Фаб-100
Содержание:
- Основные характеристики авиабомб
- Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
- История изменений в ЕГРЮЛ за 2002–2018 года
- Пересчитать этажи
- КАБ-250, корректируемая авиационная бомба
- Тактико-технические характеристики 8 10-кг советских осколочных авиационных бомб5править
- «Самые-самые» среди авиабомб[ | ]
- Продвижение у нас
- Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)
- Подвеска авиационных бомб[ | ]
- ЗАБ-500 500 кг
- Рекордная скорость
- Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики
- Российские бетонобойные бомбы
- Зачем шотландские мужики надевают юбки?
- Су-30СМ
Основные характеристики авиабомб
- Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. – в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
- Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) – 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
- Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
- Показатели эффективности поражения авиабомб:
- Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
- Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
- Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.
Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.
Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.
Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.
Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.
Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.
- основные;
- вспомогательные.
Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.
Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.
Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:
- Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
- Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
- Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
- Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
- фугасными;
- осколочно-фугасными;
- осколочными;
- фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
- бетонобойными;
- бронебойными;
- зажигательными;
- фугасно-зажигательными;
- отравляющими;
- объемно-детонирующими;
- осколочно-отравляющими.
Это список можно продолжить.
К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.
Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.
Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).
Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.
Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.
Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.
История изменений в ЕГРЮЛ за 2002–2018 года
Пересчитать этажи
Тема более эффективного противобункерного оружия получила развитие и в дальнейшем. В боевых действиях в Югославии (операция «Союзная сила») ВВС США применили «перспективную унитарную проникающую» (английская аббревиатура AUP) боевую часть BLU-116. По габаритам она точно соответствовала старой доброй BLU-109, однако сам снаряд, пробивающий бетон, имел меньший калибр. При этом он был заключен в кожух большего диаметра- из алюминиевого сплава. Для изготовления самого «стержня» использовался твердый сплав стали, никеля и кобальта марки 9430 М. Боевая часть BLU-116 применялась в составе авиабомб с лазерным наведением GBU-24 C/B и GBU-24 D/B
Главное, что отличало снаряд нового поколения, — это возможность проникновения сквозь бетонные препятствия толщиной до 6 м и, что немаловажно, умение работать с бетонными сооружениями сложной конструкции. BLU-116 снабжалась HTSF (FMU-157D) — так называемым умным взрывателем для твердых целей. Благодаря установленным датчикам и микропроцессору взрыватель умеет «считать этажи», которые воспринимает как последовательность преодоленных препятствий и пустот
Таким образом, бомбу можно запрограммировать так, чтобы она осуществила подрыв взрывчатки на конкретном уровне бетонного бункера
Благодаря установленным датчикам и микропроцессору взрыватель умеет «считать этажи», которые воспринимает как последовательность преодоленных препятствий и пустот. Таким образом, бомбу можно запрограммировать так, чтобы она осуществила подрыв взрывчатки на конкретном уровне бетонного бункера.
Давно отгрохотали битвы американцев с Саддамом, относительно тихо на Балканах. В наши дни одной из самых жгучих тем стала ядерная программа Ирана, которую США и некоторые их союзники стремятся прекратить любыми методами, не исключая и силовой. На Западе считается, что Исламская Республика Иран уже спрятала или вот-вот спрячет свои ядерные секреты двойного назначения под толщей камня и бетона, в секретные горные бункеры. Понимая, что иранцы, скорее всего, усвоили уроки Саддама и позаботятся о сохранности своих достижений лучше, чем иракский сосед-недруг, Америка приготовила новый сюрприз.
Ни много ни мало 60 м армированного бетона сможет пробить супербомба компании Boeing под названием GBU-57, или Massive Ordnance Penetrator (MOP). Этот гигант по длине сравним с GBU-28 (6,2 м), но ни в какое сравнение не идет с ней по толщине корпуса (80 см против 35). Сигарообразная бомба весит 13,6 т, что превышает на несколько тонн любую из бетонобойных супербомб Второй мировой и в несколько раз тяжелее GBU-28 (2268 кг). MOP имеет лазерное наведение при поддержке GPS, а к цели ее доставит малозаметный для радаров стратегический бомбардировщик B-2A Spirit. В ноябре прошлого года было объявлено о поставке ВВС первой партии сверхмощных бомб из общего заказа в 20 штук, что говорит о серьезной подготовке к вероятному удару по заглубленным целям. Предназначаются ли все бомбы одному Ирану, Ирану и Северной Корее или есть другие потенциальные адресаты, неизвестно.
КАБ-250, корректируемая авиационная бомба
Компания участник: Регион, Государственное научно-производственное предприятие, ОАО
Основное ее предназначение поражение бункеров, командных пунктов, зданий, путем пробития стен и внутреннего взрыва.
Данная корректируемая бомба обладает ТВ систему наведения. Диаметр бомбы составляет 250 мм., длина 3,2 м., вес 250 кг. Из них 127 кг. приходится на вес взрывчатого вещества.
Ранее под обозначением КАБ-250 (КАБ-250Л и КАБ-250С, а также ЛГБ-250) демонстрировались прототипы иных боеприпасов.
Эта бомба разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения (ПАК ФА), причем для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Этим объясняется характерная вытянутая форма боеприпаса. По заявлениям производителей, предусмотрено и применение с других самолетов — с внешней подвески.
Бомба малого диаметра выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Для увеличения дальности полета вблизи центра масс по Х-образной схеме установлены аэродинамические крылья. Основной целью предложенного изобретения является реализация высокой точности наведения авиабомбы (3…5 м) без наличия приборов и антенны дифференциальных поправок, а также существенное увеличение дальности боевого применения авиабомбы, позволяющее реализовать сброс авиабомбы с самолета-носителя без входа его в зону объектовой противовоздушной обороны. Поставленные задачи достигаются тем, что в носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения с дальностью действия 2…3 км, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и которая обеспечивает автономный корреляционный принцип захвата цели и ее автосопровождение.
БИНС осуществляет управление полетом авиабомбы на основе комплексного использования информации не только от вычислителя ПСН, но и от собственных чувствительных элементов. При этом используются датчики угловой скорости и акселерометры БИНС. При отсутствии информации от ПСН управляющие сигналы наведения авиабомбы на цель формируются только на основе обработки информации от блока чувствительных элементов БИНС.
В процессе полета авиабомбы к цели БИНС ориентирует объектив тепловизионной головки самонаведения на углы визирования цели. Так как точность БИНС при коррекции от спутниковой навигационной системы достаточно высока, то требования к тепловизионной ГСН могут быть снижены. Тепловизионная ГСН может быть выполнена достаточно простой, так как необходимо обеспечить дальность поиска/захвата цели на дальностях не более 2…3 км и в углах поля зрения 5…9°, что определяется малым промахом, обеспечиваемым инерциально-спутниковой системой авиабомбы (промах не более 20…30 м). Тепловизионная ГСН, установленная в головном отсеке авиабомбы (1), сравнивает «эталонное» изображение цели с текущим изображением цели и осуществляет захват цели. Дальнейшее самонаведение авиабомбы осуществляется БИНС с учетом сигналов от тепловизионной ГСН. Применение тепловизионной ГСН, работающей на конечном участке траектории, позволяет обеспечить высокую конечную точность авиабомбы около 3…5 м. Эта точность обеспечивается даже в отсутствие дифференциальных поправок при работе приборов спутниковой навигации.
Таким образом, в качестве системы самонаведения авиационной бомбы применяется аппаратура инерциально-спутниковой навигации, а на конечном участке траектории – самонаведение от тепловизионной головкой самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации.
Применение тепловизионной ГСН существенно повышает помехоустойчивость авиабомбы, так как даже при отказе ПСН обеспечивается точное (3…5 м) попадание авиабомбы в цель. ГСН работает в диапазоне 8…14 мкм, что обеспечивает круглосуточное боевое применение авиабомбы, в том числе и при ограниченно-сложных погодных условиях.
Тактико-технические характеристики 8 10-кг советских осколочных авиационных бомб5править
8 10-кг осколочные авиационные бомбы СССР 1933-1941 гг | ||||||
Тип # 1 | Масса # 2 | Масса взрывчатого вещества # 3 | Общая длина без взрывателя # 4 | Диаметр корпуса # 5 | Размах стабилизатора # 6 | Взрыватель |
ОАБ-8 обр 1933 г АО-8м6 обр 1936 г, АО-8м6 обр 1939 г | 6,53 кг | 0,72 кг | 595—606 мм | 75,2 мм | 100 мм | 1 шт АГМ-1к/д, АВ-4, АМ-А |
АО-8м3 обр 1936 г | 7,29 кг | 1,0 кг | 570—595 мм | 75,7 мм | 100 мм | 1 шт АГМ-3, АМ-3, АГМ-3к/д |
АО-8м4 обр 1938 г | 7,02 кг | 1,0 кг | 450—460 мм | 75,7 мм | 100 мм | 1 шт АГМ-3, АМ-3, АГМ-3к/д |
АО-8м5 обр 1939 г | 7,4 кг | 1,0 кг | 570—595 мм | 75,7 мм | 100 мм | 1 шт АГМ-1, АГМ-1к/д, АМ-А, АВШ-2, АВ-4 |
АО-8м6 обр 1939 г АО-10-6,5сч обр 1941 г | 6,22 кг | 0,72 кг | 575—487 мм | 76,1 мм | 100 мм | 1 шт АГМ-1к/д, АВ-4, АМ-А |
АО-8м6сч обр 1939 г | 6,67 кг | 0,78 кг | 591—604 мм | 76,1 мм | 60 мм | 1 шт АВ-4, АМ-А |
АО-8м6-бис обр 1940 г АО-10-6,5-бис обр 1940 г | 6,9 кг | 0,7 кг | 445—462 мм | 75,7 мм | 100 мм | 1 шт АГМ-1к/д, АВ-4, АМ-А |
АО-8м6сч обр 1940 г для снаряжения РРАБ АО-10-6,5сч обр 1940 г | 6,4 кг | 0,78 кг | 465—478 мм | 76,1 мм | 100 мм | 1 шт АГМ-1к/д |
АО-10сч обр 1940 г | 9,66 кг | 0,66 кг | 474—480 мм | 90 мм | 110 мм | 1 шт АГМ-1к/д |
АО-10сч обр 1941 г | 9,5 кг | 0,84 кг | 476—482 мм | 90 мм | 110 мм | 1 шт АГМ-1к/д, АВ-4, АМ-А, АВШ-2 |
Примечания
|
«Самые-самые» среди авиабомб[ | ]
Авиабомбы обычного снаряжения
Grand Slam
- ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
- ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
- ОФАБ-250-270 — самая массовая авиационная бомба в военной авиации современной России.
- ФАБ-5000НГ (НГ — от Нисон Гельперин, главный конструктор бомбы; нештатное дополнение к индексу ФАБ-5000 было принято по личному указанию И. В. Сталина)— наиболее мощная и тяжёлая авиационная бомба СССР периода Великой Отечественной войны.
- ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
- Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
- GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
- GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
- T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
- ОДАБ-9000[источник не указан 3646 дней ] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
- ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
- GBU-44/B Viper Strike («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
- Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
- Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
- АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
- BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
- Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.
Ядерные авиабомбы
- «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа 1945 (8:15).
- «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа 1945 г. (11:02).
- РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
- Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
- РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
- Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
- АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
- Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
- Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.
Продвижение у нас
продвигает МИЭТ.русскоязычный сайт компании «начало новой эры в мировой микроэлектронике»
Подводя личный итог
- формат Minimal Fab это не просто тренажер для обучения студентов (хотя, признаю, пару лет назад я думал скорее именно так)
- идеально для МЭМС, датчиков, сенсоров, болометров и т.д.
- подходит под дискретные приборы, СВЧ, силовую электроника и специфические материалы, типа SOI, А3B5.(возможно в гибридной реализации)
- вполне реален вариант для изготовления биполярных или КМОП схем уровня 3мкм и выше, с малой степенью интеграции (например многочисленные
военныесерии, из десяти транзисторов и трех резисторов с лошадиными размерами, которые до сих пор куются) - перспективно под замену устаревших линеек малого диаметра пластин и под небольшую серию (проблема старого оборудования, которое физически никто уже не делает)
- крайне интересна реализация корпусирования\бампирования\интерпозеры и прочее (в случае небольшой серии)
- уровень КМОП от 0.5мкм до 0.25мкм — возможно в будущем, зависит от вложений в технологию.
- для полноценного КМОП и большой степени интеграции (ниже 0.25мкм) предпосылок мало, даже если будет электронно-лучевая ф\л. Все-таки размер в голом виде далеко не все определяет. Ниже 0.25мкм значительно усложняется и тех.процесс, и самое главное – составляющая дизайна.
- ниже 0.18мкм – у разработчиков даже планов не видно в ближайшей перспективе
- большие фабрики с нодами 28нм и ниже могут спать спокойно, Minimal Fab им не конкурент в обозримом будущем.
Материалы и ресурсы по Minimal Fab
- Запись большого семинара в МИЭТ, 2017.
- Видео о процессе изготовления, очень наглядно.
- Презентация SEMI EXPO Москва 2017
Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)
Подвеска авиационных бомб[ | ]
Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.
При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.
При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.
Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.
Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.
- Бомбовый отсек
- Узел подвески вооружения
ЗАБ-500 500 кг
Зажигательная авиабомба ЗАБ-500Ш, калибра 500 кг, предназначена для поражения огнем боевой техники (самолеты на открытых стоянках, автомашины, РЛС), открытых складов боеприпасов, складов ГСМ, строений с легкими перекрытиями и т.п., а также живой силы в любое время года при температурах окружающего воздуха не ниже -25 0С и наличии снежного покрова до 20 см.
ЗАБ-500Ш может применяться с высот от 50 м и выше. Она наиболее эффективна при применении с высот до 500 м в сухое время года при положительной температуре окружающего воздуха.
Авиабомба может применяться с горизонтального полета, пикирования и кабрирования самолета. При установке времени дальнего взведения взрывателя 1,5 с обеспечивается безотказное действие зажигательной авиабомбы при бомбометании с высот от 50 До 1000 м и безопасность самолета-носителя от поражения осколками сброшенной авиабомбы яри скорости горизонтального полета самолета не менее 700 км/ч.
Рекордная скорость
Из арсенала Watervliet собранные корпуса вновь доставили на базу Эглин, где их предстояло зарядить. Разумеется, никакого специального оборудования для бомбы такого размера на авиабазе не было, и работать приходилось почти кустарными методами. В частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность корпуса, должен был пройти термообработку в специальной печи, однако вместо печи инженеры были вынуждены использовать самодельный внешний электронагреватель. Вручную, вкопав корпус вертикально в землю, в бомбу ведрами заливали горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения использовали лазерное прицельное устройство от GBU-24. Получившаяся боевая часть в итоге стала называться BLU-113, а бомба, сделанная на ее основе, — GBU-28.
Поскольку время поджимало, вместо положенных 30 испытательных пусков ограничились всего двумя. 24 февраля 1991 года бомба была сброшена с F-111 на пустынном полигоне. GBU-28 ушла в грунт на 30 м — с такой глубины ее решили даже не выкапывать. Два дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по стоящей вертикально стопке железобетонных плит. Снаряд пробил все плиты и улетел еще на 400 м.
Еще два корпуса, сделанные на авиабазе Эглин, были заряжены, оборудованы и отправлены непосредственно в Ирак. Пользуясь полным господством американской авиации в воздухе, 23 февраля 1991 года два F-111 без происшествий добрались до цели — одного из подземных бункеров иракской армии. Пока один бомбардировщик подсвечивал цель с помощью устройства ЛПЦ, другой заходил на бомбометание. Одна бомба прошла мимо, сделав вероятность успеха испытаний всего лишь 50-процентной. Зато другая улетела точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов удара. Лишь семь секунд спустя из вентиляционной шахты бункера повалил густой дым, что могло означать только одно — бункер поражен и выжжен дотла. От постановки задачи до появления мощной противобункерной бомбы GBU-28 прошло всего-то четыре месяца.
Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики
Российские бетонобойные бомбы
История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.
БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.
В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.
На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.
БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.
БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.
Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.
Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.
Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП. Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.
БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.
В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.
Зачем шотландские мужики надевают юбки?
Су-30СМ
Двухместный многоцелевой тяжелый истребитель поколения «4+». Был создан на основе учебно-боевого Су-27 в 1989 году. Решает задачи обеспечения господства в воздухе, перехвата и уничтожения самолетов противника, прикрытия бомбардировщиков и самостоятельного уничтожения наземных и надводных целей. Способен выполнять боевые действия на большой дальности полета и нести большой боезапас.
Модернизированная версия Су-30СМ, используемая в Сирии, совершила свой первый полет в 2012 году. По сравнению со своим предшественником, Су-30СМ оснащен более совершенными системами авионики и навигации, способен нести расширенный состав современного вооружения всех классов. Его боевая эффективность значительно улучшена по сравнению с предыдущими моделями.
По результатам опроса авторитетного британского журнала Flight, Су-30 был признан лучшим истребителем, обойдя американские F-22 и F-15.