Новейшие многоцелевые российские подводные лодки проекта 885 «ясень»

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

Конструкция[править | править код]


Принципиальная схема лодки 885 проекта.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и с надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки, а также уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части базового проекта размещён гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. Проект «Ясень-М» оснащён гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на подлодке проекта 885 «Ясень» одна, в ней может поместиться весь экипаж — 90 человек (64 человека «Ясень-М»).

Главная энергетическая установка и движительправить | править код

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины.

Энергетическая система выполнена по одновальной схеме, в качестве движителя применён малошумный гребной винт, хотя в 2000 году в СМИ публиковалась схема проекта с водомётом .

Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.

Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят: устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

Вооружениеправить | править код

На подлодке проекта 885 «Ясень» 10 (8 на «Ясень-М») торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенных под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, а за ограждением находятся 8 (10 «Ясень-М») вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 крылатые ракеты 3М-55 «Оникс», 3М-22 «Циркон» или по 5 крылатых ракет меньшего диаметра 3М-14 «Калибр». Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач: от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей, до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс», «Циркон». По заявлению гендиректора предприятия проектировщика субмарины конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. АПЛ «Ясень-М» также будет применять перспективные крылатые ракеты ЗМ-22 «Циркон».

О полезности МАПЛ предельных характеристик

В полномасштабном конфликте с США даже сравнительно небольшое количество таких МАПЛ способно оказывать сдерживающее воздействие на операции надводных сил американцев. Стать целью для ракетного залпа в 40 «Цирконов» не захочет ни один американский адмирал, так что неприятельским АУГ и КУГ придется действовать значительно осторожнее, чем они могли бы. Но следует понимать, что РФ в обозримом будущем может угрожать не только тотальный ракетно-ядерный Армагеддон, но и конфликты рангом пониже, с применением только конвенционального оружия.

Можно сколько угодно говорить о том, что «мы – ядерная держава» и «если что – весь мир в труху!», но факт в том, что Китай, напав на Даманский, почему-то проигнорировал всю нашу советскую «ядерность». СССР же решил китайский вопрос хоть и радикально, но вполне конвенционально. А в новейшей истории даже бывшая Грузия, нынешняя Джорджия, которую без лупы на карте мира не найти, умудрилась атаковать Цхинвал, убивая наших миротворцев. И опять же, вопрос решался нами строго конвенциональными средствами. Можно вспомнить и иностранный опыт – Англия в 1982 г. тоже не торопилась хвататься за «ядерную дубину», предпочитая решить вопрос о принадлежности Фолклендских островов «на кулачках». Причем, с учетом заметного количества британских морпехов, убитых и раненных в штыковых схватках с аргентинской пехотой, «на кулачках» можно было писать и без кавычек.

В общем, до мира во всем мире еще очень и очень далеко. Территориальных претензий к нашей стране предостаточно – взять хотя бы те же Курилы. Да еще и США со своими «арабскими вёснами» и «революциями оранжевых достоинств» так и норовят устроить военно-политический хаос у наших границ. Чтобы эффективно противостоять всему этому, РФ совершенно необходимо иметь мощные вооруженные силы общего назначения – наземные, космические, воздушные, и, вне всякого сомнения, морские. Вот только в силу географического фактора мы вынуждены дробить наши корабли между 5 театрами: Балтийским, Черным и Каспийским морями, Севером и Дальним Востоком.

Получается интересно. Если просуммировать численность всех наших флотов, то ВМФ РФ имеет полное право претендовать на третье место в мире после ВМС США и Китая. По боевому потенциалу, с учетом качества наших подводных кораблей можно, пожалуй, говорить о паритете с Китаем – они, конечно, эсминцев и корветов настроили, как нам и не снилось, но вот в части подплава у «Желтого Дракона» все совсем не так однозначно. Таким образом, ВМФ РФ, даже невзирая на обвальное сокращение своего состава, все еще представляет собой значительную силу, обеспечивая Российской Федерации достойное место среди великих морских держав. Но это если считать общую численность флота.

А вот если смотреть каждый морской театр в отдельности, то картина получается совсем не радужная. На сегодняшний день мы попросту неспособны насытить наш флот таким количеством кораблей, при котором каждый отдельный флот превосходил, или хотя бы стоял вровень с сильнейшими ВМФ присутствующих там держав. Тихоокеанский флот уступает японским ВМС на Дальнем Востоке, Северный едва ли имеет паритет с флотом Его Величества, Балтийский слабее германского ВМФ, а Черноморский имеет куда меньший корабельный состав, нежели ВМС Турции.

Соответственно, для того, чтобы эффективно предотвращать возможные неядерные конфликты с серьезными морскими державами, или, если уж предотвратить не удалось, то побеждать в них, необходим межтеатровый маневр сил нашего ВМФ. Да, это займет определенное время, но в современном мире такого рода конфликты обычно не возникают на пустом месте – им предшествует некий период политической напряженности, за который вполне можно успеть совершить необходимые «рокировки». И наши «Ясени-М», будучи чрезвычайно мощными и универсальными боевыми кораблями, как нельзя лучше подходят на роль той самой «кавалерии», способной быстро усилить наше военно-морское присутствие в нужное время на нужном театре.

Понятно, что в Балтийское или Черное моря МАПЛ не пойдут, но там возможны иные средства усиления. Зато весь мировой океан, включая наши северные и дальневосточные рубежи, а также и Средиземное море кораблям проекта 885М вполне доступны.

Изначально ГПВ 2011-2020 гг. включала в себя слишком мало «Ясеней» — всего 7 ед., из которых действительно современных «Ясень-М» было только шесть. Этого для ВМФ РФ было категорически недостаточно, и автор от всей души радовался новости о закладке еще двух кораблей проекта 885М, что должно было довести общее количество «Ясеней-М» до 8. В идеале следовало бы строить еще хотя бы 3 «Ясеня-М», чтобы сформировать по дивизии из 6 кораблей (включая «Северодвинск») на Северном и Тихоокеанском флотах.

5.

Представители проекта

Название Проект Зав. № Закладка Спуск В строю Флот Состояние Примечания
К-560 «Северодвинск» 885 160 21.12.1993 15.06.2010 17.06.2014 КСФ В строю
К-561 «Казань» 885М 161 24.07.2009 31.03.2017 2019 КСФ С 24.9.2018 проходит ЗХИ. Спущена на воду
К-573 «Новосибирск» 885М 162 26.07.2013 2019 2019? КТОФ? В постройке На 21.08.2014 успешно проведены гидравлические испытания прочного корпуса, планируется начать изоляционные работы
К-571 «Красноярск» 885М 163 27.07.2014 2020 КТОФ? В постройке 23.01.2017 завершены гидравлические испытания прочного корпуса
К-564 «Архангельск» 885М 164 19.03.2015 2020 КСФ? В постройке
К-«Пермь» 885М 165 29.07.2016 2020 ? В постройке
К- «Ульяновск» 885М 166 28.07.2017 2020 КСФ В постройке

Цвета таблицы:

Белый —строится,не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ

Жёлтый —действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный —списан, утилизирован или потерян

«Ясень» VS «Вирджиния»

Российская АПЛ серии «Ясень-М» в целом сопоставима с американской атомной подлодкой четвертого поколения класса Virginia SSN-774. Поэтому интересно рассмотреть преимущества или недостатки отечественной субмарины на фоне заокеанского конкурента. Первое, что отмечают специалисты, – «Ясень» явно выигрывает у «американца» по параметру «цена-качество». По предварительным оценкам, серийный «Ясень-М» будет обходиться бюджету в 50 млрд рублей ($1,6 млрд), тогда как «Вирджиния» стоит $2,8 млрд.

«Ясень-М» – типичный перехватчик, который, развивая скорость в 31 узел, способен настичь даже самые быстрые эсминцы, крейсеры и авианосцы. Скорость подводного хода «Вирджинии» выше – 34 узла, однако ее больше интересуют не надводные суда – она предназначена для борьбы с субмаринами и для прибрежных операций. В глубине погружения выигрывает «Ясень» с его 600 метрами, «Вирджиния» не дотягивает до этого показателя 110 метров.

АПЛ «Ясень» гораздо крупнее своего «штатовского» визави: почти 14 000 тонн подводного водоизмещения против 8000 тонн, габариты – 130 х 13 метров против 115 х 10.5 метров. Однако если российская подлодка вмещает до 90 членов экипажа, то американская – до 134.

О гидроакустике «Ясеня» нет достоверной информации. По некоторым данным, на российской подлодке установлен гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055», по другим – в носу субмарины смонтирована антенна гидроакустического комплекса «Лира». В любом случае он способен засечь подводный корабль противника в радиусе 320 км. «Вирджиния» заметит подлодку если она находится не дальше 160 километров.

Американская подлодка оснащена 14-ю высокоточными крылатыми ракетами «Томагавк», которые уже показали свои боевые качества во многих военных конфликтах с участием США. Их главное достоинство – умение менять цель непосредственно в полете. Кроме того, на вооружении «Вирджинии» значатся противокорабельные ракеты «Гарпун» с осколочно-фугасной боевой частью, способные настигнуть любую цель на расстоянии до 220 километров и дистанционно управляемые торпеды Mark 48, от которых крайне сложно уклониться.

Главная огневая мощь «Ясеней» – 40 сверхзвуковых крылатых ракет П-800 «Оникс», среди достоинств которых – загоризонтная дальность стрельбы, полная автономность боевого применения и малозаметность для РЛС противника. По заявлению военных, модернизированная российская субмарина также способна будет применять перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон» и новые сверхзвуковые ракеты «Калибр» с дальностью полета 4500 километров. Эксперты считают, что одним залпом «Ясень-М» способен пустить ко дну любой авианосец.

Невидимая угроза

И это только самые общие данные, точные характеристики атомоходов проекта «Ясень» держат в строгом секрете. Однако эти корабли, как пишет американское аналитическое издание The National Interest, оказали неизгладимое впечатление на командование морских сил НАТО. Американский контр-адмирал Дейв Джонсон даже установил модель российской подлодки в своем кабинете, сказав, что офицеры ВМС США должны понимать, с чем будут иметь дело в случае конфликта с Россией.Как «Кузнецов» российский флот опозорил

Первыми забили тревогу ближайшие соседи России. Глава разведслужбы Минобороны Норвегии Мортен Хаги Лунде заявил, что норвежские военные испытывают трудности с обнаружением субмарин ВМФ России. «Современное оснащение российских подводных лодок находится на таком уровне, что становится все сложнее их обнаружить», — сказал Лунде. По его словам, новейшие подлодки могут двигаться под водой практически бесшумно.

Телеканал CNN со ссылкой на экспертов ВМФ США сообщил, что новые российские субмарины проекта «Ясень» оспаривают господство американского подводного флота. «Мы вернулись в те времена, когда мы должны учитывать наличие противника, способного бросить нам вызов под водой. Гарантированного превосходства больше нет», — посетовал капитан ВМС США Оливер Льюис.

Американские эксперты обеспокоены планами РФ выпустить в море новый тип подводных лодок, которые смогут охотиться на субмарины США, вооруженные баллистическими ракетами. «ВМС США не вполне уверены, что способны отслеживать их. Среди всех субмарин, которые есть у соперников США, подлодки “Ясень” — самые бесшумные», — отметил аналитик вашингтонского Центра Вильсона Майкл Кофман.

Американскими аналогами «Ясеня» считаются многоцелевые субмарины классов Seawolf и Virginia. Российские и зарубежные специалисты чаще сравнивают «Ясень» с Seawolf, не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с американскими аналогами, но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач.

Эксперт журнала The National Interest Кайл Мизоками, сопоставив тактико-технические характеристики российских и американских многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения, пришел к выводу, что в случае «дуэли» между ними шансов на победу больше у американской субмарины из-за более совершенной электроники.

Однако преимущество американских субмарин не очевидно. Редактор по военным вопросам того же The National Interest Дейв Маджумдар придерживается противоположного мнения. По его расчетам, в поединке один на один шансов на победу больше у «Ясеня». Он отмечает, что к счастью для американских моряков в строю у ВМФ России только один корабль проекта 885 («Северодвинск»), тогда как ВМС США располагают 12 Virginia и тремя Seawolf.

Фото: пресс-служба СПМБМ «Малахит»

Директор американского Института изучения морского потенциала России Майкл Петерсон имеет на это счет твердое мнение. «Атомные субмарины “Ясень” — самое опасное оружие, которым обладает ВМФ России», — заявил он.

Универсальное судно

АПЛ К-572 «Новосибирск», представляющая уже четвертое поколение российских атомных подводных лодок, стала третьей субмариной проекта 885 «Ясень», спущенной на воду. 15 июня 2010 года на воду была спущена АПЛ К-560 «Северодвинск», 31 марта 2017 года – АПЛ К-561 «Казань». Модернизация «Ясеня» началась уже с «Казани», которая первая в наименовании проекта получила букву «М». Однако «Новосибирск», по замыслу военных, будет первой подлодкой проекта 885 «Ясень-М», переданной в ВМФ. Информация о том, чем модернизированные образцы будут отличаться от «Северодвинска» не раскрывается, известно лишь что новые подлодки на 9 метров короче предшественницы.

Изначально планировалась постройка 30 субмарин этой серии, впоследствии пришли к решению, что на верфях «Севмаша» будет заложено лишь восемь АПЛ «Ясень-М». Все они начнут поступать на вооружение ВМФ РФ со второй половины 2020 года. Министерство обороны России рассчитывает, что группировка этих подлодок станет основой новых ударных сил подводного флота России.

«Ясени» должны заменить несколько серий АПЛ, поостренных в 1970-80-х годах: это проекты 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Первые свои очертания АПЛ четвертого поколения получили еще в 1977 году. В планах было создание многоцелевого подводного крейсера, способного решать максимально широкий спектр задач. Проектировщиком новой серии АПЛ выступило Ленинградское конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором стал Владимир Николаевич Пялов, известный специалист в области подводного кораблестроения.

Работа над четвертым поколением АПЛ шла тяжело, с большими перерывами: сначала проект замораживали в 80-х, потом в 90-х. Вернулись к работам лишь в 2004 году, но уже ориентируясь на значительно переработанный вариант. В нем впервые увидели свет многие технические решения, до тех пор не применявшиеся в отечественном судостроении.

Универсальные АПЛ «Ясень-М» созданы исключительно из российских комплектующих. Известны следующие параметры подводных крейсеров: длина составляет 130 м, наибольшая ширина – 13 м, высота – более 9 м. Надводное водоизмещение судна 8600 т, подводное – 13 800 т. Мощность водяного атомного реактора «ОК-650В» – 190 МВт. Субмарина способна развивать скорость до 60 км/ч и плавать на глубине до 600 метров. Численность экипажа 90 человек, длительность автономного плавания – около 100 суток.

По заверениям разработчиков, атомный реактор нового поколения сможет значительно повысить надежность работы энергосистемы подлодки. Срок его службы без перезарядки достигает 25-30 лет, что сопоставимо с периодом жизни самой субмарины. Особенность силовой установки в том, что проводка теплоносителя первого контура расположена в корпусе реактора – это многократно снижает вероятность аварии и радиоактивного облучения экипажа. Созданная специально для АПЛ 885 проекта информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения оповестит экипаж в случае превышения нормы.

На атомоходах серии «Ясень-М» размещены 8 торпедных аппаратов (на серии «Ясень» их 10) 553-мм калибра. На вооружении модернизированного варианта подлодки стоят новейшие крылатые ракеты «Калибр» (50 единиц) и «Оникс» (40), а в дальнейшем планируется оснастить субмарину гиперзвуковым оружием – 40 ракетами «Циркон». Кроме того, «Ясень-М» вооружен глубоководными тепловыми самонаводящимися торпедами (30), вместо которых возможно размещение на борту глубоководных мин.

Оценивая свое детище, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев отметил, что «этот корабль носит универсальный характер, он позволяет успешно бороться с надводными кораблями, с группировками надводных кораблей, с подводными лодками, позволяет наносить удары по береговым объектам».

Важной отличительной чертой подлодок серии «Ясень-М» является их малошумный ход. Это возможно самая малошумная субмарина в мире

Ее корпус изготовлен из маломагнитной стали (требования к такому материалу связаны с ужесточением норм по вопросам безопасности, надежности и экологичности) – в носовой части он словно вложен в футляр из специального легкого сплава. Тем самым конструкторы усилии обтекаемость лодки и уменьшили ее подводный шум. В дополнение корпус «Ясеней» обложен шумогасящей резиной, которая мешает гидролокаторам противника обнаружить довольно габаритное подводное судно.

Незаметность

Атомная подводная лодка «Ясень» проектировалась таким образом, чтобы обнаружение ее было проблематичным. Обычно присутствие субмарины в какой-либо зоне мирового океана «вычисляют» по нескольким признакам: шуму винтов и механизмов, радиологическому следу, тепловыделениям, а также визуально через прозрачные слои воды. Демаскирует корабль и магнитное поле, создаваемое металлом. Для того чтобы уменьшить заметность и опасность подрыва на мине с детонатором, реагирующим на изменения статических полей, суда в портах и на рейде подвергают процедуре размагничивания. Корпус АПЛ 885 проекта изготовлен из специального стального сплава, близкого по свойствам к парамагнетикам. Шумы минимизированы, на 15 децибел их уменьшили только за счет революционной схемы компоновки энергосистемы. Особое звукопоглощающее покрытие также сделало лодку «тихой». Применены и другие решения по снижению заметности. Гребной винт один, он изготовлен по особой технологии, обеспечивающей малошумность хода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector