«его перехват не станет сложной задачей»: как сша разрабатывают новый «невидимый» бомбардировщик

История

Первый прототип машинки В-21

В 1925 году Шведский генеральный штаб купил несколько экземпляров Энигмы для её изучения. Борис Хагелин, узнав об этом от Эммануила Нобеля (на тот момент активно сотрудничавшего с Генштабом), обратился с предложением разработать шифровальную машину, которая возможно будет превосходить Энигму. Требовалось, чтобы шифровальная машина была того же размера, что и Энигма, и работала аналогичным способом. На разработку новой машины Нобелем было выделено шесть месяцев и 500 крон. Хагелин к тому моменту имел опыт разработки 10 лет в компании AB Cryptograph. Основой для разработки B-21 послужила машина Electrocrypto B-18, созданная Арвидом Даммом – основателем компании AB Cryptograph.

Модификации

В-211

В-211 — модификация, разработанная по заказу Французской армии. В отличие от родоначальной В-21, имела, согласно требованиям французов встроенный принтер и батарею — была полностью автономной. Также отличие было в том, что оператор мог работать не только с буквами, но и некоторыми символами — например, -, +, %.

В-211 имела две версии — М1 (имеет 2 ротора, как и B-21) и М2 (имеет 4 ротора, в отличие от B-21). Первая партия в 500 машинок была произведена Ericsson в 1939 году.

Дальнейшее развитие конструкции привело к созданию С-35/36.

К-37 Кристалл

Хагелин был вынужден передать документацию на В-21 в СССР шведской армией. Но при этом К-37 не является точной копией, в частности, используется клавитура размерности 6 x 5.

История создания стратегического бомбардировщика В-21

О начале разработке нового стратегического бомбардировщика в США заговорили еще в 2000 году, то есть практически сразу после появления B-2 Spirit – самого дорогого самолета в истории авиации.

Военным нужен был самолет похожий на B-2 Spirit, но с использованием более продвинутых технологий и, самое главное, более дешевый, чем предшественник. Следует напомнить, что цена одного бомбардировщика B-2 Spirit с оборудованием составляет 2,1 млрд долларов.

Новый проект получил название 2020 Bomber, военные планировали увидеть первую машину в середине 10-х годов, а принять его на вооружение в конце нынешнего десятилетия. Однако уже через несколько лет техническое задание было изменено, программу назвали Next-Generation Bomber («Бомбардировщик следующего поколения»), к ней подключились такие гиганты, как Boeing и Lockheed Martin.

В 2009 году и этот проект был закрыт, а вместо него появился новый: Long Range Strike Bomber, более известный по аббревиатуре LRS-B. Считается, что новый самолет должен быть переходным звеном к сверхзвуковой машине, которая ожидается ближе в 2030 году.

Примечания[ | ]

  1. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  2. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  3. PASSIVE MULTISTATIC RADARS IN ANTI-STEALTH AIR DEFENCE. By Lieutenant Colonel Paul E. Hudson, BSc, CD1 // Canadian Forces College (англ.) (недоступная ссылка)
  4. B-2A Spirit (Проверено 5 июня 2013)
  5. Radar cross section: The measure of stealth // Military Embedded Systems
  6. 123 Program Acquisition Costs by Weapon System. Department of Defense Budget for Fiscal Year 1993. — January 29, 1992. — P. 22 — 124 p.
  7. «Air Force names final B-2 bomber ‘Spirit of America’.» fas.org , 14 July 200. Retrieved 16 June 2010.
  8. B-2 Spirit (fas.org)
  9. Pace 1999, p. Appendix.
  10. «B-2.» fas.org . Retrieved 16 June 2010.
  11. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: США восстановили повреждённый пожаром бомбардировщик B-2
  12. «Northrop Grumman Adding Mobile Targets to B-2 Bomber Capabilities.» Northrop Grumman , 7 February 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  13. «B-2 radar modernization program contract awarded.» US Air Force , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  14. «USAF Awards B-2 Radar Upgrade Production.» (недоступная ссылка с 14-08-2013 — история ,копия )Aviation Week , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  15. 123 Mayer, Daryl. Northrop Grumman and USAF Verify Proper Fit of 30,000lb Penetrator Weapon on B-2 Bomber Архивировано 21 августа 2009 года.defpro.com , 22 July 2009. Retrieved: 13 September 2009.
  16. Бомбардировщик B-2 избавят от 20-летней неполадки
  17. Бомбардировщик B-2 завершил испытания над Северным полюсом
  18. Бомбардировщики B-2 получили новые радары
  19. 123 B-2 SPIRIT (af.mil)
  20. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  21. GlobalSecurity.org — B-2 Production (англ.).
  22. Myers, Dominique (2002), Acquisition Reform-Inside The Silver Bullet, Acquisition Review Journal Т. IX, no. 2 (Fall 2002): 312–322, <https://www.dau.mil/pubs/arq/2002arq/MyersFL02.pdf>. Проверено 1 сентября 2007. Архивная копия от 26 сентября 2007 на Wayback Machine
  23. Northrop Grumman похвалилась бомбежками Ирака, Афганистана, Сербии и Ливии // Лента. Ру, 25 апреля 2020
  24. Air Force Magazine — Bombers over Libia (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
  25. Wired Magazine — Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
  26. ВЗГЛЯД / Разбился уникальный самолет (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2008. Архивировано 6 ноября 2014 года.
  27. Лента новостей — PDA.AVIA.RU — Авиационные новости
  28. 12 23 февраля 2008 года: капельки воды привели к трагедии Архивировано 3 февраля 2014 года.
  29. When You’ve Only Got 20 B-2 Bombers
  30. The $105M resurrection of a B-2 stealth bomber
  31. Northrop Grumman — B-2 Spirit Weapons (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
  32. 12 Летно-технические характеристики Ту-95
  33. 123 Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ. 1996. — 272 с. Том 1. С. 68 ISBN 5-89327-004-5
  34. North American Aircraft Rockwell International: B-1B — Книга фактов, с. 12, таблица A-1a. (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 24 июня 2012 года.
  35. Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, с. 85/111, таблица А-1 (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 24 июня 2012 года.
  36. Национальный музей ВВС США: NORTH AMERICAN XB-70 VALKYRIE — Страница фактов (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 28 ноября 2012 года.
  37. Национальный музей ВВС США: B-1B LANCER — Страница фактов.
  38. «Tu-160 Blackjack (Tupolev).» globalsecurity.org. Retrieved 3 August 2009.
  39. Ту-160
  40. B-1B (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 апреля 2015. Архивировано 2 апреля 2021 года.
  41. 123The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. , 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  42. The Military Balance 2021. p.-46

История

Предыстория

Проект нового стратегического бомбардировщика начал обсуждаться в США в начале 2000-х годов. В результате был сформирован список требований и дан старт программе «2018 Bomber» (с англ. — «Бомбардировщик 2018 года»). Первый полёт нового бомбардировщика планировался на середину 2010-х годов, а к концу десятилетия он должен был быть принят на вооружение. Однако к концу 2000-х годов Пентагон обновил требования к новому бомбардировщику, и программа стала называться «Next-Generation Bomber» (NGB; с англ. — «Бомбардировшик следующего поколения»). В январе 2008 года компании Boeing и Lockheed Martin договорились о кооперации для участия в проекте. Экономические проблемы и необходимость соблюдения международных договоров в сфере ядерных вооружений привели к корректировке программы и переносе сроков её исполнения.

В 2009 году было объявлено о закрытии проекта NGB и начале нового проекта «Long Range Strike Bomber» (LRS-B). Проект предполагал разработку самолёта, во многом напоминавшего B-2, но имеющего значительно меньшую стоимость. Фактически новый проект является незначительно переработанным проектом NGB. В связи с этими изменениями в 2010 году распалось партнёрство Boeing и Lockheed Martin. 25 октября 2013 года обе компании вновь объявили о кооперации для участия в программе LRS-B, при этом Boeing должна была выступать генеральным подрядчиком.

Начало разработки

В июле 2014 года был выдан запрос предложения на разработку нового самолёта. Первоначальные планы ВВС включали приобретение по программе LRS-B 80—100 самолётов стоимостью 550 миллионов долларов США каждый с последующим возможным расширением парка до 175—200 единиц. В октябре 2015 года Northrop Grumman была выбрана в качестве разработчика нового бомбардировщика. По сообщениям СМИ самолёт мог быть так же использован для разведки и рекогносцировки, наблюдения и боевого управления, а также в роли перехватчика.

26 февраля 2016 года самолёт получил официальное обозначение (англ.)русск. B-21, подчеркивающее его значение как «бомбардировщика XXI века». Было заявлено, что самолёт будет напоминать Northrop B-2 Spirit и разрабатываться на основе существующих, хорошо зарекомендовавших себя, технологий. В марте 2016 года ВВС анонсировали главных поставщиков программы: Pratt & Whitney, BAE Systems, Orbital ATK и другие компании. Тогда же руководитель программы истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II генерал-лейтенант Крис Богдан (англ.  Chris Bogdan ) заявил, что выбор Pratt & Whitney в качестве поставщика двигателей для B-21 поможет, за счёт унификации, снизить стоимость двигателя F135, поставляемого той же компанией для его программы. В апреле того же года Командование глобальных ударов ВВС США заявило о минимальной потребности в 100 единиц B-21.

В октябре 2016 года Счётная Палата США опубликовала доклад, согласно которому, решающим фактором при выборе разработчика B-21 в пользу Northrop Grumman стала более низкая стоимость проекта по сравнению с предложенной консорциумом Boeing и Lockheed Martin.

В ноябре 2016 года B-21 получил имя «Рейдер» (Raider с англ. — «в авиации: самолёт-бомбардировщик, участвующий в воздушном налёте») в честь пилотов-участников рейда Дулиттла в годы Второй мировой войны. На официальной церемонии оглашения имени проектируемого бомбардировщика присутствовал лейтенант-полковник в отставке Ричард Ю. Коул (англ.)русск. (1915—2019), единственный живущий на тот момент ветеран знаменитого рейда.

В сентябре 2019 года компания Northrop Grumman приступила к сборке первого лётного образца B-21 для американских ВВС на заводе в Палмдейле (штат Калифорния). В том же году ВВС вновь подтвердили намерение приобрести более 100 новых бомбардировщиков. На 2021 год ожидается, что первый полёт B-21 Raider совершит в середине 2022 года.

Особенности конструкции

31 января 2020 года Northrop Grumman опубликовала изображения B-21 Reider в представлении художника, демонстрирующие утопленные в крыло и плавно сопряжённые с кабиной пилотов воздухозаборники характерной формы, и двухколесную конструкцию основного шасси, что позволяет предположить меньший размер и вес самолёта по сравнению с B-2 Spirit. Размещение двигателей внутри планёра, а выходных труб в его верхней части — позволят существенно уменьшить тепловое излучение и снизить видимость машины в инфракрасном диапазоне. К тому же, как указывают эксперты, горячие газы из двигателя можно охладить ещё больше путем применения метода смешивания в выхлопной системе. Именно такая компоновка используется в состоящем на вооружении В-2 Spirit. Кроме того, по аналогии с ним, для «Рейдера» предусмотрена аэродинамическая схема «летающее крыло». Это позволяет существенно уменьшить эффективную площадь рассеяния и, как следствие, снизить радиолокационную заметность по сравнению с самолётами, обладающими вертикальным оперением. Бомбардировщик сможет нести на борту как обычное оружие, так и ядерное, а также проектируемые и перспективные системы вооружения, поскольку изначально в основу проектирования B-21 были заложены принципы системы открытой архитектуры (англ.)русск..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector