Римский папа франциск: самый скромный грешник

Реакция на визит

Поездка Франциска в Ирак была встречена мировым сообществом в целом положительно. В иракском парламенте была озвучена мысль о том, что папа проигнорировал суннитское население, встретившись лишь с шиитским аятоллой, однако едва ли это обусловлено злым умыслом — график четырехдневного визита был очень плотным.

Премьер-министр аль-Казыми объявил о введении национального праздника в честь исторического визита:

Диалог религий также был позитивно встречен в Иране

В МИД республики отметили важность этого события для сближения конфессий

Специальный советник и руководитель следственной группы Организации Объединенных Наций по привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГ, Карим Хан, приветствовал визит папы Франциска в Ирак и послание, которое он принес религиозным общинам.

Президент США Джо Байден отметил роль папы в укреплении взаимопонимания.

В свою очередь, посол Турции в Ватикане Лютфулла Гекташ считает, что визит понтифика внесет немного стабильности в весь регион:

Пасторские визиты

Франциск во время визита на Филиппины,2015 год

Карта показывает страны, посещенные Франциском в качестве папы римского

Почтовая марка Азербайджана, посвящённая визиту Франциска в Баку 2 октября 2016 года

По состоянию на сентябрь 2018 года совершил 25 пастырских визитов за пределы Италии:

  • Бразилия (июль 2013, XXVIII Всемирный день молодёжи);
  • Израиль и Иордания (май 2014);
  • Южная Корея (август 2014);
  • Албания (сентябрь 2014);
  • Франция (ноябрь 2014);
  • Турция (ноябрь 2014);
  • Шри-Ланка и Филиппины (январь 2015);
  • Босния и Герцеговина (6 июня 2015, Сараево);
  • Эквадор, Боливия и Парагвай (июль 2015);
  • Куба, США (сентябрь 2015);
  • ЦАР, Кения и Уганда (ноябрь 2015);
  • Куба, Мексика (февраль 2016);
  • о. Лесбос, Греция (апрель 2016). Визит был посвящён проблеме беженцев в Европу;
  • Армения (июнь 2016). Девиз — «Визит в первую христианскую страну»;
  • Польша (июль 2016, Всемирный день молодёжи).
  • Грузия и Азербайджан (30 сентября — 2 октября 2016).
  • Швеция (31 октября — 1 ноября 2016). Визит был приурочен к 500-летию Реформации.
  • Египет (28 — 29 апреля 2017).
  • Португалия, Фатима (12 — 13 мая 2017)
  • Колумбия (6 — 11 сентября 2017)
  • Мьянма и Бангладеш (27 ноября — 2 декабря 2017)
  • Чили и Перу (15 — 21 января 2018)
  • Швейцария (июнь 2018)
  • Ирландия (август 2018)
  • Литва (22 — 23 сентября 2018), Латвия (24 сентября 2018), Эстония (25 сентября 2018)

В сентябре 2015 года в Гаване понтифик посетил резиденцию 89-летнего лидера кубинской революции: Фидель Кастро, который в последние годы своей жизни не часто появлялся на публике, пообщался с Папой Римским Франциском в рамках его поездки на Остров Свободы. После визита на Кубу понтифик отправился в США.

На авиабазе Эндрюс понтифика лично встретил президент США Барак Обама. Позже в Белом доме состоялась официальная церемония встречи понтифика и его беседа с президентом. Сначала у Белого дома выступил президент США Барак Обама, который поприветствовал главу Римско-католической церкви и отметил, что Соединенные Штаты вместе с понтификом стоят «на защите религиозной свободы». В свою очередь Папа Римский Франциск в своем выступлении отметил необходимость решения проблемы изменения климата: «Изменение климата — это проблема, которую больше нельзя оставлять будущим поколениям».

12 февраля 2016 года впервые в истории Папа Римский встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Встреча состоялась в аэропорту Гаваны и проходила в теплой обстановке: Франциск и Кирилл троекратно расцеловались и неоднократно называли друг друга «братьями». По итогам встречи в Гаване была подписана совместная декларация из 30 пунктов. По данным источников Reuters в Ватикане, на подготовку и согласование исторической встречи потребовалось 2 года.

Патрушев и Салливан обсудили возможную встречу президентов РФ и США

Литература

  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes (неопр.). — New York: Dial Press (англ.)русск., 1969.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present (англ.). — London: Thames and Hudson (англ.)русск., 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius (англ.)русск.. The Popes: A History (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief (англ.). — New York: William H. Sadlier (англ.)русск., 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Chadwick, Henry (1990), The Early Christian Community, in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
  • Franzen, August; Dolan, John. A History of the Church (неопр.). — Herder and Herder (англ.)русск., 1969.
  • John Paul II, Pope . Vatican Publishing House (22 февраля 1996).
  • Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes (неопр.). — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
  • Kerr, William Shaw (англ.)русск.. A Handbook on the Papacy (неопр.). — London: Marshall, Morgan & Scott, 1950.
  • Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I (англ.). — Merchantville, New Jersey: Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry. Western Civilization (неопр.). — Houghton Mifflin (англ.)русск., 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
  • Orlandis, José (англ.)русск.. A Short History of the Catholic Church (неопр.). — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.

Детство Иоанна Павла IІ

Детские годы будущего понтифика пришлись на первую треть ХХ столетия, время, когда облик мира значительно изменился. Только что закончилась Первая Мировая война, произошла революция в России, родная Польша обрела, наконец, независимость. Все это не могло не наложить отпечаток на формирование личности юного Кароля Войтылы.

Происхождение и семья

Недалеко от древней польской столицы, Кракова, в городе Вадовице 18 мая 1920 года появился на свет Кароль Юзеф Войтыла. Мальчика назвали в честь отца, офицера Кароля Войтылы. Мать, Эмилия, в девичестве Качоровская, работала учительницей. Некоторые историки утверждают, что она была этнической украинкой. Эмилия умерла в 1928 году, а вскоре Кароль потерял и брата. Эдмунд, служивший врачом, заразился от пациента скарлатиной и не смог побороть болезнь.

Учеба в школе

В 1 класс Кароль пошел в 6 лет, а уже в 10 стал гимназистом. Отец дома помогал ему в изучении немецкого языка, польской истории и литературы. Среди серьезных увлечений подростка был театр — он даже мечтал стать актером.

По воспоминаниям одноклассников и учителей, Кароль Войтыла не просто отлично учился, но и занимался спортом, классическими и народными танцами, играл в драмкружке гимназии.

Он был глубоко религиозен: ежедневно возносил молитвы, совершал паломничества по святым местам, был министрантом в местном костеле и возглавлял гимназическое братство Пресвятой Девы Марии. И все-таки в отрочестве Кароль (на фотографии 1932 года он слева во втором ряду) еще не избрал свой путь священника, позже приведший его на престол понтифика.

История

Титул

В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

Основная статья: История папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды:

  • Доникейский (или до воцарения Константина) — охватывает период до 313 или 325 года. Период преследования христианства в Римской империи.
  • От Константина до остготов (313—493). Христианство получает статус государственной религии в Римской империи.
  • Остготский (493—537). Под политическим влиянием остготов.
  • Византийский (537—752). Под политическим влиянием Византии.
  • Франкский (756—857). Под политическим влиянием франков.
  • Эпоха униженного состояния папства (до 1044—1048). Папство под влиянием влиятельных семейств (порнократия, Теофилакты, Кресцентии).
  • Имперское папство (1048—1257). Эпоха величайшего могущества папства. Борьба за инвеституру
  • Папы в резиденциях (Витербо, Перуджа, Орвието) за пределами Рима (1257—1309).
  • Авиньонское пленение пап (1309—1377).
  • Великий западный раскол (1378—1417).
  • Папство времён Ренессанса (1417—1534).
  • Реформация и Контрреформация (1517—1585).
  • Папство времён барокко (1585—1689) и эпохи Просвещения.
  • Папство времён революций (1775—1861).
  • Римский вопрос (1861—1929).
  • Современный период (с 1929), после Латеранских соглашений.

[править] Биография

Хорхе Марио Бергольо родился в Буэно-Айресе (Аргентина), родители — эмигранты из Италии. Получил образование по специальности химика, затем обучался в католической семинарии (обучался гуманитарным наукам и философии). С 11 марта 1958 года — член ордена иезуитов.

С 13 декабря 1969 года — священник Римско-Католической Церкви, работал преподавателем философии. В 1980-1986 гг. — ректор семинарии святого Иосифа. Затем жил в Германии, где защитил докторскую диссертацию.

В 1997 году назначен коадъютором архиепископа Буэнос-Айреса. В 1998 году, после смерти архиепископа, наследовал его епархию.

21 февраля 2001 года назначен кардиналом.

13 марта 2013 года на второй день после начала Конклава избран Папой Римским, принял имя Франциск (по имени святого Франциска Ассизского[источник?]).

Титул Папы Римского

Титул Папа первоначально использовался некоторыми христианскими церквями для определения высших духовных лиц.

Сейчас Папа — глава Римской и восточной католической церкви. Официально должность стала так называться с понтифика Сириция (384).

Любопытно то, что кандидатом может быть любой неженатый католик мужского пола в возрасте до 80 лет, на практике же кандидатом последние несколько веков становится кардинал или епископ.

Полномочия правителя

Наделённый верховной духовной и юридической властью, понтифик исполняет следующие обязанности перед народом и церковью:

  1. Должен быть христианином и способствовать распространению веры.
  2. Осуществляет административное управление церковью.
  3. Издаёт каноны.
  4. Назначает священников на должности.
  5. Присваивает церковные саны.
  6. Созывает Всемирный Собор и утверждает его решения.
  7. Управляет судебной властью по вопросам брака, монашеских обетов и обучения теологии в школах.

Как проходит избрание понтифика

Папа избирается пожизненно. Покинуть свой пост может только по причине смерти, а также при отречении.

Для избрания нового понтифика в Сикстинской капелле созывается конклав — совет, состоящий из кардиналов. Участники совета не могут обсуждать выборы за пределами капеллы.

Каждый участник голосования получает свой бюллетень, где должен печатными буквами написать, за кого он отдаёт голос. Всё устроено так, чтобы невозможно было определить, за кого проголосовал тот или иной кардинал. Бюллетень кладётся в специальную урну.

Если после голосования количество листков в урне не совпадает с числом избирателей, то все бюллетени сжигаются без прочтения. Бюллетени сжигают и после подсчёта голосов.

Чтобы кандидат возглавил церковь, он должен набрать две трети плюс один голос.

За выборами Папы Римского наблюдают все католики мира. Своеобразным знаком окончания процедуры становиться дым над Сикстинской капеллой — следствие сжигания бюллетеней. Если он чёрного цвета, то понтифик не избран и конклав продолжится, а белый дым — знак успешного окончания выборов.

Провозглашённый папа по традиции выбирает себе имя, которым будет зваться как верховный правитель. Оно фиксируется в специальном документе. После регистрации понтифик отправляется в «комнату плача», где надевает одежды: белую сутану с белым пилеолусом и накидку с капюшоном на голову (моццетту), а также облачается в красную расшитую столу и выходит к кардиналам в капеллу. Там он принимает от них знаки уважения.

После поздравления кардинал-протодьякон выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра и объявляет гражданам об избрании нового суверена столицы.

История

Как класс длинноствольного оружия карабин появился в конце XVII века. Изначально под карабином понимали просто любое короткое ружьё для конницы, как гладкоствольное, так и нарезное. Для удобства действия верхом такое оружие делали существенно короче, чем пехотное — некоторое снижение меткости стрельбы при этом оказывалось несущественным, так как метко стрелять с движущегося коня всё равно практически невозможно. Кроме укороченного ствола такие образцы отличались также и другими особенностями, облегчавшими использование в кавалерии: так, они имели боковые антабки для ношения ружья за спиной, а не на плече, как в пехоте. Следует отметить, что формально относящиеся к кавалерии драгуны, бывшие по сути посаженной на конские спины пехотой, имели не карабины, а специальные драгунские ружья, лишь немного короче и легче обычных пехотных, так как с лошади никогда не стреляли, а вместо этого перед атакой спешивались. Карабины же имели кирасиры и, иногда, гусары и уланы, или аналогичная им регулярная лёгкая кавалерия, а также разного рода части нерегулярной кавалерии — казаки, башибузуки и им подобные. Большинство карабинов XVII — первой половины XIX века были гладкоствольными и часто представляли собой полностью самостоятельные образцы огнестрельного оружия, напрямую совершенно не связанные, к примеру, с принятыми в той же армии пехотными ружьями, то есть не являлись укороченным вариантом чего-либо.

Во второй половине XIX века в армиях всех развитых стран были приняты более совершенные образцы казнозарядных винтовок. Разработка нового оружия обходилась намного дороже, чем раньше, поэтому в целях экономии и унификации кавалерийские карабины стали выполнять на основе уже существующих образцов винтовок, укорачивая их стволы и внося другие незначительные изменения. В результате получалось оружие, менее удобное для конника, чем прежние карабины, но более дешёвое и не требующее разработки «с нуля», что в условиях вырождения кавалерии как рода войск было вполне приемлемым решением. Таким образом, применительно к образцам этого периода термин «карабин» в большинстве случаев означает «укороченная винтовка», и, соответственно, им обозначается исключительно нарезное оружие. Например, в России была принята в 1870 году винтовка системы Бердана № 2 пехотного, драгунского и казачьего образцов, а наряду с ней — созданный на её базе карабин, который отличался от винтовки по большому счёту лишь укороченными стволом и ложей. Карабинами помимо кавалерии порой вооружали офицеров, сапёров, инженерные войска и прочих военнослужащих, для которых «полноразмерная» винтовка была бы слишком обременительна, а пистолет — всё же недостаточно эффективен. В этот же период карабины, обычно сделанные или на основе, или по образцу армейских, получили распространение и в качестве охотничьего оружия, например, выпускающийся и по сей день охотничий карабин Манлихера-Шенауэра, созданный на базе механизма принятой в своё время в Греции военной винтовки Манлихера-Шенауэра (нем.)русск..

К середине XX века, по мере насыщения войск пулемётами, миномётами, лёгкой артиллерией, бронетехникой и тому подобными средствами ведения боя, важность стрелкового оружия резко упала, в особенности — его огня на средние и дальние дистанции, так что появилась возможность перейти в вооружении уже рядового пехотинца от длинной винтовки к короткому, более удобному карабину. К этому времени кавалерийские части потеряли своё значение, и в то же время возросла роль моторизованных частей, в которых бойцы также носили за спиной оружие с укороченным стволом. Например, в РККА в 1944 году вместо винтовки Мосина для вооружения всей пехоты был принят карабин, в своё время разработанный на её основе для вооружения кавалерии, а через несколько лет — уже самозарядный карабин Симонова — СКС и автомат (автоматический карабин) Калашникова — АК, которые создавались как карабины с самого начала и не имели уже соответствующих им систем винтовок

Более того, в наше время возможно уже и создание винтовки на базе карабина: к примеру, в некоторых странах СЭВ на базе АК в своё время создавали снайперские винтовки. Естественно, это всё было также нарезное оружие

Например, в РККА в 1944 году вместо винтовки Мосина для вооружения всей пехоты был принят карабин, в своё время разработанный на её основе для вооружения кавалерии, а через несколько лет — уже самозарядный карабин Симонова — СКС и автомат (автоматический карабин) Калашникова — АК, которые создавались как карабины с самого начала и не имели уже соответствующих им систем винтовок. Более того, в наше время возможно уже и создание винтовки на базе карабина: к примеру, в некоторых странах СЭВ на базе АК в своё время создавали снайперские винтовки. Естественно, это всё было также нарезное оружие.

Тем не менее, уже в современной России слово «карабин» было использовано в обозначении укороченной разновидности гладкоствольного охотничьего (де юре, а де факто — предназначенного главным образом для самообороны граждан) самозарядного ружья «Сайга», созданного на базе того же автомата Калашникова, что не соответствует текущему ГОСТу, зато вполне точно отражает особенности данного образца оружия.

Особенности папства в период нестабильности

Период с 1309 по 1377 считается одним из самых проблемных в истории католической церкви. В те годы Франция усилила свое влияние на мировой политической арене. Французский король Филипп Красивый был сильно озабочен огромным влиянием католического духовенства и потребовал у папы Бенедикта XI беспрекословного подчинения.

В результате конфликта, французский монарх снял с должности папу римского, назначив вместо него своего соотечественника епископа Бертрана, который стал именоваться Клементом V. Чтобы показать своё могущество, Филлипп Красивый распорядился перенести папскую резиденцию в город Авиньон. Сам Клемент V был человеком честолюбивым. Именно он начал гонения на орден тамплиеров, которые закончились его полным разгромом и уничтожением. В 1312 году орден тамплиеров был запрещён.

Через сто лет, в 1517 году, в Европе начался период реформации. Она связана с религиозным учением Мартина Лютера, который боролся с латинизацией церкви. Данное учение, получившее название лютеранство, быстро стало популярным среди крестьянских масс, так как Лютер сделал религию более простой в понимании простого человека. Некоторые из пап шли на уступки реформаторам, внося изменения в обряды. Из-за этого роль католической церкви стала медленно, но неуклонно снижаться.

Вскоре период реформации был закончен, и наступил период контрреформации. Все еретики были объявлены вне закона. Их тысячами сжигали на кострах, а имущество шло в казну императора. Благодаря этому, вся Европа вскоре погрузилась в хаос религиозных гражданских войн. Католики и протестанты яростно уничтожали друг друга, оставляя в руинах города и посёлки. Смута закончилась только в 1585 году, когда начался период просвещения.

Папа-реформатор

В апреле 2005 года, после смерти Иоанна Павла II, кардинал Бергольо отправился в Ватикан для участия в конклаве по выбору нового главы Церкви. Тогда преемником святого Петра был избран немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI. Но главным его соперником был аргентинский кардинал. Неудивительно, что, когда спустя восемь лет Бенедикт XVI отрёкся от престола, новым наместником Бога на земле был избран кардинал Бергольо. Он стал первым папой — представителем Ордена иезуитов, а также первым папой из Нового Света. Новый понтифик взял себе имя Франциск, в честь святого Франциска Ассизского. «Я хотел бы бедную Церковь и для бедных», — заявил он на интронизации. Учитывая капиталы Ватикана, заявление довольно неожиданное. Но вскоре состоялся первый в истории внешний аудит банка Ватикана. Для католических банкиров, чьи нравы описаны в бестселлерах Дэна Брауна, это было сродни шоку. Однако Франциск оказался твёрд в своих намерениях. Кроме того, он не сменил железныи крест на груди на золотой и отказался жить в роскошной папской резиденции, предпочтя скромный гостевой домик. К моменту избрания Франциска Католическая церковь погрязала в скандалах, связанных с педофилией и насилием. Новый папа счёл, что замалчивать такие факты не стоит. Франциск публично назвал священников-педофилов «орудиями Сатаны» и сравнил ихдействия с человеческими жертвоприношениями. Также он резко осудил случаи насилия священников над монахинями и даже закрыл женский монастырь во Франции, отметившийся в подобных скандалах. Традиционно осуждая однополые браки, Франциск, тем не менее, терпимо относится к гомосексуалистам: «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Понтифик проповедует сострадание к нищим и больным, посещает трущобы бедняков, хоспис, где однажды омыл и поцеловал ноги 12 больных СПИДом. Дав слово поддерживать бедных, он посетил множество злачных уголков планеты, где никогда не ступала нога папы. В одной из поездок, в феврале 2016-го, Франциск встретился в Гаване с главой Русской православной церкви патриархом Кириллом». То была первая встреча двух христианских лидеров, которая продолжалась за закрытыми дверями более двух часов. По её итогам главы двух церквей подписали совместную декларацию, в которой признали: «Православные и католики не соперники, а братья».

Метки: биография, католицизм, церковь, понтифик, Италия, Аргентина, Дарья Биография, Франциск, кардинал

[править] Полномочия

Церковная традиция рассматривает Папу как преемника святого Петра. Папа собирает Соборы и утверждает их решения, придает достоинства кардиналам и епископам, ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа является абсолютным монархом государства Ватикан, где находится его резиденция.

Папа является главой Римско-Католической Церкви и восточных Католических Церквей. Достоинство Папы является пожизненным, однако существует возможность добровольно отречься от него, как это было в случае с Бенедиктом XVI, который в 2013 году отказался от должности. После смерти или отречения Папы созывается конклав — собрание кардиналов для избрания нового Папы.

В Католической Церкви власть Папы имеет исключительный характер. Словами конституции «Pastor aeternus» 1870 года ее можно обозначить следующим образом: «высшая и полная власть юрисдикции над Вселенской Церковью одинаково как в делах веры и нравственности, так и в делах дисциплины и управления», а также власть «истинно епископская, обычная и непосредственная над каждой без исключения Церковью и над каждым без исключения священником и верующим, независимо от какой-либо человеческой власти» (Кан. 218, № 1-2). Обучение Папы является безошибочным только в сфере веры и нравственности. Свою власть Папа совершает через посредство Римской Курии, которая имеет право на решение особо сложных дел.

Привилегией папы является созыв Всемирного Собора. Это собрание всех епископов, которое возглавляет Папа. Он утверждает решения Всемирного Собора.

Епископы в общении с Папой образуют Учительство Церкви, цель которого заключается в безукоризненном пересказе Евангелия и сохранении без искажения вверенной Церкви веры.

Папе служит также высшая судебная власть. Она рассматривает споры, касающиеся действительности брака, монашеских обетов или права на обучение католической теологии в школах.

Создание Ватикана

Папы XIX и XX веков проявляли свою духовную власть с возрастающей энергией и во всех аспектах религиозной жизни. Например, в важнейшем понтификате папы Пия IX (1846–1878) впервые в истории был твердо установлен папский контроль над деятельностью католических миссионеров во всем мире.

Правления Пия Одинадцатого отличалось живой активностью по всем направлениям и выпуском многих важных документов, часто в форме энциклики. В дипломатических делах Пию сначала помогал Пьетро Гаспарри, а после 1930 года — Эудженио Пачелли (сменивший его на посту папы Пия XII). Шедевром кардинала Гаспарри был Латеранский договор (1929), заключенный с фашистами. Но мнение Ватикана и Муссолини по части воспитания молодежи все-таки различалось. Кульминацией этого стало сильное папское письмо (Non abbiamo bisogno, 1931). В котором утверждалось, что невозможно быть одновременно фашистом и католиком. Отношения Муссолини и Папы римского все время оставались не очень хорошими, о чем подробно написано в книге Е. Гергея «История папства» (м 1996).

Кардинальство

В 33 года Хорхе Марио Бергольо был рукоположен в священники, после чего продолжил преподавательскую деятельность – он стал профессором на факультете теологии в колледже Сан-Мигель. Через 10 лет, покорив лидеров Иезуитского общества своими совершенными знаниями, неприхотливостью и упорством, будущий понтифик получил повышение до ректора семинарии Святого Иосифа, а через 6 лет защитил докторскую диссертацию в Германии и был назначен на пост духовного директора архиепископии Кордовы.

Папа римский Франциск в молодости

В 1992 году будущий глава католической церкви был посвящен в епископы, а в 1997 году назначен коадъютором, т.е. наследником епархии. Тогда он проявил весь свой талант руководителя, раскрыл качества истинного отца церкви, а также безграничную скромность, за что был возведен в архиепископы Буэнос-Айреса. В 2001 году архиепископ Бергольо получил титул церкви Св. Роберта Беллармина и возведен в кардиналы, став высшим после Папы духовным лицом католической церкви.

Достигнув так называемого церковного Олимпа, будущий Папа римский Франциск занял несколько административных постов в «министерствах» Ватикана – он получил членство в Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, вошел в состав Конгрегации по делам духовенства и церковного имущества, а также стал членом Папского Совета по делам семьи. 

Кардинал Бергольо

В 2005 году после смерти папы римского Иоанна Павла II кардинал Бергольо был вызван в Ватикан в качестве папабиля, но на голосовании не смог победить своего главного «соперника» на пост главы католической церкви Йозефа Ратцингера. 

После этого он был назначен главой Епископской конференции Аргентины, чем завоевал международный престиж и лидерство среди кардиналов. В 2013 году после отречения Бенедикта XVI от папского престола, что произошло впервые за последние 600 лет, кардинал Бергольо вновь отправился на Конклав в качестве кандидата и на этот раз стал лидером голосования.

[править] Традиции

Выборы Папы Римского

Папа Римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Теоретически, Папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.

Имя Папы Римского

Сразу после избрания на конклаве новый Папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которым он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан. Среди наиболее используемых имен — Лев, Бенедикт, Климент, Пий, Григорий, Иннокентий, а до 1410-го также Иоанн. По традиции, Папа никогда не берет имя Петра, которое носил апостол Петр.

Смерть Папы Римского

После того, как камерленго официально подтвердит смерть Папы, начинается период Sede vacante — вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика. После того как физическую смерть папы римского подтвердят врачи, по обычаю происходит следующий обряд, подтверждающий смерть юридически. Кардинал имеет лишь трижды позвать умершего его крестным именем в присутствии папского церемониймейстера, прелатов, секретаря и канцлера Апостольской палаты. Ранее также было трижды ударить серебряным молоточком по лбу умершего. Если папа не отозвался, кардинал-камерленго произносит фразу на латыни: «Vere Papa mortuus est», после чего начинается период Sede Vacante, в течение которого Святой престол остается не занятым монархом до окончания выборов нового папы.

Отречение Папы Римского

Кодекс канонического права предусматривает право Папы отречься от Престола, причем это отречение не нуждается утверждения: единственным условием действительности отречения является свободно выраженная воля Папы. В последнее Папой, что воспользовался этим правом, был Бенедикт XVI, который отрекся от престола 28 февраля 2013 года. Есть предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья. Официально эта точка зрения не подтверждена.

В марте 2015 года Папа Римский Франциск в интервью мексиканскому телевидению, посвященном второй годовщине избрания на папский престол, сказал: «У меня есть ощущение, что мой понтификат будет коротким: четыре-пять лет. Не могу сказать точно, но мне кажется, что Господь поставил меня на это место не навсегда».

Видео тест драйв

История

Титул

В первые века христианства название папа

(др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды:

  • Доникейский (или до воцарения Константина) — охватывает период до 313 или 325 года. Период преследования христианства в Римской империи.
  • От Константина до остготов (313—493). Христианство получает статус государственной религии в Римской империи.
  • Остготский (493—537). Под политическим влиянием остготов.
  • Византийский (537—752). Под политическим влиянием Византии.
  • Франкский (756—857). Под политическим влиянием франков.
  • Эпоха униженного состояния папства (до 1044—1048). Папство под влиянием влиятельных семейств (порнократия, Теофилакты, Кресцентии).
  • Имперское папство (1048—1257). Эпоха величайшего могущества папства. Борьба за инвеституру
  • Папы в резиденциях (Витербо, Перуджа, Орвието) за пределами Рима (1257—1309).
  • Авиньонское пленение пап (1309—1377).
  • Великий западный раскол (1378—1417).
  • Папство времен Ренессанса (1417—1534).
  • Реформация и Контрреформация (1517—1585).
  • Папство времен барокко (1585—1689) и эпохи Просвещения.
  • Папство времен революций (1775—1861).
  • Римский вопрос (1861—1929).
  • Современный период (с 1929), после Латеранских соглашений.

Роботы идут на войну

Личная жизнь

Личная жизнь Папы римского Франциска полностью заключается в духовенстве и веровании в Бога. Он ведет очень скромный образ жизни, проповедует сострадание ко всем больным и нищим людям, часто посещает трущобы и хосписы. Безупречная биография понтифика делает его одним из немногих высокопоставленных сановников, которые не имели в своей жизни «темных пятен». Даже в сане архиепископа он ездил в храм на метро, отказавшись от причитающихся ему привилегий, а в Рим прибыл всего с одним чемоданом личных вещей.

Папа римский Франциск — фанат футбола

Глава католической церкви полностью отказался от телевидения, в чем дал обет еще в 1994 году и придерживается идеалов евангельской бедности – у него нет роскошных апартаментов, папамобиля и личного повара. При этом у него имеются и мирские слабости. Папа римский Франциск является преданным фанатом аргентинского футбольного клуба «Сан-Лоренсо» и в 2008 году стал его официальным членом клуба болельщиков.

В 2016 году стало известно, что понтифик сыграет в приключенческом фильме «По ту сторону солнца», в котором основой сюжета будет Новый Завет, а главными героями станут дети, в ролях двенадцати апостолов. Франциск сам попросил снять такой фильм для того, чтобы дети всей планеты смогли понять послание Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector