Проект 971 атомной подводной лодки апл «щука»: реализация

Серия V-бис


Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-113 до 15.09.34 «Стерлядь» 10 октября , им.А.Марти № 194, Ленинград 12 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 11 сентября
Щ-114 до 15.09.34 «Севрюга» 10 октября , им.А.Марти № 194, Ленинград , Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 12 декабря
Щ-115 до 15.09.34 «Скат» 19 октября , Балтийский завод № 189, Ленинград 4 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 10 октября 11 сентября
Щ-116 до 15.09.34 «Осётр» 12 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград , Дальзавод № 202, Владивосток 11 января 11 сентября
Щ-117 до 15.09.34 «Макрель» 9 октября , Балтийский завод № 189, Ленинград 15 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 15 декабря
Щ-118 до 15.09.34 «Кефаль» 10 октября , Балтийский завод № 189, Ленинград , Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 17 февраля
Щ-119 до 15.09.34 «Белуга» 12 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград 7 мая , Дальзавод № 202, Владивосток 2 февраля 17 февраля
Щ-120 до 15.09.34 «Навага» 2 апреля , им.А.Марти № 194, Ленинград июнь -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 30 января 17 февраля
Щ-201 до 15.09.34 «Сазан» 14 августа , им.А.Марти № 194, Ленинград 3 апреля , им. 61 коммунара № 200, Николаев 5 августа 29 декабря
Щ-202 до 15.09.34 «Сельдь» 3 сентября , им.А.Марти № 194, Ленинград 25 мая , им. 61 коммунара № 200, Николаев 3 сентября 17 февраля
Щ-203 до 15.09.34 «Камбала» 10 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград 29 мая , им. 61 коммунара № 200, Николаев 4 сентября 26 августа
Щ-305 до 15.09.34 «Линь» ноябрь -го, им.А.Марти № 194, Ленинград 31 декабря , им.А.Марти № 194, Ленинград 3 декабря 5 ноября
Щ-308 до 15.09.34 «Сёмга» 10 ноября , Красное Сормово № 112, Н.Новгород 28 апреля , Красное Сормово № 112, Н.Новгород 14 ноября 20 октября

Серия V


Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III.
Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 2 июня
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 17 августа
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 15 июня
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 17 августа
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград август -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 17 августа
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 27 декабря
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 26 июня
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 10 сентября
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград август -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 17 августа
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград октябрь -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 11 сентября
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград апрель -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа

Серия X-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

Обозначение Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-135 26 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 1 сентября 3 апреля
Щ-136 26 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 27 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 5 сентября 3 апреля
Щ-137 31 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 1 июля , Дальзавод № 202, Владивосток 18 ноября 3 апреля
Щ-138 28 октября , им. А. Марти № 194, Ленинград 22 июля , Дальзавод № 202, Владивосток 30 декабря 18 июля
Щ-216 23 июля , им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 мая , им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 августа 16 февраля
Щ-405 31 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 16 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 13 июня
Щ-406 31 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 17 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1 июня
Щ-407 23 апреля , им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 17 февраля
Щ-408 23 апреля , им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 24 мая
Щ-411 29 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 29 марта
Щ-412 29 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 12 февраля

Серия III

Подводные лодки серии III «Щука» — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».

Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-301 до 15.09.34 «Щука» 5 февраля , Балтийский завод № 189, Ленинград 1 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября 28 августа Подорвалась на минах
Щ-302 до 15.09.34 «Окунь» 5 февраля , Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября -14 ноября Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303 до 15.09.34 «Ёрш» 5 февраля , Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград 15 ноября списана в 50-х годах
Щ-304 «Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец» 23 февраля , Красное Сормово № 112, Н.Новгород 2 мая , Балтийский завод № 189, Ленинград 15 августа 29 октября Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у ВМФ Великобритании.

Этапы строительства новых АПЛ «Щука»

Положение, которое сложилось в середине 80-х годов на море, заставляло Высшее военно-морское руководство страны прилагать все силы для увеличения боеспособности океанского подводного флота. Задачи, направленные на понижение уровня шумности хода и увеличения огневой мощи подводных кораблей легли в основу нового проекта. Первая субмарина получила заводской номер №501 и была заложена на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в г. Комсомольск на Амуре. Летом 1984 года корабль был спущен на воду и под новый, 1985 год вошел в строй.

Все последующие корабли новой серии, многоцелевые подводные лодки «Щука-Б» проекта 971 одновременно строились на двух судостроительных верфей страны, в Комсомольске на Амуре и на «Севмаше» в г. Северодвинск. Всего было спущено на воду 15 кораблей, из которых 8 вошли в состав Тихоокеанского флота, а другие 7 составили ударное ядро Северного Флота.

Первый корабль серии, подлодка «Акула» уже в первом плавании показала уникальные результаты. По шумности подводного хода советская субмарина превзошла своего прямого конкурента, американскую атомную подлодку типа «Лос-Анджелес».

Проект 971, по западной классификации «Аkula –II», стал для американских военно-морских сил неприятным сюрпризом. Отныне американские ударные подлодки и ракетоносцы не могли свободно плавать вблизи советских берегов. Каждое перемещение подводного корабля вероятного противника контролировалось советскими новыми «щуками».

На правительственном уровне было принято решением давать новым кораблям имена, созвучные названиям советских городов. Например, шестая по счету атомная подводная лодка типа «Щука-Б» получила после спуска на воду название «Магадан». Однако уже через три года подлодка получила новое название, К-331 «Нарвал». С таким именем корабль проплавал до января 2001 года.

Все атомные подлодки типа «Щука-Б», вводимые в строй на Дальнем Востоке в состав Тихоокеанского флота получали имена по названиям российских городов. Так следом за лодкой «Акула» головным кораблем проекта 971 дальневосточные корабелы последовали АПЛ «Барнаул» и в 1989 году подводная атомная лодка «Братск». Затем настал черед атомохода «Магадан», который спустили на воду в декабре 1990 года. После развала Советского Союза уже в 1992 году на вооружение ТОФ поступила подводная многоцелевая лодка «Кузбасс». Заложенная в 1993 году на стапеле в Комсомольске на Амуре подводная лодка К-419 «Самара» уже достраивалась на смену советской эпохе. Субмарина вошла в строй в июле 1995 года.

Получив первые реальные подтверждения правильности выбранных технических решений в результате реализации проекта 971, активно развернулось строительство подлодок типа «Щука-Б» на Северодвинском машиностроительном предприятии. «Севмаш» стал родным домом для большинства советских атомоходов. Не стала исключением и судьба второй серии лодок проекта 971, собираемых на верфях «Севмаша» и вводимх в строй Северного флота.

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В

ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года

Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов поделился с планами ввода в боевой состав флотов новейших подлодок и создания перспективных субмарин.

Адмирал подтвердил, что головная лодка проекта 955А “Князь Владимир”, госиспытания которой успешно завершились в ноябре, будет передана ВМФ в нынешнем году. Помимо нее ожидается поступление на флот еще трех стратегических субмарин – многоцелевого атомного подводного крейсера “Казань”, а также подлодок “Князь Олег” и “Новосибирск”. Первую планируют вооружить крылатыми ракетами “Оникс” и “Калибр”. А “княжескую” серию оснастят межконтинентальными баллистическими ракетами “Булава”.

Серия V-бис 2

Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2

Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-121 до 15.09.34 «Зубатка» 20 декабря , им. А.Марти № 194, Ленинград 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 26 июня
Щ-122 до 15.09.34 «Сайда» 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград 29 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 26 июня
Щ-123 до 15.09.34 «Угорь» 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 26 июня
Щ-124 до 15.09.34 «Палтус» 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград 29 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 29 сентября 26 июня
Щ-125 до 15.09.34 «Муксун» 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 15 мая 17 августа
Щ-204 до 15.09.34 «Минога» 15 июня , Балтийский завод № 189, Ленинград 31 декабря , им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 декабря 6 декабря
Щ-205 до 15.09.34 «Нерпа» 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев 6 ноября , им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 11 сентября
Щ-206 до 15.09.34 «Нельма» 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев 1 февраля , им. 61 коммунара № 200, Николаев 14 августа 9 июля
Щ-207 до 15.09.34 «Касатка» 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев 23 марта , им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 11 сентября
Щ-306 до 15.09.34 «Пикша» 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 13 ноября
Щ-307 до 15.09.34 «Треска» 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 23 апреля
Щ-309 до 15.09.34 «Дельфин» 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький 14 ноября 3 марта
Щ-310 до 15.09.34 «Белуха» 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький 20 августа 17 августа
Щ-311 до 15.09.34 «Кумжа» 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький 21 августа 12 октября

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Полезные свойства лука

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 2 июня 1952
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 17 августа 1953
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 1933 15 июня 1939
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград август 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 1933 27 декабря 1956
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 1933 26 июня 1954
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 1933 10 сентября 1952
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград август 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 1934 17 августа 1953
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград октябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 1934 11 сентября 1954
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград апрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953

Ссылки

Серия V


Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III.
Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 2 июня
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 17 августа
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 15 июня
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 17 августа
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград август -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 17 августа
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 27 декабря
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 26 июня
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 10 сентября
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград август -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 17 августа
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград октябрь -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 11 сентября
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград апрель -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа

История создания

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.

Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».

Серия V


Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III.
Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 2 июня
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 17 августа
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 15 июня
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 17 августа
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград август -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 17 августа
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 27 декабря
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 26 июня
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 10 сентября
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград август -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 17 августа
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград октябрь -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 11 сентября
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград апрель -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413
и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

Заключение

Шестьдесят лет — немаленький срок для технической системы. Конечно, ракета с тех пор неоднократно модернизировалась, и, несмотря на все архаичные элементы конструкции, остается эффективной и конкурентоспособной. А наработанную сотнями пусков надежность крайне сложно будет превзойти. Уже в 21 веке для нее появились два новых старта — в Куру и на «Восточном». Красивая, гениальная, сложная, простая и парадоксальная — все это наша самая замечательная «семерка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector