История российского императорского флота

Галерный флот при Петре I

Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:

  • Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
  • Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
  • Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.

Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.

p>

Описание корпуса

У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.

С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.

Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры

Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.

Вооружение и тактика ведения боя

В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.

Табель о рангах

Среди российских граждан любовь к армии и флоту сохраняется не один век, и даже в сказках, русский воин всегда положительный герой. И раньше, и сегодня, для жителей достаточно видеть морскую форму, якоря на петлицах или погонах, чтобы проявить свое дружеское отношение к морякам любого звания. Но на самих флотах и в структуре Военно-Морских сил, четкое деление военнослужащих по званиям, главное условие соблюдения дисциплины и воинской субординации. На этом держится любое воинское подразделение, и не зря император Петр озаботился этим, и под его контролем был составлен табель о рангах для Военно-Морского флота Российской империи.

Табели о рангах и званиях корректировались, вносились или убирались отдельные звания, но он сохранялся в царской России и перешел в структуры флота СССР. До революции в табеле о рангах военные и гражданские звания были привязаны друг к другу, например, чин мичмана был равнозначен гражданскому чину коллежского регистратора и они относились к XIV рангу. Все служащие были заинтересованы в безупречном исполнении обязанностей, так как повышение по служебной лестнице приносило наборы льгот.

Звания на флоте во времена СССР

Руководство Красного флота разработало свои, соответствующие духу времени звания, но в Великую Отечественную войну были возвращены погоны и большинство морских званий. Современная Россия такое ранжирование сохранила, и сейчас флотские звания делятся на группы:

  1. Молодые люди, служащие по призыву или контракту получают звание матроса, старшего матроса, старшины первой, второй статьи, главного старшины, главного корабельного старшины, мичмана и старшего мичмана.
  2. Попасть на корабль или флотский экипаж в ранге младшего офицера можно только после окончания училища и поступить на профильную должность в звании лейтенанта. Потолок для младшего офицера – капитан-лейтенант.
  3. К старшему офицерскому составу относятся капитаны первого, второго и третьего ранга, им, благодаря образованию и опыту, доверяется командование различными корабельными экипажами.
  4. Высший офицерский состав – это контр-, вице-адмиралы, адмиралы и адмиралы флота, они командуют эскадрами, флотскими соединениями и флотами.

На важнейших постах в Военно-Морском флоте России по сегодняшний день служат высшие командиры, начинавшие службу в СССР, своим присутствием они привносят на флот все лучшие традиции и опыт советских моряков-победителей. Для сохранения этих славных традиций были оставлены все звания от матроса до адмиралов, что подтверждает преемственность флота всех периодов его существования и развития.

Кадровая система

Как и в армии, кадровая система флота Российской империи базировалась на двух столпах – обязательной службе дворян (пускай и с правом откупа), и рекрутской повинности. Несмотря на такую солидную общность, отличий между сухопутными и морскими силами хватало. Во-первых, флот для России оказался новинкой, потому туда предпочитали идти очень немногие дворяне, из-за чего недостаток офицерских кадров приходилось компенсировать большими количествами иностранных наемников. Во-вторых, по этой же причине квалификация русских офицеров достаточно долгое время была явно ниже среднего, так как им приходилось быть своего рода первооткрывателями. Наконец, эта же проблема – отсутствие регулярного мореходства в России в былые времена – привела к тому, что даже минимально подготовленных и способных рекрутов, набираемых в матросы, были считанные единицы. Первоначально рекрутеры флота набирали людей в первую очередь в приморских частях государства, или же жителей бассейнов больших рек, но после первых кампаний быстро стало ясно, что они мало чем отличаются от целиком «сухопутных» матросов, которые воду в больших количествах до этого видели только в родной деревенской речушке. И если проблемы с офицерским корпусом еще можно было кое-как решить за счет найма иноземцев, то ситуация с матросами была если не катастрофической, то как минимум плачевной.

С офицерским составом русского происхождения со временем проблема также решилась. Дворяне неохотно шли во флот, предпочитая армию – потому в 1723 году определенные привилегии при вступлении во флот получили представители других сословий. Это, а также меньшая конкуренция со стороны дворян, быстро привлекли большое количество людей незнатного происхождения, в первую очередь – разночинцев. Гораздо больше возможностей стать морским офицером стало и у простых матросов – наиболее способные и умелые из них за государственный счет набирались в военно-морские ВУЗы, после чего получали заветные звания и возможности. Открывались новые возможности для матросов и потому, что в 1732 году при матросских школах было введено обязательное обучение грамоте и простейшему счету – высшие чины посчитали, что раз флот более требователен к качеству кадров, то желательно чтобы те имели хотя бы самое общее начальное образование. Срок службы также постепенно корректировался – сначала пожизненный, он был ограничен одновременно со сроком службы в армии, но не до 25, а до 20 лет. Это косвенным образом повысило популярность службы, так как отслуживший свой срок матрос или офицер получал больше возможностей добиться успеха в гражданской сфере. Стали популярными матросские школы и для гражданского флота – так русские купцы могли по дешевке нанимать людей и готовить из них матросов, а не комплектовать свои экипажи целиком иноземцами.

Вкупе с иными мерами, вроде повышения жалования и призовыми за успешные военные действия на море, это значительно повысило престиж службы на флоте, в результате чего к середине XVIII века большая часть кадровых проблем на флоте была решена как в количественном, так и в качественном планах. Была создана система рекрутирования и первичной подготовки матросов, а среди офицеров воцарилась достаточно либеральная обстановка, когда сословная принадлежность отдельных личностей не имела решающего значения в несении службы. Сами морские кадры становились более образованными, чем сухопутные, и если армия стояла на страже традиций, то флот выступал одним из двигателей прогресса. А вместе с флотскими кадрами менялась и сама Россия – на место чисто сухопутной страны пришла действительно великая держава, способная организовывать и могучие армии, и сильные эскадры с профессиональными командами и адмиралами. На это уйдет около 60 лет, или 3 поколения, но благодаря системному труду и преемственности процесс будет успешно завершен к 1750-м годам, в правление императора Петра II.

Примечания

  1. ↑ Военная энциклопедия, под редакцией К. Величко, В. Новицкого, А. Фон-Шварца и других, СПб., 1911—1914 годов;
  2. К. И. Самойлов, Морской словарь. — М.Л.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 год
  3. ↑ Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 год, 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.)
  4. Толковый военно-морской словарь, 2010 год
  5. К. И. Самойлов, «Морской словарь.» — М.Л.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 год
  6. Курбатов А. А., Курбатов О. А. Инженерно-артиллерийское обеспечение Смоленского и Рижского государевых походов 1654—1656 годав // Военно-исторический журнал. — № 8, 2008. — ISSN 0321-0626.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2012.

Южный форпост империи

Переход в Ахтиар стал отправной точкой в истории Черноморского флота и города Севастополя. Строительство военно-морской базы (ВМБ) и прибрежных сооружений было поручено уроженцу Архангельска контр-адмиралу Томасу Маккензи, шотландцу по происхождению. В России он был известен как Фома Фомич.

Согласно указу императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года, Черноморский флот должен был состоять из 37 пушечных кораблей различного класса и восьми транспортных судов. На берегах бухты императрица распорядилась возвести Адмиралтейство, инженерные укрепления и установить артиллерийские орудия. Штатную численность личного состава ЧФ она определила в 13 504 человека.

Севастопольский порт был необходим для освоения Крыма и борьбы с более мощным Османским флотом.

До перехода в Ахтиар на Чёрном море русским приходилось воевать с турками малоразмерными судами Азовской флотилии. В сражениях в акватории Средиземного моря принимали участие корабли Балтийского флота, в то время как проливы Босфор и Дарданеллы контролировала Османская империя.

Также по теме

Уроки Севастополя: какие выводы Россия сделала после Крымской войны 1853—1856 годов

9 сентября в России отмечается День памяти защитников Севастополя в Крымской войне 1853—1856 годов. Оборона города длилась 339 дней и…

Удобная бухта и выгодное геостратегическое положение позволило Севастополю достаточно быстро стать крупной военно-морской базой и торговым портом.

К середине XIX века окрепший Черноморский флот России стал играть важную роль в решении так называемого Восточного вопроса — комплекса мер по освобождению Балканского полуострова от турецкого владычества.

Петербург рассчитывал воспользоваться слабостью Османской империи и получить контроль над проливами. Западные государства негативно воспринимали амбициозные планы России.

Следствием растущих противоречий в регионе стала Крымская война (1853—1856 годы) между русскими войсками и коалицией в составе Турции, Франции, Англии и Сардинии.

Кульминацией военных действий стала битва за Севастополь. Коалиции удалось осуществить высадку крупного десанта и блокировать город. Несмотря на героические усилия моряков по обороне Севастополя, Россия была вынуждена признать поражение. 

Согласно Парижскому мирному договору от 18 марта 1856 года, Петербург должен был согласиться на нейтральный статус Чёрного моря, отказаться от Черноморского флота и снести береговые укрепления в Севастополе. Однако поражение в войне послужило катализатором реформ по модернизации вооружённых сил.

В 1871 году, в период франко-прусской войны, Россия денонсировала Парижский договор. При Александре III Черноморский флот обрёл статус мощного военно-морского института в регионе. С 1880-х годов ЧФ начал пополняться броненосцами, а с 1890-х годов — крейсерами и линкорами.

В период Первой мировой войны российский флот провёл несколько крупных операций против германских и турецких кораблей, а также оказал существенную поддержку сухопутным силам на Румынском и Кавказском фронтах.

В 1917 году Черноморский флот должен был стать основной ударной силой в Босфорской операции, которая предполагала высадку десанта для захвата проливов. Руководить этой миссией должен был командующий ЧФ вице-адмирал Александр Колчак. Но этим планам помешала Февральская революция.

  • И. Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии

Объединения Военно-Морского Флота России

Действовать в одиночку корабли не будут, так как это нерационально. Гораздо проще выполнять операции большой группой в строго определенной территории. В российском флоте таких групп 5.

Тихоокеанский флот

Основные военно-морские базы расположены в Туапсе и Севастополе. Основу этого флота составляют 25 тысяч человек и несколько десятков кораблей самого различного класса и предназначения:

  • Крейсер ракетного типа, созданный по проекту 1164 “Атлант”;
  • 1 Эсминец, созданный по проекту “Сарыч”;
  • 3 противолодочных корабля, среди них “Адмирал Виноградов”;
  • 1 корвет УРО — “Совершенный”;
  • 8 маленьких противолодочных кораблей;
  • 4 малых ракетных корабля, типа “Овод”;
  • Ракетные катера типа “Молния” в количестве 11 единиц;
  • 8 катеров, предназначенных про проведения противодиверсионных действий;
  • 8 тральщиков;
  • 4 корабля типа “Пересвет”, которые считаются десантными большими;
  • 6 катеров, предназначенных для перевозки десантных подразделений;
  • 3 крейсера стратегического назначения подводного класса;
  • 2 подводных крейсера атомного типа, оснащенные баллистическими ракетами, такими как “Тверь”, “Томск”;
  • 1 подводная лодка;
  • 6 торпедных подлодок электро-дизельного типа.

Рис. 8. Фрегаты проекта 1135 «Буревестник»

Северный флот

Базируется в Североморске. Основную часть корабельного состава устанавливают:

  • Тяжелый крейсер авианесущего типа “Кречет”;
  • Атомный ракетный крейсер, созданный по проекту “Орлан”;
  • Ракетный крейсер типа “Атлант”;
  • Большой, носящий характер противолодочного, корабль;
  • Миноносец- эскадрон “Сарыч”;
  • Фрегат, созданный по разработке 22350;
  • “Альбатрос”- малый корабль противолодочного типа;
  • “Орлан” — маленький корабль ракетного типа;
  • Артиллерийский катер;
  • Морские и базовые тральщики;
  • Большие десантные корабли;
  • Атомные подводные крейсеры, носящие статус стратегического назначения — “Борей” и “Дельфин”;
  • “Ясень” — лодка атомного типа, оснащенная ракетами крылатого характера;
  • 4 атомные подводные лодки, предназначенные для многих целей;
  • 4 глубоководные станции;
  • Лодка торпедного типа, оснащенная дизельный мотором.

Рис. 9. Малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод»

Черноморский флот

Имеет три основных пункта базирования:

  • Севастополь
  • Новороссийск
  • Крым

В свою очередь, Черноморский флот состоит из:

  1. 30-той дивизии кораблей надводного типа. Среди них такие, как “Сметливый”, “Адмирал Эссен”, “Адмирал Григорович”.
  2. 197-я бригады, состоящей из десантных кораблей: “Ямал”, “Азов” и других.
  3. 41-й бригады катеров ракетного класса. В ней находятся:

    • 166 дивизион, состоящий из ракетных катеров малого класса, таких как: “Мираж”, “Штиль”;
    • 295 Сулинская дивизия катеров ракетного класса. Среди них “Р-109 Бриз”.
  4. 4-я бригада подводных лодок, основной базой которых является город Новочеркасск.
  5. 68 бригада корабельной охраны, которая состоит из:

    • Одного дивизиона противолодочных кораблей, среди них “Ейск”;
    • Одного дивизиона тральщиков, например ”Даурия”.
  6. 183-й дивизии, базирующейся в Новороссийске. В ее числе находятся:

    • 2 водолазных судна;
    • 1 противопожарный корабль;
    • 3 буксира спасательного назначения;
    • 1 катер пассажирского класса.
  7. 519-го дивизиона кораблей-разведчиков. Он находится в Севастополе. Примером таких кораблей является “Лиман”.

Балтийский флот

Главный штаб этого флота находится в Калининграде. Состоит из:

  • 123-й бригады, оснащенной подводными лодками, базирующейся в Кронштадте;
  • Балтийской 71- дивизии кораблей десантного типа;
  • 128-й бригады кораблей надводного типа, находятся они в Калиниградской области;
  • 1 дивизиона кораблей ракетного типа;
  • 1 дивизиона ракетных кораблей малого типа;
  • Бригады кораблей охранения — тральщики и противолодочные суда;
  • Береговые подразделения;
  • СПЕЦНАЗа.

Рис. 10. Ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант»

Каспийская флотилия

Базируется в Махачкале, Каспийске и Астрахани. Включает в себя:

  • Ракетные корабли сторожевого назначения;
  • Ракетные катера, построенные по серии 12411Т;
  • Корабли артиллерийского типа “Буян”;
  • Корабли противодиверсионного типа;
  • Десантные катера;
  • Тральщики рейдового характера;
  • Тральщики базового предназначения.

ВМФ Российской Федерации — это уникальный набор боевых кораблей, оснащенных самым современным оборудованием и готовых приступить к выполнению боевых задач в любой момент.Предлагаем также ознакомиться с видео, в котором представлен обзор состояния боевых кораблей ВМФ России.

Морским судам быть

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее

Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов

Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Автомат HK416 A5

Основные части

Навигация

Кузов и кабина ГАЗ-66

Кузов ГАЗ-66 представляет собою металлическую платформу, вдоль высоких решётчатых бортов которой располагаются откидные скамейки. Задний борт открывается, тент натягивается на пяти дугах.

В цельнометаллической кабине расположено два унифицированных сиденья – для водителя и для пассажира, разделённые верхним кожухом двигателя. Для отдыха водителя при длительных поездках в кабине предусмотрено подвесное спальное место. Проще говоря, брезентовый гамак на четырёх крючках.

Обстановка в кабине более чем брутальная и спартанская – вокруг один металл, ничего лишнего. Но комфорт всё же лучше, чем у предшественника, ГАЗ-63: кабина оборудована эффективной вентиляцией и отоплением, устройствами обдува и обмыва ветрового стекла.

В наше время ГАЗ-66 катают отдыхающих на многих курортах Краснодарского края.

Для осмотра и ремонта мотора кабина довольно легко откидывается на шарнирах вперёд. Между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, и из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя. Это вызывает немалые неудобства при переключении передач; к такому рычагу ещё надо приноровиться.

Описание танка:

АКС-74У калибра 5.45Х39 и АК-101

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.


Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела.  Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1, составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Предпосылки строительства нового флота

Год великого посольства открыл Петру I глаза на мощь западных соседей. Царь понимал, насколько Россия выглядит на их фоне отсталой, старомодной. Получив власть в свои руки, государь загорелся идеей не только догнать Европу, но и перегнать. Море было страстью юного Романова

Поэтому все свое внимание он направил на изучение западных технологий кораблестроения

Мастерами в строительстве суден в конце XVII века были Англия и Голландия. Морские государства использовали специальные технологии, которые тестировались на протяжении многих веков. Кораблестроители придерживались 2 главных правил:

  • Тщательная подготовка древесины. Для кораблей выбирали специальные породы деревьев. Кроме того, материал хорошо сушили.
  • Пропитка древесины специальной смолой. Это делало корабль водоустойчивым, защищало от порчи.

Петр I знал об этих правилах. Но в тонкости технологического процесса его никто не посвящал. Поэтому домой царь привез поверхностные знания о кораблестроении. Он наивно полагал, что этого вполне достаточно, чтобы создать суда, которые могли конкурировать с английскими или голландскими.

VII-XII вв. Нашествия арабов и тюрков-сельджуков

История Азербайджана состоит из множества завоевательных набегов, которым подвергались эти земли на протяжении веков. Так, в VII веке на Закавказье вторгается Арабский халифат, результатом чего стало распространение на эти земли ислама. Возникшее в 816 году крестьянское восстание, длившееся 20 лет, было подавлено, после чего существовавшие на тот момент государства распались на множество феодальных княжеств. Среди них особую роль впоследствии сыграло государство Ширван, находившееся на северо-востоке Азербайджана.

В середине XI века в регион пришли тюрки-сельджуки, которым удалось подчинить себе большинство территорий сегодняшнего Азербайджана. Кочующие завоеватели нанесли серьезный ущерб процветавшему здесь земледелию, однако со временем они и сами перешли к оседлому образу жизни. На основе тюркского языка, смешавшегося с языком местного населения, впоследствии образовался азербайджанский язык.

В результате борьбы, которую вело местное население против иноземных захватчиков, в XII веке тюрков практически удалось изгнать из региона. Эти победы создали предпосылки для усиления государственности и дальнейшего социально-экономического прогресса. Земледелие и ремесленничество процветают как никогда, помимо этого отмечается заметное развитие в области науки и культуры. Пожалуй, история создания Азербайджана берет свое начало именно в этот период, когда разобщенные княжества объединяются под предводительством Атебеков Азербайджана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector