Краткая история танков россии

Содержание главы 1

«Раш по центру»

Т-28

Основной боевой танк Т-72Б3 (объект 184-3)

ОБТ T-72 — самая старая модель из трех рассматриваемых
боевых танков России. Во времена расцвета в советские и российские ВС
планировалось поставить до 9 тыс. этих машин в разных версиях. Между тем,
определенную часть вывели из эксплуатации и утилизировали или перевели на
хранение. Можно предположить, что в настоящее время в использовании остаются
около 1900 машин. Для этого танка уже в 2010 г. приняли решение о большой
программе повышения боевых возможностей (KWS)
до версии Т-72Б3 (модель 2013 г). По причинам стоимости, переоснащение является
относительно ограниченным – возможно, модернизировано около 400 машин.

Танк Т-72Б3

Направления модернизации

На Т-72Б3 предприняты повышения характеристик во всех
классических областях (огневая мощь, мобильность, защита и управляемость).
Огневая мощь улучшена за счет установки самой современной версии 125 мм
гладкоствольной пушки (2 A46 M5). У этого орудия максимальное давление газа
поднялось с 5100 до 6500 бар.

Кроме того, в версии Т-72Б3 используется модифицированный
автомат заряжания, который позволяет подавать подкалиберный снаряд с
сердечником длиной 695 мм. В результате Т-72Б3 способен применять новые снаряды
3 БМ 59 («Свинец-1», вольфрамовый тяжелый металлический сердечник) и
3 БМ 60 («Свинец-2», сердечник из обедненного урана). Согласно
российским источникам, эти снаряды способны пробить от 600 мм до 2,0 м
однородной брони (RHA).

Из основного орудия Т-72Б3 также возможен пуск управляемой
ракеты с лазерным наведением 9М119М «Инвар» (принадлежащий системе
9К119 «Рефлекс») с дальностью до 5000 м.

Выстрел с управляемой ракетой 9М119М «Инвар»

Для увеличения дальности стрельбы Т-72Б3 получил новую систему
управления огнем (СУО), компоненты которой в основном идентичны СУО
«КАЛИНА» ОБТ  Т-14. К ним
относятся новый цифровой вычислитель и автомат сопровождения цели. Ключевым
элементом новой СУО является новый прицел «Сосна-У» от белорусской
компании «Пеленг». В прицеле установлен тепловизор CATHERINE-FC производства
французской компании Thales.

Зенитный 12,7 мм пулемет командира может обслуживаться
изнутри башни. Машина также оборудована российской системой позиционирования
«ГЛОНАСС».

Первые экземпляры ОБТ T-72Б3 получили новую гусеницу со
сменными траками. Вместе с тем, согласно имеющейся до сих пор информации,
машины остались оборудованы предыдущим двигателем В-84-1 (617 кВт / 838 л.с.).
Предположительно, по причинам стоимости модели T-72Б3 2013г. получили еще
старую систему реактивной брони «Контакт 5». В системе электронно-оптической
активной защиты «Штора-1» отказались от двух ИК источников помех
слева и справа от основного орудия. Причины до сих пор неясны.

Версия Т-72Б3М

Примерно через три года после начала программы модернизации финансовая
ситуация, по-видимому, улучшилась. По этой причине в 2016 г. была поставлена
переработанная версия под обозначением Т-72Б3М (модель 2016 г.), или Т-72Б4. Первые
машины поступили в 2018 г.

Боевой танк Т-72Б3М/Б4

Данная модель получила очередной раз доработанную пушку
2A46M 5-01 и улучшенную бортовую электронику. Вероятно, теперь командир должен был
бы получить мощный перископ круглого обзора. Однако, из-за нехватки места этот
прибор не удалось установить перед командирским люком. Поэтому в этой версии
смотровая головка панорамного перископа смонтирована на крыше башни, между
командирским и люком наводчика. Такое решение значительно увеличивает силуэт
машины и представляется менее удачным.

С точки зрения подвижности на этой версии установлен двигатель
W 92 S2F (830 кВт / 1128 л.с.) и автоматическая коробка передач  АПП-172. При этом, речь идет о тех же
компонентах привода, что и у танка Т-72МС (экспортная версия). Аналогично
частично использован более мощный комплекс динамической защиты
«Реликт». Согласно российским источникам, этот комплекс снижает показатель
бронепробиваемости  кумулятивного заряда
примерно на 600 мм (RHA). В
результате улучшения защищенности боевой вес танка Т-72Б3М увеличился до 46,5
т.

В итоге версия Т-72Б3M/Б4 демонстрирует значительное увеличение боевой мощи. По слухам,
программа повышения боевой ценности охватит несколько тысяч боевых машин. В
результате в ближайшие 10-15 лет сухопутные войска России получат в свое
распоряжение очень мощное базовое оснащение в лице мощных боевых танков.

Тем не менее, сохранение старой сборки указывает и на
ограничения: намеренно высокая плотность монтажа боевых танков России и
небольшие объемы корпуса и башни сдерживают возможности комплексной
модернизации.

Силовая установка, трансмиссия и управление

В основе силовой установки танка заложен отечественный дизельный двигатель марки А-85-3А. Его ресурс не меньше 2000 часов. Технические характеристики:

  • Тип двигателя – Х-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный с газотурбинным наддувом и промежуточным воздушным охлаждением
  • Смесеобразование – впрыск топлива
  • Мощность – 1500 л.с.
  • Масса – 1550 кг
  • Габариты: длина – 813 мм, ширина – 1300 мм, высота – 820 мм
  • Подвеска у «Арматы» управляемая, 6-катковая, на лопастных амортизаторах. Дифференциальный механизм оснащён гидрообъёмной передачей. Автоматическая 12-ступенчатая коробка передач может переключаться вручную. К органам управления относятся: штурвал, педали тормоза и газа, рычаг для переключения скоростей.

Системный подход к танкостроению

С 1923 года вопросы разработки и производства бронетехники были переданы в компетенцию Управления военной промышленностью, при котором 06 мая 1924 года было организовано профильное бюро, долженствующее практически с нуля организовать танкостроение в нашей стране.

Параллельно складывались принципы применения танковых войск на поле боя, под которые планировалось «затачивать» проекты перспективных машин. Так предполагалось, что будут разрабатываться четыре основных типа танков:

  • Штурмовые, долженствующие работать крупным калибром по целям в глубине вражеской обороны.
  • Тяжёлые для прорыва полосы обороны противника.
  • Манёвренные танки-истребители долженствующие действовать в полосе наступления и при этом способные эффективно уничтожать вражескую бронетехнику.
  • Пехотные танки a-la FT-17 для сопровождения пехоты.

Поскольку в проектировании и массовом производстве последних уже имелся некоторый опыт, то было решено начать именно с них: в 1927 Т-16 был воплощён в металле и в нем выявили ряд дефектов, примерно через год был построен второй прототип Т-18, его принят на вооружение РККА. Концептуально машина копировала французский прототип, хотя при её создании использовался итальянский опыт и некоторые собственные наработки.

Всего к 1932 году, когда эти «коробочки» были сняты с производства успели наклепать около 1000 штук: они достаточно хорошо показали себя в ходе конфликта на КВЖД, использовались в качестве учебных и даже ограниченно применялись на раннем этапе ВМВ.

 Танк МС-1

Первым танком-истребителем стал Т-12 разработка которого началась в 1928 году, «изюминкой» этой бронемонстра было то, что на крыше его пушечной башни (в ней помимо пулемёта монтировались 45-миллиметровое танкобойное орудие или лёгкая 57-миллиметровая гаубица) располагалась пулемётная башенка, кроме того машина несла и курсовой пулемёт. «Коробочка» весила порядка 19 тонн, благодаря 250-сильному двигателю развивала до 22 км/ч и защищалась 20-миллиметровой бронёй, её обслуживал экипаж из четырёх человек.

Принятый на вооружение как Т-24 он был выпущен небольшой серией в 25 единиц, после чего выпуск был прекращён как в связи со сложностью и низкой технологичностью, так и в связи с тем, что достигавшая почти трёх метров в высоту машина была слишком хорошей целью для артиллерии.

Как вы наверняка знаете, ещё в 20-е годы, оказавшиеся в политической изоляции СССР и Германия, были вынуждены сотрудничать друг с другом, в том числе и в военной сфере, это и стало причиной того, что создание первого советского тяжёлого танка было поручено инженерной группе под руководством немецкого конструктора Гроте.

танки Т-24 в бою

Концептуально он представлял собой вариант Т-24, но имел многие оригинальные технические решения – так, например, корпус впервые в истории был выполнен не клёпанным, а сварным. К другим особенностям машины относилось то, что она имела два орудия: 76-миллиметровое располагалось в боевой рубке, над которой имелась вращающаяся башня, нёсшая 37-миллиметровый зенитный ствол.

Кроме того, танк был вооружён пятью пулемётами (два ДТ и три «Максима»), долженствующими защищать его от нападений пехотинцев с бортов и с кормы. 300-сильный авиационный двигатель М6 разгонял сего монстра до 34 км/ч. Также стоит отметить хорошее по меркам того времени бронирование: 44 мм – лоб корпуса/рубки/башни и 20-30 мм – борт/корма.

Танк ТГ

Воплощённая в металле машина испытывалась летом-осенью 1931 года, была отмечена удобность эксплуатации и плавность хода, однако надёжность ходовой части и проходимость на мягких грунтах оставляли желать лучшего.

Кроме того, её стоимость составляла порядка 1 500 000 рублей за штуку, что в конечном итоге и стало причиной отказа от ТГ. Пожалуй, приходится признать, что эта «коробочка» на десятилетие-другое опередила своё время; впрочем, даже если бы она была принята на вооружение то к началу ВОВ, несмотря на попытки модернизации, скорее всего, успела бы устареть: во всяком случае, КВ-1 выглядит предпочтительнее.

Береговые ракетные комплексы «Редут»

Навигация

Ту-160 — BLACKJACK

14,5

В СССР активно изучали опыт минувшей войны и разработки иностранных вооружений. Идея создать свое ПТР возникла еще в 30-е годы. Но у нас изначально пошли по «финскому» пути, полагая калибром ружья 20-25 мм. Это делало такую бандуру совершенно неподъемной и сомнительной на фоне 45-миллиметрового орудия. Коллектив М. Н. Блюма, С. А. Коровина, С. В. Владимирова представил целых 15 вариантов ружья, но все они не устроили военных.

Различные виды патрона 14.5х114 мм.

Однако у нас уже был готов новый и весьма удачный патрон, применяющийся и сейчас, – 14,5х144 мм. Первый «блин» под него – ПТР Рукавишникова – оказался уже более удачным, но после изготовления 50 ружей производство остановили. Этот шаг – перед войной так поступить с неплохим образцом оружия – был большой ошибкой. Во многом сыграло мнение В. Г. Грабина, талантливого конструктора орудий, который был категорическим противником ПТР.

Новости

Отражение в искусстве

«Огромные преимущества»

Танк был разработан на Курганмашзаводе на базе авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки (СПТП) 2С25 «Спрут-СД».

Конструкторские работы над «Спрут-СД» стартовали ещё в середине 1980-х годов, однако серийный выпуск был начат только в 2005 году. На вооружение машина поступила в 2006-м, она стала результатом кооперации КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ), екатеринбургского ОКБ-9 (сейчас — Завод №9) и ЦНИИТОЧМАШ (Подольск).

  • РИА Новости

Самоходка предназначена для уничтожения танков, бронемашин, инженерных фортификаций и живой силы противника. Эксплуатируется воздушно-десантными войсками. Она оснащена 125-мм пушкой 2А75 скорострельностью семь выстрелов в минуту и боекомплектом в 40 снарядов.

Новейший лёгкий танк, разработанный на основе «Спрут-СД», также оснащён танковой 125-мм пушкой 2А75, огневая мощь которой соответствует танку Т-90МС. Предусмотрена возможность использовать современные бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные снаряды, а также боеприпасы с дистанционным подрывом. «Спрут-СДМ1» способен поражать цели на дальности до 5 км.

Также по теме

«Обеспечить превосходство над лучшими аналогами»: серийные поставки танков «Армата» в армию начнутся в 2022 году

Серийные поставки танков Т-14 «Армата» российским военным начнутся в 2022 году, заявил главный конструктор Уральского конструкторского…

Шасси машины оснащены высокоэффективной независимой гидропневматической подвеской с системой изменяемого клиренса. Это позволяет экипажу решать сложные задачи, такие как разведка, маневренная оборона, форсирование водных преград и морские десантные операции. «Спрут-СДМ1» может двигаться в горной и лесисто-болотистой местности, а также в северных условиях.

Ходовая и моторно-трансмиссионная часть танка унифицированы с боевой машиной пехоты БМП-3 и боевой машиной десанта БМД-4М.

В танке установлен 500-сильный дизельный двигатель УТД-29, который способен работать как на тяжёлых, так и на лёгких фракциях нефти.

Благодаря своей конструкции 18-тонный танк способен двигаться по суше со скоростью до 70 км/ч, а по воде — до 10 км/ч. При этом для его обслуживания достаточно трёх человек экипажа.

Главным преимуществом машины является сочетание высокой огневой мощи с маневренностью и проходимостью, а также способностью к маскировке. Эти качества компенсируют относительно лёгкую бронезащиту танка.

Как отмечают эксперты, «Спрут-СДМ1» значительно отличается от предшественницы — самоходной пушки «Спрут-СД».

«На лёгком танке установлена новая башня, орудие позволяет вести огонь различными артиллерийскими боеприпасами, через ствол можно даже запускать ракеты. Но главное преимущество нового танка — его можно десантировать прямо с экипажем. Это уникальная возможность, пока что ни в одной стране такой техники нет. Это даёт огромные преимущества, поскольку после приземления такая машина может сразу вступать в бой», — отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

По словам эксперта Российского совета по международным делам Андрея Фролова, главное преимущество новой машины заключается в том, что этот плавающий танк, имеющий полноценную танковую пушку, способен десантироваться с военно-транспортных самолётов.

«Также следует отметить, что в модернизированном варианте установлен новый прицельный комплекс. По механике и броне данная модель не отличается от «Спрут-СД», — пояснил эксперт в комментарии RT.

См. также

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

Вооружение

Танковое вооружение это комплекс различных видов оружия и систем управления: пушка, пулемёты, противотанковые ракетные установки, системы стабилизации и наведения средств поражения. Стрельба может производиться и днём, и ночью, что делает машину опасной для противника при любой видимости и в любое время суток.

Отдельно следует упомянуть танковую пушку. Если в 1930 году танки снаряжались орудиями калибра 30 или 45 мм, то к 1980 году на них устанавливались гладкоствольные пушки калибра 100 и 125 мм, позволяющие использовать снаряды различного действия – бронебойные, осколочные и кумулятивные. На современных танках стоят орудия калибра 120 и 125 мм, а в перспективе рассматриваются пушки калибра 140 и 152 мм с возможностью использовать ядерные боеприпасы.

Пушка танка Армата

На протяжении всей истории танкостроения совершенствуется и система заряжания пушки. Раньше снаряд подавался в казённую часть пушки в виде цельного изделия, состоящего из гильзы с пороховым зарядом и утопленной в ней головкой. В танке 40-х годов была даже должность — заряжающий. В современных машинах используется автоматическая система подачи боеприпасов. При этом танковый выстрел состоит из двух частей: порохового заряда  и, собственно, снаряда. Такая компоновка позволяет разнообразить поражающие способности снаряда от осколочного до фугасного, при этом достигается экономия внутреннего пространства танка.

Применение пулеметов – курсового, спаренного и зенитного: первые два типа устанавливаются в передней части танка, на лобовой броне и в башне. Зенитный пулемёт расположен на башне танка и предназначен для борьбы с вражеской авиацией и беспилотниками. Однако постоянное совершенствование летательных аппаратов делает зенитный пулемёт малоэффективным, поэтому он используется танкистами как целеуказатель, если зарядить его трассирующими патронами, или для подавления легкобронированной техники противника и его живой силы.

В годы Великой Отечественной войны на танки устанавливался огнемёт для уничтожения живой силы противника. Но через несколько лет после войны такой тип вооружения на танках был отменён.

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. МОЗГИ, ПРОМЫТЫ КУЛЬТОМ БОГАТСТВА

[править] Ссылки

Видео

Рунет

  • Раздел о танкостроении на сайте Armyprom
  • Российское танкостроение в начале XXI века
  • Т-64, Т-72 или Т-80, что лучше?
  • РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ ТИПОВ ТАНКОВ В ГСВГ/ЗГВ
  • Беспристрастно о танках «Оплот-М» и Т90МС. 6 сентября 2012
  • Размышления на тему о Т-84 и Т-90
  • Секретное оружие российской армии: программа «Армата» («The National Interest», США). 21 ноября 2014
  • Симферопольский завод «Фиолент» начал производить высокоточные угловые датчики для танков «Армата». 27 мая 2015
  • Новейшие танки России. 4 января 2015
  • УВЗ занялся превращением танка Т-90 в робота. 12 октября 2015
  • Т-90СМ с комплексом «Айнет» будут настоящим проклятием для противника. 18 февраля 2015
  • Американская ракета против новейшего российского танка. 29 февраля 2016
  • Что стало с российским Т-90, подбитым американской ракетой в Сирии. 1 марта 2016
  • Т-72Б3

Прочее

Глава Банка России Эльвира Набиуллина: россиянам кажется, что цены в стране сильно растут…

Сравнение

Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.

Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.

Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность – слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Физические и химические характеристики

Если быть предельно кратким, то хелатами называются химические соединения, где роль образующей центр основы принадлежит положительно заряженному иону металла. Вокруг него группируются несколько анионов – отрицательно заряженных молекулярных «осколков» органических веществ (кислот, фенолов либо различных соединений иной природы).

В результате образуется комплекс с металлическим центром – ядром, окружённым снаружи целой «гирляндой» фенольных колец или кислотных анионов. Благодаря их наличию надёжно изолированный центральный ион металла хорошо защищён от необходимости дальнейшего реагирования – участия в химических реакциях. Соединение получается столь же прочным, сколь и легко мобильным.

Наиболее известными примерами хелатных комплексов являются природные пигменты:

  • гем (с железом в составе гемоглобина);
  • хлорофилл (пигмент «зелёной крови растений»);
  • гемоцианин (на основе меди, придающий крови осьминогов иссиня-голубой цвет).

Важность железа для существования и поддержания жизни в природе невозможно переоценить. Несмотря на то что роль «первой скрипки» в жизни зелёных растений принадлежит магнию (являющемуся основой хлорофилла), железо имеет для их существования ценность ничуть не меньшую

Этот металл входит в состав веществ-катализаторов химических реакций – ферментов, благоприятствующих протеканию процесса фотосинтеза в зелёных «ладонях» растений.

Учитывая то, что именно с хлорофиллом связано протекание всех биохимических реакций в листьях (в результате которых солнечная энергия либо усваивается, либо запасается впрок), делается ясно, что без железа растение просто погибнет (не говоря уже о возможности продолжении рода в виде семян).

Из существенных физических свойств, ценных для растениеводов и присущих именно хелатному железу, стоит отметить:

  • лёгкость как для растворения в воде, так и в плане усвоения растениями;
  • высокую способность к проникновению через листья;
  • значительную ценность вещества как транспортного средства (для перемещения органических соединений внутри растительного организма).

Кроме того, хелатное железо:

  • не может быть «испорчено» микроорганизмами — оно ими просто не усваивается;
  • нетоксично для человеческого тела в отличие от медного купороса и бордоской жидкости;
  • совместимо как с удобрениями – минеральными комплексами, так и с ядохимикатами (при одновременном их применении).

Бесспорной ценностью является и то, что приготовить хелат железа своими руками столь же легко, как и купить его в магазине.

Современные танки России

Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.

Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector