История развития танков: от концепций да винчи до непобедимого российского т-14

Содержание:

Модификации

«Бережок» на международном форуме «Технологии в машиностроении 2010.

  • БТР-90 «Росток» — модификация БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулемётом ПКТМ, автоматическим гранатомётом АГС-17 и противотанковыми комплексом «Конкурс-М», не оснащённая СУО и тепловизором.
  • БТР-90 «Бережок» — модификация БТР-90 с боевым отделением «Бережок», включающего 30-мм автоматическую пушку 2А42, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, автоматический гранатомёт АГС-30 и противотанковый комплекс «Корнет», оснащённый СУО и тепловизором.
  • БТР-90М — модификация БТР-90. Установлено боевое отделение «Бахча-У», в состав которого входит 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, противотанковый комплекс 9М117М1 «Аркан» или 9К117 «Агона»; оснащена СУО и тепловизором.

Фото Ил-38

Основной боевой танк

 В конце ХХ в. в армиях ведущих стран мира функции средних и тяжёлых танков стал выполнять единый или основной боевой танк (ОБТ). Все единые танки несут мощное вооружение, включающее нарезную или гладкоствольную 120- или 125-мм пушку, имеют многослойное противоснарядное бронирование, усиленное встроенной или навесной динамической защитой. Особенность ОБТ – усовершенствованная силовая установка: двигатель и автоматическая трансмиссия выполняются в виде единого блока, что позволяет поменять её за 30 минут. Современные танки способны «выживать» даже в условиях применения химического и ядерного оружия.

В России основными боевыми танками являются Т-72, Т-80 и Т-90, о которых было уже рассказано. Наши боевые машины выделяются небольшими размерами, их вес не превышает 46–47 т, поэтому они отличаются высокой маневренностью и малозаметны на местности. Мощное вооружение российских танков оказало влияние на развитие зарубежных единых танков. Немцы приложили немало усилий для того, чтобы сделать башню танка «Леопард-2» непробиваемой 125-мм снарядами. В результате танки «Леопард-2» последних модификаций оказались гораздо тяжелее российских. То же самое можно сказать и об английском танке «Челленджер». Чуть легче получился французский единый танк «Леклерк». Он весит около 55 т. Главная его особенность – насыщенность электронными приборами и цифровыми вычислительными устройствами, которые смогут помочь экипажу первым увидеть и поразить противника.

Боевая масса немецкого танка «Леопард» доходит до 62 т

«Леопард-2» ранних модификаций (на фото) был выполнен в типичных для Германии «тигриных» традициях. Но время неумолимо стерло его отличительные черты. С обтекаемыми формами последних модификаций танк сегодня почти невозможно отличить от других машин

Японский Тип-90 — своего рода «леопард» азиатского происхождения

Французский танк «Леклерк» называют электронным чудом

Основной американский танк М-1 «Абрамс» — один из наиболее совершенных единых танков мира. Это единственный из всех зарубежных танков, который оснащён газотурбинной силовой установкой. Для повышения бронестойкости лобовых деталей корпуса и башни танков в состав их многослойной брони стали включать панели из обеднённого урана. Англичане, немцы, французы и американцы оснастили свои тяжёлые танки мощными 1200–1500-сильными силовыми установками для увеличения скорости передвижения и необходимой маневренности.

Американский «абрамс» от огня советских РПГ не спасли в Ираке ни шумная реклама, ни современные «навороты», ни броня с применением обедненного урана

Южнокорейский Тип-88 — это уменьшенный, в связи с малым ростом корейцев, «абрамс», который благодаря гидропневматической подвеске первых двух колес может «приседать»

Сегодня английский «челленджер» — один из самых тяжелых танков в мире

Танк «Озорно» назван в честь национального героя Бразилии

Глава Банка России Эльвира Набиуллина: россиянам кажется, что цены в стране сильно растут…

«Танк-скелет» и другие

Зато в США построили девятитонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединенные при помощи труб. Между ними находилась небольшая бронированная кабина кубической формы с башней для 37-миллиме-трового орудия. Конструкторы посчитали, что вражеские снаряды будут пролетать между трубчатыми опорами, а в корпус и башню не попадут, зато из-за больших размеров проходимость его будет такой же, как у английских «ромбических» танков. Затем они построили трехколесный танк с паровым двигателем, и, что самое удивительное, почти точно такую же машину, похожую на трехколесный велосипед, сделали немцы. Но танк так и остался гусеничной машиной. Колеса, пусть даже и большие, ему не подошли!

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения – нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до Первой мировой войны было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Альтернатива Excelsior

Как известно, у англичан во время войны существовало три типа танков: лёгкие, крейсерские и пехотные. Лёгкие танки довольно быстро перестали производить. Крейсерские машины отличались высокой подвижностью, но уровень их защиты оказался скромным, в результате они были уязвимы к огню противотанковых пушек даже малых калибров (37-50 мм). Пехотные танки являлись полной их противоположностью — во главу угла поставили защиту, пожертвовав подвижностью. Фактически пехотные танки создавались для полей сражений вроде тех, что были в годы Первой мировой войны.

Боевые действия во Франции показали, что концепция пехотного танка во многом ошибочна. Немцы быстро нашли управу и на Infantry Tank Mk.I, и на более удачные Infantry Tank Mk.II. Второй танк, более известный как Matilda, реабилитировался в конце 1940 года во время операции «Компас», где эти машины действовали почти безнаказанно. Удача закончилась к лету 1941 года, когда начались полноценные боевые действия против Африканского корпуса. Дело было не только в лучшей выучке немецкой армии, но и в более совершенных противотанковых средствах. Пехотные танки, имевшие среднюю скорость 20-25 км/ч, на открытой местности оказалась отличной мишенью. Это было равнозначно и для пехотных танков Valentine, чей боевой дебют состоялся во второй половине 1941 года.

Штурмовой танк A33 Excelsior, являвшийся английским аналогом T14. Первый опытный образец машины имел такую же ходовую часть, как и T14

Разумеется, британские военные не сидели сложа руки. Анализируя итоги боевых действий, они пришли к выводу, что одним из существенных недостатков пехотных танков является их низкая подвижность. Разумеется, выпуск пехотных танков не прекратился, более того, начался выпуск третьего, тяжёлого типа пехотного танка — Churchill. Тем не менее начались работы по созданию альтернативного, штурмового танка. Эта машина должна была совместить лучшие качества крейсерского и пехотного танка: толстую броню и высокую подвижность. Неудивительно, что при таких запросах решили взять за основу новейший крейсерский танк — A27, более известный как Cromwell.

В течение 1941-1942 годов было предложено несколько штурмовых танков, базировавшихся на основе Cromwell. В итоге лучшим признали проект A33, разработанный компанией English Electric. Именно эта машина, более известная как Excelsior, была изготовлена в металле. Интересно, что уже на этом этапе имелось американское участие. Дело в том, что на A33 предполагалось использовать подвеску и гусеничные ленты от американского Heavy Tank T1, более известного как Heavy Tank M6. Помимо уже отработанной конструкции, использование подвески T1 являлось унификацией с машиной, которую англичане планировали получать по программе ленд-лиза.

Первый опытный образец Assault Tank T14. Завод ALCo, лето 1943 года

Использование элементов ходовой части Heavy Tank T1 было лишь началом англо-американского сотрудничества по линии штурмовых танков. В начале 1942 года начались переговоры между Британской танковой миссией и американским Комитетом по вооружениям, их целью стало прощупывание почвы на предмет совместной разработки штурмового танка в США. Причиной этого стало то, что английские военные решили подстраховаться. Оснований для подобного решения у них было более чем достаточно: программа A27 и так буксовала, что уж говорить о штурмовом танке на его базе. К тому же возможности британской танковой промышленности не были безграничными, а американцы вряд ли согласились бы выпускать у себя танк английской разработки.

В результате возникла идея создания прямого аналога A33, но на базе американского Medium Tank M4. В отличие от Medium Tank M3, эта машина уже имела вооружение в башне, причём по сумме характеристик M4 превосходил любые английские танки. 30 марта 1942 года состоялось совещание с участием представителей Британской танковой миссии, Абердинского полигона и Комитета по вооружениям. В ходе него приняли окончательное решение по вопросу разработки штурмового танка. Выпускалось по два опытных образца A33 и его американского аналога, после чего они проходили всесторонние испытания. По итогам англичане выбирали ту машину, которая им больше подойдёт.

Опыт англосаксов

Также хочу обратить ваше внимание на то, что в этот период активно перенимался и передовой иностранный опыт, должен, правда, отметить, что в качестве такового почему-то воспринимались машины англосаксов, которые явно уступали французским образцам. Так или иначе, в 1930 году у «Виккерса» и «Карден-Лойда» были закуплены танк и танкетка, впоследствии воплотившиеся в Т-26 и Т-27, активно использовавшиеся на раннем этапе ВМВ

Так или иначе, в 1930 году у «Виккерса» и «Карден-Лойда» были закуплены танк и танкетка, впоследствии воплотившиеся в Т-26 и Т-27, активно использовавшиеся на раннем этапе ВМВ.

Танк T-26

Полгода спустя в Штатах был приобретён «летающий танк» Кристи, ставший родоначальником линейки БТ, которые прошли всю ВОВ и закончили свою военную карьеру только в песках пустыни Гоби в августе 1945 года.

Примечательно, что к тому времени накопленный опыт уже позволял не просто копировать зарубежные образцы, но и создавать на их базе собственные машины, хотя приходится признать, что в этот период советские танкостроители подходили к данному вопросу чересчур осторожно. Танк Кристи

Танк Кристи

Новости

производство

Бой у Соммы и первые танковые атаки

В полшестого утра новенькие британские танки – всего 49 машин – выстроились для атаки. В атаку смогли пойти только 32 машины, остальные банально сломались. Французские же «Шнейдеры» вообще не участвовали в первых танковых боях, поскольку не были готовы экипажи.

Захват британской пехотой немецких позиций

До немецких позиций, разрывая ненавистную солдатам «колючку», доползло всего 18 машин, но и их усилий хватило для прорыва фронта. Немецкая пехота в панике отступала, танки «держали» пули, осколки и ручные гранаты. Немцы быстро приходили в расстройство, видя, что их оружие лишь царапает стальную шкуру «ромбов», началась сдача в плен.

Mk-1 в атаке

В первые сутки было взято много пленных и трофеев, но выяснилась и неприятная особенность: крупнокалиберный 150 мм снаряд танк всё-таки не «держал». Тем не менее захват участка вражеской обороны 5х5 километров произвел большое впечатление на командование союзников. Это при том, что туши стальных монстров, за которыми укрывалась от губительного огня пехота, снизили солдатские потери в целых 20 раз(!).

Захват танка немцами

Только массированный огонь немецкой тяжелой артиллерии и неуклюжесть первых танков не дали расширить новый плацдарм во вражеской обороне. Танки показали свою эффективность даже самым ярым скептикам. Маршал Жоффр высоко оценил эффективность новых машин. Уже через год в битве у Камбре в бой пойдет почти полтысячи союзнических танков, а во время «Бойни Нивеля» в апреле 1917 года французы пошлют в бой 128 танков.

Renault FT-17

Несмотря на первые неудачи и порой неправильное применение, танк остался на поле боя вплоть до наших дней. Французским инженерам фирмы «Рено» удалось придумать легендарный танк FT-17, который стал прообразом всех современных машин. Трансмиссия и водитель – спереди, поворотная башня и боевое отделение – в середине, двигатель – в корме.

Т-34 атакует немецкие позиции в ходе Битвы под Москвой

Первая мировая война и первые попытки применения танков дали тот опыт, благодаря которому в следующей войне немецкие солдаты, мерзнувшие в окопах Восточного фронта, так же как их предки на Сомме, судорожно сжимали свои винтовки, заслышав лязг гусениц и шум моторов наших легендарных «тридцатьчетверок».

Обложка: pinterest.ru

«12 Злых вихрей»

Photos

Вооружение

Танковое вооружение это комплекс различных видов оружия и систем управления: пушка, пулемёты, противотанковые ракетные установки, системы стабилизации и наведения средств поражения. Стрельба может производиться и днём, и ночью, что делает машину опасной для противника при любой видимости и в любое время суток.

Отдельно следует упомянуть танковую пушку. Если в 1930 году танки снаряжались орудиями калибра 30 или 45 мм, то к 1980 году на них устанавливались гладкоствольные пушки калибра 100 и 125 мм, позволяющие использовать снаряды различного действия – бронебойные, осколочные и кумулятивные. На современных танках стоят орудия калибра 120 и 125 мм, а в перспективе рассматриваются пушки калибра 140 и 152 мм с возможностью использовать ядерные боеприпасы.


Пушка танка Армата

На протяжении всей истории танкостроения совершенствуется и система заряжания пушки. Раньше снаряд подавался в казённую часть пушки в виде цельного изделия, состоящего из гильзы с пороховым зарядом и утопленной в ней головкой. В танке 40-х годов была даже должность — заряжающий. В современных машинах используется автоматическая система подачи боеприпасов. При этом танковый выстрел состоит из двух частей: порохового заряда  и, собственно, снаряда. Такая компоновка позволяет разнообразить поражающие способности снаряда от осколочного до фугасного, при этом достигается экономия внутреннего пространства танка.

Применение пулеметов – курсового, спаренного и зенитного: первые два типа устанавливаются в передней части танка, на лобовой броне и в башне. Зенитный пулемёт расположен на башне танка и предназначен для борьбы с вражеской авиацией и беспилотниками. Однако постоянное совершенствование летательных аппаратов делает зенитный пулемёт малоэффективным, поэтому он используется танкистами как целеуказатель, если зарядить его трассирующими патронами, или для подавления легкобронированной техники противника и его живой силы.

В годы Великой Отечественной войны на танки устанавливался огнемёт для уничтожения живой силы противника. Но через несколько лет после войны такой тип вооружения на танках был отменён.

Описание конструкции

Маленький и Большой Вилли

Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.

Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.

Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.

В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.

Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.

Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.

Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.

https://youtube.com/watch?v=bq_QNGg5B8s

Плавающие танки

С момента появления танков характер боевых действий на суше изменился: где бы ни начиналось наступление, именно танки шли во главе наступающей пехоты. Танковые войска стали главной ударной силой сухопутных войск. Но во все времена танкистам портил жизнь один серьёзный противник – вода. Бронетехника порой не могла перебраться на другой берег даже маленькой речушки с крутыми берегами. Что уж говорить про полноводные реки. Вот почему военные во всех странах мира хотели иметь на вооружении плавающие танки. Однако даже сегодня создать мощный, хорошо защищённый плавающий танк не удалось никому. В лучшем случае на вооружение принимались лёгкие танки, способные держаться на воде, а также плавающие бронетранспортёры, боевые машины пехоты (БМП) или десанта (БМД). В наши дни плавающих танков в мире не так уж и много.

БМД весит очень немного, потому их легко транспортировать по воздуху и сбрасывать на парашютах

Американский лёгкий плавающий танк «Шеридан» по воде движется за счёт перематывания гусениц со скоростью до 6 км/ч. Для серьёзных боёв он мало пригоден (из-за слабой брони). Его главное назначение – разведка. Для подготовки танка к плаванию требуется несколько минут. Английский лёгкий плавающий разведывательный танк «Скорпион» держится на воде за счёт разворачиваемого каркасного резинотканевого приспособления, а движется за счёт перематывания гусениц.

Плавучесть американского танка «Шеридан» осуществляется за счёт откидных экранов, установленных на корпусе

Самый известный послевоенный танк, способный плавать по рекам и по морю (даже при волнении в 4 балла), а также вести огонь на плаву, – советский ПТ-76. Для движения по воде он оснащался двумя водомётными движителями. Водомёты засасывали воду через водозаборники (в нижней части корпуса танка), а затем с силой выбрасывали её через сопла в кормовом бронелисте. Сейчас ПТ-76 состоят на вооружении морского флота: ими укомплектованы подразделения морской пехоты. Эти танки могут «работать» с десантных кораблей, стоящих далеко от берега. А как же обычные танки? Сегодня практически все танки могут форсировать водные преграды по дну. Однако глубина «брода» не должна превышать высоту воздухозаборной трубы, торчащей из-под воды: это примерно 5 м.

Первоначально ПТ-76 создавали как разведывательные машины для сухопутных войск

Поделиться ссылкой

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности.

(3

Как танки преодолевали препятствия?

Для того чтобы останавливать движущиеся танки, были придуманы противотанковые заграждения. Когда танк останавливался, чтобы уничтожить их из своего орудия, он тут же превращался в удобную мишень для пушек, прикрывавших эти заграждения. Без огня противотанковой артиллерии они не являлись для танка серьезным препятствием. Простейшим противотанковым заграждением стал противотанковый ров — канава такой ширины, чтобы танк не смог ее переползти. В ответ танки стали оснащаться приспособлениями, позволяющими преодолеть различные заграждения.

Колючие «ежи»

Одними из противотанковых заграждений были так называемые ежи. Их делали из стали менее метра в высоту, чтобы танк не мог сдвинуть их с места. Когда он все же пытался это сделать, еж проворачивался по ходу движения машины и… подкалывал ее днище другим концом. Днище у всех танков не очень толстое, а у немецких к тому же трансмиссия была спереди. Так что танк или ломался, или буксовал, не в силах съехать с ежа.

В отличие от противотанковых ежей, деревянные, в виде столбов, или бетонные пирамидальные надолбы под названием «зубы дракона» обязательно вкапывались в землю. Несмотря на их грозный вид, эти конструкции легко разбивались 45-мм бронебойными снарядами наших танков БТ и Т-26. Правда, во время этой заминки могли подбить и их.

Зачем танкам бревна?

Несмотря на широкие гусеницы, танки часто застревали в грязи на перепаханных снарядами полях и становились легкой добычей для немецких артиллеристов. Чтобы исправить этот недостаток, на танках появились… бревна! Правда, не совсем обычные — им придавали прямоугольную форму и оковывали железом.

Когда машина застревала, такое бревно цепляли к гусенице, она затаскивала его в топкую грязь, и танк, обретя твердую опору под собой, выбирался из грязи.

Как танк преодолевает противотанковый ров?

Когда немцы получили в качестве трофеев английские танки, они стали искать способы, чтобы эти танки остановить. В результате экспериментов, проведенных в тылу, удалось выяснить, что достаточно вырыть ров шириной более 4 м — и танку из него уже не выбраться. Для преодоления такого препятствия на танки крепили огромные связки хвороста. Скинув их в ров, танкисты могли переехать через него.

К концу войны на смену тяжелым связкам хвороста пришли специально разработанные более легкие шестигранные призматические каркасы

Поделиться ссылкой

Т-28

История создания

После окончания второй мировой войны страны-победительницы получили доступ к многочисленным немецким разработкам, в том числе и по управляемому ракетному оружию. В США была развёрнута программа «Поларис» и начались работы по созданию подводного ракетоносца. В основе программы предусматривалась постройка 41 атомной ракетной подводной лодки (ПЛАРБ). Каждая такая лодка вооружалась 16 твердотопливными ракетами «Поларис А-1» с дальностью полёта до 2200 км.

В 1960 году лодки «Поларис» приступили к боевому патрулированию. Из-за относительно небольшой дальности пуска ракет 14-я эскадра ВМС США базировалась в Великобритании, но уже в 1964-67 гг ракеты на пяти лодках были модернизированы и получили дальность пуска 4600 км, что несомненно расширило боевые возможности применения АПЛ класса «Поларис».

В СССР в те годы проводились исследования по противодействию угрозы американских лодок-ракетоносцев. Была выработана общая концепция поиска АПЛ и её техническая реализация, выразившаяся в создании первого отечественного авиационного противолодочного комплекса «Баку». Несмотря на все его недостатки, ПЛК «Баку» штатно устанавливался на противолодочном вертолёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16 (Ту-16ПЛО), впрочем, без особого успеха — по эскадрилье таких самолётов недолго эксплуатировались в ВВС Северного и Тихоокеанского флотов.

Ввиду большого количества недостатков и технического несовершенства системы «Баку» в 1957 году начались исследовательские работы по теме «Можжевельник», а через два года в НИИ-131 началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» (Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г.). Разработкой радиогидроакустических буёв занимался НИИ-753. Научно-исследовательские работы по теме «Вяз» предусматривали разработку противолодочного вооружения.

Постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1960 г. № 640-261 разработка противолодочного самолёта поручается ОКБ-240 (ОКР по теме «Тунец»). В качестве базовой машины для Ил-18ПЛО был выбран пассажирский самолёт Ил-18В. В 1961 году в ОКБ-240 состоялась защита эскизного проекта, на которой присутствовало много приглашённых, в том числе Авиацию ВМФ представляла группа перспективного планирования, входившая в состав оперативного отдела, лётчики, штурманы и инженеры от авиации флота и 33-го ЦБП и ПЛС.

Первый полёт переделанного самолёта выполнен 27 сентября 1961 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолёт не имел противолодочного оборудования и вооружения, изменения коснулись планера и общесамолётных систем. С 15 мая по 12 июня 1962 года состоялась макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК «Беркут». На макете прорабатывались варианты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и другие вопросы. 10 марта 1963 года оборудование системы «Беркут» было установлено на самолёт и началась его отработка. Было выполнено 147 испытательных полётов. Для имитации работы буёв был построен сухопутный гидроакустический полигон.

Совместные испытания по программе второго этапа продолжались с 2 октября по 28 ноября 1964 года. Было выполнено 19 полётов. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными.

Государственные совместные испытания самолёта проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 года на Чёрном море (аэр. Кировское). Было произведено 87 полётов с налётом 287 ч, в том числе на доводку «Беркута» и магнитометра — 10 полётов с налётом 38 ч 15 мин. Выставленный буй РГБ-1 обеспечивал обнаружение дизельной ПЛ, имевшей ход 6…8 узлов (11, 2…14,8 км/ч) при состоянии моря 1…2 балла на дальности 1700…4000 м. Испытания самолёта Ил-38 проводили лётчики-испытатели 3-го управления 8-го ГНИКИ ВВС: старший лётчик-испытатель полковник Сухинин, старший лётчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 — ведущий лётчик-испытатель В. К. Коккинаки, лётчик-испытатель А. Н. Трюлин. Штурманы-испытатели: подполковники Н. Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний самолёт рекомендован к принятию на вооружение, с устранением недостатков. Перечень недостатков № 1, подлежавших устранению до начала эксплуатации самолёта, содержал 96 пунктов. Вызывала озабоченность низкая надёжность ППС «Беркут» — средняя наработка на отказ по результатам испытаний не превышала 6 часов.

Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до 1972 года. Всего построено 65 машин, что в четыре раза менее изначально запланированного. Отчасти это связано с тем, что уже в 1962 году научно-исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются противолодочные самолёты с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнего противолодочного самолёта Ту-142 с ППС «Беркут-95».

РАБСТВО. В ЧЁМ ПРИЧИНА? НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК АКЦИОНЕРОВ ФРС

Stielhandgranate M-24 «Колотушка» — граната Второй Мировой войны: история создания, конструкция и ТТХ, модификации гранаты, преимущества и недостатки, варианты использования

Фотографии

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. МОЗГИ, ПРОМЫТЫ КУЛЬТОМ БОГАТСТВА

Итоги 20-х

Оценивая результаты, которых добилось отечественное танкостроение в 1920-е, должен отметить, что в этот период была создана вся необходимая инфраструктура для создания танков, получен первый опыт проектирования и серийного производства новых машин, благодаря чему с 1930-го танковый парк страны неуклонно рос.

Так, например, если в том году танковые войска получили 170 «коробочек» — в большинстве своём МС-1, то уже в следующем поставки выросли впятеро, рос и процент новых танков.

Полагаю, можно сделать вывод о том, что за несколько лет СССР хотя и не стал лидером мирового танкостроения, но добился немалых успехов и имел хорошие перспективы в этой области. Теперь предстояло воплотить полученный опыт в создание нового самостоятельного рода войск, чему неслабо поспособствовали события назревающей ВМВ…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector