Тральщики проекта 12700

Содержание

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

  • 29 июня на тральщике БТ-325 из 81-го дивизиона 7-й бригады Приморской флотилии разнородных сил Краснознамённого Тихоокеанского флота произошёл пожар в машинном отделении. Тральщик был в море на ходу, и борьбу за живучесть корабля не удалось обеспечить должным образом: более того, моряки полностью израсходовали вхолостую весь фреон, поскольку включили на топливный отсек станцию объёмного химтушения. Корабль был обесточен полностью, а пожар удалось потушить только с привлечением аварийно-спасательных служб Приморской флотилии. По итогам обследования корабль был признан не подлежащим восстановлению, через 5 лет его корпус сожгли. Корабль отслужил меньше всего времени (15 лет).
  • 27 ноября тральщик БТ-730 Кольской флотилии Северного флота встал на якорь в бухте Цыпнаволок на полуострове Рыбачий. В связи с неблагоприятными метеоусловиями командир тральщика должен был сменить место якорной стоянки, однако при съемке с якоря шпиль вышел из строя, а командир корабля растерялся и не успел среагировать. Все это происходило в период наибольшего прилива, прижимного ветра, вследствие чего корабль после окончания шторма и отлива оказался примерно на расстоянии 200 м от уреза воды. С него были сняты все грузы. При попытке стянуть к урезу воды тракторами и автомашинами у тральщика стало ползти и разрушаться днище. Впоследствии корпус был подорван корабельными подрывными командами и сожжен.
  • В ночь с на 11 октября на тральщике БТ-51 из 11-го дивизиона надводных кораблей охраны водного района, 165-й бригады надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил произошёл пожар. Это случилось после 23:00 в районе душевой офицерского состава, сам корабль стоял на якоре и швартовых в бухте Улисс. Пожар возник из-за того, что моряки не выключили нагревательные элементы сауны, которую вообще не предусматривал проект. Организовать тушение пожара не удалось, и в итоге на тральщике произошла серия взрывов боеприпасов. Потушить пожар не успели даже силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей Владивостока. Корабль принял более 200 т воды, крен на левый борт достиг почти 20°, дифферент на нос — 2 метров. Судно сгорело дотла, к утру его уже признали не подлежащим восстановлению и утилизировали остатки.

Что это такое?

Герань — это садовое растение с цветами разной расцветки и декоративными листьями. Родина ее Англия. В настоящее время насчитывается около четырехсот различных видов. На территории России в природных условиях произрастает примерно сорок ее разновидностей.

В садоводстве наиболее популярны двенадцать. Садовая герань является многолетней и морозоустойчивой культурой. Легко размножается и не требует особого ухода.

Широко используется в ландшафтном дизайне из-за таких свойств:

  • яркое, разноцветное и обильное цветение;
  • ажурные листья разных оттенков (в зависимости от вида);
  • кустики могут быть разной высоты – от 10 см и до метра.

Увеличение срока службы контрактников

Елена ЗАЙЦЕВА

Галерея изображений

Как отказаться от медицинского обследования в военкомате

Литература

Служба

Пограничный сторожевой корабль «Астраханец» (бортовой номер 107) Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России (проекта 1265Э, заводской № 155, до 1992 года — БТ-705), Астрахань (2015 год).

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265. Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.

  • в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126);
  • в ВМС Азербайджана служат два тральщика БТ-55 и БТ-103;
  • в болгарском флоте таких тральщиков четыре;
  • ещё четыре тральщика во флоте Вьетнама;
  • четыре тральщика поступили на вооружение ВМС Кубы, в 2011 году два оставались на вооружении;
  • два во флоте Сирии.
  • Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году.

В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (30 лет) служит тральщик «БТ-100», а меньше всего отслужил (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Ссылки[править | править код]

Основные ТТХ

  • Водоизмещение: стандартное — 427 т, полное — 460 т.
  • Главные размерения: длина наибольшая — 49 м, ширина наибольшая — 9,2 м, осадка средняя при полном водоизмещении — 2,45 м.
  • Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412) (мощность 2000 л. с.), номинальная частота вращения ГД — 1550 об./мин., валопровода — 374 об./мин., винты регулируемого шага ВР-1265.
  • Электроэнергетическая система: 3 дизельных генератора (7Д6) мощностью 300 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель — генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока (50 кВт).
  • Скорость: полного свободного хода — 14 узлов; боевая экономическая — 10 узлов.
  • Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.
  • Запасы топлива: масло моторное — 2 тонны.
  • Автономность: 15 суток.
  • Вооружение:
    • Штурманское: гирокомпас, магнитные компасы «УКП — М1» и «УКП — М3», лаг МГЛ, эхолот НЭЛ, радиопеленгатор АРП — 50Р.
    • Артиллерийское: 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 25-мм спаренная турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.
    • Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»
    • Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4, акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1 (КИУ-2-2М), шнуровые заряды.
    • Химическое: прибор химической разведки ВПХР, приборы дозиметрического контроля ДП-62, противогазы ИП-46, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 6 кг порошка СФ-4, фильтрующие противогазы для л/с (110 %), 4 дымовые шашки ДШМ-60.
  • Средства связи:
    • Радиостанции: коротковолновый передатчик «Окунь», приёмник Р-657К, станция УКВ Р-619, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна — 2К», ГГС «Каштан» («Лиственница»).
    • Аппаратура: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
    • Гидроакустические: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).
  • Экипаж: 45 человек (в том числе 6 офицеров)
  • Директивный срок службы кораблей — 15 лет.
  • Межремонтный срок корабля — 3 года (текущий) и 6,5 лет (средний).
  • Междоковый срок — 1 год.

История строительства

Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 „Александр Обухов“ были сорваны из-за отказа французских партнёров поставить необходимое оборудование».

26 марта 2014 года БТ «Алексанр Обухов» был выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду). Спуск состоялся 27 июня 2014 года с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 дек 2016 года.

В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей.

24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов». Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьёзно пострадал во время пожара.

В ноябре 2016 начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля.

9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными.

19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 главком ВМФ адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ, помимо «Александра Обухова», будет построено ещё 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО.

25 января 2017 состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов».

Помимо «Средне-Невского судостроительного завода» строительство кораблей проекта 12700 запланировано также на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Однако в 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования сроки начала строительства кораблей проекта на АСЗ сдвинутся вправо.

27 сентября 2019 года на рабочем совещании по строительству и испытаниям надводных кораблей для ВМФ России генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода В. А. Середохо отметил, что сейчас завершился первый этап модернизации производственных мощностей, что позволит заводу выйти на график строительства и передачу флоту до 2 тральщиков проекта 12700 в год, а после второго этапа модернизации и развития производственных мощностей завода позволит уже в ближайшей перспективе выйти на строительство и передаче флоту до 3 тральщиков проекта 12700 в год.

См. также

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

ДОВЕРЬСЯ МНЕ. ТРЕНИНГ.ФОТО.

Немного истории:

Тральщики проекта 1265 шифр «Яхонт» (по классификации НАТО — Sonya class minesweeper) — советские тральщики, строившиеся активно в 1970-е годы, состоящие на вооружении некоторых постсоветских стран и стран «третьего мира». Дальнейшее развитие тральщиков проекта 257-ДМ.
Основные ТТХ:
Харак-ки корабля:
-Водоизмещение: стандартное – 427 т, полное – 460 т.
-Главные размерения: длина наибольшая – 49 м, ширина наибольшая – 9,2 м, осадка средняя при полном водоизмещении – 2,45 м.
-Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412) (мощность 2 тысячи л.с.), номинальная частота вращения ГД – 1550 об/мин, валопровода – 374 об/мин, винты регулируемого шага ВР-1265.
-Электроэнергетическая система: 3 дизельных генератора (7Д6) мощностью 300 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель – генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока (50кВт).
-Скорость: полного свободного хода – 14 узлов; боевая экономическая – 10 узлов.
-Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.
-Автономность: 15 суток.
-Экипаж: 45 человек (в том числе 5 офицеров)
-Директивный срок службы кораблей – 15 лет.
Вооружение:
-Штурманское: гирокомпас, магнитные компасы «УКП – М1» и «УКП – М3», лаг МГЛ, эхолот НЭЛ, радиопеленгатор АРП – 50Р.
-Артиллерийское: 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 25-мм спаренная турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.
-Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»
-Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4, акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1 (КИУ-2-2М), шнуровые заряды.
-Химическое: прибор химической разведки ВПХР, приборы дозиметрического контроля ДП-62, противогазы ИП-46, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 6 кг порошка СФ-4, фильтрующие противогазы для л/с (110%), 4 дымовые шашки ДШМ-60.
Средства связи:
-Радиостанции: коротковолновый передатчик «Окунь», приёмник Р–657К, станция УКВ Р–619, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна – 2К», ГГС «Каштан» («Лиственница»).
Аппаратура: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
-Гидроакустические: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).
Строительство
Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ «Авангард» (Петрозаводск), корабли с которого поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, откуда корабли поступали только на Тихоокеанский флот. Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 года. Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном заводе, стал «БТ–347» (заводской номер 901), который сдали флоту в 1973 году. Всего по проекту до 1994 года было построено около 70 единиц кораблей, из которых на Владивостокском ССЗ было создано 22 единицы (примерно 31%). Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 году, а последний корабль был спущен на воду в 1992 году.
Служба
В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265. Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.
-в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126);
-в ВМС Азербайджана служат два тральщика БТ-55 и БТ-103;
-в болгарском флоте таких тральщиков четыре;
-ещё четыре тральщика во флоте Вьетнама;
-четыре тральщика поступили на вооружение ВМС Кубы, в 2011 году -два оставались на вооружении;
-два во флоте Сирии.
-Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году.
В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (24 года) отслужил тральщик «БТ-100», а меньше всего (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Служба

Пограничный сторожевой корабль «Астраханец» (бортовой номер 107) Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России (проекта 1265Э, заводской № 155, до 1992 года — БТ-705), Астрахань (2015 год).

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265. Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.

  • в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126);
  • в ВМС Азербайджана служат два тральщика БТ-55 и БТ-103;
  • в болгарском флоте таких тральщиков четыре;
  • ещё четыре тральщика во флоте Вьетнама;
  • четыре тральщика поступили на вооружение ВМС Кубы, в 2011 году два оставались на вооружении;
  • два во флоте Сирии.
  • Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году.

В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (30 лет) служит тральщик «БТ-100», а меньше всего отслужил (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Модификации

Что ждет в будущем?

Каждое государство понимает важность наличия хорошо оснащенной и мотивированной армии, повышения ее боеспособности и уровня профессионализма служащих, а также важности создания им хороших условий. В срочном порядке вкладываются все силы и ресурсы в развитие производства оборонной техники, чтобы заменить осуществляемые ранее поставки из других государств, которые применили к России санкции

В силу образовавшейся экономической ситуации о перспективах, что произойдет повышение зарплат военным, говорить не приходится, но, несмотря на это, индексация производится ежегодно на уровень инфляции солдатам, офицерам и генеральскому составу.

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 363) и в Керчи на судостроительном заводе «Залив» (№ 532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

АЛЕКСАНДР КАРАЯНИ

Ссылки

Крейсер проект 1123 • проект 1144 • проект 1164
Эскадренные миноносцы проект 956
Большие противолодочные корабли проект 61 • проект 1134-Б • проект 1155 • проект 1155.1
Фрегаты проект 22350 • проект 11356
Сторожевые корабли проект 1135 • проект 11540 • проект 22160
Корветы проект 20380 • проект 20385 • проект 20386
Малые ракетные корабли и катера проект 1234 • проект 206-МР • проект 1241 • проект 1239 • проект 11661 • проект 21631 • проект 22800
Малые противолодочные корабли проект 1124 • проект 1141 • проект 1331-М • проект 11451
Малые сторожевые корабли и катера проект 205П • проект 1400 • проект 10410 • проект 12150 • проект 21980 • проект 03160
Малые артиллерийские корабли и катера проект 1204 • проект 21630
Десантные корабли и катера БДК

: проект 1171 • проект 1174 • проект 775 • проект 11711

СДК

иМДК : проект 572 • проект 770 • проект 12321 • проект 12322

ДКа

: проект 1176 • проект 11770 • проект 21820

Тральщики Морские тральщики

: проект 254 • проект 266 • проект 266-М • проект 12660

Базовые тральщики

: проект 1252 • проект 1265 •проект 12700Рейдовые тральщики

: проект 1251 • проект 1258 • проект 10750

Разведывательные корабли (суда связи) проект 394Б • проект 1826 • проект 864 • проект 1941 • проект 18280
Учебные корабли проект 1886У • проект 887 • проект 888
Подводные лодки
РПКСН (ПЛАРБ) проект 667А • проект 667Б • проект 667БД • проект 667БДР • проект 667БДРМ • проект 941 • проект 955
ПЛАРК проект 675 • проект 667АТ • проект 670М • проект 06704 • проект 949 • проект 949А • проект 885
ПЛАТ проект 671 • проект 705(К) • проект 671РТ • проект 671РТМ(К) • проект 685 • проект 945 • проект 971 • проект 945А
ДЭПЛ проект 641 • проект 641Б • проект 690 • проект 877 • проект 20120 • проект 865 • проект 636 • проект 677

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное — 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток — основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л. с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль.

LiveInternet

Памятник слепоте ВМФ

В начале 70-х на вооружение ВМФ принимается комплексный искатель – уничтожитель мин КИУ-1. В его состав вошел самоходный телеуправляемый искатель – уничтожитель мин СТИУМ-1, фактически представлявший собой первое поколение противоминных необитаемых подводных аппаратов. КИУ-1 и новые гидроакустические станции МГ-79 имели весьма достойные тактико-технические характеристики и вполне соответствовали мировому уровню.

Несмотря на то, что СТИУМ-1 реально мог обследовать обнаруженные гидроакустической станцией миноподобные объекты впереди по курсу тральщика и уничтожать их, применяли его подобным образом лишь некоторые инициативные офицеры. Тактическим руководством ВМФ СССР для тральщиков предусматривалось лишь ползание пузом по минам с тралами или буксируемыми искателями.

Разработка КИУ-1 и СТИУМ-1 осуществлялась в ленинградском ЦНИИ «Гидроприбор» в конце 60-х – начале 70-х. В 1974 году с формированием НПО «Уран» (советский аналог нынешнего концерна морского подводного оружия «Гидроприбор») директор ЦНИИ и НПО «Уран» Радий Исаков принял решение о выводе непрофильного актива по разработке НПА из Ленинграда в Уральск (Казахская ССР). Результаты работы на новом месте практически с нуля оказались таковы: до распада СССР филиал смог сдать СТИУ второго поколения «Кетмень» (мощный и габаритный НПА со значительным уровнем физполей) для двух морских тральщиков проекта 12660 и начать работы над третьим поколением – СТИУ «Маршрут» (с ТТХ на уровне западных НПА).

Таким образом, к 1991 году ВМФ СССР пришел с многочисленными, но морально устаревшими тральными силами, неспособными бороться с современной минной угрозой. Ряд фактических разминирований, в которых участвовал ВМФ СССР в 70–80-х годах прошлого века, производился только против устаревших якорных и донных мин с малой противотральной стойкостью. В 1991-м, когда СССР было предложено принять участие в разминировании Персидского залива, ВМФ ответил отказом ввиду отсутствия современных противоминных кораблей (ПМК) и применения Ираком в числе прочих новых мин типа «Манта».

В конце 90-х ВМФ дал заказ на разработку современного противоминного аппарата государственному научно-производственному предприятию (ГНПП) «Регион», имевшему значительный опыт создания необитаемых подводных аппаратов и морского подводного оружия.

В связи с тяжелой экономической ситуацией того времени и наличием корпуса морского тральщика (МТЩ) проекта 266МЭ с высокой степенью готовности было принято решение о включении в него новых противоминных систем. Достройка по откорректированному проекту единственного стального МТЩ, заведомо не обладавшего серийностью, стала, по нашему мнению, роковой ошибкой заказчика в лице ВМФ. Новые противоминные системы надо было устанавливать в корпус массового деревянного базового тральщика (БТЩ) проекта 1265М, с модернизацией под них БТЩ боевого состава и постройкой небольшой серии новых.

Причиной ошибочного решения стало то, что на БТЩ проекта 1265М новые противоминные системы не вставали совместно с тралами, которые в результате и «победили». Устаревшее требование «и тралы, и НПА» можно было реализовать только в корпусе морского тральщика.

В состав противоминного вооружения первого отечественного тральщика – искателя мин (ТЩИМ) должны были входить:

  • автоматизированная система противоминных действий (АСУ ПМД) «Диез»;
  • ГАС миноискания с подкильной антенной «Ливадия»;
  • ГАС миноискания на самоходном телеуправляемом подводном аппарате «Ливадия-СТПА»;
  • СТИУМ, обеспечивающий допоиск и уничтожение мин, «Маевка»;
  • новый контактный трал;
  • неконтактный трал-имитатор.

Единственным правильным решением в ситуации 1990–2000-х годов стала серия тральщиков на базе проекта 1265М с «Диезом», «Маевкой» и «Ливадией». Если бы мы пошли по этому пути, в составе ВМФ оказалась бы сейчас пара десятков современных ТЩИМ.

Грустным памятником этой поразительной слепоте ВМФ стали два последних корпуса проекта 1265, от достройки которых флот отказался. Завод-строитель (петрозаводский «Арсенал») разорился, и корабли, оставшиеся даже без причальной стенки, долго мыкались по озеру, пока не погибли.

В ситуации конца 1990-х – начала 2000-х, в отсутствие средств даже на элементарные нужды ВМФ выбрал журавля в небе – новый перспективный стеклопластиковый тральщик проекта 12700. Безусловно, переход от дерева к стеклопластику был нужен, но в спокойной финансовой ситуации. Деревянные американские тральщики типа «Авенджер» служат до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector