Международный валютный фонд: борец с бедностью или инструмент колонизации
Содержание:
- Содержание
- Подписаться
- Общая информация
- Структура организации
- История МВФ
- Учебные заведения Гражданской авиации
- Примечания[править | править код]
- [править] Обсуждения в СМИ
- МВФ, цель создания фонда
- Аргументы за и против политики МВФ
- [править] Литература
- Некоторые факты о расстоянии
- А другой статистики у вас нет?
- МВФ против Всемирного банка
- Критика
- История
- Заключение
Содержание
Подписаться
Общая информация
МВФ или International Monetary Fund – международная кредитно-финансовая организация, основной целью которой является поддержка глобальной финансовой системы и обеспечение стабильности валютных курсов в разных странах. Если Всемирный банк работает в основном с беднейшими государствами мира, то МВФ оказывает финансовую помощь любым странам, которые испытывают недостаток средств для выполнения своих обязательств. Займы выделяются не только на преодоление кризисов, но и на развитие экономики.
Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне
Сотрудничество с фондом является своеобразным сигналом для других финансовых организаций и инвесторов о том, что с руководством страны можно иметь дело и вкладывать в ее экономику деньги. Так, например, Всемирный банк сотрудничает только с членами МВФ. На сегодняшний день практически все члены ООН входят в состав фонда.
С момента своего основания МВФ занимается сбором статистических данных и оказанием технической и консультационной помощи нуждающимся государствам. Любой новый участник организации обязан открыть информацию о состоянии своей экономики и финансовой системы. Обычно условием предоставления кредита МВФ является обязательство со стороны кредитора выполнять рекомендации фонда. Также фонд занимается подготовкой кадров в области финансов и экономики.
Фонд выделяет кредиты с процентами ниже рыночных на срок 3-5 лет. Как правило, деньги перечисляются не единой суммой, а несколькими траншами, промежуток между которыми может составлять несколько месяцев, а то и лет. Подобная практика позволяет МВФ контролировать использование кредита, а также выполнение условий его предоставления. Если они не соблюдаются, то выплаты замораживаются.
Обычно началу сотрудничества предшествуют консультации. Государство, претендующее на получение кредита, посещает специальная миссия, которая изучает различные экономические показатели претендента (уровень занятости, цены, налоговая политика). По результатам инспекции готовится отчет для руководства фонда. На его основании принимается окончательное решение относительно выдачи кредита, а также вырабатывают рекомендации по проведению необходимых реформ.
Структура организации
Чтобы ответить на вопрос, кому принадлежит МВФ, следует кратко рассказать о структуре данной организации.
Высшим руководящим органом фонда является Совет управляющих, где каждая страна имеет двух представителей. Как правило, это либо министр финансов, либо глава Центробанка. Данный орган собирается раз в году и решает стратегические вопросы: определяет общую политику фонда, назначает руководителя МВФ, вносит изменения в устав организации.
Оперативное управление фондом осуществляет исполнительный совет, состоящий из 24 директоров. Восемь стран имеют собственных директоров: США, Япония, Саудовская Аравия, Китай, Англия, Германия, Франция и Россия. Остальных представителей совета избирают от групп государств, которых насчитывается 16. Данный орган избирает директора МВФ. Срок его полномочий – пять лет. Он председательствует в совете, а также является руководителем штата сотрудников организации. Глава МВФ может занимать свою должность несколько каденций подряд. Как правило, фонд возглавляют экономисты из Западной Европы.
Текущие решения принимаются простым большинством, при голосовании по важным вопросам необходимо получить 85% голосов. Европейский союз и США имеет право вето в организации.
Квоты разных стран в МВФ
Фонд имеет территориальные подразделения. В нем есть департаменты, отвечающие за Западное полушарие, страны Африки, Европу, а также отделы, работающие в разных направлениях деятельности: статистики, бюджета, развития и др. Важнейшей структурой МВФ является валютный и финансовый комитет. Он не принимает решений, но готовит различные предложения для исполнительного совета и в целом направляет его деятельность.
Государства-члены фонда имеют разное влияние на работу организации. Лучше всего это иллюстрирует принцип распределения квот стран в капитале МВФ. Они начисляются в зависимости от размера экономики страны и определяют количество ее голосов при принятии решений. Выражаются квоты в специальных правах заимствования (СДР) – виртуальных денежных знаках, которые эмитирует фонд. Один СДР стоит примерно полтора доллара. Наибольшую квоту имеет США, в 2016 год она составляла примерно 42,1 млрд СДР, наименьшую – островное государству Тувалу, она равнялась 1,5 млн СДР.
Квоты не только определяют количество голосов члена, но и устанавливает сумму взносов, которое государство вносит в фонд. За их счет формируется уставной капитал МВФ. Небольшая часть средств выплачивается странами-членами в любой «ходовой» иностранной валюте (доллар, иена, евро), а 75% от суммы – в национальной. Квота также определяет максимальную сумму кредита, на которую может претендовать страна.
https://youtube.com/watch?v=K9kA-vNWy9w
История МВФ
МВФ полностью изменил глобальную экономику и пересмотрел способы обмена и получения займов у других стран. МВФ был впервые задуман на конференции ООН в 1944 году среди 44 участвующих стран, прежде чем она была официально создана в 1945 году. Эти страны хотели глобально стабилизировать обменные курсы и финансовые коммуникации между странами, особенно после катастрофической Великой депрессии и Второй мировой войны , Цели включают международное сотрудничество и торговлю, сокращение масштабов нищеты и финансовых кризисов и экономический рост. Несмотря на то, что Фонд на протяжении многих лет развивался, чтобы стать тем, кем он является сегодня, и адаптироваться к меняющимся временам, он по-прежнему действует в рамках одних и тех же руководящих принципов.
МВФ сыграл большую роль в экономической реструктуризации мира после Второй мировой войны. После войны некоторые страны переживали экономический кризис, а другие после войны не хотели торговать с некоторыми странами. Фонд помог сгладить экономический послевоенный переходный период и восстановить глобальную экономику, чтобы он мог двигаться в направлении процветания, используя такие системы, как фиксированные обменные курсы.
Учебные заведения Гражданской авиации
Примечания[править | править код]
[править] Обсуждения в СМИ
Сообщения о том, что реформы в России являются рекомендациями МВФ, появляются крайне редко, но все же такие есть. Например, «Газета.Ru» в 2017 году сообщила россиянам, что МВФ предложил поднять пенсионный возраст, в том числе снижение ставки социальных страховых взносов, повышение НДС и ограничение прав досрочного выхода на пенсию (например, для военных). Более того, аналогичные рекомендации получают Украина, и другие страны (в частности, Греция).
Есть и положительные примеры рекомендаций МВФ, так Кристалина Георгиева выражает обеспокоенность неравенством доходов населения внутри стран, так как такое возрастание неравенства обычно, за последние 200 лет, предшествовало кризисам, и угрожает стабильности мировой финансовой системы.
Этим продиктованы многочисленные требования МВФ к странам и государствам увеличить минимальный размер оплаты труда, бороться с бедностью и оказывать адресную помощь беднейшим.
МВФ, цель создания фонда
Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.
Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:
-
содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;
-
содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;
-
поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;
-
помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;
-
путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;
-
сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов
Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:
Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.
Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.
Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.
В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.
Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».
Период | USD | EUR | CNY | JPY | GBP |
---|---|---|---|---|---|
2016–2020 | (41.73%) | (30.93%) | (10.92%) | (8.33%) | (8.09%) |
Аргументы за и против политики МВФ
Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.
Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.
МВФ и Мексика
В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.
Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.
МВФ и Аргентина
Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.
Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.
Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.
МВФ и Украина
История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.
За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.
[править] Литература
- Кудряшов В. В. Мягкое право как метод регулирования международных финансовых отношений в зарубежной доктрине международного финансового права // Финансовое право. — 2013. — В. 4. — С. 8—12. — ISSN 1813-1220.
- Эндрю Бейкер «Группа двадцати» и застой в сфере денежно-кредитной политики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2014. — В. 4. — Т. 9. — С. 22—39. — ISSN 1996-7845.
Компании | Российская корпорация нанотехнологий • Российская венчурная компания |
---|---|
Топ-менеджеры | А. Б. Чубайс • Р. И. Агамирзян • Р. Я. Эмануилов • Л. Леваев • Г. Нисанов • З. Илиев • Г. Юшваев • Д. Якобашвили • И. Бабаев • М. Елашвили • Б. Патаркацишвили • В. Юсуфов • В. Вексельберг • О. Дерипаска |
Нефтегазовая отрасль | Добыча и изменение запасов нефти в России • Добыча нефти в Российской империи и СССР • Запасы нефти в России |
Транспорт | Морской • Автомобильный • Трубопроводный • Воздушный • Речной • Метрополитен |
Финансы | Банковская система • Фондовый рынок • Бивалютная корзина • Методы трансфертного ценообразования • Универсальная электронная карта • Рекомендации МВФ для России |
Внешняя торговля | Экспорт • Импорт • Отмена Россией эмбарго на экспорт зерна |
Особые экономические зоны | Липецк |
Проекты и мероприятия | Кампания по оздоровлению банковской системы России (2014) • Капиталоёмкие проекты • Проект ликвидации неперспективных городов |
События | Девальвация российского рубля в 2014—2016 • Пенсионная реформа в России (2018 год) |
Некоторые факты о расстоянии
В первой половине 2015 года планета-карлик была удалена от Солнца на 32,48 а. е. Так что на сегодняшний день в определенные моменты минимальное расстояние будет 4,7 млрд км, а максимальное, в момент противостояния на концах воображаемой линии, проведенной через Солнце, – 5,02 миллиарда километров.
В современной науке уже давно составлена карта звёздного неба, с помощью которой легко рассчитать, на сколько километров передвинулись планеты во взаимном вращении, где они расположены по отношению к центру системы, и в сторону увеличения или уменьшения будут двигаться дальше в гелиоцентрической модели. Вот еще некоторые данные о дистанции:
- Если мыслить категориями научно-фантастической литературы, возможно, в недалеком будущем изобретут космические корабли, способные двигаться со скоростью света. Она давно измерена и составляет 300 тыс. километров в секунду. Образно, 1 световая секунда нужна, чтобы почти добраться до земного спутника (Луна тоже находится на разных удалениях, в зависимости от своего положения на орбите). Световой секунды достаточно для того, чтобы 7,5 раз облететь третью планету, которая не относится к числу самых маленьких.
- До Плутона, со скоростью 300000 километров в секунду, придется лететь5–5.9 часов, при условиях, что она будет оставаться неизменной и полет будет продолжаться без остановок. Если взять за единицу измерения световой год, цифра покажется маленькой – 0,00062 светового года. И в космических масштабах это сущая ерунда, потому что до ближайшей к Солнечной системе Альфа Центавра понадобится лететь целых 4 года, да еще и с цифрами после запятой.
- В 2006 году был запущен космический аппарат «Новые горизонты», который летел к Плутону целых девять лет. Долетев до планеты-карлика, миссия провела над поверхностью несколько дней и сканировала много полезной информации. Однако, поскольку корабль удалялся в открытый космос, было затруднительно и долго получать с него информацию, и для этого потребовался целый земной год. В атмосфере были найдены лед из азота и воды, простейшие углеводороды (толины). Но атмосфера Плутона крайне разрежена и даже у самой поверхности составляет не более 0,000001 % от такого же показателя земной.
И чтобы не томиться в ожидании, ученые получили наиболее интересные данные в сжатом виде, для чего понадобилось почти полтора месяца.
Нельзя сказать, что исследователи ближнего космоса не уделяют внимания другим объектам. Некоторые факты о Луне, Марсе и Венере стали известны еще в прошлом столетии. Затем стали запускаться зонды для исследования дальних объектов – планет-гигантов. Но если интерес к Венере и Марсу у человечества понятен, то дальний Плутон кажется не очень подходящим объектом для исследования, хотя на самом деле это не так.
Смотрите видео на эту тему.
А другой статистики у вас нет?
Конечно, есть иной показатель валового внутреннего продукта — по паритету покупательной способности (ВВП ППС), более «честный» и «объективный». Его МВФ тоже считал и считает. Но слова «честный» и «объективный» не случайно взяты в кавычки.
Дело в том, любые оценки и прогнозы касательно ВВП без учета прав собственности в производимом на территории той или иной страны объеме товаров и услуг, в том числе собственности иностранной, — всего лишь маскировка реального положения дел в интересах крупного финансового капитала, подконтрольных ему транснациональных корпораций и их местных «дочек». Но другой, кроме этой, статистики сейчас нигде нет.
Если вернуться к свежему докладу МВФ, то в варианте ППС объем ВВП США, ясное дело, остается неизменным, зато ВВП КНР увеличивается почти в 1,7 раза: с 14,723 до 24,14 трлн долл., на 15% больше американского. А по прогнозу на 2026 год это преимущество должно стать еще более ощутимым: китайские 38,19 против американских 27,659 трлн долл. — разница 37,92%.
При этом не стоит забывать, что реальный сектор в экономике США составляет 22%, а в экономике КНР — 57%. Вдобавок, в состав американского ВВП входит и «приписная рента» (стоимость виртуальной аренды жилья собственниками «у самих себя»), и «гедонистический индекс» (якобы совокупность потребительских качеств новых товаров стоит больше цены их продажи), и легализация ряда ранее криминальных видов экономической активности (азартные игры, оборот «легких» наркотиков и прекурсоров), и эмиссия «вертолетных денег», а также многие другие коэффициенты, повышающие его номинальный объем. Вклад таких «химических добавок» в общий американский «пирог» оценивается в коридоре 15–20%.
Федеральное агентство новостей  / 
В общем, «не важно, сколько реально произведут, — важно, как посчитают». А раз ситуация так обстоит в экономике, то рано или поздно она должна транслироваться и в политику
Что мы видели сначала в изобретении и создании разных поводов, чаще всего фейковых, для дискредитации и дискриминации конкурентов на международной арене, а с президентства Трампа и выборов 2020 года то же самое началось и во внутренней политике США — если не «империи зла», то уж «империи лжи» точно.
Для России нынешний прогноз МВФ по ВВП ППС («меньшая ложь») тоже менее пессимистичен, чем по номиналу («бóльшая ложь»). Падение этого показателя оценивается «всего» в 3,11%, с 4,175 до 4,097 трлн долл., хотя простейший расчет показывает, что вторая цифра составляет 98,13% от первой, то есть падение российского ВВП ППС должно быть меньше 2%, а не 3,11%.
Но переписывание экономической истории, особенно ее точных цифр — нормальный и даже обязательный процесс в современной статистике, проходящий под флагом «уточнения данных». Напомним, что до нынешнего апрельского отчета российский ВВП ППС 2019 года специалисты МВФ оценивали не в 4,175, а в 4,136 трлн долл. — почти на 40 млрд долл. ниже. А теперь вот повысили, чтобы дать бóльшую цифру падения российской экономики.
В общем, «хозяин — барин»… Да и Росстат тоже дал оценку «реального падения российской экономики» в 2020 году в 3,1%, а не в 3,5%, как следует из сопоставления официальных величин «рублевых» ВВП. Случайное совпадение?
Конечно, через очки модели «ВВП ППС» картина мировой экономики видится несколько иначе, нежели через очки «номинального ВВП». Например, если ранжировать государства современного мира по первой из них, то первая десятка национальных экономик будет выглядеть так: Китай — США — Индия — Япония — Германия — Россия — Индонезия — Бразилия — Франция — Великобритания. А если по второй, то так: США — Китай — Япония — Германия — Великобритания — Индия — Франция — Италия — Канада — Южная Корея (вся «Большая семерка» в здесь в полном составе).
ФБА «Экономика сегодня»  / 
МВФ против Всемирного банка
МВФ работает рука об руку со Всемирным банком, и хотя они являются двумя отдельными субъектами, их интересы выровнены, и они были созданы вместе , Хотя МВФ предоставляет только краткосрочные кредиты, которые финансируются за счет квот членов, Всемирный банк фокусируется на долгосрочных экономических решениях и сокращении бедности и финансируется как взносами участников, так и облигациями. МВФ более ориентирован на решения экономической политики, а Всемирный банк предлагает помощь в таких программах, как создание необходимых общественных объектов и предотвращение болезней.
Критика
МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.
Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: «Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ».
МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.[неавторитетный источник?]
По утверждению Мишеля Чосудовского,[неавторитетный источник?]
Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.[неавторитетный источник?]
В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.[неавторитетный источник?]
В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.[неавторитетный источник?]
В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.
Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).
Профессор отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьезного кризиса за последние 20 лет — от мексиканского в 1994—1995 гг. до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре.
История
На Бреттон-Вудской конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.
Среди директоров-распорядителей МВФ были: бельгиец (Камиль Гутт (06.05.1946 — 05.05.1951)), испанец (Родриго Рато (07.06.2004 — 01.11.2007)), голландец (Йохан Виттевеен (01.09.1973 — 18.06.1978)), немец (Хорст Кёлер (01.05.2000 — 04.03.2004)), 2 шведа (Ивар Роот (03.08.1951 — 03.10.1956) и Пер Якобссон (21.11.1956 — 05.05.1963)), 5 французов (Пьер-Поль Швейцер (01.09.1963 — 31.08.1973), Жак де Ларозьер (17.06.1978 — 15.01.1987), Мишель Камдессю (16.01.1987 — 14.02.2000), Доминик Стросс-Кан (01.11.2007 — 18.05.2011) и Кристин Лагард (05.07.2011 — 25.09.2019)), болгарка (Кристалина Георгиева (с 1.10.2019)).