Фолклендская война: британский триумф в южной атлантике

Текущая ситуация

Взаимоотношения Аргентины и Великобритании обострились в 2010 году, после того как последняя приступила к добыче нефти на шельфе Фолклендских островов. Кроме того, Англия разместила на островах дополнительный воинский контингент, в связи с чем Аргентина раскритиковала ее, обвинив в милитаризации региона. Фолклендская война и неразрешенный спор до сих пор являются причиной напряженных отношений между странами.

В 2013 году на Фолклендских островах был проведен референдум, на котором был поставлен вопрос относительно их статуса. Известно, что 98% опрошенных отдали свой голос за то, чтобы острова оставались Британской заморской территорией. Впрочем, на островах проживает около 3 тыс. человек, большинство из них имеет британское происхождение. Аргентина, в свою очередь, заявила, что не признает результаты референдума, так как проводился он без одобрения ООН. Поэтому страна и по сей день продолжает претендовать на эти территории, считая их своими.

К сожалению, даже в современном мире происходят такие конфликты, как Фолклендская война. Просто о многих из них нам мало что известно. Кстати, в Аргентине Фолклендские острова принято называть Мальвинскими.

Ответный удар?

Железная леди» покинула этот мир, и не факт, что у нынешнего британского руководства хватит balls для повтора операцииКорпорейт». Но допустим всё же, что кулак из нескольких фрегатов, эсминцев, транспортных и десантных кораблей собран и отправлен на юг.

Масштабного воздушного противостояния, как в 1982 году, не будет. Увы, нечем. Морского сражения а-ля Ютландский бой тоже.

На успешные торпедные атаки аргентинских субмарин рассчитывать не стоит. Они и в прошлую войну себя не проявили.

Наиболее вероятно, что британцы обстреляют острова крылатыми ракетами(уничтожая в лучшем случае трофейныеТорнадо») и пойдут на штурм.

В 1982 году профессиональная британская пехота показала, что она на голову выше аргентинских призывников. Вряд ли ситуация радикально изменилась. То есть при повторной высадке британцы, скорее всего, ещё раз одержат убедительную победу.

И если меритьсяОверлордами», то у английского шансов больше, чем у аргентинского.

У Буэнос-Айреса будет шанс отбиться лишь в случае, если они успеют приобрести, разместить на островах и грамотно использовать противокорабельные ракеты. Триесли» в одном флаконе.

Потери сторон

Обломки сбитого британского истребителя «Си Харриер»

Соединённое Королевство
  • 258 человек убитыми (включая 3-х островитян)
  • 2 фрегата (HMS Ardent и HMS Antelope)
  • 2 эсминца (HMS Sheffield и HMS Coventry)
  • 1 контейнеровоз «Атлантик Конвейер (англ.)» (Atlantic Conveyor)
  • 1 десантный корабль (Sir Galahad (англ.))
  • 1 десантный катер (Foxtrot 4)
  • 24 различных вертолёта
  • 10 самолётов «Си Харриер» и «Харриер GR.3»

Кроме того, «серьёзные повреждения» получили 3 эсминца, 2 фрегата, 1 десантный корабль.

Аргентина

649 человек убитыми и пропавшими без вести в ходе боевых действий (в том числе 19 пилотов).

  • Сразу после окончания войны в советской газете «Красная звезда» было опубликовано коммюнике министерства обороны Аргентины, где говорилось о том, что в плен попало 535 солдат. По британским данным, в одном только сражении при Гус-Грин было пленено около 1000 аргентинских военнослужащих. Международный комитет Красного Креста с мая по июль 1982 года зарегистрировал свыше 11 000 пленных аргентинских военнослужащих, аналогичная цифра приводится в современном аргентинском источнике.
  • Крейсер «Генерал Бельграно» (General Belgrano)
  • 1 подводная лодка (Santa Fe)
  • 1 сторожевой катер (PNA Islas Malvinas)
  • 4 транспортных судна (Río Carcarañá, Bahía Buen Suceso, Isla de los Estados и Yehuin)
  • 1 рыболовный траулер, использовавшийся для разведки (ARA Narwal (англ.))
  • 22 штурмовика A-4 Skyhawk — примерно 25 % всего парка.
  • 11 истребителей-бомбардировщиков Dagger.
  • В общей сложности Аргентина потеряла около 100 самолётов и вертолётов.

2Операция «Росарио»

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах. Первый эшелон вторжения составили бойцы спецназа Командования подводных сил ВМС Аргентины — «Бузо тактико». Они высадились с подводной лодки «Санта-Фе», провели разведку, наметили места будущего десантирования аргентинских войск.Основные силы —спецназ и 2-й батальон морской пехоты на плавающих бронетранспортёрах LVTP высадились в районе Порт-Стэнли с кораблей «Кабо Сан-Антонио» и «Сантисима Тринидад». Прикрытие в море сил вторжения обеспечивало оперативное соединение (авианосец «Вейнтисинко де Майо», эсминцы «Комодоро Пи», «Иполито Бушар», «Пьедра Буэна», «Сегуи» и танкер «Пунта-Меданос») под командованием Хуана Х. Ломбардо.После короткого боя аргентинцы вынудили капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. 25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.

Остров Вознесения

Остров Вознесения в Средней Атлантике играл решающую роль в Фолклендском конфликте 1982 года, и успех операции был бы невозможен без него. До тех пор, пока основные силы британцев не обосновались в Южной Атлантике, на острове находилась передовая база сил операции под кодовым названием OPERATION CORPORATE. Остров имел ряд важных достоинств — он был более чем на полпути к Фолклендским островам (3750 миль), имел отличные возможности для авиации и был далеко от посторонних глаз. Со времен Второй мировой войны на нем остался аэродром, который теперь должен был выполнять две основные функции — перевалочный пункт для груза и военных и база для Королевских ВВС. Длины ВПП хватало, а вот пропускную способность аэродрома пришлось увеличить. Были отремонтированы или заново построены жилые и служебные помещения для военных и персонала.

Признавая важность аэродрома на острове Вознесения для успеха всей операции, британские военные предприняли разумные меры для его защиты. В воздухе авиабазу прикрывало звено истребителей «Харриер» GR.3, а на земле был размещен мобильный радар ПВО

Проводился регулярный мониторинг воздушного и морского пространства в радиусе 160 километров.

wikipedia.org &nbsp/&nbspRoyal Navy official photographer / public domain.

Авиаперевозки на Вознесение и обратно осуществлялись самолетами Викерс VC-10, Локхид C-130 «Геркулес» и несколькими Шорт «Белфаст», зафрахтованными у грузовых авиакомпаний. Также много груза перевозилось самолетами ВВС США Локхид C-141 «Старлифтер», Локхид C-5 «Гэлекси» и гражданскими авиалайнерами Боинг 707.

В апреле этот военный аэродром считался самым загруженным в мире — за один день совершалось более 500 рейсов. За время кампании было выполнено около 2500 полетов на самолетах и 10600 полетов на вертолетах. Само количество перемещений самолетов создавало много проблем с планированием, например, некоторые самолеты разворачивались в воздухе, потому что прибывали самолеты с более высоким приоритетом. Интересно отметить, что в стояночных капонирах могли разместиться двадцать четыре больших самолета, а взлетно-посадочная полоса длиной 3048 метров могла обслуживать любой самолет, находящийся в эксплуатации в то время.

На остров были доставлены «Си Харриеры» и «Харриер» GR.3. Одиннадцать самолетов Локхид C-130 «Геркулес» переоборудовали для дозаправки в воздухе. Миссии самолетов-разведчиков HS.801 «Нимрод» включали в себя различные задачи наблюдения у берегов Аргентины и вокруг Фолклендских островов, каждая из которых требовала многократной дозаправки от воздушных танкеров Хэндли Пейдж «Виктор». Также «Нимродам» поручили вести наблюдение вокруг острова Вознесения. Они поддерживали полеты боевой авиации из Англии на Фолклендские острова. Из 23 самолетов «Нимрод» Королевских ВВС только 3 не принимали участие в Фолклендском конфликте.

wikipedia.org &nbsp/&nbspPublic Domain

Эта война явилась наиболее значимым эпизодом в длительной конфронтации по поводу территориальной суверенности островов.

Аргентина до сих пор считает, что имеет право на владение островами и поэтому военные действия страны характеризовались как возврат территории. А вот Великобритания, напротив, считала эти действия вторжением на свои земли, так как острова были колонизированы Англией в XIX веке.

Фолклендская война длилась недолго — 74 дня. Но за это время, аргентинцы сумели организовать на островах аэродромы, модернизировать их, доставить оборудование, вооружение и войска. Проделать большую работу для отражения атак британцев. Победить в этой войне им не удалось из-за более мощной армии противника. Великобритания вернула контроль над островами 14 июня 1982 года.

Фолкленды

11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий

день Великобритания де-факто объявит об

окончании войны. На островах оставили около

5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года

британский министр обороны объявляет о

выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на

строительство аэропорта на Фолклендских

островах.

В октябре 1989 года между Великобританией и

Аргентиной были восстановлены консульские,

а с февраля 1990 года дипломатические

отношения в полном объеме. 

27 сентября 1995 года Великобритания и

Аргентина заключают соглашение о

разработке нефтяных и газовых

месторождений в Южной Атлантике к

юго-западу от Фолклендских островов. Надзор

за добычей полезных ископаемых поручен

совместной комиссии.

Источники:

100 великих битв.-М.: Вече,1998.- 640 с.

Военный энциклопедический словарь. — М.:

Воениздат, 1983.- 863 с.

Военно-морской словарь. — М.: Воениздат, 1989.-

511 с.

Войны 2-й половины ХХ века / Авт.-сост. А.Н.

Гордиенко.- Мн.: Литература.-544 с.

Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах

второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra

Fantastica, 2001.(Электронная версия: Глава о

Фолклендской войне — http://militera.lib.ru/h/dotsenko/07.html

)

Миллер Д. Коммандос.- Мн.: Харвест, 1998.- 512 с.

Фолкленды 82 в сети:

Хронология 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/       

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/cronicl/cronicl.html

http://www.hronos.km.rusobyt/1982folk.html

http://www.yendor.com/vanished/falklands-war.html

http://www.freenetpages.co.uk/hp/cmackenzie/website/falk123.htm

http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/diary.htm

http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/may.htm

http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/june.htm

Обзорные статьи

http://www.navigator.kz/oldnavi/articles/mpole021001a.shtml

http://www.redstar.ru/2002/06/20_06/3_02.html

http://onwar.com/aced/chrono/c1900s/yr80/ffalkland1982.htm

Статистика войны http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/victorys/victorys.html

Силы сторон

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/forces.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/forces/forces.html 

О начале войны

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/atgates.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/history/history.html 

Про «Шеффилд» http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sheffild/sheffild.html

Д.Вудворд «Сто дней» (отрывки) http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/366/32700/

Парашютные

батальоны http://www.parachute-regiment.com/history/falklands.htm

О самолетах «Харриер» 

http://dzampini.boom.ru/Malvinas/SHar-eng.htm

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harrier.htm 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harriersea.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/harrier/harrier.html

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sharrier/sharrier.html        

http://vtol.boom.ru/harrier/folk/

О самолетах «Вулкан»

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/vulcan.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/vulcan/vulcan.htm

О британских вертолетах

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/helicopters.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/copter/copter.html

«Супер Этендары»

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/setand.htm 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/alaguerre.htm 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/chislo.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setand/setand.html

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setendard/setendard.html

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setend2/setand2.html

«Пукара»

http://www.brazd.ru/craft/argentina/fama/ia58/ia58_boevoe.phtml

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/pucara/pucara.html

«Миражи» и «Даггеры» http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/mirage/mirage.html

Картины войны http://www.military-art.com/falklands_war.htm

Сайт правительства островов http://www.falklands.gov.fk

ТВ

«Фолклендская война» канал Discovery

* * *

Историко-географическая

справка, Силы и техника

сторон, Начало войны, Между

боями, Первый

контрудар

«томми», 1 мая, Кровавый

май, 21 мая, Авиация

топит корабли, Сражение

26-28 мая, Новые удары,

Финал.

Причины конфликта

Основная статья: Проблема принадлежности Фолклендских островов


Схема боевых действий на суше

Местоположение Фолклендских (Мальвинских) островов

Фолклендские острова были открыты дважды: в 1690 году английскими мореплавателями и в 1694 году французскими (последние назвали их Мальвинами, в честь родного города Сан-Мало). С начала XIX века (после получения независимости) Аргентина считала эти острова своими. Захват Мальвинских островов Великобританией в 1833 году вызвал недовольство среди населения Аргентины.

Конфликт являлся наиболее значимым эпизодом в длительной конфронтации по поводу территориальной суверенности. Аргентина заявляла (и продолжает в настоящее время), что имеет право на владение островами, и поэтому аргентинское правительство характеризовало свои военные действия как возврат собственной территории. Правительство Великобритании рассматривало боевые действия как вторжение на территорию, с 1841 года являвшуюся коронной колонией. Жители Фолклендских островов, населявшие их с начала XIX века, преимущественно являются потомками британских поселенцев и поддерживают британский суверенитет.

Пришедший к власти в конце 1981 года генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Гальтиери решил укрепить свою популярность проведением победоносной войны. Он планировал использовать превосходство Аргентины в воздухе с учётом отсутствия к тому моменту тяжёлых авианосцев у Великобритании.

My Account

Комментарии

  1. Без них операция Великобритании была бы невозможна — утверждают авторы Шант К., Бишоп К. Авианосцы. — М., 2006. — С. 7.
  2. Тревога профессионалов и общественности была вызвана тем обстоятельством, что «Шеффилд» был эсминцем нового класса, специально предназначенного для защиты авианосной группы от крылатых ракет. При этом он затонул несмотря на то, что боевая часть ракеты не взорвалась (причиной гибели корабля стали механические повреждения и пожары, вызванные ракетным топлпивом).
  3. Британия принимала все возможные меры к тому, чтобы прекратить поставки «Экзосет» в Аргентину. В частности, Маргарет Тэтчер добилась от президента Франции санкции на прекращение поставок ракет в соответствии с контрактом. Британские агенты тщательно следили за тем, чтобы Аргентина не могла купить ракеты на свободном рынке.
  4. Девять из них были сбиты «Харриерами», два — корабельными ЗРК, два — непосредственным огнём с кораблей, один — «Стингером» с земли. Согласно воспоминаниям Дж. Вудворда, особо отличился вольнонаёмный менеджер корабельного буфета «Ардента», ветеран британской армии Джон Лик. В момент, когда корабль был охвачен пламенем, а расчёт зенитного автоматического орудия погиб, он пробрался к орудию и открыл огонь, подбив «Скайхок», который позже разбился при вынужденной посадке.

Первая кровь

На первом этапе Фолклендской войны сказалось превосходство английской военной техники и профессионализм личного состава. Большинство аргентинских военнослужащих оказались на большой войне впервые. 2 мая 1982 года торпеда британской подлодки «Завоеватель» отправила на дно аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» с 368 матросами на борту. Позднее стало известно, что это произошло за 36 миль от 200-мильной запретной зоны вокруг Фолклендов, которую перед войной обозначили сами англичане. Незаконное нападение вызвало возмущение во всём мире, а аргентинские ВМС в отместку потопили британский эсминец «Шеффилд». Но английские корабли всё плотнее сжимали кольцо блокады с моря. Место «Шеффилда» занял эсминец «Экстер», с севера двигались ещё четыре военных судна. Транспорты «Королева Елизавета II» и «Канберра» доставили подкрепление — 6000 солдат. Параллельно английское командование успешно провело операцию «Бак Бэк», в ходе которой британский бомбардировщик «Вулкан» разрушил взлётную полосу аэродрома Порт-Стэнли. Без неё имевшиеся у Менендеса самолёты класса «Мираж», «Скайхок» и «Супер Этандар» оказались почти бесполезны. Отсутствие у аргентинской группировки систем ПВО окончательно обеспечило англичанам господство в воздухе.

См. также

Дальнейший ход и последствия войны

Рауль Альфонсин

  • 1982:
    • Во время Генеральной Ассамблеи ООН 3 октября Аргентина настаивает на своих претензиях на острова. До сих пор претензии не предъявлены.
    • В октябре Великобритания разместила на Фолклендских островах истребители Phantom F-4 .
    • 4 ноября Аргентина представила Генеральной Ассамблее ООН предложение о продолжении переговоров о будущем островов. Это движение поддерживают США, что означает поражение британской дипломатии.
  • 1983:
    • В конце января Великобритания предоставила правительству Аргентины заем в 170 миллионов фунтов стерлингов .
    • Два боевых корабля для Аргентины достроены и доставлены на британские верфи.
    • Маргарет Тэтчер переизбрана, в том числе благодаря победе Великобритании.
    • Преемник генерала Галтьери Рейнальдо Биньоне вынужден инициировать демократизацию в результате массовых протестов. Рауль Альфонсин избран президентом.
  • 1990:
  • 1998:
  • 2002:
  • 2003:

Калибр решает всё

Лет пятьсот назад о калибрах было мало что известно, меряли как придётся, в местных единицах длины, а чаще вообще по весу умещавшегося в пушку ядра — в фунтах. Если хотелось похвастаться перед соседями, то приходилось, как бывалым рыбакам, отмерять примерный диаметр ствола на ладони. Естественно, чаще всего результаты завышали… всем же хвастаться хочется. В 1546 году Георг Гартман, педантичный как и все немцы, изобрел шкалу Гартмана для измерения калибра орудий. С тех пор хвастаться стало проще. Достаточно сообщить, что у тебя столько-то дюймов, и можно наблюдать, как у противника глаза ползут на лоб.

Вспомогательный Королевский флот

Танкеры

  • RFA  Olna   (A123)

    Дж. А. Бейли

    36000 т

  • RFA  Olmeda   (A124)

    GP Overbury

    36000 т

  • RFA  Tidespring   (A75)

    С. Редмонд

    27400 т

  • RFA  Tidepool   (A76)

    Дж. В. Гэффри

    27400 т

  • RFA  Blue Rover   (A270)

    Д.А. Рейнольдс

    11522 т

  • RFA  Appleleaf   (A79) 40870

    GPA Макдугалл

    т

  • RFA  Brambleleaf   (A81)

    MSJ Фарли

    40 000 т

  • RFA  Bayleaf   (A109)

    AET Hunter

    40 000 т

  • RFA  Plumleaf   (A78) 25

    RWM Уоллес

    790 т

  • RFA  Pearleaf   (A77) 25

    Дж. Маккаллох

    790 т

Десантная логистика

К экипажам кораблей «Круглого стола» мирного времени — британским торговым морякам, работающим под юрисдикцией Министерства обороны, — присоединились британские военнослужащие в качестве связистов, грузчиков и артиллеристов.

RFA Сэр Ланселот . Вода Сан-Карлос .

RFA сэра Тристрама везут домой после войны на MV Dan Lifter

  • RFA  сэр Бедивер   (L3004) — разбомбил Дуглас A-4B Skyhawk — незначительные повреждения

    П.Дж. Маккарти

  • RFA  Sir Galahad (L3005) — подвергся бомбардировке 24 мая и 8 июня самолетом Douglas A-4B Skyhawks (затоплен торпедой 21 июня и объявлен военной могилой) († 48) Смертельные повреждения

    Пол Дж. Дж. Робертс

  • RFA  сэр Герайнт   (L3027)

    Де Лоуренс

  • RFA  Sir Lancelot   (L3029) — поврежден неразорвавшимися бомбами от Douglas A-4B Skyhawks

    Кристофер А. Пуртчер-Виденбрук

  • RFA  сэр Персиваль   (L3036)

    А.Ф. Питт

  • RFA  сэр Тристрам   (L3505) — бомбили 8 июня Дуглас A-4B Skyhawks († 2) серьезные повреждения

    GR зеленый

Суда снабжения

  • RFA  Regent   (A486) 22890

    Дж. Логан

    т

  • RFA  Resource   (A480)

    Б. А. Сеймур

    22 890 т

  • RFA  Fort Austin   (A386) 23600

    Коммодор Сэм Данлоп RFA (SC Dunlop)

    т

  • RFA  Fort Grange   (A385) 23600

    DGM Averill

    т

  • RFA  Stromness   (A344) 16792 т — атакован A-4C 24 мая — Незначительные повреждения

    Дж. Б. Дикинсон

Корабль поддержки вертолетов

  • RFA  Engadine   (K08)

    Д.Ф. Фриман

    9000 т

Причины войны за Фолклендские острова

С 1820 года из-за группы островов, которые расположены близ Южной Америки, ведутся споры между Аргентиной и Британией на право принадлежности к территории того или другого государства. Фактически, Фолклендские острова — это бывшая колония Британии в Южной Америке. Несмотря на это, аргентинские власти до сих пор не согласны ни с территориальной приналежностью, ни с названием островов, и называют их Мальвинскими, а не Фолклендскими.

В 1945 году Аргентина впервые заявила свои права на владение Фолклендскими островами.

В резолюции ООН 1965 года эти притязания были призваны законными, с поправкой на то, что стороны должны достичь соглашения.

2 апреля 1982 года аргентинцы под прикрытием своего авианосца начинают свою военную операцию под названием «Суверенитет», причиной которой послужила территориальная суверенность. Английский гарнизон морского флота, неподготовленный к масшабным военным действиям, покинул острова. Над архипелагом водрузили аргентинский флаг.

В ответ на это, Британия принимает решение послать флотилию в составе 40 боевых кораблей и заявляет, что собирается топить все суда, принадлежавшие Аргентине, в радиусе 200 миль от Фолклендских островов. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер пренебрегает призыв генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра воздержаться от проведения боевых действий, и англичане приступают к авиабомбандировкам. В своем составе британский флот имел 2 авианосца, 3 атомные подводные лодки, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 40 самолетов Харриер, 35 вертолетов и 22 тыс. солдат.

14 июня 1982 года Аргентина принимает решение о капитуляции.

Ссылки

  • — статья из
  • Маген Давид // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Сухопутная фаза[править]

Сан-Карлос и Гуз-Гринправить

Основная часть аргентинских войск была сконцентрирована на острове Восточный Фолкленд в районе Порт-Стэнли (единственный город и административный центр островов). С учётом этого британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящийся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. Этот и несколько последующих дней характеризовались наиболее ожесточёнными воздушными налётами, в ходе которых несколько британских кораблей было тяжело повреждено и потоплено, а аргентинская авиация понесла тяжёлые потери.


«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейор»

25 мая аргентинцы добились своего наибольшого успеха, повредив «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейор». Через несколько дней судно затонуло, а вместе с ним — почти все тяжёлые транспортные вертолёты CH-47. Это значило, что британским солдатам придётся идти к Порт-Стэнли пешком. Тем не менее, 3-я бригада уже надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.

28 мая батальон британских парашютистов, скрытно (насколько это было возможно после сообщения Би-Би-Си об их передвижении) подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гуз-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. Его ликвидация была необходима для того, чтобы устранить угрозу плацдарму в Сан-Карлос с юге. После тяжёлого сражения гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады совершали знаменитый пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Прибывшая 5-я пехотная бригада имела в своём составе два плохо подготовленных батальона (Шотландские и Уэльские гвардейцы — это были единственные подразделения, которые могли быть отправлены на Фолкленды достаточно быстро). Они оказались не в состоянии совершить пеший марш из Сан-Карлос, и их пришлось высаживать с десантных кораблей непосредственно возле Порт-Стэнли. Несогласованность действий армейского и военно-морского командования привела к трагедии Блафф-Коув (8 июня), когда два разгружавшихся десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота. В результате авиааналёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сир Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать вражескую оборону.

Порт-Стэнлиправить

В ночь на 12 июня 3-я бригада морской пехоты пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко (сражение за Маунт-Лонгдон оказалось самым кровопролитным для британцев за всю войну). В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й пехотной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, Уэльские и Шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов, элиты британской армии, даже не пришлось вступить в бой.

Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, аргентинскому командованию не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.

Литература

  • Хастингс Макс, Дженкинс Саймон. Перевод с английского А. Колина. Битва за Фолкленды. — М.: Эксмо, 2014. — 704 с. — 1100 экз. — ISBN 978-5-699-70564-1.
  • Дон Миллер. Часть 7. Спецподразделения в десантно-штурмовых операциях. (1973—1991). Война на краю света: Фолкленды, 1982. // Коммандос. Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений.
  • Митяева Е. В. Англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. — М.: Международные отношения, 1985.
  • Марков Ю., Бирюсов А. Некоторые итоги Фолклендского конфликта. // Зарубежное военное обозрение. — 1984. — № 5. — С.9-17.
  • Капитанец И. М. Роль флота в англо-аргентинском конфликте. // Морской сборник. — 1983. — № 2. — 14-20.
  • Новичков Н. Боевая авиация в англо-аргентинском конфликте. // Авиация и космонавтика. — 1983. — № 3. — С.46-47.
  • Усиков А. некоторые уроки и выводы из англо-аргентинского военного конфликта. // Военно-исторический журнал. — 1983. — № 4. — С.67-73.

История создания тяжелого танка ИС-1 (ИС-85, Объект 237)

В конце февраля 1943 г. в Ставке состоялось экстренное совещание, причиной которого стало применение немцами на Тихвинском фронте тяжелого танка «Тигр». Начальник артиллерии Воронов назвал появление на Тихвинском фронте танков «Тигр» внезапным. Новые немецкие танки произвели на него, по его словам, потрясающее впечатление: «…У нас нет пушек, способных бороться с этими танками».

Через несколько дней И.Сталин позвонил в ЦАКБ В.Грабину (советский конструктор артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии) и поинтересовался у него в какой срок можно будет восстановить выпуск 107-мм танковой пушки ЗИС-6, производство которой для танка КВ-220 было подготовлено еще в 1941 г. В.Грабин заверил, что через пятнадпать-двадцать дней производство можно будет возобновить на заводе № 92.

В первых числах апреля 1943 г. когда еще не были завершены испытания пятикатковых ИС, ЧКЗ получил задание от ОГК НКТП на проектирование двух новых тяжелых танков. Согласно заданию танки должны были при сохранении существующей массы танка КВ (не более 46 т) нести более мощную броню (не менее 100-мм) и вооружены соответственно 85-мм танковой пушкой большой мощности (башенный погон диаметром не менее 1700-мм) и 107-мм танковой пушкой (башенный погон диаметром не менее 1850-мм).

15 апреля 1943 г. вышло постановление ГКО № 3187 сс, которое обязало Наркомат Вооружения создать мощное танковое орудие с целью противодействия немецким тяжелым танкам и САУ, а также организовать выпуск специализированных бронированных самоходных истребителей танков. Новое танковое вооружение должно было при калибре более 85-мм пробивать броню толщиной не менее 120-мм на дистанции 600 м и 102-мм на дистанции 1000-1200 м. Столь мощные орудия уже были спроектированы и даже частично изготовлены еще в 1941 г. на заводе № 92, но Государственных испытаний не проходили. Это были «самоходные» 85-мм пушка большой мощности ЗИС-25 107-мм пушка ЗИС-26 с нач. скоростью снаряда 1012 м/с. Но производством боеприпасов для орудий столь большой мощности не занимался никто, да и установка этих «самоходных» орудий в башне танка представляла значительные трудности.

Создаваемые на ЧКЗ новые танки ИС не предназначались специально для противодействия «немецкому зверинцу», а являлись именно танками прорыва, для которых главным была толстая броня, но в тот момент только эти танки могли быть вооружены мощной артсистемой, способной успешно бороться с «Тиграми» и «Пантерами».

После обсуждения в ОГК НКТП к изготовлению утвердили проекты танков «ИС образец № 3»  с 85-мм пушкой и «ИС образец № 4» со 107-мм пушкой. В этих проектах конструкторы вернулись к хорошо отработанной шестикатковой ходовой части, по типу КВ-1, в конструкции корпуса было применено широко опробованное на КВ-13 и ранних прототипах ИС броневое литье.

Установка пушки Д-5Т

1 — ствол 6 — мешок гильзоулавливателя
2 — кожух маски 7 — боковой уровень
3 — телескопический прицел 10Т-15 8 — подъемный механизм
4 — тормоз отката 9 — люлька
5 — тяга привода перископического прицела ПТ4-15

Танки спешили сделать к летней кампании 1943 г., но возникали трудности. Выяснилось, что 107-мм боеприпасы были сняты с производства еще в начале 1942 г., а возобновлять его не позволяет дефицит оборудования (тем более, что вместо одного 107-мм выстрела можно было сделать не менее 2-х 85-мм, или трех-четырех 76-мм). В имевшихся на складах запасах 107-мм выстрелов преобладали гранаты дореволюционного выпуска. ИС со 107-мм пушкой оказался  бы без боеприпасов.

5 мая 1943 г., после очередного обсуждения проблем с танковой и противотанковой артиллерией, ГОКО выпустил повое постановление № 3289 сс, в котором устанавливались новые сроки создания артсистем для танков. Теперь для срочного перевооружения танков разрешалось ориентироваться на орудие с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г., но и с ним дело обстояло не лучше.

Еще в конце февраля 1943 г. ЦАКБ выполнило проект танко-самоходной пушки С-18, который был одобрен НКВ и в марте 1943 г. заводу № 9 поручили изготовить 2 опытных образца (ЦАКБ не имело собственной производственной базы). Но завод не справился с этим заданием в отведенный срок. А когда первое орудие поступило заказчику — выяснилось, что пушка изготовлена с отступлениями от чертежей, выпущенных ЦАКБ. КБ завода № 9 оспорило правомерность внесенных изменений, но ЦАКБ в лице В.Грабина настаивало на своем. Дело окончилось традиционной волокитой. Для проведения заводской обкатки первого ИС с 85-мм пушкой, на него установили неработающий образец орудия С-18.

ЦАКБ создало новое 85-мм орудие для КВ- 1С, получившее индекс С-31. Пушка разрабатывалась сразу в двух вариантах — с нормальной (нач. скорость 790-800 м/с) и с увеличенной баллистикой (нач. скорость920-950 м/с). Варианте увеличенной баллистикой предполагалось установить в танк ИС со 107-мм пушкой (вместо ЗИС-6), но это решение натолкнулось на отсутствие для орудия специальных боеприпасов (орудию требовалась новая гильза).

В мае 1943 г. КБ завода № 9 НКВ под руководством Ф. Петрова предложило свой вариант 85-мм танкового орудия «спроектированного но типу немецких танкосамоходных пушек», отличавшийся малым весом и небольшой длиной отката. Справедливости ради следует заметинь, что к проектированию этого орудия лично Ф.Петров не имел почти никакого отношения, так как пушка являлась лишь немного доработанным вариантом орудия У-12, разработанного конструктором Уралмашзавода В.Сидоренко еще в конце 1941 г.

Потери сторон

Обломки сбитого британского истребителя «Си Харриер»

Соединённое Королевство
  • 258 человек убитыми (включая 3 островитян)
  • 2 фрегата (HMS Ardent (англ.) и HMS Antelope)
  • 2 эсминца (HMS Sheffield и )
  • 1 контейнеровоз «Атлантик Конвейер (англ.)» (Atlantic Conveyor)
  • 1 десантный корабль (Sir Galahad (англ.))
  • 1 десантный катер (Foxtrot 4)
  • 24 различных вертолёта
  • 10 самолетов «Си Харриер» и «Харриер GR.3»

Кроме того, «серьёзные повреждения» получили 3 эсминца, 2 фрегата, 1 десантный корабль.

Аргентина

649 человек убитыми и пропавшими без вести в ходе боевых действий (в том числе 19 пилотов).

  • Сразу после окончания войны в советской газете «Красная звезда» было опубликовано коммюнике министерства обороны Аргентины, где говорилось о том, что в плен попало 535 солдат. По британским данным, в одном только сражении при Гуз-Грин было пленено около 1000 аргентинских военнослужащих. Международный комитет Красного Креста с мая по июль 1982 года зарегистрировал свыше 11 000 пленных аргентинских военнослужащих, аналогичная цифра приводится в современном аргентинском источнике.
  • Крейсер «Генерал Бельграно» (General Belgrano)
  • 1 подводная лодка (Santa Fe)
  • 1 сторожевой катер (PNA Islas Malvinas)
  • 4 транспортных судна (Río Carcarañá, Bahía Buen Suceso, Isla de los Estados и Yehuin)
  • 1 рыболовный траулер, использовавшийся для разведки (ARA Narwal (англ.))
  • 22 штурмовика A-4 Skyhawk — примерно 25 % всего парка.
  • 11 истребителей-бомбардировщиков Dagger.
  • В общей сложности Аргентина потеряла около 100 самолётов и вертолётов.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector