«инструмент сдерживания нато»: как идёт модернизация морской авиации рф

Содержание

История российской морской авиации

Впрочем, первые опыты по использованию самолетов в морских боях предпринимались и раньше, они были связаны с именами русского капитана Льва Мациевича, который выступил с соответствующим предложением еще в 1909 году. Первый российский поплавковый самолет в 1911 году построил инженер Яков Гаккель.

А в 1913-1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые части, тогда же знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский начал испытания русского гидросамолета.

К началу Первой мировой войны у России было уже 65 морских военных самолетов, и к 2016 году российская морская авиация фактически стала самостоятельным родом сил, успешно действовавшим не только в разведке, но и при нанесении бомбовых ударов по морским и наземным целям противника.

Командующие морской авиацией Северного Флота

Авиацией СФ в различное время командовали:

С.А. Знаменский (октябрь 1918 г. — август 1919 г., сбежал к белым),
Л.В. Ковалевский (май 1920 г.),
Л.М. Порцель (август 1920 г. — март 1921 г.),
В.П. Степанов (сентябрь 1936 г. — ноябрь 1937 г.),
К.Г. Кирсанов (ноябрь 1937 г. — октябрь 1939 г.),
А.А. Кузнецов (октябрь 1939 г. —декабрь 1942 г.),
А.Х. Андреев (декабрь 1942 г. — сентябрь 1944 г.),
ГСС Е.Н. Преображенский (сентябрь 1944 г. — февраль 1945 г., ВрИД),
А.Х. Андреев (февраль 1945 г. — февраль 1946 г.),
Б.Л. Петров (февраль 1946 г. — август 1947 г.),
ГСС М.И. Самохин (август 1947 г. — июнь 1950 г.),
ГСС Г.П. Губанов (июнь 1950 г. — май 1953 г.),
ГСС И.И. Борзов (май 1953 г. — май 1954 г., снят),
А.Х. Андреев (июнь 1954 г. — февраль 1956 г.),
ГСС И.Е. Корзунов (1956-1966 гг.),
ГСС Г.А. Кузнецов (1966-1974гг.),
В.Е. Ручков (1974-1980 гг.),
В.П. Потапов (1980-1986 гг.),
В.Г. Дейнека (1986-1994 гг.),
Н.А. Мордовалов (1994-2002 гг.),
В.В. Попов (2002-2005 гг.),
В.П. Уваров (2005-2008 гг.),
ГРФ И.В. Кожин (январь 2008 г. — август 2010 г.),
С.В. Чечеров (с августа 2010 г., ВрИД),
ГРФ И.Ф. Матковский (в 2011 г., ВрИД).
А.И. Отрощенко (с марта 2013 г.).

Авиация берегового базирования

Противолодочный самолет Ил-38Н

Разработан в ОКБ имени С.В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Модернизированный Ил-38Н оснащен навигационным поисково-прицельным комплексом «Новелла», который способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные — до 320 км. При этом система одновременно сопровождает 32 цели как над водой, так и под водой. Ил-38Н способен также выполнять функции патрульного самолета радиоэлектронной разведки. Первую такую машину флот получил в конце 2014 года. В ближнесрочной перспективе морская авиация планирует получить около 30 самолетов. Экипаж — 7 человек. Максимальная скорость — 650 км/ч, максимальная дальность полета — 9500 км, практический потолок — 8000 м. Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.

Противолодочный самолет Ту-142М

Дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F). Применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами. Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций. В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3. Экипаж — 9 человек. Максимальная скорость — 855 км/ч, практический потолок — 13 500 м. Вооружен взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также морскими минами.

Истребитель Су-30СМ

Двухместный («спарка») многоцелевой тяжелый истребитель поколения «4 +» создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации. Обладает сверхманевренностью. В конструкции самолета применено переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги. Может применяться в качестве самолета для подготовки летчиков для перспективных одноместных истребителей. Максимальная скорость — 2125 км/ч, практический потолок — 17 300 м, дальность полета — 3000 км. Самолет способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах. Первый полет прототип совершил в 1967 году. На вооружении с 1975 года. Всего выпущено около 1400 самолетов. Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году. Максимальная скорость — 1400 км/ч, практическая дальность — 2850 км, практический потолок — 11 000 м. Экипаж — 2 человека.

Роман Азанов

Состав

В состав морской авиации входят: морская ракетоносная, противолодочная, разведывательная, штурмовая авиация корабельного и наземного базирования, а также подразделения и части транспортных самолётов и подразделения другого назначения. Организационно состоит из ВВС флотов, включает части и подразделения берегового и корабельного базирования, а также части, подразделения и службы обеспечения. ВВС флотов в специальном отношении подчиняются начальнику авиации ВМФ. На него непосредственно замыкаются части центрального подчинения. В вооружённых силах некоторых стран называется авиацией ВМС (авиацией флота). В состав её входят базовая патрульная авиация, а также штурмовая, истребительная, разведывательная и специального назначения (дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и другие). В ВС США, кроме того, имеется авиация морской пехоты.

«ФОККЕР F-27 MPA» — защитник побережья

Патрульный самолет (Нидерланды)

F-27MPA оснащен поисковой радиолокационной станцией AN/APS-504, антенна которого смонтирована в обтекателе под фюзеляжем

Фоккер F-27 МРА» используется береговой охраной и Военно-воздушными силами Нидерландов, Испании, Филиппин, Таиланда и некоторых других стран для патрулирования побережья, защиты рыбного хозяйства и ведения поисково-спасательных работ. Он был создан на базе пассажирской машины F-27, разработанной компанией «Фоккер» в 1950-х годах. Его серийное производство началось в 1978 году.

Самолет имеет полностью герметичный фюзеляж с метеорологической радиолокационной системой, размещенной в его передней части, а также фотокамеры и прожектор для наблюдения. В задней части фюзеляжа находится грузовой люк, через который можно осуществлять спасательные работы.

У машины есть две модификации: F-27 «Мэритайм» для простого патрулирования и F-27 MPA, вооруженный противолодочными торпедами, минами, управляемыми ракетами «Гарпун», «Экзосет», «Мэйврик», «Си Скьюа», «Си Игл», глубинными бомбами, гидроакустическими буями.

Под черным носовым обтекателем F-27 MPA находится метеорологическая радиолокационная станция

На фото пассажирская машина, из которой, путем масштабной переделки, получили патрульный «Фоккер F-27 Мэритайм»

Поделиться ссылкой

Второй переходный период (1650—1550 гг. до н. э.)

Яхмос I сражается против гиксосов на боевой колеснице

После того, как фараон Мернофера Аиб (ок. 1704—1690 годы до н. э.) бежал из своего дворца, оставив страну на произвол судьбы, западносемитское племя гиксосов разрушило египетскую столицу Мемфис и объявило себя хозяевами Верхнего и Нижнего Египта. После того, как гиксосы захватили контроль над страной, многие египтяне бежали в Фивы, где создали очаг сопротивления оккупантам.

Сами гиксосы были семитами, пришедшими в Египет с северо-востока; их столицей стал укреплённый город Аварис в восточном углу дельты Нила. Египтяне же в это время находились в состоянии политического кризиса, их правительство ничего не могло сделать, а страна находилась между двух огней: с севера — гиксосы, а с юга — нубийцы. В этот период военное дело египтян значительно изменилось. Именно от пришедших с севера гиксосов египтяне заимствовали такие изобретения как боевая колесница и композитный лук, отличавшийся большей дальнобойностью. Появление этих изобретений позволило египтянам сильно усовершенствовать своё военное дело. Широкое распространение в Египте колесницы получают начиная с гиксосского периода, однако известна относящаяся к концу XIII династии стела, на которой изображены боевые колесницы. Более явные доказательства того, что египтяне в начале Второго переходного периода уже использовали лошадей на войне, можно увидеть в городе Эт-Тель-эль-Кебир, где археологи нашли полный скелет лошади, датировавшийся временем XIII династии. Также открыто относящееся к XII династии захоронение в Эль-Ракахне, в котором обнаружен предмет с выгравированной на нём головой лошади. Сама по себе боевая колесница не была изобретением гиксосов — этот народ, в свою очередь, заимствовал её у обитающих ещё севернее хурритов. Композитный лук — по сравнению с предшествующим ему простым — обеспечивал лучшие дальнобойность и меткость. В результате того, что теперь в руках у египтян были эти новые виды оружия, египетское сопротивление гиксосской власти оказалось успешным — гиксосы были вытеснены из страны, начиная с того времени, когда Таа II Секененра пришёл к власти в Фивах приблизительно в 1569 году до н. э. и начал борьбу против оккупантов. После него фараоном стал Камос, продолживший вытеснение гиксосов, которое было окончательно завершено его братом Яхмосом I. С этого момента начинается период Нового царства.

БЕ-200 — самолет-пожарник

Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)

По сравнению с другими самолетами-амфибиями, Бе-200 имеет полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать его для выполнения широчайшего спектра задач

Главными заказчиками ОКБ имени Г. М. Бериева всегда были военные. Однако из-за распада СССР авиаторам пришлось искать себя на гражданском рынке. К 1990 году был готов проект самолета-амфибии для тушения лесных пожаров. Следующим этапом стало создание машины для перевозки пассажиров, грузов, а также выполнения специальных заданий.

После распада СССР проект не был закрыт, а 17 июля 1992 года вышло постановление правительства Российской Федерации, подтверждающее необходимость изготовления такой машины. Правда, начались трудности с финансированием и, как следствие, поиском завода для ее серийного выпуска. В целях привлечения зарубежных средств было создано закрытое акционерное общество, в которое вошли швейцарская финансовая группа и украинский промышленно-инвестиционный банк.

Бе-200 получился очень маневренным, он способен делать глубокие виражи и набор высоты по крутой траектории со значительным креном

Строительство первого Бе-200 в противопожарном варианте началось в 1992 году. Машина вышла из сборочного цеха 11 сентября 1996 года, а 24 сентября 1998 года она совершила первый полет. Весной 1999 года самолет прибыл в Таганрог для продолжения испытаний, 9 июня он отправился в Париж для участия в салоне Ле-Бурже, где совершил два демонстрационных полета и сбросил 6 т воды.

В сентябре 2000 года Бе-200 стал звездой выставки в Геленджике, установив там 24 мировых рекорда. Во время выставки в Жуковском 15 августа 2001 года самолет получил международный сертификат. В настоящее время выпущено девять таких машин. В противопожарном варианте их первым зарубежным покупателем стала Греция. В мае 2008 года один самолет получил Азербайджан. Два года спустя был заключен контракт на поставку 10 самолетов в США. В настоящее время в состав МЧС России входят шесть таких машин. До 2016 года планируется заказать еще семь. В ноябре 2011 года о намерении закупить восемь самолетов в 2013-2014 годах заявило Министерство обороны России.

«Фишка» Бе-200 на авиасалонах — сброс воды, окрашенной в цвета российского флага

Командующие морской авиацией Черноморского Флота

И.И. Стаховский (апрель 1912 г. — 1916 г.),
Е.Е. Коведяев (январь 1916 г., ВрИД),
М.И. Федорович (январь-июнь 1917 г.),
Н.И. Черниловский-Сокол (с августа 1917 г.),
А.Н. Заев (до декабря 1917 г.),
В.Р. Качинский (июль-август 1919 г.),
М.М. Сергеев (1920-1922 гг.),
П.С. Сорокин (1922-1925 гг.),
В.К. Лавров (август 1925 г. — июль 1932 г., репрессирован в 1938 г.),
В.К. Бергстрем (июль 1932 г. — июль 1935 г., репрессирован в 1938 г.),
А.М. Миронов (в январе 1936 г., в июле 1938 г., ВрИД, репрессирован),
В.А. Русаков (июнь 1938 г. — ноябрь 1941 г., снят),
Н.А. Остряков (ноябрь 1941 г. — май 1942 г., погиб),
В.В. Ермаченков (май 1942 г. — июнь 1945 г.),
Б.Л. Петров (июнь 1945 г. — февраль 1946 г.),
П.Н. Лемешко (февраль 1946 г. — март 1947 г.),
Б.А. Почиковский (март 1947 г. — июль 1956 г.),
ГСС А.А. Мироненко (май 1956 г. — январь 1971 г.),
В.И. Воронов (1971-1982 гг.),
В.П. Житенев (1982-1988 гг.),
Н.Н. Фадеев (1988-1994 гг.),
И.Д. Федин (1994-1995 гг.),
В.Н. Юрин (1996-2000 гг.),
А.М. Быков (2000-2005 гг.),
И.В. Сапрыкин (2005-2009 гг.),
Ю. Бондарев (2009 г., ВрИД),
А.И. Отрощенко (с 2010 г. — 2013 г.).
Г.И. Загонов (с июля? 2013 -)

Командующие морской авиацией Балтийского Флота

В период 1914-1946 гг. морской авиацией Балтийского флота командовали:

Б.П. Дудоров (сентябрь 1914 г. — 1915 г.),А.А. Тучков (1915-1916 гг.),
Б.А. Щербачёв (март 1915г. — ноябрь 1916г., ВрИД),
Б.П. Дудоров (декабрь 1916 г. — июль 1917 г.),
С.А. Лишин (июнь-август 1917 г.),
Б.А. Щербачёв (июль 1917 г., ВрИД),
В.В. Ковалевский (август-ноябрь 1917 г.),
С.А. Лишин (ноябрь 1917 г. — февраль 1918 г., ВрИД),
И.Н. Дмитриев (февраль-сентябрь 1918 г.),
С.А. Лишин (апрель-июль 1918 г., репрессирован в ноябре 1919 г.),
С.М. Кочедыков (июль 1918 г.— сентябрь 1919 г.),
А.П. Онуфриев (с сентября 1919 г.),
Л.М. Порцель (август 1922 г., ВрИД — август 1924 г., погиб в 1932 г.),Г.С. Скрягин (в 1923г., умер),
М.А. Горбунов (1924 г.),
Л.И. Гикса (сентябрь 1924 г. — июль 1927 г.),
Г.И. Силин (август 1927 г. — май 1928 г.),
В.Д. Авсюкевич (1929 — август 1930 г.),
Л.И. Никифоров (август 1930 г. — июль 1932 г., снят, репрессирован в 1938 г.),
В.К. Лавров (июль 1932 г. — январь 1934 г.),
В.П. Баруздин (1935 г.),
Г.П. Галкин (до сентября 1936 г., репрессирован),
М.А. Горбунов (сентябрь 1936 г. — июль 1937 г., репрессирован),
А.И. Ильин (август 1937 г. — июль 1938 г., репрессирован),
А.А. Кузнецов (июль 1938 г. — октябрь 1939г., ВрИД, снят),
В.В. Ермаченков (октябрь 1939 г. — июль 1941 г., снят),
(ГСС) М.И.Самохин (июль 1941 г. — февраль 1946 г.).

После разделения БФ на два самостоятельных объединения их ВВС командовали:

ВВС Южно-Балтийского флота (ВВС 4-го ВМФ) в 1946-1956 гг.:

ГСС М.И. Самохин (февраль 1946 г. — август 1947 г.),
Д.Ф. Бартновский (август 1947 г. — июнь 1950 г.),
Г.Г. Дзюба (август 1950 г. — май 1953 г.),
А.А. Кузнецов (май 1953 г. — февраль 1956 г.),

ВВС Северо-Балтийского флота (ВВС 8-го ВМФ) в 1946-56 гг. :

ГСС А.Х. Андреев (февраль-декабрь 1946 г.),
Д.И. Манжосов (декабрь 1946г. — март 1947 г., ВрИД),
ГСС А.Х. Андреев (март-август 1947 г.),
Б.Л. Петров (август 1947 г. — ноябрь 1955 г.),
ГСС И.И. Борзов (ноябрь 1955 г. — январь 1956 г.).

После соединения 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот его авиацией командовали:

ГСС И.И. Борзов (февраль 1956 г. — декабрь 1957 г.),
Б.Л. Петров (декабрь 1957 г. — февраль 1961 г.),
ГСС С.А. Гуляев (1961-1976 гг.),
А.И. Павловский (1976-1984 гг.),
П.И. Гончаров (1984-1990 гг.),
В.В. Проскурнин (1990-1998 гг.),
А.И. Новиков (1998-2000гг.),
В.Н. Сокерин (2000-2004 гг.),
А.Г. Кулаков (2004-2006 гг., снят),
А.В. Коляко (2006-2009 гг.),
И.О. Комаров (2009-2011 гг.),
А.В. Крупеник (с 2011 г. — ?),
С.Г. Рассказов (2011 — февраль 2013)
А.Р. Костерин (февраль 2013 —  )

Кто отмечает?

Современная авиация, относящаяся к ВМФ РФ, условно делится на:

  • палубную;
  • берегового базирования.

Также условно ее разделить можно и по функциональности на:

  • истребительную;
  • ракетоносную;
  • РЭБ (радиоэлектронной борьбы);
  • транспортную;
  • спасательную;
  • вспомогательную и разведывательную и др.

Основа авиации — самолеты и вертолеты, которые могут выполнять различные задачи, связанные с охранной и обороной морских границ РФ. Выполнение боевых задач происходит при взаимодействии с другими войсками ВС. Транспортная и санитарная авиация оказывает помощь и в случае природных катаклизмов, помогая гражданским службам.

Собственная авиация есть во всех флотах РФ – Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском.

История праздника

Праздник был учрежден в 1996 году приказом главнокомандующего ВМФ России. Дата 17 июля была выбрана неслучайно. Дело в том, что в 1916 году 17 июля (4 июля по старому стилю) в ходе Первой мировой войны российские морские летчики на отечественных гидросамолетах одержали первую победу в воздушном бою над морем.

В этот день четыре гидросамолета М-9 поднялись с российского авианосного судна «Орлица» Балтийского флота, чтобы отразить атаку германских самолетов на русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа. В ходе боя два немецких самолета были сбиты, а два других ретировались. Российские летчики вернулись на базу без потерь. Этот день принято считать Днем рождения морской авиации Военно-морского флота России.

«ДОРНЬЕ DO-228 МЭРИТАЙМ ПЭТРОЛ» — морской патруль

Многоцелевой патрульный самолет (Германия)

Несмотря на свой неказистый квадратный вид Do-228 обладает высокими летными характеристиками и надежностью

В 1980-х годах к производству патрульных машин приступила Германия. В качестве базы был взят транспортный самолет Do-228 компании «Дорнье». Машина получила новый профиль крыла, две радиолокационные станции, обзорную и поисковую, а также противокорабельные ракеты, размещенные на подвесках крыла.

Кроме того, самолет оборудован ИК-системой обзора передней полусферы, стабилизированной системой наблюдения большой дальности, прибором ночного видения, прожектором и новейшей навигационной системой. Первый полет машина, названная Do-228, совершила в мае 1981 года.

Серийное производство этого многоцелевого патрульного самолета началось в 1984 году. Сейчас он входит в состав воздушно-морских сил Германии, Индии, Италии, Нигерии, Омана, Таиланда, Мавритании и Мальдивских островов.

Морской патруль Do-228 ВМС Германии готовится к взлету

Do-228 имеет прочную конструкцию и приспособлен для эксплуатации на плохо подготовленных аэродромах

Последняя модификация Do-228 оснащена современными пятилопастными винтами и новейшими двигателями ТРЕ331-10

Состав Морской Авиации ВМФ с апреля 2009 г.

Управление начальника МА ВМФ — г. Москва.

  • 444-й ЦБП и ПЛС, 240-й гв. ОСАП (ИИ), 46-й ОТАП (бывш. 399-я ОТАЭ);[]
  • МА БФ;
  • МА ЧФ;
  • МА СФ;
  • МА ТОФ.
  1. Следует отметить, что попытка вернуться к подобной системе была сделана в середине 1990-х гг. Тогда, в условиях тотального дефицита запчастей и топлива, командование Авиации ВМФ было вынуждено делить лётный состав авиационных частей на три категории, соответствующие их уровню подготовки. Личному составу «оргядра» планировался максимальный налёт, а остальные две группы летали по остаточному принципу. []
  2. Передача МРА и ИА в ВВС и ПВО, по ряду причин, затянулась, и уже во вновь сформированных авиабазах МА ВМФ пришлось весной 2010 г. срочно вводить штаты на ракетоносцы и истребители. Однако к этой теме вернулись весной 2011 г. []
  3. На этом процесс формирования новых структур в 2010 г. не был завершён. Руководство Министерства обороны РФ держит курс на сокращение количества гарнизонов и военных городков. Так, уже расформирована 7059-я АвБ на аэр. Кневичи (она вошла в состав 7062-й АвБ гарнизона Николаевка). Подобные преобразования в 2011 г. проходят на всех флотах, где намереваются оставить по одной авиабазе, имеющей несколько аэродромов. []
  4. на базе расформированного 444-го ЦБП и ПЛС в Ейске был сформирован новый 859-й ЦБП и ПЛС, а полки ЦП с 1 декабря 2009 г. были переформированы в 7055-ю гв. АвБ на аэр. Остафьево. []

Поздравления с Днем авиации ВМФ России

***
И в небе вам счастье, и море — не горе,
Ведь ваша стихия — и небо, и море.
И День авиации — праздник для вас,
И День ВМФ — отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова —
День авиации флота морского!

***
Морские защитники, честь вам и слава!
Вами гордится наша держава,
От южных морей до полярных широт
Морской авиатор службу несет.

Много в истории славных страниц,
По защите наших российских границ.
Морские орлы, мы вас поздравляем,
Мирного чистого неба желаем!

***
Морской авиации шлю я привет,
Каждый из вас, несомненно, герой!
Не знайте вовеки печалей и бед,
Желаю удачи вам в жизни большой!

Будьте здоровы, живите вы в счастье,
Всех благ от души вам хочу пожелать,
И главное — мира, спокойствия, братцы,
Чтоб не пришлось никогда воевать!

1 Организация запрещена на территории РФ.

История

К началу Первой мировой войны морская авиация в мире была развита крайне слабо, находясь в стадии первоначального создания.

В ходе Первой мировой войны на вооружение воюющих стран начали поступать самолёты морской авиации, способные решать боевые задачи. К таким самолётам относились немецкий «Флугбот», французский «Борель» и английский «Авро».

Морская авиация в России зародилась накануне первой мировой войны в составе Императорского военно-воздушного флота на БФ и ЧФ. В период (1910 — 1914 годов) на флоте сначала был сделан выбор в пользу аэропланов, а затем в пользу гидроаэропланов, и к началу Великой войны морская авиации Русского Императорского флота практически представляла собой гидроавиацию.

В августе 1914 года введён в действие первый руководящий документ авиации флота России — «Положения о службе авиации в службе связи», закрепивший организационное включение флотской авиации в состав службы связи флотов Империи.

В составе РИФ ВС России находилось двенадцать авианесущих кораблей (АВК), семь из них принимали участие в боевых действиях в качестве носителей гидроавиации.

В конце 1916 года введено в действие — «Положения о службе морской авиации и воздухоплавания Императорского Российского флота» и были сформированы на флотах РИФ воздушные дивизии, бригады и дивизионы.

За годы Первой мировой войны, в Русском флоте, был накоплен уникальный опыт строительства, управления и боевого применения морской авиации и воздухоплавания (в интересах флота применялись гидросамолёты, самолёты, дирижабли, аэростаты и воздушные шары).

В 1918 — 1919 годах морская авиация организационно состояла из Балтийской воздушной бригады, воздушного дивизиона Волжской флотилии, авиаотряда Каспийско-Астраханской флотилии, авиаотряда Онежской флотилии и насчитывала в своём составе 76 самолётов. С 1920 по 1938 годы морская авиация входила в ВВС РККА, её самолётный парк составлял 36 самолётов. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, состав которых непрерывно увеличивался количественно. К началу Великой отечественной войны ВВС ВМФ насчитывали 2906 самолётов (торпедоносцы — 10 %, бомбардировщики — 14 %, истребители — 45 %, гидросамолёты-разведчики — 25 % и другие) но, преимущественно, старых образцов.

В период Великой Отечественной войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника. Всего на счету морских лётчиков 1015 потопленных кораблей и судов, более 5500 уничтоженных самолётов противника. 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 — награждены орденами, 241 авиатору присвоено звание Герой Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков награждены второй медалью «Золотая Звезда».

В 1953 году морская авиация стала называться авиацией ВМФ, а ВВС флотов — авиацией флотов. С 1980 года авиацию флотов вновь стали называть ВВС флотов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector