День сухопутных войск 2021

Сейчас читают

После того как в 1453 году пал Константинополь, Чёрное море на долгих три столетия превратилось в «Турецкое озеро». На море и его берегах хозяйничали турки и их союзники, такие как крымские татары

Бросить им вызов в этом господстве решались разве что запорожские и донские казаки, действовавшие дерзко и отважно, как заправские флибустьеры

Боевых слонов и боевые колесницы порой называют танками древности. И хотя действия пехоты и кавалерии противника под умелым руководством военачальников были способны свести эффективность подобных «танков» почти к нулю, слоны и колесницы не раз демонстрировали на полях сражений свою сокрушительную мощь.

Осенью 1942 года из Берлина в Сталинград приезжали специалисты управления имперских железных дорог – для рекогносцировки местности под строительство участка трансконтинентальной магистрали. Об этом автору статьи рассказал его давний знакомый, ветеран военной контрразведки Б.В. Строков.

«…Знаменитому шаману от роду предназначался полым бубном стать желая, с множеством подвесок медных, суетливостью болезней устраненных стать желая, с круглой шапкою-подвеской, с колотушкой-крестовиной, вещим-важным стать желая, – дозревали-вырастали» – именно так в традиционном якутском фольклоре описывается начало сакрального ритуала посвящения в шаманы.

31 января 1943 года в Сталинграде командующий 6-й армией вермахта генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс вместе со своим штабом сдался в плен войскам 64-й армии генерал-лейтенанта М.С. Шумилова. В тот же день был взят в плен второй по рангу офицер сталинградской группировки вермахта – командир 51-го армейского корпуса генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц.

Маршал СССР Василий Константинович Блюхер в историю Советской армии вписан как «невинная жертва сталинского произвола». Не будем забывать, что переписывание истории – это наша традиционная национальная забава, и в разные периоды нашей жизни один и тот же человек мог оказаться для нас героем или злодеем, спасителем Отечества или его предателем. В.К. Блюхер – как раз одна из таких фигур. Историкам ещё предстоит разбираться и разбираться в судьбе Василия Константиновича, окончательный же вердикт должно вынести само время, и будет это, вероятно, ещё не очень скоро. Присмотримся же и мы к судьбе маршала повнимательнее.

Даже в суровые времена Средневековья моряков старались не казнить: уж слишком долго и сложно было учить на хорошего моремана. Опытный матрос ценился на вес золота, что, впрочем, не мешало корабельным палачам (профосам, экзекуторам – на флоте разных стран эта должность называлась по-разному) в эпоху парусников драть их обслугу как Сидоровых коз. Но смертную казнь к морякам применяли все же достаточно редко. Для этого нужно было совершить действительно страшное преступление.

Официальной родиной танкостроения во всём мире считается Великобритания. А на самом деле это не так. Первый проект танковой гусеницы, как и непосредственно танка, появился в России в конце XIX века. Примечательно, что его автором стал незаслуженно забытый сын великого химика – Василий Дмитриевич Менделеев.

У каждого народа есть свои национальные черты и традиции. Важную роль в самоидентификации играет оружие. Большая часть населения, услышав вопрос о вооружении турок, ответят «кривая сабля ятаган». Винить в безграмотности кого-либо сложно, так как ятаган одна из первых попыток турецкой армии привести холодное оружие на поле боя в единую систему.

В армии Османской империи большое внимание уделялось индивидуальным боевым качествам каждого солдата, тем более из элитного корпуса янычар. Им требовалось лучшее оружие для победы

Урал-375 и его преемник – Урал-4320. Другие похожие машины

В 1977 году, после запуска Камского объединения по выпуску большегрузных автомобилей, уральские грузовики стали оснащаться уже не бензиновыми, а дизельными двигателями серии КамАЗ-740, мощностью в 210 лошадиных сил, гораздо более экономичными.

Выпуск новой серии грузовиков, получивших индекс Урал-4320, с дизельными моторами, постепенно наращивался, а производство бензинового Урал-375 – наоборот, сворачивалось.

К 1982 году Советская Армия полностью перешла с комплектования Уралами-375 на Уралы-4320, но «Уралы-375» продолжали служить вплоть до списания, согласно своему сроку службы (12 лет). И производство бензиновой версии грузового внедорожника всё-таки продолжалось на «УралАЗ»е, в ограниченных количествах, вплоть до 1992-го года.

Есть, кстати, мнение, что Урал-375 имел более высокую проходимость по сравнению со своим преемником, Урал-4320.

Схожими с Урал-375  автомобилями-«одноклассниками» можно назвать ЗИЛ-131.

Современная морская пехота

Странной особенностью российской морской пехоты после 1991 года стало то, что никто не может даже приблизительно оценить её численность. Это связано не столько с секретностью, сколько с организационной неразберихой. Иностранные аналитики полагают, что у России в 2016 году имелось около 35 тысяч морских пехотинцев, а отечественные журналисты настаивают на том, что более правильное количество – 12 500 бойцов – но и это значение не является официальным.

Кроме того, если верить заявлениям представителей ВМФ, современная российская морская пехота предназначена в первую очередь для обороны собственного побережья, а не для десантирования на «вражеское». Именно поэтому она теперь официально именуется родом береговых войск флота. Тем не менее в ходе учений, маневров и «внезапных проверок» морпехи по-прежнему отрабатывают в первую очередь высадку и захват плацдарма.

Основные части морской пехоты

В состав Военно-Морского флота Российской Федерации на сегодняшний момент входят следующие подразделения морской пехоты:

  1. 336-я отдельная гвардейская бригада Балтийского флота. База — в городе Балтийске;
  2. 61-я отдельная Киркинесская бригада Северного флота. Размещена в Мурманской области, в населенном пункте Спутник;
  3. 810-й отдельная гвардейская бригада Черноморского флота. Базируется в Севастополе, кроме входящего её состав 382-го отдельного батальона – он размещен в Темрюке;
  4. 155-я отдельная бригада. Базируется во Владивостоке;
  5. 40-я отдельная Краснодарско-Харбинская бригада Тихоокеанского флота. Размещена в Петропавловске-Камчатском.

Для действий в акватории Каспийского моря предназначены 414-й и 727-й отдельные батальоны морской пехоты, находящиеся, соответственно, в Каспийске и Астрахани.

Форма и символика

Российские морские пехотинцы в парадной форме одежды

Полевая форма российской морской пехоты внешне почти ничем не отличается от стандартного камуфляжа, используемого обычными мотострелковыми частями. Тем не менее узнать современного «морского солдата» можно по характерному чёрному берету, введенному в 1963-м году. Другая хорошо заметная деталь – традиционная тельняшка. От такого же элемента одежды бойцов ВДВ её можно отличить по цвету полосок – они чёрные.

Эмблема морской пехоты России присутствует на форме каждого бойца. Точнее, это несколько отличительных знаков. Их можно условно разделить на две группы. В первую входят знаки, указывающие на принадлежность к ВМФ. Это якорь на кокарде головного убора, изображение государственного герба РФ на фоне перекрещенных якорей (размещается на правом рукаве), а также эмблема с изображением Андреевского флага и названием одного из флотов (например, «Балтийский флот» или «ТОФ»).

Вторая группа символики предназначена специально для указания на принадлежность бойца к морской пехоте и какому-либо её конкретному соединению. Это круглая эмблема с изображением якоря, помещенного в круг с красной окантовкой (размещается как на левом, так и на правом рукаве), и герб той или иной бригады.

Основная эмблема российской морской пехоты

Причины конфликта

Причин Тридцатилетней войны было несколько.

Первая – это столкновения между католиками и протестантами в Германии, которые в итоге переросли в более масштабный конфликт – борьбу с гегемонией Габсбургов.

Рис. 1. Немецкие протестанты.

Вторая – стремление Франции оставить Габсбургскую империю раздробленной, чтобы сохранить за собой право на часть ее территорий.

И третья – борьба между Англией и Францией за морское господство.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Вестфальский мир
  • 2. Нидерландская революция
  • 3. Парламент против короля — революция в Англии (7 класс)
  • 4. Империя Габсбургов

История появления мотострелковых войск в их современном варианте

История мотострелковых войск началась сразу после массового использования транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания в армии. Массовое применение автомобилей для транспортировки пехоты началось во время Первой мировой войны. Данное изобретение существенно повысило мобильность пехоты.

В 1916 году в Англии были изготовлены первые танки. Это произвело революцию в военном мире. Первые прообразы бронетранспортёров или транспортные танки, предназначенные для защиты и транспортировки пехоты, были изобретены ближе к концу Первой Мировой войны.

Так как СССР долго не могла оправиться от последствий Гражданской войны, первые моторизированные дивизии появились там только в 1939 году. Весь личный состав подобных дивизий должен был перемещаться с помощью автотранспорта, но советское производство, которое сильно пострадало в результате Первой Мировой и особенно Гражданской войн, было не в состоянии обеспечить автотранспортом Красную Армию. Даже американские и английские грузовики, которые поставлялись в страну во время Второй Мировой войны по лендлизу, мало спасали положение. Все советские грузовики (АМО, ЗИС, ГАЗ и тому подобные), которые выпускались до, во время и в первые годы после Великой Отечественной войны, являлись, как правило, клонами американских или европейских моделей. Например, первый советский грузовик «АМО» был копией « FIAT 15 Ter», который выпускался в первые годы после революции с небольшими изменениями в конструкции.

АМО — первый советский грузовик

Политический рейтинг

История создания мотострелковых войск РФ

Официально мотострелковые войска в ВС СССР возникли в 1957 году в соответствии с приказом Главкома СВ, а не с появлением в войсках достаточного количества бронетранспортёров, заменивших грузовые автомобили, доставлявшие пехоту к переднему краю. Полное переименование всех стрелковых частей и соединений в мотострелковые происходило в период с 1954 по 1964 года.

Мотострелковые войска ВС СССР были первыми в мире стрелковыми (пехотными) подразделениями, принявшими в 1960 году на вооружение новый класс боевых машин ­– боевые машины пехоты. Концепция применения БМП была впоследствии скопирована почти всеми странами мира.

Также мотострелковые войска ВС СССР первыми в мире были массово оснащены бронетехникой, способной преодолевать водные преграды и имевшие средства защиты от оружия массового поражения.

Организационно мотострелковые войска были представлены армейскими корпусами, мотострелковыми дивизиями, отдельными бригадами и отдельными полками.

Корпуса с преобладанием мотострелковых дивизий над танковыми (2 к 1) назывались армейскими корпусами. Корпуса с преобладанием танковых дивизий назывались механизированными.

Кроме как в штате мотострелковых дивизий, мотострелковые полки также присутствовали в составе каждой танковой дивизии в количестве 1-2 единицы. А в составе многих танковых полков был один мотострелковый батальон.

Мотострелковые полки (мсп) входившие в состав мотострелкой дивизии (мсд) делились на два типа по вооружению линейных батальонов — мсп на БТР и мсп на БМП. Обычно в мсд было два полка на БТР и один полк на БМП. По разработанной тактике предпологалось использовать мсп на БТР во втором эшелоне наступления, а мсп на БМП — в первом эшелоне.

Отдельные мотострелковые бригады (омсбр) состояли из мотострелко-вых батальонов (мсб) исключительно на БМП. К примеру 70-я гв.омсбр и 66-я омсбр.

Следует упомянуть как исключение, об имевшим смешанное вооружение 682-м мотострелковом полку 108-й мсд. В порядке эксперимента он был сформирован из 1-го мсб на БТР-70 и 2-х мсб на БМП-2.

К концу 1980-х годов штат усилен, батареи расширены до дивизионов, таким образом, полк состоял из трех мотострелковых, танкового батальонов, артиллерийского (самоходно-артиллерийского), противотанкового, зенитного дивизионов, а также подразделений боевого, тылового и технического обеспечения.

Фактически любое советское мотострелковое соединение/часть было в состоянии отразить атаку фронтовой авиации и бронетехники противника и, обладая собственной артиллерией, решать огневые задачи по подавлению сил противника на удалении до 25 – 30 км за линией фронта. К каждой мотострелковой дивизии, находящейся в группах войск за рубежами СССР, придавалась отдельная вертолётная эскадрилья, повышавшая возможности дивизии в переброске личного состава, снабжении войск и эвакуации раненых.

На конец 80-х годов развёрнутые по полному штату мотострелковые дивизии имелись только в зарубежных группах войск (ОКСВА, ГСВГ, ЦГВ и т.д.) – так называемые развернутые соединения штата «А» 13 .

Существовали исключения в виде 108-й Невельской мотострелковой дивизии, штаты подразделений которой были увеличены в связи с реалиями Афганской Войны – для усиления огневой мощи подразделений в условиях ведения автономных боевых действий в горной местности. Мотострелковые роты 108 мсд, как впрочем и во всех мотострелковых частях ОКСВА (в 5 гв.мсд, 201 мсд, 70 омсбр, 66 омсбр, 191 омсп и в 860 омсп), имели в своём составе не три взвода (как это было принято на территории СССР), а 4 взвода.

Оборудование

На оснащении израильской войсковой разведки имеются три типа электронно-оптических приборов: малой, средней и большой дальности. Система большой дальности «Матан» рассчитана на работу до 30 км при массе 27 кг. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, GPS, компас, камеры дневного (ТВ) и ночного (тепловизор) видения и может записывать изображение. Система средней дальности «Амит» рассчитана на работу до 5 км при массе 7,8 кг. В некоторых вариантах имеется возможность целеуказания. Малоразмерный «Армон» прибор наблюдения малой дальности до 2 км при массе 1,65 кг. Заменяет бинокль, компас, ПНВ/SLS, GPS. «Армон» включает в себя лазерный дальномер, компас, GPS, систему дневного видения и сразу 3 прибора ночного видения: SLS, тепловизор и камеру обнаружения источников инфракрасного-излучения.

Немного о первых «мотострелках»

Стрельцы — это первый регулярный на суше. Внезапные набеги татар создали необходимость иметь постоянное боеспособное войско. Во взаимодействии с ямской (почтовой и сигнальной) и сторожевой (постоянно следившей за границами) службами стрельцы были своего рода группой быстрого реагирования. Набеги уже не были неожиданными, а малочисленные отряды ордынцев не наносили сильных разрушений.

Но стрельцы исторически, скорее всего, — прообраз внутренних войск, нежели мотострелковых. Они редко выходили за рубежи границы. Связано это с тем, что все они занимались сельским хозяйством в свободное время. Длительный уход разорял их семьи.

Впервые они использовали стрелковое оружие (отсюда и название «стрелец», т. е. «стрелок») — пищали. Конечно, их эффективность оставляла желать лучшего. Всему виной длительная перезарядка и постоянные осечки. Однако это оружие идеально выполнило свою роль при историческом событии — стоянии на реке Угре. Напомним, русская и ордынская армии находились на противоположных берегах друг напротив друга длительное время. Обычные стрелы не долетали до стрельцов, а вот залпы из пищалей наносили урон ордынцам. Потерь, конечно, у врага было не много, однако сам факт безответного применения оружия вошел в историю.

Таким образом, сухопутные войска справедливо отмечают 1 октября как день создания первых регулярных пеших войск. Но в чем тогда проблема? Почему сами военнослужащие считают, что День мотострелковых войск в России должен отмечаться в другое время?

Становление войск в СССР

В 1939 году были образованы первые моторизованные дивизии, а к концу Великой Отечественной войны большинство соединений и частей Красной армии были укомплектованы бронетранспортерами и грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки личного состава.

К концу 50-х годов сформировались полноценные мотострелковые дивизии и бригады. Они имели на вооружении наземные средства ПВО и самоходные артиллерийские установки, системы залпового огня, противотанковое бронебойное вооружение, минометы, ручные гранаты и автоматы. Мотострелковые войска СССР считаются первым в мире формированием, которое приняло на вооружение боевые машины пехоты. Со временем другие армии мира последовали этому примеру. Уже к концу 80-х годов армия Советского союза имела 145 мотострелковых дивизий, около 450 полков МСВ и более 1500 мотострелковых батальонов.

История праздника

Вопрос, когда отмечают День Мотострелковых войск, можно услышать не как от дилетантов, так и от профессиональных военных. Ведь в календаре военных праздничных дат не нашлось место для официального личного торжества мотострелков. Ответы можно услышать противоречивые и разные.

Прежде всего, Мотострелковые войска являются крупнейшим и многочисленным подразделением Сухопутных войск. Поэтому основной датой, какого числа День Мотострелковых войск, будет 1 октября, отмеченный в календаре праздничных дат как официальное . Основанием для празднования стал Указ президента, подписанный в 2006 году. Этим документом регламентированы практически все даты военных праздников. Октябрьская дата имеет историческое обоснование. Именно в этот день берёт начало объединение лучших стрелковых воинов, которое было организовано во времена Ивана Грозного и фактически стало Днем рождения всех подразделений, воюющих на суше.

Однако ветераны и действующие офицеры Мотострелковых войск днем празднования своего профессионального торжества считают другую дату. Это связано с историей возникновения Первой броневой дивизии. Под своим начальным названием, как «Первой пулеметной автомобильной роты» это подразделение появилось в 1914 году в августе, 19 числа.

Учитывая, что другие войска, входящие в состав подразделений, воюющих на суше, имеют свои отдельные праздники: празднуют 8 сентября, а День артиллерии –19 ноября, мотострелки очень надеются, что в ближайшем будущем получат свой личный праздник. Поэтому среди воинов мотострелков принято, что 19 августа – День Мотострелковых войск. Именно в этот день бойцы собираются, чтобы отметить свой праздник.

Становление войск в СССР

В 1939 году были образованы первые моторизованные дивизии, а к концу Великой Отечественной войны большинство соединений и частей Красной армии были укомплектованы бронетранспортерами и грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки личного состава.

К концу 50-х годов сформировались полноценные мотострелковые дивизии и бригады. Они имели на вооружении наземные средства ПВО и самоходные артиллерийские установки, системы залпового огня, противотанковое бронебойное вооружение, минометы, ручные гранаты и автоматы. Мотострелковые войска СССР считаются первым в мире формированием, которое приняло на вооружение боевые машины пехоты. Со временем другие армии мира последовали этому примеру. Уже к концу 80-х годов армия Советского союза имела 145 мотострелковых дивизий, около 450 полков МСВ и более 1500 мотострелковых батальонов.

Морская пехота Российской Империи – дорога к славе

Поскольку боевые действия на Балтике в ходе Северной войны проходили в особых условиях, зачастую главной ударной силой созданного Петром российского флота выступали не парусные, а гребные суда (вооруженные галеры). В ходе сражения они полагались в основном на абордажные действия, что позволяло «морским солдатам» проявить свои лучшие качества.

Гренгамское сражение стало последним значительным эпизодом, в котором русская морская пехота использовалась для абордажного боя

Первой известной военной операцией с участием русской морской пехоты стало Гангутское сражение. В ходе смелой атаки, в которой принимал личное участие Петр I-й, абордажные команды захватили десять шведских кораблей. В дальнейшем главной задачей «морских солдат» стали десантные операции. Наиболее крупные из них были проведены в июле 1719-го и в июне 1720-го годов. Кроме того, 7 августа 1720-го вновь отличились абордажники, захватив четыре вражеских фрегата в ходе боя при Гренгаме. Эти успехи стали в конечном счете одной из главных причин победы России в Северной войне.

Самодержцы, занимавшие российский престол после Петра Великого, далеко не всегда уделяли развитию флота столько же внимания, как основатель Российской Империи, но морская пехота сохранялась на протяжении всего XVIII столетия, а численность её иногда существенно возрастала. Кроме того, у «морских солдат» появилась собственная артиллерия, которая порой становилась главным фактором победы при ведении боя.

Даже самый краткий перечень боевых операций, проводившихся российской морской пехотой на протяжении первых ста лет её существования, внушает уважение – все они прочно вошли в военную историю:

  1. Десанты, высаженные в ходе осады крепости Кольберг 29 августа и 7 сентября 1769 года, во время Семилетней войны;
  2. Более шестидесяти десантных операций во время первой Архипелагской экспедиции русского флота (1769-1774 годы);
  3. Штурм Измаила (1790 год). В ходе этой поистине легендарной операции морские пехотинцы из Днепровского приморского полка штыковой атакой овладели турецкими батареями, захватили часть вала и открыли Бросские ворота, в которые ворвались основные силы армии;
  4. Штурм Корфу и десантные операции в Италии в ходе Средиземноморского похода русского флота (1798-1800 годы).

Изображение высадки десанта на Корфу

Во всех этих случаях «морские солдаты» действовали дерзко и смело, но в то же время расчетливо, что позволяло им добиваться успеха там, где не справились бы более многочисленные «обычные» сухопутные армии.

К сожалению, в XIX веке морская пехота России неожиданно исчезла. Началось всё с того, что вначале Павел I, а затем и сменивший его Александр I провели целую серию не слишком планомерных реформ, то укрупняя, то разделяя на части полки и батальоны «морских солдат». Затем в 1811 году все эти подразделения переподчинили сухопутным войскам – другими словами, попросту упразднили.

Правда, два года спустя Морские полки восстановили, но они уже не входили в состав военно-морского флота. В 1833 году их распустили окончательно – отныне никакой морской пехоты в Российской Империи не стало. Предполагалось, что выполнение десантных операций можно доверить обычным матросам, а если им потребуется усиление – что же, тогда на корабль можно будет погрузить сухопутный батальон или полк.

Следует отметить, что во время Крымской войны и осады Севастополя было сформировано несколько морских батальонов, но они, подобно петровскому «регименту», представляли собой сводные отряды. Правда, собирали их на этот раз не из обычных солдат, а из матросов, в том числе из числа экипажей затопленных кораблей.

Лишь в 1911 году Российская Империя попыталась возродить утраченную морскую пехоту. Довести этот замысел до конца не удалось – помешала Первая Мировая война, подготовить новые соединения не успели. Затем наступил роковой 1917-й год с его двумя революциями, и вопрос о воссоздании морской пехоты пришлось решать в совсем иной стране.

Источники

  1. Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота, введены приказом МО СССР № 250 от 4 марта 1988 года, М., ВИ, 1989 год
  2. Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30-ти томах
  3. 12 Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время). 1958 год
  4. 12345 В.Крыжановский.«Мото-механизированная пехота» (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений), Государственное военное издательство, Москва — 1934 (недоступная ссылка)
  5. В. Крыжановский, «Мото-механизированная пехота» (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений), Государственное военное издательство, Москва — 1934 (недоступная ссылка)
  6. Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны «О системе танкового вооружения РККА», 13 августа 1933 г. Москва, Кремль
  7. 119 отдельная мотострелковая рота 59 БРМО, Пули-Хумри (недоступная ссылка — история ). Проверено 28 декабря 2014. Архивировано 21 декабря 2014 года.

Чем вооружены военнослужащие МСО?

История танка Т-34 – дважды победителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector