Призвание варягов: мифы и реальность
Содержание:
- Повесть временных лет
- Авторы Гайдпарка
- Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
- Как варяги появились в русских землях
- Литература
- Призвание
- Куда делись викинги?
- Примечания
- Споры о происхождении Рюрика
- Участие руси в призвании
- Основные аргументы норманистов:
- Князь Святослав Храбрый: бесстрашный воин и прославленный полководец Киевской Руси
- Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
Повесть временных лет
Итак, «Повесть временных лет» приводит три разные версии происхождения варягов. Самое раннее упоминание — о варягах, живущих от земли англов на западе до «предела Симова» на востоке. Земля англов — южная Ютландия, полуостров который нынче принадлежит Дании. Кстати, «англами» на Руси и называли собственно датчан. Что такое «предел Симов» — вопрос более сложный. Ясно, что этот ориентир связан с библейским сюжетом о разделении земель после Всемирного потопа между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом. Ученые выяснили, что потомками Сима древнерусские летописцы считали волжских булгар. Поэтому «предел Симов» в данном случае — Волжская Булгария.
Иными словами, здесь именем «варяги» обозначается все население, разбросанное по Волго-Балтийскому пути, которое контролировало северо-западную часть этой водной торговой магистрали от Ютландии до Волжской Булгарии. Стоит подчеркнуть особо — в этом свидетельстве летописи о варягах предполагается не этническое, а именно территориальное определение. Помимо ильменских словен и кривичей, в это раннее образование входили финно-угорские племена: меря, весь и чудь.
Чуть ниже летопись уточняет состав племен побережья Балтики, и этот фрагмент является вставкой в летописный текст. Эта вставка дает нам более подробный список племен, живущих у Варяжского (т.е. Балтийского) моря: варяги, свевы (шведы), норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие. Иначе говоря, летопись показывает нам — варяги не принадлежали к германским народам, а представляли собой отдельный этнос.
Авторы Гайдпарка
-
Кот Баюн конь
Жизнь в арендованной квартире, это как?
Читать полностью
-
Ната Нигма
Я раскрыла схему вывода денег населения за ЖКХ, через трансграничный счёт
Читать полностью
-
igor..s
Расчехление. Как Кремль почувствовал себя хозяином и в итоге потерял Чехию
Читать полностью
-
Евгений Шнуровский
Гиркин-антиСтрелков всепропальствует не ради России, а ради своего шанса в смуте
Читать полностью
-
Александр Попов
Вакцина Спутник V шагает по планете
Читать полностью
-
валерий рыженко
Алипий
Читать полностью
-
валерий рыженко
История денег
Читать полностью
-
Продавец Воздуха
Кругом беспорядки в ЕС
Читать полностью
-
Бедный Виктор
Где ситуация с коронавирусом хуже?
Читать полностью
-
Алмаз Браев
Аристократия нужна. Профилактика низости
Читать полностью
-
Юрий Болдырев
Так вот кто в России главный злодей!
Читать полностью
-
Наталия Хроникер
Скромность Путина провоцирует хищников
Читать полностью
Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.
Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».
Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.
В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.
«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».
Как варяги появились в русских землях
1-е записи о варягах встречаются в «Повести временных лет». Варяги появились на Руси приблизительно в 9-м столетии. Тогда варяги являлись богатыми торговцами, которые в больших количествах прибывали в русские земли. В крупнейших городах славян этих торговцев было так много, что они формировали общины, преобладавшие над местными жителями.
После того, как в 10-м и 11-м столетиях правители Руси стали нанимать дружины варягов в свои войска, число чужеземцев начало возрастать. Дело дошло до того, что Новгород, который всегда считался городом славян, стал считаться городом варягов. Большое число чужеземных торговцев и воинов было многократно зафиксировано в древних документах, найденных в Киеве.
Даже один из походов княжеских дружин на столицу Византии состоялся благодаря варяжским наемникам, из которых киевские князья Аскольд и Дир сформировали ополчение. Кроме того, есть теория, что Киев основали варяжские племена. Культ Перуна, являвшегося главным божеством варяжских племен, выступает доказательством данной теории.
Варяги, образовав в землях славян торговые общины, стали со временем получать все больше власти. Города, управляемые князьями варягов, превратились в военные пункты. Ввиду того что до этого славяне уплачивали дань хазарскому каганату, варягов начали считать чуть ли не избавителями. Они не занимались грабежом местных жителей. Соответственно с летописями, Аскольд и Дир, приблизившись к Киеву с моря, узнали, что его жители находятся под игом хазар, и стали правителями города. Затем они собрали мощное войско (по большей части из варягов) и начали нападать на расположенные поблизости полянские городки. Со временем жители этих земель согласились принять власть варягов.
В это время в Новгороде уже правил Рюрик (был Новгородским князем с 862 по 879 год). Считается, что славяне сами призвали его на княжение. Именно он положил начало династии Рюриковичей. Соответственно с летописями, славяне призвали на княжение 3 варягов: Синеус стал править в Белоозере, Трувор в Изборске, Рюрик в Новгороде. Благодаря этому был положен конец междоусобным войнам славян и финно-угров.
Литература
- Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях: Сб. / Под ред. Андерса Хедмана, А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. — 96 с. — ISBN 5-86007-095-0
- Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Разоблачение норманнского мифа. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2012. — 288 с. — Серия «Подлинная история Руси». — ISBN 978-5-699-56960-1
- Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и её соседей. X-XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. 1988-1989 гг. — М.: Наука 1991. — С. 5-169.
- Ласкавый Г. В. Викинги: Походы, открытия, культура. — Минск: МФЦП, 2004. — 322 с. — Серия «Народы Земли».
- Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Биармия. Северная колыбель Руси. — М.: Алгоритм, 2007. — 256 с.
- Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Походы норманнов на Русь. Истоки Руси Изначальной. — М.: Вече, 2009. — 320 с. — Серия «Тайны Земли Русской».
- Ловмяньский Хенрик. Русь и норманы / Пер. с пол. под ред. В. Т. Пашуто. — М.: Прогресс, 1985. — 304 с.
- Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. — СПб. Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2008. — 2-е изд. — 591 с.
- Мюссе Люсьен. Варварские нашествия на Западную Европу: Волна вторая. — СПб.: Евразия, 2001. — 352 с. — Серия «Barbaricum».
- Никитин А. Л. Королевская сага // В кн.: Никитин А. Л. Костры на берегах: Записки археолога. — М.: Молодая гвардия. 1986. — С. 333-493.
- Петухов Ю. Д. Норманны — Русы Севера. — М.: Вече, 2008. — 368 с. — Серия «Тайны Земли Русской».
- Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии: 1000 лет одного рода. — М.: Олма-Пресс, 2001. — 479 с. — Серия «Архив».
- Пчелов Е. В. Рюрик. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 316 с. — Серия «Жизнь замечательных людей».
- Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX — XIV вв. Материалы и исследования. — М.: Наука, 1978. — 240 с. — Серия «Древнейшие государства на территории СССР».
- Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. — М.: УРСС, 1999. — 144 с.
- Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1906. — 464 с.
- Фетисов А. А., Щавелев А. С. Викинги. Между Скандинавией и Русью. — М.: Вече, 2009. — 336 с. — Серия «Terra Historica». — ISBN 978-5-9533-2840-1
- Филиппов В. В., Елисеев М. Б. Русь против варягов. «Бич Божий». — М.: Яуза, Эксмо, 2015. — 384 с.: ил. — Серия «Запрещенная Русь». — ISBN 978-5-699-81213-4
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…» |
Часть историков, например академик Б. А. Рыбаков, считают, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода с древнешведского слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что эти личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Более поздняя (XIII—XIV век) «Новгородская первая летопись младшего извода» в целом повторяет версию призвания варяга Рюрика на княжение союзом славянских и финно-угорских племен.
Знаменитые слова послов — «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются только одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слова «порядок» нет. В ПВЛ по Ипатьевскому списку на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», более того, ряде других списков (например в Новгородской Четвёртой летописи написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — правитель княжества.
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако неизвестно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X вв. русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян.
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» (см. Видукинд Корвейский), в которой бритты обращаются к 3 братьям саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»
Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. По его мнению, как и в случае с призванием саксов в Британию, легенда отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных. Другие историки считают, что «варяжская» легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Истоки таких сюжетов прослеживаются у разных народов.
Куда делись викинги?
В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.
На Руси же варяги быстро усвоили местные обычаи и язык, перестали ассоциировать себя с исторической родиной. Первые русские князья носят скандинавские имена: Рюрик, Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Однако уже сын князя Игоря Старого и княгини Ольги назван по-славянски — Святослав. Получается, что викинги никуда не исчезли, а лишь растворились в славянской среде, оставив немалый след — хотя бы в виде династии Рюриковичей.
Связи Руси со Скандинавией сохранялись и в дальнейшем — это подтверждают, в частности, династические браки. Например, в XI веке киевский князь Ярослав Мудрый взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (Ирину). А правнук Владимира Мономаха в XII веке стал датским королем под именем Вальдемар I Великий.
Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.
Примечания
- Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
- Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
- Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162
- , Никоновская летопись, с. 154-156.
- Неточный перевод. Смотрите первоисточник — Повесть временных лет
- , с. 148-149.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
- Шахматов А. А. «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
- «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
- «Новгородская Четвёртая Летопись» М., 2000. с. 581.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.
Споры о происхождении Рюрика
Было непонятно, какова этническая принадлежность Рюрика и его дружины. Большинство ученых, начиная с Г.Ф. Хольмана (1816), сблизили его с конунгом, как называли верховного правителя у племен викингов, Хререком (Рориком – Hroerekr) Ютландским (Фрисландским), который был датским принцем и маркграфом фризским из королевского рода Скьольдунгов. Его «западную» часть биографии была достаточно серьезно исследована. Он владел Дорестадом во Фрисландии до 850 г. В 850-е гг. Рорик перебрался в область реки Эйдера в Южной Ютландии. Есть вероятность, что войска Рорика участвовали в блокаде шведского города Бирки в 852 г., который был конкурентом датского города Хедебю.
Определение 1
Маркграфом называли управляющего определенной территорией («маркой»). Фризией – землю в Северо-Западной Европе, которая располагалась между реками Везером и Рейном и простиралась вдоль морского побережья до устья реки Эльбы. Род Рюрика обладал фризским округом Рустринген, в названии которого исследователи часто видят созвучие с названием народа русь, которые якобы пришли с Рюриком, согласно летописи.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
О «русской» части жизненного пути Рорика можно только догадываться и предполагать. По версии А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, И.В. Дубова первые переговоры славян с Рориком состоялись в 862 г. В их результате люди Рорика прибыли и построили варяжскую крепость в Ладоге. В 870-874 гг. Рорик поехал на Запад с целью урегулирования отношений с франкским и германским королем по поводу своих земельных владений. После этого он вернулся на Русь, где подавил оппозиционный мятеж во главе с Вадимом Новгородским. Также он женился на представительнице местного аристократического рода – некоей Ефанде. Рорик погиб в 879 г.
Вслед за С.А. Гедеоновым (1876) исследователи стремятся доказать, что Рюрик и его спутники были славянами. Они отождествляют его с гипотетическим князем поморских славян-ободритов Рериком.
Антинорманисты, противники норманнской теории, считают, что Рюрик является выдуманным мифическим персонажем, а летопись о его приходе – это либо полный, либо частичный вымысел. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что действие событий разворачивается в Новгороде в 862 г. Однако в те времена Новгорода еще не было: он возник не ранее 950-х гг., т.е. на сотню лет позже общепринятой даты, когда были призваны варяги. Е.Н. Носов и другие исследователи полагают, что вместо Новгорода имелось в виду именитое Городище под ним, где были обнаружены археологические слои IX в. и которое принято условно называть Рюриково городище. В.Л. Янин, один из крупнейших знатоков средневекового Новгорода поддержал идею Е.Н. Носова.
Исследователи доказали, что легенда о приходе Рюрика – поздняя: ее внесли в летопись не ранее конца XI – начала XII в. Тем не менее, в сказании были отражены некоторые реалии первых лет истории государства Древней Руси. Одна из задач исследователей – разграничить мифы и легенды и реальные исторические события, восстановить подлинную историческую реальность и объяснить, почему она была искажена в летописи.
Замечание 1
В.Я. Петрухин отмечает, что основная часть мифа о Рюрике не вызывает сомнений в ее исторической основе: «Ясно, что разноплеменное население, концентрирующееся в городских (“предгородских”) пунктах на трансконтинентальных водных путях, прежде всего в Новгороде и Ладоге, должно было договариваться с дружинами скандинавов, идущих на ладьях по этим путям». Следовательно, славяне должны были или заключать с варягами договор («ряд») или воевать с ними.
В 879 г., после того, как Рюрик погиб, регентом при его малолетнем сыне Игоре был назначен князь Олег. Он обладал неизвестным происхождением – то ли был родственником Рюрика, то ли воеводой. Варяжский вождь начал свое княжение походом 882 г. на Южный центр Руси для того, чтобы объединить его с Северным центром. Летопись гласит, что его войска спустились по Днепру, взяли Смоленск (столицу кривичей), затем Любеч, взяли Киев в осаду и убили Аскольда и Дира, которые правили там. После этого Олег объявил, что теперь здесь будет единая русская держава со столицей в Киеве.
882 год считается началом существования Древнерусского государства, которое историки XIX в. условно называли Киевской Русью – в соответствии с названием столицы.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Участие руси в призвании
В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списках «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Летописца вскоре» патриарха Никифора, помещённой в Новгородской Кормчей книге (1280 год), русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — на что указывали И. Г. Нейман, Д. И. Иловайский, А. А. Потебня, М. Н. Тихомиров и Г. В. Вернадский. Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.
Участие руси в призвании варягов фиксируется и в более поздних, чем «Повесть временных лет», источниках: «Владимирском летописце» и «Сокращённом Новгородском Летописце», а также в Степенной книге митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь» и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…» и некоторых других.
А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи», в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем».
По мнению В. В. Фомина, русь, участвовавшая в призвании, связана с названием города Старая Русса. «Старорусскую русь», существовавшую, по его мнению, ещё до призвания Рюрика, Фомин локализует на территории всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь». Предположение о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН было отмечено, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно». По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы рубежом X—XI веков. Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота № 526: «На Бояне въ Роусе гр(и)вна, на Житоб(о)уде въ Роусе 13 коуне и гр(и)вна истине…». О более раннем названии поселения ничего не известно. Лингвисты Р. А. Агеева, В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья, которая в древности называлась Руса. Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен. Однако вне зависимости от связи со Старой Руссой «варяги-русь» могли участвовать в призвании других «варягов-руси», поскольку в летописях упоминается о том, что местное население и до призвания Рюрика платило дань неким варягам, а археология фиксирует скандинавское присутствие в Старой Ладоге уже с середины VIII века.
Основные аргументы норманистов:
— Князья носят скандинавские имена, во всяком случае, неславянские: Игорь, Олег, Свенельд, Фарлаф, Аскольд, Дир – явно германские имена;
— Варяги пришли из-за моря, Балтийского моря, т.е. из Скандинавии;
— Тактика варягов вполне соответствовала тактике норманнов, разорявших и утверждавшихся в Западной Европе;
— В скандинавских сагах много сказаний о походах на земли восточных славян;
— Имя Рёрик в разных вариация относилось к реальным норманнским вождям;
— Термин «варяг» относилось именно к норманнским воинам, служившим в качестве наёмников в византийском войске, гвардии. Распространённая версия «варангос» готское слово «союзник»;
— Маршрут «из варяг в греки» соответствовал продвижению именно скандинавов вглубь славянских земель;
— Варягами в период уже появления летописания в XI в. точно называли скандинавов, прежде всего шведов, норвежцев – Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, Гаральд Норвежский.
— Характер варяжских погребений соответствовал скандинавскому типу: захоронения в ладьях, сломанные как у норманнов мечи, высокие курганы, в отличие от приземистых славянских;
— В захоронениях множество вещей скандинавского происхождения: фибулы, молоточки Тора, скандинавские мечи, орнамент.
Князь Святослав Храбрый: бесстрашный воин и прославленный полководец Киевской Руси
Краткая справка
Святослав Игоревич Храбрый – князь новгородский (годы правления: до 945-969), Великий князь Киевский (945-972). Сын князя Игоря Рюриковича и Ольги. Получил известность в качестве блестящего воина, совершившего множество походов, имевших поистине стратегическое значение для Киевской Руси.
Биография
Точная дата рождения достоверно неизвестна. Согласно Ипатьевскому списку Ипатьевской летописи, Будущий Князь Святослав Игоревич родился в 942 году. В то же время, другие источники утверждают, что дата его рождения приходится на 920-е годы. Будучи единственным сыном Игоря, Святослав формально стал правителем Киевской Руси в малолетнем возрасте после смерти отца во время восстания древлян (если опираться на дату рождения 942 г., на этот момент ему было около трёх лет). Тем не менее, примерно до 961-964 гг. регентом при Святославе была его мать, которая занималась государственными делами и после того, как молодой князь пришёл к власти – по причине того, что её сын большую часть времени проводил в многочисленных военных походах. После смерти матери перенёс собственную резиденцию в Переяславец, распределив княжества между сыновьями. По договору с Византией был вынужден покинуть Переяславец в 971 году. Погиб в 972-м в ходе сражения с печенегами у Днепровских порогов. Истории известны имена трёх сыновей Святослава – Ярополк (был посажен князем в Киеве), Олег и Владимир.
Военные достижения
Если верить легенде, в свой первый поход Святослав отправился в возрасте четырёх лет вместе со своей матерью и её дружиной. При этом малолетний князь открыл сражение против древлян, которое Ольга организовала для того, чтобы отомстить за гибель мужа. Характерно, что князь до конца своей жизни оставался язычником, в то время как его мать крестилась в христианство и предпринимала неоднократные попытки обратить в православную веру также и Святослава. Свой отказ Великий князь мотивировал в первую очередь тем, что военачальник-христианин не будет пользоваться авторитетом у собственного войска.
Покорение Хазарии
В 965 году Святослав вместе со своим многочисленным войском отправился в поход против Хазарского каганата. В результате блестяще спланированной военной операции, государство хазар было разгромлено, а их главный город-крепость Саркел (позже Белая Вежа) был захвачен. Согласно летописцам, при этом Святослав также одержал победу над ясами, касогами и, возможно, волжскими булгарами. Разгромив хазар, киевский князь предпринял попытку окончательно закрепить за собой территории, в частности, хазарскую столицу Итиль, стратегический город Семендер, страну буртасов и город Булгар. Доподлинно неизвестно, включала ли русско-хазарская война один или два военных похода под предводительством князя.
Другие войны Святослава
Война с болгарским царством – 968-969 гг. В ходе битвы под Доростолом весной 968 года русская дружина разбила болгар и захватила множество городов. Оборона Киева от печенегов – 968-969 гг. Война с Византией – 970-971 гг. Заручившись союзом венгров, болгар и печенегов, князь Святослав напал на византийские владения во Фракии и дошёл до города Аркадиополя (расположенного всего в 120 км от Константинополя), где и разыгралось ключевое сражение этой войны. Таким образом, князь Святослав Игоревич вошёл в историю в первую очередь как великий полководец, в то время как внутриполитические дела интересовали его достаточно мало. Начиная с 964 года, князь практически полностью посвятил себя военным походам против сопредельных племён и государств, в то время как государственными делами до самой смерти занималась его мать.
Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.
Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».
Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.
В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.
«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».