Советский тяжёлый танк ис-1

Устройство танка ИС-1.

Над местом механика-водителя устроен люк, оборудованный выдвижной крышкой. Для эвакуации за местом механика-водителя находился эвакуационный люк, справа от сидения – курсовой пулемет. Для облегчения освоения танков в производстве, по ряду узлов ИС-1 унифицирован с прежними тяжелыми танками. Серийный выпуск ИС-1 продолжался сравнительно недолго, ему на смену пришла модификация с более мощным орудием – ИС-2 вооруженный 122-мм пушкой. Как и более ранняя модификация он известен под двумя индексами – ИС-122, а также ИС-2.

Одной из причин, вызвавшей возобновление интереса советского руководства к тяжелым танкам, стало применение противником на Тихвинском фронте танка «Тигр». В своем докладе на совещании в Ставке в конце февраля сорок третьего года, начальник артиллерии Воронов, сообщил о внезапном появлении нового тяжелого танка противника и подчеркнул, что КА не имеет артиллерийских орудий способных эффективно бороться с ним.

По прошествии нескольких дней И.Сталин в телефонном разговоре с В.Грабиным поинтересовался, какое время потребуется для возобновления выпуска заводом №92 107-мм танковой пушки ЗИС-6. Подготовка, к производству которой была спешно свернута заводом № 92 еще в 1941г. По заверениям Грабина этот срок не должен был превысить пятнадцать-двадцать дней.

В начале апреля ЧКЗ получил указание от ОГК НКТП начать проектирование двух тяжелых танков. По заданию, новые танки при массе, не превышающей таковую у танка КВ (46тонн), должны были защищены броней не менее ста миллиметров и вооружены пушкой калибра 85-мм. Последнее предполагало наличие погона башни не менее 1700 мм. Второй танк необходимо вооружить 107-мм танковой пушкой и иметь погон башни не менее 1850 мм.

Постановление ГОКО от 15 апреля 1943г. предписывало Наркомату Вооружения сконструировать танковое орудие способное противодействовать немецким тяжелым танкам, для чего следовало организовать выпуск специальных самоходных артиллерийских орудий- истребителей танков. Подходящие по своим характеристикам 85-107 мм орудия ЗИС-25 и ЗИС-26 были к тому времени спроектированы, а также частично изготовлены и предназначались для вооружения самоходных орудий. Что добавляла трудностей при установке их в танковую башню.

Впрочем, согласно существующим на то время взглядам тяжелый танк, был именно машиной, предназначенным для прорыва обороны противника. А противодействие танкам противника возлагалась главным образом на артиллерию. Но как оказалось, что именно эти машины могли быть вооружены артиллерийской системой способной успешно противостоять «Тиграм».

После обсуждения, ОГК НКТП одобрил проекты танков ИС-3 и ИС-4 вооруженными соответственно 85-107 мм пушками. Эти проекты представляли собой возврат к шестикатковой ходовой, по типу КВ-1, и корпусом с использованием технологии броневого лить ранее отработанным на танках КВ-13 и прототипах ИС.

Выпуск новых танков ИС должен был приурочен к началу летней компании 1943г. Но как оказалось, выпуск 107-мм боеприпасов прекращен еще в 1942г., а его возобновлению мешает дефицит оборудования. Так что ИС-4 оказался без пушки. В начале мая 1943г., после очередного совещания, ГОКО установил новые сроки для создания новых танковых орудий. В соответствии с этим решением для вооружения новых танков разрешили ограничится пушкой с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Но и с этими орудиям все было далеко не благополучно.

Первые два тяжелых танка, для прохождения сравнительных испытаний вооружили орудиями Д-5Т-85 и С-31. Представляющие собой разработки двух конкурирующих организаций ОКБ №9 и ЦАКБ. В ходе испытаний пушка Д-5Т-85 показала свое превосходство, благодаря меньшей массе и габаритам. Поэтому ее и рекомендовали для вооружения ИС-1.

Невзирая на все усилия по подготовке производства к выпуску новых орудий, завод №9 сорвал план их производства в 1943г. Главным образом это связано с конструктивной сложностью Д-5Т. Как следствие первая партия танков в июле на фронт не попала. Первая партия пушек была получена ЧКЗ только в конце этого месяца. Ими сразу стали комплектоваться литые башни ИС-1, которые к этому времени в значительном количестве скопились на территории завода. Трансмиссия и ходовая часть, также добавила немало проблем танкостроителям.

В годы Великой Отечественной войны

Война стала кровавым «соревнованием» между немецким и советским танкостроением. В ходе нее, как боевые машины Красной Армии, так и немецкие танки,постоянно совершенствовались. Нередко, изменения в боевых и технических характеристиках советских танков становились мотивацией для активизации работы немецких производителей бронетехники. И наоборот.

Так, Красная Армия, имея на вооружении в начале войны небольшое количество средних танков Т-34, тяжелых КВ и легких Т-40, (в основном части были укомплектованы Т-26 и БТ-2), уже после первых боев практически отказалась от легких танков.

Но с появлением у немцев тяжелых танков «Пантера»и «Тигр», вернулась потребность в тяжелых танках. В 1943 году на вооружение поступил тяжелый танк ИС-2, получивший прозвище «Истребитель Тигров». В таблице представлены некоторые тактико-технические характеристики главных танков Красной Армии и вермахта в годы войны.

Основные характеристики Т-34-85 T-V Пантера ИC-2 T-VI Тигр
Боевая масса (т) 30,1 44,8 46 57
Экипаж (чел) 4 5 4 5
Габариты (мм):
длина 5920 6870 6770 6316
ширина 3000 3270 3070 3705
высота 2405 2995 2630 2930
клиренс 400 560 420 470
Толщина брони (мм) 52/30 90/30 100/30 100/40
Калибр пушки (мм) 85 75 122 88
Боекомплект (снарядов) 77 81 28 92
Пулеметы 2х7,62 2х7,92 3х7,62; 1х12,7 2х7,92
Двигатель (л.с.) 500 – дизель 700 – карбюратор 520 – дизель 700-карбюратор
Скорость
Шоссе (км/час) 54 55 37 44
Бездорожье (км/час) 36 30 15-20 20-25
Запас хода (км) 380 250 160-240 100-195
Дальность стрельбы (м) 4000 4000 4000 4000

Неправильным будет простое сравнение цифр. Подход должен быть аналитическим. Например, надо учитывать, что по немецким меркам «Пантера» – средний танк, а по параметрам, принятым в мире – тяжелый.

Индивидуальные доказательства

  1. А. В. Карпенко: Советско-российские танки . 1905-2003 гг. Эльба-Днепр, Klitzschen 2004, ISBN 3-933395-44-5 , стр.258, 405 (рус. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905–1995 гг.) . Пер. Р. Мейера).
  2. А. В. Карпенко: Советско-российские танки . 1905-2003 гг. Эльба-Днепр, Klitzschen 2004, ISBN 3-933395-44-5 , стр.410–411 (рус. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905–1995 гг.) . Пер. Р. Мейера).
  3. ↑ А. В. Карпенко: Советско-российские танки . 1905-2003 гг. Эльба-Днепр, Klitzschen 2004, ISBN 3-933395-44-5 , стр.410, 418 (рус. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905–1995 гг.) . Пер. Р. Мейера).
  4. ↑ Йорг Зигерт , Хельмут Ханске: Основные боевые танки СВА . Motorbuch, Штутгарт 2011, ISBN 978-3-613-03294-1 , Тяжелый танк ИС-2, стр.55–69 (бак и привод идентичны ИС-2).

Модернизация ИС-2.

Первые же столкновения с немецкими танками обнаружили недостаточную прочность бронирования лба корпуса. Чтобы устранить этот недостаток ИС-2 , в начале сорок четвертого, корпус стали закаливать на более высокую твердость. И добились результата, обратному желаемому. Броня оказалась хрупкой и склонной к образованию большого количества вторичных осколков. Чем можно объяснить значительные потери тяжелых танков на протяжении зимы и весны текущего года.

В феврале 1944г., ЦНИИ-48 получил предписание на проведение работ, целью которых являлось усилению бронирования корпуса ИС-2. Исследования показали, что существующая форма носового узла позволит противостоять бронебойным снарядам калибра 75 и 88-мм, только при условии увеличения толщины брони до 145-150 мм.

Поэтому наилучшим выходом было изменить как форму носового узла ИС-2, так и режимы закалки. Данный вариант корпуса более известен как корпус со «спрямленным носом». Лобовой лист лишился люка-пробки, а сам лист установили под углом шестьдесят градусов к вертикали. Данное нововведение позволило исключить пробитие лобового листа ИС-2 при углах обстрела в плюс минус тридцать градусов 88-мм немецким ПТА практически в упор.

Нижний лобовой лист, бывший   гораздо    менее прочным, решили не трогать.     Придание угла большего, чем существующий угол в тридцать градусов требовали внесения больших изменений в конструкцию танка ИС-2.     Для увеличения стойкости между    буксировочными   крюками    поместили укладку траков.  Да и    вероятность поражения нижнего    лобового листа довольно низка.

Корпуса танка ИС-2 со спрямленным носом существовали двух типов:

  • с сварным носовым узлом Уралмашзавода, выпуска начиная с мая сорок четвертого года;
  • с литым носовым узлом, завода №200 выпуска с июня сорок четвертого.

Впрочем, завод №200 некоторое время выпускал корпуса обоих типов параллельно. 

Значительно улучшить бронезащиту башни ИС-2 не получилось. Башня, разработанная под установку 85-мм орудия, статически уравновешена. Эта же башня, после установки 122-мм пушки получила момент неуравновешенности тысячу килограмм на метр. Техническое задание предусматривало усиление защиты башни до 130мм, от чего пришлось отказаться в виду необходимости коренного изменения конструкции.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Боевое применение ИС-1

Фронтовой дебют ИС-1 состоялся в феврале 44-го и был весьма неудачен – пять «коробочек» брошенные в бой в районе Черкасска, напоролись на засаду «Пантер» и штурмовых орудий, в результате чего были уничтожены. Наиболее активно танк использовался в Уманской операции, где также понёс потери, которые были сочтены чрезмерными.

Впоследствии эти машины эпизодически появлялись на всех фронтах от Чёрного до Баренцева морей, что было обусловлено стремлением опробовать их в разном климате, однако особых успехов они не добились.

Полагаю, их фиаско было обусловлено как конструктивными недостатками, так и тем, что многие «штабные» до конца ВОВ воевали в соответствии с клише «танки могут всё», бросая их в атаку без необходимой подготовки.

ИС-1 тяжёлый танк

Войну ИС закончили на улицах Берлина, впоследствии они использовались исключительно в качестве учебных машин для подготовки кадров своим более совершенным «потомкам» и созданным на их базе САУ. Официально танк был снят с вооружения только в 54-м, по причине выработки последними «коробочками» моторесурса.

Совместимое оборудование

История создания[ | код]

Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода.

Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 годов на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.

В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).

Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).

Однако в конце апреля прошли испытания трофейного танка Тигр I на полигоне в Кубинке, которые показали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу разработать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

В первой половине июня прототипы новых пушек были готовы для испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) предоставило пушку С-31 Горшкова/Грабина, соединив 85-мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-3, что существенно облегчило бы её производство. КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова предоставило пушку Д-5Т на основе 85-мм пушки Д-5С для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, с затвором и подъёмным механизмом от 76-мм танковой пушки Ф-34. Д-5Т отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

Однако уже на этапе компоновки выяснилось, что 85-мм орудие при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трёхместную башню, увеличив объём боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Эти изменения привели к росту массы до 44 т и снижению удельной мощности.

В начале июля 1943 года были готовы два прототипа танка ИС, построенные на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку: № 1 с пушкой С-31 и № 2 с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». Кроме того, на основе корпуса КВ-1с были изготовлены прототипы танка КВ — «Объект 239» (КВ-85) с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и «Объект 238» (КВ-85Г) с 85-мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с.

В июле 1943 года прошли заводские испытания, в результате которых прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т были допущены к государственным испытаниям, проходившим 2-8 августа. Оба прототипа были рекомендованы к принятию на вооружение.

8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 был принят на вооружение и немедленно запущен в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 был принят на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, однако было принято временное решение о продолжении производства СУ-152 и КВ-85, так как развернуть серийный выпуск ИС-85 к этому времени не удалось. Этим же постановлением ЧТЗ было предписано разработать вариант танка ИС с более мощной 122-мм пушкой и разработать на его базе самоходную установку ИСУ-152.

Серийное производство ИС-85 началось в октябре 1943 года, но уже в ноябре 1943 года на вооружение был принят танк ИС-122 (ИС-2) «Объект 240», и производство было свёрнуто уже в январе 1944 года.

Источники[править]

Бронетехника СССР периода Второй мировой войны


до 1918 → 1919 — 1941 → 1941 — 1945 → 1945 — 1991 → 1991 — настоящее время

Лёгкие танки:

Т-40 • Т-127Т-50Т-50-2 • Т-60 • Т-45 • ЛТП • Т-70 • Т-80 • МТ-25ЛТТБТанк ГавриловаЛТГ

Средние танки:

Т-34 • Т-34-57А-43А-44ЗИС-96Т-34-3КВ-13Т-43 • Т-34 Экранированный • Т-34-85 • Т-34-85МТанк Григоренко • Т-44 • Т-44-122Т-44БТ-34-100Т-54 Первый Образец

Тяжёлые танки:

КВ-1 • КВ-2 • Танк Страздыня‎‎Т-150КВ-220КВ-3КВ-4 • КВ-1с • КВ-5КВ-1К • КВ-85 • КВ-9КВ-ЧКВ-100КВ-122ЭКВ • ИС-1 • ИС-2 • ИС-МИС-М Вариант IIОбъект 244Объект 245Объект 248ИС-2-IIОбъект 703 II‎‎ • ИС-3 • ИС-3-II‎‎СТ-IСТ-IIИС-5ИС-6

Огнемётные и химические танки:

КВ-6 • КВ-8 • ОТ-34 • КВ-12

Суррогатные танки:

НИ-1 • ИЗ

Лёгкие САУ:

ЗИС-4176,2-мм штурмовое орудие поддержкиИ13.73-СУИ13.75-СУИ13.76-СУ • СУ-76 • СУ-71СУ-15СУ-16СУ-ИТ-45СУ-74АСУ-74БСУ-74ДГАЗ-75Истребитель танков (проект МВТУ)СУ-85АОСУ-76

Средние САУ:

У-34 • СГ-122 • СУ-122 • СУ-Д25СУ-122МСУ-85-I • СУ-85 • СУ-122-IIIСУ-85-IV • СУ-76и • СУ-Д15СУ-85БМ-IСУ-85БМ-II • СУ-100 • СУ-122ПСУ-122-44ЭСУ-100СУ-100М-1СУ-100М-2СУ-101СУ-102

Тяжёлые САУ:

У-18У-19 • СУ-152 • С-59 • ИСУ-152М • ИСУ-122 • ИСУ-122С • ИСУ-152-1ИСУ-152-2ИСУ-122-1ИСУ-122-3ИСУ-130

Истребители танков:

КВ-7 Вариант IКВ-7 Вариант IIНАТИ-ЦАКБКСП-76САУ ШашмуринаСУ-85БОбъект 704

Самоходные гаубицы:

ИСУ-152 • С-51

Суррогатные САУ:

ЗИС-30 • ХТЗ-16

Зенитные самоходные установки:

ЗИС-43Т-90СУ-72СУ-11 • ЗСУ-37

Реактивные системы залпового огня:

БМ-8-24 • БМ-13-16 • БМ-8–48 • БМ-13Н • БМ-31-12

Бронеавтомобили:

ЛБ-62 • ИЗ • БА-64

Бронетранспортёры:

ТБ-42БА-64ЕБ-3

Артиллерийские тягачи:

СТЗ-5 • Объект 42ЗИС-22МБАТП-1

Боевые аэросани и снегоходы:

ЦАГИ-AHT-IV • НКЛ-16 • 02СС • НКЛ-26 • РФ-8 (ГАЗ-98) • БА-64-З

Танкетки-торпеды:
ЭТ-1-627

Другие разработки:
Транспортная машина Гриневича

Серийное производство

В 1946 году танк ИС-4 был официально принят на вооружение Советской армии. В этом же году Челябинскому тракторному заводу предписывалось прекратить выпуск танков ИС-3 и начать выпуск танка ИС-4. По планам в 1946 году должно было быть выпущено 155 танков ИС-4. Однако, работы выполнены не были, в 1946 году выпуск составил всего 6 танков установочной партии. Причинами задержки явился ряд НИОКР, направленных на устранение замечаний выявленных на испытаниях танка, а также переход ЧТЗ на мирное послевоенное строительство и резкое увеличение объёмов производства тракторов для народно-хозяйственных нужд. В связи со срывом сроков, планы по производству ИС-4 были скорректированы и предусматривали производство 200 единиц в 1947 году. В 1947 году танки из партии 1946 года были вновь направлены на испытания. После испытаний для устранения замечаний в конструкцию были внесены соответствующие изменения. Изменений потребовали 30% узлов и агрегатов танка, поэтому вместо запланированных 200 единиц в 1947 году выпущено было всего 52 танка ИС-4.

В 1948 году танки ИС-4 были вновь направлены на испытания, где опять были выявлены существенные дефекты. Для устранения дефектов был разработан план мероприятий, направленных на улучшение конструкции машины, однако план выполнен не был и производство танков ИС-4 продолжалось с существенными дефектами. Основной причиной дефектов являлось низкое качество изготовления, в процессе которого нарушались технологические процессы, а также имели место существенные отступления от конструкторской документации. 50—60 % выпускаемых танков браковались на заводе-изготовителе военной приёмкой. В 1949 году по приказу маршала бронетанковых войск С. И. Богданова приёмка танков ИС-4 была остановлена до разработки мероприятий по повышению качества изготовления. К августу 1949 года были изготовлены 12 танков, вновь прошедших испытания. Однако, доработки по результатам испытаний велись с существенными задержками, так как весь коллектив ГСКБ-2 был переключен на разработку нового тяжёлого танка «Объект 730», а также лёгкого танка «Объект 740». В результате планы по модернизации ранее поставленных машин, а также изготовлению усовершенствованной версии ИС-4 выполнены не были. С 1949 г. на части танков ИС-4 установили усовершенствованную трансмиссию, включая бортовые редукторы, грязезащитные щитки на крыльях и дополнительный вентилятор на башне.[источник не указан 971 день] В 1951 году была выпущена небольшая партия усовершенствованных танков ИС-4М, а также до уровня ИС-4М были доработаны все ранее выпущенные машины, после чего серийное производство ИС-4 завершилось.

График выпуска танка ИС-4 и его модификаций
1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 Всего
ИС-4 6 2 6 52 155 12 233
ИС-4М 25 25
Всего 6 2 6 52 155 12 25 258

Тактико-технические характеристики

Боевая масса

44,0 т

Размеры:
длина

6770 мм

ширина

3070 мм

высота

2735 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х85-мм пушка Д5-Т85 3х7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

59 снарядов 2520 патронов

Бронирование:
лоб корпуса

120 мм

лоб башни

100 мм

Тип двигателя

дизель В-2-10

Максимальная мощность

520 л.с.

Максимальная скорость

40 км/час

Запас хода

150 км

Общее устройство танка

1 — броневая башня 7 — опорный каток
2 — боевое отделение 8 — поддерживающий каток
3 — моторное отделение 9 — торсион
4 — броневой корпус 10 — гусеничная цепь
5 — трансмиссия 11 — направляющее колесо с натяжным механизмом
6 — ведущее колесо 2 — отделение управления

Но утвержденное начало серийного производства еще не означало, что в сентябре 1943 г. новые танки уже пошли в бой. Трудности производственно-технологического характера задержали отгрузку машин армии до середины ноября 1943 г. Танк ждали, на него возлагали большие надежды, которым не суждено было сбыться. Первые же фронтовые испытания КВ-85 и ИС-85 показали, что тяжелым танкам часто приходилось отвлекаться от своей главной задачи — взламывания вражеской обороны на борьбу с немецкими танками, а в ней они не могли особо похвастать своими победами.

Против тяжелых танков, и особенно штурмовых орудий «Артштурм-2» (StuG 40) эффективно воспользоваться своим 85-мм орудием танки могли только с дистанции не более 400-600 м, когда их броня уже не являлась преградой для бронебойных (и особенно — подкалиберных) снарядов пушек «Тигров», «Пантер» и штурмовых орудий. Самоходные же установки «Фердинанд» и «Насхорн» могли поражать новый советский танк с дистанции 2000 м и более. Даже самая массовая немецкая противотанковая пушка того времени — РаК 40, успешно расправлялась с ИС, ведя огонь с дистанции 500-800 м по бортам и башне танка. В данных условиях на первое место выдвигалось требование — вооружить танк ИС-1 мощной арт-системой, чего неоднократно от НКВ требовал ГКО.

Модификация

КВ-13Объект 233

ИС-1 Объект 233 ИС

ИС-85 (ИС-1)Объект 237

ИС-122 (ИС-2)Объект 240

ИС-100 (ИС-5)Объект 248

ИС-2М на1.1.1962

Общие данные

Экипаж,чел

3

4

4

4

4

4-5

Боевой вес, кг

32400

38500

44160

46 080

45 320

46 500

Длина, мм (корп./полн.)

6050/6 650

/6990

6 770/8 560

6 770/9 830

6 770/

6 770/9 820

Ширина, мм

2800

3030

3070

3070

3070

3100

Высота, мм

2500

2800

2735

2 735

2735

2740

Высота линии огня, мм

?

1 920

1 940

1 940

1945

Клиренс, мм

450

450

440-465

440-465

450

440

Ширина трака, мм

600 (500 для Т-34)

640-650

640-650

650

650

650

Уд. давл. на грунт, кг/см2

0,9

ок. 0,8

0,78

0,81

0,8

0,82

Вооружение и броневая защита

Марка орудия

ЗИС-5

Ф-34ИС

Д-5-Т

Д-25

С-34

Д-25-Тм

Калибр, мм

76,2

76,2

85

121,92

100

121,92

Длина ствола, кал.

41,6

41,6

52

47,9

53,5

47,9

Боекомплект, выстр.

?

80

59

28

36

35

Пулемет, тип х кол-во

ДТх2

ДТ х 3

ДТхЗ

ДТхЗ

ДТх 2

ДТМх2

Боекомплект, патр.

?

32 диска

2 520

2 520

?

2 800

Броня корпуса, мм

145-85-85

120-90-60

120-90-70

120-90-90

120-90-70

120-90-90

Броня ,башни, мм

85-85-85

100-90-90

100-90-60

110-90-90

100-90-90

110-90-90

Дно и крыша, мм

20-30

20-30

20-.30

20-30

20-30

20-30

Энергетическая установка

Марка двигателя

В-2К

В-2К

В-2ИС

В-2ИС

В-2ИС

В-54К I

Тип двигателя

Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения

Объем цилиндров, л

38,5

38,5

38,88

38,88

38,88

38,9

Мощность на валу, л.с.

600 (факт. 580)

600 (факт. 580)

520

520-580

520

520

Скорость, км/ч, макс.

60 (факт. 52)

до 55 (факт. 47)

37

37

37

36

средн. шос/прос/целина

?

7

22/17/15

22/17/15

22/17/15

22/17/15

Запас топлива, л.

не показано

?

520

520

520

580

Запасхода, км, макс.

не показаны

ок. 180

150

150

150

180

шоссе/прос./беэдор.

?

130/120/110

130/120/110

130/120/110

?

Преодолеваемые препятствия

Угол подъема, град

не показаны

до 32

36

36

36

36

Крен допустимый, град

?

30

27

30

27

Ров,м

2

2,5

ок. 2,3

2,5

ок. 2,3

Брод, м

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

Стенка, эскарп,м

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

< Предыдущая   Следующая >

Технические характеристики ИС-1

Ближайшими конкурентами советского ИС-1 стали немецкие тяжелые машины «Пантера « и «Тигр», вооруженные длинноствольными 75 или 88 мм орудиями. Танк Pz.Kpfw.V, превосходивший отечественную машину в подвижности, несколько уступал по бронированию, расположенному под выгодными углами наклона.

Машина Pz.Kpfw.VI являлась более опасным противником благодаря толстой броне и мощному 88 мм орудию.

ИС-1 Pz.Kpfw.VAusf.D Pz.Kpfw.VIAusf.E
Масса, кг 44200 44800 57000
Длина (без ствола), мм 6770 6870 6316
Ширина, мм 3070 3270 3705
Высота, мм 2740 2995 2930
Толщина брони, мм 30-120 17-110 28-100
Скорость хода по шоссе, км/ч 37 55 38
Запас хода, км 150 250 195

Общей проблемой германской техники стало использование бензиновых двигателей, не отличавшихся надежностью. Применение шахматной подвески улучшало плавность хода, но в зимнее время отмечались случаи заклинивания катков из-за намерзающей грязи. Большой проблемой являлась замена внутренних катков, для демонтажа узла приходилось снимать соседние колеса.

Список президентов Украины

Основная статья: Список президентов Украины

Имя Срок полномочий Партия
Начало Конец
1 Леонид Макарович Кравчук 5 декабря 1991 18 июля 1994 КПСС (до 1991)Беспартийный (1991—1994)Социал-демократическая партия Украины (с 1994)
2 Леонид Данилович Кучма 19 июля 1994 22 января 2005 КПСС (до 1991)Беспартийный (с 1991)
3 Виктор Андреевич Ющенко 23 января 2005 25 февраля 2010 КПСС (до 1991)Народно-демократическая партия (1996—2005)Наша Украина (с 2005)
4 Виктор Фёдорович Янукович 25 февраля 2010 22 февраля 2014 КПСС (до 1991)Партия регионов (2000—2014)Беспартийный (с 2014)
Александр Валентинович Турчинов(исполняющий обязанности) 23 февраля 2014 7 июня 2014 КПСС (до 1991)Громада (1998—1999)Батькивщина (1999—2014)Народный фронт (с 2014)
5 Пётр Алексеевич Порошенко 7 июня 2014 настоящее время СДПУ(о) (1998—2000) Партия регионов (2000—2001)Солидарность (2001—2005)Наша Украина (2005—2010)Беспартийный (с 2010)

Временная шкала

Партийная принадлежность

Беспартийный

Наша Украина

Партия регионов

Батькивщина

Блок Петра Порошенко «Солидарность»

Указания во флористических списках (6)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector