Восточнославянские племена — история происхождения, территория и основные занятия

Содержание:

Содержание

Содержание

Температурный режим

Список восточнославянских племен

К восточнославянским племенам относят:

  1. Вятичей, получивших название от имени Вятко, так звали родоначальника племени. Они были присоединены к Киевской Руси князем Святославом в 10 в.

  2. Бужан или волынян, как их стали называть с 11 в. Они считаются потомками дулебов. Князь Владимир подчинил и ввёл их в состав Киевской Руси.

  3. Древлян или русских славян, проживающих в лесах, за что и получили своё название.

  4. Дреговичей, получивших название от слова «дрегва» — «болото».

  5. Дулебов (не дулёбов), известных своим участием в походе на Царьград под командованием киевского князя Олега.

  6. Кривичей, к ним иногда причисляют ильменских славян, имевших политические центры ещё во времена образования Киевской Руси как государства. В древности первыми двинувшие на северо-восток.

  7. Полочан, живущих у Полотна – притока Западной Двины.

  8. Радимичей, названных по имени родоначальника Радима, вошедших в состав государства в 1 в.

  9. Северян, названных, возможно, по имени племени «савиров» или древнеславянского слова – «родственники».

  10. Словен, основного населения Новгородской земли.

  11. Тиверцев, ставших частью государства в середине 10 в.

  12. Уличей, столицей которых был город Пересечень.

  13. Хорватов, занимавшихся скотоводством, называвшихся пастухами или стражами скота (в переводе с древнеиранского языка).

  14. Полян, имевших более позднюю ступень политического развития. Их центром был Киев, и постепенно они подчиняли другие племена.

Поляне, объединив вокруг себя остальные восточные племена, стали называться русичами. 

Литература

Строительство коттеджей

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне – жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях – древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины – кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи – восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи – северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи – племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути “из варяг в греки” и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Стоял на вооружении

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты):

    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников

Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

External links

Сколько калорий в белках, жирах, углеводах

Восточнославянские племена

Основная статья: Восточнославянские племена

  • Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан
  • Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
  • Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река
  • Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирской и запад Киевской области)
  • Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
  • Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
  • Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
  • Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
  • Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
  • Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
  • Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
  • Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Община

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Соседи

На рисунке показана карта VII – VIII вв.

Ещё до нашей эры, проживая на Северном Причерноморье, славяне соседствовали с киммерийцами, которые были вытеснены скифами, впоследствии – сарматами.

При великом переселении славянские племена отошли на более северные земли. Причиной этого было захватническое поведение восточногерманских племён — готов и гуннов.

Беспокойным соседом был и образованный на южных землях Тюркский каганат, вынудивший славян отойти к лесостепям и болотам. Но и там грозила опасность от набегов кочевников, которые сжигали дома, захватывали в рабство людей и грабили. Славяне отстаивали независимость своих племён, постоянно были готовы к отражению вооружённых кочевников.

Норманнские воины

Южные и восточные славяне

  • Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
  • Георгий Младший. «Житие Георгия Святогорского».
  • «Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода» (XVII век).
  • «Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят» (XI- XII века).
  • Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века).
  • Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века).
  • Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века).
  • Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век).
  • Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века).
  • Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век).
  • Слово от Святого Евангелия (список XIV века).
  • Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век).
  • Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века).
  • Беседа трех святителей (XIV век).
  • О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века).
  • Устав преподобного Саввы (XIV век).
  • Поучения духовным детям (XIV век).
  • Пустынская летопись (XIV век).
  • «Синопсис». И.Гизель (1674 г.).
  • «Поучение в понедельник святого духа» (XVII век).
  • Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век).
  • Румянцевский сборник (XVIII век).
  • Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).

Поляки

  • Статут провинциальный вкратце (1420).
  • Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.)
  • Рукопись польского гусита (XV век).
  • Польская глосса в житии св.Войцеха.
  • Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).

Чехи

  • Хроника венгерского короля Белы (XIII век).
  • Хроника Неплах (XIV век).
  • Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век).
  • Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.

Балто-славянский этнос

  • Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век).
  • Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III
  • Титмор Мерзенбургский. Хроника. (XI век)
  • Монах Альберт из Трех источников. Хроника. (XI век)
  • Послание епископа Адельгота (1108 г.).
  • Монах Прифлингенский. Житие Оттона (XII век).
  • Страсти мучеников, погребенных в Эбсторфе (XIV век).
  • Хроника Пулкавы.
  • Николай Марешалк Турий. Анналы герулов и вандалов (XV век).
  • Конрад Бото. Саксонская хроника (1492 г.).
  • Захариус Гарцеус (бранденбургский хронист XVI века).
  • Давид Хитреус. Саксонская хроника (XVI век).
  • Адальберт Кранц. Вандалия (1572 г.).
  • Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц (1580 г.).
  • Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590 г.).
  • История Каменкой епархии (первая половина XVII века).
  • Валентин фон Эйхштедт.
  • Иеремия Симон. Эйленбургская хроника XVI- XVII века.
  • Будышинские анналы.
  • Церковная история Силезии.
  • Экхардт «Памятники Ютербога» (1732 г.).

И отдельно – о наличии у славян-язычников письма до миссии Кирилла:

  • Черноризец Храбр «О письменах» (X век)
  • «Толковая Палея» (XV в)

Итого — сто девяносто семь письменных источников!

А стоило бы вспомнить, что:

  1. Академику Б.А. Рыбакову мы обязаны знаниями о развитии славянского язычества от палеолита до наших дней. Именно он создал теорию эволюции богов и открыл иерографические вышивки-молитвы на национальной одежде.
  2. Д. Дудко сумел донести до масс доказательства существования докирилловского славянского письма.
  3. Институт Философии АН СССР опубликовал обширный и подробный список славянских достижений в сельхозотраслях, в ремеслах, в политике и архитектуре, проявленных еще ДО крещения Руси.
  4. С. Алексеев на основе сотен летописей арабов, византийцев, хронистов Западной Европы и пр. реконструировал историю славянских государств с 3 в.н.э. до Рюрика.
  5. Неоценимый фольклорный и этнографический материал преподнесли В. Даль, С. Максимов, М. Забылин, А. Афанасьев.

Отзывы о средстве М16

Для чего нужна шпалера

Чтобы сформировать кусты правильной формы и для того, чтобы виноград тянулся вверх, для молодого винограда в возрасте 2-3 лет необходимо построить качественную опору, к которой можно привязывать лозу. Однолетний виноград может спокойно расти без шпалер. С помощью такой опоры можно:

  • контролировать рост виноградной лозы;
  • увеличить количество плодов;
  • облегчить процесс сбора плодов;
  • грамотно организовать пространство участка.

Их можно построить собственными руками на загородном участке для виноградника любого размера.

Выращивание винограда с помощью шпалер:

Основные преимущества

Опора помогает модерировать направление роста побегов так, как вам нужно. Подвязанный виноград больше проветривается и быстрее высыхает после дождя. Следует подвязывать растение так, чтобы оно впитывало максимум солнечного света.

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями – снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.

Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых

Образование Древнерусского государства

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,

Формирование государственных центров у восточных славян

К рубежу VIII-IX вв. социально-экономическое развитие восточных славян привело к созданию на базе племенных союзов более сильных межплеменных группировок. Это происходило как благодаря развитию торговли, связывающей земли все более прочно, так и ввиду необходимости создания военных союзов для сопротивления врагам и военных набегов.

Одним из центров объединения племен восточных славян стал Киев. У полян раньше, чем в других землях, сложилась княжеская власть, зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь (хотя однозначного ответа на вопрос о происхождении данного этнонима наука пока не дала). В начале IX в. состоялись успешные походы руссов на владения Византии. Было разграблено южное побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, взят город Сурож (Судак).

Через несколько лет руссы захватили богатый византийский город Амастриду. Наконец, в 860 г. дружины киевских князей Аскольда и Дира появились под стенами Константинополя.

Рис. 4. Поход Аскольда и Дира на Царьград. Лицевой летописный свод

И хотя город взять не удалось, напуганные греки уплатили огромную контрибуцию, пообещали платить ежегодную дань, предоставили руссам возможность беспошлинной торговли. По сути, между Византией и Русью устанавливались дипломатические отношения, базилевс и киевский князь встретились и лично скрепили условия мирного договора.

Одновременно в северо-западных землях, в районе озера Ильмень, формируется второй центр будущей государственности. Здесь на реке Волхов во второй половине VIII в. восточные славяне основали древнейший в этих землях город – Старая Ладога (известный скандинавам как Альдейгьюборг).

Рис. 5. Ладога. Археологические раскопки

Приильменские словене создали мощный союз славянских и угро-финских племен, который вступил в борьбу с варягами, изгнав тех «за море». Однако вскоре началась борьба за власть, и для установления мира и справедливого управления ссорящиеся племена решили пригласить князя со стороны. Как ни странно это может показаться, выбор пал на варяжских князей. Но странно это лишь на первый взгляд. Варяги были сильны в военном отношении, приход одного из князей (конунгов) мог положить конец набегам других варяжских дружин на славянские земли.

Территория расселения

Таблица отражает названия племён и места их проживания.

Племена

Места их расселения

Поляне

расселялись по Днепру, вокруг Киева

Кривичи

заселяли Западную Двину и Волгу

Словене ильменские

берега Чудского и Ладожского озёр, недалеко от Новгорода

Дреговичи

проживали по рекам Припять, Днепр и Неман

Полочане

к югу от Западной Двины

Волыняне

к югу от древлян

Древляне

южнее Припяти

Белые хорваты

на западных землях между Днестром и Вислой

Дулебы

к востоку от белых хорватов

Северяне

на берегах Десны

Уличи

от Днестра до Южного Буга

Вятичи

в верховьях Дона и Оки

Тиверцы

от Прута до Днестра

Радимичи

между Днепром и Десной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector