Немецкие самоходные орудия второй мировой войны

Общая оценка САУ

Среди серийных советских самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 занимает несколько обособленное место — как наиболее удачной многоцелевой машины, пригодной к выполнению всех стоящих перед ней задач. Другие САУ — СУ-76, СУ-122 и СУ-85 — только частично оправдали возложенные на них ожидания. Сильно затруднительным оказалось применять СУ-122 против танков вследствие низкой настильности огня её орудия; мощность огня СУ-76 и СУ-85 по небронированным целям была в ряде случаев недостаточной, кроме того, СУ-76 первых модификаций были оснащены неудачной силовой установкой, что вынудило кардинально переработать её впоследствии. Благодаря сочетанию подвижности и большой огневой мощи, СУ-152 применялись и в роли штурмового орудия, и в роли истребителя танков, и как самоходные гаубицы. Однако низкая скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов существенно снижали качества машины как истребителя танков, а небольшой угол возвышения вместе с закрытым боевым отделением не благоприятствовали использованию СУ-152 для стрельбы с закрытых позиций. К этим недостаткам, которые были обусловлены вооружением и компоновкой машины, СУ-152 имела ещё ряд своих собственных — отсутствие принудительной вентиляции боевого отделения (особенно проявляющемся при заглушённом двигателе, были даже случаи угорания экипажей при стрельбе) и оборонительного пулемёта, недостаточное для 1943 года лобовое бронирование, тесное боевое отделение. Практически все собственные недостатки СУ-152 удалось если не устранить, то как минимум сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152 при сохранении основного вооружения и компоновочной схемы машины, которые были признаны адекватными условиям не только Второй мировой войны, но и послевоенного времени.

Среди зарубежных машин СУ-152 не имела прямых и близких по времени создания аналогов в своей категории по массе. Вооружённые длинноствольными орудиями калибра 150—155 мм немецкая САУ «Хуммель» и американская GMC M12 были легкобронированными самоходными гаубицами с полуоткрытой или открытой установкой основного вооружения на базе средних танков. Вооружённая 88-мм пушками StuK 43 немецкие САУ на базе тяжёлых танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» были специализированными истребителями танков (первый имел также одним из своих официальных обозначений «штурмовое орудие» и более чем в полтора раза превышал СУ-152 по массе). Бронепробиваемость их орудий и лобовая бронезащита существенно превосходили эти параметры у СУ-152. Самым же близким аналогом советской САУ был так называемый «штурмовой танк» Sturmpanzer IV «Brummbär» («Гризли»), построенный на базе среднего танка PzKpfW IV и вооружённый короткоствольной 150-мм гаубицей StuH 43, модификацией известного пехотного орудия sIG 33. При незначительно меньшей массе осколочно-фугасной гранаты Brummbär отличался гораздо более мощным лобовым бронированием (до 100 мм с некоторым наклоном) и также был очень эффективен против укреплений и небронированных целей. Как и СУ-152, немецкая САУ могла использоваться для стрельбы с закрытых позиций, причём вследствие большого угла возвышения орудия была возможной навесная стрельба, но из-за низкой начальной скорости снаряда Brummbär проигрывал СУ-152 в максимальной дальности своего огня. Также с успехом Brummbär мог применяться и против танков, поскольку помимо и без того разрушительной 150-мм осколочно-фугасной гранаты в его боекомплект входил ещё и кумулятивный снаряд, пробивавший 170—200 мм брони. Однако преимуществом СУ-152 в стрельбе по бронецелям перед немецкой САУ была высокая начальная скорость её снарядов — то есть бо́льшая настильность траектории и дальность прямого выстрела, меньшие трудности в прицеливании по движущейся мишени.

Конструкция самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille»

Шасси самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille» заимствовано от чехословацкого танка 38 (t).

Внешний вид моторного отделения при переоборудовании танков 38 (t) в 150-мм САУ изменений не претерпевал, а вот лобовой лист с шаровой пулемётной установкой стрелка-радиста и смотровым прибором механика-водителя демонтировался. Вместо старого лобового бронелиста под углом 17° устанавливался лист из катаной брони толщиной 25 мм и высотой 150 см: бронелист также служил щитом для орудия. В его нижнем правом углу имелась литая деталь, закрывающая смотровую щель механика-водителя, в середине — вырез под орудийный ствол и в левом верхнем углу — отверстие под перископ. Место радиста перенесли в открытое сверху боевое отделение, при необходимости радист выполнял обязанности второго заряжающего.


Чертеж самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille» aust M

К лобовому 25-мм бронелисту крепилась угловая броня, в правом листе имелась боковая смотровая щель механика-водителя, левый был монолитным. Платформа, к которой крепилась рубка, имела ширину большую, чем ширина корпуса, к бортам которого приваривались горизонтальные металлические площадки толщиной 10 мм. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста.

Амбразура под пушку в лобовом листе рубки транспортера боеприпасов закрывалась бронезаслонкой, в нижней части бронезаслонка крепилась к рубке на петлях, в верхней — хомутами.

В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из четырёх человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Как и на истребителях танков, ствол пушки САУ крепился в походном положении Н-образным опорой-фиксатором, а казенник — хомутом.

Из-за малого возимого боезапаса САУ (20 выстрелов раздельного заряжения) была необходимость иметь в составе батарей бронированные транспортировщики боеприпасов.

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – штурмовое орудие;
  • Боевая масса – 23,4 тонны;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1937;
  • Годы производства – 1940-1945;
  • Годы эксплуатации – 1940-1950;
  • Всего выпущено – 10500 машин.

Бронирование

  • Тип брони – литая и стальная катаная;
  • Лоб корпуса, верх – 25+30 / 85° мм/градус;
  • Борт корпуса – 30 мм;
  • Корма корпуса, верх – 30 / 30° мм/градус;
  • Днище – 19 мм;
  • Крыша корпуса – 16 / 78-87° мм/градус;
  • Лоб рубки – 50+30 / 9° мм/градус;
  • Маска орудия – 50+30 / 5° мм/градус;
  • Борт рубки – 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
  • Крыша рубки – 10 / 78—90° мм/градус.

Вооружение

  • Пушка – Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 24 калибра;
  • Боекомплект пушки – 54 снаряда;
  • Углы ВН – −10…+20° градусов;
  • Углы ГН – 12 градусов;
  • Прицелы – Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
  • Пулемет – МG 34 калибра 7,92 мм.

Подвижность

  • Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
  • Запас хода – 155 км;
  • Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,8 м.

Производство и применение

Тягач SdKfz 10 с 30-см Nebelwerfer 42

В 1940—1945 годах было выпущено 5789 15-см шестиствольных буксируемых пусковых установок Nb.W.41 (в том числе 282 в 1940, 652 в 1941, 969 в 1942, 1188 в 1943, 2336 в 1944 и 342 в 1945 году) и 5 047 900 158-мм реактивных снарядов 15 cm W.Gr.41 к ним (1880 в 1939, 156 750 в 1940, 417 250 в 1941, 1 208 600 в 1943, 1 096 100 в 1943, 1 985 200 в 1944 и 144 000 в 1945 году, без химических).

Впервые был применён в 1941 году против Советского Союза и в Северной Африке. Участвовал в боях за Нормандию в 1944 году. На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией. Благодаря компактности применялся и в десантных операциях. Миномёт устанавливался также на ж/д платформу, входящую в состав бронепоезда.

Реактивные снаряды, используемые для Nebelwerfer, также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков Союзников. Тактикой применения ракет Wfr. Gr. 21 предусматривался запуск их залпом с дальней дистанции по строю тяжелых бомбардировщиков для их разрушения, находясь вне зоны эффективного огня стрелковых оборонительных установок. После того как строй распадался, бомбардировщики атаковали и сбивали поодиночке пушечным огнём.

К недостаткам Nebelwerfer относятся низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации, господствующей в воздухе (для большей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси, получив «Panzerwerfer»); небольшая дальность стрельбы; 270-метровый дымовой след от снарядов.

Истребители танков

Самое страшное, что ждало германских солдат на Восточном фронте, – это появление неуязвимых русских танков КВ и Т-34. Вот почему уже в конце 1941 г. все силы германской промышленности были направлены на создание противотанковых средств поражения, в том числе и специальных противотанковых самоходных орудий. При этом в германской армии для обозначения противотанковых самоходных орудий использовались два очень похожих термина: «Panzerjager» («Панцерягер») и «Jagdpanzer» («Ягдпанцер»). Слово «панцер» – это по-немецки «танк», слово «ягер» – « охотник». Слово «ягд» – «истребитель». «Панцерягер» можно перевести на русский язык как «охотник за танками» или «истребитель танков», а «ягдпанцер» – как «танк-истребитель». По смыслу вроде бы одно и то же. Так зачем же придумывать два разных названия? Ведь и то и другое означает не что иное, как просто «антитанк».

«Панцерягер»

В реальности всё было не так просто. Если вдуматься в смысл слов «истребитель танков», то под ним подразумевается всё что угодно и кто угодно. Это может быть и танк, и самоходная противотанковая пушка, и обычное буксируемое противотанковое орудие, и солдат с противотанковым ружьём, гранатой или бутылкой с зажигательной смесью. Это также может быть диверсант, заложивший мину на дороге, и, наконец, самолёт-штурмовик. А вот «танк-истребитель» – это уже однозначно что-то на гусеницах, с мощной пушкой и прикрытое толстой бронёй.

«Мардер» III

В германской армии так сложилось, что все «антитанки» делились на две группы. Первая группа истребителей танков – это просто гусеничные машины, предназначенные для перевозки установленной на них противотанковой пушки. Другими словами – это обычные противотанковые самоходные артиллерийские установки (САУ), прикрытые лёгкой бронёй, защищающей экипаж от пуль и осколков. Типичными представителями «охотников» были противотанковые САУ «Панцерягер» I, «Мардер» («куница») или «Насхорн» («носорог»)

Охотник тихо сидит в засаде или осторожно подбирается, чтобы дичь не вспугнуть, но никак не лезет напролом через бурелом или камыши. Так же действовали и германские истребители танков

Сидя в засаде и будучи хорошо замаскированными, они вели огонь по танкам противника до тех пор, пока их не засекали и по ним не открывался ответный огонь. После этого «охотники за танками», опасаясь получить вражеский снаряд, быстро ретировались или переползали на запасную огневую позицию.

В Красной армии лучшим истребителем танков считалась самоходная артиллерийская установка Су-100

История создания

История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.

В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.

«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.

StuG III ausf A, первая модификация

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.

Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.

Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие

Немецкие минометы – первые образцы

Если перед Первой мировой войной немецкий рейх еще был лидером в развитии и применении минометов, то после своего поражения Германия снова принимается за разработку этого оружия только с 1930 г.

Ровно к началу войны в 1939 г. передовые части немецкой пехоты получили тяжелый миномет «Гранатверфер 34» (schwere Granatwerfer 34, sGrW 34) производства «Райнметалл» (Rheinmetall). По оценкам современников, в ходе войны это изделие превратилось в одну из важнейших и эффективных категорий оружия. Пусковая установка калибра восемь сантиметров (81,4 мм) состояла из ствола с казенником, опорной плиты, сошки и прицела.

Расчет sGrW 34 на понтоне. Учебное занятие по плану подготовки к высадке в Великобритании.

Конструкция ствола включала трубу, на которую наворачивался казённик. В дно казенника вставлялось медное обтюрирующее кольцо, препятствовавшее прорыву пороховых газов через резьбу при выстреле. На внешней поверхности ствола для его грубой наводки на цель наносили белую линию.

Ствол на простой сошке устанавливался в направлении стрельбы. Сошка имела две опорные ноги, соединенные шарниром. Устройство сошки в определенной степени позволяло компенсировать неровности почвы, включая поперечные. Нижняя пластина удерживала ствол и поглощала отдачу, возникавшую при выстреле гранаты (мины).

Если по углу возвышения миномет наводился легко, то изменение направления стрельбы представляло определенную проблему. Прицельное приспособление позволяло устанавливать основное направление стрельбы. Как замечают немецкие историки, только опытные солдаты на коротких дистанциях справлялись с этим обстоятельством.

Экипаж БТР 251/2 с минометом sGrW 34

Боеприпасы

Оружие заряжалось со ствола: стрелок вводил гранату через его дульный срез. Стандартный боекомплект миномёта включал осколочные и дымовые мины (гранаты, 8-cm-Wurfgranate) весом по 3,5 кг каждая. Радиус поражения осколочной мины достигал 30 м.

Наряду со стандартными осколочными минами при стрельбе из sGrW 34 использовались мины с вышибным зарядом. Он подбрасывал мину на высоту 1,5-2,0 м, где и детонировал основной заряд. Осколки, летевшие сверху вниз, были более эффективны особенно в отношении укрывшейся живой силы.

Дополнительно могли применяться осветительные боеприпасы, которые успешно применялись с целью обнаружения разведки противника ночью.

Расчет тяжелого миномета sGrW 34 состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего и трех подающих

Контактные взрыватели мин были настолько чувствительными, что для собственной безопасности расчетам требовалось следить, чтобы по траектории полета мины отсутствовали малейшие препятствия (ветки деревьев, маскировочные сети и т.п.). Использование взрывателя WgrZT в сильный дождь вообще не рекомендовалось.

Вышибной заряд sGrW 34 включал в себя основной заряд (хвостовой патрон) и три дополнительных кольцевых заряда, надевавшихся на трубку стабилизатора. Стандартная осколочная мина (граната) находилась в полете от 26 сек. Дальность стрельбы sGrW 34 лежала в пределах от 125 до 2200 м. Согласно некоторым источникам, в ходе войны удалось её увеличить до 3500 до 4000 м.

Транспортировка

Оружие (вес около 60 кг) обычно перевозилось транспортным средством для личного состава. Кроме того, миномет делился на три вьюка, причем из шести военнослужащих расчета трое несли ствол. В качестве подручного средства для транспортировки служила боевая одноосная тележка (Gefechtskarren If 9).

Боевая одноосная тележка Gefechtskarren If 9

Начиная с 1942 г., миномет sGrW 34 устанавливается на легкий и средний  бронетранспортеры. В результате минометы получают неожиданную мобильность, а соответствующие подразделения высокую огневую мощь. В тот период разведывательные роты оснащаются легким (le SPW SdKfZ 250/7), а моторизованные и саперные роты – средним БТР (m SPW SdKfz 251/2).

Легкий БТР SPW SdKfZ 250/7 с 8-см минометом на борту

В период с 1937 по 1945 гг. немецкая промышленность изготовила более 70 тыс. sGrW 34, которые нашли  применение на всех фронтах.

ТТХ тяжелого немецкого миномета образца 1934 г.

Тяжелый немецкий мономет образца 1934 г.

  • калибр: 81,4 мм (8 см)
  • длина ствола: 1143 мм
  • масса: 57 кг
  • угол возвышения: от +40° до +89°
  • угол направления при угле возвышения 87°: до 14,4°
  • скорострельность: 30 выстр./мин.
  • расчёт миномета: 6 чел.
  • дальность стрельбы: 60-2400 м, позднее до 3500-4000 м
  • масса (гранаты) мины: 3,5 кг.

УРАЛ

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

120-мм миномет 2Б11 представляет собой усовершенствованную модификацию прежней модели, 120-мм миномета образца 1943 года, производство которого началось в 1943 году и которому было суждено стать одним из самых распространенных минометов калибра 120 мм. Миномет М-43 оказал большое влияние на конструкции последующих систем — до сих пор во многих странах мира минометы М-43 и их копии остаются на вооружении и даже продолжают выпускаться серийно (так, китайский 120-мм миномет Тип 55 является прямой калькой советского М-43).

Миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани — видео

https://youtube.com/watch?v=c6sZp9Ouv8E

120-мм миномет 2Б11 является усовершенствованной модификацией М-43, причем в основном изменения состоят в использовании новых материалов, позволивших уменьшить полный боевой вес по сравнению с предшественником.

В армиях государств — бывших членов Восточного блока 120 мм минометы придавались пехотным частям вместо других видов артиллерийских систем непосредственной огневой поддержки. При транспортировке 2Б11 обычно перевозится в собранном виде на легком колесном лафете — в этом заключается одно из главных отличий от М-43. При подготовке к стрельбе ствол просто поднимается вручную до тех пор, пока круглая плита не упирается в землю. После этого колесный лафет можно убрать, и миномет при стрельбе будет опираться на двуногую сошку. При необходимости ствол, плита и лафет отделяются друг от друга; возможна транспортировка миномета в разобранном виде вьючным способом.

Закатывание расчётом миномёта по сходням в кузов транспортной машины 2Ф510А с помощью электрической лебёдки

При стрельбе мины заряжаются вручную с дульной части; в нижней части гладкого ствола имеется закрепленный боек, от которого воспламеняются метательные заряды различной мощности. Возможно оснащение миномета курково-спусковым механизмом. Некоторые модификации 2Б11 оснащены установленным на дуле предохранителем от двойного заряжания.

Существует несколько самоходных шасси для установки 2Б11, в том числе на базе переоборудованного гусеничного транспортера МТ-ЛБ, состоящего на вооружении Ирака, а также чешский вариант, собранный на шасси гусеничной боевой машины пехоты БМП-2 со снятой башней, имеющий обозначение ПРАМ-С.

120-мм миномет 2Б11 может стрелять практически любыми видами 120-мм мин (в действительности их калибр равен 119.4 мм), выпускаемых как на Востоке, так и на Западе. Максимальная дальность стрельбы составляет 7100 метров, а минимальная — 480 метров. Боевая скорострельность до 15 выстрелов в минуту.

120-мм миномёт 2Б11 состоит из:

— ствола,- предохранителя от двойного заряжания,- двуноги-лафета,- опорной плиты,- прицела МПМ-44М.

Ствол предназначен для производства выстрела и сообщения мине начальной скорости в определенном направлении. Состав ствола:

— труба,- казённик,- обтюрирующее кольцо.

Варианты и модификации

2С12 — буксируемый вариант с транспортной машиной 2Ф510 на шасси ГАЗ-66-05 (колёсная формула 4 × 4, комплект специального оборудования 2Ф32 — лебёдка, оснащённая электроприводом, сходни для закатывания миномёта на колёсном ходу в кузов с помощью лебёдки, элементы крепления миномёта в кузове, и пр.);

2С12А — модернизированный буксируемый вариант с транспортной машиной 2Ф510А на шасси Урал-43206 (Урал-43206-0551-41 или Урал-43206-0651: колёсная формула 4 × 4, комплект специального оборудования 2Ф32 — электрическая лебёдка, сходни, элементы крепления и пр.);

2С12Б «Дилемма-2С12» — самоходный вариант на базе бронетранспортёра МТ-ЛБ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector