Проект 12700: тральщик вмф россии «георгий курбатов»

Незаменимые помощники

Тральщик проекта 12700 представляет собой достаточно небольшое судно водоизмещением 890 т. Дальность плавания «Александрита» составляет 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. км), полная скорость хода — 16,5 узла (30 км/ч), автономность — десять суток, экипаж — до 44 человек.

На корабле размещены зондирующая аппаратура, радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, различные виды тралов, минно-торпедное вооружение, зенитный комплекс ближнего действия 9К38 «Игла», 30-миллиметровая шестиствольная автоматическая пушка АК-306 и 14,5-миллиметровая морская тумбовая пулемётная установка (на базе пулемёта Владимирова).

  • Корабль противоминной обороны «Александр Обухов»
  • РИА Новости

Кроме того, на вооружении «Александрита» находятся многофункциональные безэкипажные катера. До введения санкций Россия закупала французские беспилотники ЕСА Inspector Mk 2. В 2016 году для проекта 12700 начались испытания российского аналога под названием «Искатель». Впервые этот катер был представлен летом 2017 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

«Искатель» не уступает по тактико-техническим характеристикам Inspector Mk 2. Водоизмещение российского аппарата составляет 5,4 т, длина — 8,4 м, ширина — 3 м, высота — 3,4 м, скорость полного хода — 25 узлов (46 км/ч), автономность — семь суток, масса полезной нагрузки — 500—600 кг.

Собеседник RT уверен, что появление «Александрита» повысит возможности минно-тральных сил ВМФ. В первую очередь, как считает Корнев, новейшие корабли ПМО имеет смысл задействовать для обеспечения безопасности военно-морских баз.

«На защиту каждой базы ВМФ необходимо выделить один — два «Александрита». Я думаю, что это будет первоочередной задачей Минобороны. Таким образом, России понадобится около десятка этих кораблей. Именно столько должно поступить в состав флота до 2027 года. Затем можно строить их и для обороны наиболее важных пунктов базирования ВМФ», — резюмировал Корнев.

По два в год

«Анатолий Шлемов» стал седьмым в линейке тральщиков, заложенных на стапелях предприятия. По словам генерального директора СНСЗ Владимира Середохо, пока трудно сказать, сколько всего кораблей ПМО будет построено по государственной программе вооружений, но предприятие готово выпускать по два тральщика в год.

В мае этого года судостроительная верфь спустила на воду четвертый в линейке проекта 12700 тральщик «Владимир Емельянов». Головной корабль серии «Александр Обухов» был передан ВМФ РФ в 2016 году. В конце 2018 года СНСЗ передал заказчику второй (первый серийный) корабль проекта 12700 — морской тральщик «Иван Антонов». Кроме того, сейчас на заводе строится еще два военных судна — «Георгий Курбатов» и «Яков Баляев».

Планируется, что корабли данного проекта должны стать основой минно–тральных сил ВМФ России. Ранее говорилось о том, что СНСЗ до 2025 года должен передать ВМФ еще минимум 11 кораблей этой серии.

«Расконтровка оборонного заказа происходит раз в 3 года, сейчас у нас есть договоренности о строительстве только этих семи кораблей», — заметил Владимир Середохо.

При строительстве кораблей проекта шифра «Александрит», разработанных Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», применяются российские технологии, не имеющие аналогов в судостроении. Так, корабли имеют самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Масса такого корпуса значительно ниже по сравнению с металлическим, и он обладает высокой прочностью. Водоизмещение корабля — около 890 т, длина корпуса — 62 м, ширина — 10 м. Экипаж составляет 44 человека.

Вне опасных зон

Вице–премьер РФ по вопросам оборонно–промышленного комплекса Юрий Борисов отметил, что это один из самых востребованных типов кораблей для ВМФ. «Он обладает самыми лучшими техническими характеристиками и превосходит по ним аналогичные корабли наших противников», — добавил он.

Тральщики способны находить морские мины как в воде, так и в морском грунте. При этом кораблю не нужно входить в опасную зону. Поиск ведется дистанционно, в том числе с помощью безэкипажного противоминного катера и роботизированных подводных аппаратов.

Также Юрий Борисов заметил, что сейчас оборонный комплекс страны достиг нужного порога насыщения вооружением, и первоочередной задачей для заводов на ближайшие годы станет диверсификация производства и увеличение доли гражданских заказов.

«Ритмичная работа по сдаче тральщиков этой серии показывает, что мы можем делать корабли в срок и в рамках заложенного бюджета. Это не осталось незамеченным для наших зарубежных партнеров по военному сотрудничеству. Если программа государственного оборонного заказа будет пересмотрена, то этот корабль ждут иностранные заказчики», — сказал президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

По сведениям «ДП», в церемонии закладки «Анатолия Шлемова» на СНСЗ должна была принять участие делегация из Индии, которая работала на Военно–морском салоне, одновременно проходившем в Петербурге. Но в последний момент эти планы были пересмотрены.

Как заявил врио губернатора Петербурга Александр Беглов, город окажет содействие судостроительным предприятиям в увеличении доли выпуска гражданской продукции. Градоначальник рассчитывает, что она будет доведена до 50% к 2030 году.

Виды

Чуть лучше, чем ничего

С 2004 года ОАО «ГНПП «Регион» занималось новой темой «Создание интегрированной системы поиска и уничтожения мин» («Александрит-ИСПУМ»). Некоторые подробности этого можно узнать из материалов дела № А56-36213/2004 Арбитражного суда Санкт-Петербурга. «Маевка» оказалась в роли «падчерицы»: мудрости и государственного подхода для доведения ее до серии не хватило.

Длительная история строительства БТЩ проекта 12700 наконец-то завершилась 27 июня спуском на воду. Заявлено и серийное строительство еще трех БТЩ до 2020 года.Чуть лучше, чем ничего.

Несмотря на хваленые уникальные технологии в процессе создания, БТЩ значительно потяжелел, серьезно превысив водоизмещение даже морского тральщика проекта 266М. Видимо, критика этого проекта, с которой выступил известный специалист по композитному судостроению Альберт Назаров, более чем обоснованна.

Увеличенное водоизмещение для тральщика – вопрос возрастания не только стоимости, но и гидродинамического поля (соответственно увеличенная опасная глубина от мин с гидродинамическими неконтактными взрывателями).

До сих пор нет внятной информации о том, какой противоминный комплекс будет установлен на опытный БТЩ проекта 12700 «Александр Обухов».

В интервью по итогам выставки «Евронаваль-2012» генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко заявил о намерении устанавливать противоминные системы французского производства.

В последних публикациях в СМИ упоминалось о намерении установить противоминный комплекс, отработанный на МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» (то есть «Диез», «Ливадию» и «Маевку»).

Но главное другое: обозначенные темпы строительства БТЩ проекта 12700 ни в коей мере не обеспечивают решения в ближайшие годы критической проблемы ПМО. Нет альтернативы экстренной модернизации тральщиков боевого состава. Новые противоминные системы со списываемых ТЩ в дальнейшем будут переставляться в корпуса проекта 12700.

Эксплуатанты наших экспортных тральщиков, например ВМС Индии, давно пошли по этому пути, устанавливая новые противоминные системы.

В числе других проблем современной ПМО обсуждается и вопрос целесообразности сохранения ТЩ, а также возможность их замены за счет установки контейнерных систем на кораблях основных классов. Данную идею активно пытаются внедрять ВМС США. Оценка этих усилий со стороны европейских партнеров по НАТО, мягко скажем, сдержанная. В неофициальных беседах даже говорилось, что в мирное время допустимы любые игры, но в случае войны США опять позовут нас, то есть классические ТЩИМ. Наличие противоминных систем на борту эсминца или фрегата, безусловно, полезно, но задачи этих кораблей решаются, как правило, далеко в море, а не в ходе длительных и методичных работ ПМО вблизи портов. Поэтому наиболее целесообразным вариантом контейнерных противоминных систем для крупных кораблей является комплекс средств поиска (впереди по курсу на основе безэкипажного катера с ГБО) и уничтожения с несколькими малогабаритными одноразовыми НПА типа «Арчерфиш», «К-Стер», «СиФокс». Главная задача этого комплекса – обеспечить возможность самостоятельного выхода корабля из базы в условиях незначительной минной угрозы.

Серьезная опасность требует специализированных кораблей, имеющих не только уменьшенные физполя и современный противоминный комплекс, но и специально подготовленные экипажи. Можно построить универсальный корабль, но хорошо подготовить универсальный экипаж, способный к выполнению всех задач, – нет. Специализированные противоминные корабли сохранятся в ВМС развитых государств и в будущем.

С учетом того, что производительность СТИУМ против якорных мин (в случае совместного движения с тральщиком) не ниже возможностей классического траления (с учетом ряда ограничений и недостатков последнего), целесообразности в сохранении обычных контактных тралов нет. Возможно, в последующем у них появятся свои задачи, например борьба с развернутыми элементами мобильных систем освещения обстановки противника, но сегодня необходимо прекращать «ползание пузом по минам» в соответствии с давно устаревшими документами. С поступлением на флот новых противоминных аппаратов ресурс времени боевой подготовки должен быть направлен на их освоение в кратчайшие сроки и наработку опыта современных противоминных действий.

Вместе с тем современные противоминные корабли должны быть приспособлены для буксировки тралов (при необходимости), в том числе таких многоцелевых, как парный донно-сетевой трал.

Мины не проблема

Тральщики проекта 12700 «Александрит» имеют «невидимый» для магнитных взрывателей боеприпасов корпус из стеклопластика. Для поиска и уничтожения мин на борту находится система «Диамант», которая включает в себя два легких катера, оснащенных специальными подводными роботами. Устройство предназначено для обезвреживания заграждений в пределах 10 км и на глубине до 100 м. Благодаря пластиковому корпусу и малошумному двигателю на катера не реагируют морские мины, что позволяет им спокойно вести поиск с помощью гидроакустики и магнитомеров.

За обнаружение глубоководных объектов отвечает интегрированная система поиска и уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ». В ее состав входит телеуправляемый подводный аппарат, способный выявлять подозрительные объекты в радиусе 500 м и на глубине до 300 м. Его скорость составляет порядка 3–6 м/с. Техника может работать под водой при волнении моря до трех баллов.

После обнаружения опасных предметов в дело вступают подводные дроны, которые устанавливают на них подрывные заряды. При необходимости они могут отбуксировать боеприпас на мелководье и там уничтожить. Дистанционная тактика разминирования сводит риск для личного состава к минимуму. С тральщиками хорошо взаимодействуют патрульные корабли проекта 22160 — к ним относится «Дмитрий Рогачев». Их специально разрабатывали для охраны судов при морских переходах и защиты военно-морских баз.

Такие корабли могут брать на борт беспилотные летательные и подводные аппараты, а также один вертолет Ка-27, Ка-29 или Ка-52М. Артвооружение состоит из автоматической 76-миллиметровой пушки. В арсенале есть крылатые ракеты «Калибр», а в перспективе могут быть установлены противокорабельные Х-35 в контейнерном исполнении. А также — различные виды тралов, минно-торпедное вооружение, зенитный комплекс «Игла», 30-миллиметровая пушка АК-306 и пулеметная установка.

Весной прошлого года в Средиземном море были впервые протестированы уникальные роботы-охотники. В ходе маневров «Иван Антонов» работал в паре с патрульным кораблем «Дмитрий Рогачев». Тральщик обнаруживал и обезвреживал мины с помощью подводных беспилотников, а фрегат «Адмирал Григорович» и малый ракетный корабль «Орехово-Зуево» форсировали район по протраленной полосе и уничтожали артиллерийским огнем макеты всплывших на поверхность мин. Все задачи были успешно выполнены. Удачная операция по тралению позволила отряду быстро и без потерь выйти в заданный район, чтобы выполнить боевую установку.

Памятник слепоте ВМФ

В начале 70-х на вооружение ВМФ принимается комплексный искатель – уничтожитель мин КИУ-1. В его состав вошел самоходный телеуправляемый искатель – уничтожитель мин СТИУМ-1, фактически представлявший собой первое поколение противоминных необитаемых подводных аппаратов. КИУ-1 и новые гидроакустические станции МГ-79 имели весьма достойные тактико-технические характеристики и вполне соответствовали мировому уровню.

Несмотря на то, что СТИУМ-1 реально мог обследовать обнаруженные гидроакустической станцией миноподобные объекты впереди по курсу тральщика и уничтожать их, применяли его подобным образом лишь некоторые инициативные офицеры. Тактическим руководством ВМФ СССР для тральщиков предусматривалось лишь ползание пузом по минам с тралами или буксируемыми искателями.

Разработка КИУ-1 и СТИУМ-1 осуществлялась в ленинградском ЦНИИ «Гидроприбор» в конце 60-х – начале 70-х. В 1974 году с формированием НПО «Уран» (советский аналог нынешнего концерна морского подводного оружия «Гидроприбор») директор ЦНИИ и НПО «Уран» Радий Исаков принял решение о выводе непрофильного актива по разработке НПА из Ленинграда в Уральск (Казахская ССР). Результаты работы на новом месте практически с нуля оказались таковы: до распада СССР филиал смог сдать СТИУ второго поколения «Кетмень» (мощный и габаритный НПА со значительным уровнем физполей) для двух морских тральщиков проекта 12660 и начать работы над третьим поколением – СТИУ «Маршрут» (с ТТХ на уровне западных НПА).

Таким образом, к 1991 году ВМФ СССР пришел с многочисленными, но морально устаревшими тральными силами, неспособными бороться с современной минной угрозой. Ряд фактических разминирований, в которых участвовал ВМФ СССР в 70–80-х годах прошлого века, производился только против устаревших якорных и донных мин с малой противотральной стойкостью. В 1991-м, когда СССР было предложено принять участие в разминировании Персидского залива, ВМФ ответил отказом ввиду отсутствия современных противоминных кораблей (ПМК) и применения Ираком в числе прочих новых мин типа «Манта».

В конце 90-х ВМФ дал заказ на разработку современного противоминного аппарата государственному научно-производственному предприятию (ГНПП) «Регион», имевшему значительный опыт создания необитаемых подводных аппаратов и морского подводного оружия.

В связи с тяжелой экономической ситуацией того времени и наличием корпуса морского тральщика (МТЩ) проекта 266МЭ с высокой степенью готовности было принято решение о включении в него новых противоминных систем. Достройка по откорректированному проекту единственного стального МТЩ, заведомо не обладавшего серийностью, стала, по нашему мнению, роковой ошибкой заказчика в лице ВМФ. Новые противоминные системы надо было устанавливать в корпус массового деревянного базового тральщика (БТЩ) проекта 1265М, с модернизацией под них БТЩ боевого состава и постройкой небольшой серии новых.

Причиной ошибочного решения стало то, что на БТЩ проекта 1265М новые противоминные системы не вставали совместно с тралами, которые в результате и «победили». Устаревшее требование «и тралы, и НПА» можно было реализовать только в корпусе морского тральщика.

В состав противоминного вооружения первого отечественного тральщика – искателя мин (ТЩИМ) должны были входить:

  • автоматизированная система противоминных действий (АСУ ПМД) «Диез»;
  • ГАС миноискания с подкильной антенной «Ливадия»;
  • ГАС миноискания на самоходном телеуправляемом подводном аппарате «Ливадия-СТПА»;
  • СТИУМ, обеспечивающий допоиск и уничтожение мин, «Маевка»;
  • новый контактный трал;
  • неконтактный трал-имитатор.

Единственным правильным решением в ситуации 1990–2000-х годов стала серия тральщиков на базе проекта 1265М с «Диезом», «Маевкой» и «Ливадией». Если бы мы пошли по этому пути, в составе ВМФ оказалась бы сейчас пара десятков современных ТЩИМ.

Грустным памятником этой поразительной слепоте ВМФ стали два последних корпуса проекта 1265, от достройки которых флот отказался. Завод-строитель (петрозаводский «Арсенал») разорился, и корабли, оставшиеся даже без причальной стенки, долго мыкались по озеру, пока не погибли.

В ситуации конца 1990-х – начала 2000-х, в отсутствие средств даже на элементарные нужды ВМФ выбрал журавля в небе – новый перспективный стеклопластиковый тральщик проекта 12700. Безусловно, переход от дерева к стеклопластику был нужен, но в спокойной финансовой ситуации. Деревянные американские тральщики типа «Авенджер» служат до сих пор.

Место неконтактных тралов

Сегодня неконтактные тралы в принципе неспособны бороться с минами с новыми взрывателями. Работы вокруг «тралов-имитаторов» очень хороши для написания диссертаций и освоения бюджетных средств, но легко и просто перекрываются введением в НВ мины не только магнитного и акустического каналов, но и гидродинамического.

В ходе боевых действий в целом ряде случаев могут применяться и мины с заведомо пониженной противотральной стойкостью. Однако это зависит в первую очередь от желания или нежелания участников конфликта учитывать ограничения международного права, в соответствии с которыми противоборствующие стороны обязаны сделать все возможное для удаления поставленных мин, причем каждая сторона должна удалять собственные мины. Например, при блокировании портов Вьетнама минными постановками американцы хорошо понимали, что им самим придется потом все убирать, и это было сделано в кратчайшие сроки.

Современные многоканальные взрыватели широко доступны на мировом рынке, и развитие противоминных сил необходимо производить с учетом этого факта.

Возможность использования для противоминных действий автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) некоторые деятели восприняли как решение практически всех проблем ПМО. Такие аппараты резко повысили возможности в части картографирования и вскрытия миной обстановки на критически важных районах боевых действий, но они неспособны уничтожать минную угрозу. Здесь требуются участие оператора и наличие оптоволоконной линии связи с НПА.

Есть проблема борьбы с заиленными и «самозарываюшимися» минами. В обоих случаях имеем значительное уменьшение дальности обнаружения и возможности классификации ГАС миноискания. Данный аргумент нередко приводится сторонниками неконтактных тралов. Однако установка на малозаметную мину современного НВ делает их бесполезными. Единственная возможность эффективной борьбы с подобными типами мин – качественное картографирование (в том числе заблаговременное) ГАС (включая низкочастотные, обеспечивающие проникновение в грунт) важных районов, в первую очередь АНПА.

Откуда 69 тонн?

Господа, откуда вы взяли массу 69 тонн? В английской вики указано 60 тонн. Пока нет источник — удалить. 83.167.94.114 09:03, 26 мая 2010 (UTC)

надо полагать американских — 69, метрических — 60 82.117.232.59 13:04, 3 мая 2012 (UTC)

Ты ещё характеристики бронирования от ихних пацреотов перенеси к нам

Будьте проще, 69 есть и больше, НО, какой модификации и самое важное, что вобще редко где найдёш, ПУСТОЙ и ПОЛНЫЙ вес, какой 69? если полные баки+подвесные+БК+экипаж это огого скока тонн. крометого реальный танк обычно тяжелле расчётного, это десятилетиями длиться

ну на 1000-300 кг но всегда тяжелее, не легче. —Rqasd 12:35, 4 января 2014 (UTC)

Ссылки

Крейсер проект 1123 • проект 1144 • проект 1164
Эскадренные миноносцы проект 956
Большие противолодочные корабли проект 61 • проект 1134-Б • проект 1155 • проект 1155.1
Фрегаты проект 22350 • проект 11356
Сторожевые корабли проект 1135 • проект 11540 • проект 22160
Корветы проект 20380 • проект 20385 • проект 20386
Малые ракетные корабли и катера проект 1234 • проект 206-МР • проект 1241 • проект 1239 • проект 11661 • проект 21631 • проект 22800
Малые противолодочные корабли проект 1124 • проект 1141 • проект 1331-М • проект 11451
Малые сторожевые корабли и катера проект 205П • проект 1400 • проект 10410 • проект 12150 • проект 21980 • проект 03160
Малые артиллерийские корабли и катера проект 1204 • проект 21630
Десантные корабли и катера БДК

: проект 1171 • проект 1174 • проект 775 • проект 11711

СДК

иМДК : проект 572 • проект 770 • проект 12321 • проект 12322

ДКа

: проект 1176 • проект 11770 • проект 21820

Тральщики Морские тральщики

: проект 254 • проект 266 • проект 266-М • проект 12660

Базовые тральщики

: проект 1252 • проект 1265 •проект 12700Рейдовые тральщики

: проект 1251 • проект 1258 • проект 10750

Разведывательные корабли (суда связи) проект 394Б • проект 1826 • проект 864 • проект 1941 • проект 18280
Учебные корабли проект 1886У • проект 887 • проект 888
Подводные лодки
РПКСН (ПЛАРБ) проект 667А • проект 667Б • проект 667БД • проект 667БДР • проект 667БДРМ • проект 941 • проект 955
ПЛАРК проект 675 • проект 667АТ • проект 670М • проект 06704 • проект 949 • проект 949А • проект 885
ПЛАТ проект 671 • проект 705(К) • проект 671РТ • проект 671РТМ(К) • проект 685 • проект 945 • проект 971 • проект 945А
ДЭПЛ проект 641 • проект 641Б • проект 690 • проект 877 • проект 20120 • проект 865 • проект 636 • проект 677

Подведем итоги

Для преодоления полувекового отставания ПМО от современного уровня необходим следующий комплекс мер.

1. Серийное строительство БТЩ проекта 12700. Альтернативы нет.

2. Упреждающая поставка ВМФ современных противоминных систем и экстренная модернизация находящихся в строю тральщиков с обеспечением установки этих систем в корпуса проекта 12700 после списания старых ТЩ.

3. Немедленный запуск ОКР по модернизации СТИУМ «Маевка» (в контейнерном варианте) с целью повышения ТТХ (например установкой лучших отечественных ГБО «Неман») и подготовки серийного производства.

4. Серийный выпуск контейнерного варианта модернизированной СТИУМ «Маевка».

5. Экспортная модификация СТИУМ «Маевка» должна быть представлена на МВМС-2015, причем с демонстрацией фактической работы в акватории салона.

6. Закупка и освоение ГБО и АНПА с выполнением задач по картографированию миноподобных объектов, в первую очередь в районе баз.

7. Разработка на конкурсной основе (с испытаниями на флотах) малогабаритных одноразовых противоминных НПА.

8. Разработка на конкурсной основе в кратчайшие сроки (реально за год) безэкипажных противоминных катеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector