and fire control computer (IFFCC) from BAE Systems Platform Solutions for automated continuously computed weapons delivery, Sniper XR or Litening targeting pods for precision-guided weapons and helmet-mounted sighting system.

“Up to 125 A-10 aircraft are to be upgraded by 2009.”

Lockheed Martin Systems Integration-Owego is prime contractor for the program. First flight of the upgraded A-10C was in January 2005. A contract for low-rate initial production (LRIP) of 72 units was awarded in March 2005. The first was delivered to Baltimore Air National Guard in August 2006.

A contract for full-rate production of 107 units was placed in August 2006. The A-10C achieved initial operating capability in August 2007. 100 A-10s had been upgraded by January 2008. The A10C began operational deployment in Iraq in September 2007. 356 A-10 aircraft have been upgraded in the contract.

In February 2004, Lockheed Martin was awarded a contract for the integration of the Sniper XR targeting pod on the A-10 as part of the PE programme. Sniper XR includes mid-wave FLIR (forward-looking infrared), dual mode laser, CCD-TV, laser spot tracker and IR marker.

New upgrades for the A-10

The scheme to retire the A-10 had started a knock-on effect with regard to support and upgrades. Operational testing for the active-duty A-10 fleet at the 422nd Test and Evaluation Squadron (TES) at Nellis Air Force Base, Nevada, and the A-10 Program Office at Hill Air Force Base, Utah, had both effectively been shut down. However, with OIR at its height, by the summer of 2016, this was all being reversed, with a renewed impetus for mission-critical enhancements for the A-10.

The planned end of the A-10 briefly stalled some supply chains, but a rolling series of upgrades were soon back on track. “In 2017, the Lightweight Airborne Recovery System V-12 was installed on all active-duty and Air National Guard and Reserve Command A-10s to allow pilots to communicate more effectively with individuals on the ground such as downed pilots and pararescuemen,” explains Air Force Major Matthew Kading, the A-10 Test Director for the 59th TES. “This was integrated in Suite 8, and all A-10s now have this system integrated into the Central Interface Control Unit to provide critical Combat Search and Rescue information.”

Примечания

  1. Anthony G. Williams, Dr. Emmanuel Gustin, Flying Guns World War I, Development of aircraft guns, ammunition and installations 1914-32, 1st, Ramsbury, Airlife Publishing, 2003, pp. 89–90, ISBN 1-84037-396-2.
  2. , p. 63.
  3. , p. 77-79.
  4. , p. 162-164.
  5. , p. 162.
  6. , p. 165-166.
  7. , p. 164.
  8. , p. 73.
  9. Платонов А.В. Противовоздушная оборона сил флота 1941-1945. — СПб.: Гангут, 2010. — С. 29, 36. — ISBN 978-5-904180-15-7.
  10. Спецназ ГРУ. Том 3. Афганистан — звездный час спецназа. 1979-1989гг. — М.: НПИД «Русская панорама», 2013. — С. 491—493. — 736 с. — ISBN 978-5-93165-324-2.

Особенности конструкции штурмовика A-10 «Тандерболт» II

Машина изготовлена в схеме нормальной аэродинамики, на которой были низко расположены крылья. Они имели форму трапеции и оснащены двухкилевым оперением вертикального типа. Корпус построен как полумонокок. В передней части аппарата был установлен фонарь пилота, что повышало обзор во всех плоскостях. На центральной части были установлены гондолы с двигателями, данное расположение позволило стабилизировать поток воздуха от моторов при маневрах и перегрузках.

Газы от ТРДД проходят таким образом, что снижает заметность машины при полете, потому что они проходят выше плоскостей стабилизаторов. Снижению заметности способствует и то, что двигатель оснащен системой двухконтурного охлаждения, которая не позволяет моторам сильно нагреваться.

Строение крыла состояло из двух консолей, которые имели большую степень стреловидности в передней части. Для лучшей генерации вихревых потоков концы консолей были отогнуты вниз. На центроплане и консолях были установлены закрылки Фаулера, которые имели три позиции. Центроплан оснастили предкрылками автоматического типа, они располагались между гондолами шасси и бортом корпуса. Крайняя часть крыла тоже имела элероны, состоящие из двух частей. Они могли расщепляться и при этом выполнять функцию воздушных тормозов.

Самолет Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II имеет систему шасси, которая представлена тремя опорами с носовой стойкой. На основных стойках установлено по одному колесу с пневматиками, что позволяет производить взлет с грунтовых аэродромов и с ровной пересеченной местности с травяным покровом. Стойки во время полета убираются в специальные ниши в гондолах крыла. Носовая стойка тоже имеет одно колесо, но ее особенностью является то, что она смещена на 40 сантиметров от центра симметрии, поскольку центральная часть используется для установки пушки. Кабина пилота разработана в схеме ванны, которая собрана из бронированных листов титана, соединенных между собой болтами.

Силовая установка аппарата была представлена двумя двигателями ТРДД, которые изготовила компания «Дженерал Электрик». Они имели обозначение TF34-GE-100F. Каждый двигатель выдавал мощность в 4100 кгс. Все горючее было расположено в фюзеляжных баках, изготовленных из бронированных листов с пористым наполнителем. Кроме того, все топливопроводы тоже были бронированными.

Много агрегатов самолета работало от гидравлической системы, которая имела автономные насосы, работающие от двигателей. Нормальным было давление в 210 кгс/см2. Электроэнергия поступала от трехфазных генераторов, установленных на моторах силовой установки. В аварийных ситуациях использовали аккумуляторы, расположенные на борту машины. При наземных работах или неработающих двигателях аппарат имел вспомогательную систему электропитания. В кабине пилота также установлено кресло типа ACES II, с помощью которого пилот мог эвакуироваться в аварийной ситуации.

Для полетов на большой высоте кабина пилота имела систему подержания микроклимата и систему вентиляции, продумана система обогрева фонаря кабины. При возгорании использовалась система тушения пожара с помощью фреона.

Модификации

Название и изображение Описание Отличия от серийной модели
YA-10A

Первый прототип будущего «Бородавочника»

Первые 2 прототипа Более слабая пушка — 20-мм «Вулкан»
A-10A

Грозному штурмовику – грозная раскраска

Серийный вариант
OA-10A (Observation – наблюдение)

«Наблюдательная» модификация мало чем отличается от серийной и тоже может нести вооружение (как это было в Косово)

Задача Тандерболта Обзёвера — контролировать воздушное пространство

Самолёт воздушного контроля Подвесные модули с дополнительной электроникой и средствами  радиоэлектронного противодействия
YA-10B Night/Adverse Weather A-10

Всепогодная модификация «Тандерболта» А-10В

Принципиальное отличие – двухместная кабина (уже не такая бронированная) и увеличенное вертикальное оперение

1 прототип, госзаказа не получил Двухместный, для ночной и всепогодной работы.

Самолет оснащался навигационной системой LN-39 INS и радиовысотомером AN/APN-194, но бронезащита задней кабины отсутствовала

A-10C

Старый добрый «Тандерболт» дооснастили новым оборудованием — и он снова в строю!

Обновлённая, на вооружении с 2006, первый полёт — 20 января 2005, пилот — Мишель Роулс В числе нового оборудования:

  • нашлемная система Helmet Mounted Cueing System (HMCS);
  • новое программное обеспечением;
  • обновлённая система;
  • распознавания наземных целей;
  • оружие с лазерной системой наведения
A-10PCAS

Persistent Close Air Support – постоянная непосредственная авиационная поддержка

По некоторым версиям, у последней версии «Тандерболта» и вовсе не будет кабины!

Что у беспилотного «Тандерболта» А-10 вместо кабины?

Беспилотный, от разработки отказались

Разработчики — компании «Raytheon» и «Aurora Flight Sciences».

Наземные войска указывают цель, штурмовик уничтожает её автоматически, без участия пилота.

Время до удара сокращается на 6-10 минут.

История создания A 10 Thunderbolt II

В 1966 году в связи с тем, что американский Т-28 «Троян» не смог выстоять против советской системы ПВО, было принято решение о разработке нового бронированного штурмовика. В марте 1967 года был объявлен конкурс, в котором принимали участие 21 авиастроительная компания. ВВС США было поставлены следующие условия:

  • скорость не должна быть менее 650 км/ч;
  • должна обеспечиваться хорошая маневренность в воздухе;
  • приземление могло осуществляться на любой местности;
  • большое количество узлов подвески снаружи.

В дальнейшем были изменены условия и минимальные требования к скорости поднялись до 740 км/ч, что привело выбыванию проектов с турбовинтовыми моторами.

Основным орудием штурмовика стала 30 мм пушка GAU-8

Американские конструкторы приняли во внимание успешный опыт израильских пушек DEFA, которые поражали арабские танки

В мае 1970 определилось два финалиста — «Fairchild» и «Northrop». Fairchild на разработку прототипа YA-10A получил 41,2 млн долларов, а Northrop 28,9 млн на YA-9.

В 1972 году первые два YA-10A были готовы и оснащены пушками «Вулкан» М61, диаметр которых составлял 20 мм, вместо 30 мм, поскольку последних попросту не было. 10 мая состоялся первый подъем самолета в воздух. Пилотом был Говард «Сэм» Нельсон. YA-9 впервые взлетел спустя 20 дней. Второй прототип YA-10 взлетел 21 июня 1972 года. Конкурент взлетел лишь 23 августа.

В октябре 1972 года начались испытания на авиабазе Эдвардс, в ходе которых выяснилось, что YA-9 более маневренный, легкий и скоростной. YA-10, в свою очередь, обладает более простой конструкцией, что упрощает обслуживание. Также он потребляет меньше топлива. На авиабазе Райт-Паттерсон самолеты испытывали на живучесть, используя оружие, произведенное в СССР.

18 февраля 1973 года было объявлено о победе YA-10A. Fairchild получает 159 млн на производство 6 предсерийных самолетов. В 1973 году в конкурсе по производству пушки, победил «Дженерал Электрик», который в этом же году создал 30 мм GAU-8.

В августе 1974 года A-10A были проведены испытания с ракетами «воздух-поверхность» AGM-65A «Maverick», которые обладают телевизионным самонаведением. Впервые контрактный испытательный штурмовик поднялся в воздух в феврале 1975 года. В сентябре была заменена пушка с 20 мм «Вулкана» на 30 мм «Мститель». Огромная GAU-8 занимает половину фюзеляже и по этой причине шасси пришлось расположить немного в стороне. Пушка успешно поражает цель с расстояния до 1,2 км.

21 октября 1975 года в воздух поднялся первый серийный «Thunderbolt». Масса штурмовика оказалось больше, чем была рассчитана ранее. По этой причине самолет пришлось усиливать.

В марте 1976 года самолет принят на вооружение ВВС США. Через год были поставлены первые серийные версии. В октябре 1977 года была создана первая эскадрилья «Бородавочников».

В 1977 году Тандерболт был модифицирован, получив всепогодную версию. В новой разработке была добавлена вторая кабина прямо над боекомплектом пушки. Самолет может быть пилотирован из обеих кабин. Кроме того, в комплектацию добавлены следующие опции:

  • Вестингауз WX-50 — бортовая радиолокационная станция предназначена для выявления мелких наземных целей;
  • Texas Instruments AN/AAR-42 — это тепловизионная станция;
  • Ферранти 105 — лазерный дальномер;
  • Литтон LN-39 — навигационная система на инерциальной основе.

4 мая 1979 года всепогодная версия впервые поднялась в воздух, но из-за низкой востребованности в серийное производство так и не вошла.

Thunderbolt A-10 имел свои «детские болячки». Одна из них была решена в 1981 году. В двигателе самолета скапливался порох из-за недогоревших частиц, которые осаждались на вентиляторе после выстрелов. Через каждые 1000 выстрелов у самолета падала тяга на 1%.

В 1983 году штурмовик оснастили новым оборудованием специально для европейского климата.

В 1984 году было готово 715 Тандерболтов, каждый из которых обошелся по 4 миллиона. 707 из них были серийными, 6 предсерийных и 2 прототипа.

Спустя два года были произведены испытания с управляемыми ракетами AIM-9 «Sidewinder».

Где-то в середине 1990-х штурмовики были модифицированы. Благодаря новым изменениям самолет стал более маневренным и легким, так как была убрана часть брони и пассивная лазерная система «Пейв Пенни».


A-10, 1975. (U.S. Air Force photo)

Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2

— Первый полёт: 10 мая 1972 года
— Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год
— Годы производства: 1975 — 1984
— Единиц произведено: 715

Стоимость A-10 Тандерболт 2

— $11,8 млн (1994 год)

Экипаж A-10 Тандерболт 2

— 1 пилот

Размеры A-10 Тандерболт 2

— Длина: 16,26 м
— Размах крыла: 17,53 м
— Высота: 4,47 м
— Площадь крыла: 47,01 м²
— Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка
— Удлинение крыла: 6,54
— Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
— База шасси: 5,40 м
— Колея шасси: 5,25 м

Вес A-10 Тандерболт 2

— Масса пустого: 9176 кг
— Масса снаряжённого: 10 515 кг
— Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)
— Максимальная взлётная масса: 21 148 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг
— Объём топливных баков: 6200 л

Двигатели A-10 Тандерболт 2

— 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100
— Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)
— Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)

Скорость A-10 Тандерболт 2

— Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
— Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
— Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
— Скороподъёмность: 30,5 м/с
— Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
— Длина пробега: 623 м

Дальность полета A-10 Тандерболт 2

— Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км
— Боевой радиус сопровождение: 484 км
— Боевой радиус воздушная разведка: 803 км
— Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
— Перегоночная дальность: 4647 км

Практический потолок A-10 Тандерболт 2

— 13 380 м

Вооружение A-10 Тандерболт 2

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм

Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:
— (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
— центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
— 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
— 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
— 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый

Боевая нагрузка: 7257 кг

Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
— ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65

Неуправляемые ракеты:
— 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)
— 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)

Бомбы свободнопадающие:
— фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
— зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом
— кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70

Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Примечания

Комментарии:

  1. На обшивке хвостовой части фюзеляжа следы осколочных поражений готовыми осколками БЧ ракеты
  2. Самое сложное — была посадка самолёта, которая походила на цирковой трюк. При отказе всей гидравлики не работали воздушные тормоза, тормоза и рулевое управление. Согласно оценке Ричарда Майерса, председателя Объединённого комитета начальников штабов, Кэмпбелл — одна из нескольких пилотов, которые когда-либо совершили посадку на A-10, используя ручное управление.
  1. . U.S. Air Force Air Combat Command. Дата обращения: 29 сентября 2015.
  2. . spec-naz.org. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  3. . Fishki.net — Сайт хорошего настроения. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  4. . army-news.ru. Дата обращения: 29 ноября 2017.
  5. Bell, 1986, p. 17
  6. Bell, 1986, p. 6
  7. Jenkins, 1998, p. 42
  8. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  9. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  10. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  11. . the Guardian. Дата обращения: 2 января 2016.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2011.
  13. Myers, General Richard . United States Air Force Academy (1 мая 2003). Дата обращения: 23 декабря 2014.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector