Бартини, роберт людвигович
Содержание:
- Содержание
- Летательные аппараты Р. Л. Бартини[править]
- Самолёт-невидимка
- «Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО
- Такой, как есть
- Биография[править]
- Грузовые автомобили 1:43
- Подводная угроза
- Изучение наследия Бартини
- И швец, и жнец, и на дуде игрец
- Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности
- Примечания
- Работа в СССР
- См. также
- Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР
- История
- В «шарашке»
- Литература
- Теоретик технологии
- Теоретик технологии
- Система электрооборудования
- Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым – и это в 1942 году!
- Летательные аппараты Р. Л. Бартини
- Общая информация
- «Игрушки Хобарта» — британская классика
- Фотографии:
Содержание
Летательные аппараты Р. Л. Бартини[править]
Всего на счету Роберта Бартини более 60 законченных проектов самолетов.
- МТБ-2 (1930) — морской тяжелый бомбардировщик (проект)
- Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
- Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
- ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
- Сталь-8 (1934) — истребитель на базе Сталь-6 (проект)
- Ер-2 (ДБ-240)(лето 1940) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428))
- Ер-4 (1943) — дальний бомбардировщик (опытный)
- Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
- Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
- Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
- Т-108 (1945) — легкий транспортный самолёт (проект)
- Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолет (не достроен)
- Т-200 (1947) — тяжелый военно-транспортный и десантный самолет(проект)
- Т-203 (1952) — сверхзвуковой самолет с оживальным крылом (проект)
- Т-210 — вариант Т-200 (проект)
- А-55 (1955) — бомбардировщик — летающая лодка средней дальности (проект)
- А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект)
- Е — (проект)
- Р-57(Ф-57) — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект)
- Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект)
- Бе-1 (1961) — легкая амфибия (опытный)
- ВВА-14М-62 (1972) — Вертикально взлетающая амфибия-противолодочный самолет(опытный (2))
- 14М1П (1976) — экраноплан на базе ВВА-14 (опытный)
Самолёт-невидимка
В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой. Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.
«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, — писал И. Вишняков. — Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».
«Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО
Такой, как есть
Познакомиться с ним и побывать у него в доме мне довелось в начале 1960-х. До этого момента я никогда его не видел, только кое-что о нем слышал. И надеялся услышать еще что-либо, причем уже от него самого, без привнесений, неизбежных в устном творчестве.
Жил Бартини тогда, как, впрочем, и почти всегда, один, отдельно от жены, сына и внука, которых очень любил. Эта загадка, среди многих вскоре последовавших, для меня разрешилась в тот же день и наглядно: Бартини был явно неприемлем в совместном быту.
В частности, желал иметь свои бумаги, вещи, книги, по крайней мере, те, которыми пользовался на тот момент, постоянно под рукой, разложенными на столах, стульях и просто на полу в невообразимом, но хорошо ему самому известном порядке. В солнечный летний день в его квартиру с наглухо зашторенными окнами еле пробивался шум с Кутузовского проспекта. В большой проходной комнате слабо и рассеянно светила люстра, укутанная марлей, в дальней, служившей ему кабинетом, над исчерканной рукописью с многоэтажными формулами, завалившей изящную модель летательного аппарата, горела настольная лампа с самодельным абажуром из плотной зеленой бумаги.
Заметив мое удивление, Бартини объяснил: у него не суживаются зрачки, яркий свет режет ему глаза — после какой-то болезни, перенесенной несколько лет назад. Опять же — когда, где? В Италии, Австрии, Венгрии, Чехии или уже в России? Или в те десять лет, которые он провел в сталинских тюрьмах?..
Был он невысок, крепок, хотя уже несколько грузен: к семидесяти перестал делать гимнастику. Общителен — однако до границы, которую сам ставил. Даже перед очень близкими людьми раскрывался не до конца, что выяснилось гораздо позже, когда разобрали его домашний и служебный архивы. Работал на износ, до последней минуты.
Поднялся из-за стола, видно, почувствовав себя плохо, и упал. Нашли его только два дня спустя. Он никогда не спешил в делах, вернее, не суетился, потому что, кажется, испытал и пережил все — успехи и провалы, отчаяние и счастье, любовь и дружбу, верность и предательство, — ни от чего не открещиваясь. По натуре крайне эмоциональный, нервный, он, вероятно, когда-то раз и навсегда заставил себя «держаться в струне». В конце восьмого десятка помнил в деталях — и что было давным-давно в Фиуме, и что произошло год, десять лет назад на заводе или в министерстве. Разговаривая, всегда следил, понятно ли он высказывается, не потерял ли собеседник нить рассуждений…
Биография[править]
Родился в семье итальянского дворянина. Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны. Окончил офицерскую школу (1916), Римскую лётную школу (1921), авиационное отделение Миланского политехнического института (1922). С 1923 жил и работал в СССР: инженер на Научно-опытном аэродроме ВВС, гидроавиатор на Чёрном море. С 1929 начальник отдела морского опытного самолётостроения, а в 1930 возглавил конструкторский отдел НИИ Гражданского Воздушного Флота, главный конструктор.
В 1939 разработан двухмоторный пассажирский самолёт «Сталь-7», на котором 28.8. установлен международный рекорд скорости— 405 км/час при полёте на дальность 5000 км. На базе этого самолёта создавался по проекту Бартини дальний бомбардировщик ДБ-240, разработку которого завершил главный конструктор В. Г. Ермолаев в связи с тем, что Бартини в необоснованно репрессирован (осуждён на 10 лет) и лишь в освобождён (реабилитирован в 1956). С 1946 работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С Бартини — главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина.
Грузовые автомобили 1:43
Здесь представлены модели грузовых автомобилей масштаба 1:43 (1/43)
Масштабные модели фирмы ЛОМО-АВМ
ОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Ура́льский автомоби́льный заво́д (УралАЗ) — одно из крупнейших российских предприятий по выпуску грузовых автомобилей. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Автомобильный завод „Урал“». Расположен в Миассе (Челябинская область)
Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) — российская автомобилестроительная компания. Полное наименование — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва».
АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ).
Хо́лдинговая компа́ния «АвтоКрА́З» (до 1999 года — Кременчу́гский автомоби́льный заво́д (укр. Кременчуцький автомобільний завод)) — украинский производитель и поставщик тяжелых грузовых автомобилей и автомобилей специального назначения. Компания была создана на базе Кременчугского автомобильного завода и в настоящее время является индустриальным крылом финансово-производственной группы «Финансы и Кредит»
Подводная угроза
В середине 1950-х годов в нашей стране началось создание авиации, предназначенной для борьбы с подводными лодками. Собственно, и до этого перед морской авиацией ставились такие задачи. Но теперь положение во флоте коренным образом изменилось: появились атомные субмарины. Они имели неограниченный по времени и дальности подводный ход. Увеличилась их скорость и глубина погружения. Мало того, такие подлодки были вооружены самонаводящимися торпедами и ядерными баллистическими ракетами. Мощность флота стали определять именно они — атомные подводные крейсеры. Когда в начале 1960-х годов американские субмарины начали боевое патрулирование в Мировом океане, наша страна оказалась практически без защиты. Подлодки США могли в любую минуту с помощью баллистических ракет нанести удар из подводного положения. Задача борьбы с атомными подводными лодками наиболее вероятного противника стала одной из главных военных задач того времени. А самым эффективным оружием в этой борьбе могла быть лишь авиация
Для достижения столь важной цели Роберт Людвигович Бартини предложил свой оригинальный самолёт. Сокращённо он назывался ВВА
Аббревиатура эта расшифровывалась так: вертикально взлетающая амфибия. То есть самолёт мог взлетать без разбега — с воды или с суши — и так же вертикально приводняться или приземляться. Проектирование летающей амфибии ВВА-14 (число 14 в сокращённом названии амфибии появилось от общего количества двигателей) велось с 1963 года в Таганроге, в конструкторском бюро, занимавшемся созданием гидросамолётов. Эта фирма была хорошо знакома Бартини. Здесь в 1940-х годах он завершал свой тюремный срок,
Изучение наследия Бартини
Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования[уточнить] только узкой группе «допущенных» специалистов. С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г.) и в сборнике «Мост через время», (М., 1989 г.).
После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству. Метод получил название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Согласно другой версии, Г. Альтшуллер являлся учеником Р. Бартини в тайной школе «Атон»[источник не указан 1259 дней], где и познакомился с методом «И — И». В отличие от метода «И — И», ТРИЗ была полностью открыта для общественности. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и др.), проведены сотни учебных семинаров.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Начав с простого лаборанта-фотографа научно-опытного аэродрома на Ходынке, Роберт Бартини за два года сделал головокружительную карьеру. В 1927 году петлицы его мундира украшали ромбы комбрига, а сам он вошёл в состав научно-технического комитета ВВС СССР.
Однако чиновничья работа его не устраивала, и он перевелся в ОПО-3, в самую главную самолетостроительную фирму того времени. Вместе с ним трудились Д. П. Григорович, С. А. Лавочкин, И. В. Четвериков и С. П. Королёв.
Именно там Бартини возглавил группу конструкторов, разработавших уникальные гидросамолеты: летающий крейсер МК-1, а также МБР-2 для ближней разведки и МДР-3 для дальней разведки. Вскоре он был награжден автомобилем М-1 за организацию морского этапа перелета ТБ-1 «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк.
Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности
Примечания
Работа в СССР
В 1922 году после фашистского переворота ИКП направила Бартини в СССР. Маршрут прошёл из Италии в Швейцарию, затем в Германию, оттуда в Петроград, а уже затем — в Москву.
С 1923 года Бартини жил и работал в Советском Союзе. Вначале лаборантом-фотограммистом на научно-опытном аэродроме ВВС, потом экспертом технического бюро и одновременно военным лётчиком.
В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолётов в Крыму (Севастополь). Сначала он был инженером-механиком авиаминоносной эскадры, а после — старшим инспектором по эксплуатации мат части, после чего в 31 год получил ныне упразднённое звание — комбриг.
С 1929 года Бартини был начальником отдела морского опытного самолётостроения, но в 1930 году был уволен из ЦКБ за подачу в ЦК ВКП(б) доклада о бесперспективности создания объединения, схожего с ЦКБ.
В том же году Бартини был назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) Гражданского Воздушного Флота.
В 1932 году стартовало проектирование самолёта «Сталь-6», на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На основе этого самолёта в дальнейшем был спроектирован истребитель «Сталь-8», но проект был закрыт в конце 1934 года по причине несоответствия тематике гражданского института.
Осенью 1935 года этой же группой был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». Через год он был представлен на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 года на нём был установлен мировой рекорд скорости на отрезке в 5000 км. Скорость составила 405 км/ч.
См. также
Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР
Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.
Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а в 1921 году вступил в компартию Италии.
История
В «шарашке»
Долгое время о Роберте Людвиговиче Бартини (так на русский лад его стали называть на второй родине) ничего не сообщалось. Подобно многим, он в 1938 году был арестован и безвинно осуждён как «шпион Муссолини». Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах». Ещё счастье, что попал Бартини не в лагерь, а в «шарашку», закрытое зэковское КБ. В 1946-м Бартини был освобождён и после смерти Сталина реабилитирован (1956). Бартини создавал разные самолёты, например, «Сталь-6» — истребитель, который в 1933 году установил мировой рекорд скорости — 420 километров в час. Осенью 1935 года Бартини создал 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» — машину, имевшую дальность полёта в пять раз большую, чем существовавшие тогда, и рекордную скорость 495 километров в час. Этот самолёт, превращённый в бомбардировщик, во время Великой Отечественной войны бомбил Берлин, поднимаясь с подмосковного аэродрома. А спроектированный в начале 1940-х годов истребитель-перехватчик Р-114 с четырьмя жидкостными ракетными двигателями и стреловидным крылом мог бы развивать скорость, в два раза превышавшую звуковую! И это только небольшая часть того, что было сделано под руководством Бартини.
Литература
- Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
- Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
- Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
- Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
- Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). — Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764, ISBN 9788875650766
- Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
- Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
- В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
- Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
- Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
- Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6
Теоретик технологии
Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.
Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.
В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».
Теоретик технологии
Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.
Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.
В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».
Система электрооборудования
Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым – и это в 1942 году!
14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки», Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах».
Так талантливый конструктор сменил место жительства — из крохотной комнатушки в в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.
В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством Туполева (тоже осуждённого «тройкой»). Cтиль работы конструктора был очень необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.
Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942 года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодел, и отвезли в Москву — к самому Берии.
Лаврентий Павлович Берия
Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.
У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в место заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок».
В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе инженером-конструктором
Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите, чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»
К счастью, уследить ему не удалось и Бартини «нарисовал» первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14. И его удалось построить!
Рассказывают, что когда Бартини шёл к нему по взлётному полю и плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью.
ВВА-14,построенный по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино
Летательные аппараты Р. Л. Бартини
Гидросамолет Бартини ДАР.
Бе-1 — лёгкая амфибия.
ВВА-14, Центральный музей ВВС, Монино, 1998.
На счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолётов, в том числе:
- МТБ-2 (1930) — морской тяжёлый бомбардировщик (проект)
- Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
- Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
- ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
- Сталь-8 (1934) — истребитель на базе Сталь-6 (проект)
- Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428))
- Ер-4 (1943) — дальний бомбардировщик (опытный)
- Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
- Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
- Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
- Т-108 (1945) — лёгкий транспортный самолёт (проект)
- Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолёт (не достроен)
- Т-200 (1947) — тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт (проект)
- Т-203 (1952) — сверхзвуковой самолёт с оживальным крылом (проект)
- Т-210 — вариант Т-200 (проект)
- Т-500 — тяжёлый транспортный экранолёт (проект)
- А-55 (1955) — бомбардировщик — летающая лодка средней дальности (проект)
- А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект), дальность 14000 км
- Е-57 — (проект) гидросамолёт-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолёт был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность — 7000 км.
- Р-57(Ф-57) — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
- Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57
- Бе-1 (1961) — лёгкая амфибия (опытный — для исследования экранного эффекта)
- МВА-62 (1962) — проект самолёта-амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.
- ВВА-14М-62 (1972) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт (модификация 14М1П)
Общая информация
«Игрушки Хобарта» — британская классика
Во время Второй мировой войны британцы изготовили серию бронированных машин на базе танковЧерчилль»,Шерман»,Кентавр» иВалентайн». Они с лёгкостью сносили немецкие укрепления крупнокалиберными снарядами, жгли врага огнемётами, наводили мосты, расчищали минные поля или пляжи и подсвечивали ночью поле боя. Специальные модификации DD даже плавали — хотя в бою показали себя не слишком эффективными.
Черчилль» AVRE
Всё вышеперечисленное — лишь малая часть тех машин, что и по сей день помогают армиям самых разных стран. Ведь танки танками, но без инженерной помощи не выиграть ни одну войну. Да и в сражениях бульдозеры — вещь крайне эффективная! Кстати, британские инженеры, например, изобрели в своё время противоминные тралы.
А какая инженерная техника на военной службе нравится вам? Поделитесь в комментариях!
Фотографии:
Б.Г. Хармач, Н.Д. Леонов, Р.Л. Бартини и К.Г. Тюрников.
Таганрог. 1972 год.
Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.
Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.
После лекции по перспективам вертикально взлетающих аппаратов.
1-й ряд слева направо: капитан-инженер И.В. Щербаков, ведущий конструктор ОКБ по ВВА-14 Н.Д. Леонов, летчик-испытатель Ю.М. Куприянов,
главный конструктор ВВА-14 Р.Л. Бартини, старший военпред-руководитель полковник-инжерен Ф.С. Татаренко, майор-инженер А.В. Падунов,
подполковник-инженер П.В. Московкин;
2-й ряд: майор-инженер В.П. Афанасьев, служащая ВП Н.С. Панатова, подполковник-инженер С.В. Кашинов, майор-инженер Е.И. Мешков,
капитан-инженер А.В. Киберев, капитан-инженер Л.Г. Амельченко, майор-инженер А.М. Большов.
Таганрог. Ноябрь 1973 год.
На фото с поднятым кулаком — Партконференция ТМЗ 1973 год.
Бартини Роберт Людовигович