Подводные лодки проекта 667бдрм «дельфин»

Содержание

Назначение

Предупреждение ЧС: выявление опасных объектов

В рамках программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций особое место отводится выявлению опасных объектов. Этот процесс заключается в проведении периодического контроля работоспособности оборудования и составления графиков остаточного ресурса или износа устройств. Такой подход позволит не только спрогнозировать возможный выход из строя какого-либо оборудования, но также поможет избежать крупных аварий. Это станет возможным ввиду проведения своевременного ремонта или замены устройств, не дожидаясь того момента, как они перейдут в аварийное состояние.

Важно! Разрабатывается специальный график мониторинга состояния объектов, в ходе которого специалисты осматривают и изучают работающее оборудование. Результаты осмотра и выявления опасных объектов передаются руководителям предприятия для ознакомления и принятия решения о сокращении или ремонте

Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке

Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:

  • гидроакустический;
  • магнитометрический.

На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.

В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.

Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.

Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:

  • уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
  • уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).

Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения ─ остаются важнейшим оружием субмарин.

Представители

Тактический номер Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Окончание последнего ремонта
К-51 «Верхотурье» 379 23.02. 07.03. 29.12. 30.12.
К-84 «Екатеринбург» 380 17.02. 17.03. 30.12. 19.12.

В 2022 году АПЛ будет выведена из состава СФ и списана с последующей утилизацией

К-64 (БС-64 «Подмосковье») 381 18.12. 02.02. 23.12. 26.12.Переоборудована по проекту 09787 в носительподводных лодок специального назначения
К-114 «Тула» 382 22.02. 22.01. 30.10. 09.01.
К-117 «Брянск» 383 20.04. 08.02. 30.09. Проходит средний ремонт на СРЗ «Звёздочка»
К-18 «Карелия» 384 07.02. 02.02. 10.10. 22.01.
К-407 «Новомосковск» 385 14.07. 27.11. 01.12. 27.07.

Современное состояние

По состоянию на 2019 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».

БС-64 была переоборудована в носитель ГС. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта.

Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2020 год, переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.

Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.

Перспективы

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет.

Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года.

Четвертый ранг

К данному классу относятся двухдечные линкоры, количество пушек у которых варьируется в пределах от 44 до 60 штук. По размерам корабли четвертого ранга считаются самыми маленькими и с водоизмещением не более 500 т. Прибрежная морская зона стала местом для использования этих судов. В данную классификацию вошли боевые и десантные катера.

Первые корабли уничтожают морскую технику противника, вторые – осуществляют выгрузку десанта и вооружения на берег. В данной категории имеются специальные тральщики для рейдов в акваториях. С 2000 г. на Балтийском флоте используются ракетные катера «Р-2» и «Р-32».

Оружие поддержки

Аварии и навигационные происшествия

  • К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
  • К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
  • К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
  • К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
  • К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
  • К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
  • К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
  • К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
  • К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
  • К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
  • К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
  • Из письма подводника:
    Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.
  • 22 сентября 2011 года с подводной лодкой К-433 «Святой Георгий Победоносец» которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».

Арктический рейд. Зачем российские подводники ломали лед на полюсе

Модификации

  • пр.955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х годов.
  • пр.955 / 09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — конец 1980-х годов (по другим данным — в 1995 году), разработка прекращена в 1998 году. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — достраивалась по пр.09551.
  • пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 года (завершено в 1999 году).
  • пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 года, строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 года. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 год. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.
  • пр.955Б «Борей-Б» — проект атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками. Проектом предполагалась, в частности, установка нового водомётного движителя и оснащение более соверешенным оборудованием. Проект «Борей-Б» был включен в государственную программу вооружений до 2027 года. В соответствии с этим планом ОКР по созданию головного подводного ракетоносца должны были начаться в 2020 году, сдача его флоту после проведения испытаний запланирована на 2026 год. Серийное строительство «Бореев-Б» начнется с 2023 года. Планируется построить не менее четырех единиц. Позднее проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018—2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость — эффективность».

Ссылки

Память

Бомбардировщики США нацелились на российские подводные лодки

Выполняемые виды работ

Функции плоскореза и заменяемые им инструменты:

  • скашивание бурьяна. Острое лезвие хорошо выполняет функции косы, убирая сорняки под самый корень;
  • скирдование сорных трав и ботвы (заменяет грабли). Устройство рабочего полотна большого плоскореза таково, что им удобно подгребать даже тяжелые растительные остатки, не прилагая серьезных усилий;
  • рыхление мелкое и глубокое. Лучше выполнять большим плоскорезом – его рабочее полотно слегка изогнуто. По качеству рыхления инструмент не уступает тяпкам и мотыгам;
  • выкапывание сорняков. Их удобно поддевать заточенной торцевой частью;
  • нарезание борозд и подготовка лунок под посев.

Инструмент пригоден для ворошения сена, перемешивания удобрений, очистки полов в стойлах для животных.

развитие атомных подводных лодок проекта 667

 
В конце 60-х годов выход на боевое патрулирование атомных подводных лодок с баллистическими ракетами открыл новый этап в развитие советских стратегических сил. Вместе с РБСН и дальней авиацией морские ракетоносцы сформировали ядерную триаду страны. Отныне в засекреченных документах подводные лодки проекта 667 стали называть РПКСН (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения). Каждый из них теперь мог повлиять на исход возможной войны, доставив на территорию вероятного противника более 100 тонн ядерных зарядов. Зарубежные специалисты дали этим атомным подводным лодкам наименование «Navaga» («Yankee»).
 
С принятием на вооружение морских ракетоносцев проекта 667 была выработана новая тактика их использования. Подводная лодка скрытно покидала базу, преодолевала противолодочные рубежи НАТО и патрулировала в заданном районе океана в постоянной готовности применить баллистические ракеты. После залпа атомной субмарине предписывалось атаковать противника торпедным оружием.
 
По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев, поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре.
 

Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР. Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет. Сегодня не осталось ни одного подводного крейсера проекта 667А.
 
В марте 1971 года в состав ВМС США вошла атомная субмарина «James Madison» с новым ракетным комплексом «Poseidon», у которого возросла точность попадания управляемых боеголовок, что многократно усилило их опасность. Перед советскими конструкторами возникла новая задача — подводные крейсеры должны быть способны наносить дальние удары, не входя в зону противолодочных соединений НАТО. В результате модифицированный морской ракетоносец проекта 667Б стал самым мощным в мире. Он впервые был вооружен межконтинентальными ракетами Р-29 с дальностью 7800 км. Отныне советские подводные крейсеры могли держать под прицелом стратегические объекты стран НАТО, не выходя из своих территориальных вод, а их боевая эффективность возросла более чем в два раза.
 

Как поливать цветок

Не думайте, что белый декабрист, как и большинство его «родственников» кактусов, не нуждается в регулярном поливе. Наоборот, шлюмбергера не переносит пересыхание грунта, но и избыток влаги растению вредит. Поэтому с поливом цветка нужно быть предельно осторожным.

Как правило, увлажнять грунт следует раз в неделю. Если летом стоит жара, то увеличьте орошение, а зимой, наоборот, сократите. Перед процедурой проверьте земляной ком, если он недостаточно подсох, то вместо полива, обрызгайте листву растения. Это принесет цветку, куда большую пользу, чем лишнее увлажнение.

Осенью в период покоя поливы сократите до минимума. В это время желательно держать цветок на «сухом пайке». В ноябре начинайте увеличивать полив, и постепенно приведите его к обычному количеству.

В любое время года для увлажнения используйте исключительно фильтрованную, мягкую воду. Перед использованием отстаивайте ее не менее 2 дней.

Примечания

Радиоэлектронное вооружение

В состав радиоэлектронного оборудования входят:

  • БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
  • КЦВС «Атолл».
  • Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад» («Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
  • Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» («Shark Teeth») представляющий собой модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый на вооружение в 1976 году,
  • ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
  • МГ-43 — станция измерения скорости звука под водой, МГ-33.
  • средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
  • средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
  • Навигационный комплекс «Тобол-М1» или «Тобол-М2».
  • КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
  • Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring); ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны «Параван», выпускаемое буксируемое антенное устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны, станция звукоподводной связи.
  • Средства ледовой разведки «Нок-1» навигационный обнаружитель круговой, «НОР» навигационный обнаружитель разводий, эхоледомер «ЭЛ-3».
  • телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
  • корабельная система единого времени «Платан-М»

Корпус

К-433 на ремонте в Большом Камне

Закладная доска расположена на переборке между 3 и 4 отсеками в районе верхней палубы, она вварена в переборку (закладная доска К-433 первая сторона)

Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая связная антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

Закладная доска подводной лодки К-433 вторая сторона

  • 1-й — торпедный;
  • 2-й — аккумуляторный и жилой;
  • 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
  • 4-й — носовой ракетный;
  • 5-й — кормовой ракетный;
  • 5-Бис — жилой;
  • 6-й — дизель-генераторный (вспомогательных механизмов);
  • 7-й — реакторный;
  • 8-й — носовой турбинный;
  • 9-й — кормовой турбинный;
  • 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.

Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².

Полностью улучшено

SSG 08-A1 2017 года — это не просто модель 2010 года с длинной направляющей Пикатинни. Это усовершенствованная и без того превосходная винтовка для подготовки ее к встроенной оптике, и она добавляет множество настроек без инструментов для лучшей эргономики. Обновления добавляют первоклассные аксессуары и оставляют заштрихованное действие почти нетронутым. Зачем менять то, что было уже лучше?

В 2010 году я прокомментировал, что единственным недостатком предыдущей модели SSG 08 была цена. В 2017 году было выпущено много винтовок, построенных на основе двухсторонних конструкций, которые стоят столько же. Это сделало Steyr более доступным по сравнению. С чрезвычайно точным стволом SSG 08-A1, превосходным SBS и усовершенствованным шасси вы получаете лучшую снайперскую винтовку за конкурентоспособную цену.

Вооружение

Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными БРПЛ.

Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

Военное применение

РПКСН проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный в нескольких сотнях километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С. В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат». Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39. Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.

28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск».

20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Мирное применение

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

В

ВДТ — вольтодобавочный трансформатор 

ВЗГ — вторичные задающие генераторы 

ВКС — система видеоконференцсвязи 

ВЛ — воздушная линия электропередачи 

ВЛЗ — воздушная линия с защищенными проводами 

ВЛИ — воздушная линия с самонесущими изолированными проводами 

ВН — высшее напряжение 

ВОЛС — волоконно-оптическая линия связи 

ВПТ — вставка постоянного тока 

ВРГ — вакуумно-реакторная группа 

ВРУ — вводные распределительные устройства 

ВТСП — высокотемпературная сверхпроводимость 

ВТСП ТОУ — токоограничивающее устройство на основе высокотемпературной сверхпроводимости 

ВЧ — высокочастотный(ая) 

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). submarine.narod.ru. Дата обращения 10 февраля 2010.

  2. . Дата обращения 22 февраля 2010.

  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 января 2011.

  4. . Дата обращения 10 марта 2010.

  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 февраля 2010.

  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 февраля 2010.

  7. . Дата обращения 13 февраля 2010.

  8. . Дата обращения 19 февраля 2010.

  9. . Дата обращения 19 февраля 2010.

  10.  (недоступная ссылка). warfare.be. Дата обращения 10 февраля 2010.

  11.  . rusunderwater.ru. Дата обращения 10 февраля 2010.

  12. . Дата обращения 13 февраля 2010.

  13. . Дата обращения 22 февраля 2010.

  14.  . Дата обращения 13 февраля 2010.

  15. . Дата обращения 22 февраля 2010.

  16.  . Дата обращения 10 марта 2010.

  17. . Дата обращения 13 февраля 2010.

  18. . Дата обращения 13 февраля 2010.

  19. Унаследовала почётное наименование от БС-411 «Оренбург»

Постройка

К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года — в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30 % прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 года может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»), будет построен в модификации 955У или 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2020 года.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2020 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2020 года.

Сравнительная оценка

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ«Дельфин» «Вэнгард» «Триумфан» 955 «Борей»
Внешний вид
Годы постройки — (план)
Годы службы —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в.
Построено 4 4
Водоизмещение (т)надводное / подводное 23 200 / 48 000 16 746 / 18 750 11 740 / 18 200 15 130 / 15 900 12 640 / 14 335 14 720 / 24 000
Число ракет 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 «Булава»
Забрасываемый вес (кг) 2550 2800 — ? 2800 — ? 2800 — ? ? 1150
дальность (км) 9300 7400 — 11300 8300 — 11547 7400 — 11300 6000 9300

Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4−8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 65−85 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м.

При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30 км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10 км

Конструкция

В проекте «Дельфин» использовались новейшие разработки в области вооружения, снижения гидроакустической заметности, а также систем управления и обнаружения. В конструкции широко применяются различные звукоизолирующие, амортизирующие и вибропоглощающие устройства. Корпус корабля покрыт шумопоглощающим материалом.

В качестве главной двигательной установки на подлодках проекта «Дельфин» установлены два ядерных реактора типа ВМ-4СГ совокупной мощностью 180 МВт, питающих две паровые турбины общей мощностью 60 000 л. с. Кроме того, имеется два дизельных генератора ДГ-460 мощностью по 460 кВт. Для уменьшения шумности на подводных лодках устанавливаются два компактных электродвигателя мощностью по 225 л. с. каждый, осуществляющих экономичных ход.

Примечания

  1. . Пресс-служба Центра судоремонта «Звездочка» (19 декабря 2014).
  2. . Дмитрий Литовкин, «Независимая газета». nvo.ru (12 мая 2000). Дата обращения: 18 декабря 2011.
  3.  (недоступная ссылка). РИА Новости (28 октября 2010). Дата обращения: 22 июня 2011.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2011.
  5. ↑ . ТАСС. Дата обращения: 28 ноября 2019.
  6. . star.ru. Дата обращения: 22 февраля 2010.
  7. . star.ru. Дата обращения: 22 февраля 2010.
  8. . lenta.ru (26 марта 2012). Дата обращения: 26 марта 2012.
  9. . Lenta.ru (9 февраля 2012). — Все российские стратегические АПЛ будут перевооружены на ракеты «Лайнер». Дата обращения: 9 февраля 2012.
  10.  (недоступная ссылка)

Примечания

Характеристики револьверного МЦ 255-12

Стриж: описание

Как развалить государство без войны

Информационные войны в современном мире могут вестись и без непосредственных боевых действий. Зачастую население страны, на которую направлена информационная атака, даже и не догадывается об этом. В этом случае цели информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его. Современная «традиционная» война очень дорога, а информационные способы воздействия – прекрасная ей альтернатива, довольно эффективная и не требующая от агрессора жертв. Повсеместное распространение интернета позволяет современным пропагандистам проникнуть практически в каждый дом.

Основной удар наносится по руководству страны, дискредитируется работа государственных органов, подрывается авторитет власти. Населению демонстрируются факты коррупции (реальные или вымышленные), уголовных преступлений, чем провоцируется рост протестных настроений. Среди граждан государства-жертвы информационной атаки создается атмосфера конфликта, безысходности, происходит активная манипуляция общественным мнением. Еще лучше, если к работе на агрессора удается склонить ряд местных СМИ, в этом случае они становятся «рупором» протестного движения.

Китайский стратег, философ и мыслитель Сунь-Цзы советовал завоевателям следующее: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской стороны».

Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. При этом уличные акции, опять же, правильным образом освещаются в СМИ, прославляя протестантов и показывая в негативном свете проправительственные силы и органы правопорядка.

Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне.

Тут есть еще один, более глубокий аспект. Современные СМИ не просто могут приводить к хаосу в государстве и вызывать гражданские конфликты. Сегодня они практически формируют устои современного общества, донося до людей определенные ценности и вызывая отрицание других. Человеку говорится, что правильно, а что нет, что следует считать нормой, а что грубым отклонением от нее. Причем все это делается в настолько легкой и ненавязчивой манере, что пропагандистских приемов просто не видно.

Автор статьи:
Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Список построенных ПЛАРБ

Северодвинск
Номер Зав. № Закладка Спуск Дата вступления в строй, флот Списание Статус
К-137

1970-«Ленинец»

420 04.11.1964 11.09.1966 6 ноября , СФ 1994 1985-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 2003

К-140 421 19.09.1965 23.08.1967 30 декабря , СФ 1990 1978-модернизирован по пр.667АМ

Утилизирована в 1998

К-26 422 30.12.1965 23.12.1967 3 сентября , СФ 1988 Утилизирована в 2003
К-32 423 23.04.1966 25.04.1968 26 октября , СФ 1990 Утилизирована в 1998
К-216 424 28.06.1966 06.08.1968 27 декабря , СФ 1988 Утилизирована в 1994
К-207 400 04.11.1966 20.09.1968 30 декабря , СФ 1989 Утилизирована в 2001
К-210 401 16.12.1966 29.12.1968 6 августа , СФ 1988 Утилизирована в 2001
К-249 402 18.03.1967 30.03.1969 27 сентября , СФ 1988 Утилизирована в 2004
К-253 414 26.06.1967 05.02.1969 27 сентября , СФ 1993 1988-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2004

К-395 415 08.09.1967 28.07.1969 5 декабря , СФ 2002 1991-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2007

К-408 416 20.01.1968 10.09.1969 25 декабря , СФ 1988 1984-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 1995

К-411 1998-«Оренбург» 430 25.05.1968 16.01.1970 31 августа , СФ 2004 1990-модернизирован по пр.09774

Утилизирована в 2009

К-418 431 29.06.1968 14.03.1970 22 сентября ,СФ 1989 Утилизирована в 1998
К-420 432 12.10.1968 25.04.1970 29 октября , СФ 1994 1990-модернизирован по пр.667М

Утилизирована в 2003

К-423 440 13.01.1969 14.07.1970 13 ноября , СФ 1994 1987-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2003

К-426 441 17.04.1969 28.08.1970 22 декабря , СФ 1990 Утилизирована в 2005
К-415 442 04.07.1969 26.06.1970 30 декабря , СФ

1972-ТОФ

1988 1987-модернизирован по пр.09780 не закончена

Утилизирована в 2011

К-403

1997-«Казань»

450 18.08.1969 25.03.1971 12 августа , СФ 2004 1983-модернизирован по пр.667АК

1996-модернизирован по пр.09780

Утилизирована в 2010

К-245 451 16.10.1969 09.08.1971 16 декабря ,СФ 1992 1977-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

К-214 452 19.02.1970 01.09.1971 31 декабря ,СФ 1991 1980-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

† К-219 460 28.05.1970 08.10.1971 31 декабря ,СФ Достроена по пр.667АУ

06.10.1986-Погибла в Атлантике

К-228 461 04.09.1970 03.09.1972 30 сентября ,СФ 1992 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1997

К-241 462 24.12.1970 09.06.1972 23 октября ,СФ 1992 1981-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1994

К-444 470 08.04.1971 01.081972 9 декабря ,СФ 1994 1983-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

Комсомольск-на-Амуре
Номер Дата вступления в строй
К-399 151 23.02.1968 23.06.1969 24 декабря , ТОФ 1990 1982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1998

К-434 152 23.02.1969 29.05.1970 30 ноября , ТОФ 1989 Утилизирована в 2007
К-236 153 06.11.1969 04.08.1970 27 декабря , ТОФ 1990 1985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1994

К-389 154 26.07.1970 27.06.1971 25 ноября , ТОФ 1990 Утилизирована в 1995
К-252 155 25.12.1970 12.09.1971 31 декабря , ТОФ 1989 1975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1991

К-258 156 30.03.1971 26.05.1972 30 сентября , ТОФ 1991 1975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

К-446 157 07.11.1971 08.08.1972 30 декабря , ТОФ 1993 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1996

К-451

1978-«60 лет ВЛКСМ»

158 23.02.1972 29.04.1973 7 сентября , ТОФ 1991 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-436 159 07.11.1972 25.07.1973 5 декабря , ТОФ 1992 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-430 160 27.07.1973 28.07.1974 25 декабря , ТОФ 1995 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector