Гидроплан
Содержание:
- Содержание
- Какого числа Начало конфликта в Приднестровье в 2023, 2024, 2025 году
- Китайский самолет-амфибия AG600
- Разновидности
- Записи с меткой ‘ланкастер 2020’
- История и приверженность
- Озеро Селигер
- Луна и Земля образовались вместе
- Литература
- МБР-2
- Частный самолет для активного отдыха
- Заметки
- История
- использование
- Разновидности
- Технические характеристики
- Примечания
- Как родилась идея «воздушных кораблей» – экранопланов?
- От создателей Ил-14
- Разновидности
- Восставновить пароль
- Сразу в бой
- На лыжах по грязище
Содержание
Какого числа Начало конфликта в Приднестровье в 2023, 2024, 2025 году
Китайский самолет-амфибия AG600
AG600 Jiaolong — самолет-амфибия китайской компании Aviation Industry Corporation of China. Предназначен для пожаротушения и спасательных операций. Программа по созданию самолета только близится к завершению, но уже сейчас ясно, что «Водяной дракон» будет самым крупным серийным гидросамолетом из всех ныне существующих. Разработка китайского самолета-амфибии официально стартовала в 2009 году. Для первого летного образца центроплан, среднюю, переднюю часть фюзеляжа, а также крыло собрали на предприятии AVIC Xi’an Aircraft Industry (Group) Company в Сиани, хвостовую часть фюзеляжа и хвостовое оперение — на AVIC Hanzhong Aviation Industry Group Company в Ханьчжуне, а выпуском мотогондол занималась китайская компания Flying North. Всего в создании нового китайского гидросамолета было задействовано около 150 научных центров и институтов и 70 китайских предприятий.
wikipedia.org  / Alert5
Разработанный инженерами Китайской авиастроительной корпорации, этот гидросамолет изначально предназначен для нужд гражданской авиации общего назначения. В настоящее время известно о двух основных модификациях гидросамолета AG600: поисково-спасательный вариант (способен принять на борт до 50 человек) и противопожарный для борьбы с крупными лесными пожарами (способен за 12 секунд взять на борт до 12 тонн воды). В будущем возможно создание и других модификаций, в том числе в интересах китайских военных.
Морской авиацией Народно-освободительной армии Китая самолет может использоваться для защиты интересов Пекина на море, к примеру при проведении патрульных операций в спорных районах Южно-Китайского моря. В настоящее время КНР проводит масштабные работы по искусственному превращению рифов в Южно-Китайском море в острова. Таким образом, Пекин рассчитывает объявить их частью своей суверенной территории, вокруг которой в радиусе 200 миль будет простираться исключительная экономическая зона Китая. Другие государства региона крайне болезненно воспринимают эту политику Китая, оспаривая правомочность данных действий. Официальный Пекин считает почти все острова, скалы и рифы в Южно-Китайском море своей суверенной территорией, с чем не согласны Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Тайвань и Филиппины. Позицию этих стран в споре с Китаем открыто поддерживают США.
Принимая во внимание политику, проводимую сегодня Китаем в отношении островов в Южно-Китайском море, в будущем вполне возможно использование AG600 в военных целях. После соответствующих незначительных изменений самолет-амфибию можно будет использовать в качестве противолодочного или патрульного, здесь пригодится способность самолета находиться в небе до 12 часов
Также его можно будет эффективно использовать для переброски военных грузов и военнослужащих на отдаленные базы или небольшие острова, не располагающие полноценными взлетно-посадочными полосами.
Разновидности
Записи с меткой ‘ланкастер 2020’
История и приверженность
Гидросамолет в гавани ( Мальдивы )
Гидросамолет ( DHC-2 Beaver ) в порту Гамбурга
Летающая лодка Short Sandringham в Сиднее в 1970 году в Ансетте, Австралия
Первым коротким «водным перелетом», закончившимся на волнорезе, был полет Вильгельма Кресса 3 октября 1901 года на Винервальдзее . 28 марта 1910 года француз Анри Фабр совершил первый успешный полет на своем гидросамолете Hydravion на Этан-де-Бер . Почти в то же время Август фон Парсеваль провел летные испытания на Плауэр-Зее , которые показали, что летательный аппарат не может запускаться с воды. Первый успешный полет и посадка машины состоялись 7 октября 1910 года, но с взлетом с суши. Гленн Кертисс был первым американцем, который поднял гидросамолет с воды 26 января 1911 года.
Первый гидросамолет на регулярной службе вылетел с KuK Marine (Австрийская монархия) из города Пула весной 1915 года на самолете Lohner-Werke «Type E».
Первая морская авиакомпания Германии открылась 10 августа 1925 года. Воды аэропортов вдоль Эльбы, ведущей водной авиакомпании Altona-Dresden, лежали в районе Neumühlen, тогда еще независимом городе Альтона, и в районе Дрездена Йоханштадт . Использовались машины типа Junkers F 13 , которые ежедневно курсировали в обоих направлениях и перевозили до четырех пассажиров, а также грузы Deutsche Reichspost ; Планируемое время полета составляло около четырех часов, включая пересадку в Магдебурге . После того, как зимой 1925/26 года стало ясно, что этот маршрут не может быть прибыльным (в том числе из-за ледоходов на Эльбе), недавно созданная Deutsche Lufthansa AG приняла маршрут в январе 1926 года и перенесла его летом в том же году в пользу регулярной одной наземной авиакомпании Дрезден — Гамбург по- прежнему. Гидросамолеты переоборудовали в шасси.
В 1926 году в Кельне началось регулярное сообщение Кельн-Дуйсбург-Роттердам с Junkers F 13 с причала «Кунибертсрампе». С 1927 года он был передан Deutsche Luft Hansa; В 1928 году его приняли на работу. В 1935 году Lufthansa использовала Junkers W 33 с этого пирса по маршруту Кельн-Франкфурт. За 1927 и 1928 годы также задокументированы посадки самолетов-катапультов в рамках почтовой службы зарубежных пароходов в порту Кельн-Ниль . Сообщается также, что последний гидросамолет находился там военно-морским флотом Великобритании после Второй мировой войны.
Соревнования Шнайдер Трофи , воздушные гонки гидросамолетов, проходившие с 1913 по 1931 годы, были легендарными .
При переходе через Атлантику гидросамолеты сохраняли свое значение еще дольше. Многочисленные авиалинии связали с собой Америку и Европу в 1930-х годах. Чтобы преодолеть большие расстояния, безопасный порт Орта на Азорских островах был подходящей остановкой для дозаправки. История Орты как морского аэропорта началась с разведывательного полета американца Альберта Рида , который приземлился там в 1919 году. В 1937 году французский гидросамолет ( Hydravion ) Atlantique I потерпел крушение перед портом Антиб , утонув пять членов экипажа.
Первым реактивным гидросамолетом стал истребитель Saunders-Roe SR.A / 1 . Он был разработан в Великобритании в 1947 году и имел максимальную скорость 824 км / ч. Благодаря конструкции с плавучим корпусом, это одна из летающих лодок.
Сегодня гидросамолеты часто используются между островами или в непроходимых странах («полет кустарников», как это принято в отдаленных районах Аляски или Канады ), а также для поисково-спасательных полетов. Единственные водные аэропорты, имеющие соединение с международным аэропортом, — это Водный аэродром Мале ( Мальдивы ) и Международный водный аэродром Ванкувера (Канада). Здесь также работают крупнейшие водные перевозчики Trans Maldivian Airways и Harbour Air . В Германии использование только гидросамолетов возможно лишь в ограниченной степени из-за требований аэропорта . Есть несколько . Коммерческие полеты в Германии в основном ограничиваются учебными и экскурсионными полетами. В Шотландии все воды открыты, в Зальцбурге — нет. Утвержденные Scalaria Air Challenge встречи летающих лодок и гидросамолетов проходят ежегодно на небольшой северо-восточной части озера Вольфгангзее размером примерно 3000 × 300 м в Верхней Австрии.
Озеро Селигер
pixabay.com  / mikrob111
Селигер — это не одно озеро, как может подумать неопытный турист, а целый комплекс водоемов, который образовался благодаря таянию ледников. Это отличное место для организации просветительского досуга, так как эти края богаты достопримечательностями. Но также здесь очень популярен и пляжный отдых.
Российские туристы смогут расположиться на диких берегах и в оборудованных локациях. Отдыхающим предлагается катание на катерах, лодках и катамаранах, купание, рыбалка, экскурсии, прогулки по лесу. Для экстремалов будет интересен дайвинг и виндсерфинг.
Поражает воображение здесь не только красота девственной природы, но и кристально чистая вода. Дно просматривается даже на глубине 5 метров.
Луна и Земля образовались вместе
Это «гипотеза совместного формирования». Речь идёт о том, что Земля и Луна образовались вместе, из одного протопланетного облака. Ближе к центру туманность сжалась и получилась Земля, а на окраине из остального вещества получилась Луна.
Как ни странно, это очень старая гипотеза. Её предложил Иммануил Кант еще в 1755 году. Она прекрасно подтверждает совпадение содержания кислорода в образцах породы.
Но эта гипотеза тоже имеет много минусов. Так, непонятно различие в остальном химическом составе. Ведь, если Земля и Луна образовались из одного облака, их химический состав должен быть совершенно одинаковым. К тому же, у планеты огромное железное ядро, а спутнику досталось очень мало железа. К тому же, средняя плотность слишком разная. Наклон лунной орбиты тоже нельзя объяснить.
Так что эта теория, несмотря на кажущуюся правдоподобность, тоже имеет необъяснимые места.
Литература
МБР-2
Когда на совещании конструкторов в присутствии И. В. Сталина молодой Г. Бериев представил свою первую разработку, именитый тогда уже Туполев назвал её «деревяшкой». Дело в том, что она действительно была собрана из деревянных деталей. В то время в стране не было достаточного количества алюминия. Всё, что производили металлургические заводы, уходило на создание бомбардировщиков и истребителей. Поэтому авиаконструкторы вынуждены были использовать в качестве материала дерево.
МБР-2 – это моноплан с одним мотором. После каждого приводнения он сильно намокал и требовал времени для просушки на берегу. Однако флоту срочно требовались авиаразведчики, поэтому проект даже при таких недостатках был одобрен. Забегая вперёд можно сказать, что модель со своей задачей справилась намного лучше, чем ожидалось. На момент нападения гитлеровцев на Советский Союз она стала самой массовой в армейских соединениях и благополучно прошла всю войну. Лётчики очень хвалили гидроплан за надёжное поведение в полёте и ласково называли его «амбарчик».
Самолёты этого типа находились на вооружении всех частей, расположенных вблизи государственных границ, и исправно несли разведывательную службу. В Прибалтике эти гидропланы подверглись нападению со стороны немецкой авиации за час до начала масштабного вторжения, но успели сообщить о происходящем командованию. А на следующий день, когда началась война, МБР-2 на Черноморском флоте взяли на себя роль бомбардировщиков (они могли брать на борт до 500 кг бомб) и бомбили румынский порт Констанцу.
Во время войны самолеты-амфибии использовали для ближней разведки как в дневное, так и в ночное время. Будучи лёгкими и деревянными, они обладали большим преимуществом перед немецкой авиацией: они тихо летали на очень малой высоте и были недосягаемы для истребителей. Их можно было расстрелять из зенитных орудий, но сначала их надо было засечь, что также было нелегко.
Самолеты использовали не только для разведки, они принимали участие в эвакуации пилотов сбитых самолётов под Ленинградом, сопровождали морские транспортные конвои. На юге они участвовали в защите Одессы, Керчи, Новороссийска. Летом 1943 года участвовали в операции прикрытия при высадке десанта на Крымский полуостров.
МБР-2 имел и гражданскую версию. Самолет широко применяли для работ при освоении Севера, перевозки людей: как обычных граждан, так и специализированных бригад геологов, учёных. Их применяли даже в рыболовстве для поиска больших косяков рыб.
Частный самолет для активного отдыха
На своем собственном самолете вы можете взлететь с воды или земли! В компании друзей долететь до таких мест, куда не проедет ни один вездеход!
При конструировании самолета особое внимание было уделено возможности быстрой сборки из транспортного положения со снятыми крыльями. В этом положении сборка самолета занимает не более 30 минут
Гидросамолет Корвет может буксироваться на небольшие расстояния легковым автомобилем с применением буксировочного приспособления.
Корвету присущи уникальные эксплуатационные свойства. Став обладателем этого летательного аппарата, вы получаете прекрасные возможности для работы и активного отдыха. На своем собственном самолете вы можете взлететь с воды или земли, взяв на борт друзей или подруг и небольшой багаж, преодолеть выбранный вами маршрут по прямой со средней скоростью 140 км/ч. По пути любоваться живописными видами, отснять серию эксклюзивных фото, добраться до таких мест, куда не проедет ни один вездеход.
Только вдумайтесь…!
С высоты птичьего полета выбрать небольшое озеро, речку или грунтовую площадку для посадки, приземлиться и наслаждаться отдыхом на природе! Ах! Как же это романтично ночевать под крылом собственного самолета!
Заметки
История
История гидросамолётов началась ещё до первого полёта самолёта — только в России известно два проекта аппаратов тяжелее воздуха, способных взлетать с водной поверхности и садиться на воду. Фюзеляж самолёта Можайского напоминал фюзеляж летающей лодки.
Первые экспериментальные образцы самолётов, взлетающих с воды, создали в 1911 году практически одновременно Я. М. Гаккель в России, А. Фабр во Франции и Г. Х. Кёртисс в США, однако эти гидропланы представляли собой сухопутные аэропланы, поставленные на поплавки.
Первый целевой гидросамолёт специальной конструкции (летающая лодка) был создан Д. П. Григоровичем в 1912—1913 годах. Примерно в те же годы (1912—1913) аналогичный аппарат был создан во Франции фирмой Доннэ-Левек. Первоначально летающая лодка Григоровича носила флотское обозначение Щ-1 (свойственное самолётам, выполненным на заводе С. С. Щетинина), далее называлась М-1. В 1914 году Д. П. Григорович создал три промежуточные экспериментальные модели гидросамолёта — М-2, М-3 и М-4, которые в 1915 году послужили основой для первой серийно выпускавшейся летающей лодки М-5. Это был двухместный биплан деревянной конструкции, имевший следующие характеристики: размах крыльев 11,5 м; площадь крыла 30 м²; общая масса 660 кг, полезная нагрузка 300 кг. Гидросамолёт развивал скорость 130 км/ч. Он поступил на вооружение российского флота в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Первый боевой вылет совершил 12 апреля 1915 года. Серийная постройка М-5 продолжалась до 1923 года на авиационном заводе Щетинина (с 1918 года переименованном после национализации в завод «Красный лётчик»).
Незадолго до Первой мировой войны во всех развитых странах гидропланы стали развиваться как отдельный вид авиационной техники и достигли своего золотого века в 1930-е — 1940-е годы. С развитием реактивной авиации гидросамолёты были вытеснены в свою экологическую нишу в связи с более низкими экономическими показателями и ограничениями по скорости. Однако развитие авиационных технологий позволило КБ Бериева создать удачный реактивный гидросамолёт А-40 «Альбатрос» и его гражданскую модификацию Бе-200, сопоставимые по характеристикам с сухопутными машинами. Это позволяет прогнозировать рост интереса к самолётам такого класса и расширение жизненного пространства гидросамолётов, особенно в районах планеты со слабо развитой инфраструктурой.
В Первую мировую войну Россия использовала гидроавианосец «Орлица» с эскадрильей летающих лодок М-5 и М-9, созданных конструктором Дмитрием Григоровичем.
Гидросамолёт М-5 имел скорость 128 км/ч, потолок высоты 4000м, продолжительность полёта 5 часов. Он не имел вооружения — использовался для воздушной разведки, корректировки огня тяжёлой артиллерии с линейных кораблей.
В 1916 году на авиаматку «Орлица» поступили М-9, вооружённые пулемётом. Самолёт мог брать на борт и бомбы. Воздушный стрелок располагался с пулемётом в носовой части. В основной кабине лётчик пилотировал машину, а бортмеханик, сидя рядом с ним, сбрасывал бомбы, которые подвешивались под плоскостями (крыльями) на зажимах, соединённых с кабиной приводом-тросом.
Во время Гражданской войны в России гидросамолёты речного базирования активно использовались противоборствующими сторонами.
Во время Второй мировой боевые гидросамолёты нередко вооружались торпедами.
Дополнительные сведения: Торпедоносец
До появления реактивной авиации крупные подводные лодки иногда оснащались небольшими складными гидросамолётами, обычно в разведывательных целях. Исключением являлся японский проект «Seiran», в рамках которого было построено несколько подводных авианосцев, несущих на борту несколько боевых гидросамолётов (в бой они так и не вступили в связи с окончанием Второй мировой войны).
использование
Самолеты-амфибии тяжелее и медленнее, сложнее и дороже в приобретении и эксплуатации, чем сопоставимые наземные самолеты, но они также более универсальны. Даже если они не могут парить или приземляться вертикально, на некоторых работах они выгодно конкурируют с вертолетами и делают это по значительно более низкой цене. Самолеты-амфибии могут быть намного быстрее и иметь большую дальность полета, чем сопоставимые вертолеты, и могут достигать почти такой же дальности, как у самолетов наземного базирования, поскольку крыло самолета более эффективно, чем подъемный винт вертолета. Это делает самолеты-амфибии, такие как Grumman Albatross и Shin Meiwa US-2 , полезными для выполнения задач по спасению в воздухе и море на больших расстояниях. Кроме того, самолеты-амфибии особенно полезны в качестве » самолетов-бушпланов » для легкого транспорта в отдаленных районах, где они должны работать не только с взлетно-посадочных полос, но также с озер и рек.
Разновидности
Поплавковый гидросамолёт de Havilland Turbo Otter
Самолёт-амфибия Бе-12
В зависимости от конструктивного исполнения различают следующие типы гидросамолётов:
- Летающая лодка — самолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки, приспособленной для быстрого перемещения по поверхности воды. Пример: Хьюз Геркулес.
- Поплавковый гидросамолёт — обычный или специально построенный самолёт, на котором закреплены один, два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды.
- Амфибия — самолёт любого из двух выше перечисленных типов, на котором установлено сухопутное шасси для посадки на твёрдую поверхность, или имеющий шасси, способное удерживать самолёт на любой поверхности, например воздушная подушка.
- Гидросамолёт на подводных крыльях (Бе-8).
Технические характеристики
В техническом плане модель напоминает штурмовиков, но, отличается от них более мирными водяными «бомбами». Такой вариант ничем не хуже такого же сухопутного летательного аппарата, несмотря на то, что носит «земноводный» характер. Его технические характеристики включают инновации отечественного и мирового уровня. Например, благодаря трехканальному управлению можно совершать высокие маневры и уверенно пилотировать в самых экстремальных условиях.
Еще одной уникальностью является наличие в кабине пилота объединенных элементов воздушного и водного судна. То есть возле авиационных приборов ты можешь увидеть и морское оборудование. А за счет двух двухконтурных двигателей предотвращается попадание воды во время взлета или посадки. Такие реактивные агрегаты есть только у этого самолета. Главное преимущество в сравнении с другими пожарными моделями – высокая скорость.
Прочие характеристики:
- Экипаж рассчитан на двух человек.
- Вмещает 65 пассажиров.
- В пустом состоянии весит 28 тонн.
- Разгоняется до крейсерской скорости от 610 до 710 км/ч.
- Дальность полета составляет три тысячи шестьсот километров.
Примечания
Как родилась идея «воздушных кораблей» – экранопланов?
Один из перспективных “летающих кораблей” Алексеева
Ещё в 20-е годы прошлого столетия летчики обратили внимание, что самолеты с расположением крыла снизу фюзеляжа (низкопланы) на малых высотах получают дополнительную подъемную силу, приподнимая и удерживая в воздухе. Посадить их становится чрезвычайно трудно
Но и полет требует много меньших усилий со стороны двигателя и пилота. Эффект получил название «экранного», но его укрощение произошло не сразу
Посадить их становится чрезвычайно трудно. Но и полет требует много меньших усилий со стороны двигателя и пилота. Эффект получил название «экранного», но его укрощение произошло не сразу.
Первыми научились использовать «экран» разработчики крупногабаритных морских гидросамолётов. Но это были традиционные компоновки, характерные для конструкции самолетов того времени.
Прототипы принципиально новых транспортных средств начали разрабатывать в тридцатых годах, и только к шестидесятым родилась базовая теория, которая привела к созданию летательных аппаратов, использующих экранный эффект — экранопланы.
Экраноплан “Орлёнок” на испытаниях в Каспийском море
Все они используют тот самый «экранный эффект»: во время полета возмущения воздуха, создаваемые крылом аппарата, успевают отразиться от поверхности земли и вернуться обратно, усиливая подъемную силу.
Чем больше ширина (хорда) крыла, ниже скорость полета и высота — тем выше экранный эффект.
Как показала в дальнейшем практика, предельно малый отрыв от воды позволяет достигнуть невероятных характеристик.
Подробное описание экранного эффекта подтолкнуло множество исследователей по всему миру к попыткам построения летательных аппаратов, принцип движения которых использовал бы упомянутое свойство.
От создателей Ил-14
В последнее время стали появляться хорошие новости. Еще в марте прошлого года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин рассказал о планах оснащения лыжами полярной версии регионального турбовинтового самолета Ил-114. Самолет с таким индексом мелкосерийно выпускался в 1990—2000 годах, но речь идет не о нем, а о глубоко модернизированной модификации Ил-114−300, которая в данный момент только разрабатывается и будет готова предположительно лишь на рубеже нынешнего и следующего десятилетий.
«ПМ» обратилась в ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», и там подтвердили, что планы оснащения полярной версии Ил-114−300 по‑прежнему существуют, однако говорить что-то конкретное о конструкции или производителе лыж пока рано. Пользуясь случаем и учитывая огромный опыт старейшего отечественного авиационного КБ в проектировании самолетов для полярных исследований, мы попросили ильюшинцев дать нам общую информацию об инженерных особенностях такого редкого по нынешним временам продукта, как самолетные лыжи. Вот что нам рассказали: «Различают два вида лыжных шасси: собственно лыжные и лыжно-колесные. На лыжных самолет может взлетать только со снега, на него же и садиться. Лыжно-колесные, включающие в себя специальное приспособление для подъема лыжи, позволяют самолету использовать и полосы с твердым покрытием (как это делает уже упомянутый LC-130). Лыжное шасси может быть убираемым и неубираемым, однако в тех случаях, когда шасси убираются, лыжи не втягиваются внутрь фюзеляжа, а только прижимаются к нему, чтобы стойки не увеличивали лобовое сопротивление. Неубираемым лыжным шасси обычно оснащаются небольшие самолеты.
AH-2
При посадке и трении о снег лыжа нагревается. Когда самолет встает на стоянку, теплая лыжа растапливает снег под собой, а вода превращается в лед. Хуже всего дело обстоит в Арктике, где снежный покров имеет свою специфику: он зубчатый и сильно «прихватывает» лыжи. Чтобы сдвинуться с места, может даже не хватить мощности двигателя. В прежние времена лыжи ото льда отбивали чуть ли не кувалдами, затем стали думать о материалах, которые не столь прилипчивы ко льду. Последняя разработка — электроподогрев лыжи, который позволяет избавиться от этой проблемы.
Разновидности
В зависимости от конструктивного исполнения различают следующие типы гидросамолётов:[источник не указан 32 дня]
- Летающая лодка — самолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки, приспособленной для быстрого перемещения по поверхности воды. Пример: Hughes H-4 Hercules.
- Поплавковый гидросамолёт — обычный или специально построенный самолёт, на котором закреплены один, два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды.
- Амфибия — самолёт любого из двух выше перечисленных типов, на котором установлено сухопутное шасси для посадки на твёрдую поверхность, или имеющий шасси, способное удерживать самолёт на любой поверхности, например воздушная подушка.
- Гидросамолёт на подводных крыльях (Бе-8).
Восставновить пароль
Сразу в бой
На лыжах по грязище
История знает другой пример использования ускорителя в конструкции самолета на лыжах. В 1950-е в СССР был разработан фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7 с турбореактивным двигателем. Ввиду того, что в прифронтовой полосе аэродрома с бетонной полосой может и не оказаться, конструкторам была поставлена задача создать модификацию этого боевого самолета, в которой имелась бы возможность замены колес основных (задних) стоек лыжами. На передней стойке для руления предлагалось оставить колесо. Для чего это все? Отнюдь не только для зимне-снежных условий, но и для взлета с грунтовых аэродромов, покрытых жижей в весенне-осеннюю распутицу. Конструкторы, конечно, понимали, что грязь — это не снег и не лед и скользить на ней на лыжах будет не так легко. Поэтому придумали решение: в момент скольжения по грунту под лыжу должна подаваться специальная смазка. А вдобавок, чтобы сократить время разбега, истребитель-бомбардировщик оснастили пороховым ускорителем СПРД-110. Лыжефицированные варианты самолета Су-7Б были действительно созданы, они прошли летные испытания и на грунтовых, и на снежных полосах, но в серийное производство не попали. Позже для этого же самолета создали и колесно-лыжное шасси.