Универсальный советский броневик ба-64
Содержание:
- Министерство финансов Российского правительства
- Эксплуатация
- Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20
- Взрывы пыли
- Описание конструкции
- Тактико-технические характеристики системы 2К21 с миномётом 2Б9М и боеприпасов к нему[7]
- Эксплуатация и боевое применение
- Фото БА-64
- Боевое использование
- См. также
- История создания
- История создания броневика БА-64
- Аспекты коллекционирования
- Ссылки
- Технические характеристики и аналоги
- На фронтах войны: служба и боевое применение БА-64
- Требование к посадочной яме и саженцам
- Литература
- Литература
Министерство финансов Российского правительства
Эксплуатация
Уже в ходе испытаний БА-20 продемонстрировал свои преимущества перед ФАИ. Несмотря на большую массу, новый броневик уверенно шёл по просёлку, а по шоссе мог развить свыше 90 км/ч. В то же время комиссия отмечала, что наблюдать за дорогой при скорости свыше 20 км/ч уже невозможно. Для того, чтобы бронемашина смогла самостоятельно решать тактические задачи, вооружение предлагали усилить – установкой второго пулемёта в башне и третьего – в лобовом листе корпуса.
В Испанию бронеавтомобили БА-20 попасть не успели (некоторые источники утверждают обратное – возможно, имеет место путаница с ФАИ), но РККА с успехом применило их в боях с японцами на Халхин-Голе. Лёгкие броневики, вооружённые пулемётами, применялись в основном для разведывательных и связных задач. Безвозвратно было потеряно 14 бронемашин, 27 нуждалось в том или ином ремонте. Практика показала, что для полноценного боя БА-20 уже слабы, а их броня защищает только от пуль нормального калибра.
Вследствие этого их потери были невелики. Гораздо тяжелее пришлось бронеавтомобилям во время советско-финской войны. В условиях холодной зимы и бездорожья БА-20 показывали низкую проходимость и легко застревали. Шины колёс при этом легко разрушались даже от взрывов гранат, и броневики вообще лишались подвижности. Потеряно было 33 бронеавтомобиля.
К началу Великой Отечественной Войны бронеавтомобиль на шасси «эмки» продолжал производиться, а в частях находилось более 1000 машин. На эти слабо вооружённые броневики легла вся тяжесть первых месяцев отражения блицкрига. Например, в 13-й танковой дивизии 8 июля числилось 10 БА-20. Через месяц 6 броневиков было уничтожено, а 3 – брошено.
Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать их «родина» – Ижорский завод. Выпуск «двадцатых» прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить ещё в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.
Трофейные броневики активно использовались противником – так, в вермахте им присвоили индекс BA-202 (r) и использовали в полицейских частях в тылу. Что касается Финляндии, то там трофейные бронемашины стояли в строю ещё в 50-е годы.
Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20
БА-20, 1936 г. — базовая модель.
БА-20ЖД, 1936 г. — машина имела 2 комплекта колес — автомобильные и железнодорожные. Последние представляли собой простые стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин, масса БА-20ЖД составляла 2780 кг, запас хода возрос до 580 км.
БА-20М, 1938 г. — модернизированный бронеавтомобиль. Цилиндрическая башня заменена на коническую, толщина лобовой брони возросла до 9 мм, поручневая антенна (если была) заменялась на штыревую. Была усилена передняя ось и колеса машины, а также установлен дополнительный топливный бак, благодаря чему запас хода увеличился до 450 км. В целом машина действительно стала лучше, абсоютно ни в чем не проигрывая оригинальной конструкции. Начиная с 1940 г. БА-20М оснащался новой радиостанцией — 71-ТК-З.
БА-21, 1938 г. — броневик БА-20М был технологическим пределом, легковое шасси ГАЗ-М1 дальнейшего повышения массы выдержать уже не могло. Тогда на его основе было создано новое шасси — ГАЗ-21, имеющее грузоподъемность 950 кг, и три оси, причем оба задних моста были ведущими. На БА-21 была применена и четырехступенчатая коробка передач, в 1,5-2 раза повысившая возможности буксировки для броневика. Броню корпуса удалось довести до 11 мм, а в переднюю часть корпуса установить дополнительный пулемет из которого должен был вести огонь радист. Масса БА-21 составила 3240 кг.
Модель бронеавтомобиля БА-21
Уже в феврале 1938 г. БА-21 пошел на испытания и показал хорошую проходимость по сравнению с БА-20, однако сильно проигрывая последнему в скорости — вместо 90 км/ч машина шла не более 52 км/ч. Комиссия посчитала, что БА-21 не имеет перед БА-20М решительных преимуществ и броневик в серию не пошел.
ЛБ-23, 1939 г., — ещё один вариант трехосного исполнения БА-20 носил имя «Лаврентий Берия». В качестве основы послужило шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным двигателем «Додж» мощностью 72 л.с. При прочих характеристиках сопоставимых с БА-21, ЛБ-23 мог развивать скорость до 71 км/ч. Однако недостаточная, по мнению комиссии, маневренность броневика, а также импортный двигатель, не обеспечили ему, как и БА-21, решительных преимуществ перед оригинальной машиной.
Бронеавтомобиль ЛБ-23
Взрывы пыли
Взрывы пыли (пылевоздушных смесей — аэрозолей) представляют одну из основных опасностей химических производств и происходят в ограниченных пространствах (в помещениях зданий, внутри различного оборудования, в горных выработках шахт). Возможны взрывы пыли в мукомольном производстве, на зерновых элеваторах (мучная пыль) при её взаимодействии с красителями, серой, сахаром с другими порошкообразными пищевыми продуктами, а также при производстве пластмасс, лекарственных препаратов, на установках дробления топлива (угольной пыли), в текстильном производстве.
Взрыву больших объемов пылевоздушных смесей, как правило, предшествуют небольшие местные хлопки и локальные взрывы внутри шахт, оборудования и аппаратуры. При этом возникают слабые ударные волны, создающие турбулентные потоки и поднимающие в воздух большие массы пыли, накопившиеся на поверхности пола, стен и оборудования.
Описание конструкции
Общая компоновка машины была идентична базовой. Не претерпели изменения броневой корпус, состав вооружения, силовая установка и трансмиссия. Основным отличием БА-64-З от базовой машины являлась полностью новая ходовая часть.
Ходовая часть
Ходовая часть машины — лыжно-гусеничная, с управляемым передним мостом с лыжами и ведущим гусеничным движителем конструкции С. С. Неждановского. Для установки движителя с серийной машины демонтировались раздаточная коробка, карданные валы, задний и передний ведущие мосты, передние рессоры, амортизаторы, тормозная система, запасное колесо и крылья.
Новый передний поворотный мост с одной поперечной рессорой и распорной вилкой от грузового автомобиля ГАЗ-АА крепился на двух дополнительных поперечинах, установленных на раме бронеавтомобиля. На цапфы поворотных кулаков переднего моста были навешены две съёмные лыжи от полугусеничного автомобиля ГАЗ-60.
Задний ведущий мост был заимствован от автомобиля ГАЗ-АА и подвергнут доработке: был переделан привод от открытого карданного вала с шарнирами на игольчатых подшипниках (по типу ГАЗ-64) и установлены новые рессорные подушки.
Гусеничный движитель, применительно к одному борту, состоял из специальной коробчатого сечения несущей лыжи шириной 375 мм, шарнирно (через опоры с подшипниками) прикреплённой к ступице ведущего моста, а также из укреплённого на тормозном барабане верхнего ведущего колеса с одиннадцатью зубцами и четырёх сдвоенных опорных катков, установленных по бокам несущей части лыжи; крайние опорные катки выполняли также функцию направляющих колёс и были оснащены механизмами натяжения. Гусеничные ленты машины — двойные, крупнозвенчатые, оснащённые поперечными пластинами шириной 57 мм, выполненными из полосовой рессорной стали и расположенными вертикально в виде лопаток с шагом 196 мм. Гусеницы огибали лыжи снизу по опорным каткам.
Оригинальная конструкция гусеничного движителя обеспечивала крайне высокую проходимость и надёжность движения на снежной целине за счёт постоянного уплотнения несущими лыжами верхнего слоя снега, отталкиваемого лопатками гусениц.
Тактико-технические характеристики системы 2К21 с миномётом 2Б9М и боеприпасов к нему[7]
- Калибр, мм: 82
- Углы вертикального наведения, град.: от −1° до +78° (высота линии огня 670 мм) или от +7° до +85° (высота линии огня 970 мм)
- Углы горизонтального наведения: ±30°
- Вес в боевом положении, кг: 632
- Вес транспортной машины 2Ф54, кг: 3930
- Вес всей системы в походном положении (с боекомплектом и расчётом), кг: 6060
- Время перевода из боевого положения в походное и обратно, мин.: 1,5
- Возимый боекомплект, мин, шт.: 226
- Скорость возки на транспортной машине, км/час:
- по шоссе: до 60
- по бездорожью: до 20
- Расчёт, чел.: 4
- Максимальная техническая скорострельность, выстр./мин.: 170
- Максимальная практическая скорострельность, выстр./мин.: 100—120
- Максимальная продолжительная скорострельность, выстр./мин. (при времени непрерывного огня, мин.):
- 1 мин.: до 60
- 3 мин.: до 33—34
- 30 мин.: до 10
- Типы мин: 82-мм осколочные (О-832 (взрыватели М-1, М-4, МП-82), О-832Д (взрыватели М-1, М-4, МП-82), О-832ДУ, кумулятивная, дымовая (Д-832 — взрыватели М-1, М-4, МП-82), осветительная, агитационная/снаряжённая листовками (А-832 — взрыватель ОМ-82)
- Вес типовой осколочной мины (О-832ДУ, выстрел 3ВО1), кг: 3,1
- Максимальный вес применяемой мины, кг: 4,6 (мина А-832)
- Максимальная начальная скорость мины, м/с: 272
- Минимальная дальность навесной стрельбы миной О-832ДУ, м: 800
- Максимальная дальность стрельбы миной О-832ДУ, м: 4270
- Количество убойных осколков массой более 1 г при разрыве используемых осколочных мин, шт.: 400—600
- Радиус сплошного поражения, м (мина О-832ДУ): 6
- Радиус действительного поражения, м (мина О-832ДУ): 18
Эксплуатация и боевое применение
СССР
Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах. Основными недостатками БА-64 в бою являлись его недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины, что могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты. Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.
Благодаря тем же достоинствам БА-64 также использовался для отражения атак вражеской авиации на марше. Хотя вероятность сбить вражеский самолёт огнём из ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению — враг лишался свободы манёвра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путём обстрела из бортовых пушек и пулемётов наиболее смертоносна. Поэтому зенитный огонь из БА-64 по вражеским самолётам способствовал значительному уменьшению потерь среди охраняемых им войск.
К концу Великой Отечественной войны в войсках оставалось 3314 бронеавтомобилей всех типов, в подавляющем большинстве — БА-64 обеих модификаций. После окончания войны уцелевшие БА-64 были вскоре списаны, служба БА-64Б в Советской Армии также оказалась сравнительно недолгой. В основном они использовались как учебно-боевые, по меньшей мере до 1953 года. Порой БА-64 использовались также для оперативной связи или, после установки мощной радиостанции, в роли передвижных командных пунктов. В роли учебных машин, использовавшихся для подготовки экипажей колёсных бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152, БА-64 применялись ещё до середины 1950-х годов.
Другие страны
Польским войскам за годы войны был передан 81 БА-64, из которых к 16 июня 1945 года в строю оставалось 53 машины, все — модификации БА-64Б. В послевоенной польской армии БА-64 входили в состав танковых полков штата 5/25, имевших по одному бронеавтомобилю в составе штабного взвода. Также, часть БА-64 была сведена во взводы из трёх машин, приданные 1-й, 3-й, 8-й, 9-й и 14-й пехотным дивизиям, ведшим борьбу с силами УПА в южной и восточной Польше, но в феврале 1948 года эти взводы были расформированы. После реорганизации вооружённых сил в начале 1950-х годов, БА-64 использовались, прежде всего, в составе разведывательных батальонов дивизий, включавших по 5 бронеавтомобилей этого типа. В конце 1940-х годов, после сокращения численности вооружённых сил, большая часть польских БА-64 была снята с вооружения, но в 1951—1952 годах у СССР были приобретены ещё 55 БА-64Б, и на 31 декабря 1954 года в Народной армии Польши числилось 97 бронеавтомобилей этого типа.
Чехословацкий армейский корпус в 1943 году получил 10 БА-64Б, из которых была сформирована одна рота бронеавтомобилей. В незначительных количествах БА-64 применялись в годы войны и германскими войсками, как вермахтом, так и СС, в основном в полицейских и охранных частях. После войны некоторое количество БА-64 было передано ГДР, где они использовались в основном как полицейские машины.
БА-64-З (зимний) — фото экспериментального полугусеничного снегохода
Модификации
— БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.
— БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
— БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.
— БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.
— БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.
— БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства, соответственно, Выксунского металлургического завода и ГАЗа.
— БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.
БА-б4Г — с обычным шасси, но с реверсом и четырьмя роликами с ребордами
Фото БА-64
Отреставрированный бронеавтомобиль БА-64
Похожее
БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото
БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото
БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты
Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры
Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина
Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина
БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина
Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков
Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня
УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль
Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина
УР-07М «Пересортировка» установка разминирования
СПМ — специальная гусеничная пожарная машина
Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ
БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина
АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина
БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина
КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки
РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина
«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии
Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Боевое использование
Первые поставки легких бронеавтомобилей БА-64 начались в середине 1942 года в части, воевавшие на Брянском и Воронежском направлениях. Техника включалась в штат танковых корпусов, а также создаваемых мотоциклетных полков и разведывательных батальонов.
Машины БА-64 применялись для разведки и сопровождения пехоты в ходе городских боев, поскольку большой угол возвышения пулемета позволял вести огонь по верхним этажам и крышам зданий. Одновременно выяснилось сложность покидания экипажем подбитого бронеавтомобиля.
Легкие бронеавтомобили БА-64 ограниченно использовались как мобильные зенитные установки, прикрывая движение колонн пехоты в прифронтовой полосе. Ведение зенитного огня заставляло самолеты противника наносить удары с увеличенной высоты, что заметно снижало эффективность удара.
Всего за военные годы в армию были поставлены около 8200 машин БА-64, из которых до победы дошло немногим более 3000 экземпляров. Вскоре началось массовое списание легких бронеавтомобилей раннего образца, модификация БА-64Б продержалась в строю немного дольше. Автомобили использовались для обучения мотострелков и экипажей новых бронетранспортеров, а также в качестве командных машин вплоть до середины 50-х годов.
Польская армия получила в годы войны более 80 легких бронеавтомобилей, которые впоследствии применялись в боях против националистических формирований на границе Польши. В начале 50-х годов в ПНР были переданы списанные советские БА-64Б, которые применялись несколько лет.
Чехословацкие войска, воевавшие против армии фашисткой Германии, получили бронеавтомобили БА-64 летом 1943 года. Несколько легких машин БА-64 имелось и в югославских частях. Неизвестное число бронеавтомобилей было поставлено в ГДР, где они использовались для охраны правопорядка. Отмечены случаи использования БА-64 китайскими и северокорейскими войсками в ходе войны в Корее, которая шла в 1950-53 гг.
См. также
История создания
К началу Великой Отечественной войны на вооружении РККА находилось несколько моделей средних бронеавтомобилей. На основе рамы и ходовой части легкового автомобиля ГАЗ-М1 производился единственный вариант легкого колесного броневика БА-20М.
Изначально такая концепция являлась порочной – мощности двигателя не хватало для уверенного передвижения по пересеченной местности, привод только на задний мост ограничивал проходимость машины, а грузоподъемность шасси не позволяла увеличить броневую защиту и расширить оборонительное вооружение.
Наступление германских войск привело к стремительному сокращению выпуска шасси ГАЗ-М1, вместо которого стали собираться армейские утилитарные внедорожники ГАЗ-64. Большинство находившихся в строю бронеавтомобилей БА-20М был потеряны в боях или брошены летом-осенью 1941 года.
Во второй половине июля в конструкторском бюро В.А. Грачева началась разработка будущего БА-64. Изначально конструкторы планировали обойтись «малой кровью» и просто адаптировать существовавший броневой корпус БА-20М к шасси машины ГАЗ-64. Однако от этой идеи быстро отказались из-за компоновочных противоречий и общей слабости бронирования.
Дополнительным стимулом стала информация, полученная в результате тестирования захваченных немецких 2-осных легких бронемашин серии Sd.Kfz.221/222, которые попали в Кубинку уже в конце лета 1941 года. А уже осенью германскую технику передали для детального изучения в Горький.
Новый проект легкой машины под обозначением 64-Б предусматривал использование коротких свесов при одновременном снижении внутреннего объема.
Листы броневой защиты располагались под различными углами, что дополнительно улучшало защищенность бронеавтомобиля. Для повышения живучести топливный бак вынесли в кормовую часть машины, где риск пробития емкости становился минимальным. Из-за этого пришлось сместить вперед рабочее место механика-водителя, иначе разместить второго члена экипажа было невозможно.
Создание бронированного кузова под кодом ГАЗ-125 велось отдельным коллективом специалистов, среди которых имелись эксперты в области бронетанковой промышленности. Разработка была завершена уже в середине октября, что позволило начать адаптацию шасси ГАЗ-64 под бронемашину. Работами руководил Г.М. Вассерман, существовало 2 проекта ходовой части машины под обозначениями 64-Е и 64-Ж.
В конце ноября состоялся показ первого корпуса перспективного бронеавтомобиля К.Е. Ворошилову, который по доброй традиции взял разработку под личный контроль. Но и без этого разработчики стремились как можно быстрее запустить свое детище в серию, уже в начале нового 1942 года первый ходовой прототип выполнил короткий пробег.
В ходе пробега выяснились определенные проблемы с подвеской мостов, которая не выдерживала веса бронированного корпуса. Именно этот автомобиль был вновь продемонстрирован К.Е. Ворошилову, после чего началась доработка узлов. Особенно долго не удавалось справиться с элементами подвески машины, которые раз за разом выходили из строя.
В феврале состоялся официальный показ автомобиля Народному комиссару танковой промышленности, каковым в то время являлся В.А. Малышев. Демонстрация возможностей машины производилась в Москве. По результатам смотрин легкий бронеавтомобиль получил официальное обозначение БА-64. Затем последовали ускоренные официальные полигонные испытания, а в начале марта броневик осмотрел И.В. Сталин.
В середине марта бронеавтомобиль был принят на вооружение, а его разработчик В.А. Грачев получил Сталинскую премию III степени. Причем премия была присвоена не только за создание Ба-64, но и за разработку внедорожного автомобиля ГАЗ-64.
История создания броневика БА-64
17 июля 1941 года руководство горьковского автомобильного завода поручило конструкторскому бюро начать проектировать новый легковой бронеавтомобиль. Руководителем назначили В.А. Грачёва. Конструкторы планировали перенести БА-20 на новое шасси. От идеи отказались, так как бронезащита старого транспорта не соответствовала современным требованиям. Новый проект разрабатывали с оглядкой на предвоенные опытные образцы, а также на чертежи трофейного германского броневика.
Первоначальное наименование — 64-Б. Руководство поставило задачу разработать короткий автомобиль, чтобы длина корпуса минимально выступала за пределы рамы. Это привело к сжатию внутреннего оснащения. Лёгкую машину с высокой проходимостью планировали использовать во многих как защитных, так и наступательных операциях. Инновацией в разработке стало введение резкой дифференциации бронезащиты.
Первый прототип собрали в начале января 1942 года. В этот же день техника провела свой первый заезд. По ходу него обнаружили единственный недостаток — низкую прочность подвески. В течение следующих суток изъян устранили, после чего продемонстрировали готовый образец военному руководству.
Испытания транспорта длились до середины февраля. Ушло много времени на доработку подвески, так как при каждом испытании она выходила из строя. 17 февраля прошла генеральная демонстрация в Москве, на которой технике присвоили окончательное название — БА-64. 14 марта вышло постановление о принятии бронемашины на вооружение.
Аспекты коллекционирования
Уцелевшие экземпляры ГАЗ-64, по понятным причинам, чрезвычайно редки, так что большинство современных «восстановленных» ГАЗ-64 представляют собой переделки из массового ГАЗ-67Б (отличить небрежную переделку легко по послевоенной штампованной решётке радиатора и четырёхспицевому рулю).
Шины с рисунком протектора «расчленённая ёлка» марки Я-13 производства ЯШЗ, которых не хватало ещё при производстве и далее при эксплуатации ГАЗ-64, крайне трудно встретить на автомобиле сегодня. Коллекционеры, имеющие такую шину, чаще ставят её на запаску. Но на старых военных фотографиях встречаются машины и с шинами от Виллис, поставленных по ленд-лизу.
Ссылки
Технические характеристики и аналоги
По сравнению с предшественником БА-20М, новый советский легкий бронеавтомобиль БА-64 имел улучшенное бронирование, причем часть лобовых листов имела толщину до 20 мм. Применение наклонных листов и использование короткобазного шасси позволило сохранить неизменный вес и динамику.
Расположенный в корме бак на 90 литров бензина обеспечивал запас хода по шоссе в 1,5-2 раза больше, чем у аналогов.
БА-20М | БА-64 | Sd.Kfz.221 | |
Боевая масса, кг | 2320 | 2360 | 4000 |
Толщина брони, мм | 3-9 | 8-15 | 8-10 |
Экипаж, чел | 2-3 | 2 | 2 |
Мощность мотора, л.с. | 50 | 50 | 75 |
Скорость хода, км/ч | 90 | 80 | 90 |
Запас хода по шоссе, км | 450 | 600 | 320 |
Германский легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221, который отчасти послужил прототипом, имеет в 2 раза больший вес. Установка 6-цилиндрового мотора с увеличенной мощностью уравнивала динамику машин. Но из-за выросшего рабочего объема и большего веса расход топлива также увеличился, что пагубно сказалось на радиусе действия.
Вооружение немецкой машины состояло из пулемета MG34, который позднее заменили на 20мм автоматическую пушку. Также на Восточном фронте встречались машины, вооруженные 28 мм противотанковым ружьем s.Pz.B.41. Конструкция легкого бронеавтомобиля БА-64 не позволила дать достойный ответ на такую модернизацию.
Бронеавтомобиль БА-64 представляет собой типичный продукт военной эпохи, который был чрезвычайно востребован в ходе боевых действий, а в мирное время оказался непригодным для эксплуатации. Из-за интенсивного и быстрого списания до наших дней сохранилось всего несколько экземпляров подлинных легких бронеавтомобилей БА-64, которые находятся в Москве, Нижнем Новгороде и Владивостоке.
Также в России имеется несколько новодельных машин, установленных на шасси ГАЗ-69.
Не пользуется успехом машина войны БА-64 и у изготовителей масштабных моделей. В популярном масштабе 1-35 существует изделие от , которое весьма отдаленно похоже на прототип и является крайне капризным в сборке.
На фронтах войны: служба и боевое применение БА-64
БА-64 находились в составе танковых корпусов (по 31 единице), мотоциклетных полков (по 10 единиц) и разведывательных батальонов, которые получали по 12 машин соответственно. В ходе боевых действий БА-64 активно использовался для разведки и связи, охраны колонн во время движения. Но бывали и исключения.
Так, в марте 1945 г. в Венгрии командир БА-64 гвардии сержант А. М. Старков, ворвавшись на вражеские позиции, из пулемета уничтожил 7 солдат противника, обеспечив успешную атаку пехоты и пленение нескольких десятков немецких солдат. Хотя бронеавтомобили с легким бронированием и пулеметным вооружением не часто применялись для атаки вражеских позиций, потери легких бронеавтомобилей все же оказались весьма значительными — более половины выпущенных машин. При этом к концу войны подавляющую часть советских бронеавтомобилей составляли именно БА-64. Так, на середину мая 1945 г. в Красной Армии находилось 3314 бронеавтомобилей, из которых около 3 тыс. были как раз легкие БА-64.
БА-64 на Параде Победы 24 июня 1945 года. (bronetehnika.narod.ru)
В августе 1945 г. БА-64 применялись и в ходе стремительной кампании Красной Армии на Дальнем Востоке против Японии. После завершения Второй мировой войны БА-64 до начала 1950-х годов оставались на вооружении Советской Армии. Помимо советских частей БА-64 были на вооружении иностранных соединений, сформированных на территории Советского Союза. Так, 10 бронеавтомобилей находилось в чехословацких частях, а 81 машина была передана в состав Войска Польского. В послевоенный период БА-64 в качестве полицейских машин использовались в ГДР. В послевоенный период БА-64 поставлялись в Китай, Корею и целый ряд других стран. До нашего времени сохранилось достаточно много БА-64 в качестве музейных экспонатов.
Требование к посадочной яме и саженцам
Саженцы выращивают на подвое китайской или домашней сливы или алычи. При этом корневая система получается более устойчивая, по сравнению с растениями, выращенными на собственном подвое. Хорошую приживаемость, сохранение сортовых признаков дает посадочный материал, купленный в питомниках Калуги и Московской области. Прекрасно приживаются и быстро плодоносят абрикосы в контейнерах. Посадка абрикосов в Подмосковье – мероприятие ответственное.
Размещать посадочные ямы нужно по схеме 6х4, где 4 м – междурядья, а 6 м расстояние между деревьями в ряду. Корневая система саженца расположена в верхнем плодородном слое глубиной до 40 см. Посадка абрикосов в Подмосковье проводится весной. Яму готовят за несколько недель или с осени с размером 70х70х70 см. Посадочную яму заправляют удобрениями:
- 1-2 ведра навоза – конского, коровьего;
- суперфосфат гранулированный – 500-600 г;
- калий сернокислый – 400-500 г.
Размещение корневой системы поверхностное, шейка не заглубляется, земля уплотняется, ставится колышек для привязки стволика. В первый год саженец поливают за сезон 5-6 раз, выливая в глубокую лунку 2-3 ведра. Молодому растению мульчирование приствольного круга жизненно необходимо.
Литература
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
- Прочко Е. Модификация с лыжно-гусеничным движителем Неждановского // Бронеавтомобиль БА-64/Амфибия ГАЗ-011 / А. Гусев. — М.: Цейхгауз, 2008. — С. 32—35. — 56 с. — (Бронетанковый фонд). — ISBN 5-9771-0015-9.
Литература
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
- Прочко Е. Модификация с лыжно-гусеничным движителем Неждановского // Бронеавтомобиль БА-64/Амфибия ГАЗ-011 / А. Гусев. — М.: Цейхгауз, 2008. — С. 32—35. — 56 с. — (Бронетанковый фонд). — ISBN 5-9771-0015-9.