«кирзачи»: почему эти сапоги стали самой популярной обувью в ссср

Солдат без сапог – что конь без подков

Одеть и обуть солдата всегда было первейшей обязанностью интенданта. Обувь должна быть удобной, легкой и непромокаемой, иначе многокилометровые марши не преодолеть, а с противником босиком не справишься. Чтобы иметь хорошую обувь, нужно иметь хорошую кожу. Но к началу XX века, когда армии стали насчитывать миллионы солдат, как раз кожи-то и не стало хватать.

Накануне Первой мировой войны военные специалисты спорили о том, что лучше, ботинки или сапоги. Выяснилось, что лучше сапоги. В армиях, где использовались ботинки, без специальной защиты ног до колена обойтись не смогли. Такую защиту называли обмотками. В фильмах о Первой мировой войне и о нашей Гражданской мы частенько видим солдат в обмотках. Английская армия так и закончила войну в обмотках горчичного цвета. Русские солдаты единственные, кто щеголял в кожаных сапогах. Но с производством их стали возникать проблемы: не хватало полуфабрикатов.

Л.Ф. Голованов. «Дойдём до Берлина!»

Тем не менее первые опыты по изготовлению заменителей кожи начали проводиться в Петербурге еще в 1903 году. Изобретатель Михаил Поморцев разработал наиболее подходящий для изготовления обуви материал – керзу. Он получил водонепроницаемый брезент и пропитал его смесью парафина, канифоли и яичного желтка. Новый материал оказался водонепроницаемым, но при этом пропускал воздух и вообще обладал свойствами, присущими коже.

Чтобы продолжить рассказ, необходимо пояснить, откуда появилось слово «кирза». Одни ошибочно считали, что это просто сокращенное название «Кировского завода», где было налажено производство материала, другие приписывали это название к английскому лорду Керзону, который отметился в нашей истории, но по другому поводу. Действительность оказалась намного проще. В дореволюционной России керзой (от английского kersey) называли грубое домотканое сукно и техническую ткань. Со временем слово стали писать, как слышали – «кирза» (причем ударение было на первый слог, теперь словари фиксируют слово с ударным последним слогом).

Первую проверку боем кирза получила в годы Русско-японской войны. Она использовалась при производстве амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии. Изделие Поморцева получило высокую оценку у солдат и на международных выставках. Была изготовлена и опытная партия сапог из этого материала, но до массового производства тогда дело не дошло – вмешалось кожевенное лобби. А в 1916 году генерал-майор артиллерии Поморцев умер.

3.

Второе рождение
Возродили производство кирзы уже в 1934 году. Советские ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешевого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство кирзачей. Боевую проверку они прошли ещё в Советско-финскую войну, но этот опыт закончился неудачно на морозе сапоги трескались, становились твердыми и ломкими. Дочь Плотникова Людмила вспоминала, как отец рассказывал ей о комиссии, на которой состоялся разбор полетов применения нового материала. У Ивана Васильевича спросили: Почему ваша кирза такая холодная и не дышит?. Он ответил: Бык и корова пока еще не поделились с нами всеми своими секретами. К счастью, за такую дерзость химика никак не наказали. Напротив после начала Великой Отечественной войны стало очевидна острая нехватка обуви. Тут-то и пригодился опыт Плотникова. Ему было поручено в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию производства кирзы. Курировал вопрос сам Косыгин. Плотников с задачей справился. Более того, наладил производство кирзачей в Кирове. 10 апреля 1942 года он получил Сталинскую премию. К концу войны в кирзовых сапогах ходило 10 миллионов советских солдат.

Алоэ пестрое (тигровое)

Интересные факты

  • 3 мая 2010 года в селе Новиково Староюрьевского района Тамбовской области на здании местного профессионального училища появилась мемориальная доска, на которой изобретателем кирзы назван Иван Плотников, хотя с кирзой его связывает только усовершенствование производственных методов при производстве обувной кирзы в соавторстве с Александром Хомутовым. Вероятной причиной путаницы могла послужить вышедшая в 2005 году в газете «Аргументы и факты» статья журналиста Дмитрия Ганцева «В кирзе по Европе», содержащая ошибочную, не соответствующую историческим фактам информацию.
  • В ПГТ Звёздный в Пермском крае установлен бронзовый памятник в виде пары кирзовых сапог . Вес памятника — около 40 килограммов.

История

В конце 1980-х годов, ввиду замены ГАЗ-66, были попытки очередной унификации производства уже имеющейся машины. Так, в 1990 году, появилась модель ГАЗ-3301, построенная с учётом требований военных.
Также, отличительной чертой этой машины являлось наличие дизельного двигателя. Однако, распад СССР и спад закупок государством поставили крест на перспективной машине. Ввиду этого, производство «шишиги» (ГАЗ-66) было продолжено.

Тем не менее, разработка новой машины продолжилась. С учётом смягчившихся требований военных, а также ввиду практического опыта применения на ГАЗ-66 кабины над двигателем со всеми присущими ей недостатками (высокой опасности для экипажа при подрыве на мине, сложностью доступа к двигателю, низким уровнем комфорта и плохой эргономикой в целом), а главное, резкого сокращения государственных закупок для армии и народного хозяйства, руководство завода вернулось к капотной компоновке. Конструкция полноприводного шасси сохранила преемственность.

Первый прототип нового полноприводного грузовика был создан Горьковским автомобильным заводом в 1995 году под индексом ГАЗ-3309П. Серийное производство модели, получившей отраслевой индекс ГАЗ-3308 и собственное название «Садко» началось в декабре 1997 года.

В российской армии 2,3-тонный грузовик ГАЗ-3308 пришёл на смену модели ГАЗ-66-40 с кабиной над двигателем. На ГАЗ-3308 применяется модифицированная (другие крылья с увеличенными колёсными арками) кабина от ГАЗ-3309, а также ведущие мосты и трансмиссия, аналогичные использовавшимся на ГАЗ-66-40.

В сентябре 2000 года ГАЗ-3308 был предложен на экспорт для вооружённых сил Украины.

С 2003 года «Садко» преимущественно оснащается турбодизелем ММЗ Д-245.7 (с 2005 года экологического класса Евро-2, с 2013-го — Д-245.7Е4 экологического класса Евро-4).

В феврале 2013 года появилась версия ГАЗ-33088 «Садко» с турбодизелем ЯМЗ-53442 класса Евро-4.

В июне 2014 года ГАЗ представил новую версию с неофициальным названием Садко-Next грузоподъёмностью 3 тонны, вместе с новой версией ГАЗ-3309.

Способности[править | править код]

  • Аэрокинез: как бог северного ветра, он имеет абсолютный контроль над воздухом.

    • Он может манипулировать воздушными потоками и летать.
    • Он может генерировать ветер и управлять им.
  • Криокинез : как бог зимы, он имеет власть над морозом, льдом, и снегом.

    • Борей может мгновенно замораживать вещи.
    • Он может призывать метели и град.
    • Может становиться чем-то связанным со льдом и снегом.
    • Контролирует ледяные ветра и снежные ураганы.

Свободно говорит по-французски, так как живет в Квебеке.

Герои Олимпа
Основные книги: Пропавший герой | Сын Нептуна | Метка Афины | Дом Аида | Кровь Олимпа
Дополнительные книги: Дневники полукровки | Пропавший герой (комикс) | Сын Нептуна (комикс)
Главные персонажи: Джейсон Грейс | Пайпер Маклин | Лео Вальдес | Перси Джексон | Фрэнк Чжан | Хейзел Левеск | Аннабет Чейз
Второстепенные персонажи: Рэйчел Элизабет Дэр | Талия Грейс | Нико ди Анджело | Глисон Хедж | Рейна Рамирес-Ареллано | Октавиан | Флиси | Дакота | Элла | Тайсон | Миссис О’Лири | Арион | Хилла Рамирес-Ареллано | Эхо | Боб | Калипсо
Олимпийские боги: Зевс | Гера | Посейдон | Аид | Арес | Деметра | Афина | Аполлон | Артемида | Гефест | Афродита | Гермес | Дионис
Малые боги: Ахелой | Эол | Борей | Хиона | Зет | Ирида | Геката | Немезида | Нот | Триптолем | Митра | Серапис
Римске боги: Юпитер | Юнона | Нептун | Плутон | Марс | Минерва | Церера | Лупа | Беллона | Фортуна | Янус | Терминус | Вулкан | Меркурий | Помона | Геркулес | Купидон | Австер | Аквилон | Фавоний | Летус | Виктория | Оркус
Гиганты: Энкелад | Порфирион | Полибот | Алкионей | Эфиальт | От | Клитий | Перибея | Тоон
Мертвые: Эхо | Серый | Литиерс | Медея | Мидас | Нарцисс | Отрера | Финей | Скирон
Первичные боги: Гея | Тартар | Кето | Форкий | Урае | Нюкта | Танатос | Гипнос | Хаос | Уран | Ахлис | Эреб | Гемера | Герас | Спес
Материалы по теме: Рик Риордан | Перси Джексон и Олимпийцы | Испытания Аполлона | Жестокий мир героев и монстров | Полный справочник | Полубоги и Маги | Лирник Аполлона | Греческие боги Перси Джексона | Греческие герои Перси Джексона

История появления

«Кирза» или «домотканое сукно»  ─ слово английского происхождения. Русский изобретатель военный метеоролог М. М. Поморцев так назвал заготовку из брезента, для пропитки которой использовал яичный желток, парафин и канифоль. Полученный непромокаемый, но «дышащий» материал шел на зачехление стволов орудий. До сапог дело не дошло. Взбунтовались производители кожи, не желающие терпеть убытки. Изобретение конца 19 века было успешно забыто, а многокомпонентный состав для пропитки посчитали экономически невыгодным.

О кирзе вспомнили только в начале Великой Отечественной войны, когда для пошива солдатских сапог понадобился дешевый, но водостойкий материал. Разработку и усовершенствование новой ткани поручили коллективу Кировского завода, откуда происходит еще одна из версий слова КирзА. Главный инженер предприятия Иван Плотников с группой ученых создали плотный, мягкий заменитель кожи, который пропускал воздух, но удерживал тепло. Новая ткань была отправлена на производство армейских сапог. В 1942 году ее разработчики были награждены Сталинской премией, наряду с конструкторами знаменитых «яков» и «илов», а также легендарных «Катюш».

В СССР производству кирзовой ткани уделялось много внимания. Страна занимала передовые позиции в мире по количеству и качеству производимого материала, 85% которого предназначались для армейских нужд.

Плюсы и минусы

Главным плюсом применения кирзы в производстве армейской обуви являются износостойкость и минимальная себестоимость. Поэтому основным назначением материала является изготовление кирзовых ботинок и сапог.

  • максимальная водоупорность;
  • устойчивость на истирание и разрыв;
  • стойкость к механическим повреждениям;
  • способность накапливать статическое электричество минимальная.
  • не выносит максимальных низких и высоких температур (поверхность может потрескаться);
  • под воздействием тепла дает усадку;
  • повышенная жесткость;
  • скудная цветовая палитра (черный и темно-серый цвет, реже отбеленные и окрашенные образцы).

Эх, путь-дорожка фронтовая…

Использование дешевого заменителя, по подсчетам нового наркома обороны маршала С.К. Тимошенко, позволяло сэкономить почти 4,45 млрд квадратных метров юфтевой, 2,38 млрд квадратных метров хромовой и 559,9 тонны подошвенной кожи в год3. Огромные объемы, которые воюющая страна не могла дать фронту. Кирза без преувеличения стала спасением. Это отчетливо понимали в Кремле.

10 апреля 1942 года одиннадцать специалистов, причастных к изобретению и внедрению в промышленность заменителей кожи, были удостоены Сталинской премии II степени.

Предприятия Москвы, Ленинграда, Ферганы, Куйбышевской области поставили кирзачи на поток. В первую очередь они направлялись в действующие войска. Тыловые части до октября 1942 года «донашивали» ботинки или отремонтированные после фронтовых испытаний сапоги. К ремонту в Красной армии подходили серьезно: каждая пара армейской обуви хоть раз проходила через руки сапожных дел мастеров.

Новинку в войсках восприняли с энтузиазмом: «Мне не страшны грязь и вода: я получил новые кирзовые сапоги 38С, — писал в апреле 1942 года гвардии техник-лейтенант Б.Е. Корсаков. — Испытание они выдержали хорошо»4. Кирзу носили круглый год, за исключением крепких морозов. Зимой во время оттепели и в межсезонье на ноги наматывали байковые портянки.

Чтобы защитить кирзу от воды, ее натирали солидолом и дегтем. Увы, промокший кирзовый сапог разбухал, становился еще тяжелее и теснее. Это объяснялось «не усадкой кирзы, а значительным коэффициентом трения»5. Неопытные бойцы через несколько дней переходов по распутице с трудом втискивали в них ноги. Фронтовик Э.Е. Приклонский вспоминал: когда в октябре 1942 года курсантам Челябинского танкового училища выдали новые кирзовые сапоги, «только немногие из нашего брата, либо более сообразительные от природы, либо умудренные житейским опытом, взяли себе обувь на один-два номера просторнее»6. Остальные, промучившись две недели, вынуждены были вернуть старые разношенные «башмаки».

Тяжелее всего в кирзовых сапогах приходилось женщинам. Ведь размеров меньше 38-го не производили — и те пропадали сразу. Редкая участница войны не поминала лихом «огромные кирзовые сапожищи», удивляясь собственной выносливости. Как писала поэтесса Юлия Друнина:

До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла.

«На ногах — кирзовые сапоги размера на четыре больше, чем нужно, — писала в 1942 году военная переводчица И. Дунаевская. — На непомерно большие сапоги налипают огромные комья глины, сапоги вязнут в жидком месиве дороги: чтобы переставлять ноги, приходится делать огромные усилия и то и дело руками соскребать глину с сапог. А ближе к передовой — того хуже: в ходах сообщения в сапоги заливается густая глинистая жижа и стягивает их с ног; не раз солдаты штыками выуживали из вязкого месива мой утонувший сапог, пока я в позе аиста стояла на одной ноге; жидкую грязь выливали, и я натягивала спасенный сапог на мокрую портянку»7.

Девушке повезло: через год старшина из соседней части раздобыл ей сапоги — «не какие-нибудь кирзовые, а мягкие, яловые и, главное, по ноге»8. Такие полагались только офицерам, но разумное начальство смотрело на девичье нарушение устава сквозь пальцы…

Виды и их свойства

В зависимости от способов обработки и пропитки свойства ткани несколько различаются. Мы перечислим основные разновидности современных кирзовых полотен.

  • Кирза двухслойная или трехслойная, пропитанная смесью латекса и дополнительных добавок. Идет с маркировкой «А», что означает «акринит» от названия полимеров, используемых при обработке.
  • Материал с маркировкой «Б», пропитываемый специальным бензоводным веществом на основе каучука и других вспомогательных компонентов.
  • Кирзовые полотна, пропитанные тоже латексными составами, но с усиленной лицевой поверхностью.

Из цветовых решений до сих пор наиболее распространена черная кирза, но встречаются и отбеленные варианты.

Вы слышите? Грохочут сапоги…

Попытку возродить производство кирзы решили в 1934 году. Была усовершенствована технология и разработан метод получения искусственного каучука, которым пропитывалась ткань. В дальнейшем к разработке и производству кирзовых сапог подключился химик Иван Плотников. Именно он возглавил Вятский комбинат искусственных кож и наладил производство кирзовых сапог.

Первую обкатку новые сапоги прошли в условиях советско-финской войны, но не совсем удачно. На морозе сапоги становились твердыми и ломкими.

Катастрофически стало не хватать обуви в первые дни Великой Отечественной войны. Вспомнили про Плотникова. Он был отозван из московского ополчения, переведен в тыл и сразу был назначен директором и главным инженером завода «Кожимит». Задача была одна – в кратчайший срок усовершенствовать технологию изготовления обувного кожзаменителя – кирзы.

П.И. Жигимонт. «Солдатская песня»

Плотников с задачей справился, и кирзовые сапоги были запущены в массовое производство. Говоря о серьезности задачи, надо сказать, что в годы войны по пустякам Сталинские премии не давали. Ивану Плотникову и группе его инженеров удалось коренным образом усовершенствовать и технологическое оборудование, и методы производства. В итоге получилась легкая и прочная ткань для производства сапог, и именно в этой простой и неприхотливой обуви советские солдаты дошли до Берлина.

К 1945 году в кирзачах щеголяли десять миллионов солдат, а эффективность производства такой обуви составила тридцать миллионов рублей в год. Очень интересное мнение о кирзовых сапогах оставил американский генерал Бредли, сделавший выбор в пользу кирзачей при сравнении обуви советских и американских солдат. В кирзовых сапогах ноги наших солдат были сухими, тогда как из-за постоянной сырости только за один месяц в американской армии выбыли из строя 12 тысяч солдат. Наши солдаты преодолевали многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью. Голенище прикрывало ногу от повреждений, травм и ожогов.

5.

Портянки
Можно признать, что портянки не менее гениальное изобретение, чем сами кирзовые сапоги. Впрочем, они неразлучны. Те, кто пробовал носить кирзовые сапоги с носком знает, что носки обязательно рано или поздно скатаются на пятку. Тогда, особенно, если ты на марш-броске, и не можешь остановиться, пиши пропало Ноги в кровь. Кроме того, портянки удобны ещё и тем, что в случае их намокания, их достаточно намотать другой стороной, тогда нога по-прежнему останется сухой, а мокрая часть портянки будет тем временем высыхать. Просторное голенище кирзачей позволяет в холода наматывать по двое портянок, плюс закладывать в них газеты для того, чтобы сохранить тепло.

От британских морей

Получил заменитель кожи в ходе химических опытов русский офицер-артиллерист (потом генерал) Михаил Поморцев. Армия тогда потребляла много натуральной кожи: для обуви, портупей и амуниции, ружейных ремней, чехлов. При этом, если кожаный чехол для штыка или лопаты можно было заменить брезентовым аналогом (что и было сделано в Первую мировую), то переобуть солдата в парусиновые/суконные сапоги не представлялось разумным. Сапоги – это вам не медный котелок, они не могут служить десятилетиями. Их армия постоянно закупала. Что ложилось тяжелым бременем на казну.

Идея была незамысловатой: заменить кожу на более дешевый материал. Поморцев предложил тачать солдатские сапоги из грубого сукна, пропитанного составом, который бы не пропускал воду, но пропускал воздух. Чтобы ноги, как говорили солдаты, “не спарились”. Подходящей ткани на рынке было с избытком, выбор пал на сукно из одной английской деревни, которая с XIII века славилась выведением особой породы овец.

Костюм “Ополченец” и манто “Крымчанка” – писк моды 1854 года

С пропиткой дела обстояли не так гладко. В 1903 году, когда Михаил Поморцев в Санкт-Петербурге проводил опыты, было ясно, что лучшие водоотталкивающие эффекты давали составы на основе натурального каучука. Но своего каучука в Российской империи не было (точнее, был, но не умели добывать).

Британское сукно в любой момент можно было заменить на отечественное, а прекращение поставок каучука из-за границы оставило бы армию без снаряжения. Поэтому Поморцев предложил использовать пропитку из смеси парафина, канифоли и яичного желтка. Все свое, отечественное. Полученный материал не пропускал воду – практически как натуральная кожа.

Так наша армия и получила керзу. Вторая буква в этом слове отнюдь не грамматическая ошибка. По-английски название деревни, где закупалось сукно-основа, звучит как Kersey (графство Суффолк, восток Англии). Кирзой этот материал назовут уже в советское время. Почему? А это тайна, покрытая мраком. По одной из версий серийное производство советской кирзы наладили на заводе “Искож”, расположенном в Кировской области. Как удается провести орфоэпическую эволюцию от британской Керси до Вятки, переименованной в честь Сергея Кирова, – не вполне понятно. Но будем для удобства называть материал, как привыкли.

А пока еще раз вернемся в Россию дореволюционную.

Плюсы и минусы

Вы наверняка слышали, что кирзачи крайне удобны в ношение, а что самое главное являются непривередливой обувью. Покупка такой обуви говорит о том, что вы купили себе сапоги, с которыми не нужно думать о погоде или грязи на улице. В этом смысле они полностью оправдывают свои плюсы. О плюсах данных сапог и поговорим:

Во-первых, они имеют долгую жизнь, то есть служат крайне долговременно

Это очень важно, ведь можно купить их и проносить бог знает, сколько времени. А при тщательном уходе и аккуратности, можно эксплуатировать их ещё дольше; Сапоги сохраняют свои оригинальные первоначальные свойства даже после долгих лет ношения

Найти подобную обувь с такими же преимуществами очень сложно; Ходить в кирзачах комфортно, не мучаясь от мозолей и прочих неудобств; Пропускают воздух, таким образом, нога постоянно дышит; Можно носить при любой погоде, даже в мороз. Они имеют устойчивость к влаге и не накапливают статического электричества; Для кого-то это достоинство покажется и вовсе самым главным. В принципе, найти сапоги-кирзачи можно за 2000 рублей, а то и дешевле. И в их случае это никак не будет влиять на качество продукта.

Но не бывает роз без шипов. Вот и у сапог из кирзы свои минусы могут найтись. Выделим несколько самых ярких и объективных:

  • Да, в них можно ходить летом, теоретически, но это будет малоприятно. Всё же для жары это не самая лучшая обувь. К тому же, они громоздкие, ведь весят около 2,5 килограмм;
  • Ограниченность в подборе другой гармоничной одежды может также стать препятствием при желании носить сапоги-кирзачи. То есть, к ним всё же нужно покупать ещё и портянки, ведь условные носки будут рваться с этой обувью, сползать и вызывать мозоли на ноге;
  • Кирза плохо растягивается, то есть обувь немного не эластична.

Конструкция[править | править код]

Внешние изображения
Инфографика и чертежи, доступные в СМИ

Схема лодки.

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Также было упрощено обслуживание и содержание кораблей.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется при помощи водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпусправить | править код

К-535. В центре носовой части виден торпедопогрузочный люк, по бокам от него — крышки аппаратов запуска средств гидроакустического противодействия

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, которые являются частью общей конструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед из-за особенностей размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина предельная погружения — до 480 м. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек (в том числе 55 офицеров).

Силовая установкаправить | править код

На лодке установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТП-6. Вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным, с парогенератором, ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот».

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Азурит» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным, с улучшенной амортизацией, мощностью около 50 000 л. с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л. с. (по другим данным — 370 л. с.). Подруливающие устройства расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.

Оборудованиеправить | править код

  • БИУС «Округ»
  • ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей». Дальность обнаружения целей — более 220—230 км. Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей — не менее 30.
  • Носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах
  • Две бортовые конформные антенны большой протяженности
  • Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов с ГАС обнаружения ГАС противника
  • Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны
  • Аппаратура классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов
  • ГАС миноискания
  • Эхоледомер
  • Обнаружитель разводий во льдах
  • Обнаружитель полыней во льдах
  • Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных
  • Система РЭБ
  • РЛС
  • Аппаратура госопознавания
  • РЛС госопознавания
  • Радиопеленгатор
  • Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Борей»
  • Система управления электро-энергетической системой «Луга-Борей»
  • Система централизованного электропитания «Косинус-Борей».
  • Навигационный инерциальный комплекс
  • Система спутниковой навигации
  • Автоматизированный комплекс радиосвязи в составе
  • Оптическая обзорная ТВ-система (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50—60 м)
  • Перископы: командирский и штурманский астронавигационный

История кирзы

Улучшение свойств материалов путем их объединения и комбинирования известно с древности. В старину ткань пропитывали маслом, воском, смолами, а в Южной Америке – соком каучуконосных растений, от чего она становилась прочной и защищала от воды. Исследования в этом направлении продолжаются и в настоящее время, и множество привычных нам материалов представляют собой текстиль, пропитанный различными синтетическими и натуральными компонентами.

Во все времена одной из актуальных задач всех времен была замена дорогостоящих материалов такими, которые стоили бы дешевле, но обладали бы примерно тем же набором потребительских свойств. Особой проблемой многих стран был поиск качественного заменителя натуральной кожи, в первую очередь, для военной обуви и амуниции (в России конца позапрошлого века расходы на сапоги и кожаную амуницию составляли четверть всех затрат на содержание армии). Первое появление такого эффективного заменителя кожи, как ткань кирза, связано с именем М.М. Поморцева, военного аэролога и метеоролога. Сотрудничая с Русским физико-химическим обществом, он сделал множество полезных разработок, среди которых заменители каучука из растений, произрастающих в Средней Азии, водоотталкивающий брезент.

Особое место среди изобретений Поморцева занимает композитный материал, аналогичный коже, для которого использовалась английская грубошерстяная ткань под названием kersey, пропитанная составом из канифоли, парафина и яичных желтков. Новый материал получил название «кирза» (с ударением на первом слоге). Он был достаточно прочен, не пропускал воду, и при этом не препятствовал газообмену. Кирза получила награды на международных и российских промышленных выставках.

Однако массовое внедрение новой обуви всячески тормозилось производителями кожаных изделий, а после смерти Поморцева в 1916 году о новом материале забыли на долгие годы.

К созданию заменителя кожи возвратились в 30-е годы прошлого века, когда остро встал вопрос о снаряжении армии. В этот раз пропитку стали делать на основе недавно синтезированного искусственного каучука. Инженеры А. Хомутов и И. Плотников разработали технологическое оборудование, и уже в финскую кампанию новая ткань стала применяться для пошива армейских сапог. К сожалению, первые образцы не выдерживали морозов и вызывали раздражение кожи. Получить более качественную продукцию под названием ткань кирза удалось в августе 1941 И.Плотниковым на Кировском заводе «Кожимит» («Искож»). Существуют две версии названия этого нового материала: измененное «кирза» и сокращенное «Кировский завод».

Усовершенствованная кирза была водостойкой, прочной, легкой, она сохраняла тепло и позволяла ногам «дышать». Уже зимой 41 новый материал использовался не только для массового выпуска сапог и ботинок, но и для планшетов, амуниции и другого военного снаряжения. С тех пор надежные и неприхотливые кирзовые сапоги стали символом советского солдата.

Советы по уходу

Установленный производителем срок эксплуатации кирзы составляет 1 год, обычно на такой период и выдают сапоги. Если обеспечить надлежащий уход за обувью, она прослужит дольше:

  1. Материал стойкий к воде, но стирать его не нужно, так как полная просушка сапог займет много времени. Изделия из кирзы рекомендуется протирать снаружи и внутри влажной тряпкой, после чего просушивать в проветриваемом помещении.
  2. Не стоит размещать обувь возле искусственных источников тепла, она может рассохнуться.
  3. Стельки необходимо сушить отдельно от сапог.
  4. Кирзовая ткань неприхотлива в уходе, не требует специализированных средств. Однако перед натиранием какими-либо составами, необходимо удалить грязь щеткой.
  5. Для обработки швов можно использовать любой животный жир или натуральное масло. Эти вещества уберегут обувь от протекания в наиболее уязвимых местах. Саму поверхность сапога начищают гуталином, ваксой или обычным кремом для обуви. Чтобы сохранить эластичность материала, рекомендуется это делать на влажном кожзаменителе.

Обувь из кирзы следует обрабатывать регулярно

Особенное внимание просушке и пропитке нужно уделить, когда изделие отправляется в кладовую до следующего сезона. Внимательный уход обеспечит долгую службу обуви на много лет

Основная машина

Представители «Уралвагонзавода» на полях крупнейшей оружейной выставки Ближнего Востока IDEX-2021 сообщили, что Т-90М «Прорыв», как и танк Т-14 «Армата», будет встроен в сетецентрическую систему управления боевыми действиями.

«Танки Т-90М и Т-14 «Армата» оснащены аппаратурой ЕСУ ТЗ. Эта система связывает «армейским интернетом» все объекты, оснащённые комплексом взаимодействия», — сообщили в концерне.

ЕСУ ТЗ — это Единая система управления тактическим звеном, разработанная воронежским концерном «Созвездие». Она позволяет танку участвовать в боевых действиях, будучи интегрированным в командную информационно-коммутационную сеть. Это существенно повышает степень эффективного взаимодействия различных подразделений и видов войск на театре военных действий (ТВД), отмечают военные эксперты.

Также по теме

Польское участие: с чем связан интерес Варшавы к проекту создания европейского танка

Варшава хочет принять участие в проекте создания европейского танка European Main Battle Tank, заявил польский президент Анджей Дуда…

Военный эксперт полковник в отставке Михаил Ходарёнок отметил в беседе с RT, что начало серийных поставок перспективных танков Т-90М положительно скажется на боеспособности ВС России.

«Увеличены огневые возможности танка, степень защищённости от всех средств поражения вероятного противника, а также характеристики прицельного и вычислительного комплексов», — отметил он.

При этом и Т-90М, и Т-14 «Армата» являются основными боевыми танками, отметил эксперт. Какая из машин в будущем станет главной в этой категории, предстоит решать Минобороны, добавил Михаил Ходарёнок.

«Если Минобороны РФ решит закупать больше Т-90М и они будут стоять на вооружении большинства танковых частей и соединений, то он станет основным танком», — пояснил военный эксперт.

  • Танки Т-90М «Прорыв-3» на Тверской улице во время военного парада в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов на Красной площади в Москве
  • РИА Новости

При этом Виктор Литовкин считает, что основным боевым танком ВС РФ в перспективе станет Т-14 на платформе «Армата». Однако решение Минобороны закупать и другие машины того же класса является оправданным.

«Они оценивают, какие танки выгоднее на сегодняшний день, какие более нужны в тех или иных округах и гарнизонах», — пояснил эксперт.

В свою очередь, Юрий Кнутов отметил, что Т-14 «Армата» — это танк завтрашнего дня, а Т-90М — одна из лучших машин дня сегодняшнего.

Современные аналоги

Есть материалы, являющиеся разновидностями кирзы, если в качестве главного признака считать основу из хлопка, пропитанного каучуком. К ним относят:

  • Эластоискожа Т — различают пористую, замшевидную, морозостойкую.
  • Кирголин — содержит хлопчатобумажную ткань и каучук.
  • Феналин — делают с помощью пропитки смесью казеина, жидкого стекла и латекса. Обувь из этого материала делается для работников горячего цеха (45 секунд выдерживает действие огня).

Если в производстве использовать не каучук, а поливинилхлорид, то получается шарголин или “Универсал” — более мягкая материя, но при этом не такая морозостойкая.

Грубую основу виниловой кирзы из хлопчатобумажника часто меняют на нетканые материалы. Благодаря этому обувь выдерживает нагрузки и многократные изгибы без потрескивания и расслаивания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector